Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №4 (48) December, 2014

History of architecture

Kaizer Natalia V.

Doctoral student, Department of Landscaping.
Research supervisor: Professor T.B.Srodnykh, Doctor of Science (Agriculture).
Ural State Forestry Engineering University.

Russia, Yekaterinburg, e-mail: kaiser_nv@yahoo.com

THE INFLUENCE OF THE URBAN PLANNING SITUATION IN 18TH CENTURY EKATERINBURG ON THE DEVELOPMENT AND EVOLUTION OF HISTORICAL BOULEVARDS AND PUBLIC GARDENS

УДК: 712.025
Шифр научной специальности: 85.118.7г

Abstract

The article considers the development of historical boulevards and public gardens in Ekaterinburg created in the 19th century, demonstrates their relationship with Ekaterinburg’s plan, and reviews their transformations over the last century and a half.

Keywords: public gardens, boulevards, landscape architecture, town-planning, Yekaterinburg

Введение

В условиях быстрого роста городов, увеличения автотранспортных потоков и явной тенденции к уплотнению застройки остро встает проблема поддержания в городском пространстве благоприятной и комфортной среды для жизнедеятельности человека. Возникают вопросы, связанные с необходимостью сохранения и развития зеленого пространства города, и в частности – вопросы актуальности сохранения и реконструкции исторических общегородских ландшафтных объектов. Так же, как и неповторимые исторические архитектурные сооружения, они являются своеобразными маркерами городской среды, вехами истории города.

Цель исследования – выявить закономерности размещения и развития исторических скверов и бульваров XIX в. В задачи исследования входило определение влияния градостроительной структуры Екатеринбурга XVIII – начала XIX в. на планировку исторических общегородских ландшафтных объектов; проведение анализа изменения видового состава растений исторических бульваров и скверов Екатеринбурга в различные периоды их развития. Исследование проводилось методом сравнительного анализа планов Екатеринбурга XVIII – XXI вв. Параметры исторических ландшафтных объектов изучались по архивным данным и по литературным источникам, и, кроме того, по результатам частичной подеревной инвентаризации.

Анализ генпланов Екатеринбурга XVIII в. дает представление о влиянии первоначальной планировки города на характер размещения объектов озеленения, сложившейся в исторической части города в начале XIX в. Так, регулярная структура Екатеринбурга, заложенная еще в начале XVIII в., оказывала значительное влияние на дальнейшие изменения в системе благоустройства города, а также на планомерное устройство общественных городских зеленых насаждений (бульваров и скверов).

При рассмотрении развития планировочной структуры Екатеринбурга в XVIII–XIX вв. и дальнейшего формирования городской среды необходимо учитывать процессы, протекавшие в градостроительстве в России в XVIII в.

Общероссийские градостроительные тенденции XVIII–XIX веков

Начало XVIII в. – это особое явление в русском градостроительстве: это время бурного развития российских городов – как столичных, так и провинциальных [8, 2]. Этот период характеризовался следующими ведущими тенденциями: прежде всего, развитием национальных традиций в архитектуре; и кроме того, в результате активного общения между Россией и Европой начиналось заимствование европейских традиций градостроительства – формирование городских пространств отличалось регулярным характером композиционно-планировочных приемов и выражалось в тяготении к геометрически правильным построениям; в то время как в древнерусском градостроительстве в застройке городов больше учитывались природные особенности местности, при этом отсутствие строгих планировочных схем развития территории позволяло городу развиваться свободно [2]. На протяжении XVIII в. процесс развития русского градостроительства шел по пути взаимодействия новаций и старых методов, при этом новые регулярные композиционно-планировочные приемы укоренялись в градостроительной практике, объединяя национальный опыт и сложившиеся ранее идейно-композиционные приемы.

Вторая половина XVIII в. – время перемен во многих сферах жизни России. Процессу утверждения новых градостроительных приемов в этот период способствовали государственные реформы, требующие перепланировки исторических городов России. Значительные преобразования пространства городов начинаются с момента появления в 1763 г. в Санкт-Петербурге «Комиссии каменного строения», созданной для согласованной работы в области строительства и переустройства городов Российской Империи. Одна из функций Комиссии заключалась в разработке и утверждении регулярных планов новых городов; кроме того, она осуществляла строительный надзор, руководила перепланировкой существующих городов. Этот государственный градостроительный орган «способствовал быстрому превращению страны в беспримерную «градостроительную державу» с ее единым строением архитектурно-градостроительных принципов и средств, новым масштабом творческого мышления, соотносящего теперь отдельные здания и ансамбли не только с конкретным городом, но и с пространственной организацией, стилевой целостностью форм в пределах всего государства» [2, с. 71].

