Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №3 (35) September, 2011

Arts and crafts

Shvetsov Artem Yu.

Research supervisor: Professor N.P. Chuvargina, PhD (Architecture)
Ural State Academy of Architecture and Arts,

Russia, Yekaterinburg

DESIGN AND MANUFACTURE OF COLD WEAPONS TODAY BY INDEPENDENT MASTERS AND INDUSTRIAL ENTERPRISES

УДК: 739.7
Шифр научной специальности: 85.125.4

Abstract

In contemporary art, one of the most significant directions is the art of creating cold steel. The contemporary weapons art of Russia is not so much a tribute to the historical traditions laid by masters in the past centuries in Moscow, St.Petersburg, Nizhniy Novgorod, Tula and Zlatoust as the desire to unravel a new idea in the established canonical form of the blades. Obvious practical achievements in this area make it necessary to expand and enrich its theoretical framework and systematize the material. Theoreticians and practicians often differ in their interpretations of the important question – what is the basic difference between decorated historical weapons and modern-day works of art? Which of these works should be qualified as cold weapon art?

In modern-day edged weapon design, functional features lose their priority and use becomes secondary, with general aesthetic perception, meaning and author's idea coming to the fore. Given this, it would be inappropriate to say about a work of authorship created today that is a "decorated" weapon. Decor increasingly often becomes an addition to the general design. Whereas in the past decoration was “attached” to the use, today it is the use that is "attached" to the artistic image as embodied in the product and is subordinated to the author’s general idea.

In a weapon designed and created by a concrete author, the theme, the plot and the craftsmanship depend on the artist only, on his skills and taste. Where the product is designed in a factory context, the author is fully dependent on employer, customer, and available technologies and equipment. The image and the realization of the idea in the product may be modified by a board of experts. Whether such interference with the author’s original idea gives a positive or a negative result would depend on certain nuances which are specific for each individual artist and each enterprise.

Contemporary technology makes mass production of a work of authorship a feasible project. Such possibility would depend on techniques chosen by the author for rendering a novel idea, and on factory’s potential for reproducing them in a mass-production context.

Contemporary cold weapon art and design in Russia needs theoretical distinctions in terminology. We propose to divide contemporary products into two basic groups or categories: 1) cold weapon artworks of authorship. 2) artistically decorated cold weapons. Given a critical approach to product consideration, weapons categorized as artworks of authorship may include not only a blade made by a master or by a team but also a product presented by a corporate manufacturer. Equally, a weapon made by one author may fail to fall into this category and rank among decorated products.

Keywords: decorated cold weapons, contemporary weapon design, copyright knives, metal art of Russia

В современном искусстве одним из самых значимых направлений и, пожалуй, наиболее стремительно развивающимся является искусство создания художественного холодного оружия. С каждым годом увеличивается количество художников, обращающихся к этому направлению, постоянно расширяются географические региональные границы клинкового оружейного дела, все больше появляется оригинальных новаторских решений в работах мастеров. Современное оружейное искусство России это не столько дань историческим традициям мастеров-клиночников прошлых веков из Москвы, Петербурга, Нижнего Новгорода, Тулы и Златоуста, сколько стремление воплотить художественный образ в изделиях, казалось бы, безвозвратно ушедших в прошлое, раскрыть новую идею в уже устоявшейся, канонической форме клинков. За три последних десятилетия, в течение которых происходило возрождение холодного оружия как ремесла и становление как вида искусства, было накоплено значительное количество разноплановых авторских работ, что позволяет на сегодняшний день говорить о новом, уже состоявшемся явлении в социо-культурной жизни общества – современном авторском художественном холодном оружии.

Наряду с очевидными практическими достижениями возникает необходимость в расширении и обогащении теоретической базы этого направления, в систематизации существующего материала. В среде искусствоведов, оружиеведов, равно как и среди самих мастеров-оружейников, имеются довольно серьезные разногласия относительно многих ключевых вопросов, касающихся темы авторского художественного оружия. Разночтения вызывают, например, такие важные вопросы: в чем заключается принципиальная разница между художественно украшенным историческим оружием и современными работами? какие именно из этих работ следует относить непосредственно к авторскому художественному холодному оружию?

