Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №2 (10) June, 2005

Theory of architecture

Трубецков Кирилл Евгеньевич

аспирант.
Научный руководитель: кандидат архитектуры, доцент А.В. Меренков.
УралГАХА

,

ПРОСТРАНСТВО БИБЛИОТЕКИ КАК ГЛОБАЛЬНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ЦЕНТРА

Проблемы функциональной организации внутреннего пространства
 

Здания библиотек утрачивают востребованность и актуальность в современном обществе, где доступ к информации стал возможен не только через традиционные носители (книги, периодические издания), но и посредством доступа к глобальным информационным сетям, Интернет, возможностью электронного обмена информационными данными. В такой ситуации для доступа к информационному пространству не требуется специальных средств и условий – достаточно наличия мобильных средств связи и персонального компьютера. Здание библиотеки, как архитектурная типологическая единица, завершает цикл развития и возвращается к первопричинам своего возникновения. В данных условиях потребность общества в библиотеках, как центрах получения и обмена информацией, снижается до минимума, оставляя только необходимость в здании, для использования его под книгохранилище и архив.

Но пространство библиотечных зданий, кроме функций хранилища информации на различных физических носителях и функций сортировочного центра, сосредотачивает в себе еще несколько важных общественных и публичных функций. В пространстве библиотечного здания происходит обмен информацией не только между «читателем и книгой», но и между читателями, персоналом библиотеки. Социологические исследования показывают, что библиотеки посещают самые различные категории читателей и с разной частотой. Но в данном случае важен сам факт контакта посетителей друг с другом и то, что это происходит чаще всего внутри здания библиотеки. Задача архитектора – создать все условия для обеспечения максимального продления этих контактов и наиболее удобных условий для того, чтобы сохранить их в пространстве библиотеки. Библиотека должна развиваться как пространство, аккумулирующее контакты ее посетителей. Задача состоит в том, чтобы сохранить информационное поле межличностного общения в пространстве библиотечного здания. Эта важная миссия возлагается, в первую очередь, на архитекторов и проектировщиков библиотек.

Для решения этих задач предполагается расширение функциональной насыщенности здания библиотеки. Перед архитектором ставится проблема соединения нескольких функций в одном объеме, разнотипных по своему характеру. Здание библиотеки посредством функционального наполнения должно стать глобальным общественно-информационным центром.

Современные условия диктуют необходимость совмещения традиционной библиотеки, обеспеченной читальными залами для детей и взрослых, с возможностями доступа к современным способам получения информации, таким как информационные сети. Проектирование компьютерных залов для библиотек на сегодняшний день еще не освоено архитекторами в достаточной мере. Регулярное изменение нормативов по проектированию этого типа помещений ясно говорит о том, что процесс находится в начальном этапе освоения. Подход к проектированию, безусловно, должен учитывать уникальные особенности и требования в каждом случае отдельно. Но назревает необходимость в разработке общих принципов и рекомендаций организации этого типа помещения, размещения его в библиотечном здании и обеспечения удобных и комфортных условий использования посетителями. Необходимы:
- разработка рекомендаций по эргономике и расположению компьютерной мебели, обеспечение ее мобильности и вариабельности к различным условиям использования;
- разработка систем освещения рабочих мест;
- решение задач инженерных систем по обеспечению достаточного воздухообмена, отопления, кондиционирования и многих других.

Для расширения учебно-познавательных функций библиотечного здания возможно размещение внутри его объема выставочно-экспозиционных площадей. Проведение тематических выставок увеличивает интерес публики, разнообразит и помогает в освоении информации. Задача архитектора в этом случае состоит в обеспечении необходимого объема площадей, доступности для посетителей выставки, информативности и логичности построения выставочных пространств. Необходимо учитывать различие в условиях экспонирования информационно-документальных и художественных предметов. Подобные залы должны иметь достаточную поверхность стен для размещения выставочных образцов.

Немаловажным фактором в обеспечении работы библиотеки как информационно- общественного центра является размещение внутри нее лекционных и конференц-залов, зрительных залов для просмотра видеоинформации и даже театральных постановок. Чаще всего требуется совмещение этих функций в целях экономии пространства и унификации помещений к различным условиям использования. Перед архитектором стоит задача предусмотреть возможности для универсального использования этих помещений, совмещая весьма различные требования по использованию искусственного и естественного освещения, размещения сидячих мест для зрителей, обеспечения места для выступления лектора, размещения осветительного и звукового оборудования. Также необходимо учитывать требования специальных технических норм и норм эвакуации.

В здании библиотеки возможно размещение специализированных учебных классов, классов для кружковых занятий и детских комнат для младшего возраста, для расширения круга привлечения возрастных групп, посещающих библиотеку. Важно уже на стадии проектирования сделать попытку архитектурными средствами обеспечить комфортные условия внутри этих помещений для посетителей, предупредив возникновение посторонних шумов и других отвлекающих внимание посетителей факторов. Также в этих помещениях необходимо предусмотреть достаточную мобильность оборудования для обеспечения быстрой перестановки мебели. При этом техническое оснащение современными средствами коммуникации и связи должно предусматривать возможное использование персональных и мобильных компьютеров.

Подводя краткие итоги, необходимо отметить важные тенденции, которые должны наметиться в развитии функциональной организации библиотечного здания. Современная библиотека должна избавиться от установленной четкой иерархии организации внутреннего пространства. Принцип «one room library» – композиционно свободная планировка, перетекающие друг в друга пространства помещений способствуют полноте освоения посетителями всего здания в целом, а не обособленной его части. Этот принцип реализован во многих современных проектах , в том числе в зданиях библиотек Калифорнийского Университета в Ирвине, (проект Майкла Уилфорда и Джеймса Стирлинга); суперсовременной библиотеки Пекхама в Лондоне (Алсоп аркитектс); медиатеки в Париже (проект Марио Ботта и Марка Живри). Большее насыщение разнообразными функциями объема общественного центра способствует раскрытию его образовательных возможностей. Общая программа культурных и тематических мероприятий для всего центра делает его еще более привлекательным для посетителей. Человек, пришедший на выставку, может заинтересоваться библиотекой и продолжить свое пребывание внутри.

Таким образом, мы видим, что за последующие два-три десятилетия образ публичной библиотеки должен существенно измениться. В результате эволюционного изменения и замены технологического оборудования, носителей информации должно измениться само понятие «библиотека». Из хранилища с ограниченным доступом библиотека станет общественно-информационным центром, местом проведения досуга и центром образования.

References

1. Шульмейстер М.Ф. Детские библиотеки. – М.: Стройиздат, 1978

2. Библиотеки Великобритании. – М.: Стройиздат, 1975

3. Современные библиотеки США.– М.: Стройиздат, 1987

4. Жаклин Гаскюэль. «Пространство для книги».– М.: Рудомино, 1995

5. L` Architecture D`aujord`hui 1998-2003

6. Taschen, Contemporary European Architects 1-3 том

Citation link

Трубецков К.Е. ПРОСТРАНСТВО БИБЛИОТЕКИ КАК ГЛОБАЛЬНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ЦЕНТРА [Электронный ресурс] /К.Е. Трубецков //Архитектон: известия вузов. – 2005. – №2(10). – URL: http://archvuz.ru/en/2005_2/27 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 29.06.2005
Views: 76