Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №4 (32) December, 2010

Fine art

Serikova Tatiana Yu.

PhD (Art Studies), Associate Professor, Department of Design.
Institute of Architecture and Design.
Siberian Federal University.

Russia, Krasnoyarsk, e-mail: serikova_72@mail.ru

ARCHETYPES IN LANDSCAPE ART Contemporary Siberian landscape in the context of world art

УДК: 75
Шифр научной специальности: 85.140

Abstract

The paper touches upon archetypes and archetypal images – an important theme in contemporary art. Using the works of the Siberian landscape painters as an example, the author considers the formation of visual images in works of art. Comparison is drawn between images crated by Peter Brueghel and today’s masters of Siberian landscape and raises the issue of visible image verbalisation.

Keywords: archetypes, original images, visual image, landscape, Siberian painters

Пейзажное искусство содержит в себе необыкновенные поэтико-лирические возможности. Через изображение природы, её состояний и настроений, художник может вести доверительный разговор со зрителем, обращаться непосредственно к самым сокровенным, потаенным уголкам души. Между тем, искусство пейзажа лишь в прошлом веке приобрело самостоятельное значение, стало рассматриваться как равное в ряду с остальными видами искусства. Пейзаж изначально служил только фоном в произведениях других жанров. Выделение пейзажа как самостоятельного жанра началось с замены в произведениях художников раннего Возрождения золотых и орнаментальных условных фонов пейзажными. После открытий, сделанных в конце XIX века Клодом Моне, Огюстом Ренуаром и Альфредом Сислеем, пейзаж окончательно утвердился как полноправный жанр искусства.

Пейзаж был и остается любимой темой творчества сибирских художников. Суровая красота природы этого необъятного края не может оставить никого равнодушным. Продолжателями традиций Василия Сурикова, Григория Чорос-Гуркина, Ивана Шишкина можно называть сегодня лучших представителей пейзажной школы Омска и Красноярска Георгия Кичигина, Алексея Либерова и Валериана Сергина. Образы природы, созданные этими художниками, соединяют прошлое, настоящее и будущее. В своих произведениях они говорят о том, что человек может быть счастлив только в гармонии с природой. Искренняя любовь к родной земле, духовное начало, вложенное художниками в каждое произведение, кажется, вот-вот растопят снег на холодных сибирских просторах, приведут в движение скованные льдом реки [2, 3 с.]. Художники-сибиряки вкладывают в свои работы глубокий философский смысл, доказывают каждым своим произведением единство природы и человека, аппелируя к основным общечеловеческим понятиям.

На примере творчества живописцев прошлого и современных художников рассмотрим как архетипы и архетипические образы формируют художественный образ произведения. Что же собственно понимается под «архетипом»? По определению Карла Густава Юнга, ученого введшего этот термин в психологию, архетипы – это своего рода первичные представления о мире и жизни, которые не зависят от уровня полученных знаний [12, с.71]. Современными учеными высказывается также мнение, что в нашем сознании изначально заложена информация, облегчающая расшифровку внешних сообщений. Ученые предполагают, что эта информация закодирована и заложена ещё до рождения. В подтверждение этой гипотезы можно привести тот факт, что людьми разных социальных групп и возрастов схожие архетипы воспринимаются одинаково. При этом считывание информации, содержащейся в архетипе, происходит на уровне подсознания, без участия логики. Важным моментом в самой природе архетипа является то, что архетипы практически без изменений транслируются из поколения в поколение. Архетипические комплексы входят как базовое звено в представление человека о строении мироздания. В процессе жизни человека архетипы не меняют своего содержания, несмотря на приобретаемый человеком опыт. Все события, происходящие в судьбе человека, только дополняют уже заложенный в сознании архетип [6, с.88].

Необходимо сказать, в чем состоит различие между архетипами и архетипическими образами. Архетип – это абстрактная тема (зрелость). При этом архетипические образы («созревшие плоды», «полдень жизни человеческой») являются конкретными вариациями данной темы.

