Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №2 (10) June, 2005

Theory of architecture

Атанова Екатерина Павловна

магистрант
Научный руководитель: доктор архитектуры, профессор В. А. Колясников.
УралГАХА

,

О ПРОГРАММЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ АНСАМБЛЕЙ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

Актуальность проблемы: Одним из важнейших направлений решения задачи гармонизации взаимодействия человека, природы и архитектуры является композиционная организация градостроительных объектов. Вершиной композиционной организации является формирование ансамбля. Проблема формирования и развития архитектурного ансамбля всегда имела место в теории архитектуры и градостроительства. Но сегодня, в ряде градостроительных ситуаций, проблеме формирования архитектурных ансамблей уделяется недостаточно внимания. Стоимость земли, вкусы инвесторов, наличие различных форм собственности обусловили штучное строительство, которое часто не пытается установить гармонический контакт с окружающей застройкой. В результате город трансформируется в конгломерат индивидуальных финансово-строительных жестов. Должны ли быть новые сооружения в центре города гармонично включены в существующую городскую ткань, составить ансамбль? Ответом на этот вопрос может быть новая концепция формирования архитектурного ансамбля в современных социально-экономических условиях. Ядром такой концепции следует считать принципы создания ансамбля на основе единства стилистического разнообразия при реконструкции исторически сложившейся среды и использования определенного стиля при единовременном строительстве.

Степень изученности проблемы: Фундаментальными работами в области формирования архитектурных ансамблей, необходимо назвать исследования таких авторов как Бархин М.Г., Бунин А.В., И. Грузе, Жолтовский Н.В., Иконников А.В., Р. Крие , К. Линч, Ранинский Ю.В., Саваренская Т.Ф., Смоляр И.М., Тверской А.М., Яргина З.Н. и других. Ансамблевый подход предусматривает преемственное развитие принципов композиции, установленных данными авторами.

Сегодня проблема формирования города как системы ансамблей, а также новаторских подходов к созданию ансамбля исследуются отечественными учеными такими как Смоляр И.М. и др. Из зарубежных исследователей следует отметить И. Дженкса, Р. Крие, А. Габриэля, К. Маркварта, Г. Мевеса, А. Полисано и других.

Проблема ансамбля находится в поле внимания уральских ученых Щипицыной О.А., Колясникова В.А. Вместе с тем, комплексных систем исследований проблем формирования архитектурных ансамблей в новых социально-экономических условиях до сих пор не опубликовано. Не решена крупная проблема формирования современного стиля в архитектуре ни в теории, ни в практике.

Цель исследования – разработать теоретическую концепцию формирования архитектурного ансамбля с учетом новых социально-экономических условий; апробировать эту концепцию в экспериментальном проектировании. Характеристика концепции определяется предметом исследования.

Предмет исследования – принципы, закономерности формирования архитектурных ансамблей с учетом социально-экономических условий.

Задачи работы:
- определить понятия архитектурного и градостроительного ансамблей;
- дать характеристику этапам развития представлений об архитектурном ансамбле в XX и в начале XXI вв;
- определить тенденции развития теории и практики архитектурного ансамбля, систематизировать современный опыт формирования архитектурных ансамблей;
- разработать концепцию архитектурного ансамбля «Стиль XXI века»;
- разработать модели основных типов архитектурных ансамблей центра г. Екатеринбурга и определить условия их реализации.

В рамках формирования программы исследования даются следующие исходные понятия:

Ансамбль (фр. букв. – вместе стройное целое, совокупность) – 1) в архитектуре и градостроительстве означает согласование, продуманное, гармоничное единство в расположении группы зданий, образующих целостную архитектурно-пространственную композицию; 2) в садово-парковом искусстве – пространственно и функционально связанная совокупность сооружений, растительности, водоемов и других элементов ландшафта, образующих целостную архитектурно-художественную композицию.

Архитектурный ансамбль – совокупность зданий, сооружений и окружающей среды, являющаяся высшей формой архитектурной композиции. Под архитектурным ансамблем понимается совокупность ряда архитектурных сооружений, которые обладают определенным архитектурно-планировочным единством, пространственно взаимодействуют между собой.

Градостроительный ансамбль – комплекс сооружений, объединенных архитектурным замыслом: по стилистике здания разные; разновременный и формируется длительное время; включает в себя несколько архитектурных ансамблей.

