Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №4 (32) December, 2010

Design

Bystrov Alexey V.

PhD student, USAAA,
Research supervisor: Professor V.A. Kurochkin, C.Sc. (Art Studies),
Ural State Academy of Architecture and Arts,

Russia, Yekaterinburg

PLACE AND ROLE OF DESIGN IN THE DESIGN STRUCTURE OF ARMORED VEHICLES

УДК: 623.4(62:7.05)
Шифр научной специальности: 30.18

Abstract

The article deals with the issue of design participation in the designing of contemporary armoured technology and the specific features of operation of armoured vehicles taking into account engineering, technological and ergonomic aspects.

Keywords: tanks, tank engineering, military technology design, armoured vehicles

Ускоряющиеся темпы технологического развития, глобализация экономики и всеобщий рост потребления явились причиной постоянно возникающих кризисных явлений и социальных потрясений в общемировом масштабе. Современный постиндустриальный мир, изменивший прежнюю структуру мирового хозяйства, породил волну локальных военных конфликтов, за которыми, как правило, стоят экономические интересы крупных транснациональных корпораций.

Человечество в XXI веке, как и прежде, нуждается в средствах защиты и нападения. В настоящее время средства вооружения являются таким же глобальным высокотехнологичным продуктом, как и автомобили, самолеты, бытовая техника. Бронетанковая техника, без участия которой не обходится сегодня ни одна сухопутная военная операция – наиболее востребованный товар на мировом рынке вооружений. Интересы покупателя и производителя этого вида вооружения ограничиваются, как правило, кругом вопросов, касающихся уровня соответствия её функциональных характеристик современным требованиям по таким параметрам как огневая мощь, скоростные качества, надежность, степень защищенности дорогостоящего оборудования. Немаловажную роль играет вопрос цены  – выигрывает тот, кому удается удовлетворить интересы военных ведомств и не выйти за рамки бюджета. Проблемы потребителя, эксплуатирующего эти сложные военно-технические объекты, – вопросы удобства и психологического комфорта – решаются по "остаточному принципу", так как военнослужащий, согласно присяге, обязан "стойко переносить все тяготы и лишения воинской службы".

Что важнее для рынка – вопрос цены или цена вопроса? В данном случае цена вопроса – жизнь и здоровье военнослужащих, от действий которых зависит исход сражения. И конструкторы, и пользователи бронетанковой техники признают, что нынешнее поколение танков достигло предела модернизационных возможностей в существующих конструктивных рамках и для дальнейшего совершенствования данного вида вооружения необходимо создание машин нового поколения с качественно улучшенными функциональными и эксплуатационными характеристиками.

Концепция использования броневой защиты появилась и была опробована в действии задолго до того, как в 1914 году были созданы пер¬вые бронированные машины. Мировой военной истории известны два вида мобильного бронированного вооружения – личное, применявшееся в условиях открытого боя, и коллективное, использовавшееся при взятии хорошо укрепленный позиций.

Личное бронированное вооружение достигло высшей точки развития в эпоху средневековых войн, выразившись в создании рыцарских доспехов (рис. 1, 2). Сражаясь верхом на столь же хорошо защищенном коне, рыцарь представлял собой грозную мобильную военную единицу. Сочетая в себе целесообразность и гармонию, удобство (максимально возможное, учитывая вес материала) и красоту, "... рыцарские доспехи являются ярким образцом средневековой материальной культуры" [4].

 

Рис.1.
Доспехи миланского рыцаря
http://www.artmakosh.narod.ru/
dospehphoto.htlm

Рис. 2.
Доспехи бургундского рыцаря
http://voennoeiskusstvo.ru/ 

Коллективное мобильное бронированное вооружение – осадные многоярусные башни и осадные машины – применялось для штурма крепостных стен и пробития брешей в укреплениях противника (рис. 3,4,5). Функциональные возможности и совершенство конструкции осадных сооружений зависели от сложных математических расчетов. Следует отметить, что созданием фортификационной техники всегда занимались творческие, технически одаренные личности, среди них – гениальный художник и инженер Леонардо да Винчи (создатель концепции "сухопутного дредноута").

Рис. 3.
Средневековая
башня с тараном
Рис. 4.
Таранная черепаха
Диада и Хария
Рис. 5.
Осадная башня
позднего средневековья

Источник: Носов К.С. Осадная техника Античности и Средневековья. –  СПб: Полигон, 2003. – 362 с.

