Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №1 (49) March, 2015

Theory of architecture

Vavilova Tatiana Ya.

PhD (Architecture), Associate Professor, Architecture of Residential and Public Buildings,
Samara State University of Architecture and Civil Engineering,

Russia, Samara, e-mail: vatatyan63@yandex.ru

INTERNATIONAL EXPERIENCES IN URBAN REHABILITATION TO ENSURE SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF DEPRESSED RESIDENTIAL AREAS

УДК: 711.4.01
Шифр научной специальности: 85.118

Abstract

The article is devoted to the problem of improvement of residential areas. Gradual urban degradation can lead to the emergence of slums, which exist in many cities around the world. Such areas are characterized by a low-quality living environment. The problem of slums is compounded by the process of globalization, one of the reasons being the increasing intensity of the migration processes, particularly in metropolitan areas. As a result, the management of urban growth and consumer qualities of the environment is becoming more difficult. One of the essential conditions for ensuring sustainable urban development is elimination and prevention of slums. The author reviews theoretical and practical experiences, systematizes methods to improve the quality of degraded environments, and considers examples of successful rehabilitation of depressed residential areas in some countries (United Kingdom, Germany, etc.).

Keywords: residential area, slums, quality of living environment, sustainable development

Введение

В 1987 г. в резолюции 42/186 Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций говорится: «…поскольку массовая нищета часто является первопричиной разрушения окружающей среды, ее ликвидация и обеспечение равноправного доступа людей к экологическим ресурсам чрезвычайно важны для устойчивого улучшения состояния окружающей среды»1. Позднее, в 2000 г., цели, связанные с необходимостью создания на национальном и на глобальном уровне условий, которые позволят избавить более миллиарда людей Земли «от унижающей человеческое достоинство крайней нищеты», были включены в Декларацию Тысячелетия ООН2. Появлению этих пунктов предшествовала разработка международным партнерством – Союзом городов (Cities Alliance) – соответствующего Плана действий3. По ориентировочным расчетам, к 2020 г. реализация его мероприятий должна привести к улучшению условий жизнедеятельности примерно 100 млн. людей в разных странах мира. План действий Союза городов стал первым документом, который был подготовлен благодаря инициативе «Городá без трущоб», выдвинутой в 1999 г. Нельсоном Манделой. В том же году в Берлине инициатива получила одобрение на учредительном заседании Союза городов, главной целью которого стало сокращение масштабов нищеты и повышение роли городов в области устойчивого развития. В 2014 г. инициативе «Городá без трущоб» исполнилось 15 лет. За прошедшие годы к деятельности Союза городов примкнули двусторонние и многосторонние агентства развития, правительства тринадцати стран4, неправительственные организации, различные международные ассоциации и местные органы власти.

В данной статье решаются следующие задачи:
- анализ закономерностей формирования и особенностей современного состояния депрессивных городских зон, подверженных риску сламизации, т. е. процессу образования трущоб (англ. slum);
- систематизации современных научно-теоретических и прикладных методов, позволяющих повысить качество жилой среды.

Признаки трущоб

В современном городе зоны сламизации являются основными очагами нищеты, которой сопутствуют низкий уровень санитарно-гигиенической культуры населения и содержания территорий, а также повышенный уровень преступности. В связи с этим следует особо подчеркнуть, что ООН разработана и с 2013 г. координируется Всемирная жилищная стратегия до 2025 г., в которой равное значение придается и вопросам строительства нового жилья, и вопросам благоустройства трущоб5. Их основными признаками, согласно Программе ООН по населенным пунктам (ООН-Хабитат), считаются следующие:

- недостаточная доступность безопасной воды;
- недостаточная доступность канализации и инфраструктуры;
- плохое качество жилья;
- перенаселенность;
- ненадежный правовой статус жилья6.

