Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №1 (53) March, 2016

Architectural criticism

Voroshnina Maria S.

Master’s Degree student
Research supervisors: A.V. Shvets, S.S. Zhuikov.
Ural State University of Architecture and Art.

Russia, Yekaterinburg, e-mail: voroshnina.arh@gmail.com

IS THE "AURORA" GLOWING IN THE RIGHT PLACE?

УДК: 72.01
Шифр научной специальности: 85.110

Abstract

The article reviews the use of "pixel" supergraphics in the front elevation of the "Aurora" business centre in Ekaterinburg. The use of the "pixel" technique in the Russian and international design practice is described. A comparative analysis of architectural projects erected over the last decades in the historical area of the city is carried out.

Keywords: supergraphics, pixel, environmental context, business centre

… в архитектуре мы имеем дело с некоторой формой исторической этики,
когда здания разных эпох протягивают друг другу руки.

А. Г. Раппапорт

Сложная структура исторически сложившихся, но продолжающих развиваться крупных городов должна иметь запоминающийся, индивидуальный образ. Однако целостность исторического города, обогащающегося современными архитектурными объектами, сохраняется, пока существует композиционная связь между исторической застройкой и современными объектами. Именно эта связь представляет культурную ценность городской архитектурной среды. В настоящее время отечественные зодчие в поиске оригинальных проектных решений обращаются к зарубежному опыту проектирования, который зачастую строится лишь на формальном копировании приемов западной «стеклянной» архитектуры. Известно, что стеклянные вертикали новейших объектов стали неотъемлемой частью многих крупных городов России. Тем не менее, они чаще всего «вмешиваются» в исторически сложившийся облик города, создавая композиционный разлад. Екатеринбург наглядно демонстрирует эту ситуацию.

За последние двадцать лет архитектурный облик столицы Урала кардинально изменился. Появились яркие здания и сооружения, формирующие новый образ города и придающие ему индивидуальность. Наряду с положительными преображениями происходит и нарастание негативных тенденций, связанных с усложнением архитектурной среды, в которой происходит «борьба» исторически сформированной застройки с современными объектами. Вместе с тем вновь возведенные здания конкурируют за право занять положение композиционной доминанты не только с памятниками архитектуры, но и между собой.

Ведущееся в центральном районе Екатеринбурга строительство демонстрирует возросшую потребность в площадях, экономически выгодных для размещения многочисленных офисов. Свидетельством этого становится появление таких новейших высотных бизнес-центров, как «Палладиум» и «Summit». Ведется грандиозное строительство бизнес-квартала «Екатеринбург-сити». Но все привнесенные современностью изменения имеют фрагментарный характер. Как правило, каждый из современных объектов существует автономно, без привязки к окружающей среде. И все объекты по-своему уникальны. Их форма, решения фасадов создают самостоятельный архитектурный образ на фоне исторически сформированной среды города. В результате современный Екатеринбург практически утратил самобытный архитектурный облик, который формировался на протяжении трех столетий.

Одна из главных улиц исторического центра Екатеринбурга, где строительство происходит особенно активно, – улица Малышева. Она является своеобразным «зеркалом» истории развития и становления города. Здесь располагаются объекты историко-культурного наследия XIX–XX веков, современные здания бизнес-центров и торгово-развлекательные комплексы.

В границах улиц Московская и Хохрякова пространство улицы Малышева перенасыщено разностилевой и разновременной архитектурой. Кирпичная архитектура доходного дома образца начала XX века соседствует с памятниками конструктивизма, жилыми пятиэтажными домами хрущевского периода и новейшими бизнес-центрами (рис. 1). Кульминацией последних изменений, внесенных в архитектурный облик улицы, стало появление бизнес-центра «Aurora».


Рис. 1. Этапы застройки улицы Малышева в границах улиц Московская и Хохрякова

Объемное решение бизнес-центра представляет собой композицию из двух разнорадиусных частей цилиндра с вертикальным и горизонтальным параллелепипедами. Контрастные по форме объемные элементы здания подчеркнуты контрастными по цвету и фактуре отделочными материалами. Материал отделки параллелепипедов – погодоустойчивая сталь с эффектом ржавчины. Ржавые панели контрастируют с гладким эмалированным остеклением (стемалитом) основного объема. Цветовое решение бизнес-центра – это сочетание паттерна из разноцветных и разноразмерных прямоугольников, которые покрывают все цилиндрические поверхности здания, с терракотовым цветом, нанесенным на плоские поверхности фасадов.