Приведем несколько авторитетных мнений на этот счет. Как полагает Елена Тихомирова, ведущий эксперт Галереи авторского оружия «Русские палаты»: «Создание художественного оружия является самостоятельным видом современного декоративно-прикладного искусства. Это искусство соединяет в себе и уникальные работы, и разнообразные художественно украшенные серийные изделия» [4; 113]. Несколько иного мнения по этому вопросу придерживается Елена Шелковникова. Говоря про авторское оружие, она отмечает, что в нем все направлено «на проявление именно его художественной сути – и форма, и конструкция, и тонко подобранное сочетание материалов, и виртуозно исполненный декор. Но вместе с тем это именно оружие, а не некий объект декоративно-прикладного искусства» [5; 18]. Еще одно мнение принадлежит Валентину Тимофееву, профессиональному художнику-оружейнику, члену московской Гильдии оружейников. Он обращает внимание на то, что, определяя само понятие художественности, «мы всегда предполагаем некую духовную составляющую и по определению возлагаем ее как на произведение искусства, так и на человека, создавшего эту вещь. В нашем случае это будет художник – автор, и его произведение считаем авторским» [2; 13].


Рис.1. Сорокин Е. "Летучий Голландец",
г. Химки, Московская область, 2007.
Источник: www.rusartknife.org

Если сравнивать работы современных мастеров-оружейников1 с историческими коллекционными музейными образцами, то можно отметить ряд принципиальных отличий, лежащих в основе формообразования. Изделия оружейников XIX века, насколько бы изящно и тонко они не были оформлены различными техниками и ювелирными приемами, являются, в первую очередь, предметами строго утилитарного назначения. В них превалирует функция именно холодного оружия – наносить поражающие удары с помощью мускульной силы. Поэтому к историческим клинкам правильнее всего применять термин «художественно украшенное оружие», отсюда и закономерное отнесение их к прикладному искусству – декор оказывается приложением, дополнением к основной функции. В современном авторском клинковом оружии происходит замещение функциональных приоритетов – значение утилитарного использования отходит на второй план, уступая место общему эстетическому восприятию изделия, главенствующей становится функция смысловой нагрузки, авторской идеи, воплощенной в художественном образе. Однако при этом технические характеристики клинка и его конструктивное решение ничуть не умаляют своего значения, они могут выступать и наравне с художественной идеей. Как отмечает В. Новоселов, современное холодное оружие – это изделие «в самую основу дизайна которого положены некие художественные идеи… это материализованный художественный образ оружия функционального.., материализованное представление человека рубежа второго и третьего тысячелетий об идеальном оружии» [1; 14].

Исходя из этого, о современном авторском холодном оружии было бы не корректно говорить только как об «украшенном». Оружейный декор все чаще становится дополнением к общей пластике изделия, к его смысловой нагрузке. Современное декоративно-прикладное искусство вышло на принципиально новый этап развития, на котором термин «прикладное» не может быть утраченным, но меняется функциональное назначение, к которому он относится. Если ранее декоративное художественное оформление являлось дополнением, «прикладывалось» к общей форме холодного оружия, то теперь к воплощенному в изделии художественному образу, имеющему основное общеэстетическое значение, «прикладывается» функция утилитарного использования, подчиненная общему замыслу автора.


Рис. 2. Соколов Г. "Тайна", Москва, 2007.
Источник: www.rusartknife.org

Современное авторское художественное холодное оружие уникально тем, что мастер, создающий тот или иной клинок, в своей работе имеет широкие возможности воплощения, совмещения и интеграции самых различных видов искусства. Конструктивная разработка оружия, его проектная часть, подбор исходных материалов, просчет эргономических особенностей, как самого клинка, так и предполагаемого или конкретного будущего владельца, более характерны для работы заводского дизайнера. Ковка высококачественного полотна клинка требует не только физической силы и долготерпения, но и фундаментальных знаний в области металлургии, ведь именно на клинке сконцентрирована смысловая основа произведения, а значит, на нем и будет сосредоточено основное внимание. Декоративная отделка деталей оружия, технические приемы и способы оформления, закрепка камней, пайка и художественное литье требуют профессионального владения ювелирным делом. Художественная резьба по дереву, кости, камню – уже практически неотъемлемая часть работы над рукоятью и ножнами в современном авторском оружии – предполагает владение не только навыками специфического ремесла, но и особый талант скульптора, развитое объемно-пространственное мышление. Нередки в современных работах гравюрные и живописные эффекты, применяемые мастерами чаще всего в технике многоуровнего травления по металлу2, и здесь автору требуется быть не только художником, но еще и химиком практиком, разбирающимся в свойствах кислот, соляных растворов, в различных составах покрытий, создающих особый оттенок на полотне клинка.