Считается, что соответствие даже одному из этих признаков – достаточное основание для того, чтобы отнести жилую среду к категории трущоб. Поэтому во многих странах общие проблемы устойчивого градостроительного развития связываются с поиском мер, снижающих риски сламизации и способствующих повышению потребительских свойств среды жизнедеятельности.

Наличие трущоб в крупнейших городах отражает одну из наиболее сложных форм проявления бытовой сегрегации, связанной с интолерантным отношением части населения к людям с низким уровнем доходов, мигрантам и маргиналам. Возникновение и постепенное пространственное развитие трущоб приводят к потере целостности городского организма. Причинно-следственные связи этого процесса были изучены в начале XX в. учеными Чикагской школы социологии (Р. Парк, Э. Бёрджесс, Э. Стоунквист, Э. Хьюз, П. Сью, Г. Хойт и др.), которые в рамках нового социологического направления – социологии города – определили совокупность факторов – экономических, социальных, психологических и др., провоцирующих формирование «непрестижных» городских зон [16].

Процесс сламизации может приобретать разные формы. Например, в Европе, Северной Америке и в мегаполисах Юго-Восточной Азии в трущобы превращаются районы многоэтажной застройки, теряющие свой престиж в глазах местных жителей. В странах Африки, Южной Америки, Азии этот процесс связан с незаконным самодеятельным возведением из дешёвых и некондиционных строительных материалов одноэтажных жилых массивов. В них, как правило, отсутствуют основные виды инженерных сетей (электричество, водопровод, канализация и др.), благоустройство и объекты социальной инфраструктуры, которые традиционно обеспечивают привлекательность городов и их преимущество [9].

Одной из первых работ, где был наглядно продемонстрирован механизм образования трущоб, стала книга Джейн Джекобс «Смерть и жизнь больших американских городов», опубликованная в начале 1960-х гг. Критически рассматривая традиции городского планирования в США, писательница убедительно доказала, что толчком к образованию трущоб становится переезд местных жителей, неудовлетворенных динамикой социальных процессов на конкретной территории, в другие части города. Потеря престижа этой зоны приводит к постепенному ее заселению людьми с низким уровнем доходов, имеющими ограниченные финансовые возможности, в том числе мигрантами. Это закономерно вызывает повышение плотности населения. Было отмечено, что, как правило, в сложившихся зонах со старым жилым фондом процесс сламизации происходит активнее, чем на территориях с новой застройкой. В итоге в депрессивной зоне неуклонно снижаются планка социальных отношений, требования населения к состоянию жилой среды и ответственность за ее содержание [13].

Проблемы повышения качества жилой среды в Российской Федерации

Ориентация на международные признаки отнесения жилой среды к трущобам позволяет увидеть, что они в определенной степени аналогичны действующим в России критериям, которые используются в региональных адресных программах по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. В нашей стране запланировано в 2014–2017 гг. переселить в общей сложности 777,33 тыс. чел.7 Признавая высокую социальную значимость этих программ, следует отметить, что они позволяют решить лишь часть проблем, поскольку физическое состояние зданий (степень износа) является необходимым, но недостаточным критерием определения потребительских качеств жилья в новых социально-экономических условиях. Переход к рыночным отношениям привел к социальному и имущественному расслоению российского общества. По оценкам социологов, уже в середине 1990-х гг. примерно шестая часть населения страны признавала улучшение своей жизни в результате преобразований, около трети людей не сумели приспособиться к изменившимся условиям, и их положение ухудшилось, и примерно половина населения страны в чем-то выиграла, а в чем-то проиграла [12].