В поисках объемной формы авторы проекта – архитекторы студии «44 Rooms» – обратились к весьма распространенному сегодня в Екатеринбурге архитектурному решению: использованию цилиндрических объемов, покрытых «хрупкой» поверхностью стеклянных навесных фасадов. Поиски архитектурно-художественного облика здания усложнялись необходимостью вписать объем в разностилевой контекст среды. Однако в концепцию «авангардного» образа, по представлению авторов проекта, не вписывались ни однотонный стеклянный фасад, ни форма объекта. Тогда появилась идея создать яркий, выразительный образ посредством цвета и фактуры. Вдохновившись серией картин Г. Рихтера «1024 цвета» (рис. 2), архитекторы «обернули» полуцилиндрический объем здания цветным мозаичным паттерном, образно напоминающим лоскутное одеяло. Авторам подобный ход показался оригинальным и новаторским.

Рис. 2. Проектное решение бизнес-центра «Aurora»

Действительно, уникальность данного объекта для Екатеринбурга неоспорима, поскольку в поиске нового и оригинального решения архитекторами использован один из современных приемов суперграфики в архитектуре – «пиксель».

Пиксель, или точка, является символом цифровой эпохи. Несмотря на это, в искусстве прием использования точек или относительно похожих по форме и цвету пятен известен давно. В античные времена мастера, создавая свои произведения, применяли мозаику. В конце XIX века манера письма правильными одинаковыми мазками, впервые использованная Ж. Сера, стала основой «пуантилизма». С начала XXI века прием «пикселизации» приобретает широкую популярность в фасадном решении зданий и сооружений. Его применяют для создания многогранного архитектурного образа объекта, организуя систему цветовых пятен на фасаде. Заняв устойчивую позицию в архитектурном творчестве, «пиксель» стал не просто колористическим приемом для оформления фасадов архитектурного объекта, но и одним из направлений суперграфики.

Понятие «суперграфика» было введено в 1965 году американским архитектором Чарльзом Муром, по проекту которого был выполнен интерьер крупного здания «Си-Ранч» в северной Калифорнии. Ч. Мур продемонстрировал, что цветографический рисунок на поверхности ограждающей конструкции может быть не только независимым, но даже откровенно контрастирующим с ней [3]. Известный российский искусствовед И. А. Азизян определяет суперграфику как цветографическую систему моделирования поверхности или объема. Являясь автономным по отношению к морфологии и структуре проектируемого объекта, данный прием создает зрительную иллюзию новой формы [1].

В отечественной архитектурной науке и искусствоведении исследованию цвета (в частности, приему суперграфики) посвящены труды искусствоведа и исследователя архитектуры советского авангарда С. О. Хан-Магомедова и профессора А. В. Ефимова. В их работах подробно рассмотрен диапазон взаимодействия полихромии и структурно-морфологической основы пространственной формы [2]. В настоящее время цвет стал одним из ключевых инструментов архитектора, используемых для создания выразительного облика здания, включения архитектурного объекта в городскую среду, изменения восприятия его формы и объема.

«Пиксель» – один из новейших приемов в архитектуре. Он применяется как для подчеркивания структуры объекта, так и для того, чтобы «сломать» тектонику объекта, «сбить» ритм и масштаб и тем самым визуально превратить объемно-пространственную форму в скульптурный объем или в двухмерную композицию. Причина популярности данного приема суперграфики обоснована тем, что с помощью «пикселизации» достигается акцентирование и динамичность восприятия архитектурного объекта.

Создание цветографических систем посредством точки («пикселя») используется архитекторами во всем мире. Для осмысления природы данного приема в архитектурном творчестве был изучен ряд объектов с «пикселизированным» фасадным решением, возведенных в России и за рубежом. Основным критерием отбора объектов для изучения стало не только их фасадное решение, но и расположение в среде, взаимодействие с ней (таблица).

 Сравнительный анализ архитектурных объектов
с «пикселизированными» фасадами в контексте среды




В результате анализа были  определены следующие условия применения «пикселизированных» фасадов в сложившейся среде.

Во-первых, прием «пиксель» в фасадном решении архитектурного объекта, как правило, используется в городской монотонной среде для ее «оживления», создания нового облика. Встраиваясь в нее, такие объекты становятся доминирующими.

Во-вторых, архитектурные объекты с «пиксельной» суперграфикой могут располагаться по «красной линии» в разновременной, разностилевой застройке для формирования целостности образного строя улицы или квартала посредством создания композиционных связей со сложившейся застройкой. В этом случае объект становится своеобразным центром притяжения.

В-третьих, возможно расположение архитектурного объекта с «пикселизированным» фасадным решением в пространстве, свободном от массового строительства. Тогда его существование не ограничено контекстом среды. В подобных условиях объект становится доминирующим в пространстве, а также «отправной точкой», «стартом» для урбанизации среды в новом контексте.

