Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №3 (35) September, 2011

Design

Tretyakova Maria S.

University of Art and Design,
Kyoto, Japan, e-mail: mashanadya@gmail.com 

,

RETHINKING TRADITIONAL AESTHETICS IN THE CONTEMPORARY INTERIORS OF CHINA AND JAPAN

УДК: 62:7.05
Шифр научной специальности: 30.18

Abstract

Today, tradition in design and links with local culture is part of ecologically minded design, including nature conservation but also care for local culture.

The purpose of this article is to define ways of rethinking traditional aesthetics in the contemporary interior design of China and Japan, countries where linkage with traditional culture is striking.

The Taoist idea of balance between man and nature, between the artificial and the natural has defined the specifics of the aesthetic tradition of China. For this reason, the traditional Chinese house has a symmetrical plan, while the garden an asymmetrical one. The desire to balance all elements of life has led to a huge variety of forms in Chinese architecture.

The idea of transiency in Buddhism has defined the basic specificity of the Japanese aesthetic tradition, which manifests itself in simplicity of forms and asymmetric planning of the house and the garden.

The traditional simplicity of contemporary Japanese interior has allowed it to fit well into the modern-day context but also to keep its national originality. The contemporary Japanese interior features simplicity and even «primitiveness» of forms, refusal to practice strict subordination of elements (chaos), desire to create architecture that would be "transparent" for the environment.

The contemporary architecture of China aspires, as before, to amaze with scale, fancifulness and variety. Although it is experiencing a strong influence from other countries, attempts are being made to include the traditional aesthetics into the contemporary context. Chinese designers tend to create houses with a closed plan using brick and various lattices.

Keywords: Japanese interior, Chinese interior, minimalism, ecodesign, interior design

Известно, что сегодня работа с традицией, связь с культурой региона – это часть экологического проектирования. Исследователи из университета Чиба (Япония), в частности, выделяют несколько черт эстетики экодизайна, в том числе связь с эстетикой и культурой региона [22]. Последнее, безусловно, предполагает не буквальное воспроизведение интерьеров прошлого, а интерпретацию традиционной эстетики, поскольку образ жизни и потребности современного человека изменились.

Цель данной статьи – определить способы переосмысления традиционной эстетики в современном дизайне интерьера Китая и Японии, странах, где ярко выражена связь с традиционной культурой.

Анализируя современные интерьеры Китая и в Японии, мы ограничимся сопоставлением жилых домов и небольших общественных интерьеров (ресторанов и магазинов), поскольку здесь связь с традиционной эстетикой прослеживается наиболее отчётливо. Прежде чем анализировать специфику подходов к проектированию среды в Китае и Японии, определим их мировоззренческие истоки.

Многие исследователи, в том числе Е. А. Торчинов и В. В. Малявин, рассматривают даосизм как «единое общекитайское мировоззрение», отмечая его наиболее сильное, по сравнению с конфуцианством и буддизмом, влияние на культуру Китая.

В Японии становление синтоизма как государственной религии в VII-VIII вв. происходило под сильным влиянием буддизма. Буддизм, пришедший в Японию из Китая, вобрал в себя элементы национальных синтоистских верований (дзен-буддизм) и в гораздо большей степени, чем в Китае, повлиял на специфику национальной эстетики. Сопоставляя дзен с другими школами буддизма, исследователь Д. Судзуки писал: «Индийцам присущ мистицизм отвлечённый, слишком созерцательный и слишком сложный. Дальневосточный мистицизм, наоборот, отличается простотой…» [6, с. 8].

Таким образом, на эстетику Китая, прежде всего, оказала влияние собственно китайская религия даосизм и в меньшей степени – буддизм или конфуцианство, а на эстетику Японии в большей степени повлиял именно буддизм в соединении с местной религией – синтоизмом.

Основной идеей даосизма является идея баланса фундаментальных противоположностей инь и ян, что нашло своё отражение в разных областях искусства: в интерьере, архитектуре, садово-парковом искусстве. Как писал известный синолог В. В. Малявин: «… китайский сад – воплощение философемы Небесных Весов, приводящих к равновесию искусственное и естественное» [4, с.  309]. То же можно сказать о равновесии между садом и домом. Так, китайский сад имел асимметричный план, символизируя «природность», и контрастировал с регулярной, симметричной планировкой дома, отражающей присутствие человека. Можно сказать, что именно идея баланса противоположных начал, контраст форм и материалов, определил специфику эстетической традиции Китая.

Попав в Китай, буддийская идея мимолётности соединилась с даосской идеей «естественности» (кит. цзы-жань – буквально «природа»). Как отмечает исследователь буддизма К. Инада, то, что китайская философия основывается на «Книге Перемен», обусловило её родство с буддизмом [9, С. 143]. При этом даосская идея «естественности» (заодно и буддийская «мимолётность») была уравновешена конфуцианской цивилизованностью (вэнь). В японской версии буддийская «мимолётность» оказалась лишена как этого конфуцианского «противовеса» китайской эстетики, так и самой даосской идеи баланса. Именно по этой причине буддийская эстетизация «мимолётности» определила основную специфику японской эстетической традиции.

Такая разница в специфике японской и китайской культур обусловила разные представления о красоте. Японская эстетика сформировалась в основном под влиянием буддизма, который заложил в неё идею «мимолётности» и представление о красоте как «красоте непостоянства» (мудзё-но би) [3, с.134]. В интерьере «красота непостоянства» достигается с помощью использования принципов ваби-саби (буквально «простота и потёртость») и юген (неочевидность, отказ от нарочитости), провозглашающих простоту форм, естественность цветов и материалов, асимметрию и пр.

Китайская категория красоты «фэн-лю» (яп. фурю) в буквальном смысле означает «поток ветра». С давних пор слово имело множество интерпретаций: «Оно использовалось как метафора непредсказуемости человеческого существования; для определения нравов, распространённых в обществе; являлось словом для обозначения необычного литературного стиля; а также красивого, но необычного поведения человека», – отмечают китайские исследователи [19, с. 95]. Сказанное можно объединить словом «причудливость».

Позднее слово стало использоваться для обозначения нарочитой, показной красоты искусственных вещей, а также для обозначения созерцательной красоты природных пейзажей и цветочных композиций. Для китайских садов, согласно замечанию В. В. Малявина, характерна «картинность»: «… изящный вкус требовал, чтобы все эти природные образы выглядели так, словно они «нарисованы на картине» [4, с. 335]. Красота фурю под влиянием эстетики Китая появилась и в японском искусстве, но красота в японской традиции, хотя и не отрицает причудливость – это, прежде всего, красота естественности и простоты. В.В. Малявин считает, что японские сады, в отличие от китайских, предполагают «ограничение творческих метаморфоз» [4, с.335].

Рассмотрим влияние традиционной эстетики Японии и Китая на организацию жилища.Сравним японский дом в стиле сукия-дзукури (который развился из стиля сёин-дзукури во второй половине XVIII в. [23]), поскольку именно он стал основой для того, что сегодня принято называть традиционным японским интерьером, и китайский жилой дом типа сыхэюань, сформировавшийся ещё в древности и ставший прототипом для других видов китайского жилища [25] (рис. 1-4).

1. Конструктивные особенности домов в стиле сыхэюань и сукия-дзукури

С древности в китайском строительстве неизменно применялся один и тот же тип конструкции – стоечно-балочная система, в которой нагрузка от тяжёлой кровли через систему балок и карнизов передавалась на колонны и затем на каменный фундамент. Пролёты между колоннами, как правило, заполнялись деревянными сборно-разборными конструкциями, состоящими из дверных и оконных блоков с изящными переплётами [1, с. 424], затянутыми бумагой. Торцевые, а иногда и все стены здания выкладывались из кирпича и включали в свою толщину стойки каркаса [1, с. 348] (рис. 1, 3).

Традиционный японский дом оформился значительно позднее, в XVII веке (стиль сукия-дзукури). Также как и в Китае, дом представлял собой деревянный каркас, который принимал на себя вес массивной кровли. Изначально японские дома ставились на деревянные сваи, а полы делались из дерева и покрывались циновками. В пролётах между колоннами устанавливались раздвижные деревянные решётки, обтянутые светопроницаемой бумагой (рис. 2, 4).

