Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №2 (14) June, 2006

Theory of architecture

Трубецков Кирилл Евгеньевич

аспирант.
Научный руководитель: кандидат архитектуры, доцент А.В. Меренков.
УралГАХА

,

ТИПОЛОГИЯ БИБЛИОТЕК

Abstract

Статья посвящена описанию данных, выявленных на основе натурных обследований зданий зарубежных публичных библиотек, проведенных автором во Франции, Нидерландах и Египте. Материалы статьи представляют собой историографические сведения и некоторые статистические данные по каждому объекту натурных обследований, а также описание архитектурно-планировочных особенностей этих объектов, классифицированных, согласно обозначенной типологии, в сравнении с аналогичными архитектурными объектами.

Первый тип

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ БИБЛИОТЕКА
Новая Александрийская Библиотека

История Александрии, второго по величине города в Египте, началась в 332 г. до н.э., когда Александр Македонский основал на месте небольшого поселения Ракоте столицу своей империи. С этого времени Александрия стала не только новой столицей Египта, но и центром культуры эллинистического мира. В Александрии был образован один из первых в мире университетов Мусейон. Мусейон представлял собой обширный комплекс сооружений, в состав которого входили: библиотека, помещения музея, аудитории и залы для учебных занятий и чтения лекций, помещения пансионата для ученых, писателей, поэтов и студентов, дворы и сады. Большая Александрийская Библиотека была связующим звеном между книгохранилищем, университетом, музеем и лабораторией естествознания. Здесь обучались Архимед, Евклид, Эратосфен. Во времена наибольшего расцвета фонд библиотеки насчитывал до 700 000 книг свитков и рукописей, что даже по меркам нашего времени сравнится с крупной университетской библиотекой. Но после раскола Римской империи Александрия пришла в упадок, часть библиотеки была вывезена, оставшийся фонд был утрачен в многочисленных пожарах и войнах.

В 1974 г. президент Университета Александрии Мамдоуг Лотфи Диоуар предложил восстановить Большую Библиотеку Александрии. Египетское правительство поддержало эту идею. В 1989 году был проведен международный конкурс, в котором приняли участие 524 проекта из 52 стран. Для нового комплекса были поставлены следующие цели: 1) Открыть доступ мировому культурному сообществу к многовековой истории Египта. 2) Открыть Египту возможность соприкоснуться с мировым культурным полем. 3) Создать современный информационный центр, способный включиться в Новую эпоху цифровых технологий и стать ее ключевым звеном. Победителем конкурса выбрали проект молодой и малоизвестной норвежской фирмы Snohetta. Строительство велось с 1995 по 2002 гг. Финансирование строительства шло за счет арабских и европейских государств и крупных международных корпораций. Комплекс расположился на превосходном участке, в восточной гавани Александрии, в ее историческом центре, там же, где когда-то была старая библиотека и королевский дворец Птолемеев [1.1].

Комплекс состоит из трех частей: ранее существовавший Центр конференции, новый планетарий и новое здание библиотеки. Заказчик потребовал найти компромиссное решение, которое позволяло бы сохранить уже существующее здание Конференц-холла постройки 60-х годов. Присутствие Центра конференции получило отражение в планировке и ориентации главного здания. Тороидальная форма главного здания срезана со стороны Центра конференций, в результате образовалось пространство между ними, ставшее главной площадью комплекса [1.2].

В эскизном проекте (который практически полностью реализован) авторами задумывался пешеходный мост, который «нанизывает» на единую композиционную ось учебные корпуса университета на юго-востоке, корпус новой библиотеки с одной стороны и Конференц-холл с другой, планетарий и связывает комплекс с набережной Александрийской бухты. Таким образом, воплотился композиционный замысел авторов проекта – соединить ядро культуры и образования в Африке метафорическим «коммуникационным мостом» с Европой.

Архитектура главного корпуса библиотеки обманчиво проста и представляет собой огромный наклоненный к морю серебряный диск. Диск окружен по периметру водной гладью бассейнов, создающих особое окружение фасадам комплекса. Его благородная лаконичность и внушительный объем стали антиподом окружающему городскому ландшафту. Удачно расположенный на набережной Александрийской гавани комплекс стал ее композиционной доминантой. Застройка набережной, растянувшаяся по обе стороны на несколько километров, представляет собой, как это зачастую бывает в Средиземноморских портовых городах, смесь архитектурных стилей и времен. Построенные архитекторами императора Наполеона здания (именно они заложили основные черты набережной во время оккупации Египта французами в 1802 г.) соседствуют с хаотичной средневековой застройкой, доставшейся Александрии от ее рыбацкого прошлого, и блоками безликих офисных «высоток» середины и конца 20-го века. В окружении «лоскутного» фронта истории монолитный сверкающий стеклом диск библиотеки выглядит космическим кораблем, совершившим вынужденную посадку среди джунглей. [1.4] Если посмотреть с высоты птичьего полета, диск библиотеки напоминает жемчужину, лежащую в центре раковины Александрийской гавани.

Но есть и другой семиотический контекст этой композиции: диск отождествляет собой египетского бога солнца, бога РА. Со стороны набережной комплекс открывает сфера планетария. Сфера разделена концентрическими поясами, в ночное время они подсвечены сине-голубым рассеянным светом. Сфера планетария наполовину заглублена в подиум, который связывает весь комплекс. С площади, которая образована подиумом, есть три входа в комплекс. Первый – через здание конференций, построенное по проекту египетских архитекторов в 60-х. Здесь размещены 4 основных конференц-зала: на 1700 мест и три меньших аудитории на первом этаже вместимостью около 300 мест каждая. Здесь же два больших выставочных зала и несколько кафетериев. Здание связано с остальной частью комплекса через подиум. Второй вход – в планетарий. Рядом на втором уровне подиума – музей науки и выставка естествознания для детей. Третий вход ведет непосредственно в главное здание комплекса.

Несмотря на его масштаб и экспрессивность формы, здание в целом воспринимается как структура, отождествляемая с масштабом человека. Оно не опрокидывает посетителя на подходе, наоборот, авторы использовали найденное композиционное решение комплекса всецело – в «срезе» диска со стороны главной площади заполнение выполнено из структурного витража, через который просматривается внутреннее наполнение, как бы открывая себя внешнему миру. Попадая внутрь, посетитель последовательно и постепенно воспринимает переход к увеличивающемуся масштабу измерения окружающего пространства. Этому способствует некое подобие анфиладного развития пространства по пути к главному залу. В этом принципе видны черты построения «пульсирующего пространства» древнеегипетских усыпальниц. Масштабы возрастают по мере продвижения посетителя вглубь. Конец анфилады завершает обзорная терраса, консольно вынесенная в Главный зал. Здесь посетитель ощущает себя буквально в центре удивительного мира [1.5].

