Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №2 (7) September, 2004

Theory of architecture

Агабабян К. А.

аспирант .
Научный руководитель: доктор искусствоведения В.И. Пузанов
ВНИИТЭ

,

КРЕАТИВНАЯ ИНДУСТРИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ МИРОВОЙ МОДЫ

Если говорить о современном мире моды и дизайна в целом, то мы увидим очень противоречивую картину того, что называется стилями и направлениями. В то же время, нельзя не обратить внимание на то, что есть некая общая направленность, которая ощущается в мировых тенденциях несмотря ни на что. Откуда возникает этот идеологический подтекст, и где за последнее время мы видим наибольшее количество идеологических, креативных разработок? Думаю, что не ошибусь, если назову Британию местом, которое представляет сегодня наиболее интересный дизайн и творческие концепции. Возможно это влияние истории культуры Англии и сложившееся у англичан нестандартное отношение к одежде, которое можно наблюдать в этиологии дендизма. О Британии в целом сложилось мнение как о консервативной, немодной и даже ненавидящей моду стране. Поэтому кажется невероятно удивительным тот факт, что именно из Объединенного Королевства в моду пришло много новых, интересных идей, оказавших важное влияние на изменившийся мир моды в целом.

«Английская мода очень креативна и экспериментальна. Кажется, что английские дизайнеры свободны от традиционных направлений и веяний, поэтому они стали лидерами. Они не связаны правилами и ограничениями, именно это делает моду Великобритании очень привлекательной», – высказывает свое мнение Анабель Дэфонтен. Британские дизайнеры всегда представляли интерес именно новизной своих идей. Эти новые идеи возникли с начала 1960-х годов, когда в молодежной культуре стали использоваться появляющиеся

различные, новые стили одежды. Мода 1960-х годов в целом производила очень противоречивое, хаотичное и даже разнузданное впечатление. Одновременно с существованием гармоничных форм присутствовали формы, в которых всё было дисгармонично и асимметрично, от силуэта до сочетания цветов. Пробные крайности были присущи и нравились в основном в молодёжной среде, воспринимаясь как знак отрицания и протеста против буржуазной добропорядочности и респектабельности. В этот период времени особой популярностью также пользовалась мода UNISEXE – бесполая мода, которая в дальнейшем оказала огромное влияние на стили конца 20 века (рис.1).


Рис.1. Йоджи Ямомото. Современный образ

Новый стиль молодежной моды ассоциировался прежде всего с такими дизайнерами как Мари Квант ( Mary Qvant) и Барбара Хулански ( Barbara Hulanicki). С момента их появления Лондон оказался «в лучах солнца», и уже с 1964 года французские дизайнеры Андре Курреж ( Andre Courreges) и Пьер Карден (Pierre Carden) осваивали элементы новой, взятой за образец моды в своей работе. Курреж сделал мастерскую ориентировку необычного, данного мотива. Позаимствовав идею, он возвел её в принцип, усилив её художественное и социальное звучание. Архитектоничные модели Куррежа были столь же продуманы и просчитаны, как платье Диора, выполненные из жесткой, почти всегда белоснежной ткани и дополненные сапогами того же цвета, открыли новую эру. Хотя Франция не утверждала молодежную моду, появление модного футуризма, сохранило свое место. Мери Квант очень точно, подробно описала новый стиль для девушек подростков с улицы - так называемой «уличной» модой. Новая сцена из культуры квакеров пришла из культуры хиппи. Лондон не является центром этого социального эксперимента, тем не менее, многие молодые люди из Объединенного Королевства проявляли симпатии по отношению к новому стилю. Кроме того, Англия имела хорошо сложившиеся традиции богемной одежды, идущие из эстетического движения 18-19 веков. Для примера, рассматривая в 1790 г. традиционные разделения богатства и хороших манер, мы можем пронаблюдать путь для новых веяний, воплощенный Краавчиком Бруммелем (Джордж Брайан) – первым денди. Как полагает историк моды Кристофер Брувард, традиции, которые установил первый денди, предлагают модели для понимания современного британского мужского платья (рис.2). Вознесённый как стилевой кумир, он предвещал грядущее господство моды и чувственности; одежда являлась мощным инструментом, и она была таковой две сотни лет назад для обозначения новых социальных и экономических направлений.