Из анализа градостроительной ситуации Екатеринбурга XVIII – начала XIX в. видно, что в истории развития генпланов можно выделить два основных периода. Во-первых, это период становления города: XVIII – начало XIX в.: Екатеринбург в момент своего образования являлся заводом-крепостью (1723), в плане он представлял образец регулярного строительства. Характерно, что между структурой рельефа города и его планировкой не было противоречий. В дальнейшем город разрастался, его граница менялась, городская территория расширялась за счет присоединения к городу слобод, расположенных за крепостным валом. В результате развития планировка города в определенные периоды становилась более хаотичной на его периферии.

Вторым периодом можно считать XIX в. – этап формирования более упорядоченной городской структуры. Из литературы известно, что огромную роль в формировании пространства Екатеринбурга оказала Екатерина II, которая хотела превратить города Российской империи в «идеальные полисы, с четкими для восприятия прямоугольными кварталами, с широкими прямыми улицами и огромными площадями для торговли и народных гуляний» [8, с. 16]. В итоге после проведенных градостроительных реформ генеральный план Екатеринбурга (1804) отличался прямолинейностью, это касалось расположения улиц, площадей, кварталов и очертаний города в целом [8].

Особенности планировочной структуры Екатеринбурга XVIII–XIX веков

Екатеринбург как поселение изначально представлял в плане четырехугольник, внутри которого находились плотина и корпуса железоделательного завода, жилые постройки, казармы, церковь, школа, госпиталь и другие строения. Участок застройки заводского поселения был расположен в лесной зоне на берегу реки Исеть, на достаточно ровном рельефе. Центральное положение на территории города-крепости занимала плотина, давшая начало деятельности железоделательного завода. В дальнейшем благодаря заводу город становится одним из крупнейших центров горнометаллургического производства в Российской Империи.

На верхнем бьефе плотины с северной стороны образовался пруд, открывавший широкую живописную панораму. Город-крепость был окружен валом с бастионами и глубоким рвом с защитными сооружениями. Характерно, что уже в первоначальной планировке поселения, созданной В. И. де Гениным, нашли выражение идеи регулярного градостроительства: правильная геометрическая форма крепости, строгая прямоугольная система расположения заводских и жилых построек в черте города. Все это наложило отпечаток на дальнейший процесс устроения города, на генеральные планы последующих времен и, в частности, на формирование четкой планировочной структуры уличной сети и, как результат, – на регулярный характер планировки исторических бульваров и скверов в XIX в.

Сложившаяся в XVIII в. планировочная структура Екатеринбурга имела ряд особенностей.

1. Формирование облика города на условиях регулярной застройки предполагало, прежде всего, симметричность и уравновешенность планировки. Изначально основным функциональным ядром Екатеринбурга являлся железоделательный завод, расположенный с южной стороны плотины на берегах реки Исеть, а композиционный центр города формировался на основе перпендикулярного расположения двух планировочных элементов – русла реки Исеть и плотины. Из исторических источников известно, что плотина в самом начале была «длиною в 99 саженей высотою 3 сажени и шириною в 20 саженей» [3, с. 35]; позднее в 1800 г. немецкий писатель А.-Ф.-Ф. Коцебу при описании Екатеринбурга указывал, что плотина была облицована серым бутовым камнем «… длины 128, ширины 23 с полов. сажени, вышины 10 с полов. аршин» [3, с.101].

Протекавшая с севера на юг река Исеть играла стратегически важную роль в технологической деятельности завода, и могла бы стать главной композиционной осью города. Однако основной композиционной осью города в XVIII в. становится не русло реки с расположенными вдоль ее берегов корпусами завода, а центральная улица, проходившая по плотине, изначально называвшаяся Московской трактовой дорогой (в дальнейшем – Большой Преспективной с 1800 г., Главным проспектом с 1845 г., а с 1919 г. – проспектом Ленина) [3].

