Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №3 (27) September, 2009

Landscape Design

Vasilevich Ekaterina V.

post-graduate student,
Supervised by: Professor N.Gromov, C.Sc. (Art Criticism)
A.Gertsen University Saint Petersburg

Russia, St. Petersburg

NATURAL PODIUM AS A FACTOR OF DEVELOPMENT OF OSSIANIC PARK

УДК: 712.01
Шифр научной специальности: 85.118.7

Abstract

Ossianic park is the culmination in the development of landscape-type parks, a unique phenomenon that arose at the turn of the 18th century in European landscape and gardening art. This paper proposes a new systematization of ossianic park types based on the principle of geochronology: authentic, imitating, decorational.

Keywords: natural podium, landscape park, ossianic park, geochronology, typology

На рубеже XVIII – XIX веков литература, поэзия, философия определяют новое направление в развитии европейского садово-паркового искусства: отход от регулярных планировок к нерегулярной «естественности» парков. Эстетическо-философские и литературные концепции становятся главенствующими в формировании художественного образа будущего парка. Кульминацией эволюции стилей нерегулярного английского парка явился особый вид пейзажного парка – оссианический. Новое понимание эстетической категории возвышенного, предложенное английским философом Эдмундом Бёрком в труде «Философское исследование происхождения наших представлений о возвышенном и прекрасном» (1756) и популярное литературное произведение Джеймса Макферсона «Fragments of ancient poetry, collected in the Highlands and translated from the gaelic orerse language by James Macpherson» («Отрывки старинных стихотворений, собранные в горной Шотландии и переведённые с гэльского или эрзийского языка Джеймсом Макферсоном» (1760), послужили основой возникновения оссианических образов в пейзажных парках. «Поэмы Оссиана» представляют народные легенды и песни Шотландии, ведущиеся от лица барда Оссиана, действие которых разворачивается на фоне шотландских гор, «дикой» суровой природы и проникнуто героическим настроем. Погружение в состояние возвышенного также требовало горной, «дикой» местности, ничем не напоминающей привычный усадебный парк. Этот героический настрой оказался весьма востребованным создателями романтических парков, и литературные строки поэм Макферсона, и идеи возвышенного нашли своё воплощение в романтических садово-парковых ансамблях, используя язык ландшафтной архитектуры.

Целостность и своеобразие образа оссианического парка также во многом обусловлены специфическими выразительными свойствами природного подиума данного типа парков. Главенствующая тема контрастности в пейзажном, а особенно в оссианическом типе парка, требовала особых природных условий. Классический ордер выразительно контрастировал с неупорядоченной «дикой» природой в виде нагромождения валунов, камней и ледниковых глыб, поросших мхами и лишайниками, олицетворяющими образ Хаоса, так ярко представленный именно в оссианическом парке и являющийся его яркой визуальной характеристикой.

Несмотря на важность эстетических и литературных составляющих в формировании образа оссианического парка, значительную роль в его восприятии играет природный ландшафт. На важность изучения естественных свойств ландшафта указывали и паркостроители прошлого. Выдающийся ученый и садовый инженер Арнольд Эдуардович Регель отмечал: «…и природа поддается анализу: если художник, стоя перед ней лицом к лицу, постоянно старается узнать, в чем именно заключается достоинство или краса, безобразие или недостаток того или другого природного мотива, и если он тщательно станет сравнивать одно место с другим, подобного же характера и колорита, то в результате получится ряд наблюдений, способных не только представить прочную точку опоры, но и значительно изощрить природный вкус, – и особенно при параллельном изучении созданий великих мастеров, пример которых наглядно показывает, как они воспользовались природными мотивами» [6].

При изучении природных качеств парковых ландшафтов было выявлено, что на данный момент не существует их чёткой систематизации, что позволило бы провести междисциплинарный анализ и выявить взаимосвязи природного подиума и типов оссианического паркового ансамбля. До настоящего момента природные и парковые ландшафты известных оссианических парков не были систематизированы в соответствии с принципом геохронологии. Геохронологией называется геологическое летоисчисление – учение о хронологической последовательности формирования и возрасте горных пород, слагающих земную кору. В результате трудов нескольких поколений геологов была установлена общая последовательность накопления слоев земной коры, получившая название стратиграфической шкалы. Крупнейшему стратиграфическому подразделению эонотеме соответствует хронологический термин – эон. Было выделено два эона: докембрийский (или криптозойский) и фанерозойский (таблицы 1 и 2). Продолжительность формирования более древнего докембрийского эона составляет около 5/6 всей геологической истории Земли.

Таблица 1.
Геохронологическая шкала докембрия

Таблица 2.
Геохронологическая шкала фанерозоя


*По разным данным от 600 тыс. до 3,5 млн лет. (Cхемы таблиц 1 и 2 взяты из: Геохронология [Электронный ресурс] /БСЭ. – Режим доступа: http://bse.sci-lib.com/article009689.html)

Рассмотрим подробнее тип ландшафта, базирующегося на выходах кристаллических пород докембрийского эона, или «докембрия». На территории России и Украины, наиболее значимых с точки зрения изучения отечественного паркостроения, отложения докембрия представлены Балтийским и Украинским щитами, Воронежским массивом и породами в Восточной Сибири.

Балтийский щит является крупным структурным поднятием северо-западной части Восточно-Европейской платформы, где на поверхность выступает её докембрийский складчатый фундамент. Территориально он является природным основанием особого региона Фенноскандии, включающим в себя Скандинавский полуостров, Финляндию, Кольский полуостров и часть Финского залива. Наиболее ярким примером парков, созданных на данном геологическом основании, является парк Монрепо. Архейские гнейсы и граниты-рапакиви – породы, находящиеся на территории Монрепо, являются самыми древними на Земле, имеют возраст около 3500 млн. лет. «Дикая природа» и архитектурный замысел сплелись в Монрепо воедино, не подавляя друг друга и не нарушая гармонии целостного восприятия. Воспоминания о парке оставила А.П. Керн (1829): «Много вкуса и любви к делу было в человеке, умевшем так прекрасно украсить этот уголок, не изуродовав природы, как это часто делается. Он, так сказать, только приголубил, приласкал ее и тем помог ей выказать еще рельефнее все свои красоты» [3]. Очевидно, что такое равновесие «искусства» природы и искусства садовников и архитекторов является уникальным и обусловлено мощным энергетическим воздействием природного ландшафта.

Украинский щит, или Украинский кристаллический массив, расположен вдоль реки Днепр, на Украине. Основные оссианические парковые комплексы Украинского массива представлены парками Софиевкой, Александрией, Корсунь-Шевченковским парком. Здесь так же, как и в Монрепо, присутствуют выходы докембрийских образований, но более поздних по времени возникновения. Это коростенский и корсунь-новомиргородский плутоны гранитоидов рапакиви, являющиеся неотъемлемой частью парковой композиции.

Отложения докембрия распространены на всех материках в пределах древних платформ. В Европе раннекембрийские образования преимущественно находятся на территории Шотландии, Северной Ирландии и частично в Англии, являющейся своего рода «родиной» как самого оссианизма, так и пейзажных парков оссианического типа. Эталоном воплощения эстетической программы оссианических парков является расположенный в Шотландии парк «Эрмитаж», полностью посвященный Оссиану. Доминанта парка – павильон «Зал Оссиана», установленный на обрыве естественной скалы с видом на водопад горной реки Бран, павильон сооружён из самих каменных пород. Неподалеку от «Зала Оссиана» находится грот «Пещера Оссиана» в виде хижины отшельника в естественной скале, частично дополненный валунами, из которых сооружены закругленные окна и вход. Горная река пересекает местность в узких ущельях и следует рельефу местности, образуя множество каскадов и водопадов. Примечательно, что в местных путеводителях при описании этого ландшафта используется эпитет «драматичный»1. Нагромождение валунов и перепады высот на фоне хвойной растительности подчеркивают природный драматизм суровой природы. Горные породы представлены в этом парке гнейсами, гранитами, кристаллическими сланцами, кварцитами, красноцветными песчаниками и изверженными породами докембрия. Парковые ландшафты всех парков, расположенных на основании докембрийских пород, обладают общими геоприродными параметрами; этот подлинный природный драматизм позволяет классифицировать данный тип оссианического паркового ландшафта как аутентичный.

Это, на первый взгляд, формальное для паркостроения различие геоприродных структур помогает понять, почему аутентичный оссианический ландшафт обладает одним отличительным свойством – высоким энергопотенциалом местности. Если до недавнего времени подобный эпитет можно было бы отнести к разряду лишь метафизических дефиниций, то в последние годы появились материалистические трактовки термина «энергопотенциал». Геологами найдено объяснение феномена, который переживает посетитель парка на чувственном субъективном уровне. В данном случае рассматривается механизм отдачи энергии кристаллическими выходами Балтийского щита: «Одно из возможных решений основано на релаксационном механизме, рассмотренном применительно к геологическим объектам, в том числе экспериментально. Суть его состоит в том, что если тело (кристаллическое основание Карельского массива) дополнительно нагружается (в данном случае ледниковым щитом Фенноскандии), то происходит «закачка» в него упругой энергии, величина которой зависит от величины нагрузки. Ледниковая нагрузка была, несомненно, существенной. Максимальная толщина льда современных ледниковых покровов Антарктиды и Гренландии составляет соответственно 4,7 и 3,4 км, толщина ледникового покрова Фенноскандии была, скорее всего, не меньше»2 [4]. Оссианический парк с ландшафтом данного типа, аутентичного, действительно позволяет вернуть человеку утраченное подлинное единение с миром природы, получить мощный энергетический заряд, обрести гармонию и цельность внутри себя.

Согласно геохронологической шкале, часть природных ландшафтов других оссианических парков находится на основании второго стратиграфического подразделения – фанерозойского эона. Из-за разнообразия видов ландшафтов данного эона следует выделить основное различие в природных составляющих подиумов оссианических парков: горный и равнинный виды природного ландшафта.

Горный вид представлен преимущественно парками, расположенными в Альпах, Пиренеях, в Крымских горах, а также в ряде других гор. Яркий пример такого типа паркового ландшафта – дворцово-парковый комплекс графов Воронцовых в Алупке. Хотя природный подиум Алупки не относится к геоприродному образованию докембрийских структур, все же этот парк часто причисляют к оссианическому (Д.С. Лихачев, А.П. Вергунов, В.А. Горохов и др.). Действительно, горные образования южного берега Крыма и природа алупкинских «хаосов» частично воссоздают образ горной Шотландии, однако эти породы относятся к более поздней структуре формирования поверхности земной коры – фанерозою (фанерозойский эон, мезозойская эра, триасовый период 230-195 млн лет назад). Эту схожесть и различие отмечали и путеводители южного берега Крыма прошлого века: «Здесь природа и картины её совершенно оригинальные, и я не знаю, есть ли живописное место, которое бы так привлекало дикостью своею, как это: грозные виды, удивляющие вас странною игрою природы, встречаются в Альпах, на Кавказе, на Севере и Юге, но там вы удивляетесь грозной дикости, здесь, напротив, прельщаетесь ею, и какое-то тихое, отрадное спокойствие льется на душу вашу» [11]. Шотландский архитектор Э. Блор, принимавший участие в строительстве Алупкинского парка, «нашел в ландшафте участка и его окружения прекрасный повод, чтобы развернуть композицию на хорошо знакомую ему тему дикой горной Шотландии с её скалами, водопадами, елями, дубами и соснами, навеянную модными в XVIII веке шотландскими балладами» [1]. Исследователи Алупкинского садово-паркового комплекса указывают, как создавался подобный ландшафт: «В иных парках скальные хаосы заводили искусственным путем, а в Алупке они естественного происхождения... Из нагромождений извлекали мелкие обломки, а вершину весьма своеобразно нарастили, посадив на ней группу итальянских сосен и земляничника мелкоплодного» [2].

Исследователь М.И.Микешин в монографии о Воронцовском парке в Алупке указывает: «Так, например, для романтического парка характерен оссианизм – мрачное меланхолическое настроение без тени иронии, с темой печали и смерти. Однако в Алупке подобный пейзаж занимает чрезвычайно небольшую долю площади…» [7, с. 113]. Таким образом, всё это дает основание полагать, что в данном парке была создана форма естественной имитации ландшафта оссианического содержания и о таком оссианическом парке можно говорить, как об имитационном. Крымские горы, слагающие часть Алупкинского паркового ландшафта, представлены более твердой породой – диабазом (в отличие от гранитов-рапакиви), из которого выполнена часть парковых построек, в том числе и сам дворец Воронцовых. Действительно, природу данных мест едва ли можно назвать «суровой и дикой», в ней нет «мрачности», обычно характеризующей оссианический пейзаж. Напротив, крымская природа располагает к иному настроению.

Ряд парков Германии также можно отнести к данной группе. Среди них «каменный парк» Санпарей в Баварии (фанерозойский эон, мезозойская эра, триасовый период (230-195 млн лет назад)) и Вильгельмсхёе близ Касселя (фанерозойский эон, палеозойская эра, каменноугольный период (350-270 млн лет назад)), где паркостроители также использовали естественный горный ландшафт Средних гор Германии в садово-парковой композиции.

Оссианические парки с парковыми ландшафтами ещё одного типа обустроены на равнинном природном ландшафте фанерозойского эона. Этот тип, наиболее затратный при строительстве, при котором садовые архитекторы воссоздают оссианический ландшафт на равнинной плоскости, можно назвать декорационным. Таким является, например, Тростянецкий парк (фанерозойский эон, палеозойская эра (570-230 млн лет назад). Данный природный ландшафт расположен на территории Днепропетровско-Донецкой впадины и представляет собой участок опускания кристаллического фундамента платформы Украинского щита. Трудоёмкий процесс создания гор на равнинной местности занял около 30 лет. «Владельцем парка – И.М. Скоропадским – было решено применить прием искусственной обработки рельефа и поручено садовнику К.Д. Шлинглофу создать в северо-восточной части парка горный сад. В течение двух лет работа не давала результата, пока художником-пейзажистом не был нарисован эскиз ландшафта с заостренными вершинами гор, напоминающими профиль Альп. По этому проекту проводились дальнейшие работы по созданию Швейцарии. Холмы и горы возводились с уступами, соединявшимися земляными хребтами» [12].

Таким же образом создавалась пейзажная часть парка Богатель во Франции (фанерозойский эон, палеозойская эра (570-230 млн лет назад)). На относительно ровном рельефе Парижского бассейна создается извивающаяся речка, которая впадает в озеро с каскадом. Хотя такой тип ландшафта также воссоздает «оссианическое настроение», всё же восприятие природного подиума схоже с театральным восприятием смены декораций, когда зритель, – посетитель парка – осознаёт условность происходящего. Взаимодействие человека с природой в данном случае происходит не как естественное взаимопроникновение двух систем, а как процесс, в котором подача паркового ландшафта происходит в игровой форме. Поэтому данный тип оссианического парка можно обозначить как декорационный тип.

Таким образом, анализ геологических оснований оссианических парков по геохронологическому принципу позволил провести типологизацию самих парковых ландшафтов и выделить три типа оссианических парковых ландшафтов (табл. 3):

1 тип. Аутентичный парковый ландшафт.

Соответствие природному подиуму в оссианическом содержании. Выход естественных кристаллических пород докембрийского эона. Возраст пород относится к докембрийскому эону.

Парки: Эрмитаж, Софиевка, Монрепо, Александрия, Корсунь-Шевченковский парк, ряд шотландских и британских парков, расположенных в высокогорьях.

2 тип. Имитационный парковый ландшафт.

Имитация одного природного подиума под другой. В данном типе осуществляется естественная имитация оссианического содержания на горном рельефе другой структуры. В природном ландшафте присутствуют естественные горные породы, но более позднего происхождения, чем докембрийские образования, относящиеся к фанерозойскому эону. Возраст пород относится к фанерозойскому эону.

Парки: Алупка, Санпарей, Вильгельмсхёе, ряд крымских и альпийских парков.

3 тип. Декорационный парковый ландшафт.

Создание одного вида природного подиума (в виде ландшафтных декораций) на другом виде природного подиума. Здесь происходит искусственное создание оссианического содержания, выстраивание горного рельефа на равнине. Возраст пород относится к фанерозойскому эону.

Парки: Эрменонвиль, Богатель, Бют Шомон, Тростянец.


Таблица 3. 
Типология оссианических парковых ландшафтов

Аутентичный парковый ландшафт

Эрмитаж (The Hermitage)
1758 -1783
Докембрийский эон

Парк-национальное достояние Шотландии.
Владелец Герцог Атолл.
Архитектор Дж. Стюарт (Steuart). г. Данкельд.
Площадь парка 13,3 га,
область Перт и Кинросс, Шотландия.
Остров Великобритания, Северо-Шотландское нагорье, река Бран.


Корсунь-Шевченковский парк
1783-1840
 Докембрийский эон

Корсунь-Шевченковский гос. историко-культурный заповедник.
Владельцы Станислав Понятовский, Лопухины-Демидовы с 1799 г. Архитекторы Я.-Г. Мюнц, Я.Д. Линдсей,
Корсунь-Шевченковский, Черкасская область, Украина.
Территория 80 га. Площадь придворцового паркового участка 28 га.
Восточно-Европейская равнина, Приднепровская возвышенность, река Рось. Восточно-Европейская платформа, Украинский кристаллический массив.


Александрия
1793
Докембрийский эон

Дендрологический парк Нац. ботанического сада НАН Украины им. Г.Гришко. Владельцы Браницкие.
Архитекторы Мюффо, Д. Ботани,
садовники А. Станге, Бартецкий, Витт, Август Энс.
Белая Церковь, Черкасская область, Украина, 80 км южнее Киева,
северо-западная окраина г. Белая Церковь.
80 – 106 м над уровнем моря. Площадь парка 297 га.
Площадь декоративных водоёмов парка (пруды и река Рось) 21 га.
Общая длина аллей и дорожек свыше 20 км.
Восточно-европейская равнина, Приднепровская возвышенность, Правобережная лесостепь, река Рось. Восточно-Европейская платформа, Украинский кристаллический массив, Белоцерковско-Одесский блок.


Софиевка
1796-1859
Докембрийский эон

Национальный дендрологический парк НАН Украины.
Владельцы Потоцкие.
Архитекторы В. П. Стасов, А. Н. Штакеншнейдер, инженер Л. Метцель.
Умань, Черкасская область, Украина.
Площадь парка 152 га.
Восточно-европейская равнина, Приднепровская возвышенность,
урочище Каменка, река Багно Восточно-Европейская платформа,
Украинский кристаллический массив.


Монрепо
1798-1827
Докембрийский эон


Гос. историко-архитектурный и природный музей-заповедник "Парк Монрепо". Владельцы Бароны Николаи с 1788 г.
Архитекторы Ж.Мартинелли, О.Монферран, Т. де Томон, А. Штакеншнейдер, Ч.X. Тэтам,
скульпторы И.Таканен, Г. Боруп,
садовый мастер И. Бистерфельд.
п. Северный, г.Выборг, Ленинградская обл., РФ.
Скальный пейзажный парк 35 га,
лесопарковый массив 130 га, акватория (132 га).
Регион Фенноскандия, побережье бухты Защитная, Выборгского залива, северо-западная часть острова Твердыш.
Восточно-Европейская платформа, Балтийский кристаллический щит.

 


 

Имитационный парковый ландшафт

Санпарей (Sans Pareil)
1744-1764
Фанерозойский эон

Замок-музей.
Владелец Вильгельмина фон Байройт.
Архитекторы И. Сан-Пьер (Saint-Pierre), Дж.Б. Педроци (Pedrozzi)
Площадь парка 13 га.
Цверниц, г. Байройт, район Лихтенфельс (Верхняя Франкония),
округ Кульмбах, федеральная земля Бавария, Германия.
Альпийская геосинклинальная (складчатая) область,
Северные Известняковые Альпы.


Вильгельмсхёе (Bergpark Wilhelmshöhe)
1785-1866
Фанерозойский эон

Владельцы Курфюсты Вильгельм I, Вильгельм II (1806-1813 Жером Бонапарт). Архитекторы С.Л. де Ри (du Ry), Г. К. Юссов (Jussow), К. Штайнхефер (Steinhöfer),
садовник Д.А. Шварцкопф (Schwarzkopf),
Кассель, федеральная земля Гессен, Германия. К западу от г. Кассель,
в западно-восточном направлении горного хребта Хабихтсвальд с вершиной Карлсберг (526,2 м).
Самый высокий парковый объект парка Геркулес – 523 м над уровнем моря.
Площадь 2,4 км2
Средне-Германские горы, Рейнские сланцевые горы,
Восточная часть природного парка Хабихтсвальд, озеро Вильгельмсхое.


Алупка
1830-1846
Фанерозойский эон

Алупкинский гос. дворцово-парковый музей-заповедник (с 1972 г.).
Владельцы Воронцовы с 1823 г.
Архитекторы Э. Блор, В. Гунт,
садовник Карл Кебах.
Алупка, Крымская область, Украина.
Ландшафтный парк 40 га.
Южный берег полуострова Крым,
подножие горы Ай-Петри, Чёрное море.
Альпийская Геосинклинальная (складчатая) область, Крымские горы.
 

 


 

Декорационный парковый ландшафт

Эрменонвиль (Ermenonville)
1760-1776
Фанерозойский эон
 

Замок-музей.
Владелец Маркиз де Жирарден.
Архитектор Ж.М. Морель
Эрменонвиль, департамент Уаза, Франция, 47 км. севернее г. Парижа.
Площадь парка 850 га.
Парижский бассейн, Северо-Французская низменность.


Богатель (Parc de Bagatelle)
1777-1786
Фанерозойский эон

Городской парк.
Владелец Граф Д'Артуа.
Архитектор Ф.-Ж. Беланже,
садовник Т. Блэки.
Площадь парка 24 га.
Париж, Франция.
Парижский бассейн, Северо-Французская низменность.

 


Тростянец
1866-1879
Фанерозойский эон

Государственный дендрологический парк.
Владелец И. М. Скоропадский.
Ландшафтный архитектор К. Д. Шлинглоф  
Садовники братья Евстигнеевы.
с. Тростянец, Ичнянский р-н, Черниговская область, Украина.
Степная равнина, пересеченная балками и примыкающая к болотистой долине. Искусственные пруды площадью более 10 га.
Площадь парка 175 га, вместе с окружающими рощами – 350 га.
Восточно-Европейская равнина, Приднепровская низменность,
река Удай, река Лисогор, ручей Тростянец. Восточно-Европейская платформа, Днепровско-Донецкая впадина.


Бют-Шомон (Des Buttes-Chaumont)
1867
Фанерозойский эон
Городской парк.
Владельцы Наполеон III, Барон Осман (Haussmann), А. Альпланд (Alphand), Бадриле (Badrillet).
Инженер Жан-Шарль Альфанд,
ландшафтный архитектор Жан-Пьер Барийе-Дешамп,
архитектор Габлиэль Давью
Площадь парка 24,73 га.
Париж, Франция. Северо-восточная часть Парижа, участок бывшего гипсового карьера. Парижский бассейн, Северо-Французская низменность.

 

Все представленные типы ландшафта позволяют создать если не оссианический парк целиком, то, по крайней мере, воспроизвести оссианические элементы в большей или меньшей степени. Однако в зависимости от типа природного ландшафта напрямую зависит, в какой мере это возможно осуществить. Ранее парковые структуры не изучались во взаимосвязи со строением природного ландшафта, указывались лишь пейзажные и стилистические особенности той или иной местности, что сводило описание парков лишь к описанию архитектурных форм, при этом не рассматривался природный компонент как равноправный элемент – характеристика паркового ансамбля.

Предложенная типологизация парковых ландшафтов оссианических парков по принципу строения геологических оснований позволяет в принципе иначе посмотреть на пейзажные парки – рассмотреть оссианизм в садово-парковом искусстве не как вид парковой тематики, а как характеристику паркового ландшафта. Знание структуры геологического основания парка и оценка в связи с этим энергопотенциала природного ландшафта позволяют чётко классифицировать как разнообразные парки, причисляемые к оссианическим, так и переосмыслить систематизацию садово-паркого искусства в целом.


