Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №3 (35) September, 2011

Theory of architecture

Andreyeva Yulia V.

Senior Lecturer, Chair of Town Planning,
Research supervisor: Professor A.M. Boyarino.
Institute of Architecture and Art,
Southern Federal University,

Russia, Rostov-on-Don

AN AGGLOMERATED DEVELOPMENT CONCEPT FOR POPULATION DISTRIBUTION IN THE SOUTH OF RUSSIA

УДК: 711.27
Шифр научной специальности: 85.118.1

Abstract

The author carried out a comprehensive analysis of Southern Russia with regard to the following territorial and urban planning conditions: degree of importance in population distribution across Russia, geographic and geopolitical situation, natural and environmental conditions, social and economic development, population, and transport infrastructure.

This complex analysis helped identify specific features in the territorial and spatial organisation of this area. The frontier part of the south of Russia is located on the crossroads of the principal transportation routes "North-South" and "East-West", promoting international trade. The south of Russia is rich in various natural and recreational resources. The region’s economy has the following well-developed sectors: mining, fuel and power, manufacturing, farming, and tourism.

The distribution of population in the south of Russia features well-developed urban agglomerations such as Rostov, Volgograd, Krasnodar, Stavropol, and Astrakhan. For identifying agglomerations, use was made of the aggregation index (Clark-Evans index).

A prospective development concept is proposed with regard to population distribution in the south of Russia based on the strengthening of the existing population distribution pattern. Structurally, the concept provides for reference "points" of distribution represented by urban agglomerations. The population distribution system needs some "consolidation" with the addition of planning axes meridionally and latitudinally. Actions need to be taken to strengthen and develop the natural and environmental framework and improve the ecological situation.

Keywords: concept, agglomerated development, population distribution, territorial and spatial organisation, basic population distribution pattern

Развитие современной системы расселения является важнейшей проблемой территориального планирования не только в отдельных областях, но и в масштабе всей страны. Комплексное решение вопросов расселения позволит решить целый ряд особо острых проблем на исследуемой территории Юга России: несбалансированное развитие территории – размещение ареалов расселения; гипертрофированное разрастание крупных городов – центров агломераций; деградация малых городов и сельских поселений; оскудение рекреационных ресурсов, обострение экологических проблем.

Изучением принципов опорного каркаса расселения на территории России занимались следующие ученые Баранский Н.Н., Лаппо Г.М., Полян П.М, Хорев Б.С., Лейзерович Е., Владимиров В.В. и другие, которые стали основателями современной теории расселения. Весомый вклад в развитии экономической географии привнес Баранский Н.Н., который создал новое направление - географию городов, он заложил базу для последующих исследований в области системы расселения. Баранский разработал понятие о системе городов, об их «иерархии», о функциональных различиях городов как «фокусных пунктах», об их типологии, установил научный метод их экономико-географического исследования. Лаппо Г.М. изучал основы формирования опорного каркаса расселения в соответствии с развитием народно-хозяйственного комплекса и тенденции последующего перспективного развития. Сегодня его работы связаны с изучением современных урбанизированных процессов в системе расселения. Хорев Б.С. активно работал в области изучения вопросов расселения в разных экономических условиях, влияния природных условий на размещение расселения. Полян П.М. разработал методику выделения и анализа опорного каркаса расселения.

Вопросы регионального расселения были освещены в работах Ребайн Т.Я., Русановой И.В., Литовки О.П., изучением расселения Юга России активно занимался Бояринов А.М.

В данном исследовании выполнен комплексный анализ территории Юга России.

В целях изучения особенностей системы расселения на Юге России необходимо рассмотреть весь комплекс условий и аспектов, повлиявший на характер территориально-градостроительного развития:

- значение в общероссийской системе расселения; 
- географическое и геополитическое положение; 
- природно-экологические условия; 
- социально-экономическое развитие; 
- население; 
- инженерно-транспортная инфраструктура.

Значение в общероссийской системе расселения. Россия одна из наименее заселенных стран мира, ее средняя плотность населения составляет всего 8,5 чел. на км². Численность постоянного населения Российской Федерации – 141,9 млн. человек, из числа которых 73,7% – городское население [1]. Для ее территории характерно сочетание высокоурбанизированных ареалов, бескрайних пространств сельской местности с малыми городами, а также значительными по площади незаселенными землями. Это связано, прежде всего, с природно-климатическими особенностями: европейская часть России максимально заселена, так как обладает благоприятными условиями для жизни; восточная, наоборот, характеризуется суровыми природно-климатическими условиями. Основное население России сконцентрировано вдоль широтной «главной полосы расселения», где проживает 93% населения страны [2]. Опорный каркас расселения России имеет линейно-узловую планировочную структуру. «Главная ось расселения» пресечена второстепенными меридиональными осями расселения.