Талант архитекторов и опыт инженеров объединились в этом проекте. Диаметр перекрытия главного зала 160 м, под которым размещено пространство главного читального зала, которое, в свою очередь, имеет террасное построение из 14-ти уровней. В плане они имеют Г-образную форму, образуя консольные участки, создавая ощущение каскадом набегающих «волн». Зал может вмещать до 2000 читателей одновременно. На сегодняшний день это самый крупный читальный зал в мире объемом 172 000 куб.м. Несмотря на огромные размеры зала, его пространственная организация позволила достичь гармоничного соотношения с «человеком» как единице его наполнения.

 Внутреннее пространство главного читального зала наполнено стройными, даже изящными колоннами, в интерьере образующих некое подобие бамбуковой рощи и мягко каскадирующих в пейзаже интерьера, повторяя поступательное движение террас [1.6]. Таким образом, авторам удалось, сохраняя зрительную связь всего пространства в целом, нивелировать эффект огромного пустого пространства.

Террасы расположены одна над другой, каждой соответствует тематический раздел литературы. Нижний ярус посвящен «истокам знания»: философии, религии, истории и географии. Далее идут ярусы, посвященные литературе и поэзии; искусству и культуре, а также специализированная библиотека для аудиовизуальных материалов. Терраса в уровне центрального входа самая развернутая по площади, она играет роль узлового ядра-площадки для всего комплекса, связывая читальный зал посредством галерей с выставками и музейными залами, расположенными в подиуме комплекса. В нем располагаются музеи «Истории и науки», «Античности», «Манускриптов»; галереи и выставки: «Impressions of Alexandria», «Imagine the book», авторская выставка режиссера «Shadi Abdel Salam Exibition», фотографическая выставка Lennart Nilsson «Borders of Science», выставка концептуальной живописи «Egiptian art», геологическая выставка «The Treasures of the Earth in the land of Pharaons». На следующем уровне расположен Интернет-архив, раздел по Социальным наукам и Закону. Продолжая каскадное развитие пространства, над последним уровнем террас в пространстве между террасой и перекрытием «парят» два блока конференц-залов, похожие на лодки, заплывшие в гавань науки и просвещения. Они связаны переходами с административным блоком, который, образуя вертикальную стену со сложной пластикой в несколько этажей, ограничивает пространство главного читального зала со стороны входа [1.7].

Капители колонн реферируют формы древнеегипетских колонн-лотусов, но авторы проекта отрицают любые попытки провести прямые аналогии с прошлым. Форма капителей обусловлена непосредственно пространственной конструкцией перекрытия кровли – структурных связей, образующих ячейки с шедовыми окнами.

Основная структурная сетка колонн 9.6 x 14.4 м определена в соответствии со стандартными требованиями книжного хранения. Секция образована потребностью в оперативном пространство стека, для расположения мест чтения и полок открытого доступа к книгам. Каскадное построение пространства дало возможность разметить стеки с книжными стеллажами под балконами нависающих верхнележащих террас, а места для чтения разместить непосредственно на балконах в объеме читального зала. Его пространство позволяет разместить около 500 тысяч книг в открытом доступе и около 8 миллионов в книгохранилищах. Угол секционного перекрытия кровли 16.08 °, что обеспечивает защиту от попадания прямого солнечного света в читальный зал.

Объем здания на треть ниже уровня земли, его самая низкая точка – 12 м ниже уровня земли, а самая высокая – 32 м выше. Таким образом, заложенное проектом понижение здания и ограничение высоты рационально использованы в объемно-пространственной компоновке и функциональной организации.

Особенным и уникальным элементом этого проекта является покрытие главного читального зала. Прямоугольная структура каркаса перекрытия образует сетку, шаг которой предопределяет сетка колонн. Каждая ячейка структуры разделена по диагонали поперек, формируя два треугольника. Заполнение треугольников в форме «крыла чайки» ориентировано в разных плоскостях, таким образом формируя просвет. Наклон кровли в целом и ориентация окон-шед северная – таким образом исключается попадание прямого солнечного света. Свет, проходя через триплекс шеды, отражается вверх от алюминиевого листа, согнутого в форме «брови», затем рассеивается в зал. Диагонали, формы гнутых треугольников повторяют и проецируют масштабную структуру перекрытия в целом, делая ячейку соотносимой с антропоморфным масштабом. В пространстве зала образуется мягкое рассеянное освещение. Вставки небольших стеклянных блоков в структуре перекрытия из декоративного сине-зеленого стекла придают необходимые и достаточные, в скупом на декор интерьере, цветовые акценты. Это некая дань традициям египетской и мусульманской культуры, без которых интерьеру бы не хватало обязательного восточного колорита.

В отделке интерьера преобладают натуральные материалы. Важная роль отведена натуральному дереву, обладающему хорошими звукоизоляционными свойствами. Из дубового паркета выполнены полы, дерево использовано в элементах ограждения. В читальных зонах стены отделаны специальными перфорированными панелями из фанеры. Стена административного блока, выходящая в читальный зал, облицована черным египетским габбро, со вставками из натурального светлого дерева и стекла. Стены по периметру арены читального зала облицованы специальными звукопоглощающими светлосерыми панелями. Вся мебель в читальном зале отделана шпоном натурального светлого дерева. Пожалуй, единственным элементом интерьера, которого не коснулась отделка – это 96 колонн, поддерживающих структуру сетки перекрытия. Колонны выполнены из железобетона и снабжены спринклерами системы пожаротушения в здании, удачно замаскированными в стальные вертикальные полосы на всю высоту колонн. Уроки истории были учтены – многочисленные пожары унесли бесценный архив Александрийской библиотеки времен имперских завоеваний, поэтому в здании спроектирована и реализована полностью автоматическая система пожаротушения.

Если уникальное перекрытие главного здания Александрийского библиотечного комплекса является в действительности главным фасадом, то вторым по значимости стал южный фасад, который представляет собой глухую непроницаемую стену со сложной тороидальной пластикой, обращенной в сторону университетского кампуса. Стена облицована серым гранитом и декорирована гравировкой с примерами всех мировых образцов письменности, включая цифровые коды! [1.8] Брутальная поверхность распилов плит египетского гранита в сочетании с водной гладью бассейна у подножия стены создают образ стены средневековой крепости, контрастируя с искушенной легкостью алюминиевого структурного остекления северного фасада.

Исмаил Серагелдин, директор Новой Александрийской Библиотеки, убежден, что библиотека поможет восстановить городу его положение в культурном перекрестке между востоком и западом, севером и югом, прошлым и настоящим. Этот проект должен стать окном в Мир для Египта, и окнами в Египет для Мира. Этот Проект должен органично влиться в мировое информационное поле, и, что наиболее важно, это место должно стать центром контактов для мировой культурной общественности.

Уникальная архитектурная концепция, выработанная в результате проведения конкурса, практически полностью реализована в жизни. Проект учитывает специальные требования заказчика: о сохранении и присоединении к новому комплексу ранее существовавшего Конференц-холла, а также прямую связь с корпусами Александрийского университета. В результате, новый элемент городской ткани объединил разрозненную застройку нескольких кварталов в единый культурно-образовательный комплекс и стал его ядром. Архитектура главного здания комплекса выделяет его из окружающего городского рельефа и делает доминирующим, центральным элементом.

