Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №4 (48) December, 2014

Theory of architecture

Kuznetsova Maria V.

PhD candidate, Department of Urban Planning.
Research supervisor: Professor A.V.Moshkov, PhD. (Architecture).
Moscow Architectural Institute,

Russia, Moscow, e-mail: mariagrado@mail.ru

PRINCIPLES UNDERLYING THE SPATIAL COMPOSITION OF THE CENTRAL AREA IN NEW CAPITALS (WITH REFERENCE TO CANBERRA, NEW DELHI, ABUJA)

УДК: 711.4.01
Шифр научной специальности: 85.118

Abstract

The early 20th century saw the emergence of new capital cities in Australia, India, Pakistan, Brazil, Nigeria, Sri Lanka, Kazakhstan, Tanzania, etc. The cities included into the scope of this study were selected in terms of their relevance to the concept of an ideal City of the Future in the author's interpretation and their location in previously undeveloped areas. This article considers in detail the common principles underlying the compositions and plans of the cities’ central areas.

Keywords: capital city’s central area, urban planning composition, structural elements of the plan, Canberra, New Delhi, Abuja

Богатый опыт строительства новых столичных городов ХХ–ХХI вв. дает возможность последовательного рассмотрения композиционных решений их центральных частей. В процессе роста и развития города,центральное ядро, как правило, остается неизменным, следовательно, оно должно содержать необходимый потенциал для обеспечения дальнейшего устойчивого развития. Центр столицы представляет собой целую систему административно-управленческих, общественно-деловых (коммерческих), культурно-просветительских и торговых функций. Здесь наиболее важно выявить масштаб, подчеркнуть символизм и эстетическую (художественную) ценность градостроительной композиции, особенно для новых столиц, спроектированных на малоосвоенной территории. Рассматриваемые в статье объекты были выбраны с позиции создания «идеального» города (в соответствии с требованиями своего времени), а также были воплощением идеи о «городе будущего».

Как показывает исследование, Канберра, несмотря на временную отдаленность от наших дней (1912) и недостатки с точки зрения пространственно-расселенческих и плотностных характеристик, содержит как композиционные, так и художественные идеи, во-первых, начиная с образного и живописного осмысления предложенной для строительства территории на предпроектной стадии, во-вторых, на концептуальном уровне. Проект иллюстрировал методику подхода к созданию «города будущего», опираясь на предшествующий градостроительный опыт. Эти два положительных момента позволили более внимательно рассмотреть проект архитекторов Уолтера и Марион Гриффин, победителей конкурса в 1912 г. (рис. 1).

Казалось бы, жесткая, многовекторная и многофокусная композиция плана декларировала стабильность и законченность. С другой стороны, в ней заложена возможность развития, изменяемости как реакция на факторы, требующие саморазвития, на первый взгляд, уже сложившейся градостроительной формы.

а. б. в.

Рис.1. Образ Города Будущего в проекте архитекторов Уолтера и Марион Гриффин г. на плане столицы Австралии г. Канберры. 1912.
Источник:
http://www.aa.gov.au/cgi-bin/Search?Number=4185438&O=I  , http://www.idealcity.org.au/pic-4-environs.html

Чтобы определить глубину планировочных идей оригинального плана Канберры, рассмотрим формализованную схему построения пространства городской среды (рис. 2), основанную на двух главных перпендикулярных осях-проспектах – «сухопутной оси» и «оси воды» – и одной второстепенной – «муниципальной».

Рис. 2а. Формализованная схема У. Б. Гриффина в конкурсном прпоекте Канберры. Адаптирована М.В. Кузнецовой 

Рис. 2б. Формализованная схема проекта г. Канберры Выполнена автором статьи.
Источник: http://idealcity.org.au/zooms/4-report.html

Обладая мощной интуицией ландшафтного архитектора, Уолтер Гриффин сумел почувствовать «характерные особенности участка, приспособиться к неуловимым изменениям рельефа, выстраивая широкие панорамы, смело работая с поверхностью земли, воды и неба. На главную ″сухопутную ось″, которая проходила с юго-запада на северо-восток, были нанизаны правительственный центр, а также наиболее важные монументальные здания города, композиционно расставляя необходимые пространственные ориентиры.

Университет, главный железнодорожный вокзал, военные и стратегически важные объекты, предлагалось расположить на ″оси воды″, у подножия холма Плезант» [6] (рис. 2а).