Такие понятия являются результатом развития концепций архитектурных ансамблей в градостроительной теории и практике XX – XXI вв.

Концепции архитектурного ансамбля в градостроительной теории и практике XX – начала XXI вв.

Группа российских исследователей

1900-1910 гг. 1920-1930 гг. 1935-1955 гг. 1960-1990 гг. 1990-2005 гг.
  Ле Корбюзье
Принципы
современной
архитектуры.
Жолтовский Н.В.
Концепция
«растущего»
архитектурного
ансамбля.
Ранинский Ю.В.
Концепция
разновременного ансамбля.
Яргина З.Н.
Целостность
градостроительной
композиции
как свойство
художественного
объекта.
    Савицкий Ю.Ю
Принципы
ансамблевой
композиции.
Иконников А.В.
Концепция
системности
архитектурного
ансамбля
Щипицына О.А.
Принципы,
определяющие
специфику и
уникальность
образа.
      Егоров Ю.А.
Приемы
композиции
архитектурных
ансамблей
Колясников В.А.
Концепция «наосферного»
ансамбля
      Бархин М.Г.
Квантовая
концепция
архитектурного
ансамбля
 

Группа зарубежных исследователей

      Ч. Дженкс
Концепция
«космогонической»
архитектуры
Ч. Дженкс
Новая
парадигма в
архитектуре
      К. Линч
Концепция
единого
художественного
каркаса.
А. Габриель
Концепция
города
нормальности

Рассмотрев концепции архитектурного ансамбля в градостроительной теории и практике XX – начала XXI вв. и определив характеристики основных этапов развития архитектурного ансамбля на данном этапе исследования, мы можем сделать вывод, что развитие архитектурного ансамбля происходило волнообразно: стадии развития и расцвета архитектурного ансамбля сменялись стадиями его кризиса. Сейчас наблюдается стадия кризиса принципов ансамблевости: штучное строительство, смешение стилей и т.д.

Понятие о совершенстве и красоте в архитектуре менялись, но оставались неизменными стремление к гармонизации, выразительности и упорядоченности. Концепции, приведенные в таблице, являются центральными категориями современного градостроительства. Из них следует выделить концепцию, связанную с категориями наосферы и градостроительной композиции. Категория наосферы выражает базовый целевой ориентир формирования среды, а категория композиции – ведущее архитектурно-планировочное средство достижение данного ориентира.

Дальнейшее развитие среды возможно по двум сценариям. Первый сценарий предусматривает ведущую роль в архитектурно-художественном замысле идей движения к наосфере ; переход от крупных градостроительных ансамблей к системе микро- и мезоансамблей, учитывающий местные социально-экономические условия; диалог новаторства и традиций; разработку «наосферного стиля». Второй сценарий может быть ориентирован на отказ от понятия ансамбля с принципиально новым содержанием задач и принципов композиционной гармонизации пространственной среды.

References

1. Архитектурно-художественная композиция: сб. науч.-метод. тр. /Под ред. В.И. Иовлева. – Екатеринбург: Архитектон, 2004.

2. Баранов И. Лавро В. Основы советского градостроительства. Т. 4. – М., 1969

3. Бунин А.В. Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства. – М., 1979.

4. Габриель А.. Будущее городов // Зодчество мира. – М., 2000.

5. Груза И.. Теория города. – М., 1972.

6. Иконников А.В. Архитектура города. – М., 1972.

7. Колясников В.А. Теория градостроительства: Современные направления и концепции. – Екатеринбург, 2003.

8. Проблема ансамблей в советской архитектуре:  сб. ст./ Под ред. К. Трапезникова. – М., 1952.

9. Ранинский Ю.В. Основные принципы сохранения и использования памятников архитектуры в ансамбле города. – М., 1980.

10. Савицкий Ю.Ю. Архитектура капиталистических стран. – М., 1973.

11. Яргина З.Н. Эстетика города. – М., 1991.

Citation link

Атанова Е.П. О ПРОГРАММЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ АНСАМБЛЕЙ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ [Электронный ресурс] /Е.П. Атанова //Архитектон: известия вузов. – 2005. – №2(10). – URL: http://archvuz.ru/en/2005_2/18 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 29.06.2005
Views: 54