Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №4 (40) December, 2012

History of architecture

Khayrullina Yulia S.

PhD student, Chair of Urban and Rural Planning.
Research supervisor: Associate Professor G. Sh. Tokareva, PhD.,
Kazan State University of Architecture and Civil Engineering,

Russia, Kazan, e-mail: y.xairullina@mail.ru

A HISTORICAL REVIEW OF NATIONAL EXPERIENCE IN THE PLANNING OF KEY URBAN RAILWAY-INFRASTRUCTURE FACILITIES

УДК: 725.31
Шифр научной специальности: 85.113(2)

Abstract

Urban facilities performing the transportation function have a long history of development. The term "railway station" was modified with changes in its functionalities. The author intentionally introduces the working term «key urban facility with a transport function» because this town-planning phenomenon has no accurate definition. «A key urban facility with a transport function» generally means railway transport infrastructure facilities (stations, transit centres, multipurpose complexes).

At the turn of the 18th century, the Russian language had the word «voksal», derived from the English word «Vauxhall», which at that time designated entertainment facilities for high society at railway stations. In the 19th century, this entertainment facility lost its specific functions as the railway infrastructure was developing, and additional, less «active» passenger services were added to its main function, i.e. transportation. The result was a new type of railway infrastructure – a railway station. Throughout two centuries the railway station was a typical element of the transport infrastructure, defining the general character of a transportation facility for all railway station complexes across the country. However, the technological and, later, information revolution in society led to advances in technological thinking and rates of technical progress in all spheres of life, including transport infrastructure. The information society developed a broader range of needs in connection with the opening opportunities, and this has had an inevitable effect on the structural organisation of railway station complexes. Acquiring an increasing range of functions to satisfy the growing needs of the passenger as consumer and an ordinary person with his/her broad range of needs, the railway station has expanded beyond the typological boundaries of a usual railway complex, becoming something like «a key urban facility with a transport function». A modern-day project of this kind includes a lot of functions, communications and, accordingly, spatial treatments. It is still located within the city structure, more often than not being based on an existing railway station. Therefore, in order to allow for all the variety of scenarios that a person may find him/herself in today in the same context with numerous functions – railway transport and passenger services – we need a clear definition of this facility with a description of its criteria and parameters and new planning methods. Frequently what we see is a chaotic «functional mess» of railway station services with subsequent excessive functional and social density in the same space. That is why it is necessary to give attention to the shift in the transport paradigm with changes in society as exemplified by the evolution of railway station as a median typical concept of a transport and transit complex.

Keywords: «Vauxhall», railway station, integrated transit station, terminal, multipurpose facility with transport infrastructure

Типологические особенности вокзальных комплексов были неоднократно рассмотрены во многих научных трудах таких авторов как Голубев Г.Е., Русаков Е.С., Батырев В.М. Васильев Е.В., Гельфонд А.Л., Боков А.В., Канунников М. Н., Явейн И.Г., Херцег К., Кириченко Е.И. и других. В данных исследованиях проведен достаточно детальный анализ отечественного и зарубежного опыта организации вокзальных комплексов XIX – XX вв. Представлены яркие примеры проектирования классических функционально-планировочных схем, архитектурных решений, особенности структурной организации процессов внутри вокзальных комплексов, связанных с транспортными и транспортно-пассажирскими коммуникациями и его внешних связей, выявлены нормативные особенности.

Данная статья предлагает рассмотреть спектр всех трансформаций вокзального комплекса на предмет структурно-функциональной организации объектов в разные исторические эпохи.

Автор считает, что феномен исследуемого сложного градостроительного образования не имеет на сегодня четкого определения на фоне существующего большого множества формулировок. Эта тема заслуживает отдельного рассмотрения и является, скорее, результатом представленной в этой статье некой хронологии развития объекта железнодорожной инфраструктуры. Однако определение термина обществом является прямым выражением его отношения к своей цивилизованной организации, уровню своей культуры. Среда всегда отражала общественный строй своей эпохи: его приоритеты нравственных норм и поведения отдельного индивида, что, в свою очередь, определяло сложный характера организации среды обитания человека. Это можно проследить на примерах усложнения структуры вокзальных комплексов, начиная с усложнения термина определения вокзала:

  • железнодорожные станции и вокзалы (Казанский, Ярославский, г. Москва);
  • воксал, от англ. «Vauxhall» (Царскосельский, Павловский, г. С.-Петербург);
  • вокзальный комплекс и комбинированные вокзалы (Ладожский, г. С.-Петербург; Курский г. Москва);
  • многофункциональный транспортно-пересадочный пункты и терминалы (ТПУ Планерная, Выхино, – г. Москва; проекты вокзалов г. Сочи);
  • городское узловое образование с транспортной функцией (ТП "Сколково", г. Москва).

Каждый термин отображает определенную функциональную организацию и типологические особенности объекта вокзального комплекса. В статье автор предлагает рассмотреть общие тенденции трансформации вокзальных комплексов как пример активных градообразующих узлов транспортной инфраструктуры города.

Воксал (сер. XVIII – нач. XIX вв.). Сам термин «воксал» происходит от термина «Vauxhall» – название парка и увеселительного заведения в Лондоне, принадлежавшего в XVIII в. Джейн Вокс, которая в 1732 г. положила начало распространению общественных парков в дальнейшем по всему миру [12]. Известно, что в России первые «воксалы» появились в крупных столичных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург. В Москве это Нескучный сад (ныне Парк им. М.Горького) – 1770-е гг. и «Большой Воксал» на Таганке в 1780-е (ныне Курский вокзал). В Санкт-Петербурге это были: Воксал в Нарышкинском саду, 1793; в Екатерингофе (рис. 1); на даче Кулешева-Безбородко [12]. Структурно-функциональное содержание «воксалов» следующее: концертный зал, театр, бальный зал, рестораны; оранжереи, аттракционы, эстрадный театр [3]. Воксалы в Царском Селе и Павловске (рис. 2) были впервые приурочены для езды по строящейся Царскосельской железной дороге, построенной в 1837 г. [1]. Таким образом, «воксалы» становятся прототипами двух разных общественных объектов: в одном случае это культурный парк, в другом – объект транспортного назначения, где «воксал» теряет свое изначальное значение и включает теперь ж/д станцию, появляются «вокзалы». Общественный объект приобретает транспортную функцию, которая впоследствии становится доминирующей.

Типологические особенности терминов «воксал» и «вокзал» нередко встречались в литературных источника.

«Воксал». У А.С.Пушкина в стихотворении «К Наталье» читаем: «...на гуляньях иль в воксалах легким зефиром летал...»

И у Н.В. Гоголя в сохранившихся фрагментах второго тома «Мертвых душ»: «Француз открыл новое заведение – какой-то дотоле неслыханный в губернии воксал, с ужином, будто бы по необыкновенно дешевой цене и наполовину в кредит».

У В. Даля тоже упоминается: «Воксал – сборная палата, зала на гульбище, на сходбище, где обычно бывает музыка».

Ф.М.Достоевский, «Преступление и наказание»: «…в сущности, распивочная, но там можно было получить и чай».

Рис. 1. Воксал в Екатерингофе, 1824 г.
(Литография по оригин. И. Урениуса).
Источник:
http://www.russianprints.ru/

Рис. 2. Павловский вокзал, С.-Петербург, 1836 г.
(Гравюра Л. Серякова, по рис. К. Брожо).
Источник:
http://dic.academic.ru

Типологические особенности. Трансляция театральных характеристик в дизайне объектов вокзалов: драматические фасады в ярко выраженном стиле эпохи. Сложный многосюжетный сценарий организации внутри вокзала. Железнодорожный вокзал унаследовал праздничность театрального здания и развлекательность «воксального» заведения.

