Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №1 (17) March, 2007

History of architecture

Мельник Влада Валентиновна

соискатель ученой степени кандидата архитектуры
Научный руководитель: кандидат архитектуры Ю.Ф. Кожин.
Российская академия художеств, Санкт-Петербург 

,

ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРЫ ДРЕВНЕГО ДАМАСКА

Abstract

В статье даётся краткий обзор основных периодов развития архитектуры Сирии. Рассматривается архитектура частного городского дома Дамаска ХIХ-ХХ веков. Отмечается влияние мотивов европейской архитектуры, в частности, барокко на интерьер и общую композицию традиционного дома в период ХVIII-начала ХIХ веков. Тема представляет интерес в силу своей малой изученности.

Keywords: архитектура Дамаска

Стремительно и неуклонно движение истории. На наших глазах резко меняется политическая география мира. Проблемы типологической общности в становлении национальных культур во многих регионах Ближнего Востока, исследование сложного комплекса вопросов, связанных с осмыслением и обобщением закономерностей формирования различных видов национального творчества, приобретают в настоящее время глубоко актуальный характер. Связь истории и современности, напластование веков и задачи сегодняшнего дня, исторически объективная оценка прошлого и создание новой культуры, созвучной прогрессивным идеям современности – все это определяет живое содержание того сложного процесса, который переживает искусство и архитектура Сирии.


Рис.1. Карта Сирии

Территория Сирии – государства в Западной Азии, примыкающего с запада к побережью Средиземного моря, с востока – к государству Ирак, с севера – к Турции, а с юга – к Иордании (рис.1), была колыбелью древнейших цивилизаций. Первые следы пребывания здесь человека относятся к эпохе раннего палеолита. В IV-III тыс. до н.э.– значительная часть населения на территории Сирии переходит к оседлому образу жизни. В III-II тыс. до н.э. появились первые небольшие раннерабовладельческие государства, типа государства Мари, с центрами в торговых городах, чему способствовало удобное географическое положение. Вместе с тем это делало их объектом постоянных иноземных захватов. Уже в XVI-XV вв. до н. э. Сирия была завоевана египетскими фараонами. В XVI в. до н.э. северная ее часть была покорена хеттами. К началу X в. до н.э. на территории Сирии образовалось сильное государство со столицей в Дамаске. В VIII в. до н. э., которое было завоевано ассирийцами. С конца VII в. до н.э. Сирия стала провинцией Ново-Вавилонского царства, а в VI в. до н.э. перешла под власть древнеперсидской династии Ахеменидов. В 333 г. до н.э.Сирия была завоевана Александром Македонским. После распада его империи Сирия получает статус провинции в составе обширного эллинистического государства-монархии Селевкидов, или сирийского царства, созданного Селевком I Никатором. Селевкиды строили новые города по т.н. гипподамовой системе (рис.2) – прямоугольные кварталы с соотношением сторон (5х2), что хорошо прослеживается в древнем Дамаске.

Рис. 2. План Дамаска римского периода.

Что же это за город? Дамаск – город древний!
Если бы рай был на земле, то Дамаск был бы им.
Если бы рай был на небесах, то Дамаск был бы Его повторением.

Ибн-Джубейр, арабский писатель.
 

Столица Сирии – Дамаск (от арабского слова Димашк) находится на высоте 690 м над уровнем моря и в 100 км от побережья Средиземного моря. Высокие горы Ливана и Сирии служат своеобразным зонтом от осадков, которых в Сирии выпадает крайне мало. Развитие поселения на месте этого города началось во II тысячелетии до н.э. Дамаск, расположенный на берегу реки Аль-Барада (что в переводе с арабского означает – холодная), одна из древнейших столиц мира. Длина реки Аль-Барада 40 км, в районе Дамаска, неся прохладу гор Ливана, она создает второй рай на земле, имя которому – Гута (до сих пор этот район Дамаска зеленый и прохладный).

