Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №4 (64) December, 2018

History of architecture

Borovikova Natalia V.

Doctoral student, Institute of Architecture and Urban Planning,
Assistant Professor, Urban Development and Municipal Services,
Assistant Professor, Architecture and Reconstruction of Urban Environment
Research supervisor: PhD. (Architecture), Associate Professor D.V. Karelin,
Novosibirsk State University of Architecture and Civil Engineering,

Russia, Novosibirsk, e-mail: borovikova21@mail.ru

Khovrina Anastasia E.

student, Institute of Architecture and Urban Development
Research supervisor: PhD. (Architecture), Associate Professor D.V. Karelin,
Novosibirsk State University of Architecture and Civil Engineering

Russia, Novosibirsk

THE EVOLUTION OF SETTLEMENTS IN THE CARBON INDUSTRY (ON THE EXAMPLE OF LENINSK-KUZNETSK)

УДК: 72.03
Шифр научной специальности: 85.113

Abstract

In the context of socio-economic transformations and re-industrialization and, thus, the urgent need to improve urban environments, single-industry cities within the extractive sector (gas, oil, coal) are facing the greatest problems. The current trends in this sector indicate re-orientation towards shale oil production and abandonment of conventional sources of fuel. The coal mining industry is still in demand, but it requires significant improvements, first of all, in technologies. Most of the coal-mining enterprises (mines of various types, concentrating plants) in the Russian Federation are located in KUZBASS area. During the Industrialization and throughout the 20th century, this area experienced extensive construction of cities to meet the needs of the developing industry. The special aspects of their transformation (or evolution) are important for understanding the further development of a mono-industry city with a population of up to 100 thousand residents.

Keywords: mono-industry city, settlement evolution, architectural and planning features, historical and architectural analysis, industrial heritage

Введение

Ленинск-Кузнецкий – один из городов шахтерского края – Кузбасса своим образованием обязан огромному пласту каменного угля, залегающего в недрах Кольчугинской земли. Добыча угля в этом городе – основная отрасль промышленности, а профессия горняка – самая распространенная и почетная на протяжении ХХ в. Фондовооруженность территории, ее промышленный потенциал повлияли на ускоренные темпы развития поселения, что в краткие сроки позволило сформировать специфичную архитектурно-индустриальную среду. Объектом исследования является поселение угледобывающей промышленности – г. Ленинск-Кузнецкий. Предмет исследования – эволюция поселения угледобывающей промышленности. Основная цель исследования – выявить специфику эволюции поселения угледобывающей промышленности – достигается последовательным решением следующих задач:

• рассмотреть основные особенности эволюции поселения угледобывающей промышленности;

• рассмотреть современное состояние архитектурной и архитектурно-индустриальной среды поселения угледобывающей промышленности;

• выявить основные тенденции формирования архитектурно-планировочных особенностей поселения угледобывающей промышленности;

• выявить основные морфотипы сложившейся архитектурной и архитектурно-индустриальной среды;

• выявить перспективы развития поселения угледобывающей промышленности.

Степень разработанности темы определяется основными положениями актуализации вопроса современного состояния моногородов на уровне документа «Моногорода. Перезагрузка»: помимо усредненных показателей, представленных в программе, целесообразно применять более углубленное исследование и обследование территорий, имеющих явно выраженный признак регионализма (Ленинск-Кузнецкий представляет СФО и имеет свои характерные особенности), с целью формирования комплексного решения о возможностях преобразования территории. Помимо существующих общих положений о монопрофильных городах РФ, в каждом случае требуется отдельно проработанное исследование, учитывающее все особенности поселения, обследования которого, как правило, затрагиваются лишь в краеведческой литературе и в градостроительной документации (генеральных планах). Актуальность темы исследования поддерживается общей проблематикой и актуализацией на момент проведения исследования проблем состояния и дальнейшего развития монопрофильных поселений РФ.


Рис.1. Классификация монопрофильных образований. Схемы – авторские разработки по материалам генерального плана;
фотографии из материалов экспозиции краеведческого музея Ленинска-Кузнецкого

Методика

Решение задач данного исследования основано на использовании следующих методов: историко-архивный анализ, анализ краеведческой литературы; натурное обследование территории; фотофиксация объекта исследования; графоаналитический анализ существующих градостроительных документов; морфологический анализ на уровне выявления основных морфотипов застройки; социологический опрос (анкетирование).