Комплекс занимает нишу Центральной Государственной Библиотеки, объединив в себе и другие специальные функции, например, библиотеки Александрийского Университета и музейно-выставочного комплекса. При достаточно значительном объеме книгохранилища библиотека имеет самый крупный в мире читальный зал, таким образом, являя собой некий гибрид двух типов библиотечных зданий. Эта тенденция, вероятнее всего, сохранится и будет развиваться в будущем, что приведет в конечном счете к возникновению нового функционального типа.

Национальная Библиотека Франции Тур deforce

История BnF, Национальной Библиотеки Франции, началась с пристрастия к книгам нескольких королей Франции. Луи IX, в частности, был активным сборщиком драгоценных рукописей. Но его собрания погибли вместе с ним. Настоящая первая попытка организовывать "библиотеку" систематизировано и последовательно принадлежит Шарлю IV. В 1368 он решил поместить личное собрание рукописей в специально оборудованной башне Лувра. Хотя это собрание не пережило Столетней Войны, к концу 14-ого столетия традиция была перенята – библиотека попала под защиту короля, а ее расширение и организация стали делом государственного значения. Луи XI (1423-83) собрал крупную личную коллекцию и передал ее в государственный фонд. С тех пор собрание книг НБФ делилось на части, несколько раз переезжало, даже за пределы столицы, но в конце 16 века было собрано воедино и возвращено в Париж. Первоначально архив разместился в Латинском квартале – районе студентов и ученых, позже в 1666 г. переехал в специально спроектированное здание на берегу Сены, но книжные фонды росли настолько быстро, что вскоре вопрос с нехваткой площадей для архива обострился вновь.

Несколько проектов предлагалось к реализации в течение 17 и 18 столетий, но они не были реализованы. В 1721 библиотека переехала в Palais Mazarin, построенный по проекту архитектора Мансарта, недалеко от гостиницы Colbert. Новое здание было включено в комплекс занимавший часть квартала, состоящий из старой застройки. Архитектор Робер Де Котт реконструировал разнородную застройку квартала, благодаря чему у комплекса появился великолепный единый фасад, а также внутренний двор, сообщающийся с улицей. Благодаря завоеваниям Наполеона, фонды библиотеки значительно пополнились, что потребовало новой реконструкции. Строительство продолжалось с 1859 г. по 1873 г., это здание на Rue de Richelieu сохранилось до настоящего времени. Большой читальный зал на 360 мест, получивший имя автора, блестящего архитектора Henri Labroust, открытый для всей общественности, был пристроен к южной стороне главного внутреннего двора de Cottes. В 1938 г. была основана национальная фонотека, в 1945 г. – отдел Периодических изданий, при читальном зале. Но объем архива настолько быстро пополнялся, что вскоре для размещения книг перестроили флигели, в одном из которых разместился знаменитый овальный читальный зал, открывший свои двери для широкой публики.

В 1977 г.. с открытием Общественной Информационной Библиотеки в Центре Georges-Pompidou, читальные залы были полностью перевезены на новые площади. Успех новой медиатеки был колоссальный, что предопределило появление еще более грандиозного проекта в 1986г. – «самой большой и наиболее современной библиотеки в мире», которая бы охватывала все области знания и использовала самые новейшие информационные технологии обработки, передачи и хранения данных и была включена в мировое виртуальное информационное поле. При поддержке Министерства культуры и личной инициативе президента Франции Франсуа Миттерана проект получил развитие. 21 августа 1989 министр культуры Жак Лан объявил о проведении международного конкурса на лучший архитектурный проект будущей библиотеки в Tolbiac.

В конкурсе приняли участие 250 архитектурных мастерских, в том числе мастерская Доминика Перро, проект которой выбрал лично президент Франсуа Миттеран. Проект предлагал 4 Г-образные башни (напоминающие открытые книги), объединенные общим подиумом, в центре которого был образован внутренний двор с парком. Проект был включен в градостроительную программу реорганизации городской застройки Парижа и получил название «Левый берег Сены» В рамках этого проекта, после окончания строительства комплекса зданий Национальной Библиотеки Франции, предполагается строительство платформы площадью 30 га. которая перекроет ж/д пути. На этой платформе будет создан новый жилой и офисный квартал, пройдет проспект Франции (avenue de France) , разместится станция пригородной электрички и нового метро Метеор. Таким образом, изменится привычный пейзаж, и левый берег Сены будет украшен новым неповторимым фасадом сооружений.

С 1992 г. по 1995 г. велось строительство комплекса, параллельно со строительством разгорелась полемика о правильности принятой функциональной организации. С самого начала проект Национальной библиотеки Франции сравнивался с Национальной библиотекой Великобритании, часть проекта которой к 1995 году уже была реализована. И c самого начала проекты различались в корне. Отличными были подходы архитекторов. Колин Джон Уилсон – архитектор с тонким и сложным видением. Здание Национальной библиотеки Великобритании спроектировано по принципу «внутри больше чем снаружи»

Доминик Перро взял за основу совершенно противоположные принципы решения поставленной перед ним задачи. Проект Национальной библиотеки Франции – это четыре стеклянных башни на огромном, освобожденном от деталей, 6-ти этажном подиуме, в центре которого находится внутренний двор-колодец на всю высоту, с парком из корабельных нормандских сосен. [2.3] Такой прием должен символизировать великолепие, монументальность, и национальные амбиции французов и президента. В этой схеме, по признанию самого автора, форма не следует за функцией, форма содержит функцию. Поэтому возникло несколько моментов, отрицательно влияющих на эксплуатацию комплекса. Размещение книгохранилищ в четырех стеклянных башнях потребовало защитить книжные фонды от попадания прямого солнечного света и перегрева фасадов. Таким образом, появилась сложная, мощная система приточно-вытяжной вентиляции и система температурно-влажностных шлюзов. Но от появления за остеклением башен специальных деревянных ставен, защищающих внутреннее пространство от перегрева, выиграл и фасад, и архитектурный облик всего комплекса.

Так же несколько не логична организация входов в комплекс, которые расположены с восточной и западной сторон подиума. Для того, чтобы попасть внутрь здания, необходимо подняться на крышу подиума, пересечь подиум целиком, а затем спуститься на эскалаторе на два яруса вниз к подножию башни.

Во время движения на эскалаторе, заключенном в узкий тоннель из двух параллельных стальных стен, подобным тискам, вниз к главному входу, прямо к подножию одной из башен, возникает давящее ощущение от нависающей массы, сначала объема башни, а затем и нескольких уровней подиума. Возникает чувство, что вы опускаетесь под землю с давящей массой огромного объема вокруг, внешняя форма которого наделена «декартовской» строгостью и лишена деталировки, отчего становится еще более массивной. Но она содержит в себе богатое и удивительное содержание.

Организация функциональных связей и объемно-пространственного построения объемов комплекса основательно продумана и логично взаимосвязана. Офисно-административный блок и службы обеспечения библиотечного комплекса удалены от общественных зон, но максимально приближены к необходимой инфраструктуре и достаточно автономны, так как находятся на первых трех ярусах подиума. Три верхних яруса предназначены для публики.