К этому времени преобладающая часть городского населения страны проживала в домах, построенных по типовым проектам, которые теперь, через тридцать лет, характеризуются существенным моральным и физическим износом. За 1959–1985 гг. в стране построено около 290 млн. м2 массового пятиэтажного жилья, сегодня его доля в жилищном фонде составляет не менее 10 %. А с 1971 по 1975 г. было в целом сдано в эксплуатацию 375 млн. м2 жилья. В 2000–2012 гг. удельный вес ветхого и аварийного жилищного фонда оценивался в 2,4–3,2 % от общей площади всего жилищного фонда страны. При этом доля индивидуальных жилых домов со степенью износа выше 66% составляла в 2012 г. почти 7%, а доля многоквартирных жилых домов – более 13,3%. Оценка возраста жилых домов, находящихся в эксплуатации, показывает, что в группе индивидуальных жилых зданий доля построенных до 1970 г. составляет почти 57,7%, а в группе многоквартирных – более 48%8. Простая логика позволяет понять, что огромное количество россиян в настоящее время проживает именно в многоэтажных домах с сокращающимися сроками амортизации.

Например, в Екатеринбурге преобладающая часть жилого фонда расположена в домах массовых серий, которые были построены в течение 1920–2009 гг. Из них 40% – это возведенные в 1970–1989 гг. здания из сборных индустриальных конструкций. В силу определённых социально-экономических перемен моральный износ зданий, построенных по типовым проектам, наступает быстрее физического, так как параметры жилой среды перестают соответствовать новым возможностям и новому образу жизни людей. Поэтому наиболее предприимчивые граждане переселяются в дома, которые соответствуют их представлениям о комфорте. Этот процесс, подкрепленный приватизацией, порождает вероятность формирования в микрорайонах эпохи позднего социализма многоэтажных трущоб [14, 15].

В связи с этим проблема повышения качества жилой среды у нас в стране может рассматриваться с двух позиций. Во-первых, это необходимость формирования проектных подходов и управленческих механизмов, обеспечивающих в перспективе достаточное качество проектных решений при новом проектировании и строительстве, и, во-вторых, это продление жизненного цикла серийных жилых домов, построенных в XX в.

Международный опыт улучшения состояния депрессивных жилых территорий

Одной из самых первых профессиональных теоретических работ, содержащих предложения по коренному переустройству городов, стала подготовленная в 1933 г. на IV конгрессе Международной ассоциации современных архитекторов «Афинская хартия». В ней был определен приоритет жилой ячейки (квартиры) как основной структурной единицы города и предложены меры по гуманизации городской среды. Особое внимание уделялось необходимости разуплотнения центров и замены трущобных районов благоустроенными жилыми кварталами, развитию инфраструктуры учреждений коммунального и культурного назначения, а также устранению противоположностей между центральными и окраинными участками [8].

Вполне вероятно, что работы Чикагской социологической школы оказали влияние на теорию и практику европейского градостроительства. Уже в 1930-е гг. в Великобритании консультант Комитета планирования Большого Лондона Р. Унвин и члены Ассоциации городов-садов выдвинули идеи создания сбалансированных жилых районов, в которых должны были проживать люди с разным имущественным положением. Эти идеи были подхвачены градостроителями Великобритании в середине 1940-х гг. [5, 17]. Именно во время второй мировой войны (1943) Патриком Аберкромби и Джоном Форшоу в проекте развития Лондонского графства была предложена теория послевоенного развития города, обоснованная необходимостью ликвидации последствий разрушительных бомбардировок (рис. 1). В этой теории в числе пяти основных проблем рассматривалась и проблема депрессивных жилых зон, из которых предполагалось переселить в города-спутники около 1 млн. чел. Планировался вынос за пределы Лондона заводов и расселение на новых площадках не только рабочих, но и представителей среднего класса. Разработчики теории дали рекомендации по регулированию плотности населения, которая должна была составить 136 чел. на 1 акр9. В эти годы коллективные интересы в реальных и поисковых теоретических работах британских архитекторов превалировали над индивидуальными, а усиление государственного влияния проявилось в форме активизировавшегося массового индустриального строительства [8, 5].