Джорж Брайан Браммель,
иллюстрация Роберта Дайтона,
1805 г.

Примерочная Тимоти Эвереста.
Фото Fuel, 2003 г.
Сэр Иен Маккеллан.
Фото Джеф Гилберт,
2002 г.

Британские потребители одобряют стили одежды, которые помещают их вне глобальной международной однородности, как индивидуумов или как членов классовых группировок с общими, но утонченными знаниями. Денди представляет собой портновский и поведенческий прецедент, который прославляет красоту в материальной культуре, проецируя на него превосходство; социолог Элизабет Вильсон предположила, что в стиле денди есть «шик восстания и классики». Определить, что такое дендизм, непросто. Если кратко, то это манера, состоящая из учтивого хладнокровия и безупречной одежды; дендизм не предполагает никакого социального различия, кроме как по вкусу. Цель сознающего себя денди – « скорее удивить, чем угодить; однако парадоксально, он отвергает искусственность и манерность. Хотя политическая позиция денди определяется нейтралитетом и исключает назойливость, но этот самый нейтралитет можно интерпретировать как радикальный. Этот стиль для многих дизайнеров в моде являлся лучшей музой 21 столетия. Помимо этого нельзя не отметить, что в конце 60-х годов 20 века в Лондоне бесчисленные течения, такие как рокеры, и ещё многие другие, трансформировались, преображались в уличную моду хиппи, и в конце концов их появление имело место. Антимода хиппи была воспринята даже более радикально, чем предшествующие молодежные стили, потому что олицетворяла собой преданность новому взгляду на ценности. Новые взгляды простирались от идолистических ( секс, наркотики и рок-н-ролл) до политических…

Противоречивая одежда Вивьен Вествуд содержала в себе сущность панковских взглядов, прежде всего подчеркивая смесь сексуальности и агрессивности. Но в связи с тем, что сама панковская культура изменилась и приобрела новые романтические черты, работы Вествуд тоже продолжали изменяться, эволюционировать, подчиняясь новым направлениям. Вествут сделала много новых дизайнерских открытий, к середине 1980-х годов она придумала корсет, который смешивал в себе верхнюю одежду и нижнее белье. Ещё одним её изобретением был мини-кринолин. Вивьен Вествуд всегда преувеличенно обостренно ссылалась на высокую культуру, историю, больше чем на стихийную моду улиц. Она повлияла на Зандру Роудс (Zandra Rhodes) и на многих европейских дизайнеров, таких как Жан Поль Готье (Jean Paul Gautier) и Кристиан Лакруа (Christian Lacroix) – они были многим ей обязаны. Для молодых британских дизайнеров Вествуд являлась « иконической» iconic фигурой в моде. Вествуд очень часто использовала в своей одежде элементы мужского кроя. Что же касается дендизма, как направление в то время он продолжил своё развитие в городской среде лондонской элитной коммерческой и социальной структур. Результирующая точность стиля денди в 1960-е годы, чья выразительность передана в наиболее интенсивном воплощении через канонический англо-итальянский костюм Mods, дала возможность осуществлению современных адаптаций философии Бруммеля.

Распространение мужского стиля жизни, которое нашло своё отражение в торговой и портновской атмосфере городской Британии в 1980-х и 1990-х годах, происходило из опытов молодых дизайнеров, рекламных работников, директоров по розничной цепи, фотографов и журналистов, чьи взгляды и потребительские привычки сформировались в тени « Павлиньей революции». Эти Mods и реформированные панки (включая Питера Йорка, Джорджа Девиса, Рэя Петри, Ника Логана и Робертса Элмса второго поколения) эффективно вынашивали планы возрождения в 1980-е годы прессы, посвященной стилю и Новому Человеку, уважению к их воспоминаниям о процветании послевоенной уличной культуры Лондона. Своими действиями они обеспечили выживание исключительной позиции денди и сохранили то, что историк Франк Морт (Frank Mort) упомянул как «культурную власть стиля» в арсенале дизайна современной британской моды. Несомненно, денди-стиль повлиял на городские манеры, характерные образы и направления современной моды.