2. На плане Екатеринбургской крепости 1726 г. видно, что главная улица города находилась в самом центре завода-крепости (рис. 1), она обеспечивала направленность движения и перемещения человека в пространстве «запад – восток». Начиналась главная улица города на правобережной стороне около западных ворот крепости (Красных ворот), проходила через Торговую площадь, пересекала заводскую плотину через реку Исеть и продолжалась в левобережной части города. В восточной части города улица, пересекая Церковную площадь (первоначально – Заводскую площадь), упиралась в восточные ворота крепости (Исетские) [8]. В центральной части Главного проспекта с северной стороны плотины размещались командирские дворы и школа; по южную сторону плотины находились заводские корпуса.

Рис. 1. План Екатеринбурга 1726 г. (ГАСО)

В 1835 г. на Главном проспекте был устроен бульвар. В это же время был создан Нуровский сквер-бульвар на улице Соборной (ныне улица им. Пушкина). Позднее в городе появились сквер на городской плотине и утраченный к настоящему времени Козий бульвар на Вознесенском проспекте (ныне улица Карла Либкнехта) [7].

В расположении исторических бульваров и скверов просматривается взаимосвязь с главной магистралью города и бульваром на Главном проспекте. Так, сквер на городской плотине располагался вдоль главной композиционной оси города, как бы подчиняясь основному транзитному направлению движения пешеходов и создавая дополнительный ландшафтный акцент в центре Екатеринбурга. Нуровский сквер-бульвар и Козий бульвар находились в восточной части города в непосредственной близости от бульвара на Главном проспекте и отходили от него перпендикулярно: Нуровский сквер-бульвар уходил в северном направлении вдоль русла реки Исеть, Козий бульвар – в южном направлении в сторону Покровского проспекта – все это способствовало усилению композиционного центра города, расширению центра города, а также композиционному объединению двух важных улиц Екатеринбурга (Главного проспекта и Покровского проспекта).

Верх-Исетский бульвар связывал город с Верх-Исетским поселком, своим направлением он формировал движение людей в направлении «запад-восток», являясь транзитным продолжением бульвара на Главном проспекте, помогал обеспечить организованный вход в город. Можно сказать, что первые скверы и бульвары в западной и центральной части города организовывали преобладающее транзитное движение «запад–восток»; в восточной части города к основному направлению вдоль главной городской магистрали добавилось направление «север–юг» по Вознесенскому проспекту и по улице Соборной.

3. Еще одна композиционная особенность ландшафта Екатеринбурга середины XVIII в. состоит в том, что постройки завода уступали по значительности объемно-пространственного решения двум городским доминантам – двум первым церквям Екатеринбурга, которые находились на противоположных берегах р. Исеть недалеко от заводской плотины [1, 8]. Деревянная церковь во имя Святой Екатерины, построенная между 1723 и 1726 гг. на Церковной стороне (на левом восточном берегу р. Исети), располагалась параллельно оси Главного проспекта. Деревянная Богоявленская церковь была возведена позднее к 1747 г. [1] на Торговой стороне на том месте, где первоначально проходила западная граница крепости (рис. 2).

 Рис. 2. Главный проспект города Екатеринбурга (ГАСО)

«Высотная композиция из двух церквей, выделяясь на фоне монотонной застройки и относительно спокойного рельефа, выявила двухчастное построение планировочной схемы города, стала важным архитектурно организующим элементом в панораме Екатеринбурга <…> Две первые церковные постройки Екатеринбурга стали высотными ориентирами главной городской магистрали. Будучи основными вертикалями города в системе застройки, они создавали четкую композиционно-пространственную взаимосвязь плотины и двух площадей. При двух выявленных вертикалями храмов на площадях образ Екатеринбурга стал более сложным и многоликим, а плотина заняла в нем центральное место» [1, с. 9].

4. Первоначально планомерное развитие города наблюдалось в направлении оси Главного проспекта. На плане 1737 г. (рис. 3) видно, что западная граница крепости была отодвинута дальше в западном направлении. В результате изменений крепость в западной части приобрела дополнительный участок территории трапециевидной конфигурации. Так, путешественник И.-Г. Гмелин, посещавший Екатеринбург в 1733, 1734 и 1742 годах пишет: «Со времени моего предыдущего посещения город несколько вырос с западной стороны. А после того, как разрушили вал, там на этом месте устроили палисадники, которые соединяют по прямой линии угловые бастионы, и эти палисадники образуют три стороны на юго-запад, запад и северо-запад, причем длина этих сторон 126 саженей, а посередине имеются ворота» [3, с. 37].