Главной композиционной формой города явился равнобедренный треугольник, со сторонами 3 км, основанием 2,7 км, образованный 3 проспектами – Содружества, Кингза О’Майли и Конституции (Commonwealth Avenue, Kings Avenue, Constitution Avenue). «Его углы были расположены таким образом, что они совпали с вершинами трех холмов: Центр Правительства с Капитолийским холмом (Capital Hill), Муниципальный Центр с холмом Вернон (позднее получивший название Городской холм – City Hill), а Центральная городская торговая площадь – с холмом Плезант. Таким образом, холмы стали основными узлами – опорными центрами, скрепляющими огромное открытое пространство сложной многомерной геометрии города.

В основание треугольника параллельно «оси воды», автор заложил протяженную городскую торговую улицу и жилой район, состоящий из многоквартирных жилых домов с уютными внутренними двориками. Парковая зона (Parkland) была проложена вдоль берега искусственного озера – запруженной реки Молонгло. Участок, окруженный холмами Эйнсли на северо-востоке, Плезант на востоке и Вернон на западе, воспринимался авторами как амфитеатр, южные склоны которого, оформленные монументальными правительственными зданиями, ярусами поднимались к вершине самого главного Капитолийского холма (Capital Hill), на вершине которого располагался ансамбль правительственных зданий: выступающий вперед перед Домом парламента, и чуть меньшие по масштабу официальные резиденции генерал-губернатора и премьер-министра» [6].

Ландшафт был не только глубоко осмыслен и тщательно прорисован Уолтером и Марион Гриффин, он иллюстрировал сценарный подход к освоению пространства города. Склоны холмов – пространство амфитеатра, обращенного к главному месту действий страны – круглой площади Капитолийского холма, гладь озера – зеркало, которое отражало небо, движущиеся облака и величественные общественные и культурные здания, все это подчеркивало целостность и монументальность центра, а окружающие холмы создавали кулисы, скрывающие от посторонних глаз повседневную жизнь столичного города.

Центральная часть Канберры образована не только «парламентским треугольником», как принято считать. В процессе детального изучения оригинального плана выявлена еще одна композиционная вершина – мемориальный комплекс у подножия холма Плезант, который закрывает зрительную перспективу главной «сухопутной оси» (рис. 3).

Рис. 3. Правительственный центр Канберры – парламентский треугольник и композиционный узел – Мемориальный комплекс. Сост. М.В. Кузнецова

Для определения общих закономерностей построения центральной части столичных городов в качестве эксперимента предлагается выполнить последовательное наложение геометрической формы центральной части Канберры на планы городов Новый Дели и Абуджа, приведенные к одному масштабу.

Новая столица Индии – Новый Дели строилась по проекту архитекторов Эдвина Лютьенса и Герберта Бейкера с 1913 по 1930 г. Предполагалось, что это будет новый район для размещения правительства, с проектной численностью населения 75 тыс. жителей.

Центр города представляет собой треугольник (рис. 4) с основными композиционными центрами в вершинах:

  • Площадь министерств с Президентским Дворцом (первоначально известный как Дворец вице-короля – Раштрапати-Бхаван), расположенным на холме Райсина (Райзина-Хилл), и крыльями здания Парламента;
  • круглый в плане финансовый, торговый и деловой центр – Коннот-Плейс у вокзала, спроектированный Г. Бейкером по образу Королевского полумесяца в Англии (как и в проекте Канберры, коммерческий центр расположен рядом с вокзальной площадью);
  • вертикальная доминанта «Ворота Индии» – мемориальная арка в парке.

Рис. 4. Генплан г. Новый Дели, планировка центральной части представлена геометрической формой треугольника.
Источник : http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/160816/Дели

В основу планировочной композиции положены 2 главные оси – широкие проспекты: «парковая ось» протяженностью 3 км, ее называют «Раджпат» – «Путь царей», и ось «Шантипатх» – «Дорога Королевы», позже названная Народной дорогой.

Как и оси Канберры, луч «Раджпат» исходит от Президентского дворца, мягко спускаясь по склонам холмов Аравали, и заканчивается у мемориальной арки – «Всеиндийского военного мемориала», ограниченного зеленым шестиугольником парка (ежегодно 26 января здесь проводят торжественный парад, посвященный Дню Республики). Первоначально по замыслу Э. Лютьенса бульвар Раджпат символизировал стрелу, выпущенную из лука и пронзающую город от главного Президентского Дворца до Красного форта (на расстояние около 6 км). Воды реки Джамны предполагалось направить по расчищенному древнему руслу, заполняя ров вдоль стен крепости, а на берегу планировалось построить богатые особняки для административных служащих. Но эта часть проекта не была осуществлена, завершением зрительной перспективы проспекта стал амфитеатр Ирвина, названный в честь вице-короля Индии (позднее переоборудованный в Национальный стадион на 50 тыс. зрителей).

