Architecton: Proceedings of Higher Education №1 (13) March, 2006
Theory of architecture
Соколкова Екатерина Михайловна
аспирант кафедры ОАП.
Научный руководитель: кандидат архитектуры, профессор А.А. Барабанов.
УралГАХА
,
МЕТОД "РАСПОЗНАВАНИЯ И СИМВОЛИЗАЦИИ" В ТВОРЧЕСТВЕ З. ХАДИД
Abstract
В связи с изучением механизмов символизации в архитектуре открывается возможность появления новой методики в обучении архитектурной композиции – метод «распознавания и символизации». Механизм данного метода (основанный на принципе «вчувствования» и «сопереживания») состоит в том, что на поверхность «вытаскиваются» наиболее значимые для человека переживания, связанные с процессом осознания реальности и соотнесения ее с собой. Поскольку человек живет в мире объективном (реальном мире), его внутреннее содержание меняется под воздействием внешних факторов. В свою очередь, объективный мир реагирует на субъект – его чувства, мысли и действия. Создание «срединного мира» (области фантазии) – есть процесс создания переходной области между субъектом (архитектором) и объектом (внешним миром). Главное условие создания «срединного мира» – есть акт символизации, посредством которого объект наделяется свойствами субъекта, а субъект – свойствами объекта. На примере творчества З. Хадид интересно проанализировать процесс создания «срединного мира» и конструирования внешней реальности [4], [5].
Заха Хадид принадлежит к поколению людей, которым на рубеже тысячелетия исполнилось пятьдесят. Это послевоенное поколение бунтарей, сформировавшееся в полярном нестабильном мире. Их молодость прошла под знаком Beetles, Doors, Rolling-Stones. Они участвовали в движении хиппи, пережили секс-революцию, воевали во Вьетнаме… Архитектура З. Хадид вобрала в себя энергию протеста и разрушения, которое было свойственно этому поколению. Архитектура Хадид интернациональна. Корни её легко проследить. Они уходят в футуризм, пуризм, конструктивизм начала ХХ века.
Рис.1. Корни архитектуры Захи Хадид уходят в мир авангарда и конструктивизма.
Но она тянется дальше, вверх, в иную плоскость, в другой качественный уровень.
В любой революции есть логика, и на обломках старого порядка неизменно возникает новый. Осколки старой структуры перекомпоновываются, но принципы их новой компоновки не всегда отличаются от старых. Так, на месте прежних иерархий выстраивается новая, «кто был ничем – становится всем», но принцип правления новой власти остаётся неизменным. В архитектуре существуют законы формообразования, которые порождены физиологией человеческого тела, и из века в век используются одни и те же формы (модификации) упорядоченности. Их немного: на высшей ступеньке иерархии упорядочивания стоят линейные структуры, простейшие геометрические формы: круг, квадрат, треугольник, которые топологически едины. Кроме того, в упорядоченности создают систему горизонталей и вертикалей, которые неизменно рождают прямой угол, воспринимаемый человеком как единственно правильный. Это доказывается тем, что с древнейших времён структура на основе прямого угла не перестаёт быть актуальной. Архитектура античного стиля также строится, в основном, на основе прямоугольных структур. Попытки уйти от прямоугольности предпринимались также отцами интернационального стиля: Ле Корбюзье, Весниными, Лисицким, Черниховым. Эти попытки архитектуру прямого угла не сломали.
Заха Хадид сделала попытку создать собственный архитектурный язык и композиционную логику на отрицании прямого угла. И так как она выросла на определённых принципах формообразования, её энергия отрицания коснулась, прежде всего, их. В каждой композиции сделать противоположное – означало использовать уже не прямые углы, а острые, не прямые стены, а изогнутые по дуге. Но было бы слишком просто думать, что Хадид просто заменяет одно на другое. Нет, она взрывает привычные конструкции и структуры и создаёт хаос. Обломки существовавших некогда структур необходимо упорядочивать, и З. Хадид, хочет она того или нет, использует всё те же древние принципы упорядочивания, из которых она выбирает преимущественно линейное упорядочивание. Но З. Хадид не была бы столь знаменита, если бы свой язык формообразования она строила только на этом.
