Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №1 (17) March, 2007

Architectural practice

Lamekhova Nataliya V.

PhD. (Architecture), Associate Professor, SubDepartment of Architectural Design.
Ural State University of Architecture and Art,

Russia, Yekaterinburg, e-mail: Lamekhova@mail.ru

Сычева Елена Борисовна

Зав. методкабинетом кафедры архитектурного проектирования.
Научный руководитель: кандидат архитектуры, профессор Н.С. Акчурина.
УралГАХА

,

СОВРЕМЕННЫЕ АРХИТЕКТОРЫ ЗАДОЛЖАЛИ ДЕТЯМ

Abstract

В статье фиксируется ситуация развития детских дошкольных учреждений (ДДУ) в г. Екатеринбурге, анализируется общее положение современной ситуации с точки зрения социальной значимости и архитектуры. Выявляется основной типологический ряд этого вида учреждений и анализируется по основным группам задач, предъявляемых современным ДДУ. Все типы ДДУ нуждаются в серьезном проектном переосмыслении.

Keywords: архитектура детских дошкольных учреждений

В настоящее время, как известно, детские дошкольные учреждения (ДДУ) – детские ясли, сады и комбинаты – закрываются, их помещения перепрофилируются для нужд, не связанных с воспитанием детей (больницы, отделения милиции, офисы различных фирм), здания же сохранившихся детских садов, требующие капитального ремонта или снятые с баланса, сносятся либо просто превращаются в развалины.

Неужели необходимость в ДДУ отпала? Что изменилось в обществе? Где сейчас те дети-дошкольники, для которых эти ДДУ предназначались? Где воспитатели, педагоги, другие специалисты, получившие высшее образование и многие годы работавшие в этой сфере?

По статистике за последние 15 лет число детских садов в России сократилось в 1,8 раза – с 87,6 до 47,2 тысячи. Количество детей, нуждающихся в устройстве в дошкольное учреждение, с 2000-го по 2004-й годы выросло в 3,4 раза – с 238 до 805 тысяч человек. Для сравнения: в среднем по России этот показатель равен 54%, по области – 51%, в Екатеринбурге – 53%. В управлении образования Екатеринбурга сообщили, что сейчас в городе работают 261 муниципальных и 47 ведомственных детских дошкольных учреждений. В 2006 году детские сады «закончили» 5,5 тысяч дошколят, следовательно, путевки получили 5,5 тысяч очередников, однако, примерно столько же малышей в этом году не получили возможности пойти в муниципальный садик.

Первые детские сады в России были открыты еще в 60-х годах XIX века. Но система детских дошкольных учреждений была заложена только в первые годы советской власти* с целью высвобождения женщин-матерей от забот о детях и их полноценного участия в производственной, культурной, общественно-политической жизни государства. Детские дошкольные учреждения долгое время находились на полном или частичном содержании государства, что было выгодно и родителям, и государству, заинтересованному в формировании и воспитании нового поколения людей, идеологически запрограммированных на самых ранних этапах развития. Детские сады заменяли долгое время по функциям семью. Это первые врата, за которыми начиналось формирование будущего члена общества.

Строительство детских садов, яслей, комбинатов в СССР было взаимосвязано со строительством жилых районов в городе и в сельской местности. Количество ДДУ и их вместимость рассчитывались в зависимости от количества людей, проживающих в данной селитебной структуре.

Система ДДУ, хорошо отлаженная и отточенная за 70 лет существования, имеющая хорошо обученных воспитателей и педагогов, утвержденные программы воспитания и обучения детей, преемственность между дошкольными учреждениями и школами, множество типовых проектов ДДУ, вдруг начала рушиться в период перестройки.

 Сейчас, когда детские дошкольные учреждения перешли из ведомственного подчинения в муниципальное, а также учитывая кризисное положение страны и очень плохое материальное положение населения, сфера дошкольного воспитания в прежней своей форме терпит глубочайший упадок. Прежние ДДУ стали нерентабельны. Строительство новых детских садов – большая редкость.