 Вокзал (XIX-XX вв.). Здание или комплекс зданий, сооружений и устройств, предназначенных для обслуживания пассажиров, грузовых и почтовых операций. Термин «воксал» со временем изменил свое первоначальное значение и стал употреблятся сначала для обозначения железных дорог, а позже всех видов транспорта. Культурно-развлекательные функции «воксалов» меняются на функции транспортной системы: обслуживание пассажиров и транспорта (ремонтные депо, пассажирские залы ожидания, кассы, платформы). В «вокзале» отработан основной способ структурной организации, в основу которой заложена транспортная функция, которая становится основополагающей для его дальнейшего развития. Тип пространственной организации: замкнутое компактное объемно-планировочное решение единичного сооружения с плоскостным решением небольшого количества коммуникаций. Структурно-функциональную организацию и классификацию вокзалов определяет тип транспорта, положение на магистрали, тип пассажирских перевозок, пропускная способность и вместимость вокзала [2]. Архитектурное решение складывается из стилистических особенностей эпохи. Московские железнодорожные вокзалы, построенные в начале XX в., представляют собой монументальные здания с выразительным архитектурно-декоративным оформлением. К примеру, Ярославский вокзал в Москве (арх. Ф. Шехтель, 1902-04 гг.) внешне подобен театральной декорации в стиле русского модерна. Железнодорожный вокзал, таким образом, унаследовал праздничность театрального здания и развлекательность «воксального» заведения, изменив функциональное значение «воксала» прошлой эпохи в декоративное предназначение в современном «вокзале» [12]. Вокзал представляет собой монументальное 3-этажное сооружение с большими световыми объемами общественных пространств вестибюлей и залов ожидания (рис. 3). Интересен Варшавский вокзал в С.-Петребурге (1851–1853 гг., К.А. Скаржинский, Н.Л. Бенуа). При здании вокзала появлялись со временем помещения для различных железно-дорожных служб, каменные дома для служащих вокзала, пакгаузы и депо с платформами для въезда экипажей пассажиров. Таким образом, комплексность была «генетической» чертой организации следующих типов вокзалов (рис. 4).

Рис. 3. Ярославский вокзал, Москва.
Источник:
http://www.univermagmoskovskiy.ru

Рис. 4. Варшавский вокзал, С.-Петербург.
Источник:
http://oldsp.ru/photo/view/715

Комплексные вокзалы. В XX в. задачи создания максимальных удобств для пассажиров, требования технической и экономической целесообразности привели к созданию объединённых вокзалов (вокзальных комплексов) для обслуживания пассажиров, совершающих пересадки с одного вида транспорта на другой в одном вокзальном комплексе. Вокзалы объединялись с другими типами вокзалов («авто», ж/д, «аэро»), либо с общественными комплексами (гостиницы, торговые центры, почтамты, рестораны) [15]. Вокзалы, объединенные разными типами транспорта, имели разную структуру: от взаимосвязанного размещения вокзалов рядом до их блокирования или полного объединения всех основных пассажирских помещений в одном объёме, с использованием пассажирами различных видов транспорта, общей системой широкой сферы обслуживания: операционных залов, залов ожидания, кафе, ресторанов, справочных, почты, телеграфа, камер хранения [9]. Примером такого типа вокзала может быть Павелецкий вокзал в Москве, построенный в 1900-х гг. и реконструированный позже в пассажирский терминал со станцией метро и линиями аэроэкспрессов в аэропорт Домодедово (рис. 5). В 1970-х гг. построен Курский вокзал, реконструированный в 2008-09 гг. (рис. 6). Разные уровни вокзала отданы разным типам транспорта: наземные – пригородным, транзитным и пассажирским поездам, а также автобусам, троллейбусам; подземные – линии метро. Эти два вокзала являются новым классом организации комбинированных вокзалов. Комбинирование вокзалов обуславливает необходимость решения разведения транспортных и пассажирских коммуникаций в разных уровнях с размещением тут же всех сопутствующих сфер обслуживания. Структура вокзала начинает развиваться вертикально.

Рис. 5. Павелецкий вокзал, Москва.
Источник:
http://www.mosgid.info

Рис. 6. Курский вокзал, Москва.
Источник:
http://www.metronews.ru

Многофункциональный транспортно-пересадочный пункт (конец XX в.). Представляет собой многофункциональную городскую структуру комплексного транспортного и пассажирского обслуживания. Это сложный многоуровневый коммуникационный пересадочный узел с расширенным кругом сферы обслуживания, включающий комплексы услуг, зданий и сооружений широкого спектра общественного назначения (гостиницы, торговые, развлекательные зоны и стандартные зоны обслуживания пассажиров, зоны размещения автостоянок, пересадочных конкорсов, вестибюлей и площадей).