В современном искусстве многие формальные приёмы сформировались в кинематографе (параллельный монтаж, сопоставление нескольких планов, полиэкран, развёртывание панорам во времени и т.д.). Но для архитектуры кинематографические приёмы построения свойственны не были. Архитектура – это искусство, в котором временной фактор связан только с восприятием. З. Хадид нашла способ внести кинематографические принципы в саму структуру проектирования. Известно, что наиболее детально запоминается пространство, видимое с одной характерной точки восприятия [2]. В кинематографе это называется «взять кадр» – какой-либо фрагмент изображения берётся в ограничительные рамки, становится композиционной единицей. По определению С. Эйзенштейна, кадр – это ячейка монтажа. Отдельные, уже отснятые фрагменты (кадры) склеиваются затем в единое целое в соответствии с режиссёрским замыслом. Эти же кинематографические приёмы используются для построения архитектурного пространства З. Хадид. З. Хадид создаёт своё пространство на основе структурных схем.
Рис. 2.
Исторически в архитектуре есть четыре типа построения архитектурного пространства:
1) Коридорная структура 2) Галерейная структура 3) Атриумная структура 4) Анфилада
Рис. 3. Жилой комплекс «KURFURSTENDAMM 70». Berlin. 1986 (Архитектор Заха Хадид). Планы этажей. Хадид создаёт своё пространство на основе структурных схем.
Вначале участок, на котором предполагается возвести некое сооружение, исследуется архитектором, и затем выделяются фокусные точки, которые впоследствии становятся отправными для построения стен, расположенными под, казалось бы, произвольными углами.
A. Коридорная | B. Прямоугольник | С. План 1-го этажа. |
Рис. 4.
При продолжении осевых направлений двух или нескольких стен, мы получаем исходный фокус, из которого как бы З. Хадид смотрит на пространство, в котором нужно создать архитектурное сооружение. Это выраженное желание развернуть объект во времени, и попытка развернуть его во времени, порождает определённое формообразующее действие. Точка, с которой просматривается стена, - она слово бы направляет взгляд в фокус – точку её выбора, с которой «взят кадр». Таких фокусов в её композициях может быть несколько.
А. Прямоугольник рассматривается | |
B. План 2-го этажа видоизменённый и деформированный. | |
C. Схема плана галереи – мезонина «KURFURSTENDAMM 70». |
Рис. 5.
А. План 2-го этажа IBA-HAUSING | |
B. Коридорная структура типового | |
C. Типовая коридорная структура | |
D. По плану 2-го этажа здания можно явно | |
E. План башни IBA-HAUSING | |
F. Возможно, что базой для создания этого | |
G. И снова идёт «прострел» | |
H. Снова стены здания башни | |
I. Эту же логику мы видим «вынесенной» на фасад. |
Pис. 6. Схема композиционной трансформации на примере планов дома IBA-HAUSING. Арх/ Заха Хадид Berlin, 1986-93
Представление о пространстве «склеивается» из отдельных фрагментов. Мы имеем несколько фокусов и, соответственно, несколько видовых картин, или кадров, которые смонтированы в соответствии со сценарием: лестницы и стены разворачиваются так, словно бы их пытаются раскрутить, развертеть, подчинить логике только её внутренней энергии, которой она пытается сломать законы сложившегося мира.
A. План типовой коридорной структуры, | |
B. План 1-го этажа. попытка проследить, | |
С. План 3-го этажа. Цветными линиями намечена | |
D. План крыши-террасы. Хаос рождается в той точке, | |
E. План башни IBA-HAUSING, стены которого как бы |
Рис. 7. KURFURSTENDAMM 70.
1. Деталь интерьера «айсберг» | 2. Интерьер холл |
3. Модель |
Рис. 8. Ресторан MOONSON, Sapporo, Japan, 1989-90 (Архитектор Заха Хадид).
