Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №1 (17) March, 2007

History of architecture

Михнова Полина Владимировна

аспирант.
Научный руководитель: доктор архитектуры, профессор Л.Н. Вольская.
НГАХА

,

ВЛИЯНИЕ ТОРГОВЛИ НА АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНУЮ СТРУКТУРУ ГОРОДОВ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО КАЗАХСТАНА

Abstract

В статье анализируется роль торговли в развитии городов северо-восточного Казахстана. Возникшие как стратегические пункты в начале – середине ХVIII века, уже к середине ХIХ века эти города являлись крупными центрами торговли, перевалочными базами. Торговые отношения, как один из главных видов деятельности, нашли свое отражение в архитектурно-планировочной структуре городов.

Keywords: архитектурно-планировочная структура, торговля, город, северо-восточный Казахстан

В начале ХVIII века Российское государство расширяло свои сибирские территории в южном направлении, для чего на границах возводились военные оборонительные укрепления. Укрепления представляли собой собственно крепости, а также форпосты, редуты, маяки, соединенные в одну линию. Некоторые из них со временем выросли в крупные торгово-промышленные центры. К таким относятся Усть-Каменогорская, Семипалатинская и Петропавловская крепости, ставшие впоследствии одноименными городами. Коряковский форпост послужил основой города Павлодар. Сегодня эти города принадлежат республике Казахстан.

На выбор места и конфигурацию крепости оказали влияние ландшафтные условия и стратегические требования. В дальнейшем архитектурно-планировочная структура городов зависела от совокупности различных природных и антропогенных факторов. Одной из основных экономических причин, послуживших мощным импульсом к дальнейшему развитию городов, а также повлиявших на формирование их городской среды, была торговля. Открытие и изучение новых торговых путей еще в начале ХVIII века входило в цели экспедиций на территории Сибири и Казахстана. Развитие торговли, в свою очередь, тесно связано с транспортной инфраструктурой. Здесь следует отметить выгодное географическое расположение исследуемых городов. Это были удобные посреднические зоны между Россией и Азией. Одним из сопутствующих факторов служила река, которая являлась главной транспортной артерией и давала возможность построению портов - торговых пунктов. Другим – расположение на существующей караванной дороге.

Кроме торгово-транспортных сообщений (сухопутных, водных, железнодорожных), необходимо отметить богатые природные условия, благодаря которым территория Казахстана издавна была интересна соседним государствам. Разнотравные луга привлекали сюда кочевые казахские племена, поэтому основную массу казахского привоза составлял скот, а также меха, мерлушка, овчина, войлоки, кошма, верблюжья шерсть.

Наиболее активно торговля развивалась в Семипалатинске и Петропавловске, что нашло свое отражение в архитектурном образе городов. Крепость Семипалатинская была учреждена в таком месте, где издавна велись торговые отношения. Поэтому с самого основания крепости сюда направлялись караваны из Яркенда, Кашгара, Кульджи. Удобное географическое расположение способствовало интенсивной торговле и в Петропавловской крепости – на пересечении караванных путей из России в Западную Сибирь, в центральные районы Казахстана и Среднюю Азию. Также через Петропавловск шли важные торговые тракты – «Горькая линия» и Петропавловско-Акмолинская. Расположение крепости на Оренбургско-Омском почтовом тракте имело особо большое значение, так как в этом месте на тракт выходила караванная дорога из Туркестана и Западного Китая.

Вдоль караванных путей были устроены в разных местах караван-сараи и постоялые дворы. Русские торговцы и азиатские караваны следовали разными путями: русские придерживались пикетов казачьей дороги, азиатские караваны проходили стороной через казахские кочевья. Те и другие по пути совершали меновую торговлю с казахами в определенных местах.

Первыми центрами торговли в городах-крепостях являлись меновые дворы. Они устраивались возле ворот крепости, иногда на противоположном берегу. По времени появления меновые дворы соответствуют периоду основания крепостей – с середины ХVIII века. Первым был устроен меновой двор в 1745 году, вблизи крепости Усть-Каменогорской для приезжающих на Иртыш ташкентцев, бухарцев и киргизов. Через 20 лет для торговли с казахами восточных районов Среднего жуза было решено построить новый меновой двор. Так в 1765 году возникло село Меновное, как таможня и торговый центр на левом берегу Иртыша.