Неуклонное развитие науки и техники, изобретение двигателя внутреннего сгорания, прогресс в сфере промышленного производства создали технические возможности для появления принципиально новых видов техники. Затяжная позиционная война на европейском театре военных действий 1914-1918 гг., получившая название "окопной", так как противоборствующие стороны годами сидели в траншеях, не имея возможности провести результативную атаку из-за опасности быть уничтоженными, выявила острую необходимость в появлении техники, предназначенной для прорыва, способной двигаться по пересеченной местности. Слитые воедино принципы, заложенные в конструкцию рыцарских доспехов и осадной техники, и новые производственно-технологические возможности позволили создать совершенно новый вид вооружения, изменивший характер ведения боя с позиционного на мобильный. Бронированную конструкцию с размещенными в ней людьми и вооружением "установили на шасси мирного землепашца – гусеничного трактора" [12]. Получившаяся «бронированная крепость» оказалась в состоянии успешно бороться с пулеметными гнездами и проделывать проходы в проволочных заграждениях. Таково было рождение танка, вызвавшее появление нового многофункционального мобильного вооружения под названием «бронетанковая техника».

С её появлением родился новый образ, сформировавшийся на основе технических решений, разработанных английскими инженерами, представлявший собой, при взгляде сбоку, ромбовидную конструкцию, опоясанную по периметру гусеницами, с вынесенными в боковые спонсоны орудиями (это позволяло "вычищать" траншеи слева и справа, проходя над окопами). Задача, поставленная перед производителями, – создать машину, способную преодолевать любые рвы и воронки и беспрепятственно вести огонь, определила форму танка, алгоритм размещения оружия и оригинальную конструкцию ходовой части. Революционные проектные решения позволили создать композиционно-целостный, гармоничный и лаконичный танк Mk1, производивший сильное психологическое воздействие на противника, буквально подавлявшее волю к сопротивлению. Несмотря на то, что с тех пор танки внешне значительно изменились, этот легендарный "ромбик" продолжает свою жизнь на военных картах в качестве знака дислокации танковых дивизий, а также на эмблемах танковых войск многих стран.

Французским и немецким конструкторам, также работавшим над созданием первых танков, не удалось создать столь же выверенную и гармоничную конструкцию в силу ряда просчетов. В отличие от британцев, творчески переосмысливших идею гусеничного движителя, создатели немецкого танка A7V ограничились полумерами – поставили на трактор вооружение и надстройку, то есть, образно говоря, надели "немецкую каску" на тракторное шасси (рис. 7). Низкое по высоте, овальное по форме и без переднего скоса (в отличие от высокого британского "ромба"), тракторное шасси не позволяло этой громоздкой конструкции, имевшей, к тому же, большие передние и задние свесы, "... преодолевать препятствия высотой более полуметра" [12]. Пулеметное вооружение этой машины, ввиду нерационального размещения, имело ограниченные углы обстрела. В отличие от британских танков, конструкция которых позволяла размещать вооружение в трёх вариантах ("самец" - пушечный вариант, "самка" – пулеметный и "композит" – смешанный пулеметно-пушечный), немецкий танк невозможно было оснастить орудием даже среднего калибра, так как ровно в центре машины находился двигатель с системами управления. В результате пришлось ограничиться пулеметами, так как места для стеллажей со снарядами практически не осталось. Кроме того, из-за размещенного впереди пулемета водителю пришлось разместиться на втором этаже под крышей танка прямо над горячим и чадящим двигателем. В результате получился несоразмерный, трудно управляемый, малоподвижный бронированный объект с ограниченными функциональными возможностями, "... выпущенный крайне ограниченным тиражом" [12].

Рис. 6. Шнейдер СА1 Рис. 7. Танк A7V

Подобными ошибками отмечены и первые шаги французского танкостроения. Танк "Сен-Шамон", имевший в качестве движителя такое же короткое и малопригодное для передвижения по изрытой траншеями и воронками земле тракторное шасси, отличался поистине гигантскими передним и задним свесами корпуса (рис.6). Принять такое конструктивное решение вынудила необходимость усилить огневую мощь танка и, в дополнение к пулеметам, оснастить его пушечным вооружением, вмонтированным в лобовую броню, что привело к перегруженности передней части. Для восстановления баланса пришлось сместить двигатель в заднюю часть бронекорпуса и уравновесить конструкцию таким же большим задним свесом. Нарушение принципов эстетического формообразования, выразившееся в очевидной диспропорции внешних элементов конструкции, говорит о несбалансированности структуры танка в целом и ставит под сомнение его функциональные возможности. И в самом деле, непропорциональная громоздкая конструкция оказалась "колоссом на глиняных ногах"  ограниченная проходимость танка (огромные свесы цеплялись за складки местности) и открытые, не защищенные броней, детали ходовой части, быстро выходившие из строя под огнем противника, превращали "Сен-Шамон" в прекрасную мишень на поле боя [12].

Справедливости ради следует отметить, что следующий шаг в проектировании бронетехники французы сделали в верном направлении. Помощь пришла со стороны хорошо развитой автомобильной промышленности – положение спас Луи Рено, "... наладивший массовое производство революционного по конструкции танка Renault FT-17" [2], в основу которого были заложены гениальные компоновочные решения, признанные классическими в мировом танкостроении (рис. 8,9).

Рис. 8. Renault FT-17
http://www.meshwar.vistcom.ru/tech/renault/htm
Рис. 9. Renault FT-17. Компоновка

Внешний вид танка разительно отличался от своих предшественников. Для машины было сконструировано специальное танковое шасси с направляющим колесом большого диаметра и с формой гусеницы, приближенной к треугольной. Передняя часть гусеницы, выступавшей вперед и вверх относительно корпуса машины, не была закрыта, что позволяло танку активно нырять в противотанковые рвы и преодолевать большие вертикальные стенки. Водителю, располагавшемуся в передней части бронекорпуса, обеспечивался хороший обзор. За водителем находилось боевое отделение, где во вращающейся башне, представлявшей собой отдельный агрегатный блок, размещалось основное танковое вооружение – пушка или пулемет. Вынесение основного вооружения наверх радикально улучшило функциональные возможности танка, обеспечив большие углы обстрела. Двигатель, располагавшийся в кормовой части машины, уравновешивал экипаж, боезапас и вооружение, находившиеся в передней части. Стремясь усилить защищенность машины, башне и корпусу придали граненую форму с рациональными углами наклона, вызывавшими рикошет снаряда. Радикальные конструктивные решения позволили значительно снизить вес машины, улучшить ходовые характеристики и скоростные возможности, сократить экипаж и создать ему значительно более комфортные рабочие условия, чем это было в прежних конструкциях.

Впервые примененная на танке Renault FT-17 классическая компоновка повысила вариативные и модернизационные возможности конструкции машины. Четкое зонирование обитаемых отсеков по функциональному принципу, вынесение двигателя, трансмиссионной группы и бензобаков в отдельный отсек значительно улучшило условия обитания экипажа. Из обитаемых отсеков исчезли тормозные механизмы, коробка передач и прочие агрегаты, которые при работе греются, вибрируют и издают сильный шум. Снизилось влияние вибрации на меткость стрельбы из танкового оружия, исчезли масляные пары из атмосферы боевого отделения, но главное – боевое отделение и отделение управления превратились в практически прямоугольные отсеки, удобные для размещения как членов экипажа, так и боезапаса и другого вспомогательного оборудования. Перекомпоновка элементов оборудования или их замена с целью модернизации позволяли выделять дополнительные объемы для более комфортной посадки экипажа. Освободив боевое отделение от агрегатов трансмиссии, производители получили возможность для компенсации веса двигателя и трансмиссии значительно усилить лобовую броню танка или увеличить калибр орудия, что повысило боевую мощь машины и улучшило защищенность лобового сектора, наиболее подверженного боевому воздействию противника.

Компоновочные принципы зонирования, а также конструктивные особенности ходовой части, позволявшие усиливать несущую способность шасси за счет дополнительных катков, сделали возможным создание на базе единого ходового шасси широкой гаммы боевых машин (танков различных классов и модификаций, самоходных орудий, систем залпового огня) и машин обеспечения боевых действий войск (мостоукладчиков, машин разграждения, бронированных ремонтно-эвакуационных машин и т.д.). Рациональное размещение узлов и агрегатов, новые компоновочные принципы, революционное решение ходовой части привели к созданию совершенно новой формы и определи генеральную линию развития мирового танкостроения.

На протяжении всей истории создания бронетехники каждое конструкторское подразделение, занимавшееся её проектированием, имело свою проектную методологию, в основе которой лежали требования, исходящие из тактических установок, сформулированных тем или иным военным ведомством.

Проигравшая Первую мировую войну, Германия правильно оценила роль бронетанкового вооружения в грядущих сражениях, но смогла развернуть производство танков разных классов и разного назначения только после прихода нацистов к власти. Немецкий проектный подход отличало стремление создать конструкцию с улучшенными эксплуатационными характеристиками и с высоким уровнем комфорта экипажа. С этой целью было решено расположить двигатель и топливные баки в кормовой части, а коробку передач и механизмы поворота – в передней части боевой машины. Карданный вал, соединявший коробку передач и двигатель, пропустили под вращающимся поликом боевого отделения. Такое решение позволило увеличить полезный объем в заброневом пространстве, перенеся часть трансмиссионных механизмов в обитаемые отсеки танка.

Эта компоновка, первоначально разработанная для легких и средних танков с учетом их массогабаритных характеристик, подвергнувшись незначительным изменениям, была перенесена и на тяжелые танки ("Тигр", "Пантера", "Королевский тигр"). За созданные экипажу комфортные условия пришлось расплачиваться высоким силуэтом машины и увеличенной на десятки тонн массой. Обязательным элементом конструкции всех немецких танков была командирская башенка, обеспечивавшая командиру круговой обзор, представлявшая собой бронированный округлый выступ, оснащенный по периметру приборами наблюдения, находящийся на верхнем башенном листе. Примененная на танках "Тигр" и "Пантера" оригинальная торсионная подвеска конструкции Г. Книпкампа с шахматным расположением катков "...обеспечивала, помимо плавности хода, высокую скорость по шоссе и неплохую проходимость" [13].

Решение, идеальное для европейских дорог, обернулось кошмаром в условиях российского бездорожья и русских холодов, так как забившаяся между катками и застывшая грязь лишала машину подвижности. В итоге, немецкое командование было вынуждено пересматривать тактические схемы боевого применения танков на восточном фронте. Опыт немецкого танкостроения заставляет задуматься проектировщиков над тем, что военная техника – это компромисс между мечтой и действительностью. Перфекционизм немецкой конструкторской мысли проиграл схватку с разумной проектной стратегией русской танковой школы.

Узко-прагматические интересы военных ведомств некоторых стран приводили к созданию бронетехники, не имевшей перспектив использования её на других театрах военных действий. Пример тому – японская бронетанковая техника 1939-1945 годов, конструктивные особенности которой объяснялись планами ведения войны прежде всего в районах Тихого океана и в специфических условиях Дальнего Востока. "Уставы и тактические руководства японской армии в целом составлялись в духе маневренности и внезапности, что было связано с небольшим количеством и невысокими в целом характеристиками имевшейся бронетехники" [10].

Вследствие недостаточной развитости промышленного производства, вызванной постоянным дефицитом ресурсов, танкостроение в островной Японии не относилось к числу приоритетных отраслей экономики: гораздо больше средств и усилий вкладывалось в военное судо-, авиастроение, в производство стрелкового оружия и средств ПВО. "Против легко вооруженного противника японская тактика вполне себя оправдывала, как это было в Китае, Бирме, Малайе, Голландской Индии, где танки добивались успеха одни или в сопровождении пехоты. Но уже в боях на Халхин-Голе (1939 г.) большой урон японской бронетехнике нанесли 45-мм танковые и противотанковые советские пушки" [10]. Конструирование и производство японской бронетанковой техники велось "по остаточному принципу", что сказалось на её внешнем виде – преобладали клёпаные конструкции, простота некоторых из них порой доходила до примитивности (рис. 10, 11,12).

Рис.10. БТТ Тип 89 Рис.11. Танк Ками-ся (плавающий)
http://zhurnal.lib.ru/  

Рис.12. БТТ Ха-Го 95
http://pro-tank.ru/bronetehnika-italy-japan/japan/218-japan-hago95 

Антропометрические характеристики были рассчитаны на низкорослый экипаж подросткового телосложения. В формообразовании и компоновке этой бронетехники явно проглядывал японский аскетичный подход к понятию "обитаемая ячейка" – дробление внутреннего пространства с помощью перегородок-ширм на обитаемые отсеки до объемов, позволяющих обеспечить минимальный функциональный комфорт.

