Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №4 (32) December, 2010

Theory of architecture

Chernenko Gleb N.

‘Candidate of Science’ degree student
Research supervisor: Professor N.A. Morgun, C.Sc.,
Institute of Architecture and Arts
Southern Federal University,

Russia, Rostov-on-Don

SPECIAL FEATURES IN THE ARCHITECTURAL PLANNING ORGANIZATIONS OF CONTEMPORARY UNIVERSITY LIBRARIES

УДК: 725.86
Шифр научной специальности: 38.7

Abstract

The article considers the basic conditions that underlie the formation of contemporary university libraries and analyses their core functional and architectural planning features. A classification of public spaces is suggested, as well as the principles of university library zoning.

Keywords: university libraries, public spaces, zoning

Компьютеризация, появление глобальной коммуникационной сети и мультимедийных технологий позволили существенно ускорить темпы развития всех сфер человеческой деятельности. Электронные технологии, обеспечив новые способы хранения и распространения информации, определили направление развития человечества на многие годы вперед.

Архитектура, как социальное явление, не могла не отразить столь существенных общественных трансформаций. В условиях возрастания роли информации в жизни общества повышенного внимания заслуживает такое направление современной архитектуры как библиотечное строительство.

Под воздействием социальных и технических изменений подверглись трансформации все традиционные типы библиотек, в том числе и библиотеки университетов, которые с точки зрения архитектуры обладают рядом характерных особенностей. Для оптимизации процесса проектирования необходимы новые исследования в области особенностей архитектурно-планировочной организации данного типа библиотечных учреждений и современная корректировка научной базы.

Библиотековедческие аспекты композиционно-планировочных решений, технического оснащения библиотек, библиотечной технологии, научной организации труда, хранения фондов, автоматизации технологических процессов, конструктивных решений, экономики библиотечного строительства, сетевой организации библиотек исследовались учеными на протяжении многих лет. Но многие специалисты отмечают, что в настоящее время отсутствуют новые стандартизованные требования к архитектурным решениям библиотечных зданий.

Архитектуре библиотек уделено внимание в работах отечественных ученых. Известный российский библиотековед Б.Ф. Володин [3] много лет изучает вопросы исторической эволюции библиотек. Огромный вклад в исследования в области архитектуры и организации библиотечной среды внесли такие ученые как Ф.Н. Пащенко [9] и Л.З. Амлинский [1,2]. Особого внимания заслуживает исследование А.Б. Паперно [6], который в своей кандидатской диссертации «Вопросы организации и проектирования библиотек высших учебных заведений (на примере библиотек многоотраслевых вузов)» (1968 г.) рассмотрел особенности библиотечного обслуживания, построения библиотечной сети, а также основные вопросы организации и проектирования центральных научных библиотек вузов и их филиалов. В течение многих лет эта работа в нашей стране была единственной, посвященной архитектуре вузовских библиотек. В современных условиях, в связи с развитием информатизации технологических процессов, необходима корректировка научных данных, полученных в результате данного исследования. Аспекты дизайна современных библиотечных зданий рассматриваются в работах В.А. Нефедова [6,7].

Вопросам библиотечной архитектуры посвящены работы многих зарубежных специалистов. В разное время проблемами проектирования и строительства зданий библиотек занимались К. Меткалф, В. Хаас, Г. Либерс, Ж. Гаскюэль [3].

Доля университетских библиотек в этих научных исследованиях сравнительно мала. В свете последних социально-экономических тенденций и государственной программы развития университетов в России возникла острая необходимость разработок в области проектирования и строительства университетских библиотек.

Целью статьи является анализ современных особенностей формирования архитектурно-планировочной структуры зданий университетских библиотек и выявление характерных тенденций ее развития.

