Architecton: Proceedings of Higher Education №1 (13) March, 2006
Theory of architecture
Кузьменко Светлана Никитична
кандидат архитектуры, доцент кафедры архитектурного проектирования,
факультета архитектуры, искусств и строительства,
Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого
,
МЕТОД СОЗДАНИЯ ПРОЕКТНОГО «КЛЮЧА» - «ПРОУНА» И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ В АРХИТЕКТУРНОМ ТВОРЧЕСТВЕ
Abstract
Метод актуален в условиях реконструкции и современного проектирования в исторических городах, в развитии образных черт городского организма и архитектурных традиций, их сочетания с новыми, нетрадиционными образами и формами, для создания среды или объекта в «духе» конкретного архитектурного сооружения или в творческой концепции знаменитого архитектора.
В архитектурном проектировании необходимы композиционные навыки и умение анализировать объекты архитектурно-пространственной среды с целью создания нового сооружения, или благоустройства, соответствующих «духу» места, где «дух места» – это «предмет», качеством своим соответствующий качеству видящего? и через знание исторического потенциала места (архитектурно-пространственной среды) постигается вся глубина смыслов и символов, которые несут на себе памятники архитектуры и окружающие их пространства.
Следовательно, чтобы создать гармоничную человеку архитектурную среду, донести до него ценную для данного места информацию, помочь проникнуться, постичь «дух места», необходимо исследовать и проанализировать материальные ценности (в виде архитектурных зданий и сооружений), литературные и исторические источники, мифы и легенды, значимые события, которые, посредством архитектурных знаков и символов, органично ввести в современную жизнь и обогатить её.
Особенно данный метод может быть полезен при проектировании в потенциально богатой памятниками архитектуры и знаковыми зданиями (в свою очередь, обладающими богатым потенциалом архитектурных элементов или особой формой), архитектурно-пространственной среде исторического города.
«Проун» – сокращённое название композиционного упражнения – «проекта утверждения нового», целью которого является установление историко-культурных рядов, параллелей развития способов изображения пространства в искусстве и математике. Знаменательно оно тем, что фиксирует взаимодействие, взаимосвязь научной и художественной мысли, их единство. Задача – изображение воображаемого мнимого пространства. Этот термин был введён архитекторами – конструктивистами, в первую очередь Элем Лисицким, в начале XX века. «Проуны» заключали в себе потенциал создания «новой симметрии реального строительства как основы новой архитектуры в полном смысле этого слова» (Э. Лисицкий).
В современном архитектурном языке термин «проун» применяется в композиционной комбинаторике как «проектная универсалия». Она может содержать в себе культурные, архитектурные и композиционные особенности, смыслы и архетипы – простые сочетания наклонных или вертикальных линий, которые символическим образом придают пространству структуру; затем более сложные композиции, в которых уже имеется сочленение внутреннего и внешнего), выявленные и необходимые в развитии творческой мысли.
Особо актуально создание и применение «проектной универсалии» при учебном и практическом архитектурном проектировании в городской среде, богатой памятниками архитектуры, значимыми, или знаковыми (обладающими эстетической ценностью, то есть имеющими ценность для восхищённого взгляда туриста и важными в повседневной жизни горожанина) сооружениями. «Проун», таким образом, становится проектным «ключом», источником информации, закодированной исследователем-проектировщиком, для последующего применения в творческом процессе.
Метод создания проектного «ключа» – «проуна» состоит в выполнении следующих исследовательских, аналитических и комбинаторных действий:
1. Анализ фасадов исторических улиц – выявление знаковых зданий и фиксация памятников архитектуры.
Исследование выполняется на эскизах фасадов исторических улиц, представляющих собою фронтальные композиции, выполненные в чёрно–белой графике. Такой подход позволяет ограничить совокупность факторов, сопутствующих возникновению актуальных значений при восприятии архитектурных объектов, таких как: светотеневые отношения (показатели плановости), влияние окружающей среды, объёмные характеристики, конфигурация (план), цвет и сконцентрировать внимание на ортогональном изображении объекта исследования в его чистоте.
На этом этапе не следует уделять пристального внимания конкретным архитектурным деталям и элементам зданий и сооружений, а только их количеству, значимости при восприятии объекта, ценности и красоте. Анализ состоит в фиксации знаковых зданий и сооружений в таблицах под эскизными развёртками улиц. Таблицы должны содержать несколько позиций: во-первых, указание уровней анализа – зона цоколя, зона фасада и зона завершений, в которых элементы каждой зоны фиксируются условным обозначением. Количество этих обозначений даёт исследователю возможность выбора знакового здания или сооружения для дальнейшего изучения и более глубокого анализа. Этот выбор фиксируется в следующей графе таблицы также условным обозначением. Кроме того, в таблице указываются памятники архитектуры, археологии, истории и даётся информация о названии их и датировке строительства или переустройства.*
2. Визуальное обследование знаковых сооружений и памятников архитектуры, составление кроков, эскизов, обмеров.
