Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №2 (38) June, 2012

Theory of architecture

Golovkin Alexander B.

PhD student, 
Research supervisor: Professor S.V. Ilvitskaya, Doctor of Architecture,
State University of Land Use Planning,

Russia, Moscow

EVOLUTION OF THE ARCHITECTURE OF THE BAPTISMAL FONT

УДК: 726.591.16
Шифр научной специальности: 85.11

Abstract

The article is devoted to the architecture of the baptismal font. This architectural creativity object is considered in its evolution – from a vessel made of a uniform piece of stone to big-size collapsible font made from contemporary composite materials. Until very recently, the evolution of the architectural form of the font was of interest for historians only. The small metal bowls that are still available in the Russian Orthodox Church, suitable for immersing a newborn baby only, could not be considered as full-scale architectural objects. Our Church, however, has repeatedly voiced the need to revive the ancient tradition of baptism by immersing adults in water completely. This makes it necessary to build fonts comparable with small pools in size.

The experience of creating fonts of a considerable size is gaining value. Besides historical objects to be studied, there are specimens in modern-day practice as well. A lot of Christian Churches have not lost the tradition of baptizing adults in large fonts that fit person completely. Unique designs have been created from modern-day materials, and innovative ideas were proposed concerning the location of the font in church building. The solutions that stood the test of time are still relevant. Studying the variety of spatial planning solutions, materials and art forms of fonts and analyzing of prototypes for conformity to modern-day requirements are essential for the further development of temple architecture in Russia.

Keywords: church architecture, temple, baptistery, font, church interior, Sacrament of Baptism

Первые крещения в истории христианства совершались в естественных водоемах. Собеседник апостола Филиппа вопрошает на берегу реки: «вот вода; что препятствует мне креститься? Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно». (Деян. 8:36-37). Два обстоятельства способствовали переходу от крещения в реках к крещению в искусственных водоемах – гонения на христиан в Римской империи и последующее широкое распространение христианства по всем странам мира. Необходимость совершать крещение тайно в период гонений привело к использованию для крещения бассейнов (имплювиев), расположенных в атриумах жилых домов христиан. Имплювии стали первыми архитектурными объектами, применяемыми в качестве купели. Позже, когда гонения на христиан прекратились, в качестве купелей стали также использовать бассейны в термах, общественных банях. Однако все эти бассейны жилых и общественных зданий, созданные изначально для других целей, не дают представления об определенности архитектуры купели самим Таинством Крещения.

При распространении христианства в различных странах насущной становилась задача строительства специальных искусственных водоемов для крещения. В засушливых странах не было достаточно глубоких и чистых рек. В городах - форпостах империи безопасность могла быть обеспечена только в пределах городских стен. В странах с холодным климатом требовалось расположение купели в закрытом помещении. Перед зодчими первых веков распространения христианства встала задача строительства зданий, специально предназначенных для расположения купелей и проведения крещения – баптистериев. Массовое строительство баптистериев началось в IV веке. С этого периода до настоящего времени продолжается история творческого поиска, создания и совершенствовавших купелей – особого типа сооружений в христианском зодчестве.

В истории Церкви были периоды массовых крещений целых народов и периоды, когда все население страны принимало Святое Крещение в детстве, и количество взрослых неофитов исчислялось единицами в год. Купель VI в. Храма Святой Софии в Константинополе (рис.1) объемом 12 куб. м могла вместить до десяти взрослых. Купель Реймскогого собора вмещала только новорожденного младенца. Масштаб купели не зависел от размеров здания или положения церкви в обществе. Когда всеобщее крещение в детстве стало нормой, для крещения взрослых также стали применять небольшую купель для младенцев, которая могла просто выполнять роль водосвятной чаши. Наряду с крещением полным погружением в воду стало широко применяться крещение обливанием. Применялось также частичное погружение – погружение в купель головы и плеч крещаемого взрослого, нагибающегося над купелью.

Рис. 1. Купель Храма Святой Софии. Стамбул. Турция.
Источник: 
http://theatron.byzantion.ru

Именно уменьшение купели и появление переносных купелей - чаш привело к тому, что купель перестала восприниматься как объект строительства и, как следствие, оказалась вне поля зрения архитектурной науки. Так, повсеместное применение в Русской православной церкви переносных металлических купелей привело к возникновению стереотипа восприятия купели не как объекта архитектуры, а как объекта поточного промышленного производства, в лучшем случае – объекта прикладного искусства. Однако небольшая купель для крещения младенцев – всего лишь частный случай изначально архитектурной задачи создания искусственного водоема для крещения. Это именно водоем, бассейн. В пользу такого восприятия типологии объекта свидетельствуют термины, применяемые в зарубежной архитектурной практике (в частности, англ. baptismal pool – букв. – «крестильный бассейн»).