На верхних уровнях расположены службы аналитической и сортировочно-методологической службы. Публичная часть библиотеки расположена в 3 ярусах подиума, с периметральной ориентацией читальных, конференц-залов и класс-комнат вокруг внутреннего двора и круговым обходом комплекса. Таким образом, визуальная коммуникация с парком во внутреннем дворе сохраняется во всех точках библиотеки. Посетители попадают внутрь комплекса через два основных входа, размещенных с восточной и западной сторон подиума, симметрично расположенных друг относительно друга. С уровня «платформы» эскалаторы опускаются на два уровня вниз на 5 ярус. Через двухсветный тамбур посетители попадают в просторный и светлый вестибюль, занимающий всю ширину блока в 115 метров. Вестибюли с восточной и западной сторон связывают собой все части комплекса, образуя коммуникационные узлы.

Построение функционально-планировочных связей комплекса и размещение блоков аналогичны, слоям рулета. Вокруг сердцевины – внутреннего двора с парком – образовано несколько автономных «колец» с разным функциональным наполнением. Внешний контур помещений на каждом из этажей отведен под технические помещения, в которых размещаются конвейеры и транспортеры, инженерные системы жизнеобеспечения здания: кондиционирование, трансформаторные подстанции. Технический пояс окружает зоны читальных залов, которые периметрально размещены вокруг «ядра» и имеют связь – кольцевую галерею, которая образует внутреннее кольцо непосредственно вокруг семиотического ядра – парка. Частью внутреннего кольца являются вестибюли восточного и западного входов, через которые башни книгохранилищ связаны с остальным комплексом.

Разделение оболочки и её содержания позволяет архитектору свободно импровизировать и иметь гибкую моделируемую пространственную структуру внутри, на каждом этаже. Благодаря этой схеме стало возможным варьировать высоту читальных залов: разделяя пространства читальных залов дополнительными бельэтажами или оставляя высоту, не разделяя её.

2.6

Автор использовал достаточно необычную и разнообразную палитру отделочных материалов в интерьере. Например, для отделки стен использованы различные кассетные панели из оцинкованного перфорированного и просечно-вытяжного листа стали. Перро свободно комбинирует необработанные части железобетонных несущих конструкций с листами оцинкованной стали, фанерные световые экраны с перфорацией и массивную паркетную доску. [2.6] В вестибюлях установлены скульптурные инсталляции в стиле популярных в 60-е работ Дональда Джудда и Ришара Сере. Эти работы позволяют дифференцировать иерархию пространств галерей.

В качестве материала для перегородок использованы металлические листы, щиты из наборной паркетной древесины, полупрозрачные и прозрачные стеклянные экраны, экраны из металлической сетки. В зависимости от ситуации, экранами делится пространство на зоны или используется в качестве жалюзи для окон, либо наоборот – свет, отражаясь от экранов, попадает в самые дальние углы читальных залов. По признанию Доминика Перро, при выборе отделочных материалов руководствовались не только их эстетическими качествами, но и экономическим фактором, для того чтобы в кратчайшие сроки и с минимальными затратами реализовать программу строительства и открыть комплекс. Например, подвесные потолки выполнены из стальных перфорированных кассет, которые позволяет перекрывать несколько сот метров одной полосой и позволяют быстро и без усилий обслуживать инженерные системы за ними.

Мебель для читальных залов специально проектировал Доминик Перро. Мебель аскетичная, без декора, выполнена из массива светлого дерева. Столы предусматривают возможность трансформации, наподобие чертежной доски, позволяя устанавливать желаемый наклон рабочей поверхности. Рабочие стулья подчеркивают аскетичность интерьеров читальных залов, а благодаря приглушенному освещению, в них присутствует камерная атмосфера [2.8].

Библиотека оснащена самым современным компьютерным, мультимедийным и технологическим оборудованием. Емкости книгохранилищ вмещают до 2 миллионов книг и до 300 тысяч периодических изданий, возможности электронного хранения практически не ограничены. Комплекс вмещает до 2000 посетителей в читальных залах и учебных классах, и более чем 2000 человек одновременно могут обслуживаться на абонементе. Архитектура комплекса весьма неоднозначна – за аскетичной архитектурой фасадов скрыт интересный авторский интерьер. Такие решения всегда добавляли интриги и драматизма архитектурным объектам.

Проект нового комплекса Национальной Библиотеки Франции реализовал в себе несколько сложных и противоречивых задач. Был создан новый информационно-аналитический центр международного уровня, который удовлетворил национальные амбиции французов и воплотил в себе последние технические достижения. С другой стороны, большую часть площадей центра занимает архив-хранилище, объемно-планировочное решение которого оставляет больше вопросов, чем ответов. С градостроительной точки зрения, Париж получил новый знаменательный узел городской ткани, положивший начало и ставший основой реконструкции целого исторического района мегаполиса. Но функциональное наполнение комплекса направлено, в первую очередь, на работу в масштабах глобального мирового информационного поля и не ориентировано на рядовых пользователей. Композиционное и архитектурное решение комплекса всецело отражает философию «библиотеки-архива», недоступного и монументального хранилища, которая является выразителем классической концепции Национальной Библиотеки.
 

Второй тип

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГОРОДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
 

Библиотека центра им. Жоржа Помпиду 

В 1969 году, по инициативе президента Франции Жоржа Помпиду, был объявлен международный конкурс на проект крупнейшего в Европе культурного центра. Центр должен был стать «одновременно музеем и творческой мастерской, где пластические искусства соседствовали бы с музыкой, кино, книгами и аудиовизуальными перформансами...». Участок под застройку был выбран в самом центре Парижа – в квартале Бобур (Beaubourg). С тридцатых годов и вплоть до 1971 года, когда началось возведение Центра, здесь был просто гигантский пустырь заброшенной стройки. В конкурсе приняли участие архитекторы из 49 стран, представившие 680 проектов (в том числе 30 советских). Жюри конкурса утвердило совместный проект итальянца Ренцо Пиано и англичанина Ричарда Роджерса. Счастливой находкой архитекторов стал тот фактор, что из всех поданных проектов только один оставлял половину отведенной под застройку территории свободной, создавая в центре Парижа еще один оазис уличной жизни. Строительство продолжалось почти пять лет и обошлось в 900 миллионов франков. Национальный центр искусств имени Жоржа Помпиду был торжественно открыт 31 января 1977 года.