Географическое и геополитическое положение. Изучаемая территория обладает целым спектром особо благоприятных географических условий. Территория расположена на юге европейской части страны между Черным и Каспийским морями. Она занимает территорию в 589,2 тыс.кв. км, что составляет около 3,3 % от площади РФ. Территория Юга России в составе Южного и Северо-Кавказского округов имеет государственную границу со следующими странами: Украиной, Казахстаном, Грузией, Азербайджаном – по суше; с Турцией, Ираном, Туркменистаном, Болгарией, Румынией – по воде.

Современная территория Юга России отличается особо выгодным геостратегическим положением: обладает выходом к Азово-Черноморскому и Каспийскому морским бассейнам. Здесь находятся крупнейшие южные морские порты: Новороссийск и Туапсе, Астрахань. Эти порты наряду с другими, расположенными на территории Волго-Донской Судоходной системы, образуют крупномасштабную воднотранспортную инфраструктуру, обслуживающую трансевропейские грузопотоки – от Ирана до Балтийских и Придунайских стран. Изучаемая территория находится на пересечениях кратчайших транзитных путей из Европы в Азию и применима к маршрутам трубопроводной доставки каспийской и казахской нефти в российские причерноморские порты, туркменского газа на Украину и в Армению [3, c. 361-366] (рис.1).

Рис.1. Географическое и геополитического положение территории Юга России

Природно-экологические условия. Территория юга России по природно-ресурсному потенциалу делится на Нижнее Поволжье, Нижний Дон и Северный Кавказ. Природный потенциал территории очень высок и разнообразен. На Юге России представлены практически все природные зоны, встречающиеся на территории России: большая ее часть находится в зоне степей, район Прикаспия занят полупустыней, предгорья Северного Кавказа – широколиственными лесами, Северный Кавказ – альпийскими лугами и зоной вечных снегов и ледников [3, c. 365]. Широкий спектр климатических условий, природных и рекреационных ресурсов качественно повлияли на характер и уровень развития системы расселения. Особо благоприятными природно-климатическими условиями обладают Краснодарский край, Ростовская и Волгоградская области.

Выгодное географическое положение определили ведущие отрасли специализации региона: транспортный, топливно-энергетический, агропромышленный, туристско-рекреационный. На Юге России имеются почти все виды энергетических и сырьевых ресурсов.

Социально-экономическое развитие. Определено, что основным критерием «успешности» развития и функционирования территориального образования является уровень его социально-экономического развития. Однако, согласно многочисленным исследованиям существует множество «нюансов» в оценке развития и деградации территорий. Например, Л.А. Иванченко выделил следующие особенности экономического развития некоторых административных единиц в составе Юга России:

- сравнительно высокие показатели производства, но базирующиеся, главным образом, на выгодной текущей коньюктуре мировых цен на экспортную продукцию данных регионов (Краснодарский край);
- средние показатели уровня развития по России и имеющие неплохие возможности для саморазвития (Волгоградская область); 
- крупнейшие аграрные регионы (Краснодарский, Ставропольский края и Ростовская область); 
- относительно отсталые регионы, испытавшие значительный спад производства (Калмыкия, Астраханская область) [4].

Ведущие ученые СОПС под руководством А.Г. Гранберга указывают, что в группу «развитых (опорных) регионов» входят в основном старопромышленные районы, агломерации и центры с высоким докризисным уровнем индустриального развития, научно-технического прогресса и интенсификации производства» [5].

Значительная доля экономической активности региона сосредоточена в крупных городах Южного федерального округа, остальные районы намного отстают практически во всех сферах экономики. Выявлено, что показатели экономического развития республик Северного Кавказа остаются достаточно низкими. Согласно исследованиям А.А. Климова, в составе субъектов Юга России можно выделить группу кризисных территорий, основной причиной которых является неурегулированный национальный конфликт в Чеченской Республике [6, c. 30]. Сохраняется политический и религиозный экстремизм в Карачаево-Черкесской республике, Республике Дагестан, Чечне, Ингушетии. На территории округа сохраняется около 70 локальных очагов межэтнической напряженности.