Индустрия моды и текстильная промышленность издавна являлись одними из наиболее важных отраслей британской экономики. Всё это, в сочетании с интересными традициями новаторства, в Британской моде, породило новое поколение талантливых молодых дизайнеров, способных создать новые идеи для современного дизайна и удивить мир. Сегодня мода Великобритании на второй волне популярности. В тенденциях современной мировой моды прослеживается безусловное влияние британского дизайна, который славиться своей новизной. « В Великобритании всё еще можно найти молодых, талантливых и творчески свободных дизайнеров. Есть какая-то свежесть в самом бизнесе, потому, что они не подавлены общемировым вниманием. В них много индивидуальности и причудливости, в частности, у таких дизайнеров как Элли Кишимото и Софии Кокосалаки», - говорит Мария Луиза Пумайло.


Рис.4. Александр Маккуин.Модель из коллекции 2003 г.

За последнее десятилетие подиумные дизайнеры создали для себя жизненно важную нишу, увеличив число показов на Лондонской неделе Моды с ничтожных 15 в начале 90-х годов до 50 дефиле в современном расписании, не считая внеконкурсные показы. Сегодняшний список талантов Великобритании состоит из дизайнеров, которые сами пробили себе дорогу, включая такие « домашние» имена как Александр Маккуин, Стелла Маккартни, Джон Гальяно и Пол Смит. Они доказали, что британская мода – больше не «домашняя отрасль индустрии». Пол Смит сейчас может гордиться огромным международным оборотом, а Маккуин, Маккартни и Гальяно стали нертъемлемой частью мировых гигантов роскоши – Гуччи, LVMH. ( рис.4).

В лондонских колледжах непрерывно работает домашний конвеер по подготовке дизайнеров: почти к каждому сезону поспевает новый урожай талантов для официальных и неофициальных дефиле. Александр Маккуин учредил проект поддержки молодых дизайнеров, чтобы они могли открыть свой собственный бизнес сразу после окончания колледжа и заботливо выращивать брэнды под патронажем законодателей хорошего вкуса и при поддержке Награды Новому Поколению, присуждаемой Советом Моды Великобритании. Наряду с молодыми дизайнерами английской моды, которые придают ей своеобразный оттенок, костяк лондонских дизайнеров составляют те, кто выращивал свою творческую карьеру постепенно. Например такие таланты как Бэтти Джэксон, которая участвует в Лондонской Неделе Моды с конца 80-х и смогла сохранить доверие прессы и байеров. « Оглядываясь назад, на мою карьеру , я вижу, что есть одна причина для оптимизма, окружающего Лондонскую Неделю Моды: новое пополнение дизайнеров более сообразительное, чем мои сверстники 10 лет назад. Я почти единственная из них осталась в бизнесе, в то время как молодые дизайнеры Энтони Симондс, Маркус Люпфер и Климентс Рибейро демонстрируют свою живучесть в бизнесе и в глазах прессы».

Громкие имена в современной британской моде:

Александр Маккуин

Расхваленный «плохой мальчишка» британской моды, награжденный премией Ровер Британского Дизайна, дизайнер года, Александр Маккуин основал и развивает наиболее удачную и популярную линию дизайна. Удивительное мастерство Маккуина в работе с тканями – следствие его опыта работы портным с 16 лет в Андерсен и Шеферд, потом портным в знаменитом Севил Роу, после чего Маккуин перешёл работать в Дживс и Хавкс.