В 1752 году было предписано построить меновой двор в 15-ти верстах от Семипалатинской крепости. Относительно быстрому развитию торговли между казахскими землями, Средней Азией и Россией способствовала покровительственная таможенная политика царского правительства. В 1754 году в Семипалатинской крепости была учреждена пограничная таможня. С этого времени Семипалатинская крепость стала одним из главных пунктов пограничной торговли, приносившим значительный доход в государственную казну. В этом же году на левом берегу Иртыша возник меновой двор, положивший начало формированию Заречной (Торговой) Слободы, позже района Жана-Семей. В 1798 году после сильного затопления Меновой Слободки, находившейся на острове Полковничьем, купечеству было разрешено переселиться на новое место, которое в дальнейшем положило начало развитию Татарской Слободы. Купцы построили здесь гостиный двор и здание таможни.

Необходимость открыть меновую торговлю появилась и с устройством крепости Святого Петра. В ней были заинтересованы кочевавшие по Ишиму казахи Среднего Жуза и гарнизоны форпостов, редутов, русские крестьяне, поселившиеся в районе Ишима. В 1759 году последовал Высочайший указ об открытии в крепости Святого Петра торга со степными народами, что явилось причиной широкой известности города. Торговля в Петропавловской крепости развивалась довольно интенсивно, так как крепость имела выгодное расположение к степи. В силу этих обстоятельств крепость вскоре сделалась главным пунктом меновой торговли с Хивой, Бухарой и Ташкентом. Торговая площадь находилась внизу, под пушками этой крепости. (рис. 4) Здесь в два ряда располагались лавки русских купцов. Меновой двор в Петропавловске, существовавший для торговли сырьем и животными продуктами, приобрел значение складочного пункта для всего степного края.

Сыграли роль в развитии торговли и поощрительные меры по поддержанию купечества. Купцам отводилось благоустроенное жилье. Командиры крепостей, форпостов и отрядов имели строгое предписание оказывать купцам в необходимых случаях военную помощь. В Семипалатинске азиатские купцы – ташкентцы, кокандцы, маргланцы и другие имели постоянные места жительства – дома, склады, другие постройки. В 1764 году поступило дозволение меновой торговли всем крепостям, расположенным по правому берегу Иртыша.

Большое значение для дальнейшего расширения торговых связей имело развитие торгово-транспортных сообщений – сухопутных, речных, железнодорожных. В 40-х годах ХIХ века города Семипалатинск и Петропавловск становятся одними из немногих пунктов, через которые проходили торговые караванные пути. В этот период с южных границ Западной Сибири пролегало на юг всего пять караванных путей. В городах Усть-Каменогорске, Семипалатинске и Павлодаре, расположенных на правом берегу Иртыша, выросли большие пристани. В 1880 году было открыто срочное пароходное сообщение по Иртышу.

Итак, первый этап развития торговли – меновые дворы – соответствовал периоду основания крепостей. Это было стационарное место, оборудованное лавками и укрепленное как стратегический пункт. Так, в Петропавловске меновой двор состоял из 137 каменных лавок, соединенных под одну крышу, расположенных в виде прямоугольника длиной 245 и шириной 50 сажень. Все лавки были обращены фасадом внутрь двора. Места, отведенные для торговли, в дальнейшем послужили развитию селитебных территорий или общественных центров. Кроме непосредственно устройства меновых дворов с лавками, развитие торговли вызывало необходимость в других специальных постройках – пограничных таможнях, наблюдательных пунктах, складах, жилье для купцов.

К первой половине ХIХ века меновые дворы уступают место периодическим ярмаркам и стационарным базарам. К этому времени меняется сам характер торговли – меновая на денежную. На ярмарки съезжается большее количество купцов из разных мест.