Изначально специально возводимые купели для Крещения представляли собой вместилища воды, полностью погруженные в пол здания. Бассейн выполнялся методом кладки. Для строительства использовались камни большого размера. Они тщательно подгонялись друг к другу, так что кладочные швы не пропускали воду. При возведении первостепенных по значению объектов с самых ранних времен считалось желательным выполнение всей чаши из единого куска камня. Камень обрабатывали, придавали форму и вмуровывали в углубление в полу, сформированное обычной кладкой из материала стен. Так, например, была выполнена из мрамора купель Храма Святой Софии в Константинополе, демонтированная при использовании храма как мечети и в настоящее время хранящаяся во дворе музейного комплекса (рис. 1). Камень, используемый для изготовления купелей, как правило, выбирался из дорогих пород, относящихся к отделочным, декоративным. Большие куски такого камня, не имеющие изъянов – большая редкость, поиск и обретение их – особая радость, символ бескомпромиссности веры и надежды христианина. Примером осуществленной идеи такого рода может служить купель Баптистерия Константина близ Латеранского Собора в Риме, выполненная из порфира [1].

Символика заглубления купели в пол понятна в контексте богословия Таинства Крещения. При этом она может шокировать человека, далекого от церкви. Крещение – это смерть для возрождения в Новую Жизнь. Апостол Павел говорит «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. 6:3-4). Во всех странах, где археологами обнаружены заглубленные в пол купели, существовали традиции погребения в землю, в вырытую могилу. Опускание тела горизонтально ниже уровня земли однозначно воспринималось как видимое изображение погребения, невидимой смерти во время крещения. Форма углубления купели могла быть разной – круглой, многогранной и крестообразной. Наиболее показательны, с точки зрения изобразительной картины возрождения через смерть, купели удлиненной прямоугольной формы, в плане напоминающие могилу. На рисунке 2 изображена купель в развалинах древнего храма вблизи Эфеса (Сирия). Удлиненная форма купели придается за счет двух каменных перемычек над крестовидной в плане чашей. Таким архитектурным решением автор баптистерия изображает не только смерть и погребение, но и, в первую очередь, победу над смертью, приобретенную ценой Крестной Жертвы Христа.

Рис. 2. Купель храма вблизи Эфеса. Сирия
Источник: 
http://revpatrickcomerford.blogspot.com/2011/11/liturgy-62-baptism-and-eucharist-1-from.html

Со временем у купелей стали достраивать борта. Это делало сооружение в центре здания баптистерия более значительным, заметным, организовывало внутреннее пространство вокруг смыслового центра. Простое мощения пола постепенно заменялось сложной орнаментально - изобразительной системой, подчеркивающей значение смыслового и композиционного центра. При этом купель постепенно утрачивала какое-либо внешнее сходство с местом погребения. Борт купели предполагал наличие организованных входов, пологих лестниц, широких ступеней. Обычно создавалось несколько входов. Смысловым прототипом таких купелей становилась купель Вифезда при Овчьих вратах Иерусалима, место, где Господь исцелил расслабленного (Ин.5:1-16). Примером такой купели может служить купель баптистерии древнего македонского города Стоби (рис.3)

Рис. 3. Купель баптистерия в Стоби. Македония.
Источник: 
http://en.wikipedia.org/wiki/File:Stobi_Baptisterium.jpg 

В период раннего средневековья купель – чашу из единого куска камня – перестают вмуровывать в пол. Борт чаши с наружной стороны покрывают резными изображениями, в том числе – имеющими поучительный характер изображениями сцен и отдельных святых. Тем самым, присутствующие на крещении научаются вере через созерцние изображений в нужном архитектурном контексте в особый для жизни каждого христианина момент [2]. Средневековые купели упомянутого типа, разумеется, в настоящее время не используются по прямому назначению. Отсутствие физической связи со строительными конструкциями позволило переместить их в места экспонирования, в частности, в художественные музеи и коллекции средневековой скульптуры. Для таких купелей характерен круглый, реже овальный план, слегка наклоненные борта. Прототип формы уже не гробница или бассейн, а некий сосуд. В отдельных случаях, в более сложных по форме купелях, можно увидеть основание и ножку сосуда, что позволяет считать его чашей. В дальнейшем купели-чаши стали выполнять на все более тонкой ножке, нарочито акцентируя сходство с Потиром – Евхаристической Чашей. Именно такую форму имеют металлические купели, используемые сегодня в Русской православной церкви для крещения младенцев и для крещения взрослых частичным погружением. Купель XII в. храма в Сан-Мартин-де-Ункс (Наварра, Испания) в форме простого сосуда – типичная средневековая купель (рис. 4).