Общей пространственно организующей особенностью таких комплексов является терминал – конечный пункт системы транспортно-пересадочного узла, которая обеспечивает связь с внешней средой. По характеру функционального назначения: транспортный (пункт, на котором осуществляется сдача-приемка грузов), пассажирский (пункт с возможностью пересадки сразу на несколько видов транспорта: автобус, поезда, метро, аэроэкспрессы и др.). Нередко называется транспортно-пересадочным комплексом (транспортно-пересадочный узел, ТПУ) – пассажирский комплекс, выполняющий функции по перераспределению пассажиропотоков между видами транспорта и направлениями движения. Примерами современных транспортных узлов являются: Ладожский вокзал в С.-Петербурге (2003 г.) с развитой системой пассажирских перевозок всеми региональными и всеми типами внутреннего городского транспорта (рис. 7); ТПУ «Планерная» (2010 г.), включающая торговый комплекс и пересадочный терминал автобусной и ж/д станции с линиями метро (рис. 8); вокзал «Адлер» в Сочи (2012 г., на стадии завершения), крупный пересадочный узел с авто, ж/д вокзалами, метро, автопарковками и сетью общественных коммуникаций (табл. 2).

Рис. 7. Ладожский вокзал, С.-Петербург.
Источник:
http://www.rosfoto.ru/shop/photo/49360

Рис. 8. ТПУ «Планерная», Москва.
Источник:
http://www.aif.ru/money/article/43610

Во всех этих узлах широко развитая сеть структурно-функциональной организации пассажирского сообщения с транспортными терминалами в разных уровнях, зонах объекта с четкой развитой и компактной системой коммуникаций. Все эти объекты являются на сегодняшний день яркими примерами современной организации транспортно-пересадочных узлов с разветвленной системой обслуживания транспортного состава и пассажиров, рассчитанные, в том числе, на горожан. Эти объекты в своей развитой структурно-функциональной системе отрабатывают сложные технологии пространственной организации множество функций. Технологические и технические совершенствования существуют относительно транспорта и пересадки пассажиров, в то время как увязка со сферой торговли, услуг, общественных отношений и безопасности в вопросе пространственной организации узлов остается неопределенной. Встает вопрос организации ТПУ. Автору видится комплексный подход к оптимальной организации сложных развитых систем общественного, делового, рекреационного, транспортного, экономического секторов (ресурсосбережения) и сектора безопасности человека.

Городское узловое образование с транспортной функцией (нач. XXI в.). Это формулировка автора нового направления организации современных транспортных узлов железнодорожной инфраструктуры с комплексным функционально-пространственным подходом, взаимодействием с экологическими приемами современной ресурсосберегающей архитектуры и развитием новых внутренних транспортных систем коммуникаций (межтерминальные мини-поезда, электромобили). «Вокзал» сильно изменился сегодня и уходит в прошлое как один из множества типов объектов утилитарного транспортного обслуживания пассажиров. Исходя из теоретического опыта предложений дальнейшего развития многофункциональных структур транспортных комплексов известными архитекторами Асадовым, Хазановым и др., а также эскизных проектов новых узлов в Екатеринбурге, Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, можно констатировать, что идут поиски нового качества организации среды. Эта тематика прослеживается в проектах с предложениями ресурсосберегающих систем (произведена установка солнечных генераторов на вокзале в Анапе), «зеленых садов» на эксплуатируемых кровлях (проект реконструкции вокзала Екатеринбурга, некоторых ТПУ Москвы); пересадочный узел становится частью общественной организации пространств города с системами безопасности человека и возобновления природных ресурсов (проект-концепт перекрытия Курского и Савелевского вокзалов (рис. 9), ТПУ «Сколково» (рис. 10).

Рис. 9. Перекрытие 2-х вокзалов, Москва.
Источник:
http://archi.ru

Рис. 10. ТП «Сколково».
Источник:
http://www.mk.ru

Основные аспекты темы исторической периодизации объекта железнодорожной инфраструктуры.