По контрасту с традиционной архитектурой квартала, здание центра поражает и своими авангардистскими формами, и масштабами (высота – 42 м, длина – 166 м, ширина – 60 м). В здании восемь этажей, в том числе два подземных. Площадь каждого этажа – 7800 кв. м, а общая полезная площадь – 100 тысяч кв. м. Фасад центра пересечен по диагонали гигантским застекленным эскалатором. Это здание, внешний облик которого трудно забыть. Здание напоминает скорее фабрику или нефтеперерабатывающий завод. Авторы, приняв во внимание стремительные изменения современных технологий, сочли нецелесообразным скрывать инженерные коммуникации внутрь здания. Для того чтобы разгрузить внутреннее пространство, все коммуникационные системы вынесены наружу в виде огромных труб с цветовой кодировкой (синие трубы – кондиционирование воздуха, зеленые – водопровод, желтые – электричество, красные – грузоподъемники, эскалаторы и пассажирские лифты). В целом здание являет собой гигантскую яркую абстрактную скульптуру, подчиненную строгой функциональной логике. Правда, первоначальные планы архитекторов удалось осуществить не полностью. Из-за противопожарных предписаний, из-за ограничений во времени и в средствах некоторые задумки, например, самодвижущиеся полы, так и не были реализованы.

Главный вход в Центр – с площади Жоржа Помпиду (place Georges Pompidou). Два цокольных уровня занимают выставочные площади, несколько небольших кинозалов, магазин, кафе и служебные помещения. Три верхних этажа заняты музеем современного искусства и выставочными площадями. Библиотека занимает 3 этажа и имеет отдельный вход со стороны улицы Beaubourg. Через небольшой вестибюль, где размещена стойка администраторов, и собственный небольшой кинозал, по эскалатору посетители попадают на 4 этаж, где расположен главный читальный зал библиотеки с открытым доступом к материалам по философии, религии, социальным наукам, экономике и техническим дисциплинам, а также конференц-зал и кафетерий. На 5 этаже размещены: медиатека, вмещающая около 20 тысяч единиц аудиовизуальной информации, и читальный зал с открытым доступом к материалам по истории, географии, искусству и литературе.

Внутренняя структура здания, полностью освобожденная от инженерных коммуникаций, позволяет свободно размещать функциональные зоны библиотеки, в зависимости от потребностей в увеличении или уменьшении площадей. Это сделало возможным сблокировать стеки с книгами в отдельные группы, отделить рабочие места посетителей и расположить их около окон, а также существенно увеличить плотность хранения книжного фонда.

Интерьер читальных залов нельзя назвать в полной мере таковым. Философия архитектуры фасадов в полной мере повторяется в интерьере – открытые конструкции металлических ферм перекрытий и трассы инженерных коммуникаций, вплетенные в эти конструкции, скорее присущи цехам промпроизводства, нежели объектам культуры и образования. Создается впечатление, что попадаешь на «фабрику образования», которая безостановочным конвейером снабжает посетителя знаниями. В цифрах это выражено так: 3 этажа, 10,000 кв.м, до 2200 посетителей одновременно, из них около 100 мест для работы с медиатекой, 400 000 документов – из них 350 000 книг, 7 000 читателей в день, 50 000 посетителей в месяц.

Каждое столетие в Париже строят что-либо эпохальное, спорное, встречаемое критиками и частью консервативной интеллигенции с негодованием. Центр Помпиду, как в свое время и Эйфелеву башню, называли «отвратительным чудовищем, отравляющим парижский пейзаж», «монстром, похожим на фабрику по переработке фабричных отходов», «мастерской спятившего электромеханика». Но были и другие определения: «Европейский дом культуры»... «кафедральный собор искусства...» «супермаркет культуры»... «Помпидолиум»... – такими эпитетами наградила парижская пресса новое детище современного градостроительства. Необычная и даже экстравагантная (по тем временам) архитектура здания символизировала основное назначение центра – массовое «производство» и распространение культуры. Его архитектурное решение – остроумная и смелая идея, которая к тому же расширяет оформительские возможности современного зодчества.

Проект культурно-информационного центра им. Жоржа Помпиду всецело выражает идею индивидуального, уникального здания для городской библиотеки. Здание проникнуто философией «культурной фабрики знаний», начиная от принципиально новой архитектурной концепции проектирования и заканчивая многоцелевым функционально-тематическим наполнением. Такой подход воплощает идеи внедрения современного менеджмента и PR-управления в библиотечное дело. Здание – антипод всему архитектурному наследию и опыту человечества, нарочито внедренное в историческое сердце Парижа, оно безусловно, приковывает к себе пристальное внимание. Благодаря столь неоднозначным характеристикам, особый интерес к нему проявляет парижская молодежь, на которую центр ориентирован в первую очередь. Стопроцентный доступ ко всем информационным ресурсам, открытость и массовость, развитый опционный сервис – это те критерии, которыми обладает эта городская библиотека. Даже спустя три десятилетия архитектурная концепция центра не утратила актуальности и до сих пор является эталоном архитектурного концептуализма и олицетворением авангарда.

Центральная городская библиотека Роттердама

Центральная библиотека города сегодня - большое современное здание, но его история уходит корнями на несколько столетий назад. В течение долгого времени библиотека работала как академическая, при Церкви Св. Лоренса, но в 1604 г. муниципалитет начал развивать фонды и сделал их доступными для горожан. Тогда же известный голландский ученый Эразмус передал богатую личную коллекцию книг фондам новой библиотеки. Библиотека хранит множество книг, датируемых тем периодом. Они хранятся в сейфе отдела для Редких и Драгоценных Работ. В этом отделе также большое количество книг и о Эразмусе. Собрание содержит очень ценные рукописи и старые напечатанные книги. В начале этого столетия библиотека получила собственное здание, и фонды стали полностью доступны для населения. Процесс появления современного здания центральной библиотеки сопровождался длинной предысторией. Более 30 лет обсуждался вопрос о расширении городской библиотеки. В 1974 г. планы приняли более определенные очертания – муниципалитет заказал проект новой городской библиотеки.

Заказ на проектирование получили два архитектора – Карл Вибер и Ван ден Броек, руководитель архитектурной фирмы «Бакема». Был создан специальный рабочий комитет для оценки и разработки рабочего проекта совместно со специалистами из библиотечной области. Участок для застройки был выбран в старой части Роттердама. В 14-ом столетии на этом месте была первая городская больница, которая позже была перестроена в таунхолл. В мае 1940, во время фашистских бомбардировок, здание было разрушено, как и большинство городских кварталов старого Роттердама. Некоторая часть исторической застройки города сохранилась в Старой Гавани, недалеко от участка строительства. Это – самая старая гавань города, датируемая 13-ым столетием, теперь используемая как музей на открытом воздухе, со стапелем для восстановления старых судов. От гавани к центру города проложена широкая пешеходная аллея, в праздничные дни здесь организуют большую ярмарку. Аллея окружена современной концептуальной жилой застройкой, отражающей последние тенденции голландской школы архитектуры. Соседство старой застройки с новейшими жилыми кварталами, по замыслу муниципалитета, вступает в активное взаимодействие и символизирует возрождение Роттердама.