К сожалению, во многих странах в период между двумя мировыми войнами, как полководцы, так и конструкторы, "готовились к прошлой войне". В проектируемую технику, несмотря на прогресс в области вооружений и изменившиеся условия ведения боя, закладывались морально устаревшие компоновочные и формообразующие принципы.

Наглядной иллюстрацией этого тезиса является британское танкостроение, главной характеристикой которого можно назвать отсутствие грамотного прогнозирования – одной из важнейших составляющих проектной методологии. Британия, как и Япония, – островное государство, хотя и с несравненно более развитой на тот момент промышленностью. Приоритет в области проектирования и производства вооружения принадлежал средствам ведения воздушного и морского боя – авиации и флоту, а также колесной бронетехнике, так как английская "... стратегия "периферийной войны" требовала оснащения войск большим количеством высокоманевренной техники" [7]. Именно здесь были сосредоточены лучшие инженерные кадры британской военной промышленности. Неудивительно, что грамотно спроектированные британские бронированные автомобили (Daimler, Humber, AEC Mk 1) "...были лучшими бронеавтомобилями периода Второй мировой войны [7], в отличие от британских танков. Удел же танкостроительной отрасли на тот момент – "... малоквалифицированные инженеры" [1].

В проектируемое изделие закладывались передовые технические решения, а внешний облик копировал танки Первой мировой войны – гусеницы по периметру корпуса, маленькие ролики ходовой части (соответственно – малая скорость хода). Вследствие этого, в спроектированных танках "... прекрасные механизмы поворота, лёгкость управления сочетались с очень слабой и маленькой пушкой" [12], венчающей это бронированное сооружение. Непропорциональная конструкция британских танков Cherchill Mk.V свидетельствовала о явных инженерных просчетах (рис. 13, 14).

 
Рис.13. Танк Черчилль Рис.14. Танк Черчилль

Благая цель создания комфортных условий для экипажа и стремление избежать плотной компоновки узлов и агрегатов оборудования на деле обернулись большими проблемами. В результате, при стрельбе из пушки, короткий ствол которой не выходил за габариты длинного корпуса танка, газовой волной срывало и ломало брызговики с передней части гусениц, а попытка защитить водителя и стрелка от обстрела, расположив их ниже верхней части гусениц, обернулась плохой обзорностью.

Образец комплексного подхода к проектированию и производству бронетехники в период Второй мировой войны продемонстрировали танкостроительные отрасли СССР и США.

Обширные индустриальные ресурсы Соединенных Штатов, значительная удаленность от театра боевых действий и грамотная проектная стратегия позволили наладить конвейерную сборку бронетехники и в короткий срок реализовать программу создания перспективных танков М3 и М4 Sherman, оказавшихся простыми с точки зрения производства, несложными в управлении, удобными в эксплуатации и имевшими конструктивный запас для дальнейшей модернизации.

Заслуга в том, что такой подход обернулся значительной экономической выгодой для США, принадлежит "американской системе массового производства, основанной на масштабном производстве стандартизированной продукции с взаимозаменяемыми частями" [14]. Танки американской постройки, оснащенные мощными пушками, "... заняли свое место в вооружении британской армии, компенсировав неполноценность британских танков" [11].

Сильные стороны советского проектного подхода – компоновочные и технологические решения, предусматривавшие дальнейшую модернизацию танков и позволявшие наладить их производство конвейерным способом на предприятиях с ограниченной в технологическом плане производственной базой и с невысоким уровнем квалификации персонала без коренного снижения боевых и эксплуатационных качеств выпускаемой техники. Наладить массовый выпуск танков в жёстких и напряжённых военных условиях позволили нестандартные прогрессивные решения, к числу которых относилось и "... внедрение автоматической сварки бронекорпусов и башен по методу Е.О. Патона (под слоем флюса), что позволило сократить потребность в высококвалифицированных сварщиках в пять-шесть раз" [9].

Отличительная черта отечественной танково-инженерной школы – соблюдение принципа "разумной достаточности", то есть разумного баланса между конструктивно-технологической новизной проектируемой боевой машины и реальными условиями её эксплуатации. Русские танки, будучи не столь совершенными по отдельным показателям, не влияющим на основные боевые качества бронетехники, по совокупности характеристик, таких как боеготовность, простота технического обслуживания, мощность вооружения, высокая проходимость, оптимальный алгоритм работы экипажа, экономичность, превосходят западные образцы. Внешний вид русских танков всегда отличался сбалансированностью, гармоничностью, зрительной устойчивостью, низким силуэтом.

Отечественному танкостроению присуще не прямое копирование готовых решений, а переосмысление и адаптация конструкции к российским технологиям и военным доктринам, благодаря чему мировое танкостроение пополнилось совершенно новыми классами боевых машин, такими как боевая машина десанта (БМД) с алюминиевой броней и боевая машина пехоты (БМП) – бронетехника нового промежуточного класса между бронетранспортером и лёгким танком. Отечественным танкостроителям принадлежит приоритет в решении важных компоновочных и технологических задач. Вот лишь некоторые из достижений:

 – Поперечное расположение двигателя – революционное решение, позволившее значительно сократить моторный отсек и увеличить полезный объем в заброневом пространстве – было применено на советских танках значительно раньше, чем поперечная установка двигателя и трансмиссии на знаменитом английском автомобиле "Mini" Алекса Иссигониса.

– "Отработка и массовое внедрение автоматов заряжания на всех советских танках выпуска после 1965 года"[6] позволило освободить экипаж от тяжелой изнурительной работы, сократить его количество и улучшить обитаемость боевой машины.

– Пылесосы "Dyson" – не что иное, как "... танковые противопылевые фильтры "Циклон", присутствующие на всех советских танках, начиная с 1944 года" [8].

С начала появления за свою почти столетнюю историю бронетанковая техника претерпела значительную эволюцию. Современная бронетехника – продукт интеллектуальной работы больших проектных подразделений, впитавший в себя достижения мировой технической мысли. Стремление производителей, следуя пожеланиям заказчика, насыщать её всё большим объёмом сложного оборудования приводит к тому, что прежняя конструкция бронемашины, исчерпавшая компоновочные возможности в рамках существующей структуры, перестаёт соответствовать современным критериям обитаемости военных объектов (таким как обеспечение сохранения работоспособности и здоровья с целью эффективной эксплуатации боевых и технических средств), "... заставляя экипаж приспосабливаться к её функциям вопреки физическим и психологическим возможностям человека" [3].

Чтобы радикально решить эту проблему, необходимо пересмотреть традиционную проектную практику, перестроить взаимосвязи человека с техническими элементами бронемашины и создать новую структуру объекта. Интегрирование творческих методов дизайна в проектный процесс позволит, не выходя за пределы конструктивно-технологических возможностей производства и сохраняя суть исходного технического задания, преодолеть рамки стандартных проектных схем и предложить новые подходы к решению проектной задачи, повысить окупаемость и снизить себестоимость изделия за счёт тщательно продуманной стратегии в выборе конструктивных и технологических решений, существенно повысить конкурентоспособность продукта.

Роль дизайнера, вовлеченного в проектирование таких технически сложных объектов, как бронетанковая техника, является гораздо более объемной и многоаспектной, чем работа отдельных проектных подразделений (конструкторов агрегатов, технологов, эргономистов, экономистов, психологов, социологов, маркетологов, логистов и др.). Всю систему проектируемой боевой машины в целом видят, пожалуй, только два человека – генеральный конструктор изделия и ведущий дизайнер проекта.

Генеральный конструктор, непосредственно отвечающий перед заказчиком за итоговый результат, формирует технологическую и функциональную идеологию конструкции в целом, на основании которой формулирует техническое задание; непосредственно работая с заказчиком изделия, в случае необходимости корректирует техническое задание.

Ведущий дизайнер проекта на основе предпроектного исследования, включающего в себя такие важные этапы как анализ прототипов и аналогов, изучение потребительских реакций и предпочтений, "... разрабатывает дизайн-концепцию проекта и координирует процесс творческого поиска" [5]. В рамках разработанной и утвержденной дизайн-концепции он координирует и корректирует работу отдельных проектных подразделений.

Современные компьютерные технологии позволяют с целью комплексного поэтапного анализа оптимизировать процесс проектирования: с использованием закрытых линий связи, на трехмерной модели проектируемого объекта могут быть представлены компьютерные модели двигателя, вооружения, иных систем. Тем самым, процесс проектирования перестает быть локализованным в узких территориальных рамках одного предприятия, и проектировщики могут оперативно общаться с двигателистами и разработчиками вооружения. Метод трехмерного компьютерного моделирования намного ускоряет процесс изготовления презентационных материалов (графических и видеоматериалов) для всесторонней демонстрации и убедительного отстаивания своих проектных идей.

Комплексный проектный подход и тщательный анализ существенно снижают вероятность ошибок, а также субъективных мнений и оценок. "Методы и подходы дизайна, встроенные в общую систему проектирования сложных технических объектов, позволяют успешно осуществлять совместную скоординированную деятельность различных подразделений, основанную на единой исследовательской программе и взаимном опосредовании"[5].

Постоянное совершенствование информационных технологий, внедрение тренажерных систем с высочайшей степенью достоверности, способность с помощью компьютерных программ отобразить на тренажерной системе специфические характеристики ещё не существующей в металле, но спроектированной машины в целом, боевого поста, позволяют дизайнеру органично встраиваться в процесс проектирования на любом этапе (включая стадию эскизного проекта) и быстро проверить свои предположения с существенной экономией средств.

Тренажерные системы существенно упрощают обратную связь "проектировщик – заказчик – проектировщик", так как позволяют эмпирическим путем ещё на проектной стадии опробовать их идеи и в случае необходимости внести необходимые коррективы или доработки в проектируемую модель.

Анализ опыта боевого использования бронетехники показывает, что главный элемент этого сложно организованного многокомпонентного объекта – высокопрофессиональный слаженный экипаж. Задача дизайнера – стремиться к тому, чтобы его проектные решения (компоновка узлов и агрегатов, размещение оборудования, творческое применение положительного опыта из смежных отраслей) способствовали созданию новой антропотехнической системы, максимально дружественной экипажу, позволили радикально улучшить его защиту, что, в конечном итоге, повысит эффективность боевой машины.

References

1. Барятинский М.Б. Бронетанковая техника Великобритании. Танки. Самоходные артиллерийские установки. / М.Б. Барятинский // Бронеколлекция. – 1996. – №4. – 32 с.

2. Бишоп К. Танки и бронетехника: справочник /пер. с англ. – М.: Омега, 2005. – 192 с.

3. Вязицкий П. Человек и бронетехника – проблемы взаимодействия. / П. Вязицкий, И. Кудрин, М. Дьяконов, М. Тихонов // Военный вестник.– 1991. – № 4.

4. Вейс Г. История культуры народов мира / Г. Вейс. – М.: Эксмо, 2004. – 960с.

5. Джонс Дж.К. Методы проектирования / Дж.К. Джонс ; пер. с англ. – М., 1986. – 328с.

6. Костенко Ю.П. Танки (воспоминания и размышления). в 3 ч.Ч 2. / Ю.П. Костенко. – М.: Фирма Эра, 1996. – 184 с.

7. Мощанский И. Бронетанковая техника Великобритании. Бронетранспортеры. Бронеавтомобили / И. Мощанский // Бронеколлекция. – 1999. – №2. – 24 с.

8. Руководство по материальной части и эксплуатации танка Т-55. – М.: Военное издательство МО СССР, 1965. – 664 с.

9. Солянкин А.Г., Павлов М.В., Павлов И.В., Желтов И.Г. Средний танк Т-34 1939-1945. – М.: Экспринт, 2005. – 56 с.

10. Федосеев С. Бронетанковая техника Японии 1939-1945 / С. Федосеев // Бронеколлекция.– 1995. – №3. – 32 с.

11. Чемберлен П. Британские и американские танки Второй мировой войны / Питер и Эллис Чемберлен; пер. с англ. – М.: Астрель-АСТ, 2003. – 224 с.

12. Шант К. Танки: Иллюстрированная энциклопедия / К. Шант; пер. с англ. – М.: Омега, 2005. – 252 с.

13. Шмелев И.П. Бронетанковая техника третьего рейха / И.П. Шмелев. – М.: Арсенал-Пресс, 1996. – 192 с.

14.Теоретические и методологические основы дизайна [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://frau-schulz.livejournal.com/1602.htlm 

Citation link

Bystrov A.V. PLACE AND ROLE OF DESIGN IN THE DESIGN STRUCTURE OF ARMORED VEHICLES [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2010. – №4(32). – URL: http://archvuz.ru/en/2010_4/13 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 27.12.2010
Views: 78