Мы «втягиваемся» в пространство, вовлекаясь в сценарий «этого странного синтетического мира»: взгляд «закручивается» вместе с вихрем, как бы «погружается» в пламя, заворачивающееся огненной сверкающей спиралью. Можно предположить, что так, наверное, могут себя чувствовать расколотые кусочки льда, брошенные на дно стакана с коктейлем и начинающие плавиться под действием температуры.
Хадид словно бы вовлекает человека в этот мир, концепцией которого является противостояние, хаос. Несколько насильственная коммуникация, постоянно вовлекающая человека в точку зрения, в которой находится она. Это встречное движение взгляда потребителя и архитектора, но человек только тогда видит логику построения её пространства, сформированного искривлёнными под углом стенами, когда он встаёт на её позицию. Мы «поворачиваем или поднимаем голову» вслед за невидимой «камерой», установленной на подвижной опоре, наш взгляд следует за ней, приближаясь, а затем снова удаляясь от объектов по ходу «съёмки». В кинематографе подобный приём называется панорамирование. Мы «втягиваемся» в пространство, вовлекаясь в сценарий «этого странного синтетического мира»: взгляд разбивается об острые углы мерцающих поверхностей «льда», соскальзывает, срывается с гладких холодных стен, закручивается вместе с вихрем, улетает наверх, чтобы погрузиться в пламя, заворачивающееся огненной сверкающей спиралью. Как постоянно соприкасается её энергия взрыва с упорядоченной логикой мира стандартного, точно так же внутри её созданного мира происходит этот же самый взрыв, который начинает закручиваться в хаос в той точке, где пересекаются эти два противоположных мира огня и льда.
В пространственном построении, основанном на кадрировании и восприятии среды, фактор движения и времени является главенствующим. Я. Чернихов утверждал, что динамика сооружения достигается сменой движений, созданной элементами и их сочетаниями. В процессе восприятия визуальной среды – это оптимальная длительность смены кадра. События происходят в одно и то же время – параллельная композиционная схема пространства – в градостроительстве подобное восприятие можно было бы сравнить с «показом» нескольких видов двух параллельных рядов (вид главной улицы и боковые виды перекрёстных улиц, «показывающиеся» одновременно). Это похоже на то, как разворачивается одновременный показ нескольких тематически связанных изображений на различных участках одного экрана (полиэкране). Подобного же эффекта можно достичь, если ввести в существующее композиционное поле новый мотив, как это делали супрематисты, как это делает Хадид: искажает основное визуальное поле за счёт деформирующего или встречного движения. Хаос является отправной точкой пересечения реального мира с миром её бешеной внутренней энергии. В этой точке зарождается напряжённость, вихрь, происходит взрыв, который она затем пытается направить в упорядоченное русло.
1. IBA-HOUSING, (1986-93) | 2. VISION FOR MADRID, (1992) |
Рис. 9.
Рис. 10. Проект WEST HOLLIWUD CENTRE, Los Angeles, 1997. (Архитектор Заха Хадид).
Её композиции напоминают композиции сумасшедшего, который пытается сломать видимый мир, но оставляет только царапины на стенах этого видимого мира. Слабая попытка человека своей энергией противостоять сложившемуся миру.
З. Хадид рождает свою реальность, но затем она начинает манипулировать осколками и упорядочивать свой собственный мир, но всё по тем же законам, по которым упорядочивался мир старый. Это всё та же старая и древняя как мир линейная структура, где осколки старого как бы нанизываются на верёвочку. Особенно ярко линейное упорядочивание проявляется именно в градостроительстве.
Рис 11. |
Вместе с тем, Заха Хадид – земной архитектор, и, как бы ей не хотелось, этажи должны быть строго горизонтальны, а большинство стен должны быть строго перпендикулярны полам, иначе невозможно в земных условиях создать относительно комфортные условия для движения человека и устойчивости конструкции.
Итак, среди формообразующих принципов Захи Хадид мы можем назвать несколько, которые, на наш взгляд, определяют специфику её формы.
Наличие фокусных точек, из которых «ведётся наблюдение» и «производится обстрел» проектируемого пространства. Разрушение существующих стандартных структур направленным взрывом (создание хаоса).