Некогда театральный культурологический «воксал» превратился в транспортное понятие «вокзал». Происходит смещение приоритетов функций с культурно-развлекательной (в «воксхоллах») через основную (транспортно-пересадочную) – к более широкому спектру обслуживания пассажира и функций организации общественных городских пространств. Таким образом, эволюционируя в архитектурно-планировочном и структурно-функциональном планах, современный железнодорожный комплекс включает в себя весь предыдущий опыт организации ж/д комплексов и отражает современные интересы технократического и информационного обществ, такие как технологические достижения, широкий спектр сфер обслуживания всего разнообразия потребностей человека. В то время как вокзалы XVIII-XIX вв. отражали общественный дух в области искусства, творчества, духовной светской жизни, культурных ценностей, вокзалы конца XIX и XX веков отражают дух технологического прогресса и информационного искусства. Дальнейшее развитие предвещает XXI век – эпоха экологической нестабильности и техногенной опасности для человека, внедрение научных разработок в сфере ресурсосбережений в практическую базу проектирования.

Принципиальными методами модификации вокзалов были:

а) реконструкция исторических вокзалов и ж/д станций;
б) строительство новых ж/д станций или вокзалов в структуре нескольких комплексов, связанных между собой, на одной территории;
в) строительство или реконструкция новых ж/д вокзалов или станций с разветвленной сетью общественной структуры. Так мы получаем гигантские мульти-комплексы в железнодорожном узле.

Исходя из анализа отечественного опыта, мы приводим периодизацию градостроительных объектов железнодорожной инфраструктуры (табл.1).

Таблица 1.
Периодизация объектов ж/д инфраструктуры

По исторической периодизации:

До 70-х гг. XX в.: устойчивая тенденция монофункциональных вокзалов с единственной основополагающей транспортной функцией, которая определяет всю структурную организацию вокзала (ж/д вокзалы, автовокзалы, речные порты и аэропорты, являющиеся на тот момент самостоятельными объектами транспортной коммуникационной функции). Вместе с тем, с течением времени вокзалы реставрируются, наращиваются дополнительными объемами транспортно-пассажирского обслуживания (модернизация и реконструкция действующих станций и вокзалов путем повышения пропускной способности, улучшения качества обслуживания пассажиров и условий труда обслуживающего персонала).

С 70-х гг. XX в.: транспортные узлы стали обрастать различными дополнительными функциями, преобразовываясь, таким образом, в многофункциональные объекты транспортной инфраструктурой. Они представляют собой комбинированные комплексы, объединяющие несколько типов вокзалов в одном объекте со множеством сопутствующих функций обслуживания пассажиров каждого типа.

Многофунциональные узлы транспортной инфраструктуры представляют собой наиболее перспективные и быстро развивающиеся железнодорожные комплексы. Но железнодорожными их можно называть лишь с некоторой оговоркой: вокзальная функция становится частью большого комплекса, в котором она является основной, но не единственной в своем роде [14]. Размещенные вблизи центра города и деловых кварталов крупные транспортно-коммуникационные узлы стали местами чрезмерной концентрации транспортных средств и людских масс, повышения плотности застройки. Примером могут служить площадь трех вокзалов и Курский вокзал в Москве, Ватерлоу и Виктории в Лондоне и т.д. В этих условиях требуется применение таких приемов как: рациональное использование привокзального пространства, организация многоуровневого движения людских потоков и транспорта, устройство многоярусных автомобильных стоянок, использование пространства над железнодорожными путями, включение новых функций по обслуживанию пассажиров и городского населения в состав вокзалов, создание комфортных пересадочных узлов городского и железнодорожного транспорта, организация транспортировки багажа от поездов к местам стоянки автотранспорта и метрополитена [13].

Конец XX века: появление терминалов – комплексов, где железнодорожная функция является одной из нескольких. Терминал ("terminal") в переводе с английского обозначает конечный пункт (вход или выход) и переход от одного типа к другому. Как раз принципиальное отличие терминала от простого многофункцинального комплекса заключается в соединении различных видов транспорта: железнодорожного, воздушного, водного, автомобильного, городского, пригородного, международного и т.п. Развитие транспортной инфраструктуры привело к необходимости создания интегрированных пересадочных станций, которые обеспечивали бы наиболее быструю и компактную пересадку с одной линии на другую [13].

Рубеж XX – XXI веков: появление сложных многофункциональных узловых объектов транспортного предназначения. Вокзал уже становится включением в новый городской объект, не имеющий на сегодня точного определения, который включает в себя множество других объектов городской среды: деловой район, жилой, торговый, культурно-развлекательные районы или центры, рекреационные зоны: площади, улицы, скверы, парки и транспортные терминалы и коммуникации. Такое насыщение функциями требует сложных приемов организации комплексов, технических новшеств и многомерные пространственные решения, удовлетворяющие потребности множества человек при тех же минимальных затратах времени. Но то, что изменения происходят сейчас и необходимо на них реагировать – очевидно.