Такое «резкое» различие между субъектами Юга России стало одной из причин для административного разделения некогда единого Южного Федерального округа на две единицы: Южный и Северо-Кавказский округа. В составе Южного округа остались: Ростовская, Астраханская области, а также Краснодарский край и республика Калмыкия. В состав нового Северо-Кавказского региона вошли все республики северного Кавказа и Ставропольский край.

В общероссийских показателях уровень социально-экономического развития субъектов Юга России (Южный и Северо-Кавказский округа) имеет относительно скромные данные: валовый региональный продукт составляет около 8%, объем промышленной продукции всего 6%. Однако исследуемая территория выделяется крупнейшим в стране аграрным потенциалом, здесь выпускается 25% всей продукции сельского хозяйства [3, С. 359]. На территории Юга России получили развитие следующие отрасли промышленности: добыча полезных ископаемых, топливно-энергетическая, машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехимическая промышленность, агропромышленная, пищевая промышленность.

Республики Северного Кавказа остаются главными реципиентами федерального бюджета, формируя 50-85% своего бюджета за счет трансфертов. Здесь особенно велики масштабы безработицы и бедности, что усугубляется высокой рождаемостью в отдельных территориях.

Добыча полезных ископаемых в крупных масштабах осуществляется лишь в немногих регионах. Значительная доля полезных ископаемых добывается в Волгоградской и Астраханской областях; меньшая – в Краснодарском крае, Ростовской области. Астраханская область сегодня практически является монополистом в производстве серы. Это единственный регион на юге страны, где добывается поваренная соль.

Благодаря богатому природному потенциалу и климатическим условиям, на Юге России получил широкое развитие сельскохозяйственный сектор экономики. Тройку основных производителей зерна в России составили Кубань, Ставрополье и Дон. Второе место занимает Приволжский федеральный округ. Основным производителем риса является Краснодарский край. Ростовская область и Краснодарский край относятся к крупнейшим поставщикам масличного сырья.

Население. На Юге России сегодня проживает около 22.902 человек, или 16,1% населения страны [1]. В течение последних лет здесь, как и в целом по России, наблюдается сокращение общей численности населения. Уровень естественной убыли населения здесь намного меньше, чем в других регионах. Естественный прирост населения наблюдается в республиках Северо-Кавказского региона: Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Калмыкии, Ингушетии, Чеченской Республике, Дагестане. Однако показатели уровня жизни населения: заработная плата, число трудоустроенного населения, здравоохранение и др. – в республиках Северного Кавказа значительно ниже, чем в других областях [1].

Согласно исследованиям Хорева Б.С., с 1990-х годов на территории юга России наблюдается устойчивый миграционный отток из республик Северного Кавказа в близлежащие относительно «благоприятные» районы: Краснодарский край, Ставропольский край, Ростовскую область [7].

Инженерно-транспортная инфраструктура. Определено, что через юг России проходят ведущие международные транспортные коридоры (МТК): магистрали и путепроводы международного и федерального значения. Южные районы занимают стратегически важное положение в системе транспортировки нефти в Европу. Важным для региона является пересечение двух транспортных коридоров: меридионального направления «Север – Юг» и широтного «Запад – Восток» [8]. В настоящее время значение южных транспортных путей увеличилось, так как через этот район Россия осуществляет связь с республиками Закавказья.

В соответствие с положениями Критской конференции, были названы следующие приоритетные направления для дальнейшего развития транспортной инфраструктуры:

- транспортное направление Москва – Астрахань; 
- водный путь из региона Чёрного и Азовского морей, через Волго-Донской канал, на Каспийское море [8].

Важным коммуникационным звеном в системе расселения Юга России является транспортный коридор Ростов-на-Дону – Махачкала. Он пересекает на западе ответвление от Транссибирской магистрали Москва – Новороссийск, а на востоке коммуникационный коридор «Север-Юг» – Москва-Баку. Железнодорожная сеть района связана с железнодорожной сетью Крыма паромной переправой через Керченский пролив.

Железнодорожная часть ответвления МТК «Транссиб» (Новороссийск – Сальск – Транссиб) в настоящее время активно реконструируется. Для повышения конкурентоспособности этого коридора целесообразно его усиление за счет развития параллельного автодорожного направления.

