Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №2 (46) June, 2014

Theory of architecture

Barantseva Elena V.

PhD student, Moscow Architectural Institute.
Research supervisor: Professor N.G.Blagovidova, PhD (Architecture),
Moscow Architectural Institute,

Russia, Moscow, e-mail: aaz-z@mail.ru

A SITING TYPOLOGY OF SPIRITUAL AND EDUCATIONAL CENTRES IN URBAN ENVIRONMENT (WITH REFERENCE TO MOSCOW)

УДК: 711.56
Шифр научной специальности: 85.110

Abstract

This article discusses examples of historical and modern multifunctional cathedral complexes with developed social infrastructure including spiritual and educational centres, and proposes a typology of siting spiritual and educational centres in an urban environment.

Keywords: spiritual educational centres, multipurpose cathedral complexes, siting typology

С началом процесса возвращения церковного имущества основной задачей Русской Православной Церкви стало восстановление зданий, имеющих сакральное значение. Следующий этап в развитии церковной архитектуры – формирование комплексов, обрамляющих сохранившиеся церкви, освоение возвращенных храмовых территорий, реставрация и строительство зданий, необходимых для полноценного функционирования приходов. Параллельно с реставрацией и реконструкцией культовых сооружений с 90-х годов XX века в Москве началось выделение участков для нового храмового строительства, на большей части которых к настоящему моменту построены или строятся храмовые комплексы.

Перспективы церковного строительства в Москве на ближайшее десятилетие отражены в принятой в 2010 году «Программе-200», в соответствии с которой на значительной части выделенных участков планируется создание многофункциональных храмовых комплексов. Для храмовых комплексов, помимо основной – богослужебной, характерными являются образовательная, просветительская, благотворительная, административно-представительская функции или их сочетания. С начала XXI века особое место в формирующейся сети приходских церквей Москвы занимают многофункциональные храмовые комплексы с развитой социальной функцией – духовно-просветительские центры.

Первые приходские духовно-просветительские центры стали образовываться в столице в начале 1990-х годов в приспособленных зданиях, некоторые в них действуют до настоящего времени. Со временем духовно-просветительский центр начал формироваться как особый тип многофункционального здания или комплекса зданий.

В статье обобщены и систематизированы данные по размещению духовно-просветительских центров в Москве. Информация о существующих и проектируемых в Москве духовно-просветительских центрах, полученная на основе натурных обследований, анализа проектных материалов, нормативных документов Москвы, данных Департамента культурного наследия города Москвы, сведена в таблицу1.

 
Размещение участков духовно-просветительских центров в Москве

Из данных таблицы видно, что духовно-просветительские центры действуют во всех округах Москвы (в границах 2012 года)2. Наиболее часто они размещаются в застройке, реже – в зеленых зонах. Строительство новых духовно-просветительских центров не предполагается в Центральном административном округе (ЦАО), которому исторические особенности, сохранность большого количества церквей, в том числе памятников архитектуры, и их высокая концентрация придают особый статус. В остальных округах ведется строительство или проектируются духовно-просветительские центры как на территориях действующих церквей, так и на вновь выделенных участках.

Духовно-просветительские центры размещаются в приспособленных зданиях преимущественно в районах смешанной застройки, на генеральном плане развития Москвы до 2025 года эти территории отмечены как многофункциональные общественные зоны. Такая ситуация характерна для ЦАО, где застройка формировалась в течение длительного периода, границы зон размыты, городская среда очень многообразна. На территории ЦАО функционирует шесть духовно-просветительских центров.

При Патриаршем подворье храма Иерусалимской иконы Божией Матери за Покровской и Спасской заставами с 2008 года действует Православный творческо-просветительский центр «Купель». Храм, построенный в 1912 году по проекту С.Ф. Вознесенского, подвергся значительной перестройке в 1930-е годы, в настоящее время комплекс находится в процессе реставрации. К западу от храмовой территории расположен жилой район, застроенный в 60 – 70-е годы XX века, к северу – школа, построенная в 1930-е годы, к востоку – жилая застройка различных периодов, к юго-востоку и востоку жилая застройка перемежается с административной и производственной (рис. 1 а).