Он добавлял удивительное очарование театральным костюмам, делая их по оригинальным выкройкам 16 века. Влияние этой работы на дальнейшее искусство дизайнера прослеживается наиболее ярко и накладывает своеобразный отпечаток на его стиль. Первое шоу Маккуина на факультете моды в Сен-Мартине вызвало большой успех в глазах международной прессы. Успех следующих коллекций обеспечил ему возможность возглавить работу в парижском доме Живанши, контракт с которым был завершен после продажи контрольного пакета акций дому Гуччи, что позволило молодому дизайнеру расширяться на новых рынках, сохраняя при этом особенность своего стиля. Маккуин обладает особым мастерством публичной рекламы, он использует театрализованные шоу для привлечения внимания мировых СМИ. Его коллекции продаются сейчас в собственном магазине на Кондуит Стрит в Лондоне, в Джозеф, Херродс, Колет в Париже, Сэйкс в Нью-Йорке и в других магазинах. Коллекции короля британского, авангардного дизайна отличаются превосходным образцом техники тщательного и элегантного пошива.

 Клементс и Рибейро

Одно из самых удачных британских дизайнерских партнерств Сюзанна Клементс и Инакио Рибейро. Их особое, даже несколько пренебрежительное отношение к традиционной элегантности принесло им многочисленное число поклонников-любителей утонченных комбинаций цвета и материала.

Клементс – динамичная и дерзкая, Рибейро – более умеренный и превосходный колорист. Оба дизайнера проходили обучение в Колледже Святого Мартина. Поженившись в 1992 г., они переехали на родину Рибейро – Бразилию, где работали с различными домами моды и тогда же начали выводить концепцию своего лейбла. Переехав обратно в Лондон они создали Клементс Рибейро

С того момента эта пара занималась многими направлениями. Они были первыми, кто стал работать с кашемиром как со штапельным материалом, разноцветно – полосатыми тканями для «двоек», их примеру последовали многие.

Эклектический прорыв Климентс Рибейро выражается прежде всего в миксе текстур тканей и декора, цветовой гамме пестрого орнамента и полоске, украшениях из тибетской ламы и вышивке; далее в клетчатой шерстяной ткани и кашемире бок о бок с шифоном появляется тонкая светлая полоска на ткани

Возглавив Французский дом моды Кашарель год назад , они занялись новой линией – роскошной детской одеждой, чтобы отпраздновать рождение сына. Модельеры популярны во всем мире, особенно в США, где у них много клиентов – знаменитостей, таких же эклектичных, как они сами: Мадонна, Гвинет Пелтроу, Камерон Диаз, Брэд Питт и Принц.

Джулиен Макдональд

Если бы модельеры состязались за звание вундеркинда моды, то его получил бы Джулиен Макдональд. Во время учебы в Королевском Колледже Искусств он уже работал дизайнером по трикотажу в Шанэль у Карла Лагерфельда, устраивал различные шоу, отличавшиеся роскошной организацией самого публичного мероприятия и изумительным комплексом превосходного трикотажа и художественностью дизайна. Творения Макдональда, конечно же, не для тихонь . У него есть способность создавать захватывающую дух вещь, имея чуть больше клубка шерсти и вязальную машину. Несмотря на кажущуюся хрупкость, его вещи несут в себе идею универсальности: многие из них запросто помещаются в дамскую сумочку. Недавно он создал коллекцию более существенных вещей и достиг той же пылкости, следуя своей стройной линии кроя в традиционной джинсовой одежде. Ответ Великобритании Версаче – Макдональд возглавил женскую линию Французского Дома Живанши, но продолжает поддерживать высокий стандарт своих английских коллекций.

В 2001 году он был награжден премией Ровер за самые шикарные образцы британской моды. Среди его клиентов есть популярные исполнители: Керри Метьюз, Дженифер Лопез, модели Наоми Кэмпбелл и Кейт Мосс; такие актрисы как Шэр и Николь Кидман . Если в городе проходит премьера фильма, то платье от Макдональда будет в центре внимания публики.

Мужская одежда в Британии сегодня.

