Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №4 (64) December, 2018

History of architecture

Tolkacheva Albina A.

Аssistant professor,
Department of Architecture and Design, Polytechnic Institute,
Far Eastern Federal University,

Russia, Vladivostok, e-mail: 10fish@mail.ru

THE HISTORY OF CREATION OF THE COMMERCIAL SCHOOL IN VLADIVOSTOK

УДК: 72.03(092)(571.63)
Шифр научной специальности: 85.113

Abstract

The article recalls the history of construction of the Vladivostok Commercial School called «Star» designed by S.A.Vincent, a civil engineer at Chinese Eastern Railway. The publication is based on data from the Vladivostok Commercial School report for 1913-1914 and archival sources. The scholarly novelty of this material lies in the discovery of previously unknown facts about the creation of the school’s architectural environment that met the standards and requirements of the early 20th century such as appropriate siting of the building and complex excavation at the site to generate a good schoolyard; increased recreational space within the building; number of stories and number and layout of all premises, especially laboratories and classrooms; suitable areas of the building to accommodate 400 students and classes for 40 students. Special attention was given to insolation, improved lighting of the classrooms and recreational facilities, plans, and interior colors. The purpose of the article is to make researchers aware of the facts relating to the competition for the project and the comprehensive approach to the design and construction of the commercial school in the city, thereby adding historical and information evidence to ensure conservation of this architectural heritage in Vladivostok.

Keywords: civil engineer S. A. Vincent, Commercial School

Введение

Во Владивостоке 1 октября 1913 г. произошло важное для города событие – торжественное открытие и освящение коммерческого училища [1]. К началу ХХ в. во Владивостоке было одно высшее учебное заведение, три полных средних, одно профессиональное, несколько начальных школ. Кроме них, в первом десятилетии ХХ в. было построено здание городской женской гимназии, улучшено городское Николаевское училище, расширены существующие и открыты новые школы в Рабочей слободке и на Китайской улице [2]. Новое здание коммерческого училища с прилегающей территорией, спроектированное и построенное по всем требованиям и нормативам к образовательным учреждениям, заметно отличалось качеством архитектурной среды.

Конкурс проектов

Для создания коммерческого училища попечительский совет решил объявить Всероссийский конкурс проектов, для чего обратился к Петербургскому обществу архитекторов1. Но сроки начала строительства здания не позволили провести долгосрочное мероприятие, и совет в 1909 г. решил воспользоваться проектом одного из местных инженеров – В.А. Плансона, приглашенного для наблюдения за строительством объекта. Автор несколько раз переделывал проект, но не смог удовлетворить требования попечительского совета (рис.1, 2, 3)2. Поэтому для ускорения проектирования и строительства в 1911 г. было решено провести конкурс среди дальневосточных архитекторов с объявлением первой премии в размере 700 руб. и второй – 300 руб.


Рис. 1. Проект коммерческого училища. автор В.А. Плансон. 1909. Фасад на Нагорную улицу (ныне ул. Суханова).
РГИА, Ф. 1424, Оп. 2, Д. 283, Л. 2.


Рис. 2. Проект коммерческого училища. Автор В.А. Плансон. 1909. Восточный, южный фасады.
РГИА. Ф. 1424. Оп. 2. Д. 283. Л. 1–5


Рис. 3. Проект коммерческого училища. Автор В.А. Плансон. 1909 г. План 1, 2, 3 этажей.
РГИА. Ф. 1424. Оп. 2. Д. 283. Л. 1–5

На конкурс были представлены восемь проектов, из них два внеконкурсных – инженера Г.Р. Юнгхенделя3 и гражданского инженера В.А. Плансона. В состав конкурсной комиссии под председательством строителя крепости инженера А.П. Шошина входили: областной инженер строительного отделения при Приморском областном правлении В.К. Гольденштедт, инженеры О.Е. Никлевич, Г.Р. Юнгхендель, Г.Л. Фаерман, архитектор Шафрат и председатель попечительского совета М.И. Суворов. После подведения итогов вторая премия присуждена технику Е.А. Ярилову за проект «Свет и воздух». Работа В.А. Плансона опять потерпела неудачу, и он в 1912 г. возбудил в окружном суде иск против попечительского совета училища на сумму 10 124 руб. 64 коп. за изготовление и переделку проекта здания училища, так и не реализованного в строительстве. Лучшим на конкурсе был признан проект «Звезда», выполненный гражданским инженером Сергеем Александровичем Венсаном, ему же присуждена первая премия.

Венсан Сергей Александрович родился в 1874 г., учился в Московском реальном училище, в сентябре 1894 г. поступил в Институт гражданских инженеров Императора Николая I сразу на 2-й курс. Студенческий период был очень сложным в жизни Сергея, он находился в тяжелом материальном положении, что подтверждает выданное ему в 1896 г. свидетельство о бедности. Для поправки финансового состояния он многократно писал прошения о назначении стипендий и пособий4, а также занимался преподаванием. Трудности не мешали ему показывать отличные результаты в обучении, в мае 1899 г. Сергей Александрович успешно закончил Институт гражданских инженеров, был удостоен звания гражданского инженера с правом производить работы по гражданско-строительной и дорожным частям5. В начале ХХ в. в Санкт-Петербурге по его проекту построены доходные дома по ул. Лабутина, д.17 и по ул. Подольская, д 12 [3]. После обучения Венсан остался работать в северной столице, в отличие от В.А. Плансона, который, закончив институт, уехал во Владивосток.