Знание мирового архитектурного наследия позволяет современным оружейникам грамотно применять и интерпретировать в своих изделиях разнообразные архитектурные элементы и мотивы – стало быть, автору оружия необходимо быть и, в той или иной степени, искусствоведом. Само собой разумеется, что человеку, берущемуся за репликацию конкретного исторического образца холодного оружия, требуется быть знакомым с его типологией, знать историю возникновения, применения и развития. Получить такую полную информацию об оружии можно только в контексте изучения самой истории, особенностей той культуры и периода времени, в которых клинок был актуален. Значит, современный мастер-оружейник является еще и историком, историографом данного вопроса, ведь в отрыве от традиций изделие может оказаться неглубоким, поверхностным. На практике, художник, разработавший изделие, не обязательно будет принимать участие во всех операциях его воплощения в материале, к работе могут подключаться его коллеги, более виртуозно владеющие тем или иным ремеслом, но теоретическое знание всех ключевых моментов технологии процесса для автора необходимо.

Существование таких художников на сегодняшний день в России это состоявшийся факт. Можно назвать имена Валентина Тимофеева, Сергея Данилина, Геннадия Соколова, Михаила Жерядина, Андрея Головина, Александра Тихонкова, Александра Георгиева, Анатолия Богачева, Александра Лохтачева и еще многих других, в полном смысле слова профессионалов своего дела.

С решением вопроса о том, какие современные изделия следует относить к направлению «авторского художественного холодного оружия», на первый взгляд, дело обстоит просто, и ответ вытекает уже из формулировки понятия. Если мы ведем речь об авторском художественном оружии, то должен быть конкретный автор, а само изделие должно обладать определенными чертами художественного произведения. Однако на практике именно в этом сочетании чаще всего и встречаются серьезные противоречия. Совсем не обязательно, что выполненный конкретным автором клинок будет отличаться оригинальной идеей, пластикой формы, конструктивным решением, обладать сколько-нибудь значимой художественной ценностью, он может оказаться просто очередным проявлением навыков какого-либо ремесла, владения техникой. Такой клинок, в лучшем случае, можно отнести к категории художественно украшенного оружия – по аналогии с историческим холодным оружием. Далеко не всегда демонстрируемые на выставочных экспозициях образцы клинков, не просто оформленные с применением художественных приемов и техник, но имеющие уникальную пластику формы, обладают конкретным авторством. Авторство художественного холодного оружия бывает скрыто за названием фирмы, для которой (или на производстве которой) представляемый экземпляр был изготовлен.


Рис. 3. Кортик "Черная жемчужина", г. Златоуст, 2007.
(фото из каталога компании "АиР")

В оружии, спроектированном и созданном конкретным автором, тема, сюжет, манера исполнения, воплощенный художественный образ зависят только от самого художника, его мастерства и вкуса. При проектировании изделия на предприятии появляется прямая зависимость автора от запросов работодателя (руководства фирмы), потенциального заказчика – потребителя, от технических возможностей и оснащения производства. Воплощение художественного образа, раскрытие идеи может быть ограничено, откорректировано художественным советом. Важным моментом в данном случае являются взаимоотношения между автором и руководством фирмы, насколько оговорены условия их сотрудничества, в какой мере художник обладает самостоятельностью внутри фирмы: насколько доверяют его профессиональному вкусу. Также имеет существенное значение и степень компетентности людей, вносящих свои предложения и коррективы в авторский замысел, осуществляющих контроль над исполнением проекта в материале.

Образцам авторского клинкового оружия свойственна такая важная черта декоративно-прикладного искусства как преимущественное использование ручного труда, как правило, полностью уникальная ручная работа. Даже в тех случаях, когда над одним изделием работает группа мастеров – кузнец, художник, слесарь, гравер, литейщик и так далее, осуществляющих процесс создания объекта пооперационно, нельзя сравнивать эту деятельность с промышленным производством. Решающим моментом здесь становится то, что в процессе создания в проектную часть оружия на любой из стадий, в зависимости от необходимости, могут вноситься определенные художественные коррективы, исходящие от члена группы. Процесс творчества, таким образом, будет идти постоянно, вплоть до завершения изделия. Запущенный же в серию, спроектированный дизайнером прототип не может измениться до момента выхода с конвейера.