Основная часть

История Ленинска-Кузнецкого начинается с первого упоминания о заимке Кольчугино Колыванской губернии Томского уезда и относится к 1759 г. [3]. Кольчугинское поселение располагалось в выгодном географическом положении по отношению к кузнецким богатствам (рис. 2). В 1883 г. в Кольчугине была заложена первая шахта с многообещающим названием «Успех». Эта шахта дала жизнь городу и его угольной отрасли. 10 июля 1922 г. Кольчугино стал поселком городского типа Ленино, а 6 июня 1925 г. – городом Ленинском-Кузнецким. Подъем угольной промышленности в 20-е гг. был быстрым. Но форсированное развитие тяжёлой индустрии приводило к диспропорции между ростом численности населения и развитием городской инфраструктуры. Наблюдалась так называемая «квазиурбанизация», что вело к мощным социокультурным последствиям. Ленинск-Кузнецкий второй половины 20-х гг. представлял собой бесформенный конгломерат посёлков, сформировавшихся вокруг градоформирующего промышленного ядра – Ленинского рудника. С начала 30-х гг. город застраивался по принципу: каждому предприятию – свой поселок, что приводило к бесплановости застройки, антисанитарии и разбросанности социально-бытовых объектов. Но постепенно жизнь в городе налаживалась [1],


Рис. 2. Первое упоминания о заимке Кольчугино. Из экспозиции краеведческого музея г. Ленинска-Кузнецкого

Формирование городской черты и районного деления началось в момент образования г. Ленинска-Кузнецкого. Но 12 ноября 1928 г. было принято долгожданное для городских властей постановление «О составе г. Ленинска-Кузнецкого», включившее в состав города населенные пункты: с. Кольчугино (Ленино), станция Кольчугино Томской железной дороги, Ленинский рудник и посёлок при нём. Территория города значительно выросла.

В 1930 г. задачей для горсовета становится разработка проекта планировки города, составлением которого предстояло заняться Новосибирскому отделению института «Горстройпроект». В 1936 г. институт составил первый в истории города план его развития и строительства, но этот вариант был отвергнут из-за необходимости консервации запасов и за «кабинетный» тип выбора площадки для строительства соцгорода. Всего же новосибирское отделение «Горстройпроекта» разработало 7 вариантов проекта, сводившихся к двум точкам зрения: создавать город на новом месте или строить на базе существующего.

Межведомственная комиссия, проанализировав все разработанные варианты, вынесла решение, которое рассматривало перенос города на новое место как искусственный отрыв его от собственной производственной базы. Второй вариант строительства города на базе существующего предусматривал консервацию на застраиваемой территории около 1,5% от общего запаса углей, что не могло, по мнению комиссии, служить препятствием для развития города на старом месте. 19 августа 1939 г. Президиум горсовета согласился с выводами комиссии о целесообразности развития Ленинска-Кузнецкого на базе существующего города (рис. 3). В октябре 1940 г. Новосибирским отделением «Горстройпроекта» был разработан проект генерального плана города. Он предусматривал активное развитие северо-восточной части города, а также мероприятия по реконструкции других его частей. Но начавшаяся война помешала реализации намеченных планов. Главные места приложения труда городского населения – каменноугольные шахты – существенно повлияли на формирование жилых массивов. Рост территории города вслед возникающим горняцким поселкам приводит к административному и проектному обособлению юго-западной части, на которой уже в послевоенный период возникает сначала рабочий поселок, а затем новый город Кузбасса – Полысаево. Увеличение численности населения и необходимость дальнейшего промышленного развития города требовали усиленного строительства. Вопреки этому программа городского строительства в 1943 г. была выполнена лишь на 10% [2].


Рис. 3. Формирование поселения Ленинск-Кузнецкий.
Схема составлена на основе материалов краеведческого музея г. Ленинска-Кузнецкого

Развитие городской инфраструктуры формировалось в период войны, когда сибирские города принимали население, эвакуированное из западных районов. Жилищное и культурно-бытовое строительство заметно отставало от роста численности горожан. К тому же город застраивался хаотично, без плана. Уже утвержденные накануне Великой Отечественной войны планы ряда городов так и не были приняты, а их развитие было приостановлено. Но уже в 1945 г. Кузбасское бюро «Гипрогора» начало разработку генерального плана Ленинска-Кузнецкого, который значительно отличался от довоенного. По мнению проектировщиков, город нужно было ограничить в развитии [2].

Генеральный план был утвержден решением исполкома Ленинска-Кузнецкого горсовета от 10 июля 1947 г., а 8 июля 1948 г. его утвердил Совет Министров РСФСР. Предполагалось развивать город как крупный центр угольной промышленности Кузбасса.

