Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №2 (18) June, 2007

Arts and crafts

Shvetsov Artem Yu.

Research supervisor: Professor N.P. Chuvargina, PhD (Architecture)
Ural State Academy of Architecture and Arts,

Russia, Yekaterinburg

ВОПРОС О ТРАДИЦИЯХ И НОВАТОРСТВЕ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ХОЛОДНОМ ОРУЖИИ

Abstract

В статье рассматривается возникновение традиций в русском оружейном искусстве. Приводятся характерные особенности творчества оружейников Москвы, Тулы, Златоуста, где выявляются как основные традиции, так и новаторские решения в истории оружейного дела. Ставится проблема взаимодействия сложившихся традиций с новыми тенденциями в современном авторском художественном холодном оружии и рассматриваются способы художественных решений этой проблемы.

Keywords: история и традиции русского оружейного искусства, оружейные мастера Москвы, Тулы, Златоуста, авторское художественное холодное оружие

Изготовление художественно оформленного холодного оружия появилось в России несколько позднее, нежели в Европе и странах Востока. Объясняется это вовсе не отсутствием талантливых мастеров-художников, а скорее особым менталитетом русского народа и особыми историческими условиями жизни государства. Дело в том, что, как в европейских, так и восточных странах, монархическая форма правления появилась гораздо раньше, чем на Руси. Соответственно, у монархов появлялся двор, формировался определенный дворцовый этикет, появлялись различные церемонии, парады, выезды, охота – а это и служило фактором для возникновения художественно украшенного церемониального или охотничьего оружия. На Руси же вплоть до XVI века существовало не царство, а удельные княжества, где главенствующая роль (Великое княжество) постоянно переходила от одного князя к другому. Да и сами князья, находясь в постоянных распрях друг с другом и в напряженных отношениях с внешними противниками, особое внимание уделяли не столько богатству отделки оружия, сколько его боевым качествам. Однако нельзя сказать, что художественное оружие было не известно русским, поскольку собрания оружия имели киевские, а затем и московские великие князья. Вполне вероятно, что в этих коллекциях могли быть образцы европейского и восточного художественно оформленного оружия.

В XVII веке при Алексее Михайловиче (втором царе из рода Романовых) – большом почитателе и собирателе оружия – в Московском Кремле появляется Оружейная палата, которая занимается не только сбором и хранением различных видов оружия, но и его изготовлением. Характерной особенностью этого периода, как, впрочем, и всего последующего российского оружейного производства, является то, что, находясь между культурами Запада и Востока, Россия гармонично сочетала в своем искусстве их традиции. Занимаясь ремонтом, доработкой или копированием уже имеющихся зарубежных образцов, русские мастера вносили в них и новаторские решения – улучшали конструктивные особенности, оформляли ажурным орнаментом и драгоценными камнями, соответственно своим художественным вкусам. Именно поэтому уникальность российского исторического оружия заключается в том, что оно несет в себе геометрическую строгость форм европейского, изящно тонкую, кружевную орнаментику азиатского оружия и в то же время обладает уникальной пластикой и каким-то внутренним спокойствием, свойственным всему русскому искусству.

В период правления Петра I происходит основание и развитие Тульского оружейного завода, ориентированного, в первую очередь, на выпуск массового холодного и огнестрельного оружия для увеличившихся потребностей армии. Тем не менее, при заводе существовал цех, занимающийся исключительно художественным оформлением – «убором» как базовых моделей холодного, так и огнестрельного оружия. Отличительной чертой художественных произведений этого периода российского оружейного искусства становится виртуозно выполненная причудливая орнаментика, сделанная в технике таушировки и насечки тонкой золотой и серебряной проволоки на вороненую сталь клинка. Использовалась такая техника для нанесения рисунка на деревянную поверхность приклада, цевья, ложа ружей, преимущественно предназначенных для охоты. Превалирующим видом орнаментики среди тульских оружейников была растительная, сочетавшая в себе и народные мотивы русского, и вычурную витиеватость восточного узоров.


Рис.1. Палаш, сабля, клинок шпаги.
1820-е гг. Авт.- И. Бушуев

Златоустовская оружейная фабрика, основанная в начале XIX века, изначально создавалась как вспомогательная для Тульского завода, который уже не мог справиться с обилием государственных заказов. Однако уже вскоре Златоуст стал доминирующим производителем холодного оружия, тогда как Тула направила свою специализацию в основном на огнестрельное. Художественные произведения этого периода оружейной истории отличаются высококачественной, разнообразной по исполнению гравюрой на стали, которая великолепно применяется златоустовскими художниками и в наши дни и является «визитной карточкой» города. Среди известнейших мастеров, внесших свой вклад в развитие российского художественного оружия и выработавших собственный стиль оформления, стоит назвать И. Бушуева, И. Бояршинова, А. Агаркова, М. Петухова. Со Златоустовским заводом связана жизнь талантливого технолога и металлурга, изобретателя русского булата П.П. Аносова, а также и его преемника П.М. Обухова.