Задание на проектирование предусматривало размещение 250 000 книг в открытом доступе и 600 000 в книгохранилище. Здание планировалось использовать не только для нужд городской библиотеки, «утилизирующей» информационный материал, необходимо было разместить отделы школьного и дошкольного обслуживания, отдел для работы людей с ограниченными возможностями, тематические читальные залы, места для работы с аудиовизуальными материалами. Кроме того, библиотека должна была стать административным центром районной библиотечной организации. Значительный объем площадей потребовала организация офисов отдела координации деятельности библиотек, управления, персонала, финансов, связей с общественностью, каталогизации, заказа, и т.д. Это означало определенные обязательства по обеспеченности фонда материалами для самостоятельного изучения, а также наличие диссертационного зала. Главным требованием была доступность здания для всех желающих.

В результате здание, разработанное Ван ден Броеком и «Бакемой», имеет очень характерный узнаваемый собственный облик. Структура здания напоминает Вавилонский Зикуррат, налицо характерное пирамидальное построение. Это 7 уровней на едином основании – базе. Главный фасад и вход четко ориентированы на пешеходную аллею. Под наклонным каскадным стеклянным фронтом атриума, подобно водопаду, расположены вертикальные коммуникации эскалаторов. Благодаря пирамидальному построению, на каждом уровне образованы открытые террасы, связанные между собой переходами, и образующие систему смотровых площадок. Ленточное остекление фасадов открывает внутреннее пространство библиотеки наружу и служит рекламной витриной для улицы. Нависающий объем второго уровня образует некое подобие козырька, который захватывает пространство тротуара, делая его как бы частью самой библиотеки. Лестницы, опускающиеся с террас прямо на тротуар, приглашают всех желающих подняться на смотровые площадки террас. Система вентиляции выведена на фасады здания, так же как в Центре Жоржа Помпиду. Большие желтые трубы, проложенные нарочито свободно, выведены на крышу, в технический этаж.

Планировка библиотеки логична и четко структурирована. Проходя через витрину главного входа, посетитель попадает в большой вестибюль, занимающий площадь почти всего первого этажа. Центр зала занимает световой колодец-атриум, уходящий вверх на 7 ярусов, через который видна структура всего здания. Пластика каскадного витража подчеркивает ярусное развитие пространства. Поступательное повышение уровней подчеркивают диагонали эскалаторов, сложно переплетенные в объеме атриума. [4.5] Благодаря отсутствию несущих стен, пространство разделено лишь условными стойками-ширмами, которые используют для развески информационных материалов. Пространство залов перетекает между этими условными преградами. На первом этаже также располагаются зал выставки, форум, зал периодических изданий, магазин, рецепция администратора и кафе. Театр выделен в отдельную структурную единицу и вынесен за пределы объема здания. Этот прием часто используется архитекторами, таким образом неблагоприятный источник распространения шума изолируется. Площадь каждого этажа развивается симметричного относительно атриума. Благодаря конструктивной схеме с монолитными перекрытиями, этажи имеют свободную планировку, в результате вокруг читальных залов, построенных по принципу “oneroom library”, стало возможным организовать круговой обход. На 6 ярусах расположены: зал детских книг, зал художественной литературы и истории, зал чтения для людей с ограниченным зрением, зал иностранной художественной литературы, книги по географии и этнографии, медиатека. Второй этаж полностью занят информационным отделом, который включает в себя каталоги, отдел периодических изданий, отдел официальных городских документов, электронный информационный отдел.

В отделке внутреннего пространства есть несколько интересных интерьерных решений. Каждый уровень выполнен в индивидуальной цветовой гамме – ярус с детским залом и художественной литературой решен с яркими цветовыми акцентами, ярус, где расположен информационный отдел – в ахроматичных цветах, кроме стойки администраторов, которая здесь является центром притяжения. Стойка сделана из листов фанеры, нарочито грубой обработки и покрашена в цвет молодой зелени. [4.6] Такой мощный цветовой акцент выделяет главный элемент интерьера, помогая посетителям ориентироваться в пространстве зала. Покрытие полов комбинированное: из паркетных участков с наибольшей проходимостью и ковровым покрытием в читальных залах. Рисунок стыковки покрытий повторяет границы тематических зон. Потолки оформлены крупными светильниками конической формы, которые выполняют основные задачи по освещению. За счет высокой плотности их размещения получается интересный зрительный эффект, особенно в разрезе атриума, когда просматриваются несколько уровней одновременно. [4.7]

Дизайн мебели отвечает самому высокому уровню функциональности. Оригинальная конструкция книжных стеллажей параболоидной формы, рабочих столов, выстроенных последовательно в форме параболоидных кривых, свободно размещены в пространстве залов, образуя рабочие зоны. Некоторые стойки и стеллажи снабжены роликами, благодаря которым можно менять планировку и функциональную организацию пространства в зависимости от потребностей.

Есть много общего в идеологии новой городской библиотеки для Роттердама и проекта центра Жоржа Помпиду в Париже. Во многом – это результат ошеломляющего успеха парижского проекта, хронологически появившегося на несколько лет раньше. Но библиотека в Роттердаме по-своему уникальна, здесь концепция функциональной организации внутреннего пространства приобрела «полноформатное звучание», развиваясь на весь объем здания. И в том, и в другом случае здание размещается в центре города, в кварталах исторической застройки. Архитектурное решение внешнего облика диссонирует с окружением старых кварталов, хотя в Роттердаме эта проблема не стояла столь остро. Организация внутреннего пространства и его функционально-тематическое наполнение в Роттердамской библиотеке на высоте. Благодаря развитой системе читальных залов с открытым доступом, здесь предоставлен наиболее широкий доступ пользователей различных социальных групп к информационным материалам всех категорий, включая лингафонные кабинки для работы с аудио- и визуальными материалами. Библиотека обладает возможностями дифференцированно и гибко реагировать на изменения потребительских требований, за счет свободной планировочной структуры и отсутствия строгой иерархии внутреннего пространства. Благодаря развитой общественной части единого многоуровневого пространства, состоящего из залов полифункционального назначения, комплекс центральной Роттердамской библиотеки всесторонне реализует функцию «форум идей».

Третий тип

УНИВЕРСИТЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА

Библиотека Утрехтского Университета

Утрехтский Университет – один из самых старых в Нидерландах, с многовековой историей, корнями уходящей глубоко в средневековье. Университет был основан в 1636 г., на основе старой монастырской школы в городе Утрехте. Сегодня это один из самых крупных университетов в стране. Его корпуса сконцентрированы в 3 районах Утрехта: Университетский квартал в историческом центре города, Университетский студенческий городок на юго-востоке города и на территории административного района «Уитхоф» – самый крупный агломерат университетской деятельности. Это новый район на востоке, расположенный за пределами кольцевой автомагистрали Утрехта, застройка которого началась с середины 60-х годов прошлого века, под руководством архитектора Арджана Сиккемы. Здесь сконцентрировано наибольшее количество факультетов университета: администрация Университета, медицинский факультет, информационно-технический, исследовательский центр, университетская библиотека, а также часть жилой инфраструктуры. Архитектурные достопримечательности этого района, по проектам Mecanoo, NL Architects, Erick Van Egeraat arc., Viel Arets arc., привлекают внимание специалистов всего мира.