Основные положения генерального плана предусматривали: территориальное развитие города на северо-восток вдоль железной дороги Кольчугино–Топки по целику шириной 800 м и далее на безугольной территории вдоль р. Мереть; размещение капитальной застройки по проспекту им. Кирова, по целику восточной линии железной дороги Кольчугино–Топки и на новых безугольных территориях в районе р. Мереть; организацию городской площади в районе кинотеатра «Победа», вокзальной площади у станции Кольчугино, районной площади на месте существующего базара и т. д. Кроме того, основные положения Генерального плана 1947 г., с расчетной численностью в 200 тыс. жителей, предусматривали организацию четырех жилых районов: Центрального (развитие на северо-восток, население до 145 тыс. чел.), Байкаимского (до 10 тыс. чел.), Полысаевского (до 22 тыс. чел.), района шахт «Журинки» и «Красноярской» (до 23 тыс. чел.). Для каждой территории города планировалась своя застройка. Основными же районами капитального жилищного строительства были определены: соцгород, поселок Никитинский, район шахты им. 7 Ноября, пр. Кирова и пр. Ленина. В 1948 г. началась планировка и разбивка соцгорода. Таким образом, город получил мощный толчок для развития, а стихийная бесформенная застройка приобрела более осмысленный и осознанный характер. В 1966 г. в связи со стабильным социально-экономическим положением населенного пункта и общими тенденциями развития «Гипрогором» была выполнена корректировка генерального плана с расчетной численностью населения в 220 тыс. жителей.

В сравнении с Генпланлм 1947 г. рассмотрим разработки 90-х гг. В 1993 г. администрация города заключила с «Гипрогором» договор, поручив ему разработку нового Генерального плана. Актуальность проблемы состояла не только в истечении срока предыдущего Генплана. Было допущено отставание в фактических объемах освоения новых территорий под жилищное строительство, сноса ветхих домов и расположенных в санитарно-защитных зонах предприятий, а также в сооружении объектов инженерной инфраструктуры. Авторский коллектив «Гипрогора» проделал большую работу по сбору исходных данных. Новая планировочная структура города основывалась на учете многих факторов. Проектом было предложено деление города на 4 планировочных района: 1) центральный, расположенный на правом берегу р. Ини, с предполагаемой реконструкцией ветхого одноэтажного жилого фонда; 2) северо-восточный с перспективой строительства новых микрорайонов; 3) юго-восточный (наиболее сложный в экологическом отношении), предусматривающий реконструкцию, отселение и сокращение зон вредности, размещение малоэтажного строительства; 4) Полысаевский с реконструкцией жилой застройки и строительством новых микрорайонов (рис. 4). Предполагалось, что на расчетный период до 2010 г. территория города должна составить 17 000 га с населением 138,3 тыс. человек.


Рис. 4. Особенности разработки генплана 1990-х гг.
Схема основана на материалах генерального плана

В сентябре 1997 г. городское собрание утвердило новый Генеральный план развития города. Сравнив особенности планировки города на момент образования поселения, разработки 1947 и 1997 гг., можно сделать вывод, что развитие города на протяжении этих лет имело положительную динамику. Но сегодняшнее положение дел свидетельствует о деградации инфраструктуры города.

Со времен разработки генплана 1997 г. закрылись практически все основные заводы (Кузбассэлемент, Электроламповый завод и др.). Закрылись, пришли в негодность, а также разрушились некогда продуктивные шахты, многие горняки попали под сокращение.

В городе практически не осталось никакого производства, добыча угля значительно сократилась. Все это способствует обособлению города, его выпадению из общего механизма даже в рамках Кузбасса, не говоря о масштабах страны. К тому же население города сокращается, так как молодежь не видит перспектив в Ленинске-Кузнецком; шахтерский труд не имеет былого авторитета.

Из мощной промышленной единицы Ленинск-Кузнецкий превратился в депрессивный город, большинство жителей при наличии возможности сменили бы место жительства. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенные на улицах города. По его результатам, 53% горожан проживают в Ленинске-Кузнецком исключительно потому, что не имеют возможности переехать. Лишь 22% опрошенных добровольно проживают на территории города, остальные же либо затрудняются ответить, либо планируют переезд в ближайшем будущем. Почти половина интервьюируемых отметили отрицательную динамику развития городской инфраструктуры и уровня жизни в городе. В процессе последующих разработок Генерального плана следует учесть эти аспекты: вернуть городу его производственную мощь, позицию значимого импортера угля, улучшить положение дел в культурно-досуговой сфере и вести проектирование города системно, учитывая залегание пластов угля, уже имеющуюся подработку и перспективные зоны выработок. Актуальные же разработки по генпланам, размещённые на сайте администрации Ленинска-Кузнецкого, направлены лишь на поверхностное преображения облика города (озеленение, установка парковых диванов, урн и т. д.) Характер промышленной застройки подчинен технологическому процессу, открыто формирует индустриальный ландшафт за счет элементов (подъемники, вертикальные конвейеры) производства. Характер общественной застройки предполагает использование как типовых проектов, так и индивидуальных архитектурных решений. Характер жилой застройки: индивидуальная на уровне высотной жилой, представлена типовыми сериями, максимальная этажность – 9 этажей; типовая на уровне средней этажности; типовая (пятистенок) на уровне исторических индивидуальных жилых домов; разностилевая на уровне обновленнного жилого фонда. Особенности архитектурной среды: отсутствие целостности планировочной структуры, невозможность использовать территориальные ресурсы промышленных предприятий (рис. 5) [5, 6].


