Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №4 (48) December, 2014

New technologies

Molodin Vladimir V.

Professor, DSc. (Engineering).
Novosibirsk State Academy of Architecture and Arts,

Russia, Novosibirsk, e-mail: molodin@ngaha.ru

PARQUETRY ART: THE TECHNOLOGICAL ASPECT OF AN ARCHITECTURAL SOLUTION

УДК: 745.5
Шифр научной специальности: 85.126

Abstract

Based on archival and contemporary sources, the author retraces the emergence and development of the art of parquetry as a unique architectural phenomenon; and examines the development of the technology for manufacturing and laying artistically complex ornaments from various species of wood. Unique artistic parquet patterns available in Saint-Petersburg and Moscow region are used as an example for reviewing the techniques and methods of making parquet floors of high artistic value. Traditional and contemporary methods of parquet making and laying using laser technology and CNC machine tools are summarised.

Keywords: parquetry art, parquetry technique, materials, laying technique

Введение

Традиция художественного паркета уходит своими корнями в XII–XIII века, когда европейская знать, стараясь благоустроить и украсить свои замки, начинает поверх грубо обработанных досок или пластин, уложенных прямо на грунт или каменный пол, выкладывать декоративные покрытия из плотно подогнанных друг к другу кусочков древесины. Примерно в это же время в деревянной кладке пола появляются первые орнаменты в виде вензелей и геральдических знаков. Однако массовым явлением в строительстве художественный паркет становится в XIV веке. В это время крупные феодалы уже могли позволить себе богатую отделку внутренних покоев, оплачивая кропотливый ручной труд профессионалов-ремесленников. Наладившиеся торговые связи со странами Средиземноморья и Северной Африки позволили включить в палитру художественного паркета экзотические породы древесины – джакаранда, жикитоба, чефраза, чем существенно обогатили его декоративные возможности. Одновременно совершенствовалась технология обработки древесины и превращения ее в художественное произведение. Трудоемкие ручные технологии постепенно заменялись машинными, не снижающими качества конечной продукции. Художественный паркет стал доступен широкому кругу потребителей.

Цель настоящей статьи – показать историю развития технологии изготовления художественного паркета; раскрыть широкие возможности декорирования внутренних помещений деревянными полами высокой художественной выразительности; показать наряду с традиционными способами современные высокотехнологичные методы подготовки и сборки художественного паркета.

Объект – технология устройства художественного паркета для помещений различного назначения. Предметом исследования выступают методы обработки различных сортов древесины и способы превращения их в высокохудожественный деревянный ковер.

Классическая технология

В России с ее холодным климатом деревянные полы были настоятельной необходимостью, позволяющей обеспечить комфортные условия пребывания людей в жилых и общественных зданиях. К тому же дерево на Руси продолжительное время было основным строительным и отделочным материалом. В случае необходимости декоративной отделки использовались «деревянные кирпичи», уложенные на «черновой пол» из недорогих, чаще сосновых досок, а позднее, начиная с XVI века, – дубовые клёпки, уложенные «в елочку» с фризом вдоль стен. Такие «косящатые» полы широко распространены по сегодняшний день [1].

Для украшения строящихся кораблей на петербургские верфи по приказу Петра I переводят группу искусных резчиков по дереву из мастерских московской Оружейной палаты. А оттуда «столярных подмастерьев адмиралтейства Гаврила Семенов, Владимир Беклемишев и десять столяров из корабельных и галерных плотников, знающих столярные работы, да их охтинских столяров всего в количестве 38 человек были взяты в команду архитектора Чевакинского для устройства штучных полов для Зимнего дворца» [2]. Для выполнения паркетных работ привлекались только наиболее способные резчики из крепостных или вольнонаемных людей. Работа паркетчика высоко ценилась. За набор квадратной сажени пола мастера получали рубль – по тем временам немалые деньги. Поэтому ремесло совершенствовалось и развивалось внутри корпорации. Тонкости профессии, инструмент и оборудование передавалось от отца к сыну. Даже селились мастера рядом. Так столяры-краснодеревщики и паркетчики обосновались на Охте и для настилки паркетов в дворцах Петербурга, Царского села и в других загородных резиденциях привлекались именно они.

