Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №1 (57) March, 2017

Design

Kovalchuk Ekaterina O.

Student, Subdepartment of Technology of Service and Business Communications.
Research supervisor: Associate professor V.M. Miroshnikova,
Academy of Marketing and Social Information Technologies

Russia, Krasnodar, e-mail: brokentooth@mail.ru

Miroshnikova Vera M.

Associate Professor, Subdepartment of Technology of Service and Business Communications.
Academy of Marketing and Social Information Technologies

Russia, Krasnodar

CURRENT ISSUES IN THE ORGANIZATION OF VISUAL INFORMATION ENVIRONMENT USING KRASNODAR AS AN EXAMPLE

УДК: 72.01
Шифр научной специальности: 87.8

Abstract

The article considers issues in the organisation of modern-day visual information urban environment. The main functions and types of media carrying visual information are analyzed. Pressing issues are identified in the development of a complete and ergonomically optimal visual image with reference to the city of Krasnodar. Modernisation of visual environments is considered and ways to improve are discussed.

Keywords: visual communications, visual information environment, navigation, urban orientation systems, ergonomics of the visual environment

В настоящее время, ознаменованное постиндустриальным вектором развития общества, актуальной является задача адаптации человека к постоянно увеличивающемуся объему визуальной информации. Особое значение эта тема имеет для комфортной и безопасной ориентации человека в пространстве мегаполисов.

Проблема оптимального восприятия человеком визуальных сигналов и образов была актуальна во все времена на протяжении развития общества. Данную проблематику рассматривали специалисты различных сфер научной деятельности: теоретики дизайна И.О. Генисарецкий, А.П. Ермолаев, К.М. Кантор, Г.Б. Минервин, Т.В. Шимко и др., основатель гештальт-психологии М. Вертгеймер, искусствовед и психолог визуального восприятия Р. Арнхейм, российский исследователь эргономики В. Ф. Рунге, архитекторы, занимающиеся вопросами урбанистики и мн. др.

В данный момент актуальным стал анализ внедрения визуальных коммуникаций в городскую среду. Повседневная жизнь людей в современном городе зависит от количества и качества окружающей их информации. Знаки визуальной коммуникации прежде всего призваны помочь людям легко ориентироваться в городской среде. Визуальные коммуникации оперирует двухмерными изображениями – плакатами, знаками и графикой, а их целью является поддержка текстового сообщения и ориентация в городской среде, поэтому знаки визуальной коммуникации должны быть понятными и хорошо различимыми. Визуальные коммуникации в городской среде призваны обеспечить эффективную физическую ориентацию индивида в пространстве, комфортное усвоение информационного массива, в том числе информацию повышенной актуальности (обеспечение безопасности, рекламное продвижение товаров и услуг). Важный аспект функции визуальных коммуникаций – эстетическое освоение окружающей реальности [1].

Визуальные информационные системы обеспечивают решение множества проблем: способствуют ориентации, оценке особенностей окружающего пространства. Кроме основной навигационной функции, знаки визуально-информационной среды формируют сценарий человеческого поведения, а также способны создать легко узнаваемый и дружелюбный бренд территории, маркирующий в сознании жителей и гостей культурный образ города. Объекты системы визуально-информационных коммуникаций можно разделить на следующие виды:
1) визуальные коммуникации в городской среде;
2) визуальные коммуникации в рекламе;
3) визуальные коммуникации, отвечающие за безопасность граждан;
4) маркировка объектов (транспортные указатели).

Элементы этой системы направлены на осуществление следующих функций:
- информационная функция — передача информации;
- экспрессивная функция — передача оценки информации;
- прагматическая функция — передача психологической установки, которая оказывает воздействие на перципиента.

Система визуально-информационной среды города включает совокупность различных объектов-носителей:
- элементы наружной рекламы: биллборды, призматроны, пилары, сити-форматы, скроллеры, вывески на зданиях и т. п.;
- знаки ориентирования: карты и указатели местности, дорожные знаки и указатели, специальные знаки для инвалидов, пиктограммы и символы, функционирующие в городской среде.

Адекватное восприятие человеком визуальной информации напрямую связано с психологией визуальной коммуникации и с перцептивными «стереотипами», применимыми к достаточно большим группам людей, объединенных общностью культуры, образования, а также действием стандартов [2].

Знаки визуально-информационной среды проектируются в соответствии с особенностями городского пространства, для которого они предназначены и образуют целостную систему с едиными смысловыми и графическими характеристиками [3]. Следовательно, оптимальная визуально-информационная среда должна соответствовать культурному «ландшафту» города и его архитектурному контексту. Одна из проблем формирования оптимальной и качественной визуально-информационной среды заключается в постоянно изменяющемся и динамически трансформирующемся характере городской среды, чутко реагирующей на социальные, экономические и культурные перемены в обществе.