Из сказанного можно заключить, что японские и китайские традиционные жилые дома имели сходную конструкцию – деревянный каркас с массивной кровлей. Однако если в японских домах в качестве строительного материала использовались дерево и бумага, то в Китае, наряду с основным материалом – дерево, применялись кирпич и камень. Эта особенность нашла отражение в современном дизайне Китая.

Рис.1. Пекин. Городская
усадьба типа сыхэюань,
XVII-XVIII вв. Источник:
Всеобщая история
архитектуры. Том 9. М.:
Стройиздат, 1971.

Рис. 2. Киото. Матия - буквально "Городское жилище",
XVII в. Источник: Yagi Koji. A Japanese touch for your home. – 
Tokyo, New York, San Francisco: Kodansha International Ltd, 1986.

Рис. 3. Хэбэй. Китайская загородная усадьба, XVII-XVIII вв.
Источник: Всеобщая история архитектуры. Том 9. М.:
Стройиздат, 1971.

Рис. 4. Японская жилой дом
в стиле сукия-дзукури
(современный аналог) Источник:
Yagi Koji. A Japanese touch for
your home. Tokyo, New York, San
Francisco: Kodansha International
Ltd, 1986.

2. Композиция домов в стиле сыхэюань и сукия-дзукури

Китайские дворы всегда имели ось симметрии и основные постройки располагались вдоль неё по направлению с севера на юг. Как отмечает О. Н. Глухарёва, жилище разрасталось за счёт увеличения количества сооружений во дворе, а также числа дворов, лежащих на одной оси или параллельно основному двору. Основные здания комплекса располагались на самой оси, второстепенные – слева и справа от неё, часть сооружений соединялась галереями [1, с. 424]. Этот принцип мог иногда незначительно нарушаться. Как видно из планов, хотя в них «… преобладает принцип симметричного расположения построек, однако некоторые второстепенные сооружения нарушают принцип симметричности, придавая усадьбе более живописный характер» [1, с. 424].

Если китайская архитектура строилась по принципу симметрии, то в китайском саду не было ничего регулярного и заданного. Как отмечает В.В. Малявин: «Китайские руководства по садовому искусству придают первостепенное значение соответствию композиции и декора сада ландшафту местности и природным свойствам материалов» [4, с. 305]. Так реализуется даосский принцип равновесия – симметрия китайского дома контрастирует с асимметрией сада, в итоге получается баланс искусственного и естественного, человека и природы.

Традиционный японский дом имеет ассиметричный план, что в полной мере относится и к японскому саду (речь не идёт об архитектуре, созданной под влиянием Китая – стиль синден-дзукури). На асимметрию как особенность японской архитектуры также указывает японский проектировщик К. Яги, более того, он отмечает: «… в буддийских храмах, построенных в Японии в VIII веке под сильным влиянием Китая, посредством акцентирования [разных элементов ансамбля] уже начинает изменяться пришедшая [с материка] эстетика симметрии» [20, 7]. Иначе говоря, в японской традиции сама архитектура «вписывается» в окружающий ландшафт, превращаясь в своеобразный сад. Так в формировании среды находит своё выражение буддийская эстетика «мимолётности», изменчивости.

Ещё одно важное отличие между планировочными схемами китайского и японского жилища: китайский дом обладает замкнутым планом, то есть всегда окружается стеной. О.Н. Глухарёва пишет: «Боковые стены делались глухими, в северной стене иногда были небольшие проёмы, и лишь южная стена имела решётчатые окна и двери», то есть дом был открыт вовнутрь, в сад. Кроме наружных стен, в китайских домах существовала небольшая глухая стена инби, «расположенная сразу за входом и защищающая дом от злых духов». Она «имела и утилитарное назначение, закрывая внутреннее пространство усадьбы от нескромных взглядов» [1, с. 424].

Японский дом открыт в окружающую среду, даже в тесной городской застройке дом не обносится стеной со всех сторон (рис. 2). Также для японского дома характерно наличие промежуточного пространства, веранды под свесом кровли, которая плавно соединяет дом с садом.

Таким образом планировка китайского и японского дома принципиально различна, поскольку китайские дома имеют замкнутый симметричный план (также как и культовая архитектура Китая), японские – асимметричный открытый план с промежуточным пространством.