В истории ремесла сохранились имена охтинских паркетчиков Гаврилы Рыжего с товарищами Григорием Курицыным и Михайлой Сухим, которые работали над художественными паркетами в Царском Селе и Эрмитаже (1753). Позднее, уже под руководством Михайлы Сухого, художественные паркеты в Екатерининском дворце, а затем в Петергофе настилают цеховые мастера Родион Яковлев, Алексей Панов, Терентий Шурыгин и Филипп Волков1.

Над паркетами работали в прежнее время специалисты-краснодеревщики из крепостных или вольнонаемных людей. Как те, так и другие передавали свое мастерство из поколения в поколение. Так, большинство полов в петербургских дворцах набиралось охтинскими плотниками. В конце 40-х и в 50-х годах XVIII века в Царском селе над паркетами работали охтинские цеховые мастера-столяры. Они же в 1753 году настилали паркеты в Эрмитаже. Своим талантом и трудолюбием они создали шедевры ремесла, до сих пор поражающие изяществом рисунка и совершенством форм (рис. 1).

Рис.1. Фрагмент оригинального художественного паркета XVIII века, сохранившегося в Екатерининском дворце (Царское село). Фото автора

Нужно отметить, что мастера-паркетчики прошлого наряду с безупречным вкусом и знанием технологии вырезания и подгонки элементов художественного паркета отлично владели «паркетным материаловедением». Наряду с широко распространенными в России сортами древесины – сосны, дуба, лиственницы, ореха, ясеня и ольхи – они использовали экзотические породы древесины: грушу, чинар, самшит, ясень, бук, кизиловый карагач… Уже в 1749 году «было прислано из Астраханской губернии 26 косяков и 64 креста дубового леса, которые хранили в запасном Смольном дворе вместе с косяками грушевого дерева, кизилового карагача, чинары, самшита, ясеня и буковых кряжей», которые пошли на устройство первых художественных паркетов в Царском селе1.

Использование различных пород дерева, а также искусственное старение, подкрашивание, закапывание в горячий песок, морение или обработка аммиаком позволяли наряду с искусством подбора и укладки под определенным углом соседних клёпок, создающих изменчивую на свету игру дерева – одну из самых ярких особенностей художественного паркета – получать удивительные по красоте образцы паркетного творчества. В зависимости от подбора древесины принято различать цветные, полуцветные, штучные и дубовые паркеты.

Цветные паркеты требовали большого количества сортов дерева, включая специально обработанные для этих целей. Ввиду высокой стоимости исходных материалов такие полы требовали особой тщательности подгонки и собирались, как правило, отдельными щитами, имевшими в основании базу из сухих сосновых досок, скрепленных накрест во избежание деформаций. Готовые щиты цветного паркета монтировались на тщательно выверенные и надежно закрепленные лаги. Нужно заметить, что щиты могли иметь форму квадрата, многоугольника, сегмента и даже круга. Свободные пространства заполняли «по месту» штучным паркетом, уложенным по черному полу.

Аналогично выполнялись полуцветные паркеты, имевшие более скромную палитру цветов, и штучные, набранные из древесины местных пород, зачастую не уступающие по красоте и качеству цветным паркетам благодаря мастерству паркетчиков. Особняком держится солидный, имеющий многовековую историю дубовый паркет. Красота рисунка здесь обеспечивается исключительно подбором направления волокон древесины по отношению к падающему свету. Клепки, уложенные перпендикулярно свету, выглядят темнее, а уложенные вдоль света – светлее. Игра света при перемещении его источника «зажигает» и «гасит» паркетный пол, выявляя его неповторимую красоту. Подобная игра света характерна также для паркетов, выполненных из сосны и березы.

Образцы художественного паркета старых мастеров хорошо сохранились в Зимнем, Михайловском, Екатерининском дворцах Санкт-Петербурга и окрестностей, в усадьбе Мураново, Останкинском и Кусковском дворцах Подмосковья1.

Как правило, художественная форма паркета является одной из основных составляющих архитектурного замысла. Рисунком паркета можно осуществить зонирование помещения или привлечь внимание посетителя к полу, для этого используются отдельные художественные элементы: укладки, розетки, бордюры и декоры. Часто эти элементы выполняются в виде модулей, создающих сложный художественный орнамент за счет ритмичного повторения узора, вписанного в рамки одного модуля.