Рис. 1. Проект развития Лондонского графства. Схема анализа социальных и функциональных пространств (1944) [5]

Некоторые условия, ведущие к дестабилизации функционирования городов, были определены почти через двадцать лет в работе Д. Джекобс. Она предложила и ряд тактических (экономических) и градостроительных методов, многие из которых актуальны до сих пор. Например, на основе анализа практики американского градостроительства был сделан вывод о деструктивной социальной роли автономных жилых районов, создаваемых специально для малоимущей части населения, категорически отрицалась возможность применения каких-то особых стандартов планировки квартир, конструктивных решений и благоустройства. Кроме того, были разработаны и подробно описаны предложения о возможности строительства жилья с гарантированной квартплатой, что связано с использованием гибкой, прозрачной и контролируемой с помощью налоговых деклараций схемы субсидий. Эта схема, по мнению автора, позволяет формировать новые жилые сообщества без ущемления прав людей на определенный гарантированный комфорт. Было высказано предположение о том, что жилые сообщества с гарантированной квартплатой станут более стабильными, если в них будут привлекаться клиенты не с удаленных, а с ближайших от конкретного участка территорий. В перспективе такой подход связан с реализацией проектов разного территориального формата, в том числе в зонах реконструкции, и обладает потенциалом обеспечения сбалансированной плотности населения. Отдельные положения книги Д. Джекобс были посвящены вопросам насыщения депрессивных территорий объектами социальной инфраструктуры, роли улично-дорожной сети в обеспечении интеграции жилых районов города, а также необходимости сдерживания их размеров.

К концу 1990-х г. в экономически благополучной Великобритании опасность сегрегации была осознана сквозь призму устойчивого развития. Очевидность рисков и угроз социально-территориального расслоения общества вызвала разработку и запуск в 1997 г. правительственной инициативы по проектированию районов со смешанными сообществами («Mixed Communities Initiative»). В ходе ее реализации были проверены различные инвестиционные и градостроительные схемы и эксперименты [2, 7].

Самые массовые из них развернулись на территории Шотландии. Там подготовительные работы начались еще раньше – в 1990 г. К ним были привлечены агентство развития Глазго, городской совет Глазго, организация «Шотландские дома» и местные сообщества. На практике были подтверждены преимущества «смешанных» жилых коммун, позволяющих предотвратить образование трущоб. Важнейшими достижениями признаны межвозрастное и межэтническое взаимодействие, формирование добрососедских отношений и привязанности к месту проживания, снижение рисков совершения преступлений, более успешное стимулирование устремлений молодежи к получению образования, повышение уровня услуг и расширенные возможности для трудоустройства местных жителей. Был отработан механизм реализации проектов. Строительству новых территорий с доступным жильём предшествует тщательный предпроектный анализ потенциальных площадок, изучение существующих жилищных условий и спроса населения на жильё. Планы застройки территорий (рис. 2) рассчитываются на 12 лет, а на последующие годы разрабатываются проектные прогнозы. В июне 2008 г. стала реализовываться Шотландская инициатива устойчивых сообществ (SSCI, Scottish Sustainable Communities Initiative), целью которой стало проектирование и строительство поселений с высоким качеством жизни. Она охватила 68 населённых пунктов самого разного размера – от крупных городов до небольших сел. Для представления своих точек зрения к ее обсуждению были приглашены местные власти, землевладельцы, а также представители бизнеса [1].

Рис. 2. Поселок Ардлер (Глазго, Шотландия). Пример схемы смешанного размещения жилых групп разных форм собственности [1]

В начале XX в. в поселках для социально смешанных сообществ цели повышения качества жилья стали связывать с внедрением принципов ресурсосбережения. Отсюда – особое внимание экологизации градостроительных, архитектурных и дизайнерских решений. К примеру, в районах Айзелворф, Брикстон и Энерли, расположенных в разных частях Большого Лондона, при проектировании жилых групп, предназначенных для неоднородных по уровню доходов семей, были учтены связи территории с общественным транспортом, оптимизировано благоустройство, а в домах использованы фотоэлектрические панели и озеленение крыш (рис. 3). При этом часть жилья в настоящее время сдается в аренду, а другая находится в коллективной или частной собственности. Сложности взаимодействия регулировались привлеченными консультантами из местной администрации Независимой ассоциацией инженеров-строителей (CABE, Chartered Association of Building Engineers), а также Жилищно-коммунальным агентством (HCA, Homes & Communities Agency)10.