 Крупнейшим торговым центром в этот период на территории современного Казахстана остается Семипалатинск. В Семипалатинской области первое место по торговым оборотам занимала Куяндинская ярмарка. Возникнув в 1848 году, эта ярмарка постепенно укреплялась и развивалась и к 1869 году достигла солидных размеров. В конце ХIХ века в Петропавловске два раза в год устраивались месячные ярмарки. В Усть-Каменогорске большая Андреевская (позднее Екатерининская) ярмарка была учреждена в 1831 году. На территории этой ярмарки было 24 торговых деревянных лавок, 10 балаганов, 1 съестный рынок с семью лавками. Позднее в Усть-Каменогорске функционировали ярмарки Никольская и Рождественская. Всего в Казахстане в конце ХIХ века было 106 ярмарок. Для ярмарок и базаров были устроены специальные места – базарные площади, оборудованные торговыми рядами. (рис. 1, 2, 3) Эти места являлись первыми общественными центрами в городах.
 

Организация базарных площадей и торговых рядов

Рис. 1.
Торговые ряды
 Семипалатинск

Рис. 2.
Базарная площадь.
Усть-Каменогорск

Рис.3.
Храм и цирк шапито на
базарной площади. Павлодар
 

 

Большое значение для дальнейшего развития торгово-промышленных связей имела железная дорога. Особенно было выгодно расположение города на пересечении транспортных путей. Например, Семипалатинск расположен на пересечении реки с железной дорогой Барнаул-Алматы (Турксиб). Петропавловск являлся крупным узловым пунктом на пересечении транспортных путей – река Ишим, Транссибирская железнодорожная магистраль, Трансказахстанская железнодорожная магистраль. С постройкой Транссибирской железнодорожной магистрали в 1894 году начался еще более интенсивный рост торговли, в казахскую степь устремился русский и иностранный капитал. В Петропавловске и Семипалатинске обосновались представители и филиалы столичных и иностранных торгово-промышленных фирм и банков.

К концу ХIХ века разные торговые зоны представляли собой взаимосвязанную сеть открытых пространств (меновые и гостиные дворы, базарные площади), соединенные торговыми улицами и караванными дорогами. (рис. 4) В это время появляются стационарные торговые дома (магазины), где выставлен готовый товар, а также возможен заказ по каталогам. Так, в торговом доме Плещеева, в Семипалатинске, знатные дамы заказывали платья из Парижа. Развитие торговых отношений привело к необходимости строительства зданий специального функционального назначения и устройства специальных территорий. Появляются торговые дома, биржи, банки, казначейства.
 

Размещение торговых зон в структуре города.

 

Рис. 4. Петропавловск. 1916
1. Меновой двор, «под пушками крепости», 1759 г.
2. Соборная площадь с торговыми домами.
3. Базарная площадь.
4. Каменный меновой двор,1870-е.
5. Ул. Торговая
6. Центральная улица, застроенная купеческими домами - Вознесенский проспект
7. Ул. Караванная
8. Ул. Меновая
9. Ул. Пушкинская
10. Ул. Сибирская

Следует отметить роль трактов и караванных дорог, проходивших через города в направлениях основных улиц. Например, в Петропавловске дорогу, по которой к меновому двору двигались караваны, позже назвали Караванной (ныне ул. К. Сутюшева). При разработке детальной планировки архитекторы учли эту историческую особенность, придав улице общественно-торговый характер. В Семипалатинске улицы, совпадавшие с трактами, имели соответствующие названия – Усть-Каменогорская, Омская. Фрагменты сегодняшних улиц Бажова, Ворошилова, проспекта Ленина в Усть-Каменогорске когда-то являлись одной дорогой в Семипалатинск.

Со временем развитие торгово-промышленных отношений привело к образованию состоятельного купеческого сословия. Их торговые и жилые дома располагались в центральной части города и считались самыми красивыми в городе. Купцы и промышленники вкладывали средства в строительство и благоустройство городов. Так, в Усть-Каменогорске в районе исторических улиц Кирова и Горького располагались лучшие дома золотопромышленников, купцов, а также их магазины и торговые лавки. Здесь впервые в городе были проложены каменные и деревянные тротуары. (рис. 5) Богатое архитектурное наследство осталось от торговой жизни Петропавловска. В основном старинные купеческие дома сконцентрированы на главной улице Конституции. (рис. 6) В Семипалатинске основная часть архитектурного наследия, связанного с торговлей, располагается в Татарской Слободе, которая исторически была сформирована из купечества. Длинные торговые ряды сохранены в Павлодаре и Семипалатинске.