Водный путь Дунай – Дон – Волга через Черное и Азовское моря является альтернативой морского участка проекта ТРАСЕКА. Этот путь играет важную роль в обеспечении перевозок по «Шелковому пути», а также позволяет осуществлять связь с параллельным сухопутным коридором МТК №4 [8].Стратегически важную роль в системе транспортных коммуникаций играют южные морские порты: на Черном море – Новороссийск и Туапсе, на Каспийском – Астрахань и Махачкала, на Азовском – Таганрог, Ейск, Азов; также речные порты – Ростов-на-Дону, Волгоград, Астрахань [9].

Особый интерес для России представляет интеграция российских внутренних водных путей в международную транспортную сеть. Наиболее перспективным для развития этого направления является подключение внутреннего водного пути Азов – Астрахань к Большому европейскому транспортному кольцу: Черное море – Дунай – Майн – Рейн – Волго-Донской судоходный канал – Балтийское море – Нева – Волго-Балтийский водный путь [9].

Рис. 2. Схема международных транспортных коридоров на Юге России

При изучении транспортной системы Юга России были выявлены основные транспортные «узлы» системы расселения: Ростов-на-Дону, Батайск, Краснодар, Новороссийск, Туапсе, Тихорецк, Минеральные Воды, Ставрополь, Махачкала, Астрахань, Волгоград.

Все вышеперечисленные транспортные условия диктуют направление территориально-пространственного развития всей системы расселения, а также укрепления значения крупных систем расселения – городских агломераций, обладающих высоким экономическим потенциалом (рис.2).

Под влиянием вышеперечисленных условий и аспектов сформировалась современная система расселения Юга России. В основе Генеральной схемы расселения России лежит концепция опорного каркаса расселения, выражающего идею иерархического построения совокупности центров разного уровня и связывающего их магистрали [10]. В современной схеме расселения Юга России также отражена концепция «сфокусированного» развития, предполагающая концентрацию финансовых, административно-управленческих, человеческих и др. ресурсов в определенных «точках» роста. В системе расселения функции таких «точек» роста выполняют центры расселения – городские агломерации и крупные города. Концентрация усилий в пределах отдельных точек роста позволяет получить эффект масштаба и эффект агломерации, которые создают в точках роста силы для самостоятельного развития. Верный и обоснованный выбор данных «точек» роста в регионе обеспечивает со временем подъём в развитии и окружающих территорий.

Опорный каркас ориентирует пространственное развитие экономики. В составе каркаса выделена совокупность «точек» и «линий», представляющих собой центры и оси приоритетного развития расселения. В структуре расселения юга России можно выделить следующую иерархию «точек» роста системы расселения: регионального, областного, агломерационного и местного уровней. Не менее важную роль в системе расселения играют основные транспортные «коридоры» – автомобильные и железнодорожные магистрали, водные артерии. Выделенные оси остаются ведущими планировочным ориентирами в дальнейшем развитии системы расселения.

Именно на пересечении ведущих транспортных магистралей и расположены основные центры расселения – «точки» роста. Согласно исследованиям А.А. Климова, данный подход во многом связан с кластерным подходом к размещению производственных сил и дальнейшей интенсификации развития выделенных полюсов роста [6, c. 109].

В составе планировочной структуры изучаемой территории выделены следующие основные направления расселения: «Север-Юг» – меридиональное направление и «Восток-Запад» – широтное направление. Меридиональное направление образуют магистрали: Ростов – Краснодар – Адлер, Волгоград – Астрахань – Махачкала; широтное: Ростов – Волгодонск – Волгоград, Краснодар – Махачкала.

Функции полюсов роста федерального уровня выполняют крупные городские агломерации, с выделенными городами-центрами: Ростов-на-Дону, Волгоград, Краснодар, Ставрополь, Элиста, Астрахань, Майкоп, Черкесск, Нальчик, Владикавказ, Магас, Грозный, Махачкала. Согласно исследованиям А.С. Лолы, вокруг выделенных городов-центров сформированы моноцентрические городские агломерации [11]. К группе полицентрических агломераций относится уникальная Минераловодская агломерация. Вдоль Черноморского побережья протянулись «линейные» Новороссийская и Сочинская моноцентрические агломерации. В последние годы на картах Юга России обозначилась «новая» моноцентрическая Волгодонская агломерация. Уникальную промышленную полицентрическую агломерацию формируют города Каменск-Шахтинской группы. К полюсам роста областного уровня можно отнести следующие центры расселения: Михайловск, Камышин, Тихорецк, Кропоткин, Армавир, Лабинск, Крымск.