Рис.2. Фрагмент сабли, 1833.
Авт. - И. Бояршинов

В истории художественного оружия Златоуста можно выделить несколько основных периодов. Первый, связанный с именем И. Бушуева, примечателен композиционным решением орнамента клинков, выделением доминанты изображаемого рисунка, в котором отдельные детали сплетались в «сплошной узор по всей поверхности клинка, связывая его с затейливым орнаментом» [1, с. 26]. Характерно, что самый яркий представитель этого периода – Иван Бушуев, как говорят, обладал видением «не просто рисунка на клинке, но видел весь клинок в совокупности с рисунком» [1, с. 26]. Второй период, относящийся к творчеству ученика И. Бушуева и талантливого художника Ивана Бояршинова, отличается изображением на клинке жанровых сцен с развернутым пейзажем, например, сцен охоты, сражений, триумфальных композиций. Оба этих периода объединяет использование художественно-выразительных приемов – техники глубокого травления, «позолоты через огонь» (нанесение золота на поверхность металла при испарении ртути), синение стали клинка. Причем, стоит отметить, что художники варьировали в своих работах как золочение самого орнамента клинка и темнение фона, так и наоборот – золочение фона под орнаментом. Свойственно этим периодам и сходство типологии орнамента – преимущественно растительного, и окруженные им или вплетенные в него зооморфные и антропоморфные образы.


Рис.3. Фрагмент сабли
сварного булата. 1900-е гг.

Автор неизвестен.

С деятельностью на Златоустовской оружейной фабрике талантливого металлурга Павла Петровича Аносова можно связать третий период художественного оформления оружия. Дело в том, что Аносову удалось в 30-х годах XIX века получить «все высшие сорта восточного булата, (он) воспроизвел легендарные механические свойства булатной стали и разработал промышленную технологию ее получения» [1, с.  55]. Более того, Аносов еще и улучшил прочностные характеристики клинка. Поскольку булатная сталь обладает сама по себе своеобразным узорчатым рисунком, то появилась необходимость пересмотреть способы художественного оформления клинков. Естественно, что развернутые орнаментальные композиции, выполненные в технике глубокого травления и золочения, перекрывали бы уникальный узор стали, поэтому с 40-х годов на Златоустовской фабрике начинает применяться техника таушировки и насечки, свойственная до этого мастерам Тулы и Кавказа. При этом следует отметить, что златоустовские художники не отказались от приемов, наработанных в предыдущие годы, а лишь по-новому взглянули на них. Так, можно встретить образцы оружия, в которых гармонично сочетается травленый орнамент с таушировкой и насечкой, что можно считать примером новаторского решения на основе традиций.

К восьмидесятым годам XIX века сложился четвертый этап в творчестве художников Златоуста. Он стал своего рода сублимирующим предыдущие этапы, соединив в себе все предыдущие традиции, но и выработав новые решения. Так, например, растительный орнамент, в отличие от первых периодов, здесь обладает чертами стилизации, а также популярным становится введение различных надписей в канву этого орнамента.


Рис. 4. Кинжал
"Конь крылатый".1985 г.
Авт.-А. Шаланов

В целом же Златоустовская оружейная фабрика выработала свою, уникальную и неподражаемую, школу художественного оформления клинков. Однако, как в Златоусте, так и в других регионах, художественное решение всегда подчинялось четко традиционной, функциональной, почти неизменной форме того или иного вида оружия, поэтому художник априорно вынужден был работать лишь с элементами произведения, пытаясь через них воплотить художественный образ, выразить свое творческое начало. Оружие по ходу всей истории человечества было, пожалуй, самым «консервативным» видом искусства. Поскольку в сознании многих народов оружие всегда воспринималось с особым почтением, уважением, являлось символом гордости и чести, а соответственно, и передавалось по наследству, то внешняя форма его основных типов подвергалась лишь незначительным изменениям и прочно утвердилась вплоть до наших дней. Именно с разрешением вопроса о традициях и путях новаторства сталкивается современное художественное холодное оружие.