 1«The natural landscape along the riverside is dramatic; the River Braan flows in torrents over waterfalls and cascades, through a deep gorge». [13]

2 Цитата далее: «После разгрузки (таяния ледника) происходит высвобождение энергии и релаксация напряжений, вызывающая образование трещин и других нарушений. Для того, чтобы понять, почему при этом происходит не равномерное деформирование, но оживление существующих древних структур, необходимо учитывать особенности реальной деформации, которая описывается в рамках механики среды со структурой, отличающейся от механики сплошной среды и более соответствующей геологическим объектам. В среде со структурой внутренние напряжения, возникающие при нагружении, распределяются по объему не равномерно, а в соответствии с неоднородностью (структурой) его строения. Образуются области повышенных напряжений, или концентраторы напряжений, различного масштаба. Также со структурой связана и релаксация напряжений. Поэтому при разгрузке напряжения релаксируют не равномерно по всему объему, а дискретно с использованием существующих ослабленных зон (концентраторов деформации), в которых и оказываются сосредоточены деформации. Эти ослабленные зоны в нашем случае соответствуют элементам структуры кристаллического основания» [4].

References

1. Алупкинский дворцово-парковый комплекс [Электронный ресурс] /Интернет-издание GARDENER.ru – Режим доступа: http://www.gardener.ru/out.php?id=1106 

2. Воронцовский парк. [Электронный ресурс] /Достопримечательности Крыма. Алупкинский дворец. Верхний парк. - Режим доступа: http://sightofcrimea.narod.ru/sights/nature/alypka/toppark1.html 

3. Жизнь Монрепо. [Электронный ресурс]/ Выборг. Жизнь Монрепо.– Режим доступа: http://www.vyborgcity.ru/text/text_23/text_23_06.htm 

4. Леонов Ю.Г. Тектоническая подвижность коры платформ: факты и соображения. [Электронный ресурс] /Ю.Г. Леонов // Геологический институт РАН, г. Москва. Объединённый научный Совет РАН по проблемам геоинформатики. – Режим доступа: http://www.scgis.ru/russian/cp1251/dgggms/leonov.htm 

5. Леонов Ю.Г. Напряжения в литосфере и внутриплитная тектоника /Ю.Г. Леонов // Геотектоника. 1995. – №6.– С. 3-21

6. Леонов Ю.Г. Учение о платформах Н.С.Шатского и современные подходы /Ю.Г. Леонов // Стратиграфия. Геологическая корреляция. 1995. – №6. – С.16-24

7. Микешин М.И. М.С. Воронцов. Метафизический портрет в пейзаже. / М.И.Микешин // Философский век. Альманах. Вып. 2: Просвещенная личность в российской истории: проблемы историософской антропологии: мат. междунар. конф. – СПб., 1997. – 223 с.

8. Пономарев В.С. Особенности напряженного состояния неравновесной геофизической среды / В.С.Пономарев // Физика Земли. 1987. – №4. – С.94-97

9. Пономарев В.С. Закономерности разрушения энергонасыщенных сред в проявлениях наведенной сейсмичности / В.С.Пономарев, А.Н. Ромашов, С.Б. Турунтаев // Наведенная сейсмичность. – М.: Наука, 1994.– С.73-91.

10. Регель А. Изящное садоводство и художественные сады. Историко-дидактический очерк. [Электронный ресурс] /А.Регель // сайт по мотивам книги Арнольда Регеля 1896 г. – Режим доступа: http://www.host-sale.ru 

11. Сосногорова В. Н. Путеводитель по Крыму. [Электронный ресурс] / В. Н. Сосногорова / История Ореанды. Всё о Крыме. – Режим доступа: http://krim.biz.ua/oreanda_history 

12. Тростянецкий дендрологический парк [Электронный ресурс] /Интернет-издание GARDENER.ru – Режим доступа: http://www.gardener.ru/page_1100.html 

13. Historic Scotland. [Электронный ресурс] / An Inventory of Gardens and Designed Landscapes in Scotland – Режим доступа: http://www.historic-scotland.gov.uk/gardens_search_more_info 

Citation link

Vasilevich E.V. NATURAL PODIUM AS A FACTOR OF DEVELOPMENT OF OSSIANIC PARK [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2009. – №3(27). – URL: http://archvuz.ru/en/2009_3/10 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 29.09.2009
Views: 82