Вторая ось «Шантипатх» берет начало от площади Коннот-Плейс (торгово-делового центра) и пересекает бульвар Раджпатх под прямым углом. На нее нанизано 19 посольств иностранных государств, чем выделена дипломатическая зона. Четкая зеркальная симметрия подчеркивает монументальность, значимость и выразительность планировочной композиции центральной части новой столицы (рис. 5).

Рис. 5 Новый Дели. Вид делового центра
Коннот-Плейс. Фото 1947 г. [4]

Рис. 6. Вид Правительственного центра.
Фото 1942 г. [4]

«От западного угла композиционного треугольника Нового Дели открывается вид на обширную резиденцию Президента Индии и круглый Зал Секретариата. В 1940-е гг. деревья вдоль парковых аллей еще не успели вырасти до полной высоты, и в настоящее время они заслоняют дворец с его куполами и башенками» [4].

На рис. 5 показана планировка торгово-делового центра с исходящими от внешнего круга двенадцатью дорогами, одной из которых является ось «Шантипатх», закрепившая композиционную вертикаль до 1940-х гг., когда было построено новое здание вокзала.

В данном случае «рельеф привел к ряду недоразумений. Лютьенс настаивал на том, чтобы срыть вершину холма, так чтобы дворец вице-короля был виден издали между крыльев здания Парламента, однако в 1913 г., больной и усталый, он подписал чертеж, означавший, что при взгляде издали от дворца будет виден один лишь купол – как беседка над грандиозной лестницей. Позднее Лютьенс уверял, что его ввели в заблуждение перспективные рисунки, выполненные в Королевской Академии с условной точки в 30 м над землей. Лютьенса интересовала только ясность геометрии, Бейкер был более склонен считаться с людскими нуждами и политическими обстоятельствами, которые вынуждали колониальную администрацию, где возможно, склоняться к использованию приемов местного строительства. Авеню проложены ″по Лютьенсу″но дома в пределах шестиугольной сетки кварталов пришлось расставлять, следуя чрезвычайно сложной системе расовых, кастовых и имущественных отношений в Индии» [2].

Рис. 7. Сопоставление основы градостроительной композиции центральной части городов Нового Дели и Канберры. Сост. М.В. Кузнецова

Если основание «парламентского треугольника» Канберры совместить с главной осью Нового Дели «Раджпат», а ось «Шантипатх» – с «сухопутной осью», то очевидны соответствия:

  • в геометрической форме треугольника – логически ясной структуре центральной части обеих столиц;
  • в графическом выделении городской площади Канберры в районе так называемого «флажка» – Правительственного центра Нового Дели;
  • в совпадении шестиугольной площади Гексагон (городского центра Канберры) с шестиугольником парка и Всеиндийским мемориалом;
  • в соответствии Капитолия Канберры круглому торгово-деловому центру в плане (рис. 7).

Возможно, оба проекта разрабатывались одновременно и были основаны на классических подходах к проектированию города, которые, безусловно, узнаваемы во влиянии осевых планировочных построений Пьера Шарля Л’Энфанта, в широких тенистых аллеях регулярных французских парков, в акцентах на диагональных пересечениях улиц «Города красоты» Дениэла Бернхема, при этом удивительно сходство геометрической формы и знаковых элементов градостроительной композиции.

Проект архитектора Кензо Танге (1976), выполненный им для столицы государства Нигерии – Абуджа (рис. 8), выявляет сходство тех же планировочных закономерностей и единство композиционного каркаса, положенного в основу центральной части столичного города.

Рис. 8. Генплан г. Абуджа, планировка центральной части представлена геометрической формой треугольника.
Источник:
http://s317.photobucket.com/user/billysboss2005/media/Abuja_map_large.jpg.html  

Местом для будущего строительства была выбрана живописная степная долина в центральной части страны. Абуджа был задуман как идеальный, образцово-показательный «город будущего», в котором не будет места межэтническим и межконфессиональным конфликтам.

В плане присутствует подчеркнутый символизм с ориентацией центральной оси на ландшафтную доминанту – культовую гору – Асо Холм. Формально проект был основан на двух главных осях – «Гражданской» (или «Общественной») и «Культурной».