Культурно-просветительский центр «Кадашевская слобода» при церкви Воскресения Христова в Кадашах (1695) действует в храмовом комплексе, являющемся памятником архитектуры, включающем постройки различных периодов 3. На территории храма сохранился каретный сарай XIX века, в котором с 2004 года действует музей (рис.1 b). Застройка вокруг храмового комплекса разнообразна как по хронологии, так и по назначению: палаты XVII и усадебные постройки XIX века соседствуют с современными жилыми комплексами.

Редким примером строительства на церковном участке, расположенном в ЦАО, являются два корпуса и часовня комплекса Сибирского подворья при храме Святого Филиппа митрополита Московского в Мещанской слободе, строительство которых завершено в 1997 году. Храм построен в 1778 году по проекту архитектора М.Ф. Казакова, является памятником архитектуры 4. Сибирское подворье – единственный в ЦАО духовно-просветительский центр, размещающийся в специально построенных зданиях. Комплекс находится между улицами Щепкина и Гиляровского, замыкая ось Протопоповского переулка. Главная композиционная ось комплекса является продолжением оси главного входа спорткомплекса Олимпийский, находящегося к западу от церковной территории. С севера расположена школа 1936 года постройки, с востока – современные торговые центры, с юга – жилые дома 1970-х годов и несколько сохранившихся зданий конца XIX – начала XX века (рис. 1 c).

Рис.1. Размещение духовно-просветительских центров в смешанной застройке:
а – при храме Иерусалимской Иконы Божией Матери за Покровской и Спасской заставами;
b – при храме Воскресения Христова в Кадашах;
с – при храме Святого Филиппа митрополита Московского в Мещанской слободе

Чаще всего духовно-просветительские центры размещаются в жилой застройке.

При массовой застройке районов, присоединенных к Москве в начале 1960-х годов, общественная функция церкви игнорировалась. Существующие на застраиваемой территории храмы часто оказывались зажаты в глубине жилого района. С 90-х годов на территориях таких приходских церквей с развитой социальной работой и уже сложившейся структурой прихода строятся духовно-просветительские центры. За этот период построены центры в Зюзино, Гольяново и Богородском, продолжаются строительные работы в Бирюлево; в Федосьино (Ново-Переделкино) утвержден проект.

В районе Зюзино, застроенном в 60-е годы XX столетия, духовно-просветительский центр размещается в воссозданном в 2005 году северном флигеле усадьбы Прозоровских-Бекетовых. Храм Бориса и Глеба в Зюзино, построенный в 1688 году, по проекту Я.Г. Бухвостова, является объектом культурного наследия РФ и одним из двух сохранившихся зданий усадьбы Прозоровских-Бекетовых (южный флигель находится за пределами церковной территории). Территория храма с севера ограничена Перекопской улицей, с юга - территорией яслей, с востока – детского сада, с запада – жилой застройкой. Храм находится вдали от оживленных магистралей в центре жилого микрорайона 5 (рис. 2 а).

Храм Зосимы и Савватия Соловецких в Гольяново построен по проекту архитектора В.Ф. Баранова в 1842 году, ворота и фрагмент ограды являются объектами культурного наследия регионального значения, здание Просветительского центра построено в 2001 году. Участок находится в глубине жилого района, застроенного преимущественно в 1960–1970-е годы, с севера граничит с территорией детского сада (рис. 2 b).

Интересен проект Православного культурно-образовательного центра на территории церкви Благовещения Пресвятой Богородицы в Федосьино. Каменная церковь в селе Федосьино построена в середине XIX века по проекту архитектора Д.Ф. Борисова 6. В настоящее время храм находится во дворе жилого дома подковообразной формы постройки 1990 года, с юго-востока территория ограничена проездом, за которым расположен детский сад. Проект включает две очереди строительства: первая предполагает строительство Православного культурно-просветительского центра, вторая – соборного храма (рис. 2 с). В диссертационной работе Ю.Э. Саратовской отмечается, что Церковь в Федосьино, «оказавшаяся во дворе жилого дома и окруженная со всех сторон застройкой, не является ни ориентиром в городе, ни местом сосредоточения общественной жизни. Ситуация исключает возможность дальнейшего расширения» [3]. За последние 13 лет ситуация в сфере церковного строительства значительно изменилась. Как показывает практика, в современных условиях церковные участки, особенно находящиеся в жилых районах, активно осваиваются.

В здании, построенном в Богородском на территории храма Преображения Господня в 2005 году, действуют Центр ремесел и Православная школа искусств. Храм постройки 1898 года является памятником архитектуры и редким для Москвы примером сохранившегося деревянного здания XIX века 7. Участок храма расположен в жилой зоне, с запада отделен Краснобогатырской улицей от территории офисно-торгового комплекса, занимающего территорию бывшего завода «Красный богатырь».

Рис. 2. Размещение духовно-просветительских центров в жилом районе на участках действующих церквей:
а – при храме Бориса и Глеба в Зюзино;
b – при храме Зосимы и Савватия Соловецких в Гольяново;
с – при храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Федосьино

В районах, которые проектировались и застраивались в 1960 – 2000-х годах, особый интерес для исследования представляют новые участки, выделенные для храмового строительства. Для выделения участков под строительство новых храмов в жилых районах, где плотность застройки, как правило, велика, помимо наличия свободной территории, необходимы дополнительные факторы. Одним из таких факторов является существование на данном месте церкви, разрушенной в советский период. Так, в Старых Черемушках на месте храма 1732 года, снесенного в 1963 году, в 2001–2007 годах построен храмовый комплекс Живоначальной Троицы. Территория храмового комплекса находится в 80 метрах от улицы Шверника, в глубине жилой застройки 1960-х годов. Комплекс окружен участками детского сада, Дома аспирантов и стажеров МГУ и школы. Храмовый комплекс зажат в застройке, отдален от транспортных и пешеходных маршрутов (рис. 3 а).

При комплексной застройке новых территорий участки для строительства центров в жилых зонах выделяются на стадии проектирования. В формирующейся жилой застройке в Потапово расположен участок комплекса Иконы Божией Матери Владимирской. С востока комплекс ограничен улицей Академика Понтрягина, с севера, запада и юга окружен территорией коттеджного поселка, застройка которого ведется с начала 1990-х годов. Комплекс находится на открытом пространстве (примыкающие участки, на данный момент не застроены), на оси Остафьевской улицы. Ближайшие многоэтажные здания расположены на расстоянии 130 метров. Территория комплекса разграничивает коттеджную и многоэтажную застройку (рис. 3 b).

Строительство храмового комплекса Введения во храм Пресвятой Богородицы в Чернево ведется с 2011 года приходом церкви Рождества Христова, расположенной к северу от строящегося храма и окруженной кладбищем. Участок застройки с юга ограничен Южнобутовской улицей с запада и востока - жилой застройкой конца 1990-х годов. Храм и святые врата ориентированы на Южнобутовскую улицу, а зона образовательного центра находится в глубине участка с выходом к церкви Рождества Христова и зеленой зоне Черневского пруда (рис. 3 с).

Рис. 3. Размещение духовно-просветительских центров в жилом районе, новое строительство:
а – при храме Троицы Живоначальной в Старых Черемушках;
b – при храме Иконы Божией Матери Владимирской в Потапове;
с – при храме Введения во храм Пресвятой Богородицы в Чернево

Три духовно-просветительских центра расположены в общественной зоне. Примером размещения духовно-просветительского центра в структуре общественного центра может служить храм Покрова Божией Матери, который находится на бульваре, являющемся линейным общественным центром района Ясенево. Бульвар разделяет 15-й и 16-й микрорайоны Ясенева, застраивавшиеся в конце 70-х – начале 80-х годов XX века. С северо-запада и юго-востока участок ограничен проезжей частью ул. Айвазовского, с северо-востока – территорией открытой автостоянки, с юго-запада – территорией кинотеатра, переоборудованного в торговый центр (рис. 4 а).

Проект храма Петра и Февронии Муромских предполагает строительство на территории церкви Митрофания Воронежского (арх. Г.А. Кайзер, 1895) храма с православным семейным центром в цокольном этаже 8. Церковный участок находится на пересечении 2-й Хуторской улицы и Петровско-Разумовского проезда. С севера и северо-востока отделен от железной дороги территорией ОАО «Горизонт» и бизнес-центра «Мирланд», с запада через проезд находится небольшой Савеловский парк, с юга расположены жилые кварталы (рис. 4 b).

Строительство храмового комплекса во имя Собора Московских Святых в Бибиреве ведется на территории храма Сергия Радонежского (арх. Ф.В. Рыбинский, 1894). Территория комплекса находится в четырехстах метрах от станции метро Бибирево, в центральной общественной зоне жилого района, застраивавшегося в 60 – 80-е годы XX века; с юго-запада выходит на прогулочную зону Костромской улицы и непосредственно граничит с общественными зданиями: с северо-запада находится управа района Бибирево, с севера – УВД, пожарная часть и станция скорой помощи, с востока – спортивный комплекс и архив метрополитена (рис. 4 c).

Рис. 4. Размещение духовно-просветительских центров в структуре общественного центра:
а – при храме Покрова Божией Матери в Ясеневе;
b – при храме Святого Митрофана епископа Воронежского на Хуторской;
с – при храме Преподобного Сергия Радонежского в Бибирево

Размещение духовно-просветительских центров оптимально в жилой застройке или общественных зонах жилых районов, так как доступность является основным залогом их успешного функционирования. Однако точечная застройка последних десятилетий и многочисленные «долгострои» привели к уплотнению застройки и явному дефициту земельных ресурсов, поэтому часть участков для строительства духовно-просветительских центров выделена в зеленых зонах, граничащих с жилыми районами или в небольших районных парках и на бульварах.

На границах зеленых зон находятся четыре из десяти участков, выделенных для строительства новых духовно-просветительских центров. Часть центров строится в зеленых зонах прудов, рек.

Храмовый комплекс Живоначальной Троицы построен в 2004 году в память о Тысячелетии крещения Руси. Комплекс находится в зеленой зоне Борисовских прудов, к востоку от Каширского шоссе, с юга граничит с жилой застройкой (рис. 5 а).

Храмовый комплекс Иконы Божией Матери Державная в Северном Чертанове находится на перекрестке Чертановской улицы и Сумского проезда, замыкает ось Сумского проезда. С севера и с запада участок обрамлен небольшой зеленой зоной Чертановского пруда, которая постепенно вытесняется современными жилыми комплексами (рис. 5 b).

Характерным примером нового строительства на границе зеленой зоны является храмовый комплекс Преподобного Серафима Саровского в Раеве, территория которого с запада и с юга ограничена зеленой зоной реки Яузы. От жилой застройки конца 1960-х, начала 1970-х годов территория комплекса отделена с севера проездом Шокальского, с востока находится картинг-клуб (рис. 5 с).

Рис. 5. Размещение духовно-просветительских центров на границе зеленой зоны:
а – при храме Троицы Живоначальной;
b – при храме Иконы Божией Матери «Державная» в Чертаново;
с – при храме Введения во Храм Пресвятой Богородицы в Раёве

В глубине зеленых зон духовно-просветительские центры строятся редко, так как при размещении центра в удалении от жилых районов возникает вопрос транспортной доступности. На территории ландшафтного парка Пенягинского пруда в районе Митино в глубине зеленой зоны идет строительство комплекса Святых Константина и Елены в Митино. К настоящему моменту построен деревянный храм-часовня в честь Почечаевской иконы Божьей Матери.

Многие духовно-просветительские центры размещаются на участках храмов, являющихся памятниками архитектуры. Особый статус храма или храмовой территории не является препятствием для функционирования, а в отдельных случаях и строительства духовно-просветительских центров, например, новые центры построены в Богородском, Гольяново, Зюзино. Духовно-просветительские центры действуют также на охраняемых территориях Петровского парка и в усадебных постройках Алтуфьева и Свиблова.

Здание Православного просветительского центра построено на участке храма Благовещения Пресвятой Богородицы (Арх. Ф.Ф. Рихтер, 1847) в 2002 году. Центр расположен на территории Петровского парка, имеющего статус объекта культурного наследия регионального значения. Проект развития храмовой территории предполагает также строительство богадельни, странноприимного дома и ремесленного училища (рис. 6 а).

Центр православной культуры при храме Воздвижения Креста Господня действует в постройках усадьбы Алтуфьево, которая является памятником монументального искусства (рис. b).

При храме Живоначальной Троицы в Свиблово функционируют центр ремесел и православная школа искусств. В усадьбе Свиблово - патриаршем подворье Русской православной церкви с 1994 года ведутся реставрационные работы. Парк, на территории которого находится подворье, является объектом культурного наследия регионального значения (рис. 6 c).

Рис. 6. Размещение духовно-просветительских центров в усадьбе, на особо охраняемой территории:
а – при храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке;
b – при храме Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве;
с – при храме Живоначальной Троицы в Свиблово

В настоящее время нередко складывается ситуация, когда для ведения культурно-просветительской деятельности приспосабливаются переданные РПЦ здания, расположенные в удалении от церкви. Приписанные к церкви школа или духовно-просветительский центр могут находиться на расстоянии одного-двух километров от храмовой территории. Такая ситуация возникла потому, что небольшие приходские постройки (дома причта, здания воскресных школ) в советское время разрушались, а значительные сооружения (богадельни, здания больниц, церковных доходных домов) отдавались под госучреждения и многие из них до настоящего времени заняты государственными или коммерческими организациями. Формирование духовно-просветительского центра вне церковного участка – явление не типичное, вызванное ограниченностью территории или невозможностью строительства на церковном участке. Например, Духовный центр «Живоносный источник» в Царицыно из-за музейного статуса храмовой территории находится в 1300 метрах от одноименной церкви 9. Культурно-просветительский центр во имя святителя Иоанна Златоуста действует в бывшем келейном корпусе Златоустинского монастыря, в полутора километрах от церкви Космы и Дамиана10.Троицкая школа находится в 180 метрах от Троицкой церкви, на участке, отделенном от церковной территории жилой застройкой 11. Это произошло в силу градостроительных изменений советского периода, когда пространственные связи церковных комплексов зачастую сознательно разрушались и на приходскую территорию внедрялись новые постройки, не позволяющие в современных условиях сформировать единый церковный ансамбль (рис. 7 а, b, c).

Рис. 7. Размещение духовно-просветительских центров, удаленных от территории храма:
а – при храме Космы и Дамиана на Маросейке;
b – при храме Живоначальной Троицы в Троицкой слободе;
с – при храме Иконы Божией Матери "Живоносный источник" в Царицыно

В связи с выводом за пределы Москвы промышленных зон освобождаются обширные территории, которые занимаются объектами жилищного и общественного назначения, в том числе церковными. По «Программе-200» часть участков для строительства храмов выделяется на территориях выводимых промзон, например в производственной зоне № 9 «Улица Правды», два участка – на территории промзоны «Воронцово». Для духовно-просветительских центров, в отличие от храмовых комплексов с развитой административной функцией, не характерно размещение на территориях выводимых промзон, как правило, выделяемые участки не граничат с жилыми районами. Развитие духовно-просветительских центров на базе комплексов вполне возможно в процессе формирования новых жилых районов на этих территориях.

Выводы

С начала XXI века прослеживается тенденция к строительству в Москве многофункциональных храмовых комплексов, в частности комплексов с развитыми социальными функциями – духовно-просветительских центров.

Для существующих, строящихся и проектируемых духовно-просветительских центров применима следующая типология размещения:

А. В застройке:
- А1 – в смешанной застройке (жилая и административная);
- А2 – в жилом районе;
- А3 – в структуре общественного центра.

Б. В зеленой зоне:
- Б1 – на границе зеленой зоны;
- Б2 – в глубине зеленой зоны;
- Б3 – в усадьбе, на особо охраняемой территории.

В Центральном административном округе Москвы духовно-просветительские центры функционируют преимущественно в приспособленных зданиях и находятся в смешанной застройке (тип А1).

Здания духовно-просветительских центров строятся на участках действующих храмов, с развитой социальной работой и сложившейся структурой прихода, находящихся в жилой зоне (тип А2) или в структуре общественного центра (тип А3).

Для строительства в Москве новых храмовых комплексов с развитой социальной функцией – духовно-просветительских центров – наиболее характерно выделение участков на границах зеленых зон (тип Б1).

В особых случаях духовно-просветительские центры размещаются в удалении от церкви в приспособленных зданиях, в жилой (тип А2) или в смешанной (тип А1) застройке.

Особый статус церковной территории или построек не является препятствием для формирования духовно-просветительского центра при действующем храме.


Примечания

1 Источниками данных о границах храмовых территорий, представленных на иллюстрациях, являются проектная документация и публичная кадастровая карта Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). [Электронный ресурс] – URL: http://maps.rosreestr.ru/PortalOnline/ Объекты культурного наследия и Выявленные объекты культурного наследия представлены в электронном атласе Москвы (Официальный ресурс Правительства Москвы) во вкладке Культура. [Электронный ресурс] – URL: http://eatlas.mos.ru/

2 Административная структура Троицкого и Новомосковского административных округов, включенных в состав Москвы в 2012 г., пока не определена, на переходный период округа объединены единой префектурой, в структуре Московской епархии образуют Викариатство новых территорий. По характеру застройки ТиНАО принципиально отличаются от остальных округов и в данной работе не рассматриваются.

3 Комплекс церкви Воскресения Христова в Кадашах – объект культурного наследия РФ № 7710278000. Культурный слой Кадашевской слободы – памятник археологии РФ № 7710271000.

4 Комплекс церкви Филиппа Митрополита московского в Мещанской слободе – объект культурного наследия РФ № 7710146002. Культурный слой Мещанской слободы – памятник археологии РФ № 7710271000.

5 Усадьба Прозоровских-Бекетовых (сохранились церковь, сторожка, дом причта и южный флигель, находящийся за пределами церковной территории) – объект культурного наследия РФ № 7710576001.

6 Церковь Благовещения в селе Федосьино с погостом – объект культурного наследия регионального значения.

7 Храм Преображения Господня в Богородском – памятник архитектуры, объект культурного наследия РФ № 7702251000.

8 Ансамбль церкви Митрофания Воронежского при детском приюте принца Ольденбургского – памятник архитектуры, объект культурного наследия РФ № 7710944000.

9 Церковь Иконы Божией Матери Живоносный источник в Царицыно находится на территории усадьбы «Царицыно» – объекта культурного наследия регионального значения; является частью «Ансамбля усадьбы Царицыно, XVIII в.» – объекта культурного наследия РФ № 7710115026.

10 Церковь бессеребреников Космы и Дамиана на Маросейке – памятник архитектуры, объект культурного наследия РФ № 7710419000.

11 Церковь Троицы в Троицкой слободе – памятник архитектуры, объект культурного наследия РФ.

References

1. Blagovidova, N.G. (2011) Spiritual Educational Complexes in Urban Fabric. Science, Education and Experimental Design at MArchI. Vol.1. Moscow: Arkhitektura-S. (in Russian)

2. Barantseva, Е.V. (2013) Siting of Spiritual Educational Centres in Modern Planning Contexts: with Reference to Moscow. Science, Education and Experimental Design at MArchI. Vol.1. Moscow: Arkhitektura-S. (in Russian)

3. Saratovskaya, Yu.E. (2000) Siting and Compositional Role of Church Complexes in Contemporary Planning Contexts (with Reference to Moscow and Cities in Moscow Region). PhD dissertation. Мoscow, MArchI. (in Russian)

Citation link

Barantseva E.V. A SITING TYPOLOGY OF SPIRITUAL AND EDUCATIONAL CENTRES IN URBAN ENVIRONMENT (WITH REFERENCE TO MOSCOW)[Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2014. – №2(46). – URL: http://archvuz.ru/en/2014_2/8 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 03.04.2014
Views: 95