До арамейского периода коренными жителями Дамаска были амуринны. Одной из первых построек Дамаска был языческий храм и крепость с крепостной стеной. В X-VIII вв. до н.э. Дамаск – столица арамейского государства, при арамеях он достиг большого расцвета. Академик В.Струве писал, что “походы ассирийских царей ослабляли натиск кочевых племен и тем самым спасали древние земледельческие культуры Ассирии и Сирии от грозившего им упадка”. Английский ученый Д.Дирингер писал, что “в результате почти ежегодных походов, которые удается проследить на протяжении более чем векового периода, арамейские государства были одно за другим побеждены ассирийской державой. Не сдававшийся в течение нескольких десятилетий, Дамаск пал в 732 году до н.э., был подчинен Ассирии и после этого никогда уже не мог обрести политическую самостоятельность”. Ученые считают, что именно в это время арамейский язык слился с ассирийским и стал в этом виде языком народных масс Ассирии, языком торговли от Египта до Индии. Языком Христа был западный диалект ассирийско-арамейского, часть Библии была написана на нем же. Считается, что на этом языке было написано первоначальное Евангелие.

В 64 году до н.э. римляне захватили Сирию. Сирия становится провинцией Римской империи. В 635 году Дамаск был завоеван арабами и стал столицей Омейядского Халифата (661-750 гг.). Войдя в столицу, арабы нарушили клятву, данную накануне жителям города, что они сохранят христианские святыни. В 705 году поделили крупнейшую церковь Иоанна Крестителя на две части: в одной открыли мечеть, а другую – оставили христианам, но позже и вторую оккупировали, превратив ее в ныне знаменитую мечеть Омейядов. Утратив в 750 году значение столицы арабского халифата, Дамаск продолжал играть значительную роль как торговый и культурный центр. Однако сменившая Омейядов династия арабских халифов Аббасидов (750-1258 гг.) старалась отнять и эту привилегию у города. Аббасиды были нетерпимы к христианской религии, а ведь половина населения Дамаска были христиане. Они разрушали христианские памятники. Язык Корана проникал все глубже, оттесняя сирийский, происшедший от языка Армеев, и к концу XIII века практически вся Сирия перешла на арабский язык.

Войны крестоносцев на востоке не обошли Дамаск стороной, но дамаскинцы дали им отпор. До XIV века Дамаск пытался сохранять себя от всевозможных нападений – крестоносцев, сельджуков, монголов и т.д. Но, несмотря на это, правители Дамаска главной своей задачей считали развитие торговли, ремесел и различных искусств. Однако в 1400 году войска Тамерлана подступили к Дамаску, и после месяца сражений он захватил город. Тридцать тысяч жителей были согнаны в мечеть Омейядов и сожжены. Лучших оружейников, мастеров и ремесленников угнал в Среднюю Азию, в свою столицу Самарканд. Прошло более ста лет, и после нападения Селима I, в начале XVI в., Сирия и Дамаск стали частью Османской империи на целых четыре столетия (1516-1918 гг.). С 1920 по 1943 гг. Сирия находилась под колониальным правлением Франции. В 30-40 гг. растет национально-освободительное движение. 17 апреля 1946 года Сирия получила независимость.

Только внимательно изучив историю этой удивительной страны, можно понять художественную культуру Сирии и разобраться в градостроительных особенностях Дамаска. В целом мире, наверное, нет города с таким смешением различных культур Востока и Запада. Здесь развивались своеобразные ветви эллинистической, римской, ранневизантийской, средневековой, османской культур. Архитектура Сирии и Дамаска развивалась как часть культурно-исторического комплекса, сложившегося на территориях современных Ливана, Иордании, Палестины, собственно Сирии и Южной Турции. Географическое положение на пересечении важнейших торговых путей Запада и Востока обуславливало проникновение в искусство Сирии различных художественных влияний и их тесную связь с местными традициями – все это проявлялось в архитектуре и искусстве Дамаска.

Регулярная планировка древней части города восходит к селевкидскому (конец IV – первая половина I вв. до н.э.) и римскому (64 г. до н.э. по IV век н.э.) периодам. К римскому времени относится центральная прямая улица с остатками обрамлявшей ее колоннады, монументальной трехпролетной аркой и замыкающими улицу восточными воротами (Баб Шарки, с дополнениями XII-XIII вв.). Другие шесть ворот римского времени (рис.3) неоднократно перестраивались, а также фрагменты оборонительных стен, акведук (ныне функционирующий) и коринфская колоннада, расположенная перед входом в святилище храма Юпитера Дамасского (I в. н.э.) (илл.4), построенного на месте арамейского храма Хаддада (IX в. до н.э.).