В настоящее время в хорошо обеспеченных семьях появилась возможность вообще не отдавать детей в детский сад, а оставлять их дома с мамой, няней, гувернанткой. Но чаще все-таки мы наблюдаем следующую картину: работающая женщина-мать вынуждена (порой одна) не только кормить и содержать семью, но и оплачивать огромные затраты на воспитание, обучение, питание своих детей в детском саду.

Родительская плата сейчас составляет – 1870 рублей, какие-то учреждения такую плату посчитали недостаточной для содержания ребенка, в результате она составила более 2100 руб. в месяц.

В эту сумму, вопреки закону, включены коммунальные услуги и зарплата воспитателей. Результат – родительская плата получилась слишком большой, что тоже незаконно: «Родительская плата не может превышать 20 % от общих расходов на содержание ребёнка», — говорит старший прокурор отдела прокуратуры Свердловской области Наталья Леонтьева.

Стоимость содержания детей в частных дошкольных заведениях составляет от 6000 до 40 000 рублей в месяц.

На сегодняшний день в Екатеринбурге 261 государственный и 3 лицензированных частных детских сада. Их посещают 31 727 детишек, и это только 45-50 % всех желающих.

 Напрашивается вывод: а не лучше ли матери (или бабушке) оставить ребенка дома и воспитывать его самой?

Возможно, что и лучше. Но сможет ли мать достаточно квалифицированно подготовить ребенка к школе, ведь известно, какие высокие требования предъявляет современная школа (а тем более специализированная гимназия или лицей) к будущему первокласснику. И родители начинают искать для своей крохи самых лучших гувернанток, педагогов, самые разнообразные школы для дошкольников.

Новое время – новые проблемы, но и новые возможности. С самых первых лет перестройки появилось множество платных экспериментальных школ, групп развития для дошкольников, семейных детских садов, детских центров и т.п.

Расслоение общества по материальному признаку отразилось в появлении большого разнообразия новых форм ДДУ. Для них писались и лицензировались новые образовательные программы. Но новое содержание требует новых форм, а их и по сей день нет. Где только не ютятся сегодня эти новые типы учреждений, в которых педагоги-новаторы занимаются развитием творческих способностей у дошколят: в музыкальных школах, юношеских дворовых и районных клубах, жилых квартирах, подвергнутых перепланировке, офисных помещениях и т.д. Но все эти здания и помещения совершенно не соответствуют требованиям СНиП и СанПиН, предъявляемым к зданиям детских дошкольных учреждений, не пригодны функционально и уж, конечно, не могут порадовать своей архитектурой.

Архитекторы очень задолжали детям. Если посмотреть архитектурные сайты в интернете (и не только наши отечественные, но и зарубежные), полистать архитектурные журналы, то с большим трудом можно «выловить» современные проекты каких-либо детских дошкольных учреждений.

Как же так: потребители есть (дети и озабоченные их будущим родители), спрос на подобного рода зданий огромный, а проектировать некому? Чтобы определить область нашего внимания как архитекторов, необходимо выявить назначение различных типов ДДУ. Для этого попробуем перечислить все возможные задачи, стоящие перед ДДУ.
 

 Основные группы задач:

1. Охрана жизни (присмотр за ребенком).

2. Сохранение и укрепление здоровья (соблюдение гигиены, режима питания, сна, прогулок на свежем воздухе и т.п.).

3. Воспитание (прививание навыков личной гигиены, самообслуживания, общения со сверстниками, бережного отношения к окружающему миру и т.п.).

4. Базовая подготовка к школе (комплексное развитие: физическое, творческое, интеллектуальное).

5. Развивающее обучение (углубленное развитие способностей в различных видах деятельности: художественной, музыкальной, хореографической, а также развитие речи, иностранные языки, спортивные секции и т.п.).