Рис. 3. План Екатеринбурга 1737 г. (ГАСО)

Однако, несмотря на главенствующую роль Главного проспекта в композиции города, в дальнейшие времена город развивался активнее в южном направлении за счет размещения и функционирования вдоль берегов реки Исеть заводов, фабрик и слобод. В результате подобного разрастания города территория Екатеринбурга уже к середине XIX в. была существенно вытянута в северо-южном направлении (рис. 4). 

Формирование и развитие исторических бульваров и скверов Екатеринбурга

Известно, что разработкой системы городских бульваров занимался уральский архитектор М.П. Малахов [1, 5]. На генеральных планах Екатеринбурга 1829 и 1845 гг., разработчиком и исполнителем которых является М.П. Малахов, видны запланированные бульвары по периметру города и по Главному проспекту (рис. 5). Однако идея расположения бульваров в виде кольца вокруг города в дальнейшем не нашла своего реального воплощения.

Первым бульваром в Екатеринбурге стал Верх-Исетский. В 1819 г. бульвар имел регулярную планировку, состоял из двух аллей, располагался северо-западнее города, соединяя Екатеринбург с Верх-Исетским поселком. В настоящее время длина бульвара составляет около 500 м, ширина 10–12 м. Ассортимент растений на бульваре со временем менялся – известно, что в начале XIX века посадки были представлены в основном березой. В начале XX века на бульваре росли: тополь бальзамический, клен ясенелистный, акация желтая. В начале 2005 г. после проведенной реконструкции бульвара были произведены посадки липы мелколистной, живая изгородь с одной стороны состоит из акации древовидной – кустарники были оставлены, с другой стороны – из боярышника сибирского, вновь посаженного. Профиль пешеходной зоны бульвара стал асимметричным.

Рис. 4. План Екатеринбурга 1856 г. (ГАСО)

В 1835 г. по центральной оси Главного проспекта был устроен бульвар в виде аллеи. Бульвар начинался от Московской заставы и продолжался до улицы Успенской (с 1919 г. ул. Л. Вайнера); в центральной исторической части проспекта (плотина с двумя площадями) бульвар не был устроен; второй отрезок бульвара начинался от улицы Соборной (с 1899 г. ул. Пушкина) и продолжался до улицы Верхне-Вознесенской (с 1918 г. ул. Тургенева). Первоначально протяженность бульвара составляла около 0,7 км; площадь – приблизительно 1,3 га. Дальнейшее значительное увеличение бульвара произошло в XX веке в восточном направлении до улицы Восточной.

Своим центральным положением вдоль проспекта бульвар подчеркивал направление движения человека; а в композиционном плане участвовал в организации структурного каркаса Главного проспекта. Организации городских форм Екатеринбурга (в частности на Главном проспекте) способствовал классицизм, утвердившийся в России в XVIII веке, однако можно предполагать, что наряду со стилевым принципом построения пространства города зеленый бульвар как элемент пространственной среды активно участвовал в создании целостности и композиционного равновесия северной и южной частей магистрали. Бульвар как природный компонент вносил в городскую среду дополнительное эмоциональное качество, с одной стороны, а с другой – зрительно уменьшал негативное восприятие разнохарактерной застройки улицы.

Рис. 5. План Екатеринбурга 1829 г. (ГАСО)

В центральной части проспекта, где застройка не отличалась особой плотностью, а постройки в своей массе не выделялись над силуэтом города, связующим звеном являлись по-прежнему два пространственных акцента – две церкви (рис. 6). Поэтому зрительно ось бульвара, участки которого достигали Екатерининской и Торговой площадей, в центральной части города не прерывалась: она была связана архитектурными вертикалями, устремляясь в направлении основного движения проспекта. В дальнейшем продолжению и объединению частей бульвара способствовала разбивка сквера на городской плотине.