Локальный (детализированный) уровень исследования знаковых зданий и сооружений представляет собой один из путей детального изучения отдельных архитектурных сооружений с целью конкретизации их содержания или развития профессионального языка специалиста.
3. Выполнение ортогональных чертежей (в одном масштабе).
4. Пропорциональный анализ.
Выявление математических закономерностей (пропорций и соразмерностей) построения основных архитектурных форм и сочетания элементов сооружения, особенности развития пропорционального строя и форм.
5. Выявление визуальных структур архитектурной формы (по Пронину):
-
структура вертикальных и горизонтальных членений фасада;
-
размещение, форма и размеры проёмов;
-
структура архитектурных акцентов;
-
сочетание различных фактур и материалов (гладкая поверхность, кирпичная кладка, каменная кладка).
6. Выявление структурной основы формы – каркаса осей.
7. Составление алфавита характерных архитектурных элементов и форм, отбор выявленных особенностей и композиционных закономерностей, в основе чего лежит изучение фасадов как каталога всевозможных форм /рис.1/.
Рис.1. Алфавит форм
Предметом исследования этого уровня являются информационно-эстетические качества знаковых зданий и сооружений, то есть материальные элементы форм произведения архитектуры, как части практически используемого объекта и в то же время как знаки, несущие информацию и служащие для выражения художественно-образного содержания.
8. Создание композиции на плоскости – проектного «ключа» - «проуна» /рис.2/.
Плоскостное изображение новой пространственной выразительности – воображаемого мнимого пространства. В композиции используются наиболее яркие и значимые особенности, выявленные в пунктах 2 – 7 предлагаемого метода.
Рис. 2. Плоскостная композиция – «проун»
9. Используя «проун» (пункт 8), выполняют объёмно-пространственные модели (макет) или аксонометрические изображения, в зависимости от поставленной проектной задачи, или в «духе» исследуемого памятника архитектуры, или группы сооружений, или полным набором знаковых зданий и памятников архитектуры:
-
плоский рельеф (нюансное отношение горизонтальных плоскостей – обзор с одного фронта) /рис.3/,
-
объёмная композиция (контраст объёма и рельефа – круговой осмотр) /рис.4/,
-
глубинно-пространственная композиция (взаимоотношение объёмов, соединённых низким рельефом – движение вглубь пространства) /рис.5/;
Рис. 3. Плоскостная композиция | Рис. 4. Объемная композиция | Рис. 5. Глубинно-пространственная композиция |
10. Воплотить в эскизах, ортогональных и аксонометрических чертежах поставленную изначально задачу на проектирование, используя проектный «ключ» – графическое и объёмное выявление архитектурного решения.
Этот путь особенно актуален в условиях реконструкции исторических городов, где возникает необходимость развития образных черт городского организма и архитектурных традиций, их сочетания с новыми, нетрадиционными образами и формами. Данный метод можно использовать в поиске структуры благоустройства памятника архитектуры, при проектировании в исторической среде с особым потенциалом архитектурных памятников (использовать синтезированное знание), для создания среды или объекта в «духе» конкретного архитектурного сооружения или в творческой концепции знаменитого архитектора.
Владение данным методом позволит наиболее полно и точно «вжиться» в «среду» и грамотно выполнить проектное задание, однако, любые правила не более чем условность, плод вековых наблюдений природы. Но природа, следующая законам естества, до бесконечности многообразна – такой же должна быть архитектура.
Метод создания проектного «ключа» (проуна) отрабатывается в процессе изучения и освоения завершающего этапа курса композиции – «Теория архитектурной композиции и анализ».
Хочется заметить, что данный метод дал результаты в работе и над дизайнерскими проектами по дисциплине «Спецпроектная графика». Изменился лишь предмет исследования, коими стали аналоги, особенности и характер потребителя, материалы, технологии и пр., выраженные графическим языком и сведённые в проектный «дизайн-ключ».
*Далее действия выполняются или с отдельным объектом, или группой сооружений, или с полным набором знаковых зданий и памятниками архитектуры улицы, квартала, района и пр., если в таком объёме есть необходимость для решения поставленной архитектурной задачи.
Citation link
Кузьменко С.Н. МЕТОД СОЗДАНИЯ ПРОЕКТНОГО «КЛЮЧА» - «ПРОУНА» И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ В АРХИТЕКТУРНОМ ТВОРЧЕСТВЕ [Электронный ресурс] /С.Н. Кузьменко //Архитектон: известия вузов. – 2006. – №1(13). – URL: http://archvuz.ru/en/2006_1/1
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная