Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №1 (17) March, 2007

Theory of architecture

Поздникин Валентин Матвеевич

кандидат технических наук,
профессор
УралГАХА

,

ДРЕВНИЕ ИСТОКИ НАУКИ О ФОРМООБРАЗОВАНИИ

Abstract

Работа посвящена анализу содержания первых четырех Арканов Таро – главных доктрин древнейшего учения о священной Триаде сотворения мира: Мировом Активном Начале, Мировом Пассивном Начале и результате их взаимодействия – всеобщем Синтезе. Оказалось, что результаты исследований реального процесса формообразования, организованных до знакомства с Арканами Таро и Каббалой в середине 70-х годов прошлого столетия и основанных на использовании системных категорий (активное Н, реактивное (пассивное) R и след процесса α), успешно раскрывают конкретную диалектику физических законов и материальных форм. Это лишний раз подтверждает великое могущество и непреходящую значимость Арканов Таро как Абсолютных начал синтетической философии эзотеризма.

Простые алгебраические выражения способствуют раскрытию сущности комплекса символов Тетраграмматона. А анализ геометрии обобщенной модели форм с позиций принципов Арканов высвечивают новые логические следствия и выводы, полезные своим применением в научной и практической деятельности.

Keywords: Арканы Таро, диалектика физических законов и материальных форм

Со времен самых ранних земных цивилизаций, сведения о которых доходят до нас мифами, легендами и историческими пересказами мудрецов, человека волновали общие правила и принципы, миропостроения, проблемы становления и развития форм. Материальные предметы одушевленной и неодушевленной природы восхищали своим совершенством, изяществом и гармонией геометрического построения. Они являлись образцами поклонения и подражания в процессах создания искусственной среды обитания, исходными аналогами в творчестве и практической деятельности.

С развитием современных научных методов исследования постепенно раскрываются и формулируются общие законы и правила развития форм естественной и искусственной природы. Однако в духовных источниках самых дальних от нас времен мы находим непостижимые по своей глубине и истинности сведения о рождении и развитии мира, подтверждаемые результатами современной науки.

Священная Книга Тота донесла до нас потрясающие, могущественные сведения об устройстве Мира, о Законах и Принципах его становления и развития в символизме Арканов Таро. Впервые мне довелось познакомиться с этим изумительным Памятником человеческой культуры в начале 2006 года в капитальном труде «Великие Арканы Таро. Абсолютные Начала Синтетической Философии Эзотеризма», с изложением опыта комментариев Владимира Шмакова [1]. А до этого, весной 2005 года, мной впервые была прочитана книга Папюса «Каббала или наука о Боге, Вселенной и Человеке» [2]. Оба сочинения вызвали особый неподдельный интерес прежде всего учением о Мировых Началах, Активном и Пассивном, управляющих субстанциональным проявлением материи, самобытным и независимым от внешнего воздействия. Довелось испытать неописуемый восторг и удивление от того, что в эзотерических основах Великих Доктрин абстрактная диалектика оперирует ведущими понятиями взаимодействующих противоположностей Активного и Пассивного и их Синтеза. Ведь с полной независимостью, самостоятельно, до знакомства с указанными источниками подобная триада системных категорий была положена в основу исследования форм [3,4]. Стало понятно, что всеобщая и всемогущая триада далеких эпох ложится в основу природы трех ведущих категорий: активного Н, реактивного (пассивного) R и следа процесса α, задействованных в ходе широкого изучения конкретных, реальных процессов формообразования и развития форм.

И такие глубочайшие откровения и прозрения даны, возможно, в самых древних научных источниках истории человечества. Поистине, были времена мощных Цивилизаций, способных поднять Разум до небесных высот Духовного мира. «Через тьму веков, как и древней стране Кеми, и долине Пенджаба, светит нам Памятник давно минувшего. И как гордая страна Ра и пирамид получила этот великий дар в наследство от выходцев с Посейдона (по свидетельству Платона), последнего остатка волшебной Атлантиды, так и мы чрез сотни веков приемлем этот дивный светоч мудрости из той же древней страны Златовратого Града» [1].

Время равнодушно и безжалостно разрушает и уничтожает величие империй, внушительные творения народов и ландшафты. Но знания мудрецов древности, запечатленное в символах на камне, бесконечно повторенное в сказаниях и мифах различных народов ушедших и проходящих эпох, утверждают непреложность и незыблемость движения к истине по дороге веков. И до сих пор Посвященные представители цыганских таборов, потомки далекой атлантической нации, кудесники непревзойденных песен и плясок, свободные как ветер и гонимые ветрами судеб по планете, сохраняют Великий творческий сюжет символики Арканов в гадальных картах.

 В своде Священной Книги Тота, как в сборнике учений о первопричинах всего существующего, Арканы (общим числом 22) имеют свои традиционные наименования, буквенные и числовые обозначения и символические начертания. Первые четыре из них – доктрины главенствующего значения. Они дают представление о выходе Абсолюта, как Разума в Его собственной Сущности, из Непроявленной Субстанции Мировой Пассивности с выявлением Активного Триединого Божества Творящего, заключающего в себе все принципы мира Проявленного (Аркан I).

Божество, как эманация Абсолюта, в Сущности своей непостижимо. Но человек в своем стремлении к Нему пытается постичь вечным приближением, осознавая истину через внешний аналог Его Триады, именуемый Первым или Божественным Тернером, который лежит в основе всех религий и запечатлен в них в различных формах. Среди них закон последовательности с культом Брахмы, Вишну и Шивы, легендами о трех Парках, трех Норнах скандинавской мифологии, олицетворяющих прошлое, настоящее и будущее, о суточном пути Озириса, Аполлона и Феба. Наиболее распространенное выражение Первого Тернера – триады: Отец, Мать и Сын (или Начало Активное, Начало Пассивное и Начало их взаимодействия). Третья группа форм – Дух, Разум и Сила в учении о Демиурге по Каббале и воззрениям гностиков, в учении о Мировой Душе и Тернере Индии: Ар, Арии и Виради – первичной материи и т.д.

Аркан II – учение о начальном Мировом Творчестве с выявлением Божественной Сущностью Мировой Пассивности, отражаясь в которой Божество Творящее выявляет из Себя Свои образы и в ауре их порождает Мировую иллюзию – принцип Майи, принцип относительного бытия. «Ничто не вечно в мире, все появляется лишь на миг, все исчезает, чтобы вновь блеснуть коротким существованием и вновь растаять в пучине времен… Все изменяется, вечно варьируются формы, отдельные души совершенствуются или вновь ниспадают» [1].

В актах Вселенского Творчества вторым членом Первого Божественного Тернера является Мировой Вечно-Женственный Принцип, Мировое Пассивное Начало, осуществляющее процесс созидания в сизигии с Активным Началом. Важно отметить тот факт, что обыденное слово «пассивность», как инертность и косность, не имеет ничего общего с природой Пассивного начала в его космическом значении. Оно в Мире Божественном в такой же степени, как и Активное Начало, активно осуществляет становление всей феноменальной природы, являясь источником Вечной жизни и бытия. «В области феноменальной природы пассивность или активность какого-либо действия или фактора относится лишь к формальной стороне явления и выражает относительное положение человека по отношению к объекту восприятия» [1].

По мнению В.Шмакова, различие между этими началами проистекает из их глубокой сущности как нуменальных аспектов Верховной Реальности. Нам представляется, к тому же, что одной из основных объективных причин различия первичных Начал является фиксация их стартового пространственно-геометрического позиционного несовпадения, порождающего качественное отличие активного от пассивного и приводящего к возникновению времени Мирового Процесса. Активное начало вступает в акт взаимодействия раньше Пассивного, ставя последнее в положение Реактивного начала, поскольку на прохождение сигнала от позиции первого начала к позиции второго требуется некоторое время. На этом основании в ранних работах по формообразованию [3,4,5] вторая системная категория названа реактивное (пассивное) задолго до того, как удалось познакомиться с учением об Арканах Таро. Дополнительное определение в скобках, «пассивное», приведено в связи с тем, что во многих информационных источниках и трудах ученых разных времен это начало имеет такое название или соответствует ему по смыслу.

В действиях, факторах и формах феноменальной природы положение Активного и Реактивного начал фиксируется не только и не столько в зависимости от положения человека относительно объекта восприятия. Это происходит, скорее всего, по объективным причинам расположения полюсов Активного и Пассивного начал в поле взаимодействия и в соответствии с требованиями мировых принципов и законов. А вот одноразовая позиционная смена полюсов, отражаемая в геометрии форм как обязательная смена их ориентации в рамках прямой и обратной системных связей, действительно зависит от отношения анализирующего человека к объекту восприятия.

Простым примером может послужить поведение системной формы общения – «собеседники», как симметричной (собеседники – квазиблизнецы), либо как асимметричной (к примеру, «профессор – студент»). Во втором случае, при доминирующей активной роли профессора в период обучения, активным началом может становиться и студент, задающий вопросы или отвечающий на экзамене. Другими примерами смены позиций активного и пассивного начал может стать процессы нагружения конструкций, движения автомобиля, работы теплоизоляции, колебательные процессы и т.д. Формальной стороной анализа данных ситуаций является произвольное принятие субъектом решения: что впереди в роли активного начала, образно говоря, что вначале – яйцо или курица, курица или яйцо? Суть этой мыслительной инверсии заключается в существовании бесконечной цепи чередований активного и пассивного начал, из которой на определенном этапе выделяется бинер с актуально значимым началом на первом месте. Оно может быть и активным, и пассивным.

В случае загружения плотины напором воды можно считать активным фактором напор, а можно – прочность конструкции, сдерживающий напор. Хотя по правилу реактивности в рамках прямой системной связи на первый план выдвигается активный напор воды. Однако до его возникновения была воздвигнута преграда с активной ролью противостоять потоку. А еще ранее, в процессе проектирования сооружения, в качестве активного начала принималась нагрузка водной массы и другие силовые воздействия. И конечно же, вершит такой ход событий активная идея создания проекта, как первый аспект трансцендентального Сверхчувственного Мира Идей, выявленного в антиномиях, бинерах типа «А и не-А» [7], на пути постижения Истины. Эти Идеи суть причинные матрицы, нематериальные модели, вносящие порядок в беспорядочную материю, из которой Первичная Вселенная образуется свитой невидимых сил Реального Деятельного Бытия.

Таким образом, в позиционной смене сущностной значимости полюсов наблюдается некий колебательный процесс их состояний относительно потенциально направленной пространственно-временной оси аналогий в метафизическом пространстве, на которую «нанизана» данная форма. При этом бинер, как система активного и реактивного действий, условно выраженных противоположно направленными моментами относительно любой точки на оси аналогий, остается неизменным. При движении «в глубь» Истины, по мере эволюции мышления, обогащается содержательная сторона усилий противопоставления с одновременным обратно пропорциональным уменьшением радиусов бинерного вихря.

Предмет оглашения Аркана I – Абсолютная Мировая Первопричина в своей первой ипостаси выливается в Космическое Трансцендентальное Бытие, как в первую категорию Космического Духа Сущего. Во второй ипостаси Она проецируется в Разум, как Космическое Трансцендентальное Сознание – Премудрость, Великую Матерь, Изиду Божественную, учение о Которой и составляет доктрину Аркана ІІ. В то время, как Абсолютный дух приступает к Проявлению мира через Триединое Творящее Божество, Великая Изида выливается в Принцип Истины Вечной.

Непроявленное, безвидное, состояние материальной субстанции можно сравнить с покоем прозрачной воды в пруду, наличие которой визуально определяется только по возникающим в ней формам, после взаимодействия с активными факторами внешней среды (блики от падающего света, волны от брошенного камня, пузыри донного газа и т.д.). А до проявления лишь «Дух Божий носился над водой». Субстратом же «прозрачной воды» должна быть все та же Единая творящая Энергия Бытия, но в форме особой Ее модификации – «безвидной» вихревой Субстанции Сознания. Элементарной, не проявляющей своего энергетического содержания, простейшей формой движения является замкнутый энергетический вихрь, который демаскирует себя образованием «материальной» формы лишь после его размыкания воздействием внешнего прямолинейного поступательного потока энергии, вызванного нуменальным действием Духа.

Обе эти ипостаси, Бытие и Сознание, неразрывны между собой, взаимно друг друга обуславливают и утверждают, выливаясь во взаимодействии в третью ипостась Космического Духа – Божественную Природу, о которой учит Аркан III, отблеском и тенью которой явился мир феноменальной природы. Вместе с тем выявляется и другой важный аспект учения Аркана III – о Самосознании Духа, живущего в Самом Себе вне пространства и времени, при сопоставлении своей Сущности всем следствиям, следам и результатам, которые из Него возникают, скованные числом, пространством и временем мира в рамках меры.

До этого акт Первичного Творчества проходит через природу первообразов Интеллигибельного Мира, через Мысль Бога – Архитектора, Творящего идеальный проект Города перед строительством реального вселенского мира чувствуемых форм. В этих бесчисленных формах проявляется Сущность Творца в бинерах и в соответствии с законом первообразов, в позиционной полярности «активное – пассивное» с доминирующим и соподчиненными направлениями ориентации творящих потоков Божественного Света. Первообраз утверждается в феноменальных конкретных проявлениях во всей полноте его свойств и качеств, с установлением связи со всем материальным проявленным миром.

В этом мире, в природе, окружающей нас, геометрия материальных форм несет на себе следы бинеров и их андрогинов, нейтрализации бинеров и их интегралов – понятий, определенных В.Шмаковым в работе [1]. Он высказывает важное диалектическое суждение о непременной связи интеграла бинера, как идеи-проекта, с тернером – бинером и его андрогином: «Всякое явление и всякое восприятие явления проистекают из взаимодействия бинеров, то есть из того, что явление имеет место, необходимо следует, что существует какой-то бинер и, обратно, если мы воспринимаем какой-нибудь бинер, необходимо следует, что существует где-то выявляемое им явление – его андрогин».

Здесь новые понятия выстраиваются в обобщенную диалектическую цепочку: интеграл бинера → активный аспект бинера ┼ пассивный аспект бинера→общий андрогин (1). Символ «┼» обозначает в данном случае вид взаимодействия двух противоположностей, составных частей бинера. Это знак нейтрализации бинера. Интеграл бинера, как целеполагающее начало, выраженное аристотелевским «то, ради чего», уравновешивается триадой, соответствующим тернером (бинер с общим андрогином), как утверждением всеобщего закона построения мира. А интеграл с бинером есть Верховный Тернер.

Приведенная выше в виде диалектической цепочки формула (1) имеет интересную симметричную форму относительно знака «┼», который играет роль границы между Миром Творящего Божества и миром тварной природы. В математических и физических выражениях и формулах этот знак может представлять любое математическое действие: сложение, вычитание, деление и т.д.

Уравновешивание активного аспекта бинера его пассивного аспектом, связанным однокачественным союзом с общим андрогином, есть Coincidentia oppositorum (Николай Кузанский), которое Джордано Бруно назвал целью всякой философии, всякого мышления, всяких исканий духа. Здесь, как на перекрестке дорог, уничтожается противоречие разных направлений движения связыванием в единое целое общего участка для двух путей, как более значимого гармоничного места на дорогах, где происходит огненное действо встреч и расставаний, с регулированием процесса движения или без него. Это тот самый знак креста «┼», символ взаимодействия противоположностей, который в условиях проявления гармонического отношения превращается в знак равенства, выражаемый символически двумя одинаковыми параллельными линиями.

В мгновенных или продленных состояниях обобщенного процесса (0П), хода возникающего времени проявления форм, указанные связи и отношения (┼ и знак равенства) могут быть заменены самыми общими, абстрактными «есть» или « не есть», в значениях тождественности или различия. Toгда принцип (1), как основной закон диалектики, закон единства и взаимодействия противоположностей, можно, по нашему мнению, представить формулой:

А есть (не есть) не-А, (2),

что в математической форме запишется как конкретное диалектическое выражение

Н ≥ Ĥ. (3)

Здесь мы имеем дело со скрытой формой Тернера, когда абстрактные А и не-А заменены конкретными математическими числовыми противоположностями Н и Ĥ, как составными частями, аспектами Бинера и его общего Андрогина. Абстрактный символ отношений «┼» заменен математическим конкретизированным знаком «больше – равно». Скобки в формуле (2) означают «и/или». Формула (3) пригодна для описания физических законов и процессов с учетом перевода чисел в физические величины качественно различных содержаний. Частный случай выражения (2):

А есть не-А (4)

представляется гармонией, аналогичной той, какой ее видели и мыслили философы древности: "То, что приводит противоположности к единству и создает все в Космосе – есть гармония" – гласит учение Пифагора.

В физической науке (4) представляется равенством:

Н = Ĥ (5).

Это и есть Coincidentia oppositorum в рамках конкретно-диалектических отношений предметов, качественно различного содержания, в области физической науки.

 Распространяя диалектические принципы гармонии (4) на физические закономерности, удается ответить на вопрос о логической необходимости существования единой диалектической структуры формальных записей физических законов, о выводе единой формы формул, описывающих широкий круг физических процессов.

В гармоническом выражении (5) можно конкретизировать абстрактно представленные противоположности, обогатив их новым отношением противоречия, придав одной части Н значение единичности, целостности (атрибут Единого), а правой Ĥ – противоположное значение множественности, дифференцированности, составленности из частей. В формальной записи это будет выглядеть так:

Н=П hi (6) – в мультипликативном представлении (П - произведение) или

H=Σ hi (7) – в аддитивном представлении.

В самом общем виде правая часть, как отрицание утверждения Н, может быть представлена сколь угодно сложным многочленом, усиливающим качественную противопоставленностъ ее левой части. Назовем эту сложную правую часть материей, как аристотелевское «то, из чего нечто возникает». В абстрактном виде Ĥ она содержит в себе качество «реактивности (пассивности)». Утверждение: «Это – А» наделяется качеством активности как определенности указания на единство сущности А, а отрицание: «Это – не-А» – качеством пассивности, связанной с неопределенностью выбора из множественной субстанции не-А любого объекта, ограниченного рамками конкретного анализа ситуации. Заменим, к примеру, первое утверждение на вполне определенное «Это – лист». Тогда второе «Это – не-лист» будет всем остальным набором предметов и вещей мира, в котором актуально можно выделить любой элемент материи кроме листа.

Дальнейший анализ отношений между выделенными частями предлагается выполнить, рассматривая частный, но важный случай зависимости (6), ограничив произведение в правой части двумя составными элементами:

Н = R α (8),

где Н – символ, объединяющий элементы концептуального класса «активное»;

R – объединяет элементы концептуального класса «реактивное(пассивное)»;

α – объединяет элементы концептуального класса «след процесса».

Вот так по правилам конкретной диалектики выглядит Творящая Триада, представленная активным аспектом бинера Н, пассивным аспектом R и общим андрогином бинера α.

Установим отношение между Н и R в виде Тернера, в котором знак «┼» представлен знаком деления:

H/R = α (9)

Это и есть формальное выражение физических законов в разделах механики, электричества, оптики, тепловых явлений, теории упругости и сопротивления материалов и т. д. В ней отсутствует время в явном виде. Поэтому (9) – это мгновенные гармонические «фотографии» состояний процессов в абстрактных временных срезах общей траектории движения в развитии явления, своего рода фактографии.

Если в (9) ввести время, то это выражение преобразится в форму динамической системы теории колебаний, с ее широчайшим охватом областей механики движения, электромагнитных колебаний, радиотехники, физической химии, математической биологии и других областей науки. В конечном итоге в мире действительных вещей все постоянно меняется, умирает и снова возрождается, все связано прочными связями числа, меры и времени. Напомним, что анализ ситуаций ограничен пока лишь мультипликативным представлением (6) взаимодействия. Если, к примеру, проанализировать связи и отношения рассматриваемого противоречия в аддитивном представлении (7), то обобщенная структура процессов примет вид балансных уравнений, которые приняты в формальных записях химических и экономических законов, в теории вероятности и в задачах с системами линейных и нелинейных уравнений.

Таким образом, Аркан III, как учение о Совокупном Самосознании Божества, вводит нас в преддверие бесконечного материального множества как результата реального проявления Великого Замысла. Картина реального воплощения действительного мира становится предметом самоконтроля истинности Идеи и самоанализа результатов Творчества Божественной Силы в рамках Совокупного Самосознания. На каждой единичной сотворенной вещи лежит печать структуры Природы Первообразов и Творческого Процесса. Они непременно содержат триаду Высшего Тернера, Великого Архитектора вселенной, с активными и пассивными аспектами бинеров и их общими андрогинами.

Конкретная диалектика в формальных записях (1 ÷ 9) структуры Творческих Принципов дает возможность анализировать содержание единичных вещей в сотворенном мире, прежде всего, в рамках геометрии занятого этими вещами пространства. Вместе с тем, по закону Первообраза структурируются не только феноменальные внешние выражения вещей, но и их причинность, и последовательность хода развития от простейшей формы до конечного синтеза. Не остаются в стороне и утверждения связей каждой конкретной вещи с другими предметами окружающего телесного мира.

Одним из примеров закономерного следования в изучении сущего по пути вечных непреложных истин, какие мы находим в учениях самых древних цивилизаций, является натурфилософские взгляды основателя неоплатонизма Плотина.

Единое, начало всего сущего, именуется у Плотина так же, как и у Платона, благом и сравнивается с солнцем. Ему противоположна темная и лишенная вида материя, как принцип зла. Такова только собственно материя, низшая граница, замыкающая иерархию бытия. Вместе с тем, материя есть и в умопостигаемом мире. В принципиальном смысле материя у Плотина бестелесный, как мы бы сегодня сказали, энергетический полевой субъект, относительное неопределенное подлежащее. Она провоцирует высшее к переходу в низшее. Ум дерзнул отпасть от Единого, душа – от ума, а наиболее дерзкая часть души спускается в живом мире вплоть до растений. Материя – зеркало, отражаясь в котором Высшее порождает низшее в качестве своего подобия. Сфера сущего охвачена мощью сверхсущего Единого и ограничивается немощью не-сущей материи. Представляют интерес определения материи как Мирового пассивного начала: «немощь» – инертность, косность, реакция сопротивления и, вместе с тем, податливость в момент обладания ею Высшего (Мировое Активное начало). «Не – сущее» – это непроявленная форма конструкции, несущей на себе мощное воздействие Высшего.

«Структура бытия у Плотина задается противопоставлением «тамошнего» и «здешнего». «Там» – истинно сущее, Ум, который и есть первичные сущности; в Уме мысль и предмет мысли совпадают. «Поэтому ум обладает недоступной низшему способностью: осуществлять свои замыслы без посредства орудий и в материи, которая не отличается от него самого. «Образы», творимые умом, есть первообразы, тогда как в «здешнем» мире нам приходится довольствоваться подобиям. Всякая низшая ступень рождается высшей, причем высшая ступень всегда остается неизменной и, порождая мир, не терпит ущерба [6]. Единое вечно сияет в сверхпрекрасной благости, вечно прекрасен созерцающий сам себя Ум, вечно Душа устремляется из здешнего мира к Единому и оглядывается на созданный ею космос, бесконечно вращающийся по вихревым траекториям при чередовании возникновений и гибели.

В приведенном примере мы вправе отнести Высшее благо к разряду Мирового Активного начала, а материю считать Мировым Пассивным началом. Тогда естественным путем находится место в символике Арканов и благу, и злу, высшему и низшему, «тамошнему» и «здешнему» и т.д.

Система первых трех Арканов раскрывает принципы перехода мощи Космического Прообраза, Триады – Верховного Божественного Тернера, в Творческую Силу Божественную, именуемую Великим Мировым Архитектором, занятым зодчеством в бесконечном мире частных тернеров.

Структура осуществления проекта в актах Первичного Творчества, проявления материи в мире феноменального бытия, представляет собой ведущую доктрину
Аркана IV. Одним из традиционных наименований этого Аркана является сочетание букв еврейского алфавита Йод-Хе-Вау-Хе. В Каббале оно означает третье имя Божества – ИЕВЕ (ЯХВЕ). Оно, одно из самых таинственных имен, выражающее самый важный удивительный закон природы, «…дает смертному, открывшему его истинное произношение, ключ ко всему знанию божественному и человеческому. Это слово, не произносимое никогда израильтянами, а первосвященником – только один раз в год, среди криков непосвященной толпы, есть то самое, которое находится на вершине всех посвящений…» [2]. С целью открытия возможности обращаться к этому слову в обыденном общении специалистов-исследователей, священников, проповедников и простых людей ему дали название – Тетраграмматон. Оно выражает собой Закон Самоутверждения Субстанции в Творчестве.

В совокупности четырех букв, в Тетраграмматоне (ТГ), первая – Йод имеет форму своеобразной запятой, напоминающей ортогональную проекцию разомкнутого кольцевого энергетического вихря. В замкнутом состоянии этот вихрь не проявляет себя в поле подобных энергетических образований, на арене скрытой пассивности, ни в каком виде, ни в какой форме. Разрыв, размыкание энергетического кольца приводит к образованию реальной проявленной спиралевидной формы типа «галактика». Один конец этой формы, где энергопоток уходит от места разрыва, закручивается к центру и слегка выходит из плоскости кольца. Другой, с устремленным к месту размыкания потоком энергии, – распрямляется, отходит от центра исходного кольцевого вихря со смещением из плоскости начального кольца в противоположную, по сравнению с первым, сторону.

В Каббале Йод представляется началом всех вещей, изображением Единицы-Начала, символом Активного Самодовлеющего Бытия. Он поставлен на десятое место в алфавите, которое символизирует числом 10 соединение единицы (Начало-Все) с нулем (Небытие-Ничто).

Вторая буква ТГ – Хе представляет символ Внутреннего Самосознания Единого Бытия. Она используется в ТГ дважды и во втором применении означает символику Внешнего Самосознания Субстанции. На первом месте Хе выступает противоположностью мужского начала Я-Единицы, рожденной из этого начала разделением пополам (точное число Хе – 5). Таким образом, Хе представляет пассивное начало, женщину по отношению к мужчине, субстанцию по отношению к сущности, жизнь по отношению к душе и т.д.

Третья буква ТГ – Вау является выражением вида отношений, связей во взаимодействии двух первых начал. Это – их Общий Андрогин. Вау выступает третьим членом Тернера Йод-Хе-Вау, связью, соединяющей противоположности во всей реальной природе. Вместе три члена выражают Троичный Закон Абсолютного.

В позиции второго применения Хе" есть символ реализации и проявления Тернера, показатель бесконечности утверждения форм конкретного бытия. Второе Хе" обладает скрытой пассивностью, в отличие от явной субстанциональной пассивности первого Хе, как экран, воспринимающий андрогин и делающий его реальностью. Возможно, поэтому в имени Яхве первое Хе выражено в сокращенной форме и читается как первый звук произношения –«х», а второе – как «е». Этим самым показывается, что Хе в первой позиции играет главенствующую роль участника процесса в составе Тернера Йод-Хе-Вау, а Хе" второй позиции – подчиненную роль актуально выделяемого результата процесса, обеспечивающего продление действий в обобщенном потоке превращений вещества и энергии.

«Хе" представляет собой как бы сосуд, который наполняется эманацией Реальности, оно утверждает форму конкретного бытия и этим именно и переводит соответствующий аспект Субстанции из абстрактного бытия в состояние утвержденной реальности. Эта доктрина о Хе" и есть закон Динамического Квартернера: всякий тернер может получить объективное существование только тогда, когда его андрогинный член будет воспринят пассивностью, лежащей на нижнем плане, и тем перейдет сам и переведет члены бинера из мира возможностей в мир реальностей» [1].

Представим формальную запись гармонии (6) как

Н = h1х h2 (10), или как Н/h1 = h2 (11).

Указанные зависимости можно интерпретировать как формулы закона, выраженного четырехбуквенным сочетанием ТГ. Здесь Н есть Йод, h1 – Хе первой позиции, знак отношения (деления) – Вау, h2 – Хе второй позиции. В выражении (10) Н представляет активное начало, а произведение в правой части – пассивное, с разной степенью и разным качеством пассивности составных частей h1 и h2. Вспомним, что в записях (8) и (9) символ R (h1) объединяет элементы концептуального класса «реактивное (пассивное)», а α (h2) – элементы класса «след процесса», проявляющиеся в манифестированном виде на «планшете» части R.

Формулы многих известных физических законов, как ажурные следы процессов мышления, имеют структуру зависимостей (10) и (11). Например, закон Ньютона F/m = а или закон Ома V/R = I, либо механическое напряжение в сечении конструкции σ = Р/А, или удельная теплоемкость вещества с = Q/ m ΔΤ (m = h1, ΔΤ= h3 ) и т.д. Можно утверждать, что структуру четырехбуквенного ТГ имеет, например, известное формальное выражение для кинетической энергии Ек = m v2 /2, где энергия Е есть активное начало Н, члены правой части выражения, – масса m, скорость движения и постоянная величина 0,5 – элементы пассивного аспекта бинера. Ту же структуру тернера имеет выражение потенциальной, а, следовательно, и общей механической энергии, и собственной энергии тел.

Можно привести большое количество примеров символьных выражений законов различных научных областей, содержащих понятия действия, силы, энергии, работы, напряжений, мощности и т.п., в которых активность позиции указанных величин не вызывает сомнения. Они посланцы могущественной свиты Творца, Мирового Активного Начала, способные совершать бесконечные вереницы действий в процессах проявления материи Божественной Субстанции. В этих действиях они испытывают множественные превращения и переходы в иные виды и формы, сохраняя при этом суммарный планетарный объем.

Таким образом, пользуясь простыми алгебраическими представлениями, удается продемонстрировать конкретное приложение Высших Законов Творчества, зафиксированных в абстракциях символики Арканов. Однако этого недостаточно для полноты анализа процесса Вселенского Созидания. С позиций доступности и наглядности, возможно, наиболее приемлем геометрический метод исследования объектов феноменального мира, как способ естественно близкий человеку. Он родился насущными потребностями и деловой практикой людей многими веками ранее алгебраического анализа жизненных ситуаций, анализа, требующего от человека мыслить абстрактно, отвлеченно оперируя знаками алфавитов и цифрами, что под силу было лишь умам подготовленным и развитым. А геометрия всегда была основанием творчества людей, складывающих первые дольмены, фиксирующих на нательных дощечках перекрестия дорог, размежевывающих поля и оставляющих далекие образы природы своего времени на наскальных рисунках.

В работе [5] выдвинуты предложения по конструированию единого геометрического образа унитарной модели формы. Основополагающим моментом разработки модели является утверждение о полярной ориентации форм в доминирующем направлении оси между полюсами-противоположностями Н и R. При этом в очертаниях форм должны найти отражение особенности имманентных свойств и качеств, присущих соответственно каждой противоположности, проявляющиеся в большей степени со стороны своего полюса и затухающие до полного исчерпания со стороны полюса противоположного. Ведь геометрические фигуры каких-либо проекций форм, выстраиваемых нами в многомерном пространстве феноменального мира, являются чувственной интерпретацией сущности вещей, размещенной в метафизическом пространстве, структура которого раскрывается символикой Великих Арканов.

На рисунке 1 приведена упрощенная схема единой модели форм.

Условно принятые обозначения на схеме следующие. Противоположность (далее сокращенно – пр) Н имеет значение потока энергии, пр R – материальной среды. Зона образования следа α располагается между полюсами Н и R на оси АС, имеющей в общем случае криволинейное очертание. Начальная, потребная для образования следа, порциальная в случае фактографического среза процесса, мощность пр Н показана пунктирной линией A A1, соответствующая мощность пр R – линией СС1. В точке А – начало координат при анализе модели в рамках прямой связи, в точке С – в рамках обратной связи при инверсной смене позиций противоположностей.

Рис. 1. Обобщенная модель формы
 

Характер поведения пр Н и пр R выбран произвольно с прямолинейным изменением первой от определенного максимума до заданного уровня исчерпания, второй, как противоположности первой, – криволинейно, причем кривой обозначено поведение величины обратной R. В реальной действительности характеры участия Н и R во взаимодействиях будут отображаться самыми разными графиками. При этом должно соблюдаться безусловное положение: изменение Н в период сотворения следа происходит от определенной начальной величины до исчерпания себя в данном процессе, эволюционно или скачками. А пр R изменяется от начальной фиксированной в определенном месте и в момент времени величины до условной бесконечности, до области абстрактной тонкой вселенской субстанции.

Поток энергии, внедряясь в определенную ограниченную область не проявленной материальной реальности, вовлекает R в процесс сотворения следа все большие ее части и области, переходя от материальных, видимых и осязаемых субстанций к невидимым полевым субстанциям материи. Поэтому общая «длина» АС следа α не ограничивается только видимой частью. Она продолжается на концах следов (в модели, к примеру, точка А) тонкими излучениями полевых сущностей электромагнитного (эффект Кирлиана) и других спектров, не видимых не вооруженным глазом. Именно на этих невидимых участках можно рассматривать стремление к расширению вовлекаемых в процесс областей пр R до условной бесконечности. А общему сравнению и соотнесению в чередующихся сечениях следа в схеме модели подвергаются качественно однозначные величины Н и 1/R, формально объединяемые выражением (9).

Ординаты графической линии α назовем высотой сечений формы. Характерным сечением формы является сечение BB1, в котором факторы взаимного противодействия противоположностей уравнены, приведены в состояние гармонического равенства (4). Сечений, подобных ВВ1, в сложных формах может быть несколько. Они будут находиться между собой в отношениях иерархии: одно из них будет основным, главным, другие – второстепенными, третьи – еще ниже по значимости и т.д. В предлагаемой общей упрощенной схеме форм гармоническое сечение одно. Эти гармонические точки форм удобно назвать точками перехода качеств (ТПК). Так, в унитарной модели формы при движении от точки А к точке С сначала наблюдается качество – «рост высоты (ординаты) формы», в соответствии с ростом количества 1/R , который приводит в сечении ВВ1 к диалектической смене на другое качество – «уменьшение высоты формы». Произошло первое, абстрактное отрицание в диалектике формы. Далее при движении по АС от точки В к точке С завершается построение геометрии всего следа на оси АС и происходит второе, конкретное отрицание синтезированной формой α взаимодействующих пр Н и пр R, от которых форма в снятом виде получила характерные особенности и черты, нашедшие визуальное отражение в очертаниях самой формы.

После достижения самой высокой точки B1 наступает снижение линии графика α, что соответствует возврату к прежним позициям (высоты сечений следа справа и слева от B1 равны на определенных горизонталях), но на качественно новом уровне (разные кривизны участков графика, восходящего и нисходящего). А до этого нисхождения, на вершине гармонии, в мгновение откровения и блеске экстаза, Разум как сущность целеполагания, творящий процесс созидания, делает глоток чистого духа Блага и Бесконечности. Здесь график бесконечно малым отрезком параллелен (подобен) линии АС, которая символизирует продление свободного беспредельного состояния Бытия и Сознания в Пралайе.

Со стороны полюса Н форма наделена активными очертаниями прямых линий, определенностью точки начала следа, качествами энергичной устойчивой межполярной устремленности, со стороны полюса R – аморфностью, криволинейными очертаниями, многогранностью и вероятностным характером реакции материальной среды. Длина части АВ формы со стороны Н преобладает над длиной противоположной части ВС, если процесс не является симметричным актом, как, к примеру, столкновение двух одинаковых, упругих шаров при встречном движении с одинаковыми скоростями.

 Важным атрибутом модели является обязательная полярная ориентация формы с векторной направленностью от активного Н к реактивному R в рамках прямой системной связи. Противоположное направление ориентации рассматривается при обратной связи отношений противоречия с инверсной сменой их позиций.

Геометрическая структура сложных реальных форм образуется в условиях многополярного взаимодействия сопряженных противоположных факторов. В связи с этим и формы будут иметь несколько направлений ориентации в пространстве при доминирующей роли, скорее всего, одного направления. Например, форма наклонной к горизонту струи фонтана образуется в поле четырех полюсов: одной пары горизонтального и другой – вертикального направлений. Активным началом ориентации горизонтального направления является соответствующая проекция напора струи, реактивным (пассивным) – сопротивление воздуха. В вертикальном направлении взаимодействуют вертикальная составляющая напора и сила земного притяжения.

 Кстати, предложенная унитарная модель удачно описывает форму рассматриваемого фонтана. При этом, нисходящий участок ВС модели необходимо представить в виде расчлененного многоструйного потока (символ вероятностного состояния со стороны R), а максимальную высоту назначать в зависимости от активности пространства, направленной перпендикулярно оси АС. Эту активность следует интерпретировать как действие земного притяжения в определенной географической точке проведения эксперимента.

Как показали исследования геометрии многочисленных реальных форм, природных и сотворенных человеком, они достаточно убедительно подтверждают концептуальную состоятельность и адекватность представления обобщенной модели формы, сконструированной на основаниях синтетического учения о трех началах, первичных причинах ОП формообразования.

Другой подход к анализу модели формы связан с заменой пространственных осей временными при выявлении осью АС ориентации продления ОП, а осью ординат – значение полярной ориентации между метафизическим и чувственным мирами, между «там» и «здесь». Формально такую замену осей графика удается выполнить в соответствии с возможностью определения координаты времени как четвертой степени пространственной координаты [8].

Самая верхняя точка графика на линии ВВ1 будет обозначать миг настоящего, график слева от этой точки – прошлое, справа – будущее. Логическим следствием такого представления модели будет вывод о том, что события настоящего в точечное мгновение всегда гармоничны при сoincidentia oppositorum (ТПК), прошлое наделено определенностью сбывшихся моментов (отрезок АВ – одна прямая линия), будущее наделено вероятностным характером, неопределенностью предстоящих событий («многоструйный» участок ВС). С высоты положения «здесь» нам представляется возможность исторически обозревать весь участок прошлого АВ, что не удается сделать в отношении участка ВС, оказавшегося в большей части под «горой».