Заключение

По представленным материалам определены типологические особенности вокзальных комплексов с выявлением структурно-функциональных особенностей, отраженные в моделях (табл. 2).

Подводя итоги отечественного опыта проектирования вокзалов, преимущественно столичных железнодорожных узлов, можно сказать, что большинство существующих вокзалов России относятся к типу вокзалов XIX-XX вв. Современное проектирование и строительство вокзальных комплексов, передовые идеи в этой сфере замирают на стадии проектов, уступая место мерам по реконструкции вокзалов с дискретным подходом организации. Реорганизация вокзалов ведется в направлении строительства дополнительных объемов, навесов, крытых переходов, но в целом вокзал остается без единой решенной схемы коммуникаций, плоскостным сооружением с множеством терминалов на площади и минимальным набором сфер услуг и безопасности человека. Проекты по преобразованию вокзала из станции обслуживания пассажиров в более сложный общественный объект городского значения упираются в не отвечающую современности нормативную базу, отсутствие теории организации и единого комплексного подхода к проектированию такого рода объектов.

Большинство отечественных вокзалов долго переживали, скорее, стихийную модификацию. Разросшиеся площади торговых павильонов на привокзальных площадях и в зданиях самих вокзалов, сдача в аренду железнодорожных помещений под социально-культурные нужды до недавнего времени с изрядной натяжкой можно было назвать частным случаем строительства многофункциональных комплексов. Сегодня происходят заметные сдвиги в понимании необходимости нового взгляда на прошлое вокзалов – без прошлого нет будущего.

С 2000-х годов появляется все больше примеров новых многофункциональных узлов транспортной структуры –Ладожский вокзал в С.-Петербурге (Явейн О.И. и Явейн Н.И. – честные преемники профессионального дела в «Студии 44»); произведена реконструкция Казанского вокзала в Москве; реконструируется Курский вокзал, на площади которого будет многофункциональный торгово-культурный комплекс с подземной автостоянкой; строящиеся и проектируемые многочисленные транспортно-пересадочные узлы (ТПУ).

В утвержденной приказом Минтранса России от 12 мая 2005 года за №45 «Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года» были поставлены задачи, напрямую связанные с созданием мультимодальных узлов, объединяющих железнодорожный транспорт и общественно-деловой центр. «Согласно запланированной концепции, оставаясь частью системы железнодорожного транспорта, вокзал должен формировать и современную городскую социально-экономическую среду», – объясняет Владимир Клименко [9]. Заголовки газет в сети Интернет пестрят лозунгами: «Внедрение в России гармонизированных с европейскими стандартов и лучшего европейского опыта в создании ВСМ [11], «Московские вокзалы собираются превратить в крупные досуговые центры» [15], «Руководство "Российских железных дорог" хочет превратить вокзалы в многофункциональные комплексы» [10]. В Москве планируется построить около 30 новых ТПУ в активных узловых районах города на пересечениях нескольких видов транспорта: ТПУ «Речной вокзал», «Тушинская», «Павелецкий вокзал», «Выхино» –  неполный список реализующихся проектов. Существует проект Московской кольцевой линии городских пассажирских поездов с реконструкцией Малого (ныне грузового недостроенного) кольца с привязкой к транспортным узлам [5].

В интервью официальные представители проектов РЖД зачастую обращаются к функциональному содержанию прототипов вокзалов («воксхоллам»), сопоставляя их развлекательную функцию с перспективными направлениями реконструкции и строительства новых вокзалов и узлов. Таким образом, современная градостроительная политика, прибегая к историческому опыту функциональной организации первых транспортных объектов на ж/д станциях, подтверждает необходимость формирования крупных многофункциональных узлов транспортной инфраструктуры в наши дни. Положительный опыт связи между современностью и историей подтверждает влияние географических (центральное расположение транспортных узлов), социально-экономических (разнообразие функций оправдывается увеличением социальной активности в «узле» и, как следствие, получаем финансовую емкость проекта) и архитектурно-градостроительных (появление нового типа городского объекта с транспортным предназначением и развитие новых методов организации) факторов. Комплексное исследование ситуации требует соотношение опыта и новых традиций проектирования.