Рис. 6. Бульвар на главном проспекте (ГАСО)

Посадки растений на бульваре в начале XIX в. были представлены тополем бальзамическим. На фото начала ХХ в. хорошо видно, что растения были аккуратно подстрижены, кроны деревьев имели форму шара. В начале XX в. старые посадки липы мелколистной начинают заменяться кленом ясенелистным. С конца XX в. производится частичная замена старых посадок на липу мелколистную и ясень пенсильванский. До реконструкции 2013 г., по данным подеревной инвентаризации, на бульваре на проспекте Ленина (Главный проспект) среди деревьев преобладали липа мелколистная, ясень пенсильванский, клен ясенелистный, присутствовали также вяз гладкий, вяз перистоветвистый, дуб черешчатый, лиственница сибирская, яблоня ягодная; среди кустарников – жимолость татарская, ирга круглолистная, карагана древовидная, кизильник блестящий, сирень обыкновенная, сирень венгерская. После проведенной в августе 2013 г. реконструкции бульвара ассортимент деревьев в западной его части представлен в основном елью сибирской и липой мелколистной. В настоящее время длина проспекта Ленина составляет 4,6 км. Длина бульвара – 0,7 км в западной части и 1,2 км в восточной части. Проспект по-прежнему является главной магистралью города. На этой улице находятся крупные административные, торговые и культурные здания.

В центре Главного проспекта на верхнем бьефе плотины в 1887 г. был заложен сквер (рис. 7), который отличался более сложным планировочным решением по сравнению с бульварами, описанными ранее. Озелененная территория сквера на северной стороне проспекта и корпуса завода, которые расположены на противоположной стороне проспекта, создают контрастное взаимодействие форм – природные живописные ландшафтные элементы и статичные монотонные объемы зданий. Разнообразный по ассортименту и формам сквер и корпуса завода около Главного проспекта воспринимаются зрителем на основе равнозначности и взаимодополнения, обеспечивая сбалансированное по объемным характеристикам, уравновешенное состояние центра города на плотине.

Рис. 7. Вид на сквер на городской плотине (ГАСО)

К настоящему времени планировка сквера значительно изменилась. Так, к середине XX в. происходит реконструкция сквера на северной стороне плотины, его территория превращается преимущественно в транзитную пешеходную зону, наблюдается уменьшение количества деревьев с увеличением площади цветников, а к XXI в. – некоторое уменьшение и её. Из древесных растений здесь выделяются 2 крупных кедра (сосна сибирская кедровая), присутствуют также липа мелколистная, тополь бальзамический. Они расположены вдоль длинной стороны сквера.

В настоящее время с плотины открывается вид как в северном направлении, так и в южном, обеспечивая зрительную связь центра города (плотина) с удаленными городскими элементами не только в направлении по главной композиционной оси «запад–восток», но и в других направлениях. На месте заводских корпусов в 1972–1973 гг. к 250-летию Екатеринбурга был создан Исторический сквер, чем было сформировано экологически и эстетически значимое пространство с многообразным функциональным наполнением – историческим, рекреационным, мемориальным.

Одним из старейших в городе является Нуровский сквер-бульвар, устроенный в 1835 г. в регулярном стиле на улице Соборной (ныне ул. Пушкина) между Главным проспектом и Почтовым переулком. В конце XX в. Нуровский сквер был переименован в сквер имени А.С. Попова – изобретателя радио. Отличительной особенностью Нуровского сквера является то, что он не располагался непосредственно на оживленной транзитной магистрали, однако его местоположение было вблизи Главного проспекта. Его территория была благоустроена, огорожена и предназначалась исключительно для прогулок и отдыха горожан. В настоящее время площадь сквера составляет около 0,6 га. Посадки этого объекта были представлены одним видом – тополем бальзамическим. После реконструкции изменилась планировка сквера и расширился ассортимент видов растений.

К середине XIX в. были застроены все кварталы главной магистрали. Около этого времени в квартале между Главным проспектом и Покровским проспектом (ныне ул. Малышева) на Вознесенском проспекте (ныне ул. К. Либкнехта) появляется так называемый Козий бульвар, также огороженный по периметру и благоустроенный. Первоначально площадь бульвара составляла примерно 0,5 га. В дальнейшем – в ХХ в. бульвар был трансформирован в зеленую разделительную полосу шириной около 3 м, которая в ХХI в. в результате реконструкции проезжей части исчезла.