Рис.5. Нож охотничий "Русский медведь".
Тула, 2001. Авт. - О. Семенов

Современное российское искусство художественного оружия, начавшее свое становление в конце 80 – 90-х годов XX века, зародилось, как это ни странно, не в среде профессионалов, а среди людей самых разных специальностей – художников, кузнецов, ювелиров, коллекционеров. «Во многом новое поколение художников осознавало себя первооткрывателями незнакомого вида искусства» [3, с. 138]. Естественно, что за долгие годы, пока художественное холодное оружие было не востребовано, оказались забытыми многие технические и выразительные приемы, поэтому, прежде чем создавать уникальное авторское оружие, художники вынуждены были копировать, или подражать определенным историческим образцам. Это направление оказалось превалирующим вплоть до конца

90-х годов, да и сегодня очень многие художники склонны работать исключительно в рамках традиций, не привнося нового в решение общей формы и интерпретируя лишь отдельные детали, элементы произведения. Это первый из трех способов художественного решения в современном авторском оружии. Конечно, нельзя недооценивать значение исторической реконструкции, ведь она дает достаточно полное и исчерпывающее представление о принципах и законах изготовления и оформления холодного оружия, но, тем не менее, при таком подходе художник слишком сильно зависит от традиций.


 Рис. 6. Композиция "Летящие над волнами. 2005 .
Авт. - Е. Сорокин

Вообще же, «в отрыве от традиций рождаются неглубокие художественные явления, а когда нет новаторских проявлений, искусство лишается живого дыхания» [2, с. 21]. Так или иначе, но новаторство необходимо для дальнейшего развития искусства, несмотря на определенную «консервативность» такого его вида, как оружие. Причем, новаторство на самом деле позволяет достаточно гибко относиться к традиции, выступая как противопоставление ей и имея возможность при этом, отрицая одну, породить другую, либо выступать в качестве развития традиции. Как отмечает О.А. Семенищева: «развитие традиции происходит чаще всего в содержательной сфере, поскольку последняя крепче связана с изменениями жизненной реальности. За обновлением содержания следует обновление и формы, и языка искусства, и выразительных средств» [2, с. 21]. Ориентируясь на такое решение, современные мастера, которых можно отнести ко второй группе, обретают возможность, хоть и в рамках традиций, но работать со всем внешним обликом изделия, корректируя по своему усмотрению его форму и воплощая наиболее интересные художественные образы, смысл и значение которых будет лишь подчеркиваться отдельными элементами произведения. В этом случае допустим даже некоторый отход от обусловленных историей традиций, как например, расстановка приоритетов – отход на второй план функционального назначения, и первостепенная значимость художественной компоненты. На сегодняшний день этот способ художественного решения в оружии является, пожалуй, самым перспективным, так как открывает целый спектр видов воплощения художественных образов. Постоянно ведущиеся эксперименты и активный творческий поиск способны привести в конечном итоге к нужному результату, что, возможно, даст искусству новый стиль.


Рис.7. Настольная композиция
"Звездный караул". Москва, 2005.
Авт.- А. Корешков

Существует и еще одна весьма незначительная в количественном соотношении группа художников, которая ведет свой творческий поиск в третьем направлении. Они как бы намеренно отказываются от типологических традиций оружия, проводя эксперименты в области художественно-выразительных средств. Естественно, что художественная ценность таких изделий может ставиться под сомнение, ведь, как уже говорилось, в отрыве от традиций рождаются неглубокие явления. Но, тем не менее, невозможно полностью освободиться от влияния традиций, даже если художник новой эпохи полностью отрицает их, «поэтому его произведение способно при необычной, новаторской, форме раскрывать традиционную тему или сюжет» [2, с. 22].

Современное искусство художественного холодного оружия еще не достигло своего апогея, не раскрыло всего потенциала. Пока это лишь творческий поиск, сопровождаемый как успехами, так и неудачами. Всю значимость сегодняшних экспериментов в этой области можно будет оценить лишь в будущем, ведь возможно, что новаторское сегодня – завтра само станет традицией.

References

1. Гриер О.М. Гравюра на стали из Златоуста / О.М. Гриер, Б.С. Самойлов, В.А. Ячменев. – Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1994 – 191 с.: ил.

2. Семенищева О.А. Традиция и новаторство. Экзамен по искусствоведению. Пособие студенту / О.А. Семенищева. – М.: ООО Приор-издат, 2005 – 112 с.

3. Тихомирова Е. Стальное искусство. Золотой блеск эпохи. Мастера XXI века / Е. Тихомирова, гл. ред. Журавлев А. – М.: Бук Хаус, 2004. – 192 с.: ил.

4. Толстой И. Булат: история, мифы, реальность / И. Толстой // Прорез №2. – М., 2002. – 66 с.: ил.

Citation link

Швецов А.Ю. ВОПРОС О ТРАДИЦИЯХ И НОВАТОРСТВЕ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ХОЛОДНОМ ОРУЖИИ [Электронный ресурс] /А.Ю. Швецов //Архитектон: известия вузов. – 2007. – №2(18). – URL: http://archvuz.ru/en/2007_2/19 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 29.06.2007
Views: 65