Рис. 3. Жилые группы в районах для смешанных сообществ в Лондоне10

Аналогичные программы реализуются в настоящее время в Австралии и США. Налаженный мониторинг и периодические социологические опросы позволили определить, что в Австралии в разных условиях доля арендного жилья на территориях смешанной застройки колеблется от 13% (в Сиднее) до 30% (Новый Южный Уэльс). Определено также, что для поддержания социальной стабильности его доля в общем объеме жилищного фонда может составлять примерно 15% [4].

В США особое внимание уделяется оптимизации пространственных параметров жилых групп. Так, например, выявлено, что обеспечение пешеходной доступности объектов социальной инфраструктуры сильнее сближает людей разного уровня достатка. Имеет значение разнообразие социальных услуг, и даже в небольших коммунах желательно расширение выбора функций. Это могут быть общественные центры, клубные дома, дискуссионные залы, бизнес-центры, магазины, бассейны, тренажерные и компьютерные залы, а также пространства на открытом воздухе – парки, общественные сады и прогулочные трассы, площадки для гриля и кофе. Многие из них становятся местами приложения труда для местных жителей, а коммунальные объекты при сдаче в аренду превращаются в источники дополнительного дохода [6].

Постепенно на местные инициативы по улучшению городской среды возлагаются все бóльшие надежды. В 1998 г. на городском форуме в Вене был обсужден и принят документ под названием «Устойчивое развитие городов Европейского союза: руководство к действию», в котором были обозначены важнейшие стратегические направления городской политики: экономическое процветание и занятость, социальное равенство, защита и улучшение среды обитания, а также повышение качества управления городами с помощью развития самоуправления. В последующие годы одной из тенденций городского развития стало смещение акцентов в сторону решения социальных проблем: повышается значение социальной справедливости, предпринимаются меры по преодолению неравенства условий проживания в городах и между населёнными пунктами [11].

Вероятно, одним из самых успешных стал опыт реабилитации депрессивных жилых зон в воссоединившейся Германии. Особого внимания заслуживают два важнейших направления городской политики. Первое было реализовано в восточном Берлине. К этому моменту здесь примерно 40% населения проживало в панельных жилых зданиях, многие из которых строились в поздний социалистический период по проектам с улучшенной планировкой квартир. Поэтому в целом такие дома соответствовали запросам жителей, но требовали капитального ремонта. В 1990 г. в столице Германии начался беспрецедентный эксперимент по санации и реабилитации микрорайонов, построенных в социалистическое время. Этот процесс осуществлялся муниципальными жилищно-строительными компаниями (Wohnungsbaugesellschaften), которые стали правопреемниками фонда жилищно-коммунального хозяйства ГДР (Kommunale Wohnungsverwaltung der DDR). По подсчётам экспертов Берлинского сената (1992), экономия средств составила 75% по сравнению с вариантом сноса этих зданий и последующего нового строительства. Неотложные работы включали ремонт бетонных конструкций и крыш, утепление фасадов, герметизацию окон, а также модернизацию инженерных коммуникаций с установкой индивидуальных счетчиков. В домах ремонтировались лифты, системы вентиляции, подвалы, ванные. Часто санация проводилась без выселения жильцов и продолжалась не более недели11.