Рис. 4. Фирма "Баско", "Мамонт" (мод. "Баско-4"), Ижевск.
Источник: www.baskoknife.ru 

Возможность постановки «на поток» авторского изделия, хоть и далеко не любого, в современных технических условиях вполне реальна. Такая возможность будет зависеть, в первую очередь, от выбранных автором технических приемов и художественных средств для оптимальной подачи свей идеи, а также от возможностей предприятия воспроизвести их на производстве. Как отмечает Елена Тихомирова: «процесс художественного конструирования с приемами дизайнерской практики становится характерным для тех предприятий, которые модернизируют свое производство, внедряя новейшее оборудование и осваивая индустриальные методы» [3; 117]. Естественно, при постановке «на поток» на производстве может возникнуть некоторая степень адаптации и упрощения отдельных элементов конструкции, художественных приемов. Эта степень будет возрастать в зависимости от количества изделий в серии – чем больше клинков будет задумано изготовить, тем более унифицированными, типизированными они будут становиться в общей конструкции. Соответственно, и цена на них будет обратно пропорционально количеству сходить на нет, приближаться к себестоимости материалов и трудозатрат. Как следствие, неизбежно произойдет утрата эксклюзивности такого изделия и авторской принадлежности. Однако случится ли, наряду с этим, и утрата культурной ценности такого изделия может рассудить только время.

Например, если сопоставить творчество А. Иванова и И. Айвазовского, работы которых, безусловно, являются шедеврами мировой живописи с несомненной художественно-культурной ценностью, то следует обратить внимание на тот момент, что приобрести подлинник Иванова «Явление Христа народу» просто невозможно, тогда как некоторые пейзажи Айвазовского продаются с аукционов и в настоящее время. Объясняется такое положение тем, что полотно А. Иванова существует в единственном экземпляре – оно эксклюзивно и неподражаемо, тогда как И. Айвазовский писал свои картины «тиражами», сумев довести технический процесс создания живописного полотна практически до автоматизма.

Таким образом, в конечном итоге в «современном авторском художественном холодном оружии», в «оружии, оформленном художественными приемами», равно как и в любом другом виде, направлении искусства, основополагающим является момент – кто и с какой целью данный предмет изготавливает.


Рис. 5. Богачев А. Галерея "Русский клинок". "Генерал и денщик",
Санкт-Петербург, 2002. Источник: www.russianblade.ru

Современное авторское холодное оружие и промышленное производство клинков ориентированы на разные цели. Автор стремится к созданию уникального эксклюзивного изделия в одном экземпляре, фирма завоевывает рынок простой, лаконичной, надежной моделью, пущенной в серию, а также широким ассортиментом таких моделей, пользующихся массовым спросом потребителей. Многие крупные фирмы, как показывает практика, в качестве одного из направлений своей деятельности (но отнюдь не основного) предлагают высокохудожественное оружие, для создания которого привлекают индивидуальных мастеров. Можно привести примеры ижевской фирмы «Баско», златоустовских предприятий «АиР», «Арт-грани», «Практика», «Златко», петербургского филиала «Кизляр», Галереи «Русский клинок» и мастерской-студии «Межов» из Санкт-Петербурга.

Взаимоотношения между фирмами-производителями и художниками-оружейниками, как правило, выстраиваются по двум схемам. Первый вариант предполагает деятельность художника внутри предприятия с официальным трудоустройством на какой-либо должности, но в этом случае его работа будет принадлежать уже самой фирме и представляться под ее именем. Однако, к чести серьезных производителей, следует заметить, что на выставочных экспозициях под именем фирмы они указывают автора проекта, мастера-клиночника, и основного исполнителя оружия.

Рис. 6. Лохтачев А., Лохтачева Н., Лохтачев Д. ("ЛиК"), "Таганай",
г. Златоуст, 2004. Источник: www.lik.lik.ru

Второй вариант предусматривает заказ фирмой на изготовление у стороннего мастера заинтересовавшего её проекта и последующий выкуп авторского изделия. В этом случае художник может заранее оговорить и документально зафиксировать условия (указание авторства), на которых его изделие будет экспонироваться или перепродаваться фирмой. Существует еще один вариант, при котором художники-оружейники самостоятельно организовывают производственное предприятие и являются его руководителями, причем, основным направлением деятельности такой фирмы оказывается именно создание авторского художественного холодного оружия. Ярким примером такой организации является мастерская-студия «ЛиК» из Златоуста, руководителями и главными художниками которой являются Александр и Нина Лохтачевы.

