Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №3 (35) September, 2011

Design

Porchaikina Natalya V.

Associate Professor, Chair of Interior Art,
Krasnoyarsk State Institute of Art,

Russia, Krasnodar

SPACE AND EXHIBIT AS COMPONENTS OF AN ART EXPOSITION

УДК: 7: 061
Шифр научной специальности: 85.127

Abstract

In contemporary exhibition practice, exhibit and space act as interrelated entities, and we can consider the degree to which space is included into the exposition structure. For example, interrelation between space and exhibit is often emphasized in the ‘white cube’ dialogue as a type of exposition space with exhibits included into it. Another approach to exhibiting is used in classical interiors, where these are used as an exposition platform. Everything here is subordinated to the logic of architectural space: proportions, symmetry of exposition, etc. Having reviewed exhibitions visited, the author proposes the following variants of including space into an exposition and its effects on exhibits.

The space and the exhibit are a single organism forming a concept where these entities are interconnected. Moreover, the space itself becomes an exhibit if the general exposition is made of spatial compositions. In another type of space, the architectural design of the platform dictates the type of exhibits. One more approach is the formation of spatial blocks by means of partitions, special lighting, and use of many halls for individual exhibits. Also, virtual galleries, where space is a standard unit in relation to the exhibit. By varying the parameters of these two entities, space and exhibit, we get criteria using which it may become possible to create a competently arranged exposition.

Keywords: exhibit, exposition space, contemporary art, art exposition, degree of inclusion of space into exposition structure

Работа над созданием экспозиционных пространств, а также анализ посещенных художественных выставок натолкнули автора статьи на мысль, что, по сути, в современной ситуации постоянные величины "пространство" и "экспонат" в отдельной выставке являются составляющими частями общей экспозиции с разной степенью значимости, в зависимости от конкретной ситуации. Кураторы и организаторы выставок ставят перед собой определенные цели, решают индивидуальные задачи посредством соотношения пространства и экспоната. Ранее к экспонату относились как к художественному высказыванию, которое «тождественно произведению как ценному предмету, и что этот предмет герметичен по отношению к внеположному ему пространству…Такой подход к произведению происходит из до-модернистской презумпции, согласно которой в картине или скульптуре заключен весь "мир", а выставочное пространство – это пустота, в которой все эти отдельные достижения величия и вечности пребывают» [1]. То есть, экспонат самодостаточен и в таком случае воспринимается вне пространства, в которое включен.

Современным аналогом такого подхода можно считать виртуальные галереи, такие как, например, галерея «Арт-пространство», которая занимается продвижением современной скульптуры. Галерея состоит из нескольких виртуальных залов, которые можно, кликнув курсором мыши, посетить в любой последовательности и посмотреть понравившийся экспонат. Галерея призвана расширить рамки восприятия современной скульптуры. Серый нейтральный фон, на котором экспонируется скульптура, не дает представления о размерах, масштабе композиции, это можно узнать, лишь взглянув на этикетаж. На наш взгляд, этот момент усложняет восприятие объекта. Тем не менее, устроители условно позиционируют галерею, как «территорию, имеющую границы скульптурного арт-поля» [2]. Категория пространства здесь представляется скорее как смысловое ограничение, которое очерчивает круг интересов данной галереи типом экспонатуры. На сегодняшний момент интерактивность и трехмерность, как тенденция в современном искусстве, дает возможность не только воспринимать экспонат, но и включает пространство в игру. Экспонат и пространство не рассматриваются отдельно – теперь это созависимые величины, и мы можем рассматривать степень включенности пространства в структуру экспозиции.

Проблема взаимодействия пространства и экспоната стоит достаточно остро и в мировой экспозиционной практике ее анализируют с разных позиций. Например, Contemporary Art Daily, нью-йоркский ресурс, посвященный галерейным выставкам, где рассматриваются актуальные тенденции экспонирования современного искусства, сделал отбор экспозиций осеннего сезона 2009 года. «Главным критерием при отборе являлась степень взаимодействия экспонатов и окружающего их пространства, те интервенции объектов современного искусства в дистиллированную архитектурную среду, которые заставляют воздух звенеть от оппозиции существующего пространства и инсталлированных в него объектов» [3]. Появляется взаимосвязь пространства и экспоната, своеобразный диалог «белого куба» как типа экспозиционного пространства и экспонатов включенных в него.

Совсем другой подход к экспонированию мы видим, если в качестве экспозиционной площадки выступает классический интерьер. Например, выставка–конкурс авторского ювелирного искусства «Образ и Форма», которая проходила в Мраморном зале Российского Этнографического музея. Выставка представляет яркий пример пространства, диктующего тип экспозиционного оборудования и способ прочтения экспоната. Здесь все подчинено логике архитектурного пространства – классические приемы организации среды, пропорции, симметрия в выстраивании экспозиции: «архитектура территории показа как будто навязывает симметричное расположение витрин в зале, иначе они будет смотреться инородными объемами в среде. Сила, масштаб и величие архитектуры будут выталкивать или всецело поглощать экспозицию. Выставка рассеется, растворится, пропадет в этих условиях. Перевесить массив архитектуры таким камерным проектом в 10-15 витрин невозможно, можно лишь постараться органично вписаться в изначально сформированные условия, и основы построения внутреннего пространства зала взять за систему построения экспозиции» [4].

Интересный подход к экспонированию произведений искусства продемонстрировала галерея дизайна и интерьера NEUHAUS, которая устроила выставку «Искусство ЗА! Диван». Организовав такой необычный проект, устроители стремились «стереть разницу между искусством и дизайном и сместить приоритеты в восприятии интерьера и места произведения искусства в нем; показать, что место искусства – не только в пространстве музея, но и в доме любого современного человека» [5]. В данном случае пространство галереи выступает как часть общей концепции, экспонат и пространство дополняют друг друга, помогают раскрыть эстетические и художественные качества, здесь пространство выступает как элемент масштабности и пропорционирования для экспоната. Проанализировав эти и другие выставки, посещенные за последнее время, автор предлагает следующие варианты включения пространства в экспозицию и его взаимовлияния на экспонатуру.

1. Пространство и экспонат – это единый организм, образующий концепт, где эти величины взаимосвязаны, дополняют друг друга и помогают раскрыть смысл каждого. Идея, которую хотел донести автор экспозиции, реализуется при безусловном участии и пространства, и экспоната. Например, интерактивная галерея (рис 1), где экспонат – видеоарт, а пространство – это галерея, состоящая из нескольких экранов, на которых и транслируются ролики. Оба элемента начинают работать, и идея интерактивной галереи реализуется.

Рис. 1. КГХИ, выставка «Лаборатория пространства», интерактивная галерея.
22 марта - 1 апреля 2011. Фото автора

2. Пространство и есть экспонат, это происходит благодаря формированию общей экспозиции из пространственных объемных композиций. В целом они образуют одну или несколько инсталляций, составляющих основную идею выставки. Посетитель проходит сквозь них или обходит вокруг, включаясь в своеобразное действие, с возможностью собственной интерпретации происходящего. Это образные пространства без конкретной утилитарной функции и практического назначения. Например, в объемной формальной композиции, в которой авторы попытались представить двухмерный линейный чертеж с точкой схода в объемной пространственной композиции (рис.2). Человек, находящийся в инсталляции размерами 2,5x5,5 метра, мог почувствовать себя «внутри чертежа». Дополнительную эстетическую и художественную окраску этой композиции придал цветной свет, который создал еще и дополнительный эффект движения всей композиции из точки схода.