Рис. 4. Купель храма в Сан-Мартин-де-Ункс. Наварра, Испания.
Источник: 
http://elpasiego.foroactivo.com/t49-pilas-romanicas

Уменьшение купелей – не единственная тенденция развития их формы в средние века. В период средневековья появился еще один тип купелей-бассейнов – многогранный объем, расположенный на возвышении. Примером такого объемного решения могут служить купели известных итальянских баптистериев в Вероне (рис. 5), в Сиене и во Флоренции [2]. Именно ступенчатое основание является здесь основным архитектурным изобразительным приемом.

Ступени не только обеспечивают утилитарную функцию подъема к самой купели. Ступенчатая, сужающаяся кверху симметричная архитектурная форма использовалась в сакральной архитектуре многих народов, например, в зиккуратах Междуречья. Ступенчатая пирамида в традиционных системах прочтения архитектурных форм подчеркивает значение того, что происходит на верхней площадке. В случае расположения на ступенчатом основании купели акцент ставится на особом значении Таинства Крещения и места, где оно совершается.

Рис. 5. Купель баптистерия в Вероне. Италия.
Источник: 
http://ru.wikipedia.org/wiki/Verona_Fonte.jpg

Важен также другой смысл возвышенного расположения. Путь человека, принимающего Крещение и входящего через крещение в Церковь – это путь вверх, подъем по ступеням духовной жизни [2]. Здесь используется изобразительный прием, традиционно применяемый при организации трехуровневой системы возвышения поверхностей в православном храме. Символика непрерывного возвышения поверхностей, как отображения возвышения человека в вере, содержится в изобразительной системе, самого христианского богослужения. При этом поверхности, участвующие в системе могут быть различными. Применительно к Таинству Евхаристии, например, тремя уровнями поверхностей являются уровень пола храма, уровень пола амвона и уровень поверхности престола. Известна также иная система – уровень земли, уровень пола храма, уровень солеи и пола алтаря.

Архитектура купелей не застыла в исторических формах. Современные решения купелей – органичная часть архитектуры XX-XXI веков. Во многих странах традиция строительства баптистериев не прерывалась из-за притеснений Церкви. Напротив, при становлении современной архитектуры многие инновации в области материалов, конструкций и формообразования применялись в первую очередь в архитектуре церковных зданий, в том числе – в архитектуре купелей. Развитию архитектурной формы способствовала активность христианских церквей, считающих правильным крещение именно во взрослом возрасте. По заказу этих церквей архитекторы много работали со стационарными купелями, ориентируясь на церковную практику и современные тенденции в архитектуре, в том числе – в архитектуре бассейнов. Ими было предложено много инновационных решений для купелей-бассейнов, обеспечивающих крещение взрослых полным погружением в воду. Купели создавались как для современных концептуальных храмов, так и для зданий в традиционных формах – вновь строящихся и исторических. При этом исторические формы самого здания не всегда диктовали непременно решение купели в исторических формах. Наоборот, именно контраст современных форм и материалов с контекстом обеспечивал восприятие купели как смыслового центра баптистерия. Этот прием выделения композиционного центра иной природой формы в современной храмовой архитектуре пришел на смену выделению за счет установки на многоступенчатую платформу. Архитектурные инновации не ограничивались большими купелями – бассейнами. Много новых архитектурных форм и авторских решений предложено также для церквей, практикующих крещение младенцев. Для малых купелей разрабатывалась не только форма самой чаши, но и принципы визуального взаимодействия купели с ее архитектурным окружением [2].