16 июля 2001 года началось строительство нового здания университетской библиотеки в самом центре Уитхофа, а 1 сентября 2004 г. библиотека открыла свои двери посетителям. Автором проекта стал известный архитектор Виль Аретс, построивший значительное количество объектов как в самой Голландии, так и за ее пределами. Одновременно с архитектурной практикой Виль Аретс преподает на архитектурном факультете в Дельфтском Техническом Университете и является членом нескольких международных архитектурных союзов.

Архитектурная критика с самого начала с интересом следила за проектом новой библиотеки Утрехтского Университета, противопоставляя его другому заметному объекту – новому зданию Центральной библиотеки Сиэтла, работа над которым одновременно велась в Соединенных Штатах. Проектированием руководил Рем Кулхас и Джошуа Рамус. Проекты многое объединяло: схожесть градостроительных участков, равных по площади, прямоугольных, четко ограниченных со всех сторон сеткой улиц. Схожей была философия проектирования, провозглашающая доминирование электронных интернет-технологий, которое влечет за собой качественно новый уровень организации и новый функционально – типологический принцип реализации внутреннего ядра здания. Целью и в том, и в другом случае явилось привлечение широкой публики и обеспечение качественно новой среды для пользователей. В Сиэтле библиотека предполагала стимулирование социальной активности делового района, в то время как в Утрехте библиотека должна была аккумулировать интерес к университету и повышение его статуса в международном социально-информационном поле.

Несмотря на толерантность целей, авторы проектов реализовали их весьма полярными архитектурными приемами. OMA, во главе с Ремом Кулхасом, построил прозрачный «алмаз». Деятельность, которая разворачивается внутри, становится частью социальной активности мегаполиса вокруг него. Заполненный светом граненый объем здания, как витрина открывает книги, поступательным движением спиралевидной внутренней структуры. Это тот архитектурный механизм, который стимулирует социальную активность мегаполиса. Виль Аретс, с другой стороны, создал «черную коробку», которая втягивает пользователей, подобно губке, и подавляет окружение неприступностью монолита.

Комплекс Утрехтской библиотеки расположен в центре университетского кампуса, на участке между двух магистральных улиц Уитхофа. Комплекс разделен на два объема, соединенных переходами, в плане они образуют П-образный единый блок. Меньший объем занят многоуровневым паркингом. Корпус библиотеки и паркинг – это два лаконичных параллелепипеда из стекла и монолитного черного бетона, сочлененных в уровне земли подиумом переходов [5.4].

Библиотека связана надземным переходом с противолежащим через дорогу главным административным зданием университета. Провозглашенная автором архитектурная концепция примитивизма, возведенного в ранг практического абсолюта, как нельзя лучше проиллюстрирована фасадами. Плоскости фасадов состоят из комбинации монолитных бетонных участков, текстурированных органической тематикой барельефов, и блоков бескаркасного витража с нанесенной на стекло той же органической темой. Абсолют плоскости фасадов перебивается ребрами автоматических ставен, которые открывают путь солнечному свету внутрь здания [5.5].

 В любой библиотеке хранение книг и других светочувствительных объектов требует ограниченный световой режим. В то же время, читальные залы требуют максимальную освещенность рабочих мест. Архитектура Аретса стремится урегулировать такое парадоксальное требование в изобретательной манере, которая нашла свое отражение в комбинации глухих и остекленных участков на фасадах. Нанесенная на стекла матировка с рисунком растительности и листьев, в массе витражей образует тонкий орнамент, который создает эффект рассеивания прямого солнечного света. На фасаде орнамент в массе образует впечатление «морщинок», что добавляет тяжеловесной концепции художественную нить.

В продолжение авторской идеи о создании чистой архитектурной оболочки для деятельности и поддержании простоты и лаконичности форм внешнего облика фасадов, автор сознательно нивелирует символическое обозначение главного входа. Вход ориентирован на небольшую площадь, образованную между корпусом библиотеки, администрации и соседним корпусом медицинского факультета.

От главного входа по широкой лестнице, освещаемой глубоким световым колодцем, посетители поднимаются в главный вестибюль. Он представляет собой просторный атриум, который связывает галереи нескольких ярусов библиотеки. Это то место, где архитектуру делает пространство. Пространство сложное и неоднозначное, образованное объемами читальных залов и галерей, выходящих из глубины здания и неожиданно пересекающихся в свете панорамного витража. [5.6] Из столь сложного пересечения мог бы получиться хаос, но, благодаря тонкому комбинированию лаконичных, даже примитивных объемов, образуется многоуровневый объем атриума, в котором архитектурная потенция движется, проникает, обволакивает, просачивается всюду. В пространстве атриума галереи связаны друг с другом и с уровнем вестибюля лестницами. Центр атриума занимает заявляющая о себе ярким алым цветом островная стойка администратора. Она останавливает внимание посетителей, как только они появляются в атриуме. Над ней нависает высокий остекленный объем конференц-зала.

Каждая деталь интерьера дышит концептом, заложенным в нее идеологией проектирования. Бетон несущих конструкций автор оставляет без отделки, инверсируя философию фасадов в поле интерьера, насыщая его фрагментами бетонных барельефов, как и снаружи. Высочайшее качество монолитных конструкций не оставляет сомнений, что такой ход вполне допустим. Черный цвет проникает в интерьер и наполняет его. Его масса нивелируется пространством, но подчеркивается объемами элементного наполнения и введенной ахроматичной гаммой из комбинаций серого и белого. Виль Аретс комментировал это так: «Я проектировал место для созерцания, место отдыха и ясности в нашем перепутанном мире». «В совокупности с серо-белой гаммой мебели и поверхностей полов, черный цвет создает совершенную атмосферу для чтения».

Проект библиотеки Утрехтского университета на сегодняшний день один из последних среди реализованных новинок современной архитектуры. Еще не сложилась оценка «успешности» детища Виля Аретса в среде архитектурной критики, но, сравнивая его отличительные особенности с проектами 20-30-летней давности, можно с уверенностью отметить смещение акцентов по ряду многих, характерных для этого типа зданий, признаков. Здание нацелено на новый уровень организации рабочего процесса, в основе которого заложено использование электронных технологий. На этом примере можно пронаблюдать попытку создания пространства нового характера, которое бы воплотило в материале то множество концептов последних лет, посвященных теме «антропоморфного пространства для цифровых технологий». Аскетизм архитектуры лишь подчеркивает эту идеологическую линию. В градостроительном аспекте здание с минимальным воздействием на городскую ткань стало нейтральным «заполнением» участка застройки. Благодаря мощным базам электронного хранения, внутреннее пространство минимально занято материальным фондом и освобождено для размещения индивидуальных рабочих мест. Цифровое хранение информации предоставляет неограниченный доступ к библиотечным архивам, благодаря чему реализовано главное условие деятельности университетской библиотеки.

Библиотека Дельфтского Университета.