Рис. 3. План ворот Дамаска римского периода

Рис. 4. Храм Юпитера

Современные археологические исследования показывают, что Дамаск строился по греко-римскому плану: прямоугольник, упорядоченно разделенный на параллельные и перпендикулярные улицы. Жилые кварталы строились под прямым углом, дома площадью 100 х 45 м, центральные улицы – от 3 до 5 м шириной и дворцы, открытые на эти улицы.

Первоначальным строительным сырьем была глина, добытая тут же из русла реки, из которой производился кирпич-сырец. Этот строительный материал был дешевым и доступным для простого населения, но недолговечным и непрочным и часто страдал от пожаров. Сирия так же славится своими запасами разнообразного камня, от известняка до разных пород мрамора. Очень распространенным строительным материалом в тот период также было и дерево. Древний Дамаск можно назвать и самой “зеленой” столицей Ближнего Востока, имеющего богатые леса. Однако культовые постройки и здания зажиточных горожан были возведены из камня, поэтому мы можем видеть их и сегодня.


Рис. 5. Вид на мечеть Омеядов с тремя минаретами

Во время римского периода для укрепления и украшения города были сооружены две важные постройки: цитадель и крепостная стена с воротами, которая окружала площадь 105 га. Семь пропускных ворот входили в эту крепость: 3 – на север, 2 – на запад и 2 (главных) на восток. Эти ворота связывали Древний Дамаск с основными дорогами, пересекавшими город. В этот же период был построен главный Храм в Дамаске – Св. Иоанна Крестителя, он был перестроен из святилища Юпитера Дамасского. В период арабского Халифата Омейядов, мечеть находилась в непосредственной близости от дворца Халифата. Ярким архитектурным памятником этого периода становится мечеть Омейядов, перестроенная из церкви в 705-715 гг. (рис.5).

С момента постройки мечети Омейядов в Дамаске в арабской архитектуре надолго утверждается тип многоколонной мечети или дома с аркадой, нашедшей свое отражение в сооружениях Кардовы (Испания) или Кайруна (Тунис). Эту мечеть строил арабский халиф Валид бен Абдель-Малик. На строительстве были заняты тысячи ремесленников, архитекторов, золотых дел мастеров, многие из которых были привезены из Греции, Рима и других стран и городов. Эта мечеть пережила шесть пожаров, но каждый раз, перестраиваясь и восстанавливаясь, она становилась все краше, пока не стала шедевром дамасской архитектуры.

В мечети три входа. Центром архитектурной композиции является огромный прямоугольный двор с колоннадой. Арки колонн украшены мозаичными картинами (рис.6), изображающими дворцы, сады и ландшафты. Молитвенный зал представляет собой прямоугольное в плане 3-нэфное помещение, с двумя 2-х ярусными аркадами на мраморных колоннах с коринфскими капителями, внутри которого расположена гробница Иоанна Крестителя. Зал пересечен трансептом с куполом над средокрестием, отделен от двора третьей аркадой (ныне закрытой деревянными дверьми и стеклянными витражами). Во дворе мечети три купольных павильона. Все галереи и фасады украшены золотистой мозаикой и бело-синими изразцами. Над мечетью возвышаются три минарета, самый древний из которых носит название – Невеста, построен в XV в. (как и западный минарет) и минарет Иисуса Христа. Один из арабских историков писал об этой мечети: “Это не только величайший памятник на землях Ислама, но и также одно из величайших изобретений мировой архитектуры во все времена в мире”.

Рис. 6. Фрагмент
мозаики мечети Омеядо
в.

Рис.7. Внутренний двор мечети Омеядов

Рис. 8. Вид на мечеть
Такие Сулеймание

Исламская архитектура дала городу новый акцент – главными зданиями стали мечеть, дворцы халифа, школы, бани и рынки. В период Омейядов был разработан тип мусульманского культового здания, составляющими частями которого являлись: галереи на аркадах, многоколонный молитвенный зал и прямоугольный в плане открытый двор (рис.7). Соразмерное ритмическое повторение стройных стволов колонн, оконных арочных полукружий рождает ощущение бесконечно продолжаемого, отвлеченно-рационального пространства, созвучного религиозному представлению о совершенстве мира, сотворенного аллахом и располагающего к пению и размышлениям.