Рис. 6. Купель храма в Сан-Сальвадоре. Эль-Сальвадор.
Источник: 
http://www.mormontemples.com/381/san-salvador-el-salvador-mormon-temple

Два интересных примера служат иллюстрациями современного прочтения упомянутых выше исторических типов. Купель храма в Сан-Сальвадоре (Эль-Сальвадор) расположена ниже уровня пола, имеет удлиненную продолговатую форму (рис.6). При всей роскоши внутренней отделки современного здания, ориентированной на праздничность и торжественность обрядовой составляющей богослужения, в самих формах и расположении купели нетрудно увидеть самое раннее прочтение купели как символа смерти и погребения для возрождения в Вечную Жизнь.

Второй пример – небольшая купель для крещения младенцев Англиканской церкви в Лисморе (Австралия). Белоснежная купель лаконичной формы установлена на невысокой круглой платформе с покрытием из светлого ореха. Удачное колористическое решение – от белого цвета купели в центре, через светлый круг платформы к темному цвету пола помещения баптистерия, создает эффект ореола – свечения чаши (рис.7).

Рис. 7. Купель храма в Лисморе. Австралия.
Источник: 
http://lismoreanglicans.org.au/contact-us/baptisms/

Впрочем, до настоящего времени самая древняя форма крещения – крещение в естественных водоемах – считается во многих Церквях желательной формой, напоминающей крещение самого Иисуса Христа в Иордане. Естественная купель водоема может быть преобразована архитектурными решениями. Наиболее известная специально оформленная купель расположена на реке Иордан (рис. 8). Она, как и все объекты такого типа, оборудована ограждениями, трапами для спуска в воду, мостками. Купель позволяет проводить крещение достаточно большого количества человек одновременно. Решение остальных частей архитектурного комплекса акцентирует внимание на купели как на композиционном и смысловом центре. В частности, на полукруглых террасах амфитеатра берегового склона выполнено мощение с лучами, направленными в центр огороженного пространства водоема.

Рис. 8. Купель на реке Иордан. Израиль.
Источник: http://www.eurotourne.ru/epiphany.htm

Нельзя не упомянуть две актуальные тенденции в архитектуре, нашедшие отражение в современном решении купелей. Это портативность решений и гибкая многофункциональность. Сейчас созданы великолепно выполненные разборные купели различной конструкции, позволяющие использовать для крещения любое помещение. Примером может служить купель Portable Bapistery компании Tubs To Go [3]. Такая купель может являться собственностью нескольких приходов и передаваться для использования и установки по необходимости (рис. 9,10).

Рис. 9. Разборная купель. Portable Bapistery.
Источник: 
http://www.portablebaptistery.co.uk/

Рис. 10. Разборная купель Portable Bapistery. Стадии сборки.
Источник: 
http://www.portablebaptistery.co.uk/

В настоящее время купели, позволяющие крестить взрослого человека полным погружением в воду, очень нужны Русской православной церкви. Об этом свидетельствуют многочисленные публикации и современная церковная практика. Большие купели-бассейны создаются как в новых, так и в давно действующих храмах по инициативе настоятеля и общины во многих приходах. При этом не существует работ, обобщающих архитектуру купеле, ни в историческом, ни в типологическом аспектах. Архитектуре других искусственных водоемов, например, плавательных бассейнов или садовых прудов, посвящено множество фундаментальных работ. При написании настоящей статьи ставилась задача обратить внимание на невозможность архитектурного проектирования купели без знакомства с многовековым опытом и современными достижениями архитектуры. Этот объект значительно сложнее любого искусственного водоема. Его архитектура неразрывно связана со смыслом и красотой Таинства Крещения. В архитектурном решении учитывается обрядовая составляющая в соответствии с принятым в церкви чином крещения. Купель в то же время – искусственный водоем. При ее проектировании учитываются все характеристики, обеспечивающие долговечную, безаварийную и безопасную эксплуатацию. Все это дает право говорить об архитектуре купели, и, в частности, об истории ее архитектуры, как об отдельном объекте изучения и творчества.

References

1. Flinn F.K. Encyclopedia of Catholicism / F.K. Flinn. – Facts On File, 2006. – 670 p. 

2. Tailor R. Pocket Guide to How to Read a Church / R.Tailor. – Random House UK, 2007. – 304 p.

3. At last, a purpose built, portable Baptistry available to Churches throughout the UK and overseas! [Electronic resource] / Portable Baptistery. – URL: http://www.portablebaptistery.co.uk/ 

Citation link

Golovkin A.B. EVOLUTION OF THE ARCHITECTURE OF THE BAPTISMAL FONT [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2012. – №2(38). – URL: http://archvuz.ru/en/2012_2/6 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 30.12.2012
Views: 88