3. Декор домов в стиле сыхэюань и сукия-дзукури

Японский и китайский жилой дом демонстрируют разные типы красоты: японский – красоту простоты и естественности (рис. 7-8), китайский – пышность и обилие декора (рис. 5-8). Китайская эстетика предполагает обилие ярких цветов (особенно красного), декора, талисманов и образов удачи, иероглифических надписей (что связано с влиянием даосской космологии, а также даосского искусства формирования среды «фэн-шуй»). О.Н. Глухарёва отмечает: «В китайской архитектуре основными цветами являются красные, жёлтые, зелёные, синие и другие жизнеутверждающие тона, лишь незначительное место отведено тёмным цветам» [1, с. 424].

Для традиционных японских домов в целом характерны приглушённые тона (исключая архитектуру, созданную под влиянием Китая), небольшое количество декора, стремление к простоте и естественная фактура материалов. Разнообразие форм фасадов и планов в японской архитектуре также ограничено – нет круглых планов, овальных или напоминающих сосуд проёмов и пр. [1, с. 427]

Принципиальное отличие традиционного японского и китайского жилища заключается в том, что японский дом воплощает в себе более строгую буддийскую «эстетику мимолётности» через асимметричный открытый план и внешнюю простоту, а китайский – даосскую эстетику баланса и разнообразия, сложности форм и декора. Китайский дом – это баланс между симметрией дома и асимметрией сада, перетекающими пространствами внутри дома и жёстко очерченным внешним пространством.

 

Рис. 5. Традиционный китайский дом
саньхэюань в г. Лицзян, XVII-XVIII вв.
Источник: http://www.cepolina.com  

Рис. 6. Интерьер дома сыхэюань,
XVII-XVIII вв.
Источник: http://zh.wikipedia.org

Рис. 7. Традиционный японский дом в стиле
сукия-дзукури
Рис. 8. Традиционный японский
интерьер в стиле сукия-дзукури  

Источник: Yagi Koji. A Japanese touch for your home. Tokyo, New York, San Francisco:
Kodansha International Ltd, 1986.

В свете сказанного рассмотрим влияние традиционной китайской и японской эстетики на современный интерьер.

Основными характеристиками традиционного японского жилища является простота и асимметрия, плавное перетекание внутреннего и внешнего пространств. Стремление к простоте и даже «примитивизации» форм и сегодня отличает японскую архитектуру, и не только минималистскую. Идеи западного «органи-тека», мировоззренческую основу которого представляет западный рационализм, попав на японскую почву, приобрели свою специфику, породив вариант специфически японского «бумажного органи-тека» (его представитель Тойо Ито). Нами умышленно не использован термин «минималистский», чтобы не смешивать плавные формы архитектуры «органи-тека» с «прямоугольной» эстетикой минимализма.

 

Рис. 9. Kengo Kuma. Yasuhara Town Hall.
Источник: http://www.topboxdesign.com

Рис.10. Kengo Kuma, Alan Youn.
Японский ресторан Sake No Hana в Лондоне.
Источник: http://www.kaizenfurniture.com

Рис.11. Atelier Tekuto,
Cell Brick House.
Источник:
http://www.flickr.com

Рис.12. Kengo Kuma. Гостиница Fujiya в Ямагата.
Источник: http://www.walterknoll.de/en/1870.aspx

 

Помимо минимизации/упрощения, важной чертой японских проектов, пришедшей из традиционной эстетики, является асимметрия, в современном варианте доходящая (с точки зрения европейца) до хаотичности. «Внедряясь» в хаотичную застройку японских городов, маленькие японские жилые дома обретают асимметричные усечённые очертания или превращаются в компактные дома-кубы (рис. 11). Часто встречающийся приём, который можно считать альтернативой классической симметрии – это раппорт, бесконечное повторение одного и того же элемента. Этот приём характерен именно для японских проектов.

Традиционную для Японии идею промежуточного пространства интерпретировал в своих проектах К. Курокава (архитектура «симбиоза»). Сейчас в японском проектировании получил распространения «прозрачный» минимализм, провозглашающий идею растворения архитектуры в природной среде, или крайне бедный минимализм – «пустота» вместо архитектуры. Распространённым материалом, используемым при отделке интерьера, и сегодня является дерево.