 Рис. 9. Вид на усыпальницу
Аль-Адиля. Фасад школы Аль-Адилия

После падения халифата, в VIII в., к власти пришли Аббасиды. Затем – сельджуки и крестоносцы, тюркские Нур-Адины и в конце XII в. – Аюбиды и Мамлюки, правящие до нач. XVI в. На фоне такой “политической мозаики” в Сирии образуются локальные типы архитектурных сооружений мечетей (жамиа) (рис.8), мавзолеев (кабр) (рис.9), школ (медресе), постоялых доходных дворов (караван-сараев- ханов) (рис.10), бань (хамамат). Из построек XII в., дошедших до нашего времени, можно выделить: Маристан Нур-Адина (1154 г.) – больницу и медицинскую школу, так же прямоугольную в плане, с большим внутренним двором; Медресе Аль – Нурия (1172 г.) – школу Адилия (ныне арабская академия), Захария (национальная библиотека), Мавзолей Салах-Адина и Цитадель.


Рис.11. Внутренний двор такие Сулеймание

В период с 1516 по 1918 гг., когда Сирия входила в состав Османской империи, развитие сирийской архитектуры и искусства определялось вкусами турецкой метрополии. Строятся мечети, квадратные в плане, с большими полусферическими куполами в окружении малых куполов, с купольными галереями на аркадах вдоль фасада внутреннего двора (рис.11). С утонченными островерхими игловидными минаретами (рис.12).

Ярким примером постройки подобного типа является обитель дервишей – Такие Сулеймание. Купольные кельи с примыкающей к ним мечетью. Построено это сооружение архитектором Синаном в 1554 году. Фасад здания, как и многие постройки этого периода, облицован контрастными рядами черного, белого или желтого камня (рис.13). В декоре широко применяется облицовка яркими керамическими плитками с полихромным цветочным узором на белом фоне (рис.14), но в то же время сохраняются местные традиции: ярусная композиция минаретов, углубленные ниши входов, лаконичные объемы зданий. Интерьеры мечетей (жамия), школ (медресе), постоялых дворов, караван-сараев (ханов), дворцов и богатых жилых домов (кауасер и бьют) становятся более нарядными (рис.15). В условиях интенсивного роста города возникают новые кварталы.


Рис.12. Вид на минареты такие Сулеймание

Дворцы османского периода в Сирии, в частности в Дамаске, представляют собой одно или несколько зданий, соединенных в единое целое, обычно 2-этажные (рис.16). Особое внимание уделяется аранжировке и убранству внутреннего дворика, мощенного мрамором и обрамленного изящными аркадными портиками. Окна фасадов украшены ажурными решетками, дворы – цветниками и бассейнами (рис.17), фонтанами и маленькими каскадами ласково журчащей воды, плодоносящими кустами и деревьями, декоративной зеленью (Дворец Азема, Мактаб Анбар, Дом Баруди, Дом Муджаляд, Дом Куатли, Дом Жабри, Дом Шамия и многие другие). Арабская архитектура предлагала человеку оптимальную защиту от жары и холода, в зависимости от климатических условий.

В арабской архитектуре, в частности архитектуре Дамаска, существует разделение помещений по функциям и по этажам. являются свидетелями высокого развития, величия ближневосточной цивилизации.


Рис.13. Внутренний двор караван-сарая Асад Ааша

В нижнем этаже располагаются большие холлы, а в верхнем – комнаты для отдыха. Вода и зелень внутренних дворов давали прохладу и создавали определенный микроклимат (рис.18). Чтобы спастись от жары, потолки делают высокими и используют новые строительные материалы, потолок состоит из деревянных балок, иногда покрытых смесью глины и соломы у простых горожан, а у зажиточной части населения используется роспись потолков – ажами, а также впоследствии затяжка потолков расписными материалами. Стены возводятся не только из сырцового кирпича, но и используются камень и мрамор.