«Гражданская ось» проходит в направлении с запада на восток и берет начало от комплекса правительственных зданий, названного «Зоной Трех Армий» и включающего Национальную Ассамблею, Резиденцию президента и здание Верховного Суда, объединенных круглой Национальной площадью (рис. 9).

Рис. 9. Комплекс правительственных зданий «Зона Трех Армий» [7]

Административные, офисные здания, Государственная и Торговая (оформленная в виде амфитеатра, в ярусах которого спроектированы магазины, кинотеатры, кафе, рестораны и пр.) площади, выделены в отдельную Министерскую зону, представленную в форме прямоугольника, расположенного строго симметрично относительно главной оси (рис. 10).

Рис. 10. Показана главная Гражданская ось с амфитеатром Торговой площади, ориентированная на культовую доминанту Асо холм [7]

От здания Муниципалитета ось выходит через треугольник центральной части города, за пределами которой размещаются деловой район и Городской транспортный Центр со зданием железнодорожного вокзала и автобусной станции. Круглый спортивный комплекс с Национальным стадионом закрывает зрительную перспективу «Гражданской оси», которая, по замыслу Кензо Танге, предполагала возможность дальнейшего линейного развития города, уходя за пределы городской черты по направлению к Международному аэропорту Ннамди Азикиве, расположенному в 24 км от центра столицы.

«Культурная ось» спроектирована с севера на юг перпендикулярно центральной оси и представляет собой широкий бульвар, проходящий через жилые кварталы. На него нанизаны самые значимые общественные здания города, композиционно расставлены необходимые пространственные акценты: Национальный музей, Национальный театр, Национальная библиотека, Мечеть, Собор, Международный конференц-центр. При совмещении с треугольником Канберры получены полное соответствие масштаба и функционального наполнения вершин – узловых точек планировочной композиции (рис. 11).

Рис. 11. Сопоставление основы градостроительной композиции центральной части г. Канберры с г. Абуджа. Сост. М.В. Кузнецова

В основе создания новой столицы лежит поиск новых идей, нового образа, нового знакового элемента (или системы знаков, семиотического аспекта), который поможет подчеркнуть статус, придаст значимости, подчеркнет престиж страны, особенно нового государства. В ряде случаев, логически ясная структура центра создает фокусы тяготения (притяжения), формируя систему подцентров, а вертикальные акценты задают необходимые ориентиры, скрепляющие пространство города. Эти внутренние связи взаимодействуют, выстраивая иерархию отдельных композиционных элементов. В приводимых в статье примерах выявлены:

  • единый композиционный каркас, положенный в основу центральной части столичного города, который представляет собой равнобедренный треугольник, со сторонами 3 км и основанием 2,7 км;
  • сходство параметров размещения узловых точек планировочной композиции;
  • принципы исторической преемственности, функционального наполнения вершины, симметрии, четко осевого построения градостроительной композиции.

References

1. Barkhin, M.G. (1986) The City. Structure and Composition. Moscow: Nauka (in Russian)

2. Glazychev, V.L. (2008) Urbanism. Moscow: Europa (in Russian)

3. Gruza, I. (1972) Theory of the City. Moscow: Art Literature Publishing House (in Russian)

4. Kositsky, Ya.V. (2005) Architectural Planning Urban Development. Moscow: Arkhitektura-S (in Russian).

5. Ivanova O.A. (2011) Composition as a Defining Principle for Development of Plans for New Capital Cities [Online] Available from: http://archvuz.ru/en/2011_22/10  (in Russian)

6. Kuznetsova, M.V. (2014) Structural Elements in Canberra’s Plan According to Walter Griffin’s 1912 Project and in Contemporary City Development. Proceedings of the international research conference “Research, Education, and Experimental Design”. 7–11 April 2014. Moscow: MARHI. (in Russian)

7. Kenzo Tange Associates 1946-1979. Vol 1. Studio Kenzo Tange 1985.

8. Cees W. de Jong and Erik Mattie. (1994) Arhitectural Competitions 1792 - Today. Taschen.

Citation link

Kuznetsova M.V. PRINCIPLES UNDERLYING THE SPATIAL COMPOSITION OF THE CENTRAL AREA IN NEW CAPITALS (WITH REFERENCE TO CANBERRA, NEW DELHI, ABUJA)[Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2014. – №4(48). – URL: http://archvuz.ru/en/2014_4/3 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 27.10.2014
Views: 98