Памятники архитектуры в современном городе.

Рис. 5.
Магазин и дом купца А. Рафикова
на ул. Горького, кон. ХIХ в.,
Усть-Каменогорск

Рис. 6.
Фрагмент купеческого дома Т.Л. Аркела
на ул. Конституции, 1891 г.,
Петропавловск

Первая мировая война, последующие революции в России, гражданская война и экономическая разруха первых лет советской власти вызвали катастрофический упадок как внешней, так и внутренней торговли. Постепенно под контролем Советского государства торговля начала восстанавливаться на принципиально новой основе.

Итак, на протяжении середины ХVIII – начала ХХ веков торговля являлась одним из основных экономических факторов, способствовавших развитию городов. Разные виды торговой деятельности оказывали значительное влияние на архитектурно-планировочную структуру городов. Первоначально города возникли как стратегические сооружения. С упразднением фортификационной функции торговле и промышленности принадлежала основная роль в формировании среды городов. Наиболее ярко торговля проявилась в Семипалатинске и Петропавловске. Усть-Каменогорск в основном играл роль перевалочной базы и центра золотопромышленности. Самым отсталым в развитии торговли оказался Павлодар. Сегодня большую часть историко-архитектурного наследия составляют именно торговые и купеческие дома.

Таким образом, анализ развития городов северо-восточного Казахстана и роли торговли в них позволяет сделать следующие заключения:

1. Одной из причин основания городов-крепостей на территории Казахстана являлось расширение торговых связей со странами Азии, Китаем, Индией.

2. Удобное географическое положение и природные богатства территории Казахстанского Прииртышья издавна привлекали внимание соседних стран.

3. Дальнейшему развитию городов и торговых отношений способствовала развитая торгово-транспортная инфраструктура: караванные пути, тракты, речное сообщение, железная дорога.

4. Торговля была представлена следующими формами: меновые и гостиные дворы, ярмарки, стационарные базары, торговые дома.

5. Купечество, как одно их состоятельных сословий, играло большую роль в строительстве и благоустройстве городов.

6. В архитектурно-планировочной структуре городов торговые отношения проявились в:

- организации площадей и общественных центров (меновые дворы, ярмарки, базары) и улиц (караванные пути, почтовые тракты);

- архитектуре торговых домов, лавок, рядов, жилых домов купцов, а также специальных заведений (банк, биржа, казначейство).

References

1. Алексеенко Н.В. Усть-Каменогорск и устькаменогорцы. – Усть-Каменогорск, 1995. – 77с.

2. Инсебаев Т.А. Очерки истории Павлодарского Прииртышья. I ч. С древних времен до XX в. – НПФ "ЭКЭ", Павлодар, 2000. –240 с.

3. Касымбаев Ж.К. История города Семипалатинска (1718-1917 гг).– Алматы, 1998.– 276 с.

4. Кашляк В.Н. Семипалатинск: Их именами названы… – Семипалатинск. 2006. – 355 с. с фотогр.

5. Морозов М.А. Петропавловск – северные ворота Казахстана. – Омск, 1993

6. Торговые связи Семипалатинского Прииртышья (XVIII-начало XX вв.): Сборник документов –Управление архивами Восточно-Казахстанской области, Центр документации новейшей истории Восточно-Казахстанской области. – Семипалатинск, 2004.–350 с.

7. Черных С.Е. С берегов Иртыша. – Алма-Ата: Казахстан, 1981.– 288 с.

8. Щербик Г.А. Усть-Каменогорске предания.– Усть-Каменогорск: Медиа-Альянс. 2003.– 264с.

Citation link

Михнова П.В. ВЛИЯНИЕ ТОРГОВЛИ НА АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНУЮ СТРУКТУРУ ГОРОДОВ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО КАЗАХСТАНА [Электронный ресурс] /П.В. Михнова //Архитектон: известия вузов. – 2007. – №1(17). – URL: http://archvuz.ru/en/2007_1/8 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 29.03.2007
Views: 75