Укладка – наиболее часто встречающийся тип выполнения художественного паркета. Укладки сродни обычному наборному паркету, где повторяющийся рисунок и набор элементов, из которых формируется регулярный орнамент, являются основой художественной композиции. Именно в укладке особенно ярко проявляются возможности одного типа древесины: играя светоотражением, можно получать широкую гамму оттенков и создавать выразительные мозаичные панно.

Розетки или медальоны наряду с бордюрами являются центральными элементами орнамента пола в помещении (рис. 2). Их главная цель – повысить выразительность рисунка и подчеркнуть единство архитектурного замысла зодчего, проектировавшего интерьер. Розетки могут иметь четко очерченные границы, подчеркивая лаконичность стиля, или, наоборот, формировать единое пространство, притягивая внимание зрителя расходящимся во все стороны орнаментом. Форма розетки может быть овальной, круглой, квадратной или многоугольной. В связи со сложностью орнамента для устройства розеток используются различные типы древесины, как правило, ценных пород. В частности, при устройстве полов парадных залов Екатерининского дворца в Царском селе количество пород древесины достигало двадцати.

Рис. 2. Элементы художественного паркета: розетка и бордюр, формирующий обрамление основного поля паркета

Бордюры наряду с основной декоративной нагрузкой несут две основные функции: ненавязчиво разделить помещение на различные функциональные зоны и обозначить переход от одного паркетного рисунка к другому. Кроме этого, бордюры широко используются для художественного обрамления помещений в целом и центральных орнаментов розеток и декоров.

Декоры – это особая форма паркетного дизайна. Здесь нет канонов. Нет определённых правил. Вид, форма, набор материалов и техника исполнения диктуются исключительно замыслом художника и техническими возможностями исполнителя. Как правило, декоры не имеют регулярного рисунка (рис. 3). Это особый, неповторимый тип художественного паркета, который в силу его сложности и трудоёмкости выполняется достаточно редко, обычно это авторская, индивидуально выполненная работа.

Рис. 3. Пример декора паркетного пола, выполненного в виде свободного рисунка

Применительно к конкретному архитектурному решению, с точки зрения технологии производства художественного паркета, различаются четыре технологических приема:

  • маркетри – наиболее популярная технология, предполагающая формирование рисунка паркета из отдельных элементов, изготовленных из различных пород дерева и имеющих толщину, равную толщине декоративного слоя пола;
  • интарсия – инкрустация уже уложенного паркетного поля шпоном ценных пород дерева врезкой их в верхние слои паркета;
  • графье – гравировка по уложенному паркету с заполнением вырезанных углублений черными затвердевающими мастиками или полосками черного дерева;
  • инкрустация – технология, похожая на интарсии, где вместо ценных пород дерева или наряду с ними в поверхность паркета монтируются элементы, изготовленные из цветных металлов, янтаря, перламутра и полудрагоценных камней.

Паркет, выполненный по технологии маркетри, был и остается самым распространенным типом художественного паркета как наиболее надежный, устойчивый к характерным для пола механическим нагрузкам и терпимый к неоднократному циклеванию или шлифовке. Интарсия, в силу слабой устойчивости к механическим нагрузкам и инкрустация из-за крайней сложности ремонта, связанного со снятием выработанного верхнего слоя, встречается очень редко. Графье – полузабытая технология, не встречающаяся в современной практике.