Художники-пейзажисты в лучших своих творениях соединяют образы природы с образами-архетипами, заложенными глубоко в нашем сознании. Такими, к примеру, как уже упомянутые Рождение, Рост, Зрелость, Угасание, Умирание и заложенное в нем новое Рождение. Перечисленные категории соответствуют не только циклу человеческой жизни, но также являются циклами жизни природы, иначе можно сказать – временами года. Вообще, понятие «времена года» – это нечто вроде «масла масленого». «Времена» – производная от «времени», и «год» тоже означает количество времени или точку во времени, но оставим эту тему филологам или философам и рассмотрим, как работают визуальные, зримые образы в пейзажном искусстве.

Жизнь природы, смена времен года в изобразительном искусстве зачастую выступают как аллегория жизни человеческой. Изображая природу, художники стремились всегда показать в ней место человека, как её неотъемлемой части. Сопоставление частей дня и времен года с возрастами человеческой жизни является наиболее устойчивым в массовом сознании, по сути это уже своеобразный архетип – «круговорот жизни». Весна, словно начало жизни, пробуждение после продолжительного сна, время надеж, построения далеко идущих планов; лето – пора зрелости, силы и уверенности, широких возможностей; осень – угасание сил, утрата надежд, ожидание конца жизненного пути, зима – остановка, замирание жизни, момент неподвижности на старте перед новым движением. Через изображение природных состояний художники также аллегорически показывают настроение персонажей своих произведений.

Аппеляция к символике времен года в пейзаже прослеживается практически на всех этапах развития изобразительного искусства от античных росписей до нашего времени.

В европейском изобразительном искусстве на протяжении XV – XVII веков образы, представляющие времена года, уже приобретают черты архетипа. Весна, как правило, это молодая женщина, с цветами в руках; лето передается через изображение серпа, колосьев или снопов зерна; виноград и виноградная лоза или вино ассоциируются с осенью; зима подается зачастую как тепло укутанный старик, сидящий у огня.

Художники Ренессанса возродили античную традицию изображать времена года в виде языческих богов: Флора или Венера (вечная молодость и вечная любовь) – это олицетворение весны; Церера (мудрость, зрелость) – выступает как воплощение лета; Бахус (изобилие и веселье с вином) – представляет осень, Борей или Вулкан (суровость) – зиму [1, с. 271].

Живописцы «галантных празднеств» – французские художники XVIII века – также использовали в своих произведениях символику времен года. Тема весны и знойного лета решается в их картинах через изображение молодых влюбленных, которые либо разбрасывают цветы, либо в жаркий день купаются в реке. Тема осени решается через изображение пикника после сбора винограда и т.д.

Свободные от особой сюжетной нагрузки пейзажи стали появляться лишь в середине XVI века в произведениях мастеров нидерландского Возрождения.

Питер Брейгель родился приблизительно между 1525 и 1530 годами, место рождения и обстоятельства его жизни в юности малоизвестны. Считается, что Брейгель был учеником Питера Кука ван Альста. Как художник, Питер Брейгель пользовался признанием современников и получал большое количество заказов. Два его сына, Питер Брейгель Младший (1564-1638 гг.) и Ян Брейгель (1568-1625 гг.), стали известными художниками [4, с.209].

В 1565 году Питером Брейгелем Старшим был написан цикл «Картины месяцев или времён года», к сожалению, до настоящего времени сохранилось всего пять произведений этой серии. Во времена Брейгеля широко были распространены иллюстрированные молитвенники, где религиозным текстам предшествовал календарь, в котором на каждый месяц приходилось по странице. Традиция таких календарей берет свое начало ещё от братьев Лимбургов, создавших часослов герцога Беррийского. Каждый месяц в таком календаре связывался с определенным родом деятельности людей, чаще всего это были сельскохозяйственные работы. Брейгель в своих работах главную роль отводит изображению самой природы, а люди и животные выступают лишь как части большого панорамного пейзажа. «Возвращение стад. Осень» (рис. 6), «Охотники на снегу. Зима» (рис. 2), и «Сенокос» – картины одного формата и, возможно, выполнены для одного заказчика. Две другие картины «Жатва. Лето» (рис. 8) и «Сумрачный день. Весна» (рис. 4) отличаются по размеру от «Охотников на снегу» и «Сенокоса».