Рис.14. Фрагмент керамической плитки

В османский период в связи с необходимостью безопасности возрастает высота стен зданий (рис.19). Человек в эту эпоху хотел еще больше уединиться, спрятаться и спрятать содержимое своего дома. В период османского ига, а иначе этот период и не назовешь, горожанин старался превратить свой дом в крепость. Входная дверь была небольшого размера, но, открыв ее, посетитель попадал в довольно большое пространство, где мог спрятаться от сильного солнца. Затем посетитель попадал во внутренний двор этого дома, которых могло быть несколько. Посредине внутренних дворов располагается фонтан, причудливых очертаний (рис.20), даже кран на фонтане имел своеобразную форму. В арабских постройках правильно и экономично была распределена вода, что было обусловлено национальными традициями (воду экономили, как во всех арабских странах). Окна также являлись интересным архитектурным элементом. На первом этаже они были высокими, зрительно увеличивающими высоту здания, часто с витражными вставками и ажурными решеткам, окна же второго этажа были гораздо меньшего размера. Во дворах было много зелени, растения были необходимы и предназначались для того, чтобы создать определенный микроклимат. Растения так же вдохновляли архитекторов и художников при создании различных орнаментов и росписи помещений.


Рис.15.Интерьер дома Дахдах 

Чередование света и тени в арабском жилище создавало совершенно новую эстетическую атмосферу. Как писала д. Надя Хост во вступительной статье к книге Маруана Муссельмани «Сцены Дамасских домов»: «Все это – и вода, и цветы, и свет, и тень создавали подлинное искусство. Для понимания этого искусства не нужно специально посещать выставки, оно присутствует везде, с момента, когда ты утром открываешь глаза. Искусство проявилось и в переплетении стеклянных, витражных конструкций, через которые проходил свет, создавая разнообразие форм и красок. Искусство возникло в мраморе, со сбегающей водой по нему и через него. Искусство появилось в потолках, стенах комодах красочного оформления, приветствующихся легким дуновением ветерка и освещенных светом, струящимся из длинных окон и проемами над ними. Искусство было вокруг вас на сводах, арках и стенах разноцветной кладки. Искусство встречало вас в окрашенном дереве холлов и воротах, которыми заканчивалась дверь, или в рамах окон или крыш. Искусство было и в маленьком ковре под вашими ступнями. Утонченное великолепие маленьких кусочков мрамора предстает перед нами гармоничном смешении рисунков и орнаментов. Куда ни посмотри, не пройди – можно оказаться окруженным орнаментами декораций из дерева, камня, глины, белой жести (олова). Искусство было распространено повсюду в жизни человека, в его одежде, во всем, на что бы он ни посмотрел»[7]. Мебель была усыпана перламутровой мозаикой. Напольные и диванные подушки были украшены орнаментальными гобеленовыми и бисерными рисунками. Еда приносилась на подносах, украшенных различными рисунками, в тарелках из меди. Вещи хранились внутри декорированных комодов из дерева, усыпанных натуральной перламутровой мозаикой и деревянной инкрустацией. Одежда была сшита из тканей, сотканных на ткацких станках». Изделия, сделанные вручную из мрамора (рис.21), дерева, гипса и камня, демонстрируют нам виртуозность мастеров их выполнявших. В них виден удивительный дизайн рельефов, внутренних их переплетений, глядя на которые можно подумать, что мастер работал с мягкой глиной или тканью, но совсем не с твердыми материалами.

 

Рис.16. Планы дамасских домов

Рис.17. Декоративный бассейн Дворца Азема

Обо всем этом подробно пишет известный сирийский ученый Маруан Муссельмани, который на основании коллекционируемых им предметов быта дамасского дома вел дневники, создавая важные и уникальные документы, являющиеся свидетелями высокого развития, величия ближневосточной цивилизации. Маруан Муссельмани собрал их с большим трудом и настойчивостью в первой четверти двадцатого века.


Рис.18. Внутренний дворик с Ливаном
в доме Мардам Бей

Эти документы имеют историческую ценность, поскольку многое из того, что они изображали, уже больше не существует нигде, кроме как на фото, опубликованных в его книге. Описанные автором декоративные украшения дамасских домов устояли во времени, тем не менее нельзя допустить, чтобы они стали жертвами невежества и небрежности их последующих владельцев. Архитектура древних городов должна быть сохранена и приспособлена к современной задаче, относящейся к ежедневной жизни людей, сохранению этих памятников для человечества.

В эпоху Османской империи архитектура, монументально-декоративное искусство и художественные ремесла в Сирии претерпели значительные изменения под воздействием насаждаемого метрополией турецкого вкуса. Почти во всех видах художественного творчества получил распространение крупный османский цветочный орнамент, образованный по схемам растительных орнаментов Ирана и Азербайджана эпохи Сефивидов (XVI-XVII вв.), но в увеличенном масштабе: распустившиеся гвоздики, лотосы, тюльпаны, плодоносящая виноградная лоза (рис.22).

Рис.19. Входная дверь в мечеть.

Неотъемлемым элементом становятся надписи арабской каллиграфии, располагавшиеся на фризах, бордюрах, панелях и картушах. Мы часто встречаем там яркие фаянсовые панно. Широко применяется искусная резьба по дереву и роспись по мрамору и дереву. Необычайно высокого мастерства достигло искусство инкрустации деревянных предметов верблюжьей костью, цветной ценной древесиной, перламутром (рис.23), серебром – инкрустированные поверхности столиков, шкатулок, прикладов ружей напоминают калейдоскоп геометрических форм.

Одним из интереснейших периодов дамасской архитектуры можно считать период, относящийся к концу XIX - началу XX вв. Постройки, относящиеся к данному периоду, очень яркие, запоминающиеся, представляющие собой неповторимую историческую ценность не только в истории архитектуры Сирии, но и мира. Эти постройки в Дамаске принадлежали богатой прослойке общества.


Рис. 20. Фонтан внутреннего двора дома Сбаи

Не просто определить стиль данных сооружений. Дамасская архитектура многолика, впитавшая и пропустившая через себя искусство и культуру различных исторических периодов. В этот период заметно влияние европейской архитектуры и, в частности, барокко, который был распространен в Европе в XVII веке, и который включает в себя самые тонкие рокальные детали, располагающиеся в определенном ритме закрученного орнамента, вместе с манерой рококо, определяющейся изощренностью тонких растительных деталей. На общий вид декоративного оформления также оказывали влияние арабский Ближний Восток, отголоски Османской империи, индийские и китайские веяния. Все это вместе взятое и есть образ дамасского жилого дома.


Рис. 21. Фонтанчик барочных форм дома Шамия

Каким образом стиль барокко попал в Дамаск? Культовая и дворцовая архитектура Сирии в составе Османской империи (1516-1918 гг.) приобрела черты турецкого зодчества. Наиболее ответственные постройки возводились по проектам османских архитекторов (например, архитектор Сенан, построивший культовый и благотворительный комплекс Такие Сулеймание в Дамаске). Фасады зданий облицованы контрастными рядами черного и белого (или желтоватого) камня (рис.24). Интерьеры дворцов и богатых жилых домов становятся все более нарядными. Дворец Азема, Мактаб Анбар, Сбаи – фасады этих зданий облицованы контрастными рядами черного и белого (или желтого и красного) камня.

В османское время окончательно сложилась сеть крытых рынков, без которых невозможно представить теперь старый сирийский город. Это кварталы перекрытых сводами улиц-пассажей, по сторонам которых тянутся торговые лавки с мастерскими и складами. В этот период складывается новая прослойка общества – богатых торговцев и предпринимателей, которые, имея хорошую материальную базу, строят себе здания, как в черте старого города, так и за его пределами, во вновь образованных кварталах. Они много путешествуют, у них тесные связи в Европе, в связи с этим изменился вид многих городских улиц: на месте глухих стен появились фасады двух-трехэтажных домов с окнами в ставнях и нависающими над узким тротуаром балконами, закрытыми доверху узорными деревянными решетками – машрабия. Примерами таких построек могут служить: Дом Куатли, Лисбуна, Мужаллед, Низам, Жабри, Недо, Шамия, Истамбули, Уруктанжи, Кассер, Мусли, Баруди, Козбари и многие другие.

 

Рис. 22. Керамические
плитки

Рис. 23. Фрагмент двери
дома Нассан,
инкрустированной
перламутром

Рис. 24. Фрагмент фасада
Дворца Азема.
 

В поздний период Османской империи, на рубеже XIX-XX вв., в градостроительном развитии Сирии произошли изменения, которые привели к появлению и развитию европейских форм архитектуры. Коренной перелом в архитектуре Сирии произошел после падения Османской империи, когда Сирия оказалась под мандатным управлением Франции 1920-1943 гг.


 Рис.25. Деталь росписи потолка дома Шамия

В этот период причудливо сочетались европейская техника и приемы как в архитектурных деталях, так и в монументальной (фресковой) живописи (рис.25). Часто архитекторы были приезжие, воспитанные в духе европейского академизма XIX века. В 20-х годах XX века началась реконструкция сирийских городов по проектам французских архитекторов. В постройках мы видим удивительное сочетание ярко выраженных западноевропейских элементов с элементами, унаследованными от поздней арабской и турецкой миниатюры и традиционного орнамента: декоративную изощренность и ювелирность рисунка.

Своеобразной особенностью становится симметрия, которая является основополагающим началом архитектурной организации жилого пространства. Фасады также становятся симметричными. Зонирование на женскую и мужскую половину проходит по вертикали: мужские комнаты и комнаты для приема гостей – внизу, а женские и столовые помещения – на втором этаже (как это видно в Доме Баруди).

Рис. 26. Вид на Дамаск (центральная часть города, крепость,
мечеть Омеядов, и прилегающие районы)

 

 Позднее возводятся новые европейские кварталы со зданиями в стиле французского конструктивизма, строившиеся рядом с традиционной застройкой, в результате чего сложилось характерное для колониального Востока деление города на старый и новый (рис.26). Стремясь придать постройкам местный колорит, архитекторы охотно вводят в их наружное оформление элементы арабо-мусульманского зодчества и декора, при этом полностью сохраняя европейскую структуру и концепцию: парадной стороной здание обращено не во внутренний двор, а наружу. Фасады прорезаны большими широкими окнами, моделированными эркерами или открытыми балконами. Четко выражена этажность домов (рис. 27).

 

Рис. 27. Фасады дамасских домов
 

Создание независимого сирийского государства (1946 г.) стимулировало рост строительства в 50-х годах, однако ориентация на западные образцы в архитектуре сохранялась, т.к. молодые сирийские архитекторы получали образование в Европе. Положение начало меняться, когда в 1960 году на инженерном факультете Дамасского университета открылось отделение архитектуры. В 70-х годах XX в. современная архитектура Дамаска отвечала всем требованиям современного общества (рис.28). В городе появляются новые благоустроенные кварталы, застроенные виллами и многоквартирными домами. Появляются парки, университетские городки, больничные комплексы, отели и стадионы. Правительственные и государственные учреждения возводятся по проектам, на которые объявляются конкурсы.

Современная архитектура Дамаска XXI века многолика и интересна. Поддерживается традиция сотрудничества сирийских и зарубежных зодчих. Возводятся новые высотные отели и новые большие торговые комплексы, современные образовательные учреждения, библиотеки, оперные и драматические театры, развлекательные центры. Границы города расширяются, осваиваются новые территории, развивается его инфраструктура.

Рис. 28. Новостройки Дамаска

Рис. 29. Современные жилые дома Дамаска

Иллюстрации

Рис. 1. Карта Сирии – Краткая художественная энциклопедия – Искусство стран и народов мира. – 4т. Издат. «Советская энциклопедия» Москва, 1978. – с.127

Рис. 2. План Дамаска римского периода. – Gerard Degeorge – Damascus-Edition Flammarion Paris// 2004

Рис. 3. План ворот Дамаска римского периода-Кутейба Шахаби –Вотора Дамаска Издат. Министерства культуры Сирии// 1996 год с.353

Рис. 4. Храм Юпитера Gerard Degeorge – Damascus-Edition Flammarion Paris //2004 с.26

Рис. 5. Вид на мечеть Омеядов с тремя минаретами– Gerard Degeorge – Damascus-Edition Flammarion Paris //2004 с.31

Рис. 6. Фрагмент мозаики мечети Омеядов. Там же с.29

Рис.7 – Внутренний двор мечети Омеядов. Там же с.295

Рис. 8. Вид на мечеть Такия Сулеймания. Там же с.162

Рис. 9. Вид на усыпальницу Аль-Адиля-фасад школы Аль-Адилия. Там же с.90

Рис.10. Акварель «Хан Асад- Паша»-Top. Charles Robertson(1844-1891).A caravan arrives in the Khan As’ad Pasha. Watercolor. Private collection. Там же с.7.