Особенно очевидной проблема формирования качественной и эстетически привлекательной городской визуальной среды стала проявляться в конце ХХ в. в связи с бурным развитием наружной рекламы, масштабной городской застройки, появлением крупных многофункциональных общественных объектов в отечественных мегаполисах. Рассмотрим данную проблему на примере формирования визуально-информационной среды Краснодара.

Городская среда Краснодара, как и большинства городов, отличается сочетанием исторических архитектурных памятников и современных строений. Краснодар – столица Краснодарского края – крупный, динамично развивающийся город. За последние годы его население стремительно выросло. В Краснодаре проживает более 1 млн. 250 тыс. человек. По мнению экспертов, рост населения краевой столицы связан с тем, что столица Кубани в последние годы становится одним из самых комфортных и благоустроенных для проживания городов страны. Это подтверждают регулярно проводимые опросы населения, высокие темпы строительства жилья, инвестиционная привлекательность южной столицы, ее удобное географическое расположение и теплый климат. Начало XXI в. отмечено значительными переменами в архитектурно-пространственной среде города, особенно в историческом центре. В настоящее время заполнение исторического центра города основано на синтетических знаковых отношениях, т. е. представляет собой искусственное соединение разнохарактерных объектов и пространств с множественными функциями, в результате чего происходит искажение историко-культурного контекста, возникают проблемы визуально-художественного характера, нарушения коммуникационных функций [4]. В процессе глобализации проблема гармоничного слияния объектов визуальной коммуникации городской среды и обеспечения успешной ориентации в ней приобретает особую актуальность.

Наиболее активные меры по упорядочиванию элементов визуальной и рекламной среды были предприняты городской администрацией Краснодара в 2012 г. В результате реализации постановления администрации муниципального образования город Краснодар от 23.12.2013г. № 9932 «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 26.10.2011 № 8019 ″Об утверждении регламента взаимодействия отраслевых и функциональных органов администрации муниципального образования город Краснодар, муниципальных учреждений при организации работы по сносу самовольно возведённых объектов недвижимого имущества, демонтажу некапитальных строений, временных сооружений, расположенных на территории муниципального образования город Краснодар, рекламных конструкций, установленных и (или) эксплуатируемых на территории муниципального образования город Краснодар без разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции″» в облике Краснодара наметились положительные изменения в сторону эстетической оптимизации пространства городской среды. Эти изменения прежде всего проявились в нормируемом количестве рекламных конструкций, мест их размещения, не препятствующих обзору значимых панорам, в более корректном включении их в районы исторической застройки.

В навигационную коммуникацию в городской среде Краснодара внедрены информационные световые указатели к объектам туристического показа, размещенным на протяжении улицы Красной от ул. Постовой до ул. Гаврилова. Установка велась в рамках муниципальной программы «Развитие туризма в муниципальном образовании "город Краснодар" на 2012–2014 г.» В системе представлено 44 объекта туристического показа города Краснодара: музеи, театры, памятники природы, архитектуры, исторические достопримечательности (рис. 1).


Рис. 1. Указатель достопримечательностей в центре Краснодара. Источник: www.krd.ru

Указатели выполнены в едином стиле, данные нанесены на двух языках – русском и английском. В темное время суток информация на указателях подсвечивается за счет локальной подсветки от солнечных батарей. Световые информационные указатели важны для создания комфортной туристической среды. Опыт возведения подобных конструкций является традиционным для городов мира. В Краснодаре много достопримечательностей, достойных внимания, и такие указатели помогут без труда сориентироваться в краевом центре как гостям города, так и жителям столицы Кубани

В 2014 г. в рамках программы по созданию новой системы уличной навигации «Открытый город» в городе на 1500 зданий были установлены таблички с QR-кодами. Считав код при помощи мобильного телефона, человек получает доступ к информации о расположенных в пределах 5 кварталов маршрутах общественного транспорта, достопримечательностях, организациях и учреждениях, а также парках, скверах и развлекательных учреждениях.


Рис. 2. Таблички с QR-кодами на фасаде здания. Источник: http://instagram.com/typicalkrd 

Для удобства пользователей таблички различаются по цветам. Белые помогают получить справку по городскому объекту, голубые – узнать о транспортной доступности. Розовые таблички предоставляют информацию об исторических фактах, а желтые – развертывают перед пользователем смартфона карту местности с привязкой к тому месту, где он в данный момент находится (рис. 2).