Будущее можно только запланировать, предсказать и предвидеть с определенной степенью вероятности на сравнительно небольшом удалении от точки настоящего. Это зависит от «высоты» разума и интеллекта, графически отмечаемой точкой на ось ВВ1, расположенной над вершиной настоящего. Чем выше ее положение, тем большие возможности открываются в обозрении, как прошлого, так и будущего. Мышление, не обремененное глубокими знаниями и опытом практики, расположено непосредственно на поверхности «горы» и, сведенное к точке настоящего, воспринимает прошлое и будущее в весьма узком круге своих скромных интересов. И, наоборот, Разум, высоко поднятый над чувственной формой, обозревает ее прошлое, настоящее и будущее сразу, одномоментно во всех деталях.

Заключение

Древнейшее священное учение о первопричинах рождения и развития мира реальных форм пришло к нам через тысячелетия в символах галереи Арканов Гермеса из Египта и мифами культа 22 храмов, посвященных тайным заветам Арканов, из некоторых областей Гималаев. Это могущественное знание оповещает нас о существовании Великой Вседержавной Триады и о взаимодействии Мировых Активного и Пассивного Начал и их Синтеза, давая первое, но четко еще не сформулированное, представление о законах диалектики.

Задолго до знакомства с этой информацией, в начале 70-х годов, в работах, посвященных исследованию формообразования, автором были предложены системные категории: активное Н, реактивное (пассивное) R и след процесса α. Они способствовали формулировке нового принципа становления и развития форм и приблизили нас к конкретизации проявления абстрактных законов диалектики в реальных процессах движения материи. Накопленный опыт изучения форм предметов и материальных вещей помогает проникнуть в суть Священной Герметической Науки, применяя математику и геометрический метод исследования форм. Основную идею древнейшего знания удается пояснить символами простых алгебраических выражений и геометрическим построением обобщенной модели форм, изучение и анализ которой приводит к множеству логических следствий и конкретных выводов, применимых в различных областях современного знания.

Терминология статьи

Аркан – таинственный, символьное выражение принципа, закона, доктрины.

Тот – в древнеегипетской мифологии Бог луны, мудрости, письма и счета, покровитель наук. Греки отождествляли его с Гермесом.

Абсолют, Абсолютная Первопричина, Единый Вселенский Дух – имеет две ипостаси: Космическое Трансцендентальное Бытие и Космическое Трансцендентальное Сознание, проецируемые в Разум.

Сизигия (чета, пара) Божественных Проявлений – Разум и Мысль. Разум высказывает вслух Мысль и так проявляются Голос и Имя. Все произнесенное сочетается Рассудком и Мышлением. Это первые неизъяснимые эманации или проявления, дающие возможность сформировать ограниченные представления о Неведомой и Непознаваемой Божественной Сущности.

Пралайя – Непроявленная Субстанция, не только не постижимая в силу ограниченности познающих начал человека, но и более того, это максимум максиморум возможных противоречий. П. – только метафизическая идея, постулат, начало всякого мероприятия

Бинер – относительная форма мышления, свойственная человеческому разуму, но как единственная она – абсолютный путь постижения многообразных явлений мироздания. Человеческий разум может постигать и постигает мир только в бинерах (противоречиях, антиномиях по Канту).

Андрогин бинера – частный синтез отдельных аспектов членов бинера; каждый бинер порождает целую цепь андрогинов. А. – аналог интеграла бинера, его тварная природа.

Интеграл бинера – относительный нумен как аспект Общемирового Синтеза, утверждаемый данным Бинером и выявленный в разуме в виде конкретного бинера. Объединяясь в интеграле, члены бинера ускользают из разума, выявляя истину, возвышающую над его возможностями. И как субстанция нетварен.

Нумен (ноумен) – в отличии от феномена умопостигаемая сущность, предмет интеллектуального созерцания.

Интеллигибельный – объект, постигаемый только умом и недоступный чувственному познанию.

Тернер – система членов бинера и их интеграл (в метафизическом пространстве) или аспекты бинера и их андрогин в мире чувств.

References

1. Великие арканы Таро. Опыт комментария В.Шмакова. – М.: Эксмо, 2005.– 784 с.

2. Папюс. Каббала или наука о Боге, Вселенной и Человеке. – СПб.: Изд-во «Андреев и сыновья», 1992.– 208 с.

3. Поздникин В.М. Устойчивые структурные связи системы «Конструкции – окружающая среда». – ВНИИИС Госстроя СССР. Р.Ж. вып. 12., 1982.

4. Поздникин В.М. Динамическая структура конструктивных систем. – ЦНТИ Госгражданстроя СССР. Р.Ж. серия 13. вып 3., 1983.

5. Поздникин В.М. Моделирование формы // Девятые уральские академические чтения: сб. ст. – Екатеринбург, 2005.

6. Философский энциклопедический словарь, ст. «Плотин». – М., 1983.

Citation link

Поздникин В.М. ДРЕВНИЕ ИСТОКИ НАУКИ О ФОРМООБРАЗОВАНИИ [Электронный ресурс] /В.М. Поздникин //Архитектон: известия вузов. – 2007. – №1(17). – URL: http://archvuz.ru/en/2007_1/4 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 29.03.2007
Views: 75