Классическая технология укладки художественного паркета требовала большой тщательности при изготовлении и подгонке элементов. На первом этапе архитектором задумывалось общее решение с проработкой основных рисунков паркета. Затем по эскизам выполнялись «картоны» – цветной рисунок пола в натуральную величину на больших листах плотной бумаги или картона. Готовые «картоны» разрезались на удобные для работы фрагменты и передавались паркетчикам. Кряжи деревьев различных пород соответствующих цветов заранее распиливались на доски одинаковой толщины и высушивались в щадящем режиме, чтобы дорогой материал не растрескался при сушке. В соответствии с рисунком из досок разных пород древесины вырезались элементы паркета и последовательно приклеивались на картонную основу «лицом вниз»: сначала один, затем к нему плотно пришлифовывался и приклеивался другой и т. д. Пришлифовывание (особенно элементов с криволинейными бортами) требовало многократных примерок и тонкой доводки. Дело в том, что финишная отделка готового паркета заключалась в пропитке пола маслом, что проявляло фактуру древесины ценных пород, но не заливало стыки между элементами, как в современных технологиях. Поэтому по-настоящему качественный паркет был крайне трудоемким. По завершении набора на подготовленное основание наносился клей и при тщательном соблюдении стыковки бумагой вверх укладывались картоны с приклеенными к ним элементами паркета. Для обеспечения надежного соединения поверх картонов укладывались мешки с сухим песком, надежно прижимающие каждый элемент и весь ковер в целом к дощатому основанию. Примерно через месяц выдерживания пригруз снимался, бумага отрывалась и начиналась циклевка – снятие верхнего слоя древесины вместе с клеем и выведение чистой поверхности. Подготовленные поверхности пропитывались маслом или скипидаром с растворенным в нем воском. В первом случае требовалось регулярно обрабатывать поверхность маслом, во втором воск вместе со скипидаром проникал в поры древесины и после высыхания скипидара поверхностный слой паркета оказывался пропитанным воском. При натирании древесины суконной тканью паркет приобретал праздничный блеск. Чтобы сохранить блеск, требовалось регулярное натирание паркета.

Современная технология

Во все времена художественный паркет был результатом кропотливого ручного труда, связанного с вытачиванием элементов декора и, главное, их подгонкой, пришлифовыванием друг к другу. Сегодня благодаря средствам вычислительной математики, современным информационным технологиям и появившемуся на их основе компьютерному проектированию в практику строительства широко внедряются лазерные технологии и деревообрабатывающее оборудование с числовым программным управлением. Станки с ЧПУ позволяют с высокой точностью изготавливать самые сложные элементы паркета из любых пород дерева (рис. 4).

Рис. 4. Процесс контроля качества вырезания элемента фриза на фрезерном станке с ЧПУ

Поразительная точность изготовления практически исключила процесс подгонки, сократив его до контроля за качеством выполнения операций и мелкой доводкой лицевых поверхностей. С паркетной фабрики на строительную площадку поступают комплекты изделий, снабженные инструкцией по сборке, или модули, предварительно собранные на фабрике и готовые к монтажу (рис. 5). Непосредственная сборка паркета осуществляется на строительной площадке приклеиванием готовых элементов к основанию.

Подготовка основания для паркета является одной из основных операций, обеспечивающей его качество и долговечность. Сегодня элементы художественного паркета чаще всего монтируются на цементно-песчаную стяжку и реже на «черновой» деревянный пол. Цементно-песчаное основание – наиболее надежная основа, которая обладает существенным недостатком – деревянные элементы паркета, закрепленные на стяжке, впитывают влагу из основания, могут набухать и паркет коробится. При этом эстетические требования и высокая точность подгонки не дают возможности предусмотреть необходимые зазоры. Поэтому, согласно ВСН 9-94 «Инструкции по устройству полов в жилых и общественных зданиях», влажность стяжки под паркет не должна превышать 5%. При этом опытные специалисты-паркетчики считают, что она должна быть еще ниже – 3%. Такую влажность можно иметь, предварительно устроив под ней обмазочную или, лучше, оклеечную гидроизоляцию, которая позволит высушить основание.

Рис. 5. Комплект элементов центральной части розетки, изготовленной на станке с ЧПУ

Толщина стяжки в этом случае не должна быть менее 40 мм при прочности 15,0 МПа и более, основание должно быть ровным. Допуск на двухметровое правило не должен превышать 2.0 мм. В силу того что цементно-песчаная стяжка и древесина имеют разные коэффициенты линейного расширения при различной влажности, элементы паркета, приклеенные к цементному основанию, через некоторое время отскакивают. Кроме этого, существует факт подсасывания влаги непосредственно в паркет. Сегодня эта проблема решена. Перед нанесением клея поверхность стяжки грунтуется глубоко проникающими в ее поры влагостойкими грунтовками. Важно, чтобы и клей, и грунтовка имели одну основу, например одно- или двухкомпонентный полиуретан.