Таблица 2.
Типологические особенности «узловых образований с транспортной функцией» на примере эволюции ж/д вокзала

References

1. Богданов, И.А. Витебский вокзал и Царскосельская железная дорога / И.А. Богданов // Новый журнал. – 2002. – №2. – С. 157-192.

2. Васильев, Е.В. Архитектура железнодорожных вокзалов / Е.В., Васильев, Н.Н. Щетинин. – М.: Гос. изд-во литературы по строительству, 1967. – С. 9-31.

3. Вильчковский, С.Н. Царское Село / С.Н. Вильчковский. – М.: Типография Т-ва Р. Голике и А. Вильборг, 1911. – 324 с.

4. Голубев, Г.Е., Анджелини Г.М., Модоров А.Ф., Современные вокзалы / Г.Е. Голубев, Г.М. Анджелини, А.Ф. Модоров. – М., 1967. – 207 с.

5. Буянова, Д. В Москве построят кольцо городских электричек [Электронный ресурс] / Д. Буянова // Metro.– URL: http://www.metronews.ru/novosti/v-moskve-postrojat-kol-co-gorodskih-elektrichek/TpoliD---V47UvQfC2PmN6/  (дата обращения 2.10.12).

6. Тыкулов, Д. Базар-вокзал [Электронный ресурс] / Д. Тыкулов // Коммерсантъ - BUSINESS GUIDE, 03.09.2008. – № 157(3974). – URL: http://www.archi.ru/events/news/news_present_press.html?nid=8721  (дата обращения 13.11.12).

7. Шевченко, Е. Москвичей приучат отдыхать на вокзалах [Электронный ресурс] / Е. Шевченко // Известия. – URL: http://izvestia.ru/news/539045  (дата обращения 10.11.12).

8. Зуев, Г. Воксал в Нарышкинском саду [Электронный ресурс] / Зуев Г. // Нева. – 2002. – № 12. – URL: http://magazines.russ.ru/neva/2002/12/gzu.html  (дата обращения 21.10.12).

9. Иванов, Г.П. Железнодорожные вокзальные комплексы в период с XIX по XXI века [Электронный ресурс] / Иванов Г.П., Шур И.П., Коковихин И.Ю., Коковихина И.В., Шелехова В.А. // Архитектон: известия вузов. – 2010. – № 29. – URL: http://archvuz.ru/en/2010_1/6  (дата обращения 21.10.12).

10. Федоров, И. Российские вокзалы обрастут отелями и торговлей [Электронный ресурс] / И. Федоров // Firstnews. – URL: http://www.firstnews.ru/articles/rossiyskie-vokzaly-obrastut-otelyami-i-torgovley/?sphrase_id=250681  (дата обращения 5.10.12).

11. Колесников, С.А. Раскрытие понятия узла городской структуры в теории градостроительства и городской среды двадцатого столетия / С.А. Колесников // Вестник Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета. Строительство и архитектура. – 2008. – №12.– С. 148-153.

12. Конечный, А.М. Петербургские общедоступные увеселительные сады в XIX веке / А.М.Конечный // Europa Orientalis. – 1996. – Vol. 15. – № 1.– P. 37-50.

13. Мурунов, А.Ю. Новые тенденции в проектировании современных вокзальных комплексов / А.Ю. Мурунов // Стратегическое городское и региональное планирование: межвуз. сб. науч. тр. – Самара: Самарская гос. арх.-строит. акад., 2003. – С. 118-122.

14. Рекомендации по проектированию общественно-транспортных центров (узлов) в крупных городах. – М.: ЦНИИП градостроительства, 1997.

15. Российские железные дороги [Электронный ресурс] // Электронный портал РЖД. – URL: http://rzd.ru/static/err403/rzd?STRUCTURE_ID=5098  (дата обращения 10.11.12).

Citation link

Khayrullina Yu.S. A HISTORICAL REVIEW OF NATIONAL EXPERIENCE IN THE PLANNING OF KEY URBAN RAILWAY-INFRASTRUCTURE FACILITIES [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2012. – №4(40). – URL: http://archvuz.ru/en/2012_4/12 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 01.11.2012
Views: 88