Другая инициатива получила развитие в моногородах Германии. Здесь после падения Берлинской стены и в связи со стагнацией промышленного производства усилилась трудовая миграция населения. В результате на востоке, в городах бывшей ГДР с ограниченным ресурсом градообразующей базы жители выехали из большого числа жилых зданий, и они стали превращаться в трущобы. К работам по радикальной реконструкции были привлечены профессионалы. Наиболее успешными стали работы архитектурной фирмы Сте́фана Форстера, архитекторы которой в 1998–2007 гг. разработали несколько проектов реконструкции жилых зданий в городе Лайнефельде, а в 2010 г. – в городе Халле. Изменения затронули практически все – этажность, количество и планировку квартир, общие пространства и зоны, благоустройство прилегающих участков. Жильцы участвовали в обсуждении дизайна интерьера домов. В итоге были получены комфортабельные таунхаусы с террасами, адаптированные к потребностям семей с инвалидами (рис. 3). За эти работы бюро было отмечено Европейской градостроительной премией [3].

Рис. 4. Город Лайнефельде (Германия). Пример реконструкции жилого дома из индустриальных конструкций (до и после)12

Одним из возможных методов, повышающих заинтересованность людей в улучшении состояния депрессивных территорий, является реализации политики соучастия, когда жителей привлекают к посильным работам, а технически сложные процессы поручаются профессионалам [9]. Например, в 2005 г. в фавелах Рио-де-Жанейро местные жители помогли голландским художникам осуществить масштабный дизайнерский проект в стиле стрит-арта. Несмотря на то, что этот вид творчества не решает основных проблем депрессивных жилых зон, результаты эмоционального воздействия изменившегося внешнего вида бразильских лачуг оказались впечатляющими (рис. 5).

Рис. 5. Применение стрит-арта в трущобах Рио-де-Жанейро13

Важнейшим условием устойчивого развития зон урбанизации является взаимодействие административных структур и проектировщиков – градостроителей и архитекторов. В начале XXI в. Союз городов превратился в одну из наиболее влиятельных ассоциаций, которая осуществляет поддержку городов в обеспечении эффективного местного самоуправления, способствует активизации государственных и частных инициатив. Партнерство использует четыре основных механизма: финансовый фонд, систему массовых коммуникаций и пропаганду, программы для отдельных стран, а также программы образования и обучения. Все они привлекаются к совершенствованию законодательной базы, разработке и внедрению локальных стратегий и планов улучшения обслуживания социально уязвимых категорий населения, к разработке механизмов привлечения государственных и частных инвестиций, к вовлечению местных жителей в процессы управления и развития городов и др. Применяемые методы интеграции жилых сообществ позволяют в определенной степени влиять и на градостроительные преобразования.

Подводя итоги обзора, следует признать, что в настоящее время в качестве важнейшего стратегического ориентира по определению комплекса превентивных мер, позволяющих снизить риски деградации городской среды, могут быть использованы признаки трущоб, заложенные в программу ООН-Хабитат. Исходя из этого, к основным направлениям совершенствования депрессивных жилых территорий могут быть отнесены следующие:

- повышение качества водоснабжения и водоотведения;
- развитие инженерной и социальной инфраструктуры;
- совершенствование качества жилья;
- оптимизация плотности населения (демографической емкости территорий);
- развитие правовой базы, обеспечивающей реализацию государственных, муниципальных и частных инициатив в сфере жилищного строительства и жилищно-коммунального хозяйства.

Принципы и структура методов улучшения состояния депрессивной жилой среды в интересах устойчивого развития

Изучение современного международного опыта регулирования качества жилой среды в зонах активной урбанизации показывает, что важнейшим условием реализации стратегии устойчивого развития является улучшение ее социально-функциональных параметров. В настоящее время для решения этой задачи принято использовать системный подход, когда элементы среды жизнедеятельности рассматриваются как части постоянно изменяющейся многоуровневой системы: квартира – дом – жилая группа – микрорайон – жилой район – город – агломерация. Происходящие изменения вызваны адаптацией объектов и пространств к потребностям отдельно взятого человека, групп людей или общества. Одной из негативных форм адаптации, приводящей к снижению качества жизни, является сламизация. С целью ее предотвращения может быть использован комплекс методов: правовых (международных, государственных, местных); административных (стимулирующих, превентивных, радикальных – снос); градостроительных (планировочных, объектных, декоративных); организационно-технологических (организационных, технологических, санитарно-гигиенических, методических); экономических (регламентирующих, инновационных, дискриминационных), а также информационно-психологических (просветительских и информационных).