За последние десять лет рынок классической мужской одежды в Великобритании пережил стилистическую революцию. Как только традиционные обитатели Сэвил Роу представили на внутренний рынок новую концепцию официального мужского костюма, он стал осознаваться не только как необходимый реквизит для работы в офисе, но как альтернативный конкурент развитой отрасли повседневной одежды. Яркий подкладочный шелк Пола Смита, остроумная тонкая светлая полоска Ричарда Джеймса, «урезанный» классический силуэт Тимоти Эвереста – всё это привело к мировой переоценке работы британских дизайнеров и поставило их рядом с таким итальянским мега-брендом как Армани и немецким Хуго Босс.

« Вначале надо было убрать некую духоту и снобизм с Севил Роу и создать сервис, подходящей новому поколению мужчин, утомленных диктаторством моды, желающих создавать свой собственный стиль», - говорит Эверест о своей роли в швейной индустрии. Несмотря на то, что их основным бизнесом является пошив одежды на заказ, эта марка появилась на рынке готовой деловой одежды и продается теперь в 30 магазинах со своими собственными складами. Эверест консультирует» Автограф» в Маркс и Спенсер и отдел деловой одежды в Сарториал, а также является креативным директором классического британского брэнда ДАКС. Крис Скот - Грей из Совета Мужской одежды отмечает: « Эксклюзивная одежда закрепила свою лидирующую роль на рынке, в то же время компании на среднем уровне поняли, что наконец появилась альтернатива офисному стилю: в одежде присутствует элемент формальности, но в то же время она остается по своему существу стильной».

После того как Смит и К удачно провели рекламу Сэвил Роу, английское швейное мастерство по существу стало душой Британской моды, отличающей её от силуэта Армани , который доминировал в мужской моде все последние 15 лет.

«То, что мы делаем – это по сути карикатура традиционного британского образа», - говорит портной Ричард Джеймс, специалист по пошиву одежды на заказ, лауреат премии Ровер Британского Дизайна 2001 в области мужской одежды. Как и у Эвереста, бизнес Джеймса построен на пошиве одежды на заказ, хотя экспорт его продукции достаточно развит, особенно в Америке, где его коллекции готового платья есть в магазинах Бергдорф Гудмэн и Нэйман Маркус.

Пол Смит

Всего за 30 лет он построил империю с мировым объёмом экспорта, стал особенно популярен в Японии. Недавно посвященный в сан рыцаря, Пол Смит является наиболее удачливым коммерсантом в моде. В течение длительного времени Смит был дирижером индустрии моды Великобритании, это второй человек из мира моды, который удостоен звания рыцаря.

Из этого краткого обзора можно судить, насколько успешно развивается Британская мода и как сильно ее влияние на мировой рынок в целом. Конечно, большую роль здесь играют богатые традиции и прекрасные дизайнерские школы, которые позволяют развиваться молодым талантам. « Британская система образования основана на поддержке талантов независимо от их социального статуса, именно поэтому мы производим так много одаренных художников-модельеров», – считает Одри Крессуэл, попечитель недели моды выпускников.

«Лондон славиться своим вдохновенным дизайном и новыми талантами. Из сезона в сезон мы подтверждаем эту репутацию. Британский совет моды совместно с Маркс Энд Спенсер поддерживает молодую оригинальную моду Британии, которая двигает вперед всю индустрию моды».–Энн Тиррел, Вице-председатель Британского Совета Моды.

 Примечания

1. «Fashion» - Британская мода, подготовлено коммерческим отделом и отделом прессы и связей с общественностью британского посольства в России. 2004

2. 21st century Dandy – издание подготовлено отделом Искусства, Архитектуры и Дизайна, Британский совет, Лондон 2003

 

 

Citation link

Агабабян К.А. КРЕАТИВНАЯ ИНДУСТРИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ МИРОВОЙ МОДЫ [Электронный ресурс] /К.А. Агабабян //Архитектон: известия вузов. – 2004. – №2(7). – URL: http://archvuz.ru/en/2004_2/5 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 29.09.2004
Views: 60