Рис. 11. Внутренний двор такие Сулеймание. Там же с.175

Рис. 12. Вид на минареты такие Сулеймание – Bridgid Keenan-Damas//2001 Editions Place des Victorires Paris.с.57

Рис.13. Внутренний двор караван-сарая Асад Ааша - Gerard Degeorge – Damascus-Edition Flammarion Paris //2004 с.199

Рис.14. Фрагмент керамической плитки. Там же с.146. Рис.15 – Интерьер дома Дахдах. Там же с.203.

Рис.16. Планы дамасских домов – Bridgid Keenan-Damas//2001 Editions Place des Victorires Paris.с.108.

Рис.17. Декоративный бассейн Дворца Азема- Gerard Degeorge – Damascus-Edition Flammarion Paris //2004 стр.188.

Рис.18. Внутренний дворик с Ливаном в доме Мардам Бей -– Bridgid Keenan-Damas//2001 Editions Place des Victorires Paris.стр.85.

Рис.19. Входная дверь в мечеть Gerard Degeorge – Damascus-Edition Flammarion Paris //2004 с.188.

Рис. 20. Фонтан внутреннего двора дома Сбаи. Там же с. 202

Рис. 21 – Фонтанчик барочных форм дома Шамия Bridgid Keenan-Damas//2001 Editions Place des Victorires Paris.с.34.

Рис. 22. Керамические плитки - Gerard Degeorge – Damascus-Edition Flammarion Paris //2004 с.168.

Рис. 23. Фрагмент двери дома Нассан, инкрустированной перламутром. Там же с. 252

Рис. 24. Фрагмент фасада Дворца Азема. Там же с. 213

Рис. 25. Деталь росписи потолка дома Шамия. Там же с. 255.

Рис. 26. Вид на Дамаск (центральная часть города, крепость, мечеть Омеядов, и прилегающие районы). Там же с. 80.

Рис. 27. Фасады дамасских домов. Там же с.264; фото автора.

Рис. 28. Вид на одну из центральных улиц Дамаска / Сидорова Н.А., Стародуб Т.Х. Города Сирии. – М.: Искусство,1979..

 

References

1. Афиф Бахнаси Дамаск. Изд. в Тунисе 1981. – с.54-86.

2. Базили К.М. Сирия и Палестина под Турецким правлением в историческом и политическом отношениях. – М.: Изд. вост. лит. 1962. – с.27-122.

3. Воронина В.Л. Архитектура арабских стран. Всеобщая история архитектуры. Том 8. – М.,1969. – с.15-51.

4. Воронина В.Л. Народное жилище арабских стран. Сирия. – М., 1972. – с.23-32.

5. Герман Вейс История цивилизации. Германия – 1990. – с.56-89.

6. Институт Востоковедения РАН Сирийская Арабская Республика. – М., 1997.

7. Сирийский альманах. – М.:"Товарищество русских художников". 2002. – с.126

8. Marwan Musselmani -Damascene homes 18-19 th – Damascus–1997. – pp.73-351.

9. William Miller - The Ottoman Empire and its Successons 1801-1927 – Германия – 1966, pp.3-69.

10. Нistorical overview “Architecture of Turkish and Arabian house” - Turkia –Satranbolu. 1992. – pp.15-140.

11. Diplom – lujenieur-Kamil Sinjab –Das Arabische Wohnhaus des 17-bis 19 Jahrhunderts in Syrien.– pp.1-35.

12. Juan-Louis Cohen-Damas 1860-1946-La mise Place de ville moderne Paris.2000. – pp.16-70.

13. Dorotea Duda Innenarchitektur Syrischer Stathauser des 16 bis 18 Jahrhundrets. Beirut, 1971. – pp.3-10.

Citation link

Мельник В.В. ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРЫ ДРЕВНЕГО ДАМАСКА [Электронный ресурс] /В.В. Мельник //Архитектон: известия вузов. – 2007. – №1(17). – URL: http://archvuz.ru/en/2007_1/9 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 29.03.2007
Views: 73