Рис.3. Схема плотности населения по субъектам Южного и Северо-Кавказского федерального округов

Рис. 4. Схема концентрации населенных пунктов на Юге России

Одна из особенностей расселения Юга России – неравномерное размещение населения, средняя плотность населения составляет 47 человек на 1 кв. км (рис.3). На территории Краснодарского края и Ростовской области проживает почти 3/5 населения района (рис.4). Максимальные показатели плотности населения отмечаются в предгорьях, в районах интенсивного земледелия Краснодарского края и в индустриальных районах Ростовской области. Минимальный показатель плотности населения «ρ» зафиксирован в Республике Калмыкия – до 20 чел./ кв. км, а максимальный зарегистрирован в Республике Северная Алания – свыше 80 чел./ кв. км. Определены показатели плотности населения «ρ» в других областях изучаемой территории, которые составляют:

  • Волгоградская и Астраханская области, Карчаево-Черкесская республика – 20,1÷40 чел./кв. км;
  • Ростовская область, Ставропольский край, Адыгея и Дагестан – 40,1÷60 чел./ кв. км;
  • Краснодарский край, Кабардино-Балкария и Чеченская республика – 60,1÷80 чел./ кв. км.

На территории Юга России незаселенными остаются южные высокогорные районы вдоль границы с Грузией.

Одной из задач исследования является выявление в системе расселения Юга России особо перспективных «точек» роста – городских агломераций. В качестве критерия выборки использовался коэффициент агломеративности, определенный методом ближайшего соседства (коэффициент Кларка-Эванса) [12]. Суть метода заключается в определении степени концентрации распределенных по территории элементов: Rn=D/(0,5*(1√A/N)).

Rn – показатель, характеризующий терр. концентрацию поселений; D – расстояние между ближайшими поселениями, S – площадь изучаемой территории; n – число поселений. При совершенно равномерном распределении показатель получает максимальное значение (ок. 2,15); при скученности населения в одном поселении Rn равен 0; при беспорядочном, случайном их распределении – 1,0. Таким образом, создаётся возможность описать числом по непрерывной шкале значений от 0 до 2,15 любое распределение поселений по территории [13].

Подобный количественный анализ плотности системы расселения с шагом сетки в 100х100 км выполнил Авдотьин Л.Н. [14]. Однако в авторском исследовании использована сетка с шагом 120х120 км, соответствующая оптимальному размеру радиуса влияния города-центра в 90 минут. Графическая схема расчета отражена в рис.5, а данные занесены в таблицу 1. Этот метод подсчета выявил области – «ячейки» – с максимально высокой показателями (0,7 и 0,8), а, следовательно, и значительной концентрацией городского населения. Таким образом, в системе расселения предгорной части юга России были выявлены пять городских агломераций: Ростовская, Волгоградская, Краснодарская, Ставропольская и Астраханская.

Рис. 5. Схема определения коэффициента агломеративности на Юге России

Таблица 1
Расчет коэффициента агломеративности

*Из расчета были исключены квадраты с количеством поселений 1-2 (квадраты «А», «Б»)

Итогом исследования является разработка концепции перспективного развития системы расселения на территории Юга России. Концепция отражает основные положения устойчивого развития территории, основанной на принципе экстенсивного развития и качественного преобразования существующей урбанизированной среды с сохранением природно-экологического каркаса, улучшении экологической ситуации (рис.6).

Рис. 6. Концепция перспективного развития системы расселения на территории Юга России

Основные положения:

 – Укрепление существующего опорного каркаса расселения территории с выделением опорных центров расселения – городских агломераций. «Уплотнение» опорного каркаса расселения: формирование дополнительных планировочных осей меридионального и широтного направлений. Выделение «новых» опорных точек расселения: Волгодонской агломерации, Элисты и др.

 – Развитие крупных центров расселения на базе агломерационного «полюсного» принципа расселения. Агломерации обладают значительным экономическим потенциалом для эффективного развития, не только городов-центров, но и всех входящих в ее состав городов и поселений. 

– Реструктурирование и создание новых производственных центров (подцентров) с учетом агломерационного принципа, основанном на формировании единой производственной экономической базы для всего ареала расселения.

 – Интеграция южных транспортных путей сообщения в международную транспортную сеть. Продление существующих международных транспортных коридоров и формирование крупных транспортных узлов международного и регионального уровня в агломерационных центрах расселения: Ростове-на-Дону (Батайске), Волгограде, Краснодаре, Ставрополе, Астрахани.