Дельфт – старый университетский город в центральной части Нидерландов. Он имеет богатую историю и давние традиции, немаловажную роль в этом сыграл Университет Дельфта. Основанный 8 января 1842 Королем Виллемом II, первоначально университет специализировался на строительных дисциплинах, но постепенно и другие технические дисциплины появились в академической программе. Сегодня Технический Университет Дельфта имеет восемь факультетов, большой штат преподавателей и около 13 000 студентов.

Центральная библиотека университета расположена на открытом участке кампуса, по соседству с лекционным корпусом, который был построен в 1966 г. по проекту архитектурной студии Bakema. [6.1] Характерный профиль римского форума, широко применяемый в проектировании лекционных залов, ясно читается в очертаниях лекционного корпуса. Применение грубой опалубки во время возведения монолитных «чаш», узкие щели ленточных окон добавляют брутальности в облик здания. Это здание – яркий пример «ракетного стиля», столь популярного в 60-е благодаря успехам в освоении космоса и общественного интереса к этой теме.

Начиная со дня основания в 1984 г., непосредственно в Дельфте архитекторы из студии Мекану (Mecanoo), стабильно добивались признания и высоких оценок во многих странах мира. Благодаря множеству реализованных проектов, которые всегда отличала изобретательность и инновационный стиль, они установили новые стандарты в современной архитектуре. Нашумевшие проекты факультета экономики в Университете Утрехта и библиотеки в Техническом Университете Дельфта, сделали их центром внимания архитектурной общественности.

Проектирование продолжалось с 1993 г. по 1995 г. В 1996 г. началось строительство. Официальное открытие библиотеки произошло в мае 1999 г. Авторский коллектив, проанализировав условия участка строительства окружения, предложил проект нового здания библиотеки, который не конкурировал с выразительными и безаппеляционно мощными формами «космического судна» лекционного зала. Такая конкуренция затруднительна и нежеланна. Наоборот, проект предлагал нивелировать присутствие здания на участке. Авторы тактично «заглубили» большую часть корпуса библиотеки «под землю», сделав его частью окружающего пейзажа. Трапеция кровли начинается от уровня земли и плавно повышается в глубину участка застройки, принимая на себя зелень газона и становясь частью ландшафта. Изогнутый в продолжение ландшафта обрез кровли восточного фасада со световыми окнами поддержан рядом стальных наклонных колонн.

Этот проект – яркий пример успешной интеграции, в которой Форма, Функция и Технология неразрывно связаны, когда каждый элемент объединяет архитектурные, технические, и экологические характеристики в единое целое. Экологические преимущества такого решения – это профилактика высокой температуры и изоляционные свойства, обеспеченные системой водных радиаторов, поглощающих тепло в летний период и отдающих его зимой. Благодаря этому, внутреннее пространство менее восприимчиво к быстрым изменениям температуры, что особенно важно в библиотеке. Другая важная проблема для библиотеки – естественное освещение. Для решения этой задачи удачно использовано повышение кровли, в обрезе которого по трем другим сторонам авторы предложили панорамные витражи с обратным наклоном. Такое решение было на пользу архитектурной выразительности: контраст между «зеленой» крышей на одной стороне здания и стеклянным фасадом на другой, раскрывающим содержание интерьера, поддерживает необходимую эмоциональную интригу.

Зеленый «парус» кровли драматично пронзает геометрический конус читальных залов, устремленный вверх, верхушка которого играет роль фонаря освещения. Этот простой семиотический элемент аналогичен шпилю, это ось всего университета, он создает знаковость присутствия библиотеки в составе университетского кампуса. Вход в библиотеку обозначен сужающимся к входной группе срезом кровли, образующим подобие тоннеля, неизбежно затягивающего окружающее пространство внутрь здания. 

Проходя через входную группу библиотеки, подобной горлышку песочных часов, посетители попадают в объем огромного центрального зала. [6.5] Перекрытие зала пронизано огромным конусом фонаря верхнего света, внутри которого размещено 4 кольцевых уровня читальных залов. [6.6] Композиция интерьера строится на выразительном контрасте между горизонтальными членениями уровней галерей, вертикальным ритмом колонн центрального зала и объемом конуса. Конус опирается на 12 спаренных V-образных тонких колонн в уровне пола главного зала, благодаря чему создается впечатление невесомости массы бетонной фигуры. Под ним размещены 2 стойки администраторов библиотеки.

Самая высокая стена напротив входа, притягивающая взгляд насыщенным синим цветом портала, занята тремя ярусами галерей – они играют роль главной витрины библиотеки, которая открывает посетителям свои фонды. Подобно книжным полкам, на галереях расставлены стеллажи с книгами, которые целиком заполняют фронт стены. [6.7] Галереи связаны между собой винтовой лестницей, от второго и третьего ярусов галерей по переходу посетители попадают внутрь конуса. Внутри конуса, на 4 уровнях, которые связаны между собой внутренней лестницей, размещаются места для индивидуальных занятий. Кольцеобразные в плане уровни, в центре пропускают солнечный поток от фонаря верхнего света.

В главном читальном зале, вокруг конуса, группами размещены рабочие столы и стеллажи тематических разделов, в четко организованной структуре. Слева от главного входа расположен большой зал электронных каталогов и информационного поиска. Кабинки для индивидуальных занятий с аудиоматериалами расположены в восточной и южной части зала. Таким образом, пользователи библиотеки имеют возможность выбрать место для изучения из большого количества вариантов.

В отделке интерьера преобладает дерево – оно использовано для покрытия пола главного читального зала и галерей. Мебель и элементы ограждений, а также фрагменты потолков, выполненные из светлой древесины, поддерживают идею «экологического здания» всецело. Цвет дерева, в сочетании с глубоким, насыщенным синим цветом коврового покрытия в читальных залах и нейтральным серым, создает приятную рабочую атмосферу в интерьере.

Этот проект, также как и проект Виля Аретса, относительно новый. Но идеология и методики проектирования еще «смотрят» на классические принципы организации работы библиотеки. Реализованный на границе столетий, он стал переходным, связующим звеном в процессе эволюции между библиотеками 20-го столетия и новой формой реализации здания библиотеки Утрехтского университета, где выработанная автором концепция возведена в ранг абсолюта. Необходимо отметить характерное смещение акцентов проекта на новейшие информационные технологии и предполагаемое их дальнейшее развитие. Архитекторы из Мекану внедрили множество инновационных приемов проектирования, например, принципы экологической энергосберегающей архитектуры, которые повлияли на многие характеристики проекта. В частности, концепция внешнего облика и ситуационного размещения здания на участке – производные от этих принципов. Благодаря открытой внутренней планировочной структуре, библиотека обладает возможностями дифференцировано реагировать на изменения потребительских требований и предоставлять широкий доступ пользователей к информационным материалам университетского хранилища, а также реализовать функцию «форум идей» в рамках университета.

Citation link

Трубецков К.Е. ТИПОЛОГИЯ БИБЛИОТЕК [Электронный ресурс] /К.Е. Трубецков //Архитектон: известия вузов. – 2006. – №2(14). – URL: http://archvuz.ru/en/2006_2/2 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 29.06.2006
Views: 79