Для стабилизации основания под дорогой художественный паркет стелется прослойка из двух слоев водостойкой фанеры; это ведет к некоторому удорожанию конструктива, но опасность коробления практически ликвидируется. В этом случае технология устройства «черного» пола под паркет мало отличается от традиционной. По надежно закрепленным лагам, как правило, саморезными шурупами, крепятся в два слоя листы влагостойкой фанеры. При этом верхние листы укладываются таким образом, что перекрывают стык четырех листов первого ряда. Пространство между лагами заполняют звукоизоляцией – перлитом или керамзитом.

Элементы художественного паркета приклеивают к основанию дисперсными, полиуретановыми, МС-полимерными клеями и клеями на основе полимерных смол. Дисперсные или водорастворимые клеи содержат до 20% воды, которая так или иначе впитывается в планки паркета. Те или иные породы древесины, из которых формируют художественный паркет, имеют различную структуру и, соответственно, неодинаково впитывают воду. Разница в набухании ведет к неравномерности деформаций и появлению широких швов после полного высыхания. Поэтому для приклеивания элементов паркета желательно использовать клеи неводные, долгие годы сохраняющие упругость и позволяющие древесине набухать и усыхать без отрыва от основания: битум-кумароновые мастики, двух- и однокомпонентные полиуретановые и МС-полимерные клеевые композиции. При достаточно высокой цене они обладают высокой адгезией, эластичны после высыхания и быстро схватываются. Важным достоинством таких клеев является отсутствие усадки.

Рис. 6. Сборка художественного паркета непосредственно на цементно-песчаной стяжке

Точное изготовление элементов художественного паркета на станках с ЧПУ позволяет обеспечить толщину стыка 0.1 – 0.2 мм, поэтому предварительная подгонка и пришлифовка не требуется. Паркет может собираться непосредственно на стяжке (рис. 6). При приклеивании паркета важно весь период схватывания плотно прижимать фигурные элементы к основанию. Способа лучше, чем укладывание мешочков с сухим песком на готовый паркетный набор по мере его формирования, пока не придумано.

После высыхания клея швы при необходимости шпатлюются пастами, приготовленными из древесной пыли и клея, циклюются или шлифуются в зависимости от ровности готового покрытия. Но особенно важна финишная отделка, включающая попеременное покрытие лаком и шлифовку. Лаки наносятся на поверхность после завершения шлифовки, обеспыливания и грунтования за 1–3 раза специальными грунтовками. Непосредственно лаковое покрытие наносится за 2–7 раз в зависимости от применяемой древесины и качества ее обработки. Каждый слой должен качественно просушиваться и, как минимум, один раз перед окончательным лакированием шлифоваться.

Вывод

Технология паркета как высокохудожественного элемента интерьера, долгие годы являвшегося из-за высокой трудоемкости и требований к квалификации рабочих-краснодеревщиков в уникальном и редко реализуемом виде строительных работ, ставшая исчезающим ремеслом, сегодня активно возрождается. Появившиеся в практике деревообработки станки с ЧПУ и лазерные технологии позволяют с минимальными затратами, быстро и с высочайшей точностью воплощать замысел архитектора в реальность. Новые клеи, лаки и гидроизоляционные материалы дают возможность сделать конструкцию пола прочной, устойчивой и надежно защищенной от внешних воздействий. Можно смело сказать, что почти утерянная технология, которой не без оснований гордились наши предки, возрождена на новом техническом уровне и успешно используется.


Примечания

1 http://gardenweb.ru/nemnogo-ob-istorii-parketa

2 ЦГИА С.-Петербурга. Ф. 470. Оп. 209/643. Д. № 38. 1761.

References

1. Ivanov, V.F. (1962) A History of Building Technology. Leningrad, Moscow: Stroyizdat (in Russian).

2. Vugin, Yu.V. (1956) Parquetry. Moscow: Gosstoyizdat (in Russian).

Citation link

Molodin V.V. PARQUETRY ART: THE TECHNOLOGICAL ASPECT OF AN ARCHITECTURAL SOLUTION [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2014. – №4(48). – URL: http://archvuz.ru/en/2014_4/23 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 17.11.2014
Views: 91