Их соблюдение связано с осуществлением мониторинга жилой недвижимости, который позволяет отслеживать социально-демографические изменения, трансформацию правового, экономического и физического состояния жилой среды, а также экологическую и санитарно-гигиеническую ситуацию на территории.

В связи с тем, что различные участки зон урбанизации отличаются неоднородностью параметров, при разработке моделей их устойчивого развития или реконструкции используется принцип социальной сбалансированности. Он позволяет избежать сегрегации и отвечает задачам соблюдения основных прав человека.

Важным условием повышения качества жилой среды является соблюдение принципа осуществимости моделей. Он связан с разработкой программ долгосрочного развития депрессивных территорий на основе внедрения ряда инноваций: определения правового статуса участков, менеджмента, и регулирования рынка недвижимости, разработки инвестиционных проектов и бизнес-планов реабилитации жилой среды, а также использования современных принципов функционального зонирования, формирования социальной инфраструктуры, застройки, благоустройства и проектирования домов.


Примечания

1 Экологическая перспектива на период до 2000 года и далее [Электронный ресурс] / Принята резолюцией 42/186 Генеральной Ассамблеи от 11 декабря 1987 года // ООН: сайт. – URL: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/RESOLUTION/GEN/NR0/518/76/IMG/NR051876.pdf?OpenElement.

2 Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс] // ООН: сайт. – URL: http://www.un.org/en/ga/search/view_doc.asp?symbol=A/RES/55/2&referer=http://www.un.org/en/events/pastevents/we_the_peoples.shtml&Lang=R.

3 Cities Alliance for Cities without Slums. Action Plan for Moving Slum Upgrading to Scale… [Электронный ресурс] // Cities Alliance: сайт. – URL: http://www.citiesalliance.org/sites/citiesalliance.org/files/ActionPlan.pdf.

4 Австралия, Бразилия, Великобритания, Германия, Италия, Нигерия, Норвегия, Эфиопия, США, Филиппины, Франция, Швеция и ЮАР (примеч. автора).

5 53 UN-Habitat Model Projects – 2013/2014 United Nations Human Settlements Programme 2013 [Электронный ресурс] // UN-Habitat: сайт. – URL: http://mirror.unhabitat.org/pmss/listItemDetails.aspx?publicationID=3495.

6 Housing & slum upgrading [Электронный ресурс] // UN-Habitat: сайт. – URL: http://unhabitat.org/urban-themes/housing-slum-upgrading/.

7 О комплексе мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда на период до 2017 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2013 года № 1743-р [Электронный ресурс] // Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации: сайт. – URL: http://www.minstroyrf.ru/docs/1183/.

8 Жилищное хозяйство в России. 2013: Стат. сб. [Электронный ресурс] // – M.: Росстат 2013. – 286 c. – URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1138887300516.

9 Примерно 336 чел./га (прим.. автора).

10 URL: http://www.hunters.co.uk/architecture/projects/.

11 Штридер, П. Градостроительство [Электронный ресурс] / П. Штридер // Берлинский вестник (02.03.2002). – URL: http://www.berlin-ru.net/briefarchive/brief0203.htm.

12 URL: http://www.stefan-forster-architekten.de/de/stadtumbau/haus-4-goethestrasse/.

13 URL: http://www.favelapainting.com.

References

1. Bailey, N. et al. (2007) Creating and sustaining mixed income communities in Scotland. A good practice guide [online] The Chartered Institute of Housing Scotland, University of Westminster. Available from: http://www.jrf.org.uk/sites/files/jrf/1946-mixed-income-communities-scot....