Наиболее яркими примерами современных проектов, переосмысляющих японскую традицию и отражающих особенности эстетики «мимолётности» – асимметрию и простоту – являются работы К. Кума (рис. 9, 10, 12). В проекте гостиницы Fujiya он использует прозрачные экраны – аналоги японских перегородок из бумаги, в интерьере ресторана Sake No Hana – создаёт аналог пришедшего в Японию из Китая ордера доу-гун и пр. Однако в целом в современной японской архитектуре «знаки» традиции (как, например, раздвижные перегородки), на наш взгляд, неочевидны – существует лишь намёк на традицию.

Как писал известный архитектор Т. Андо о традиции в архитектуре: «Традиция – это не зримая глазом форма, а тот дух, который форма в себе содержит. Я думаю, что истинный смысл наследования традиции именно в том, чтобы, ухватив дух традиции, вдохнуть жизнь в современную архитектуру. Так я создаю свои проекты» [14, 338]. Таким образом, наследование традиции – есть непрерывный процесс внедрения общего духа в новую архитектуру.

pm13.jpg

Рис.13. Tao Lei Architect.
Вогнутый дом, г.. Бэньси (Китай).
Источник: http://archnewhome.com

Рис.14. Atelier FCJZ. Жилой комплекс The Bay в
Шанхае. Источник: http://www.grandhousedesign.com

Что касается современного китайского интерьера – в основном, это проекты ведущих западных проектировщиков, то есть то, что можно назвать «архитектурой оболочек», «органи-теком». Оборачиваясь на Запад, китайская архитектура, как и прежде, стремится поразить масштабами, причудливостью и разнообразием.

И всё же попытки адаптировать богатую китайскую традицию к современному дизайну в Китае и тем самым определить его своеобразие продолжаются уже давно. Пример тому – проекты известного архитектурного бюро Atelier Feichang Jianzhu (FCJZ). Проект жилого комплекса The Bay в Шанхае (рис. 14) воспроизводит традиционную схему – обнесённое с трёх сторон глухой стеной пространство с одной стороны имеет «вставку» с деревянной решёткой. Ещё один пример – «Вогнутый дом» (он назван так по значению иероглифа, который напоминает само здание) (рис. 13), созданный компанией Tao Lei Architect. Этот дом построен из кирпича – кирпич, как уже говорилось, материал, характерный для китайской традиции, в Японии, даже сегодня, в основном, используется бетон. «Решётки» из кирпича – также приём, распространённый в традиционной культуре Китая.

Разнообразные решётки (рис. 15), используемые наряду с разными видами кирпича (рис. 16), стали «знаком» китайской традиции в современном проектировании. И хотя симметричные планировочные решения практически не используются в наше время, при интерпретации традиции сохраняется принцип замкнутого дома-двора.

С учётом эстетики экодизайна, о которой говорилось выше, наиболее перспективной, вероятно, является интерпретация традиционной эстетики на базе минимализма. Как  об одной из современных тенденций в китайском дизайне можно говорить о влиянии эстетики японского минимализма, поскольку среди тех, кто проектирует в Китае, много японских компаний: Kengo Kuma & Associates, Riken Yamamoto & Field Shop, Sako Architects и др. Однако в своей массе китайский дизайн по-прежнему характеризуется декоративностью, доходящей, порой, до «всеядности».

Дизайн в Китае ещё только «адаптирует» традицию к современным веяниям и его специфику пока сложно определить, отмечают исследователи [11]. Через взаимодействие с Японией и странами Запада китайский дизайн обретает то разнообразие, которое изначально характерно для его эстетики. Однако то же стремление к разнообразию приводит дизайн в Китае к обезличенности. Интерпретация традиционной эстетики является ключом для решения данной проблемы.

Традиционная «простота» японской архитектуры позволила ей не только вписаться в современный контекст, но и сохранить национальное своеобразие. Переосмысление традиции Китая с учётом её сложности, разнообразия, декоративности (китайское необарокко), но на базе минимализма – вероятное будущее для китайского интерьера.