Реализация государственной программы «Доступная среда» началась в 2011 г. и была рассчитана до 2015 г. включительно. В октябре 2014 г. премьер-министр Дмитрий Медведев продлил ее действие до 2020 г. Госпрограмма «Доступная среда» предполагает осуществление целого комплекса мер. В данный момент происходят очевидные положительные изменения в создании безопасной и доступной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья: появляются знаки с повышенной контрастностью для слабовидящих, таблички со шрифтами Брайля, рельефные дорожки и звуковые сигналы, обеспечивающие безопасное передвижение. На рис. 3 изображена тактильная карта в городе Сочи, так как в Краснодаре пока что не имеется подобных объектов коммуникации.


Рис. 3. Тактильная карта в Сочи. Источник: http://macos.livejournal.com/889696.html 

Перечисленные мероприятия позволяют выявить положительную тенденцию избавления города от чрезмерного визуального шума. Вместе с тем можно сформулировать задачи по дальнейшему совершенствованию визуально-информационной среды Краснодара:

1. Структурирование информационного массива. Информационный массив в городской среде нормативно не регулируется. Регламенту подлежат лишь некоторые информационные системы, поток информации распределен в среде случайно. Отсутствие какой-либо упорядоченности информационного массива в визуальной среде города существенно ухудшает ориентирование.

2. Разработка комплексного проекта фирменного стиля Краснодара как программы территориального брендинга, что позволит избежать разностилевого решения указателей и знаков, размещенных в городской среде и создать единое визуально-информационное пространство.

3. Разработка и внедрение цифровых и интерактивных виртуальных сервисов систем городской навигации как перспективное направление визуальной коммуникации.

4. Организация системы постоянного профессионального мониторинга состояния визуально-информационной среды и эффективности системы визуальных коммуникаций.

Необходимо отметить, что выявленные проблемы организации визуальной навигации и функционирования информационного наполнения в городском пространстве имеют универсальный характер и проявляются не только применительно к ситуации в городе Краснодаре. Вопросы, связанные с оптимизацией визуального «шума» актуальны во многих крупных российских городах. Необходим системный подход в проектировании навигационных информационных систем с учетом эргономики восприятия и основных положений визуальной экологии.

В заключение можно сделать вывод о необходимости комплексного подхода к формированию визуальных коммуникаций городской среды как актуальной мультифункциональной системы обеспечения жизнедеятельности человека. Отсутствие должного внимания к функциональным и эстетическим проблемам организации визуально-информационной системы в среде Краснодара, на наш взгляд, способно стать причиной ухудшения имиджа города и его туристической привлекательности и как следствие снижением конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности всего региона.

References

1. Miroshnikov, V.V., Miroshnikova, V.M. (2016) Issues in the organisation of an effective system of visual communication in a modern city. Competitiveness in the global world: economic, science, technologies, No. 2, p. 113 – 116. (in Russian)

2. Runge, V.F, Manusevich, Yu.P. (2005) Ergonomics in Spatial Design. Moscow: Arkhitectura-S. (in Russian)

3. Berger, C.М. Wayfinding: Designing and Implementing Graphic Navigational Systems. Translated by S. Gilim. Moscow: RIP-Holding. (in Russian)

4. Tereshchenko, G.F. (2016) Design of Krasnodar Urban Environment in the Period of Postmodernism. Society: Philosophy, History, Culture, No. 3, p. 85 – 87. (in Russian)

5. Resolution of Krasnodar Municipal Administration dated 23.12.2013 No. 9932. Official Internet portal of Krasnodar Municipal Administration. [Online] Available from: http://special.krd.ru/dokumenty/dokumenty-administratsii/normativnye-pra... (in Russian)

6. Sight signs being installed in Krasnodar. [Online] Available from: https://www.yuga.ru/news/281421/ (in Russian)

7."Open City" launched in Krasnodar. [Online] Available from: https://www.yuga.ru/news/352997/ (in Russian)

8. Governmental program «Accessible Environment» for 2011–2020. Portal of State Programs of the Russian Federation [Online]. Available from: http://government.ru/programs/215/about/ (in Russian)

 

Citation link

Kovalchuk E.O., Miroshnikova V.M. CURRENT ISSUES IN THE ORGANIZATION OF VISUAL INFORMATION ENVIRONMENT USING KRASNODAR AS AN EXAMPLE [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2017. – №1(57). – URL: http://archvuz.ru/en/2017_1/7 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 09.01.2017
Views: 119