2. Colomb, C. (2011) Urban Regeneration and Policies of ‘Social Mixing’ in British Cities: A Critical Assessment [online] in: ACE: Architecture, City and Environment = Arquitectura, Ciudad y Entorno [en línea]. Año 6, núm. 17 Octubre. Available from: http://upcommons.upc.edu/revistes/bitstream/2099/11086/9/ACE_17_SE_24.pdf.

3. Forster, S. (2010) Neue Qualitäten des Stadtwohnens durch Transformation [online] Die alte Stadt. No. 1. Available from: http://www.stefan-forster-architekten.de/de/aktuell/aktuell/.

4. Gilmour, T. (2011) Mixed communities [online] Shelter NSW Incorporated and Elton Consulting. Available from: http://tonygilmour.com/yahoo_site_admin/assets/docs/7178_Mixed_communiti....

5. Larkham, P. J., Adams, D. (2011) The post-war reconstruction planning of London: a wider perspective [online] Birmingham School of the Built Environment, Birmingham City University. CESR Working Paper Series. No. 8. Available from: http://www.bcu.ac.uk/research/-centres-of-excellence/centre-for-environm....

6. State of the Field Scan #1. Social Dynamic in Mixed-Income Developments (2013) [online] Western Reserve University. Available from: http://nimc.case.edu/wp-content/uploads/2013/01/State-of-the-Field-Scan-....

7. Tunstall, R., Lupton, R. (2010) Mixed Communities: Evidence Review [online] London School of Economics. Available from: https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/fil....

8. Bunin, А.V., Savarenskaya, T.F. (1979) Urban Planning of the 20th Century in the Countries of the Capitalist World. In: History of Urban Planning Art. Vol 2. Moscow: Stroyizdat (in Russian)

9. Burtsev, А.G. (2014) Towards Theoretical Foundations for the Study of History of Self-Help Housing Construction in Russia [online] Architecton: Proceedings of Higher Education. No. 47. Available from: http://archvuz.ru/en/2014_3/4 (in Russian)

10. Vavilova, Т.Ya. (2011) A Retrospective Review of UN Documents on Sustianable Development of Living Environments. Vestnik SGASU. Urban Planning and Architecture. No. 1. P.24-28 (in Russian)

11. Vlasova, N.Yu., Silin, A.P. (2009) Urban Policies Abroad. Academic Bulletin og UralNIIprojekt RAASN. No. 3. P. 18-21 (in Russian)

12. Gordon, L.А., Klopov, E.V. (2000) Changes in the conditions and levels of life of the population (oppositely directed trends of the 90s). Public opinion monitoring: economic and social changes. No. 5 (49). P.25-34 (in Russian)

13. Jacobs, J. (2011) The Death and Life of Great American Cities. Trans. from English by Leonid Motylev. Moscow: Novoye izdatelstvo (in Russian)

14. Zhdanova, I.V. (2013) Methods of Improving the Quality of Multiapartment Urban Housing in Late Socialism [online]. Internet Bulletin of VolgGASU. No. 1 (25). Available from: http://vestnik.vgasu.ru/attachments/Zdanova-2013_1(25).pdf (in Russian)

15. Lyzhin, S.M. (2010) Principles and Features of the Formation of Housing in a Large City [online]. Architecton: Proceedings of Higher Education. No. 32. Available from: http://archvuz.ru/en/2010_4/8 (in Russian)

16. Nikolayev, V.G. (2010) Migration and Marginalisation from the Interactionist Perspective. Sotsiologichesky zhurnal. No. 1. P. 5-20 (in Russian)

17. Khegay, I.V. (2012) Social Issues in Spatial Distribution of Housing in a Large City. Academia. No. 3. P. 88-91 (in Russian)

Citation link

Vavilova T.Ya. INTERNATIONAL EXPERIENCES IN URBAN REHABILITATION TO ENSURE SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF DEPRESSED RESIDENTIAL AREAS [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2015. – №1(49). – URL: http://archvuz.ru/en/2015_1/4 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 24.11.2015
Views: 173