При сопоставлении классических образцов пейзажного искусства и творчества современных художников Сибири, возьмем в качестве эталонного образцаперечисленные выше картины Питера Брейгеля Старшего как наиболее показательные и близкие по стилистике современному искусству. На эти изображения хорошо «ложатся» указанные нами в начале статьи архетипы: Рождение, Рост («Сумрачный день. Весна»), Зрелость («Сенокос», «Жатва. Лето»), Угасание («Возвращение стад. Осень»), Умирание и заложенное в нем новое Рождение («Охотники на снегу. Зима»).

Заслуженный деятель искусств РФ Георгий Петрович Кичигин живет и работает в Омске. Принимает активное участие в областных, республиканских, российских и международных выставках. Персональные выставки Георгия Кичигина проходили в Омске, Москве, Лондоне, Гамбурге, Амстердаме, Милане. Его произведения находятся в Государственной Третьяковской галерее, музеях Омска, Норильска, Кемерово, Иркутска, Томска, Гамбурга, Киля (Германия), в частных собраниях России и за рубежом [5].

Творчество Георгия Кичигина имеет ярко выраженную философскую составляющую и охватывает практически все жанры: портрет, натюрморт, тематическую картину, пейзаж. Доктор искусствоведения Александр Морозов так высказался о творчестве художника: «Кичигин работает в манере жестковатой и насыщенной по смыслу предметной изобразительности, фактически являющейся некой автопортретной метафорой, свидетельством непростого по сути, неоднозначного состояния, в котором стремится разобраться художник. Даже в пейзаже, казалось совершенно «безобидном жанре», Кичигин ищет и находит философский подтекст» [6]. К слову сказать, сам по себе автопортрет один из излюбленных жанров в творчестве омского художника.

Пейзаж Георгия Кичигина «Однажды сломанное» (рис. 1) схож по своей композиции с «Охотниками на снегу. Зима» (рис. 2) Питера Брейгеля Старшего: также изображено крупным планом дерево и за ним уже персонажи. У Кичигина главные герои – бездомные псы. Брейгелевское дерево – прекрасное, ровное, гармоничное. В «Однажды сломанном» – согнутое, обезображенное. Состояние природы, изображение пасмурного дня у обоих авторов схожее. Если рассматривать данные произведения с точки зрения архетипов «Умирание и заложенное в нем новое Рождение», то у Брейгеля налицо тенденция к новому возрождению (изображение людей, занятых зимними забавами, охотников, летящих птиц). Зима у Брейгеля гармоничная и не страшная, как в концерте Антонио Вивальди «Времена года». Кичигин, как современник века, утратившего гармонию в отношениях природы и человека, изобразил свою зиму простуженной, одинокой и бесприютной. «Возрождение» подавлено, отодвинуто на задний план.

Рис.1. «Однажды сломанное»,
Г. Кичигин (1987 г. 275х80 х.,м.)
http://www.sibmincult.ru/news/30032006.php 

Рис. 2. «Охотниками на снегу. Зима», 
Питер Брейгель Старший
http://www.rposter.ru/modules/shop/1199.html

Родным городом для другого мастера пейзажа, народного художника России Валериана Алексеевича Сергина является Красноярск. Художник вошел в антологию не только сибирского, но российского искусства как продолжатель традиций русской пейзажной школы, которую очень высоко ценит, считая ее величайшим достоянием русской культуры. Природа стала для него близким другом, советчиком, исповедником. В пейзаже он нашел возможность рассказать о Сибири, о Родине и о себе. На полотнах художника – природа во все времена года, в самых различных ее состояниях: и ранним утром, и в полдневные, и вечерние часы [9].

Время ранней весны – любимое состояния природы Валериана Сергина. Полотна с изображением разных состояний весны занимают значительное место в творчестве художника: «Весенняя пора», «Последний снег», «Распутица», «Весенний хоровод», «Март», «Весна. Тихий вечер» [9].

Пейзаж «Весна. Тихий вечер» (рис. 3) созвучен по своему внутреннему содержанию картине Питера Брейгеля «Сумрачный день. Весна» (рис. 4) – тот же воздух, наполненный весной, кажется, мы даже чувствуем этот густой запах просыпающихся деревьев и оттаявшей земли, чуть дурманящий и кружащий голову. Оба художника изображают деревья в полный рост, словно колонны, поддерживающие небосвод. Деревья соединяют небо, источник света и влаги, и землю, основу всего растущего. Разница лишь в плановости: Брейгель стремится охватить взором весь мир, Валериан Сергин видит космос в каждом дереве, часть мироздания содержит в себе целое, как одна единственная клетка несет в себе информацию о всем организме в целом. Колористически работы также схожи: вечерний сумрак окутывает предметы, постепенно погружая их в себя…

Рис.3. «Весна. Тихий вечер»,
В.А. Сергин (1994 г., х.,м.) 
http://www.nrk.crossipk.ru/body/
galleries/pelle/sergin_spring.htm 

Рис.4. «Сумрачный день. Весна»,
Питер Брейгель
(1565 г., 119x162, д., м.)
http://www.rposter.ru/modules/shop/1199.html

К эпическим обобщенным полотнам Сергина можно также отнести пейзаж «На Енисее. Осеннее утро» (рис. 5). «Осознание монументального величия сибирской природы достигается в этом полотне выразительными средствами. Плотная пастозная живопись, красивая теплая гамма, сверкающая всеми оттенками красно-коричневых и золотисто-желтых цветов роскошной осенней тайги, панорамность, передающая беспредельные раздолья и мощь – все сплавлено в единый образ Сибири, суровый и прекрасный» [11].

Композиционно пейзаж Валериана Сергина «На Енисее. Осеннее утро» (рис. 5) схож с картиной Питера Брейгеля «Возвращение стад. Осень» (рис. 6). Тот же берег на первом плане, за ним река, другой берег. Панорамная плановость картин также совпадает. Различие состоит лишь в присутствии у Брейгеля людей, но чисто пейзажных работ в XVI веке никто не осмеливался писать. Возможно, в наше время голландский художник ограничился бы только изображением засыпающей природы. У Брейгеля вечер, завершение дня – это своеобразная аллегория окончания года. Несмотря на то что Валериан Сергин назвал свою работу «На Енисее. Осеннее утро», все же по своему внутреннему содержанию она близка «вечеру» голландца: последняя прощальная краса природы, дальний холодный блеск воды, затянутое облаками небо.

Рис. 5. «На Енисее. Осеннее утро»,
В.А. Серегин (2001 г., х., м.)
http://www.nrk.crossipk.ru/body/
galleries/pelle/sergin_spring.htm
 

Рис. 6. «Возвращение стад. Осень»,
Питер Брейгель (1565 г., 117x159, д., м.)
http://www.rposter.ru/modules/shop/1199.htm

Теперь обратимся к творчеству Либерова Алексея Николаевича, народного художника РСФСР, члена-корреспондента Российской Академии художеств. Искусствоведы говорят о многогранности искусства Алексея Либерова, эпическом звучании картин, тонких, поэтических пейзажах, городских мотивах, натюрмортах, особой «либеровской» тишине и гармонии [8]. В картине Либерова «Хлебное поле» (рис. 7) настойчиво звучит мотив земли-кормилицы. Подобное настроение свойственно также и картинам Брейгеля «Сенокос», «Жатва. Лето» (рис. 8). Архетип «зрелость» здесь представлен такими типическими образами как «созревшие плоды» (хлебные колосья), «полдень жизни человеческой» (летние месяцы, середина года), «награда за труды» (сенокос и жатва). Само понятие «жатва» очень широкое. Жатва как сельскохозяйственная работа, жатва как получение результатов труда, жатва как прекращение жизни. Внутренне содержание в картинах Брейгеля и Либерова совпадает, разница лишь в «населенности» картин голландского живописца трудящимися крестьянами. Но, как мы уже отмечали, «чистый пейзаж» для того времени не был свойственен.

Рис.7. «Хлебное поле»,
А.Н. Либеров 
(1989 г., х., пастель.)
http://rmx.ru/photo/?PhotoID=10691

Рис.8. «Жатва. Лето»,
Питер Брейгель 
(1565 г., 119x162, д., м.)
http://www.rposter.ru/modules/shop/1199.htm  

Подводя итоги, можно сказать что архетип является исходным элементом, из которого формируются образы искусства, и в то же время он несет в себе конструктивные принципы построения и задает образам основу формальной организации. Художники при создании своих произведений извлекают согласно своей ментальности первообразы, затем на основе найденного нужного архетипа трансформируют его схему в визуальный образ. Юнг писал, что «тот, кто говорит архетипами, глаголет как бы тысячей голосов… он подымает изображаемое им из мира единократного и преходящего в сферу вечного; притом и свою личную судьбу он возвышает до всечеловеческой судьбы [12, c. 301]. При этом форму архетипа Юнг сравнивает с системой осей кристалла, еще не выделившегося из раствора, но имеющего предпосылки к данной форме.

При изображении природы в произведениях искусства используются архетипы и архетипические образы для наполнения простых пейзажных мотивов смыслом, дающим пищу для размышления, обобщающим впечатления, получаемые от созерцания окружающего мира. Присутствие в картине, в частности в пейзаже, архетипов делает произведение понятным и доступным людям разных эпох, возрастов и социального положения.

References

1. Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих / Дж. Вазари : пер. с итал. – М.: Беловодье, 2002. – 496 с.

2. Выставка работ художников Красноярского края, Таймыра и Эвенкии : каталог / сост. С. Е. Ануфриев. – Красноярск: Поликор, 2004. – 80 с.

3. Гуревич А.Я., Харитонович Д.Э. История Средних веков / А.Я. Гуревич, Д.Э. Харитонович. – 2-е изд. – М.: МБА, 2008. – 320 с.

4. История нидерландского искусства XVI века. [Электронный ресурс] / Интернет-портал Small Bay Ltd. – Режим доступа: http://smallbay.ru/artholland/artindex.html  (2.11. 2010)

5. Кичигин Г. Георгий Кичигин: Тайны мастерства и семейной жизни. Инъекция идей [Электронный ресурс] // Московский комсомолец в Омске. – 2006. – 19-26 апр. (N 16). – С. 17: портр.

6. Марк М., Пирсон К. Герой и бунтарь. Создание бренда с помощью архетипов / М. Марк, К. Пирсон. – СПб: Питер, 2005.– 336 с.

7. Морозов А. «Сибирь-10»: услышать художника [Электронный ресурс] Интернет-портал Ассоциации искусствоведов (ООО АИС) http://www.ais-aica.ru/arhiv/2009/moscow/morozov2.htm  (2.11.2010)

8. Либеров Алексей. [Электронный ресурс] Официальный сайт Омского художественного музея «Либеров-центр». – Режим доступа: http://imwerden.de/cat/modules.php?name=books&pa=showbook&pid=90  (2.11.2010)

9. Трухницкий М. Статья о творчестве В.А.Сергина. [Электронный ресурс] Интернет-портал Художественная культура Красноярского края – Режим доступа: http://www.nrk.cross-ipk.ru/body/cult/izo/Sergin.htm  (2.11.2010)

10. Сергин, В. А. Живопись : кат. выст. / [авт. вступ. ст. В. Ломанов]. – М., 1990. – 34с.

11. Ломанова Т. М, статья о В. А. Сергине [Электронный ресурс] / Интернет-портал Галерея ИПК 2007 год. – Режим доступа: http://www.nrk.cross-ipk.ru/body/galleries/pelle/contents.htm  (2.11.2010)

12. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени : учеб. пособие / К. Г. Юнг ; пер. с нем. А. М. Боковикова. 2-е изд. – М.: Флинта : МПСИ: Прогресс, 2006. – 524 с.

Citation link

Serikova T.Yu. ARCHETYPES IN LANDSCAPE ART Contemporary Siberian landscape in the context of world art [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2010. – №4(32). – URL: http://archvuz.ru/en/2010_4/14 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 27.12.2010
Views: 85