6. Коррекция дефектов развития (частные консультации у специалистов: логопедов, психологов и групповые занятия, например: сказкотерапия, арттерапия, игротерапия, психопластика, а также занятия в специальных группах физического развития и др.).

В зависимости от набора поставленных задач перед детским учреждением, мы можем выделить следующие возможные типы ДДУ:
 

I. Муниципальные детские сады, комбинаты и вневедомственные детские сады полного цикла, работающие по традиционной схеме или с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.) Рассмотрим современную ситуацию, в которой находятся данные типы учреждений.

Муниципальные детские сады и комбинаты – в основном функционируют в уже существующих зданиях, построенных по типовым проектам советского периода, которые вполне соответствуют функциональному назначению, но проекты нуждаются в современном переосмыслении.

Вневедомственные детсады могут занимать здания бывших муниципальных детских садов и могут быть спроектированы по индивидуальным проектам и отличаются от типовых вариантов повышенной комфортностью.

Такие учреждения решают ряд задач:

1. Охрана жизни (присмотр за ребенком).

2. Сохранение и укрепление здоровья (соблюдение гигиены, режима питания, сна, прогулок на свежем воздухе и т.п.).

3. Воспитание (прививание навыков личной гигиены, самообслуживания, общения со сверстниками, бережного отношения к окружающему миру и т.п.).

4. Базовая подготовка к школе (комплексное развитие: физическое, творческое, интеллектуальное).

Что касательно организации учебно-воспитательного процесса, то он выстраивается по схеме: переполненные группы (25-28 чел.) и низкая квалификация воспитателей, поэтому говорить, о всестороннем гармоничном развитии ребенка здесь неуместно. Единственное, что может осуществляться – это развивающее обучение, но в большей своей степени решение этой задачи зависит от инициативы родителей.

По самым приближенным данным сейчас в городе работает более 100 мини-садов. Причем, о качестве предлагаемых услуг можно судить, в конечном счете, только по поведению ребенка и по тому, что говорят сами воспитатели и хозяева.
 

II. Детские сады семейного типа (мини-сад) – это небольшие группы детей (от 2–6 чел.), объединенные несколькими матерями либо воспитательницей. Такие группы, как привило, устраиваются на съемных квартирах либо дома. Считается, что «хороший» мини-сад организуется в нежилой съемной 2-х или 3-комнатной квартире на первом этаже, там устанавливается детская мебель, кровати, большое количество игрушек. Если организаторами выступают мамы, то они и выполняют функции воспитателя, няни, повара.

Обычно такие детские сады размещаются в жилых квартирах или частных домах и не нуждаются в проектных разработках. Это наиболее неустойчивая форма, носит кратковременный характер, создается родителями-энтузиастами на период от 1до 4 лет. Вырастают дети – распадается детский сад.

Такой тип учреждения решает ряд задач:

1. Охрана жизни (присмотр за ребенком). 2. Сохранение и укрепление здоровья (соблюдение гигиены, режима питания, сна, прогулок на свежем воздухе и т.п.).

3. Воспитание (прививание навыков личной гигиены, самообслуживания, общения со сверстниками, бережного отношения к окружающему миру и т.п.).
 

III. Детские сады кратковременного пребывания (в утренние часы до обеда). В таких детских садах не готовят, завтрак дети приносят с собой, нет тихого часа. Возможно необязательное посещение.

Размещаются в основном на базе существующих детских садов. Имеют свои функциональные особенности, отличные от обычных детских садов, поэтому нуждаются в проектных разработках.

Решение основных задач такого рода учреждений ограничивается только присмотром за ребенком.
 

IV. Школы развития детей дошкольного возраста. Эта форма, наиболее перспективная, в настоящее время пользуется большой популярностью. Такие учреждения регистрируются как частные предприятия и имеют коммерческую основу. В штате, как правило, специалисты только с высшим образованием. Набор предметов и услуг выбирается непосредственно родителями из предложенного ассортимента. Функции по присмотру, соблюдению режима и воспитанию берут на себя либо неработающие матери, либо бабушки, либо нанятые для этих целей няни и гувернантки, которые и приводят детей на занятия к специалистам.

Обычно арендуют помещения в совершенно не приспособленных для подобных функций зданиях: музыкальные школы, юношеские дворовые и районные клубы, жилые квартиры, подвергнутые перепланировке, офисные помещения и т.д.

Нуждаются в проектных разработках. По типу это должно быть клубное здание для малышей и родителей.

Выполняет ряд задач:

4. Базовая подготовка к школе (комплексное развитие: физическое, творческое, интеллектуальное).

5. Развивающее обучение (углубленное развитие способностей в различных видах деятельности: художественной, музыкальной, хореографической, а также развитие речи, иностранные языки, спортивные секции и т.п.).

6. Коррекция дефектов развития (частные консультации у специалистов: логопедов, психологов и групповые занятия, например: сказкотерапия, арттерапия, игротерапия, психопластика, а также занятия в специальных группах физического развития и др.).

 Подобные ДДУ с трудом выживают, несмотря на огромную востребованность со стороны родителей. Часто имеют сертификаты на свои развивающие программы, тем не менее, не могут получить лицензию на деятельность из-за функционального несоответствия помещений, оборудования, неприспособленности санузлов, отсутствия мест для ожидания родителей, сангигиенических требований и пр. Эти же причины отталкивают впоследствии родителей.
 

V. В настоящее время появилась необходимость в создании крупных детских центров с более развитым спектром услуг, включающим в себя:

  • не только функции школы развития (IVтипа),

  • но и возможность оставить детей под присмотр на короткий промежуток времени,

  • а также консультации специалистов разных профилей,

  • бюро по найму нянь и гувернанток для работы с детьми на дому,

  • курсы профессиональной подготовки нянь и гувернанток,

  • школу молодых родителей, игровые комплексы, бюро по организации и проведению праздников, детский театр, бассейн для малышей,

  • детскую библиотеку,

  • семейное кафе,

  • магазины детских товаров, книжные лавки и пр.

Подобных проектных разработок пока нет. По типу это может быть полифункциональное здание для малышей и родителей.

Такие детские центры могли бы выполнять ряд задач:

1. Охрана жизни (присмотр за ребенком).

5. Развивающее обучение (углубленное развитие способностей в различных видах деятельности: художественной, музыкальной, хореографической, а также развитие речи, иностранные языки, спортивные секции и т.п.).

6. Коррекция дефектов развития (частные консультации у специалистов: логопедов, психологов и групповые занятия, например: сказкотерапия, арттерапия, игротерапия, психопластика, а также занятия в специальных группах физического развития и др.) и дополнительный набор услуг.

В Екатеринбурге подобного рода учреждений пока нет, хотя тенденция, на возникновение подобных типов уже наметилась.

Новые формы ДДУ нуждаются в пристальном внимании со стороны городской администрации, а со стороны архитекторов – в глубоком осмыслении и создании проектов новых типов крупных и малых общественных зданий, пригодных для детей дошкольного возраста.

 


 

* После Октябрьской революции декретом Совета народных комиссаров от 5 июня 1918 г. все учреждения дошкольного воспитания были переданы в ведение Наркомпроса и включены в систему народного образования.

Citation link

Ламехова Н.В., Сычева Е.Б. СОВРЕМЕННЫЕ АРХИТЕКТОРЫ ЗАДОЛЖАЛИ ДЕТЯМ [Электронный ресурс] /Н.В. Ламехова, Е.Б. Сычева //Архитектон: известия вузов. – 2007. – №1(17). – URL: http://archvuz.ru/en/2007_1/14 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 29.03.2007
Views: 77