Перечисленные условия, в которых возможно гармоничное сосуществование «пикселизированного» объекта и среды, позволяют предположить, что подобный архитектурный объект должен иметь пространство для свободного подхода к нему, позволяющее обозревать здание с наиболее выгодных ракурсов.

В контексте выделенных условий может быть рассмотрен и бизнес-центр «Aurora».

1. Архитекторы студии «44 Rooms» ставили перед собой задачу спроектировать бизнес-центр, который станет доминантой данного квартала и сможет его «оживить». Несомненно, это получилось: в перспективе улицы «Aurora» сразу же бросается в глаза. Однако, как уже упоминалось, улица перенасыщена архитектурой разного времени, ее пространство не является монотонным и не нуждается в оживлении, тогда как возникший объем бизнес-центра своим фасадным решением излишне усложняет среду, делает ее дробной (рис. 1). Авторы проекта решили «не оглядываться» на окружение, ничего не повторять, тем самым «разнообразив» среду. Новый бизнес-центр – это новый выделяющийся объект, привносящий еще больше хаоса в историческую среду. Авторы сделали здание абсолютно инородным, поэтому оно и выглядит слишком заметным, его нельзя скрыть за существующей застройкой.

2. Архитекторы данного объекта выбрали для своего «детища» крайне невыгодное, неудобное место. Необходимо отметить нелогичное использование столь яркого и заметного приема суперграфики для объекта, который расположен за другими зданиями, формирующими основной фронт застройки (т.е. внутри квартала). Объему бизнес-центра из-за крупных размеров очень тесно в данном пространстве, и он «выпирает» из квартала за счет своих как физических, так и декоративных параметров (рис. 3).


Рис. 3. Композиционный анализ бизнес-центра «Aurora»

3. Для оценки характера восприятия объекта в существующей застройке был избран метод натурного обследования (рис. 4). Основные точки обзора располагаются по улицам Малышева, Сакко и Ванцетти и Шейнкмана в небольшой удаленности от самого объекта. Остальные возможные видовые кадры исключены из исследования как нехарактерные для восприятия бизнес-центра. При изучении видовых кадров «силуэтного восприятия» установлено, что с большинства ракурсов объект воспринимается фрагментарно: либо виден горизонтальный участок – верхняя часть объема (рис. 4, кадры А, Д), либо объект воспринимается плоским и по пропорциям близок к квадрату (рис. 4, кадры Б, В, Г). В связи с этим практически невозможно воспринять образ архитектурного объекта целостно. Очевидно, что объем здания имеет достаточно крупный масштаб по сравнению с окружающей застройкой, тем самым «заявляя о себе» и «подавляя» соседние объекты. Здание бизнес-центра разрушает гармонию сложившейся среды как объемно-пространственным решением, так и цветовым исполнением фасада.


 

Рис. 4. Характерные силуэты с участием бизнес-центра «Aurora»

Таким образом, можно заключить, что применение «пикселя» (как одного из приемов суперграфики) в фасадном решении бизнес-центра «Aurora» во многом остается случайным. Подобные «Авроре» сооружения используют окружающую среду в качестве фона, на котором они выделяются своей исключительной оригинальностью. Однако в таких градостроительных решениях есть два полярных типа включения объекта в окружающую застройку – это либо «врастание» в среду, либо «выпадение» из нее. Именно последнее и произошло с бизнес-центром. Объект стал «чужим» в городской среде, его образ создает впечатление случайного арт-объекта, «заплатки», место для которой трудно найти в исторически сформированной части города.

References

1. Ikonnikov, A., Azizyan, I., Vladimirov, V. et al. (2001) Architecture and Urban Planning: Encyclopedia. Мoscow: Stroyizdat. (in Russian)

2. Minervin, G.B., Efimov, A.V., Ermolayev, E.P. (eds.) (2005) Design of Architectural Environment. Мoscow: Arkhitektura-S. (in Russian)

3. Efimov, А.V. (1983) Supergraphics in Urban Environment. Tekhnicheskaya Estetika. Мoscow: VNIITE, Issue 2, pp. 11–16. (in Russian)

4. Khan-Magomedov, S.О. (2007) Supermatism and Architecture (Issues in Form Generation). Мoscow: Arkhitektura-S. (in Russian)

5. Khan-Magomedov, S.О. (1983) At the Origins of Supergraphics and Coloristics. Tekhnicheskaya Estetika. Мoscow: VNIITE, Issue 41, pp. 24–42. (in Russian)

Citation link

Voroshnina M.S. IS THE "AURORA" GLOWING IN THE RIGHT PLACE? [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2016. – №1(53). – URL: http://archvuz.ru/en/2016_1/12 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 03.03.2016
Views: 115