Рис. 2. КГХИ, выставка «Лаборатория пространства», формальная объемная композиция «Пространство и время»,
22 марта - 1 апреля 2011. Фото автора

3. В следующем типе пространства архитектурная конструкция площадки диктует тип экспонатов. Как отмечает М.П. Шубский, директор Красноярского музейного центра, в пространстве музея сложно экспонировать традиционное искусство: классическую живопись, графику или произведения декоративно-прикладного искусства, современное же искусство в многообразии подачи, форм и интерпретаций прочтения как нельзя лучше подходит для многоуровневого пространства с перекрестками, переходами, подъемами и лестницами. Таким образом, образуются камерные экспозиционные блоки, в которые нужно тщательно подбирать экспонаты по масштабу, по образу и эмоциональной насыщенности. Например, для конкурса молодого современного искусства в музейном центре именно так и была организована выставка «Арт-сессия 2011: Я не хочу быть космонавтом», которая прошла с 6 по 9 апреля 2011 года. Экспозиционными площадками выступили несколько небольших разноуровневых залов, где расположилась современная скульптура, графика, инсталляции, фотографии и даже дизайнерская коллекция костюмов (рис. 3). 

Рис. 3. Красноярский музейный центр. «Арт-сессия 2011: Я не хочу быть космонавтом»,
6 - 9 апреля 2011. Фото автора

4. Можно выделить еще один подход – формирование пространственных блоков с помощью перегородок, специального освещения, многозальности и т.д. для конкретных экспонатов. Здесь требуется четкое зонирование, сомасштабность экспонату. По сути, в данной ситуации пространство несет вспомогательную функцию, идея выставки считывается посредством восприятия и оценки экспонатов. Здесь в пространственные функции входит обеспечить комфортное восприятие главного героя – экспоната. Важны угол и уровень восприятия (подиумы, размещение), правильно выставленный свет (софиты, прожекторы, точечная подсветка), масштабность помещения (высота потолка, объемы зала), вспомогательный цвет фона (потолок, стены, перегородки).

5. И последнее, сегодня появляется пятый вариант взаимодействия пространства и экспоната – виртуальные галереи, где пространство является условной единицей по отношению к экспонату. Здесь границы экспозиционной площадки определяются скорее смысловыми характеристиками, концепцией, текстом, чем пространственными параметрами.

Мы видим, как меняя параметры двух созависимых величин пространства и экспоната, мы получаем критерии, по которым возможно создать грамотно выстроенную экспозицию. Когда же выстраивается стандартная экспозиция или она образуется случайным образом, не учитывается специфика площадки или экспонатуры, не рассматривается взаимодействие пространства и экспоната, то это практически всегда усложняет восприятие, нередко не считывается авторская идея, выставка становится набором неких объектов, которые возможно воспринять только визуально. Если же пространство и экспонат приведены в гармонию, то это, безусловно, способствует комфортному визуальному восприятию, позволяет вызывать эмоции, размышлять об объекте искусства, воспринимать его чувственно.

References

1. Чухров К. О Кризисе экспозиции [Электронный ресурс] / Кети Чухров. // Художественный журнал №73/74 – август 2009. – Режим доступа: http://xz.gif.ru/numbers/73-74/o-krizise/ 

2. Арт-пространство [Электронный ресурс] // Виртуальная художественная галерея – 2010. – Режим доступа: http://artprostranstvo.ru/index.php?id=22 

3. Другое место: лучшие экспозиции от Contemporary Art Daily [Электронный ресурс] // Арт Manyfest. – 2011. – Режим доступа: http://art.manyfest.ru/2009/12/ drugoe-mesto-luchshie-ekspozicii-ot-contemporary-art-daily/  

4. Глинтерник Э.М. Влияние выставочного пространства на эксподизайн современного искусства (на примере выставки «Образ и Форма» [Электронный ресурс] / Э.М. Глинтерник. // Дни науки: сб. ст. – 2010. – Режим доступа: http://dninauki.ucoz.ru/publ/katalog_statey/vlijanie_vystavochnogo_ prostranstva_na_ehkspodizajn_sovremennogo_iskusstva_na_primere_vystavki/1-1-0-73  

5. Выставка "Искусство ЗА! Диван" в галерее дизайна и интерьера NEUHAUS») [Электронный ресурс] // Anna Nova Art Gallery. – 2011. – Режим доступа: http://www.annanova-gallery.ru/cat/1112/ru 

Citation link

Porchaikina N.V. SPACE AND EXHIBIT AS COMPONENTS OF AN ART EXPOSITION [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2011. – №3(35). – URL: http://archvuz.ru/en/2011_3/14 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 31.05.2011
Views: 88