Выводы

1. В XVIII в. процесс утверждения регулярной планировочной структуры российских городов стал преобладающим; особенно отчетливо это явление наблюдалось во вновь возводимых небольших городах, в частности в Екатеринбурге. Изначально к регулярной планировке Екатеринбурга дало толчок перпендикулярное расположение двух главных планировочных элементов: городской плотины и реки Исеть, вдоль берегов которой находились корпуса железоделательного завода. Две главные композиционные оси города: Главный проспект (направление запад–восток) и река Исеть (направление север–юг) развивались не одинаково интенсивно. Преимущественное развитие города шло в южном направлении, в то время как развитие городских территорий в западно-восточном направлении продвигалось скромнее. Однако непосредственно Главному проспекту всегда уделялось активное внимание как главной городской магистрали. Главный проспект изначально задумывался симметрично – справа и слева от плотины располагались две площади с двумя церквями. Дальнейшее развитие и увеличение протяженности Главного проспекта шло с преобладанием в восточном направлении.

2. Прослеживается взаимосвязь между исторической планировкой Екатеринбурга и характером озеленения города. Так, городские общественные объекты озеленения подчеркивали композиционные оси города, оттеняли и придавали более мягкое звучание главным архитектурным доминантам, а иногда и сами выступали объемно-пространственными доминантами, как, например, сквер на городской плотине.

3. В городе уже в начале XIX в. была создана система бульваров, которые усиливали основные композиционные линии центрального ядра города, подчеркивали въезд в город: запад-восток – бульвар на Главном проспекте, север-юг – Козий бульвар; осуществляли связь с отдельными элементами городской структуры – Верх-Исетский бульвар с поселком ВИЗа. Единообразие регулярной застройки городского пространства, несомненно, сказалось и на планировочном решении исторических общегородских объектов ландшафтной архитектуры Екатеринбурга. Подтверждением этому может служить регулярная планировка скверов и бульваров, среди которых доминирующую роль играл бульвар на Главном проспекте. Он позволял связать воедино левобережную и правобережную части города, обеспечивая единство архитектурно-ландшафтного пространства. Кроме того, усилению транзитной функции бульвара на Главном проспекте способствовало организованное движение на Верх-Исетском бульваре.

References

1. Goloborodskiy, M.V., Tokmeninova, L.I., Sanok, S.I. (2013) History of the General Plan of Yekaterinburg 1723-2003. Yekaterinburg: TATLIN (in Russian).

2. Gulyanitsky, N.F. (1995) 18th Century in Russian Architecture (the Epoch, the Style, and the Urban Planning Method). In: Architectural Heritage. Issue 38. Problems of Style and Method in Russian Architecture. Moscow: Stroyizdat (in Russian).

3. Zlokazov, L.D., Semenov, V.B. (2000) Yekaterinburg: the City as Seen by Eyewitnesses, Yekaterinburg: IGEMMO "Lithica" (in Russian).

4. Zorina, L.I., Slukin, V.M. (2005) The Streets and Squares of Old Yekaterinburg. Ekaterinburg: Basco (in Russian).

5. Kozinets, L.A. (1989) The Stone Chronicles of the City. Sverdlovsk: the Middle Urals Publishing House (in Russian).

6. Srodnikh, T.B., Lisina E.I. (2012) The Boulevards of Yekaterinburg: A Historical Aspect. International readings dedicated to the 110th anniversary of Doctor of Biology, Professor L.I. Rubtsov. Kiev (in Russian).

7. Srodnikh, T.B. (2010) The Evolution of Landscaping in Ekaterinburg. In: Russian Forests and Forest Management. Issue 1(35) [Lesa Rossiji i hozyajstvo v nih], Ekaterinburg: USFEU (in Russian)

8. Starikov, A.A., Zvagel'skaja, V.E., Tokmeninova, L.I., Chernyak, E.V. (1998) Yekaterinburg: History of the City in Its Architecture. Ekaterinburg: Sokrat (in Russian).

Citation link

Kaizer N.V. THE INFLUENCE OF THE URBAN PLANNING SITUATION IN 18TH CENTURY EKATERINBURG ON THE DEVELOPMENT AND EVOLUTION OF HISTORICAL BOULEVARDS AND PUBLIC GARDENS [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2014. – №4(48). – URL: http://archvuz.ru/en/2014_4/12 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 08.10.2014
Views: 106