Исторические предпосылки формирования современных университетских библиотек

Традиционно возникновение термина «университетская библиотека» ассоциируется с первыми университетами, возникшими в Европе в XII в. А ее прообраз как учреждения, связанного с научно-образовательной деятельностью, имеет более глубокие исторические корни. Такими учреждениями можно считать античные мусейоны, китайские «книжные дворы» и арабские «дома мудрости», центром и основой которых являлись библиотеки. Например, Александрийский мусейон был основан в начале III в. до н.э. Кроме библиотеки здесь располагались помещения для научных занятий и чтения лекций, обсерватория, лаборатории, помещения для хранения различных коллекций, комнаты для проживания приезжавших на работу ученых, столовая, территория для прогулок. Таким образом, античная библиотека обладала достаточно широким набором функций и позиционировалась как научный, образовательный и культурный центр.

На протяжении истории развития библиотек были периоды, когда под влиянием социально-экономических, политических и идеологических причин их функции сводились к минимуму. Например, в период раннего Средневековья в Европе библиотека чаще всего представляла собой сундук с книгами в монастырской келье с узко ограниченным кругом доступа.

Начиная со средних веков, в условиях возрастания степени доступности фондов для населения, наблюдается усиление роли библиотеки как общественного института и университетской библиотеки как части научно-образовательного центра.

Многие современные исследователи (Алешин Л.И [1], Амлинский Л.З. [2,3] и др.) в своих работах отмечают тенденции к расширению функций современной библиотеки. Эти процессы свойственны всем типам библиотек. Но в силу своих функциональных особенностей университетская библиотека, кроме традиционных функций сбора, хранения и распространения информации, приобретает функции коммуникативного, информационного, образовательного, научно-исследовательского и культурного центра.

Особенности функциональной организации университетских библиотек

Университеты относятся к числу крупнейших вузов с наиболее сложной функциональной организацией. Данный тип высших учебных заведений осуществляет подготовку по наиболее широкому спектру направлений (специальностей), реализует программы послевузовского образования, ведет фундаментальную и прикладную научно-исследовательскую деятельность в разных областях знаний, активно способствует воспитанию новых поколений ученых и педагогов. Таким образом, библиотеки университетов, имеют более сложную функциональную структуру по сравнению с библиотеками других типов вузов.

Функциональная организация университета, его размещение в городской застройке и объемно-планировочное решение корпусов в значительной степени определяются величиной контингента учащихся и историческими особенностями его развития, профильностью, образовательными и научными программами. Деятельность университетских библиотек направлена на обслуживание двух основных категорий читателей: студентов и профессорско-преподавательского состава. Университетская библиотека не только создает рациональную систему информационно-библиотечного обеспечения деятельности вуза, но и является одним из ключевых узлов информационной сети города, региона и страны в целом.

Одной из специфических особенностей университетских библиотек является их научный статус и вовлеченность в образовательный процесс. Такие библиотеки должны соответствовать всем самым передовым требованиям организации и обслуживания. В настоящее время появляется необходимость пересмотреть взаимодействие и соотношение функциональных зон библиотеки с целью создания архитектурной среды, соответствующей потребностям современного человека.

Архитектурно-планировочные особенности библиотек университетов

Как правило, центральные научные библиотеки университетов размещаются в отдельных специализированных зданиях. Часто они имеют филиалы, располагающиеся при различных структурных подразделениях вуза.

Университетские библиотеки могут размещаться на территории университетского городка (кампуса) или в сложившейся городской застройке. При размещении университета на территории кампуса библиотека обычно проектируется в центре, вблизи от границы учебной и жилищно-бытовой зон. Центральную научную библиотеку университета следует располагать в прямой пешеходной доступности от студенческих общежитий и учебных корпусов. Необходимо учитывать взаиморасположение библиотеки и по отношению к другим центральным учреждениям вуза (главный корпус, здания администрации, конгресс-центр, лабораторные корпуса и т.д.). С близлежащими корпусами желательны связи посредством переходов.

Рис. 1. Библиотека Принстонского университета
(США), арх. Фрэнк Гери, 2008.
 Генеральный план (http://library.princeton.edu)

Рис. 2. Библиотека Принстонского университета
(США), арх. Фрэнк Гери, 2008. 
Главный вход (http://www.archi.ru)

Пример градостроительного размещения здания университетской библиотеки в кампусе – новая библиотека Принстонского университета (рис. 1,2). В новом корпусе располагаются книгохранилища литературы по астрофизике, биологии, химии, геологии и географии, математике, физике и статистике, а также разнообразные помещения для индивидуальных и групповых занятий. Здание расположено в центре кампуса, имеет хорошую доступность и служит композиционным акцентом в застройке.

Другим примером является градостроительное решение здания библиотеки Шеньженьского университета (рис.3,4). Кампус университета пересекает река, и авторы проекта расположили здание прямо над водой на опорах, объединив два берега своеобразным «мостом».

Рис. 3. Библиотека Шеньженьского университета
(Китай), арх. RMJM, 2007. Общий вид
(http://www.ohta-center.ru)

Рис. 4. Библиотека Шеньженьского университета
(Китай), арх. RMJM, 2007. Генеральный план
(http://www.rmjm.com)

При размещении центральной научной библиотеки университета в сложившейся городской застройке приоритетным требованием остается приближенность библиотеки к учебным зданиям и общежитиям и удобство пешеходных и транспортных связей с ними. Участок застройки под здание библиотеки должен обеспечиваться удобными транспортными подъездами, надземными и подземными автостоянками. Примерами расположения университетских библиотек в сложившейся городской застройке служат библиотеки университетов Познани и Хельсинки (рис. 5-8).

Рис. 5. Библиотека университета в Хельсинки
(Финляндия), арх. Anttinen Oiva Architects, 2010. 
Общий вид
(http://www.archdaily.com)

Рис. 6. Библиотека университета в Хельсинки
(Финляндия), арх. Anttinen Oiva Architects, 2010.
Расположение в городе
(http://www.archdaily.com)  

Рис. 7. Библиотека университета в Познани
(Польша), арх. Consultor + APA Bulat +
Neostudio Architects,
2009. Общий вид
(http://www.archdaily.com)

 

Рис. 8. Библиотека университета в Познани
(Польша), арх. Consultor + APA Bulat +
Neostudio Architects,
2009.  
Генеральный план (http://www.archdaily.com)

В случае размещения структурных подразделений университета в разных частях города (что характерно для многих случаев исторического развития учебного заведения в условиях городской застройки) обычно используется развитая сеть библиотек-филиалов. Большое количество направлений подготовки также приводит к необходимости создания сети библиотек-филиалов в структуре кампуса (библиотека Принстонского университета).

Еще одной характерной чертой университетских библиотек, существенно влияющей на их архитектуру, является некоторая сезонность посещений, которая проявляется в снижении активности посетителей в период каникул и ее максимальном пике в предсессионный период. Наличие в структуре здания выставочных пространств, конференц-залов, тренинг-центров также предполагает неравномерность и периодичность их использования. В таких условиях возникает острая необходимость в применении принципа свободной планировки, которая дает возможность быстрого преобразования внутреннего пространства. Перепланировка может производиться многократно, если возможность увеличения нагрузки на конструктивную систему здания была предусмотрена при проектном расчете.

Следующей особенностью зданий университетских библиотек, отличающей их от других типов библиотек, является оборудование читальных залов непосредственно при входной зоне для того, чтобы дать возможность студентам заниматься во внеурочные часы работы библиотеки, даже в ночное время. Во многих случаях эти ночные читальные залы имеют отдельный вход.

Существование в структуре читательской зоны специального подразделения – библиотеки учебной литературы («учебной библиотеки») – также отличает университетские библиотеки. Учебная библиотека обычно размещается как можно ближе к входной группе помещений. Такое размещение позволяет экономить время и сделать путь движения посетителей более рациональным. Более специализированные читальные залы и абонементы (научные, редкой и иностранной литературы и т.д.) располагаются на верхних этажах.

Можно выделить три группы функций современных университетских библиотек, имеющих значение для объемно-пространственной организации здания:

1. общебиблиотечные;
2. специфические;
3. социокультурные.

В первую группу входят традиционные функции, свойственные всем типам библиотек: сбор, хранение и распространение информации.

Для обеспечения данной функции служат группы помещений, связанные с хранением носителей информации, обслуживанием читателей, а также внутрибиблиотечными службами и администрацией.

В связи с появлением новых носителей информации, применением открытого доступа в университетских библиотеках роль книгохранилища в архитектурно-планировочной организации здания меняется. Площадь книгохранилища по отношению к площадям других функциональных зон уменьшается. Некоторые университетские библиотеки в современных условиях полностью переходят на открытый доступ к фондам. Так, весь фонд хранения в библиотеке Свободного университета Берлина (800 тыс. единиц) полностью представлен в открытом доступе. В 2003 г. состоялся архитектурный конкурс на проект новой библиотеки Свободного университета, в котором победил проект Нормана Фостера. Автор дал своему творению концептуальное название – «Мозг Берлина» («The Berlin brain») (рис.9,10). Пятиэтажное здание накрыто многослойной оболочкой из стекла, стали и алюминия. Конструкция оболочки позволяет обеспечить естественную циркуляцию воздуха во всем объеме библиотеки. Площадь сооружения – 6000 м2, оно рассчитано на обслуживание 600 читателей [4].

Рис. 9. Библиотека Свободного университета
в Берлине (Германия), арх. Норман Фостер, 1997.
Общий вид (http://www.archiweb.cz)

 Рис. 10. Библиотека Свободного университета
в Берлине (Германия), арх. Норман Фостер, 1997.
Интерьер читального зала (http://www.archiweb.cz)

Функциональные зоны, связанные с хранением фондов и обслуживанием читателей, в современных университетских библиотеках теряют четкую границу, более того, во многих случаях сращиваются и перетекают друг в друга. Книгохранилище перестает играть определяющую роль в архитектурно-художественном образе здания. Этому способствует и активное освоение подземного пространства в проектах современных университетских библиотек для организации стелющегося книгохранилища. Такое решение дает архитектору большие композиционные возможности и «свободу маневра»: громоздкий объем книгохранилища «прячется» под землю, изменяется образ библиотеки, уменьшается площадь застройки и длина коммуникаций.

В качестве примера использования подземного пространства при проектировании университетских библиотек можно назвать здание библиотеки Академии изящных искусств в Берлине. Корпус библиотеки было необходимо пристроить к историческому зданию академии, и площадь участка под застройку оказалась очень мала. Но автор вышел из этого положения, разместив 4 этажа здания под землей, тем самым существенно сэкономив место (рис.11,12).

Рис. 11. Библиотека Академии изящных
искусств в Берлине (Германия),
арх. Gunter Behnisch,Werner Durth,
Manfred Sabatke, 2005.  Общий вид
(http://www.archiweb.cz)

Рис. 12. Библиотека Академии изящных искусств
в Берлине (Германия), арх. Gunter Behnisch,Werner Durth,
Manfred Sabatke, 2005. Разрез (http://www.archiweb.cz)

Под специфическими функциями подразумеваются научные, образовательны и информационные. Эту группу функций обеспечивают такие помещения как универсальные аудитории, помещения для групповых и индивидуальных занятий, кинолекционные и конференц-залы, образовательные тренинг-центры, обсерватория, университетский телецентр, радиоузел, издательский сектор.

В связи с современными тенденциями в высшем образовании, связанными с поощрением самостоятельности обучения, творческого подхода к образовательному процессу, перечисленные функции приобретают все большее значение.

Поскольку университетские библиотеки активно участвуют в образовательном процессе, в структуре здания необходимо предусматривать учебные помещения для групповых и индивидуальных занятий, оборудованные самыми современными техническими средствами (рис.13). Кроме того, все более актуальным становится дистанционное обучение, для обеспечения которого используются университетские телестудии и радиоузлы. Записанные на них лекции могут транслироваться в самые отдаленные уголки страны. Именно такие технологии применяет, например, библиотека университета в Коэрноваке (Мексика) (рис.14).

Рис. 13. Универсальная аудитория в библиотеке
Принстонского университета (США)
(http://library.princeton.edu)

Рис. 14. Телестудия в библиотеке
университета в Коэрноваке (Мексика),
(фото: Н.А. Моргун)

Не менее важно наличие при университетской библиотеке издательского сектора. Поскольку университет является исследовательским центром, в котором постоянно производится научная информация (диссертации, статьи, монографии, сборники статей и т.д.) и учебные пособия, желательна организация их издания при библиотеке.

Университетский библиотечный комплекс также может включать в себя, в зависимости от профильности и направления, обсерваторию, блок университетских проектных и исследовательских организаций или находиться в непосредственной близости от них.

Под социокультурными подразумеваются культурные и коммуникативные функции. В современных условиях наряду с помещениями, связанными с технологическим процессом, огромное значение приобретает внедрение в структуру комплекса пространств, связанных с расширением социальных и культурных задач университетской библиотеки. Для их обеспечения в структуре здания библиотеки необходимо предусмотреть целый ряд общественных пространств разных типов. Возникает необходимость выявить, классифицировать эти пространства и найти их место в структуре здания.

Предлагается следующая классификация общественных пространств в библиотеке:

  • коммуникативно-экспозиционное (выставочные пространства, музей);
  • коммуникативно-релаксационное (террасы, зимние сады, зоны отдыха, кафе, буфеты);
  • коммуникативно-утилитарное (холлы, вестибюли, фойе, атриумы).

Говорить о выделении этих групп помещений в структуре здания можно только при проектировании нового здания университетской библиотеки или реконструкции отдельно стоящего здания. Если в реконструируемом сооружении невозможно предусмотреть данные пространства, то их функции необходимо распределить между близлежащими структурными подразделениями университета. Именно такое решение применено при проектировании нового корпуса библиотеки Свободного университета в Берлине (арх. Норман Фостер) Таким образом, структура современной университетской библиотеки, по сравнению с традиционными образцами, существенно усложняется. Изменения в библиотечном обслуживании, связанные с внедрением новых технологий, и социальные тенденции к расширению функций библиотеки позволяют применить новый принцип формирования структуры здания университетской библиотеки.

Из всего сказанного следует:

1. Сравнительный анализ функциональных возможностей исторических библиотек – научно-образовательных центров и современных университетских библиотек – доказывает несомненное сходство социальных ролей данных учреждений. Таким образом, прообразами библиотек современных университетов можно считать древнегреческие мусейоны, китайские «книжные дворы» и им подобные учреждения, возникшие в разных частях света. Опыт прошедших тысячелетий и технический прогресс, безусловно, наложили отпечаток на библиотечный технологический процесс, но функциональные особенности мусейонов и современных университетских библиотек весьма схожи.

2. Тенденции изменения социального статуса и расширения функций университетских библиотек привели к тому, что, кроме технологического процесса, изначально определявшего функциональную структуру здания на протяжении многих веков, появились и другие факторы, существенно влияющие на его архитектуру. В настоящее время особенно значимыми становятся пространства, способствующие осуществлению специфических и социокультурных функций, которые могут выполнять роль основных и вспомогательных композиционных центров, а также «буферных» зон между различными функциональными группами помещений библиотек.

3. Нами предлагается следующее зонирование современной университетской библиотеки:

  • Зона обслуживания читателей (читальные залы, абонементы, компьютерные рабочие места, кабинки для индивидуальной работы и т.д.).
  • Зона хранения носителей информации (книгохранилище и подсобные помещения при нем, хранение аудио- и видеоинформации и т.д.).
  • Административно-производственная зона (служебные отделы, хозяйственные, подсобные и административные помещения, лаборатории и мастерские и т.д.).
  • Учебно-информационная зона (универсальные аудитории, помещения для групповых и индивидуальных занятий, кинолекционные и конференц-залы, образовательные тренинг-центры, обсерватория, университетский телецентр, радиоузел, издательский сектор и т.д.).
  • Коммуникативная зона, включающая в себя 3 типа общественных пространств:
    - коммуникативно-экспозиционное (выставочные пространства, музей);
    - коммуникативно-релаксационное (террасы, зимние сады, зоны отдыха, кафе, буфеты);
    - коммуникативно-утилитарное (холлы, вестибюли, фойе, атриумы).

В зданиях современных университетских библиотек все перечисленные функциональные зоны не всегда имеют четкие границы. Налицо тенденция к взаимному проникновению различных функциональных зон и образованию новых (рис.15,16).

ch17.jpg

Рис. 15.
Функциональная структура современной университетской библиотеки

Рис. 16.          
Принципиальное функциональное зонирование университетской библиотеки

Университетские библиотеки в настоящее время приобретают роль крупных узлов в мировой информационной сети. Здания библиотек, как материальное воплощение таких узлов, должны соответствовать сложным социальным функциям, которые на них возлагаются. В связи с этим нами разработана номенклатура помещений современной университетской библиотеки, а также в целях оптимизации процесса проектирования продолжаются исследования в области поиска необходимого соотношения функциональных зон, связанных с выполнением технологических библиотечных процессов, и общественных пространств, возникающих в результате расширения функций библиотеки.

References

1. Алешин Л.И. Проектирование зданий библиотек: учеб.- практ. пособие / Л.И. Алешин. – М.: Либерея бибинформ, 2008. – 240 с.

2. Амлинский Л.З. Композиционно-планировочные решения и техническое оснащение научных библиотек / Л.З. Амлинский. – Киев: Наукова думка, 1988. – 295 с.

3. Амлинский Л.З. Научные библиотеки информационного общества: организация и технология / Л.З. Амлинский. – СПб.: Профессия, 2008. – 200 с.

4. Белякова Д.А. Гуманитарная ракушка / Д.А. Белякова // Библиотечное дело. – 2007. – №1. – С. 30.

5. Володин Б.Ф. Всемирная история библиотек / Б.Ф. Володин. – СПб.: Профессия, 2004. – 432 с.

6. Нефедов В. А. Библиотечное пространство – эволюция формы [Электронный ресурс] / В. А. Нефедов. // Форма : эл. журнал – Режим доступа: www.forma.spb.ru/magazine/articles/d_009/main.shtml  

7. Нефедов В.А. Информационное пространство нового поколения / В.А. Нефедов // Библиотечное дело. – 2005. – №11. – С. 10-14.

8. Паперно А.Б. Вопросы организации и проектирования библиотек высших учебных заведений (на примере библиотек многоотраслевых вузов): дис. … канд. архитектуры / А.Б. Паперно; Ленинградский инженерно-строит. ин-т. – Ленинград, 1968. – 203 с.

9. Пащенко Ф.Н. Архитектура и строительство библиотечных зданий / Ф.Н. Пащенко. – М.: Гос. арх. изд-во Акад. Архитектуры СССР, 1941. – 296 с.

Citation link

Chernenko G.N. SPECIAL FEATURES IN THE ARCHITECTURAL PLANNING ORGANIZATIONS OF CONTEMPORARY UNIVERSITY LIBRARIES [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2010. – №4(32). – URL: http://archvuz.ru/en/2010_4/3 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 27.12.2010
Views: 108