Рис. 5. Преобладающие морфотипы застройки
Материалы натурного обследования и фотофиксации 2016–2017гг,

Выводы

В результате исследования его основная цель – выявить специфику эволюции поселения угледобывающей промышленности (привязка развития поселения к плановым решениям; подчиненность сложившейся архитектурно-планировочной структуры поселения промышленному развитию территории; сформировавшаяся архитектурно-индустриальная среда с элементами индустриального ландшафта и явно выраженной индустриальной стилистикой) – была достигнута последовательным решением задач:

• рассмотрены основные особенности эволюции Ленинска-Кузнецкого (историческое развитие территории в ходе освоения залежей полезных ископаемых; формирование архитектурно-планировочной структуры поселения в связи с нуждами промышленного производства; формирование документов градостроительного развития в привязке к сложившемуся положению; формирование потенциала фондовооруженности территорий без учета технологических преобразований отрасли и др.);

• рассмотрено современное состояние архитектурной и архитектурно-индустриальной среды Ленинска-Кузнецкого (в результате натурного обследования и фотофиксации выявлены основные архитектурно-художественные элементы, подтверждающие наличие архитектурно-индустриальной среды и индустриального ландшафта);

• выявлены основные морфотипы сложившейся архитектурной и архитектурно-индустриальной среды (промышленные здания и сооружения, представляющие доминанты и ориентиры внутри городской ткани; характерные примеры и типы общественной застройки и культовых зданий и сооружений, представляющих стилистику периода строительства; основные типы застройки жилого фонда: использование типовых серий в жилье средней этажности, использование в исторической индивидуальной жилой застройке домов типа «пятистенок», использование современных материалов и решений в индивидуальной жилой застройке, использование типовых серий в жилой застройке повышенной этажности;

• проведен социологический опрос населения с целью выявления общего восприятия состояния городской среды с позиции горожанина.

Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, необходимы новаторские решения, оправданные с социальной и финансовой точек зрения, так как объем природных ресурсов в черте города все еще позволяет ему вернуть статус мощного центра угледобывающей и перерабатывающей промышленности. Добиться существенного прироста производства в городе можно за счет механизации и автоматизации процессов угледобычи; кроме того, необходимо поднять на более высокий уровень качество обработки угля, для этого требуется глобальная реконструкция завода полукоксования.

References

1. Adamenko, А.М., Bayev, О.V. (2013) Leninsk-Kuznetsk. Pages from history (1759–1941). Vol.1. Novosibirsk: Priobskiye vedomosti. (in Russian)

2. Adamenko, А.М., Bayev, О.V. (2014) Leninsk-Kuznetsk. Pages from history (1941–2014). Vol.2. Novosibirsk: Priobskiye vedomosti. (in Russian)

3. Sungurov, Yu. (2008) Kochuginsky Billion. Novosibirsk: Priobskiye vedomosti. (in Russian)

4. Mono-cities. Resetting. [Online] Available from: http://www.ladoga-park.ru/content/2014/04/140426152728/140426152728140426152938.pdf  (in Russian)

5. Web-site of the administration of Leninsk–Kuznetsk [Online] Available from: http://www.leninsk-kuz.ru/officials / (in Russian)

6. Borovikova, N.V., Karelin, D.V. (2017) The effects of architectural and planning aspects on the architectural environment of medium-sized industrial cities in Siberia. Privolzhsky Research Journal, No.2 (46), p.129–135. (in Russian)

Citation link

Borovikova N.V., Khovrina A.E. THE EVOLUTION OF SETTLEMENTS IN THE CARBON INDUSTRY (ON THE EXAMPLE OF LENINSK-KUZNETSK)[Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2018. – №4(64). – URL: http://archvuz.ru/en/2018_4/14 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 29.10.2018
Views: 118