Использование эстетики минимализма как основы для интерпретации традиции позволит проектировать в рамках экодизайна, сберегая среду – как окружающую природу, так и существующую культуру региона. На примере опыта японских и китайских проектировщиков мы видим, что традиция может интерпретироваться на уровне планировочных схем, используемых материалов, через явное и неявное использование «знаков» (узнаваемых элементов) традиции.

References

1. Всеобщая история архитектуры. Том 9. М.: Стройиздат, 1971. – 644 с.

2. Григорьева Т.П. Красотой Японии рождённый / Т.П. Григорьева. – М.: Искусство, 1993. – 464 с.

3. Григорьева Т.П. Японская художественная традиция / Т.П. Григорьева. –М.: Наука, 1979. – 202 с.

4. Малявин В.В. Сумерки Дао. Культура Китая на пороге Нового времени / В.В. Малявин. – М.: Дизайн. Информация. Картография; Астрель; АСТ, 2000. – 448 с.

5. Малявин В.В. Китайская цивилизация / В.В. Малявин. – М.: Дизайн. Информация. Картография; Астрель; АСТ, 2000. – 632 с.

6. Судзуки Т. Наука Дзен – Ум Дзен / Т. Судзуки . – Киев: Пресса Украины, 1992. – 176 с.

7. Танге К. Архитектура Японии. Традиция и современность / К.Танге. – М.: Прогресс, 1976. – 239 с.

8. Торчинов Е.А. Даосизм. Опыт историко-религоведческого описания / Е.А. Торчинов. – СПб: Андреев и сыновья, 1993. – 310 с.

9. Шимко В.Т. Aрхитектурно-дизайнерское проектирование. Основы теории (средовой подход) / В.Т. Шимко. – М.: Архитектура С, 2009. – 408 с.

10. Kenneth K. Inada. The Buddhist Aesthetic nature: A challenge to rationalism and empiricism / Kenneth K. Inada // Asian Philosophy. – 1994. – Vol.4, N 2. – P.139-150

11. Chinese design: [album]. – Cologne, London, New York: Daab, 2006. – 384 p.: ill. 

12. Marra M.A. History of Modern Japanese Aesthetics / M.A. Marra. – University of Hawaii Press, 2001 – 398 p.

13.Tada K. Japan Style / K.Tada, G. Mehta. – Singapore: Tuttle Publishing, 2005. – 224 p.

14.Tadao Ando. Tadao Ando Architect. – Tokyo: Shinchosha, 2008. – 384 p. 15.Works of Japanese Architects in China //The Japan Architect (JA). – 2004. – N 4(55)

16.The Japan Architect (JA). No.1(72) winter 2009. Shinkenchiku-sha Co.,Ltd 17.The Japan Architect (JA). No.4(75) autumn 2010. Shinkenchiku-sha Co.,Ltd

18.The Japan Architect (JA). No.1(80) winter 2011. Shinkenchiku-sha Co.,Ltd

19.Qiu P. Basho and the Dao: the Zhuangzi and the transformation of Haikai / P. Qiu. – University of Hawaii Press, 2005. – 248 p.

20.Yagi Koji. A Japanese touch for your home / A. Yagi Koji. – Tokyo-New York- San Francisco: Kodansha International, 1986. – 84 p.

21. Дженкс Ч. Новая парадигма в архитектуре / Ч. Дженкс // Проект international – 2003 – №5.

22. Zafarmand S.J. Aesthetic and sustainability: The aesthetic attributes promoting product sustainability / S.J.Zafarmand, K. Sugiyama, M. Watanabe // The Journal of Sustainable Product Design – 2003. – N 3. – URL: http://www.springerlink.com/content/dj5rp35553316476/ 

23. Бадлуева В.М. Философия симбиоза Кисё Курокавы [Электронный ресурс] / В.М. Бадлуева. – Режим доступа: www.lib.tsu.ru/mminfo/000063105/329/image/329-061.pdf 

Citation link

Tretyakova M.S. RETHINKING TRADITIONAL AESTHETICS IN THE CONTEMPORARY INTERIORS OF CHINA AND JAPAN [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2011. – №3(35). – URL: http://archvuz.ru/en/2011_3/13 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 05.08.2011
Views: 125