Линейное упорядочивание осколков в соответствии с границами «лазерного луча», бьющего из фокусной точки.
Использование нестандартных углов, хаотическое расположение «осколочных масс» в интерьере, «накидывание петли» на осколки.
Взрыв деформирует стены, и скелет начинает «корёжить» за счёт этой энергии внутреннего взрыва. Это, конечно, образное предположение, но Хадид даёт возможность это представить. Стены теперь не прямые и привычные, а они уже искривлены в точном соответствии с выбранным ею сценарием. Хадид – неудобный архитектор. Её архитектура – это архитектура угла! Надо приспосабливаться к углу, надо приспосабливаться к Хадид. Заха Хадид выстраивает свой мир и приглашает в него, но говорит, что нам с нашим стандартным миром не войти в её мир.
Архитектура Захи Хадид – преодоление вековой сложившейся целостности. Но она не может противостоять реальности, её держат горизонталь и вертикаль структуры того порядка, который связан с физиологией человека. это разделение на этажи, это система коммуникаций.
Сначала взорвать до основания… | |||
А затем… | |||
З. Хадид собирает мир после взрыва. Собрать – значит создать петлю, | |||
| |||
Упорядочивание осколков в соответствии с границами, | |||
Новая, но всё та же древняя линейная структура. |
Рис. 12. Разрушение существующих стандартных структур направленным взрывом (создание хаоса).
CARDIFF BAY OPERA HOUSE, Cardiff, Wales, 1994-96.
Концепция формы – это взгляд на композицию через призму авторского мировоззрения [3].
Архитектура З. Хадид – это архитектура бунта, архитектура поколения, которое не воспринимало мир стабильным. Мир постоянно находился между двумя полями, миру постоянно что-то угрожало – слишком много было фактов, которые не могли не дать импульс для протеста.
Архитектура З. Хадид вобрала в себя энергию отрицания, она отрицает привычные стандарты и показывает возможность создавать новую логику упорядочивания. Эта субъективное видение пространства, воплощённое в архитектурные формы. Анализируя архитектурные композиции З. Хадид, можно выявить её формообразующие принципы, с помощью которых она разрушает привычные стандарты. Можно предположить, что архитектурные композиции З. Хадид – это какой-то личный, переживаемый ею опыт «проверки мира на устойчивость». Архитектура З. Хадид символична. Конец второго тысячелетия от рождества Христова – время рубежное. Мир переживает колоссальный перелом. Представление о незыблемости и стабильности у современного человека весьма пошатнулось в связи с последними событиями в мире – слишком легко оказалось эти устои пошатнуть. Архитектура Захи Хадид вобрала в себя энергию крика, энергию отрицания, она поймала тот ритм и те настроения, которые свойственны культуре этого времени. Поэтому эта архитектура востребована. Она отрицает привычные стандарты, и показывает возможность создавать новую логику упорядочивания, которая, впрочем, так же стара, как мир.
References
1. Essay by Aaron Betsky. Zaha Hadid. The Complete Buildings and Projects. – N.Y.: Thames@Hudson, 1998.
2. Иовлев В.И.. Экопсихология для архитекторов: процесс и форма. – Екатеринбург: Полиграфист, 1992.
3. Иовлев В.И. Концепция архитектурной формы и творчество А.Э. Коротковского // Семиотика пространства. – Екатеринбург: Архитектон, 1997.
4. Шлыков В.Н. Влечение. Краткий очерк. – Екатеринбург: Уральское психоаналитическое общество, 2004.
5. Юнг К. Аналитическая психология. – С-Пб.: Кентавр, 1994.
Citation link
Соколкова Е.М. МЕТОД "РАСПОЗНАВАНИЯ И СИМВОЛИЗАЦИИ" В ТВОРЧЕСТВЕ З. ХАДИД [Электронный ресурс] /Е.М. Соколкова //Архитектон: известия вузов. – 2006. – №1(13). – URL: http://archvuz.ru/en/2006_1/7
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная