Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №3 (47) September, 2014

Fine art

Gordusenko Maria I.

Curatorial Intern at the Department of Sculpture and Decorative Arts
J. Paul Getty Museum,
Los Angeles, USA, e-mail: Maria.gordusenko@gmail.com 

,

THE EVOLUTION OF LANDSCAPES WITH DOLMENS IN GRAPHIC ARTS FROM THE SECOND HALF OF THE SEVENTEENTH TO THE NINETEENTH CENTURY

УДК: 76.03
Шифр научной специальности: 85.153

Abstract

This article investigates the evolution of the image of dolmens, megalithic tombs, in Dutch graphic arts by applying the stylistic method of analysis. It reviews how the depiction of dolmens developed in the course of time, and how these objects were shown in relation to the landscape of the region where they are found. The author proposes a classification of these graphic artworks according to the purposes of their creation, whether artistic or scholarly. This inquiry shows how the perception of dolmens by artistes, scholars and broader audience changed throughout the centuries. The evolution of the image of dolmens is researched in the context of a particular period when certain prints or drawings were created. As a result, a complex and diverse image of these prehistoric constructions is formed, which helps to underline the role of dolmens in the history of the Netherlands.

Keywords: dolmen, landscape, graphics, the Netherlands

Мегалитические каменные гробницы, дольмены, широко распространены на севере Нидерландов, особенно в провинции Дренте, и уже на протяжении многих веков являются неотъемлемой составляющей ландшафта этих территорий. Многочисленные рисунки и гравюры свидетельствуют об интересе художников и коллекционеров, историков и археологов, к этим своеобразным памятникам далекого прошлого.

В настоящей статье рассматривается феномен пейзажей с дольменами, характерный для Нидерландской графики второй половины XVII – XIX веков, а также предпринимается попытка проследить, как образ дольменов в этих произведениях менялся на протяжении нескольких столетий. Тема этого исследования достаточно специфична, и литература, посвященная образу дольмена в художественных произведениях, практически отсутствует. Каталог выставки «От камня к искусству. Дольмены как источник вдохновения», прошедшей в 1983 году в музее нидерландской провинции Дренте, по сути, является единичной публикацией в этой области. На выставке были представлены произведения оригинальной и печатной графики, созданные голландскими художниками и посвященные исключительно образу дольменов. В других исследованиях о мегалитах авторы предпочитают рассматривать непосредственно сами древние памятники, а произведения искусства, на которых присутствуют дольмены, используются в качестве иллюстративного материала и визуального свидетельства о состоянии памятников в разные эпохи. Так, в «Анналах Дренте» Пикардта (1660) приводится подробный список и точное описание дольменов. Однако трактат сопровождается иллюстрациями мифологического характера, идущими вразрез с научными представлениями о мегалитах. Дольменам провинции Дренте посвящена небольшая статья Любаха (1877), в которой автор описывает ряд этих культовых сооружений и приводит данные о степени их сохранности. Впервые вопросу о степени взаимосвязи дольменов и ландшафта уделяет внимание Баккер (2010), не только исследующий дольмены с точки зрения археологии, но и рассматривающий произведения графики, которые дополняют образ этих памятников. В настоящее время совместные исследования археологов и искусствоведов в этом направлении продолжаются, поскольку именно междисциплинарный подход к изучению темы является наиболее продуктивным.

Рисунки и гравюры в данной публикации анализируются в хронологическом порядке, что позволяет оценить влияние самых ранних произведений, датируемых второй половиной XVII века, на более поздние. В частности, акцентируется внимание на работах XVIII века, которым свойствен новый подход к подаче образа дольменов. Не оставлены без внимания и пейзажи, относящиеся к XIX веку, периоду расцвета романтизма. В данной статье рассматривается вопрос о роли природного ландшафта, a также проблема композиционной взаимосвязи между дольменами и элементами пейзажа в произведениях графики. Особое внимание уделяется стилистике, технологии и творческому методу, который художники использовали при изображении дольменов. Это, в свою очередь, дает представление о том, что они знали о дольменах и как оценивали эти древние сооружения.

Важно отметить, что с течением времени восприятие дольменов претерпевало существенные изменения; забвение и отрицание сменились интересом сначала узкого круга специалистов, а впоследствии и широкой аудитории. В древнеримских источниках упоминания о дольменах отсутствуют, не известно ни одного изображения дольменов художниками и в эпоху Средневековья. Как правило, в христианском мире дольмены ассоциировались с дьяволом и считались элементами чужого, языческого ландшафта, противопоставленного возделываемым землям и территориям с домами и церквями [5, c. 8].

Первые рисунки с дольменами начали появляться во второй половине XVII века, во многом благодаря интересу историков и художников к этим культовым сооружениям. Учитывая подход к подаче дольменов, избранный художниками, данные произведения можно разделить на две группы. К первой группе относятся работы, представляющие художественную ценность, среди которых и иллюстрации к одному из трактатов Йохана Пикардта (1600–1670), нидерландского ученого и первого историка провинции Дренте. Ко второй группе принадлежат рисунки и гравюры, созданные в исследовательских и образовательных целях, и не отличающиеся особой художественной ценностью. Большинство этих работ созданы во второй половине XVIII века, они в полной мере отражают развитие научных представлений о дольменах. Произведения из этих двух групп наглядно демонстрируют различные подходы к изображению мегалитических гробниц и природного ландшафта. Необходимо отметить, что рассматривать данные погребальные сооружения следует лишь учитывая их прочную взаимосвязь с местным пейзажем, неотъемлемой частью которого они являются. Роль пейзажа в данном случае зависит от того, в какую эпоху было создано произведение, а также от целей, поставленных автором. Пейзаж не только служит обрамлением, но и заявляет о попытке художника интерпретировать дольмены и дополнить их художественный образ.

Трактат «Анналы Дренте» (1660) и ранние изображения дольменов

В 1660 году Йохан Пикардт опубликовал трактат «Анналы Дренте» с иллюстрациями голландского художника Питера Хольштайна II (1614–1673), представляющими собой мифологические пейзажи с великанами, сооружающими дольмены. Подобный выбор автора в полной мере отражает его концепцию о дольменах, основанную на мифах и суевериях, уходящих корнями в Средневековье. Представления о том, что дольмены построены великанами, были распространены во времена Пикардта. В современном нидерландском языке термин «hunebed», обозначающий дольмен, происходит от старонидерландского «huynen», что в переводе означает «великан».

Рис. 1. П. Хольштайн II (1614–1673). Великаны, строящие дольмен. Гравюра из трактата Йохана Пикардта «Анналы Дренте» (1660) [1, c. 46]

Пейзаж в гравюрах Хольштайна II к «Анналам Дренте» достаточно нейтральный и обобщенный. Однако холмы и ели на дальнем плане в одной из гравюр представляются достаточно необычными для Дренте. По-видимому, художник не ставил перед собой задачу в точности передать, каким был пейзаж в этой местности в далеком прошлом. Мифологическим этот пейзаж делает присутствие великанов; как отмечает Баккер, их образы были вдохновлены изображениями дикарей в средневековых манускриптах [1, c. 44].

Рис. 2. Якоб Схайнфут (ок. 1685 – ок. 1733). Тиция Бронгерсма в образе Сафо на раскопках дольмена D27-Боргер, 1685. Гравюра из Энциклопедии Смидса (1711). [1, c. 55]

Рис. 3. Джон Куйперс. Фото дольмена D27-Боргер.
Источник: www.johnkuipers.ca/about_mega.shtml

Пытаясь проиллюстрировать популярный миф, Хольштайн II полностью сосредоточен на изображении великанов. Так, в гравюре «Великаны, строящие дольмен», художник изображает их в процессе работы складывающими огромные валуны (рис. 1). На дальнем плане виден другой, уже готовый дольмен. Важно отметить, что, изображая мегалит, художник не придал большого значения точности в передаче конструкции данного погребального сооружения. Еще одна гравюра, «Великаны, оплакивающие умершего», является логическим продолжением мифа, и раскрывает предположение о том, что дольмены использовались в качестве гробниц для захоронения костей умерших после обряда кремации.

Сюжет, отсылка к мифу о великанах, а также определенные схемы, к которым обращается художник при создании произведения, делают гравюры из «Анналов Дренте» типичными произведениями своей эпохи. Наличие строгого разделения на передний, средний и дальний план в этих гравюрах не только позволяет структурировать их композиционно, но и придает им элемент театральности, характерный для ряда работ XVII века. Подобные черты свойственны и произведению амстердамского художника Якоба Схайнфута (ок. 1685 – ок. 1733), выполнившего гравюру для Энциклопедии Смидса, изданной в 1711 году. Художник изобразил голландскую писательницу Тицию Бронгерсма (ок. 1650 – ок. 1700) в образе древнегреческой поэтессы Сафо, обозревающей раскопки дольмена D-27 Боргер, проводимые ее племянником с помощниками (рис. 2). В данном случае искусственная тень переднего плана, на котором изображена Тиция в древнегреческих одеждах, создает эффект театральной сцены. В результате воспринимать раскопки как реальное запечатленное событие становится затруднительно. Не помогли избежать искусственности и попытки художника изобразить дольмен в реалистической среде, конструкция каменной гробницы не вписывается в пейзаж с деревьями и дорогой, по которой неспешно на коне едет всадник. В целом роль пейзажа в этой гравюре второстепенна и условна, и маловероятно, что художник с помощью элементов пейзажа стремился изобразить конкретное узнаваемое место. В своих комментариях Баккер пишет, что данная композиция есть «чистая фантазия» и дольмен в этой гравюре аналогичен тем, которые можно увидеть в книге Пикардта [1, c. 292]. Действительно, в те времена иллюстрации с дольменами были большой редкостью, и художники часто копировали их из «Анналов Дренте».

Общая черта, объединяющая ранние изображения дольменов, – искажение масштаба данных культовых сооружений по отношению к элементам пейзажа и фигурам людей, что является и существенным художественным недостатком данных произведений. Образы людей, присутствующие в композициях, как и их жесты, неубедительны и несколько наивны. По мнению Баккера, первобытные люди в гравюрах Хольштайна II выглядят уменьшенными копиями великанов, они тоже одеты в шкуры и сжимают в руках дубинки. Однако люди не принимают участия в строительстве дольменов, а лишь наблюдают за процессом, что в очередной раз напоминает о гипотезе, гласящей, что данные погребальные сооружения были созданы мифическими существами, а не человеком.

Гравюры из «Анналов Дренте» не отличаются достоверностью в передаче местного ландшафта и иллюстрируют неправдоподобную теорию о создании дольменов, однако современные исследователи отдают должное данному трактату, содержащему точное описание целого ряда этих древних культовых сооружений. Хотя в гравюре с изображением D27-Боргер отсутствуют образы великанов, данному произведению тоже свойствен нестандартный подход к подаче дольмена. Голландская писательница Тиция Бронгерсма предстает в образе древнегреческой поэтессы, слагающей стихотворение, в котором она поэтизирует прошлое, пишет о раскопках дольмена и сравнивает его с античным храмом. В отличие от людей, производящих раскопки и одетых по моде XVII века, Бронгерсма изображена в древнегреческом одеянии. Несмотря на то, что образ дольмена в данном случае поэтизирован, исследователи отмечают, что раскопки D27-Боргер, проведенные в 1685 году, были тщательно документированы и внесли существенный вклад в изучение мегалитических гробниц на территории Нидерландов. Позднее Смидс в своей Энциклопедии не только опубликовал список известных дольменов, но и предложил новую интерпретацию теории о великанах, пояснив, что дольмены были построены не мифологическими существами, а физически сильными, высокими и рослыми людьми.

По-видимому, представления о том, что дольмены были построены великанами, все еще вдохновляли некоторых историков и художников начала XVIII века. Однако данная теория по мере развития науки была вытеснена новыми, достоверными фактами. Именно поэтому, в трактатах и гравюрах XVIII века нашли свое отражение новые идеи, связанные с дольменами.

XVIII век: новый взгляд на дольмены

К XVIII веку относится появление целого ряда произведений графики, сочетающих изображения дольменов и людей. На рисунке Абрахама де Хаэна (1707–1748) D53-Хафэлте является неотъемлемой частью пейзажа: ритм расположения массивных каменных глыб соотносится с молодыми деревцами, растущими за дольменом (рис. 4). Деревья играют важную роль, гармонизируя композицию. Традиционная горизонтальная компоновка на листе, избранная художником, позволяет показать всю мегалитическую гробницу целиком. В своем рисунке Де Хаэн особое внимание уделяет взаиморасположению камней, составляющих дольмен. Очевидно, художник поставил перед собой задачу нарисовать данный памятник прошлого так, чтобы он был узнаваем, и ему удалось достичь своей цели, что подтверждается сравнением рисунка и современной фотографии D53-Хафэлте (рис. 5). Деревья на дальнем плане заметно разрослись, но сам дольмен остался прежним. Несмотря на то, что расположение фигур людей в рисунке Де Хаэна выглядит несколько искусственным, их присутствие все же дополняет композицию, в то время как элементы пейзажа и дольмен воспринимаются как две ее важнейшие составляющие.

Рис. 4. Абрахам де Хаэн (1707 - 1748). Дольмен D53-Хафэлте. 1737 [1, c. 65]

Рис. 5. Джон Куйперс. Фото дольмена D53-Хафэлте.
Источник: www.johnkuipers.ca/about_mega.shtml

Рисунок учителя Де Хаэна, Корнелиса Пронка (1691–1759), с дольменом D3-Мидларэн примечателен фигурой человека, стоящего между огромных камней, и, очевидно, позирующего художнику. Баккер в своей книге упоминает это произведение в контексте того, что в XVIII веке люди все чаще начинают интересоваться мегалитами, и в моду входит совершать небольшие путешествия к ним. Художника-топографа Пронка, его ученика Абрахама де Хаэна и успешного амстердамского торговца Шумакера объединял общий интерес к истории и топографии. Именно поэтому во время поездок к дольменам D53 и D54-Хафэлте Пронк и Де Хаэн создали несколько рисунков, на которых можно увидеть мужчину в костюме XVIII века, а также женщину, по-видимому, служанку Хейсье Аренс, сопровождавшую группу путешественников. В работах Пронка люди являются важными участниками композиции и показаны в непосредственном взаимодействии с дольменами: служанка изображена сидящей, в то время как мужчина осматривает дольмен (рис. 6).

Рис. 6. Корнелис Пронк (1691–1759). Дольмен близ Хафэлте, 1732 [1, c. 66]

Рисунки Пронка и Де Хаэна отличаются по стилю и технике, однако в них присутствуют и общие черты, отмечающие влияние учителя на ученика. По сравнению с предшественниками оба художника в своих работах уделяют гораздо большее внимание деталям, а также указывают название дольмена и дату своего посещения. Несколько лет спустя были созданы новые рисунки с тех же дольменов с целью проследить возможные изменения. Изучив рисунки Пронка и Де Хаэна, Ван Хиффен пришел к заключению, что расположение больших камней, составляющих дольмены D53 и D54, оставалось практически без изменений вплоть до 1918 года, в то время как другие элементы пейзажа, дуб и песчаный холм, уже отсутствовали [1, c. 64]. Баккер относит данные рисунки к первым реалистическим изображениям дольменов, точно передающим их пропорции. Кроме того, исследователь отмечает, что на этих работах показана включенность мегалитов в окружающий пейзаж и ландшафт местности. Как правило, подобные наброски, выполненные карандашом или тушью на пленэре (непосредственно на месте), можно считать достаточно надежными визуальными источниками.

Вторая группа произведений в большинстве своем состоит из гравюр, и демонстрирует исключительно научный интерес к дольменам. Роль пейзажа в этих работах нивелирована или сведена до минимума, главным объектом изображения является мегалит. Образы людей в произведениях такого характера встречаются достаточно редко, поэтому работу Корнелиса ван Ноорде (1731–1795), посвященную раскопкам дольмена D13-Экст, следует отнести к редким исключениям. Посреди равнины группа людей в костюмах XVIII века занята проведением раскопок и обсуждением дольмена, лаконичность природного ландшафта вторит небу, которое занимает практически половину композиции. Несколько лет спустя, художник из Лейдена, Абрахам Делфос (1731–1820), создал гравюру с изображением этого же дольмена, однако в ней уделил гораздо больше внимания элементам ландшафта и пейзажу (рис. 7). В данном произведении силуэты церквей, ветряных мельниц и жилых домов в небольших городах Экст и Боргер, соотнесены с двумя дольменами D13-Экст и D14-Экстерхалте. Вид этой местности до раскопок показан в картуше в верхней части гравюры. Важные элементы ландшафта художник обозначил номерами непосредственно на гравюре, что говорит о ее назначении для исследовательских целей.

Рис. 7. Абрахам Делфос (1731–1820). Дольмен D13-Экст [1, c. 74]

Рис. 8. Джон Куйперс. Фото дольмена D13-Экст.
Источник: www.johnkuipers.ca/about_mega.shtml

Рисунки дольменов, выполненные профессором Петрусом Кампером (1722–1789), представляют собой простые наброски карандашом, не претендующие на живописность в передаче пейзажа. Однако эти работы ярко выражают интерес ученого к дольменам и их характеристикам, таким как размер, вес и т. д. [1, c. 91]. Будучи экспертом в своей области, Кампер, в первую очередь, обращает внимание на форму и размеры камней, составляющих мегалит, а также на их взаиморасположение. Кроме того, профессор учитывает ракурсы, с которых изображены дольмены. Не придает большого значения пейзажу и ландшафту при изображении D6-Тинарлоо и малоизвестный гравер XVIII века Ноа ван дер Мейр (рис. 9). Хотя силуэт дольмена в его работе узнаваемый, импульсивная творческая манера художника не отличается передачей точных очертаний камней, составляющих этот мегалит.

Рис. 9. Ноа ван дер Мейр. Дольмен D6-Тинарлоо, 1790 [1, c. 101]

Рис. 10. Джон Куйперс. Фото дольмена D6-Тинарлоо.
Источник: www.johnkuipers.ca/about_mega.shtml

В силу своей специфической направленности, данная группа гравюр с изображением дольменов представляет интерес лишь для узкого круга специалистов. Минимальная роль пейзажа в этих работах свидетельствует о том, что именно дольмен представляет важность для исследователей. Подобная черта характерна для произведений XVIII века, времени, когда был издан закон об охране мегалитов как исторических памятников. В частности, на территории Дренте данный закон стал действовать с 1734 года. Иллюстрации с дольменами, относящиеся к данной группе, можно встретить в статье Любаха, где автор описывает эти памятники, приводя справку об их степени сохранности [4, c. 161]. По-видимому, ученые XVIII века не придавали большого значения соотнесению мегалитов с пейзажем и ландшафтом местности. Однако некоторые исследователи в этот период уже начали использовать данные элементы для опознавания отдельных дольменов. Например, Кампер рисует деревья рядом с D4-Мидларен и D14-Экстерхалте; Янссен, изображая D17-Ролде среди деревьев, также указывает его месторасположение и стороны света. В другом рисунке Кампер использует местную церковь для определения координат дольмена D3-Мидларен (рис. 11). Размещая церковь в композиционном центре листа и между двумя камнями дольмена, автор достигает достаточно своеобразного, почти символического эффекта. Данная церковь присутствует и на рисунке Пронка, изображающем D3-Мидларен, образуя прочную ассоциативную связь с этим дольменом. Церковь является лишь небольшим элементом дальнего плана, и противопоставляется массивному силуэту мегалита, но, несмотря на это, остается важной частью пейзажа и композиции в целом. Подобная идея нашла отражение и в гравюре Хендрика Швегмана (1761–1816), на которой изображен все тот же дольмен близ Мидларен (рис. 12). Художник показал мегалит с похожего ракурса, с церковью в левой части композиции. Данную гравюру уже можно отнести к периоду романтизма, поскольку в ней передано состояние природы, трактовка дерева живописна, художник также уделяет внимание птицам, парящим в небе. Дольмен показан в преувеличенном масштабе по сравнению с фигурой человека, ведущего записи или выполняющего набросок с мегалита. На дальнем плане слева виден силуэт церкви, ставший уже достаточно традиционным элементом произведений графики, посвященных дольменам.

Рис. 11. Петрус Кампер (1722–1789). Дольмен D3-Мидларен [1, c. 98]

Рис. 12. Хендрик Швегман (1761 - 1816). Дольмен D3-Мидларен, 1795.
Источник:
www.rijksmuseum.nl

 

Романтизм и пейзажи с дольменами в XIX веке

В XIX веке мотив сопоставления церкви и дольмена в окружении живописной природы был поддержан Йоханнесом Хендриком ван Вестом (1803–1881). Так, дольмен D18-Ролде изображен среди достаточно хаотичного пейзажа, и контрастирует со стройным силуэтом церкви на дальнем плане справа. Вероятно, автором подразумевается типичный для романтизма прием противопоставления, в данном случае двух эпох, двух разных культур и религий (рис. 13).

Поражает своим динамичным пейзажем и умелой передачей состояния природы гравюра с дольменом Те Валтэ, выполненная голландским художником Круземаном ван Элтеном (1829–1904). Дерево, согнувшееся от порыва ветра, противопоставляется незыблемому мегалиту как преходящее вечному. В некоторых произведениях Ван Элтена заметны черты историзма. В частности, в одной из своих работ он изображает дольмен как алтарь древнего племени, что говорит об интересе художника к далекому прошлому, а также к вопросу преемственности культур и поколений. Таким образом, у Ван Элтена время становится неотъемлемым элементом пейзажа и местного ландшафта.

Произведения, выполненные Моллингером (1831), Дюборком (1834), Ван Равенсваем (1845), Рулофсом (1861) и Схипперусом (1879), принадлежат к серии идиллических пейзажей с дольменами и пасторальными сценами [2, c. 5]. Люди на этих работах стремятся к гармонии с природой и своими историческими корнями; пребывая в атмосфере спокойствия, исходящей от дольменов, они обретают уединение от городской суеты (рис. 14). В некоторых из этих акварелей и гуашей, мегалиты, выступая органичной частью ландшафта, символизируют спокойствие и самодостаточность. Примечательно, что в ряде работ дольмены даны в цвете, это является новым этапом в восприятии памятников.

Рис. 13. Йоханнес Хендрик ван Вест (1803–1881). Вид на дольмен D18-Рольде и церковь Рольде в 1871 [1, c. 144]

Рис. 14. Виллем Рулофс (1822–1897). Пастух со стадом овец у дольмена Тинарлоо, 1863-1864. Источник: www.teylersmuseum.eu

Сюжетные пейзажи с изображением людей, открывающих неизвестные ранее дольмены, также становятся популярными в XIX веке. Как правило, в такого рода работах эмоции персонажей выражены достаточно экспрессивно. Например, в гравюре с дольменом в Дренте близ мельницы Экстер, показано удивление двух людей, созерцающих величественный мегалит (рис. 15). Это произведение можно сравнить с изображением дольмена Боргер, которое также выдержано в стиле романтизма. В нем звучит тема хода истории и смены поколений: отец с ребенком обсуждают дольмен во время прогулки. В обеих работах люди изображены со спины, рассматривающими древний памятник, что, в свою очередь, тоже фокусирует внимание зрителя на этом объекте.

По сути, этот новый подход к изображению дольменов свидетельствует об эволюции в восприятии данных памятников в XIX веке, а также отражает тот факт, что они стали известны более широкой аудитории. Последний аспект иронично трактован голландским художником Александром Вер Хюэллом. Семья «малых буржуа» изображена во время посещения D6-Тинарлоо, экипаж ожидает их неподалеку. Очевидно, в данном произведении дольмен и окружающий пейзаж уходят на второй план, и все внимание сосредоточено на людях, которые вовсе не проявляют пиетета к мегалиту (рис. 16). Вероятно, рост интереса общественности к дольменам как к туристическим достопримечательностям пришелся именно на период создания данного произведения. Более того, в условиях все большего развития фотографии начало появляться огромное количество открыток и фото с дольменами. В результате данные памятники перестали быть популярной темой в печатной графике.

Рис. 15. Т. Схелтема. Дольмен в Дренте близ мельницы Экстер, 1799.
Источник: http://collectie.altasvanstolk.nl

Рис. 16. Александр Вер Хюэлл. Дольмен D6-Тинарлоо, 1859 [1, c. 142]

В целом пейзажи с дольменами, выполненные в XIX веке, отличаются большим разнообразием и сюжетностью, в то время как иллюстрации, выполненные в научных целях, становятся все более сложными, схематичными и напоминающими чертежи, в силу данной особенности эти работы не обсуждались в настоящей статье.

Заключение

Взаимосвязь между пейзажем, ландшафтом местности и дольменами, а также роль этих компонентов, претерпела существенные изменения в период со второй половины XVII по XIX век. Немаловажную роль в данном случае играли знания и цели, которыми руководствовались в тот или иной период исследователи и художники, а также насколько широкая аудитория была заинтересована в мегалитах. Две группы работ, проанализированные в данной статье, соответственно, представляют собой разные подходы к восприятию пейзажей с дольменами. Наиболее ранние из них были созданы в период, когда граница между мифом и научными представлениями о мегалитах была достаточно условна, что, в свою очередь, отражалось и в произведениях художников, выполненных на данную тему. В дальнейшем, по мере развития науки и роста интереса к дольменам, в пейзажах с ними уже отсутствовали образы мифических существ, таких как великаны; художники все больше стали обращаться к работе на пленэре, стремясь более точно передать особенности пейзажа той местности, где находится памятник. В XVIII веке художники предпочитают ездить к дольменам непосредственно для создания своих рисунков, поэтому восприятие мегалитов изменяется от мифологического к более реалистическому, а преобладающей техникой становится карандаш и тушь. В XIX веке пейзажи с дольменами приобретают романтическую окраску. Кроме того, факт, что мегалиты начинают интересовать не только специалистов и художников, но и широкую аудиторию, также получает отражение в художественных произведениях, большей частью в гравюрах, выпускавшихся тиражами. Популярным сюжетом в эту эпоху становится изображение путешественников, открывающих для себя дольмен.

Анализ второй группы произведений, посвященных дольменам, показал возрастающий в XVIII веке исследовательский интерес к конструкции этих памятников без учета их связи с пейзажем. Позднее этому моменту и ученые, и художники, начали придавать большее значение, ассоциируя определенные элементы пейзажа с конкретными мегалитами. Подавляющее большинство произведений этой группы выполнено карандашом или тушью, простота техники позволяла создавать наброски непосредственно на месте и легко корректировать ошибки. В XIX веке иллюстрации данной группы приобрели характер чертежей и планов.

Дольмены необходимо рассматривать в непосредственной зависимости от пейзажа и ландшафта местности, в которой они находятся, поскольку эти компоненты не только взаимосвязаны, но и дополняют друг друга. Благодаря своей незыблемости и постоянству, мегалиты обладают способностью структурировать пространство вокруг себя, в то время как природа, окружающая их, изменчива. Однако художественный образ дольмена в произведениях может меняться в зависимости от отдельных элементов пейзажа. Именно эта деталь вызывает интерес у ученых и художников, которые уже на протяжении длительного времени занимаются исследованиями в этой области.

Благодарности

Данная публикация подготовлена при поддержке Международной программы стипендий Фонда Форда. Спасибо Программе за помощь и содействие. Специальная благодарность профессору Даану Рамакерсу (Университет Гронингена, Нидерланды), за советы, данные при написании статьи. Приношу благодарность коллегам из голландских музеев за поддержку и консультации, оказанные при проведении исследования; в особенности, сотрудникам музеев Провинции Дренте в Ассене и Атлас ван Столк в Роттердаме.

References

1. Bakker, J.A. (2010) Megalithic Research in the Netherlands, 1547-1911. From ‘Giant’s Beds’ and ‘Pillars of Hercules’ to accurate investigations. Leiden.

2. Heij, J.J., Van Kei tot Kunst. (1983) Het hunebed als bron van inspiratie, Drents Museum. Assen.

3. Lewis, A. L. (1910) On Some Dolmens of Peculiar Types in France and Elsewhere. The Journal of the Royal Anthropological Institute of Great Britain and Ireland. No. 40. P.336–348.

4. Lubach, D. (1877) On the Hunebedden, or Cromlechs, in the Province of Drenthe, in Holland. The Journal of the Anthropological Institute of Great Britain and Ireland. No. 6. P.158-167.

5. Roymans, N. (1995) The cultural biography of urnfield and the long-term history of a mythical landscape. Archaeological Dialogues. No. 2. P.2–24.

6. Database on Megaliths in Europe, with illustrations.[Online]. Available from: http://www.erratiker.ch 

7. Professional photographer John Kuipers’ web-site devoted exclusively to dolmens.[Online]. Available from: http://www.johnkuipers.ca/about_mega.shtml 

8. Web-site with information and photographs of dolmens. [Online]. Available from: http://members.home.nl/jbmeijer/hpiceng.htm 

9. The megalitithic tombs of the Netherlands, Province of Groningen [Online]. Available from: http://webspace.webring.com/people/dw/wimdekker/Nederland01.html 

10. Web-site devoted to Tinarloo dolmen (photographs and facts) [Online]. Available from: http://www.oudzuidlaren.nl/html/hunebed.html 

11. General web-site on dolmens in the Netherlands [Online]. Available from: http://www.hunebedden.com/  

Citation link

Gordusenko M.I. THE EVOLUTION OF LANDSCAPES WITH DOLMENS IN GRAPHIC ARTS FROM THE SECOND HALF OF THE SEVENTEENTH TO THE NINETEENTH CENTURY [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2014. – №3(47). – URL: http://archvuz.ru/en/2014_3/22 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 01.09.2014
Views: 97