 – Совершенствование транспортной сети: строительство новых федеральных и региональных магистралей «дублеров», реконструкция существующих магистралей и дорог. Развитие инженерно-транспортной инфраструктуры.

 – Укрепление и развитие природно-экологического каркаса расселения, выделение туристических рекреационных центров в системе расселения. Разработка и реализация экологического мониторинга, программ по восстановлению природных комплексов.

Заключение

Итогом территориально-пространственного развития системы расселения Юга России стало формирование на базе крупных и больших городов современных центров развития – городских агломераций. Приграничная территория юга России расположена на пересечении основных транспортных коридоров «север-юг», «восток-запад», благодаря чему рассматривается как особо перспективная для развития международных торгово-рыночных отношений. Богатый и разнообразный природно-ресурсный и рекреационный потенциал свидетельствует о развитии региона в следующих сферах экономики: добывающей, топливно-энергетической, производственной, сельскохозяйственной, туристической.

Распределение городских агломераций в системе расселения Юга России свидетельствует о закономерности их развития, так как они сформированы в «узлах» территориально-градостроительного каркаса. Они выполняют функции региональных центров расселения, экономических, культурных центров развития и крупных коммуникационных узлов федерального уровня. На основе агломерационного принципа расселения сформулированы основные положения перспективного развития системы расселения Юга России.

References

1. По данным предварительной ВПН-2010 [Электронный ресурс] // perepis-2010.ru. – 2011. – Режим доступа: http://www.perepis-2010.ru/results_of_the_census/results-inform.php  (дата обращения: 17.06.2011).

2. Градостроительство и территориальная планировка / под ред. А.И. Йодо. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 44с.

3. Введение в экономическую географию и региональную экономику России / под ред. Е.Л.Плисецкого. – М.: ВЛАДОС, 2008.

4. Иванченко Л.А. Приоритеты региональной экономики / Л.А. Иванченко. – М.: Фонд «за экономическую грамотность», 1998. – С.49-54.

5. Гранберг А.Г., Кистанов В.В. Государственно-территориальное устройство России / А.Г. Гранберг, В.В. Кистанов и др. – М.: ДеКА, 2003. – С.178-179.

6. Климов А.А. Пространственное развитие и проблемные территории. Социально-экономические аспекты / А.А. Климов. – М.: КомКнига, 2006.

7. Хорев Б.С. Новейшие изменения во внутренней и внешней миграции населения России и их экономическое значение / Б.С. Хорев. – М.- СПб.: Ассоциация гуманитарных знаний, 1994. – С. 31-32.

8. Схема территориального планирования Астраханской области. Пояснительная записка. [Электронный ресурс] // minregion.ru – 2010. – Режим доступа: http:www.minregion.ru/OpenFile.ashx/Materialy.doc?AttachID=1054 (дата обращения: 17.06.2011).

9. Владимиров В.В., Наймарк Н.Н. Проблемы развития теории расселения в России / В.В. Владимиров, Н.Н. Наймарк. – М.: Эдиториал УРСС, 2002. – 110 с.

10. Международные транспортные коридоры: перспективы развития на Юге России [Электронный ресурс] // transyuga.ru – 2004. – № 6 (18). – Режим доступа: http://www.transyuga.ru/article/6_18_2004/power/193.html . (дата обращения: 10.02.2011).

11. Лола А.М. Основы градоведения и теории города (в российской интерпретации). – М.: КомКнига, 2005. – С.25-27.

12. Расселение населения [Электронный ресурс] // geography.ru. – Режим доступа: http://nation.geoman.ru/demogr/item/f00/s01/e0001026/index.shtml  (дата обращения: 17.06.2011).

13. Сосновский В.А., Русакова Н.С. Прикладные методы градостроительных исследований: учеб. пособие / В.А.Сосновский, Н.С.Русакова. – М.: Архитектура-С, 2005. – С. 57.

14. Авдотьин Л.Н. Количественный анализ региональных систем расселения / Л.Н. Авдотьин // Использование системного подхода в проектировании и управлении развитием городов: сб. ст. под. ред. Фомина Г.Н. – М.: Стройиздат, 1977. – С.26-30

Citation link

Andreyeva Yu.V. AN AGGLOMERATED DEVELOPMENT CONCEPT FOR POPULATION DISTRIBUTION IN THE SOUTH OF RUSSIA [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2011. – №3(35). – URL: http://archvuz.ru/en/2011_3/4 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 20.06.2011
Views: 85