В современном проектировании и изготовлении художественного холодного оружия России, как показывает изучение широкого спектра работ мастеров из различных регионов нашей страны, назрела необходимость применения более корректной и точной для нынешнего времени терминологии. Мы предлагаем разделение современных изделий на две основных группы, или категории: 1) авторское художественное холодное оружие. 2) художественно оформленное холодное оружие. Для соотнесения конкретного предмета с той или иной группой можно предложить следующий ряд критериев, предъявляемых рассматриваемому образцу:

1. Что нового предлагается в конструктивном решении оружия, типичность клинка.

2. Уникальность, специфичность общей пластики формы оружия.

3. Кто представляет клинок – сам автор-оружейник или же фирма-производитель.

4. Какое количество одинаковых образцов предусмотрено, предварительные возможные размеры серии.

5. Степень возможности утилитарно-функционального использования предмета.

6. С помощью каких пластических приемов осуществляется воплощение художественного образа в изделии.

7. Уникальность, редкость используемых в изделии исходных материалов.

Заключение

В результате проведенного исследования можно придти к выводу о необходимости внесения определенных корректив в теоретическую базу соотнесения изделий современных мастеров-оружейников с авторским художественным холодным оружием. Благодаря критическому подходу к рассмотрению изделия, в категорию авторского художественного холодного оружия может попасть не только клинок, выполненный конкретным мастером или творческим коллективом, но и представляемый фирмой-производителем. Но, равно также, изготовленный только одним автором экземпляр может не попасть в эту категорию, а занять свое место среди прочих изделий, оформленных художественными приемами.

Современное авторское художественное холодное оружие – это направление декоративно-прикладного искусства, стремящееся к самостоятельности, обособленности, которое начало формироваться в последней четверти XX века. В этом направлении изделия принадлежат одному автору или творческому коллективу, а основой произведения является художественная идея, авторская концепция мироощущения.

Современное художественно украшенное холодное оружие – это направление декоративно-прикладного искусства, в котором изделия могут быть выполнены как определенным мастером в единичном экземпляре, так и представляться фирмой-производителем, в том числе и выпускаться серийно. Основное значение в изделиях, принадлежащих к этому направлению, будут иметь типология клинка, его внешнее оформление, декор.


1 В статье анализируются преимущественно образцы современного художественного короткоклинкового оружия – по типологии ножи и кинжалы.

2 Техника многоуровнего травления по металлу – специфическая, сложная в исполнении разновидность гравировки, впервые стала появляться в работах российских мастеров в 90-е годы XX века. Суть ее заключается в последовательном, пошаговом протравливании полотна клинка, цвето-тоновой разбивке образующихся уровней, что придает рисунку особый эффект глубины.

References

1. Новоселов В. Р. Ренессанс в авторском оружии / В. Р. Новоселов // Оружие: авторское холодное художественное. – 2004. – Спец. вып. – С. 12-16.

2. Тимофеев В. Символ, оберег и защитник / В. Тимофеев // Оружие. авторское холодное художественное. – 2005 / 2006. – Спец. вып. – С. 8 – 25.

3. Тихомирова Е. Возрождение легенды / Е. Тихомирова // Холодное оружие: самые красивые и знаменитые. – М.: Аванта+, 2004. – 184 с.: ил.

4. Тихомирова Е. Художественные ножи / Е. Тихомирова // Ножи мира: самые красивые и знаменитые. – М.: Мир энциклопедий Аванта+; Астрель 2007. – 184 с.: ил.

5. Шелковникова Е. Трудный путь к признанию. Авторское художественное оружие в России / Е. Шелковникова // Прорез. – 2005. – №1. – С. 18-19.

Citation link

Shvetsov A.Yu. DESIGN AND MANUFACTURE OF COLD WEAPONS TODAY BY INDEPENDENT MASTERS AND INDUSTRIAL ENTERPRISES [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2011. – №3(35). – URL: http://archvuz.ru/en/2011_3/16 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 07.07.2011
Views: 78