Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №3 (19) September, 2007

Design

Starikov Alexander А.

PhD. (Architecture), Professor, Adviser to the Rector of USUAA
Honored Academician of the Russian Academy of Art,
Corresponding Member of the Russian Academy of Architecture and Civil Engineering,
Honored Architect of Russia.
Ural State University of Architecture and Art, Ekaterinburg, Russia

Russia, Yekaterinburg

ДИЗАЙН И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Abstract

В статье рассматривается роль дизайна в новой экономике и конкурентоспособности промышленности России. Исследуются причины современного состояния креативной сферы индустрии, а также ресурсы и источники её возрождения и развития.

Keywords: дизайн. конкурентоспособность промышленности, креативная сфера, НИОКР

Почему в России экономика не конкурентоспособна? Можно ли в обозримый период  войти в число стран-лидеров современной конкурентоспособной промышленности? Много ли на это нужно инвестиций? Есть ли в России необходимые ресурсы? Постараюсь ответить на эти вопросы.

Экономика нашей страны не конкурентоспособна, потому что она практически целый век по большей части была традиционна и не гибка, её базис составляли средства производства, естественные ресурсы, труд, капитал. Как известно, всего этого в России достаточно. Чего не хватает – можно купить.

Однако наши конкуренты в конце ХХ века перешли к экономике нового типа, где основным ресурсом являются новые знания и информация, а продуктом - так называемые инновации, будь то новые технологические разработки или образцы потребляемого товара. Известный американский социолог Ричард Флорида пишет в этой связи, что главной движущей силой в этой экономике является креативность, т.е. способность предприятия к созданию на базе знаний и информации новых форм производимого продукта, обеспечивающих конкурентные преимущества производителя.

Со второй половины XX века все развитые страны мира, включая СССР, пережили бурный рост творческой активности на основе увеличения размеров инвестиций в исследования и НИОКР. Благодаря этому росло количество изобретений и открытий, а также людей, занятых в этой сфере. Лидировали здесь США, где затраты на НИОКР составляли более 40 % от совокупных затрат всего мира (табл. 1).
 

Таблица 1
Инвестиции в креативность. Затраты США на НИОКР, 1953-2000 гг.

Результаты дали о себе знать. В 1990-е гг. – время развала креативной сферы в России – в США происходит её бурный подъем, растет и обслуживающий ее персонал, достигая к концу столетия 5 млн. чел. (Табл. 2,3)
 

Таблица 2
Креативная производительность: выдача патентов в США, 1900-1999 гг.

 

 

Таблица 3
Рост креативного персонала в США




Не случайно Ричард Флорида делит креативный персонал на 2 составляющие: ученых, инженеров и представителей богемы. К последним он относит, прежде всего, дизайнеров, а также представителей ТВ, радио, рекламы, кино, искусства и моды, сформировавших целую индустрию. Эта индустрия определяет стиль жизни, моду и, в конечном счете, спрос и продвижение товара на внутреннем и внешнем рынках.

Во всем мире стратегически важным аспектом бизнеса становится дизайн. Он – зримое воплощение результатов деятельности корпорации. Благодаря дизайну компании могут выделяться на фоне конкурентов. Неуклонный процесс повышения планки качества исполнения, в свою очередь, побуждает менеджеров к поиску инноваций и новых технологических решений.

Сам того не осознавая, потребитель покупает по сути дела новый дизайн, на 40-50 % обеспечивая доходы корпорации Таким образом, дизайн в новой экономике стал неотъемлемым элементом НИОКР, обеспечивая успех инновации.

Велики ли затраты на дизайн высокотехнологичного продукта, да и НИОКР в целом, коль скоро они обеспечивают конкурентоспособность экономики?

Отнюдь! Как показано на табл. 4., рынок НИОКР колеблется от 1,9 % в странах Евросоюза до 3,2 % от ВВП в Японии, а промышленного дизайна всего-то от 0,16 % до 0,5 % от ВВП.
 

Таблица 4
Рынок НИОКР и промышленного дизайна в сравнении с ВВП в млрд. $


 

Россия тратит на НИОКР всего лишь 0,8 %, а на дизайн 0,01 %, с учетом величины ВВП – в 40 раз меньше, чем Китай, и в 220 раз меньше, чем Япония. Что мы хотим экспортировать?

Если мы хотим достичь конкурентоспособности Китая или Индии, мы должны увеличить инвестиции в НИОКР в 10 раз, а в дизайн – минимум в 50 раз. Цена инвестиций в дизайн должна быть не менее 10,0 млрд. $, а в целом в НИОКР – 40 млрд. $. Разве это много?

Где взять деньги?

Деньги должны инвестировать корпорации, если они хотят стать серьезными игроками на рынке. В таблице 5 приведены данные  расходов лидеров на НИОКР. Учитывая, что расходы на дизайн составляют примерно 10 % от НИОКР, видно, что эти расходы не превышают 5,5 % MICROSOFT и 0,4 % TOYOTA. Вот и вся арифметика: тратим 0,4 %, получаем 40 % продаж.
 

Таблица 5
Расходы мировых лидеров на НИОКР


 

Роль государства

Многие страны мира осознали существенную роль дизайна в росте экспорта, прямой вклад в экономическое благосостояние и содействуют формированию и развитию дизайниндустрии. В Великобритании насчитывается 12 450 консалтинговых фирм в области дизайна, 50 тыс. независимых дизайнеров, 80 тыс. штатных дизайнеров корпораций с общим оборотом 11,6 млрд. евро в год (2004 г.). В ноябре 2005 г. Великобритания приняла программу развития творческой экономики «Creative Economi Programme», которая направлена на то, чтобы страна стала «творческой осью» мира. Программа включает 7 направлений: повышение производительности творческих отраслей, образование, конкурентоспособность, интеллектуальная собственность, технологии, доступ к финансам и поддержка бизнесом, дифференфикация, формирование инфраструктуры, анализ.

Государственные программы развития промышленного дизайна имеются также в Германии, странах Скандинавии, приняты в Китае и Индии. Программы включают поощрение компаний за использование дизайна и способность экспортировать свои услуги. Существуют дизайн-центры и агентства, продвигающие дизайн и осуществляющие помощь корпорациям, которые существуют за счет государственных и частных источников.

Развитые страны инвестируют образовательную деятельность по подготовке дизайнеров. Так Великобритания ежегодно выпускает 3 % дизайнеров и 6,2 % всех творческих специальностей от всего выпуска. В России соответственно – 1 % и 4 %.

Ресурсы

Есть ли в России креативный ресурс? Безусловно, есть. Россия – творческая страна, с развитой наукой, хорошей системой ВПО, наукоемкими отраслями производства в сфере ВПК. Есть и рынок креативной экономики  на радио, телевидении, в рекламе, кино, изобразительном искусстве. Есть хорошие школы промышленного дизайна у нас на Урале, в Санкт-Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Самаре.

 Дизайнеры нашей школы не востребованы на родине, и потому работают у наших конкурентов – в Тойоте, Самсунг-Электроникс, Мицубиси-Моторс, Бош, Сименс и в других известных фирмах ведущими дизайнерами.

Нет востребованности, государственной и корпоративной стратегии, менеджмента, способного интегрировать маркетинг дизайна, НИОКР, производство, продажи.

Президент России дал поручение Правительству разработать концепцию и программу развития промышленного дизайна в стране. Такие документы подготовлены Минэкономразвития с участием представителей ВШ. Согласно этим документам предполагается стимулировать образование в этой сфере, повысить конкурентоспособность продукции отечественных предприятий, создать территориальные центры развития промышленного дизайна.

Пилотный центр планируется создать в г. Екатеринбурге на базе нашей академии. В настоящее время нами разрабатывается проект строительства, Правительством и Губернатором Свердловской области для этого выделены необходимые средства (рис.6).

Рис. 6. Уральский центр развития дизайна

 

Уральский центр развития дизайна будет призван оказывать предприятиям региона информационные, образовательные, консалтинговые и производственные услуги по дизайн-разработке товаров и услуг и по их продвижению на рынке (табл. 7).
 

Таблица 7
Сферы деятельности Уральского центра развития дизайна


 

References

1. В России – ресурсная экономика, поэтому она не конкурентоспособна.

2. Россия может в течение 10 лет войти в число лидеров новой инновационной конкурентоспособной экономики, если изменить взгляды на место НИОКР и дизайна в промышленном бизнесе.

3. Ежегодный объем инвестиций в НИОКР и дизайн невелик, однако, в 10 раз увеличивает объем продаж.

4. Необходимо "встроить" промышленный дизайн в бизнес-процессы корпораций, в структуру НИОКР компаний, ориентируясь на опыт лидеров глобальной экономики.

5. Государству необходимо стимулировать создание национальной дизайниндустрии, приняв на правительственном уровне подготовленную программу, а также предусмотреть налоговые преференции предприятиям-производителям конкурентоспособной высокотехнологичной продукции.

Citation link

Стариков А.А. ДИЗАЙН И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОМЫШЛЕННОСТИ [Электронный ресурс] /А.А. Стариков //Архитектон: известия вузов. – 2007. – №3(19). – URL: http://archvuz.ru/en/2007_3/8 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 29.09.2007
Views: 62