О жизни и профессиональной деятельности Венсана на Дальнем Востоке и непосредственно во Владивостоке достоверной информации нет. Известно, что он работал на КВЖД (Китайско-Восточная железная дорога) [1], а после 1910 г. переехал в Китай и жил там до самой смерти (похоронен на новом кладбище в Харбине [4]). Был включен в список зодчих Харбина, опубликованный журналом «Архитектура и жизнь» [5], где указан его адрес (угол улиц Садовой и Пекинской). В Харбине по его проекту построены театр-отель «Модерн», Дом акционерного общества, здание китайской почты, здание фабрики Лопато, здание почтовой комиссии (по Садовой улице), торговые ряды «Кунст и Альберс» (в Новом городе) [6]. В харбинский период Сергей Александрович спроектировал для конкурса во Владивостоке здание коммерческого училища (рис. 4).


Рис. 4. Сергей Александрович Венсан [6]

Участок. Территория для строительства коммерческого училища площадью 3173,7 кв. сажень (14 440 м2), расположенная в центральной части Владивостока на пересечении ул. Нагорной6 и Петра Великого, изначально состояла из трех отдельных участков, принадлежащих разным ведомствам: Министерству финансов, Министерству народного просвещения и городу. При его выборе учитывались следующие достоинства: возвышенное положение; прекрасный вид на юг и запад, на бухту Золотой Рог и Амурский залив; невозможность застройки соседних участков, которая могла бы затемнить училище или изменить красивый вид из окон. Помимо достоинств, участок обладал и недостатками. В первоначальном виде местность представляла собой скалистый склон с пологим спуском в сторону ул. Петра Великого и участка ТД «Чурин», значительная часть ее была занята откосами и крутыми обрывами.

Под руководством подрядчика О.Е. Никлевича были проведены значительные земляные работы. Для формирования ровного участка для строительства склон был целиком срезан вместе с прилегающей частью переулка и образовал искусственную насыпь с крутыми откосами, ставшую основанием двора для учащихся. Несмотря на большую массу перемещённого грунта, его оказалось недостаточно для формирования проектируемой ровной площадки школьного двора необходимых размеров, поэтому для дальнейшего выравнивания землю привозили с прилегающей к территории Нагорной улицы. Однако и этого объема оказалось недостаточно для создания площадок для игр, поэтому предполагалось использовать грунт с будущих построек в районе училища.

После завершения строительных работ училище обладало наибольшим двором среди всех средних учебных заведений Владивостока. Общая площадь созданного участка была 509 кв. сажень (2316 м2) и считалась удовлетворительной для 400 учащихся (при норме 1 кв. сажень на учащегося, по Д.Д. Бекарюкову7 [7]). Здесь располагались спортивная и игровые площадки, в зимний период заливали каток, находился артезианский колодец, дававший воду не только училищу, но и горожанам (рис. 5) [1].


Рис. 5 . Проект коммерческого училища. Автор С.А. Венсан. 1911 г. а – генеральный план, б – план [1],
(указаны главный и боковые входы и лестницы); в – главная лестница; г – дополнительная лестница. Фото А.А. Толкачевой

Устройство в большом общественном здании автономной системы водоснабжения и канализации являлось следствием отсутствия в городе водопровода и общей канализационной сети. Поэтому создание самостоятельного артезианского колодца входило в общую смету постройки. Место для буровой скважины было выбрано комиссией специалистов недалеко от западной стены училища по Безымянному переулку. Глубина скважины в скалистом грунте составляла 47 сажень (100 м), а напор воды поднимался на 12 сажень (25 м) от уровня земли. Из скважины при помощи электрического насоса вода подавалась в бак на чердаке здания, оттуда распределялась по сети водопроводных труб на все этажи и помещения училища. Сооружение, в котором располагался водяной насос, было расположено под землей и перекрыто стеклянными световыми люками, здесь же находился водяной счетчик, контролирующий отпуск воды на продажу горожанам. Это техническое помещение соединялось подземным тоннелем с котельной водяного отопления в училище.

Строительство. Строительство здания вел подрядчик – инженер О.Е. Никлевич, предложивший наименьшую сумму за работу – 355 000 руб. В эту сумму, кроме стоимости земляных работ, включено устройство водяного отопления, бурового колодца с водопроводом, канализации, вентиляции и облицовки здания. Изначально, в 1911 г., для участия в работах по постройке нового здания был приглашен В.А. Плансон, но он отказался от дальнейшего участия в наблюдении за строительством ввиду возникших разногласий между ним и Никлевичем во время строительства здания Владивостокского железнодорожного вокзала8. Поэтому производителем работ по постройке здания училища в 1912 г. был выбран инженер Георгий Романович Юнгхендель. В ходе дальнейшей работы он выполнил незначительные изменения в проекте С.А. Венсана для сокращения размеров объекта и удешевления постройки.

Большая часть училища трехэтажная, но с северо-восточной части оно имеет четыре этажа за счет понижения склона к ул. Петра Великого. Здание в плане Г-образной формы построено из кирпича, фасады отделаны плиткой светло-желтого цвета. Длинное крыло училища идет вдоль Безымянного переулка, а короткое, с главным входом, выходит в сторону ул. Нагорной (рис. 5). В здании имеются два боковых входа, расположенных со стороны двора, и пять служебных. Главная лестница с трехаршинными маршами (2 м), объединяющая фойе на трех этажах, выходит на западный фасад, ступени и площадки для нее выполнены из гранита. Две дополнительные шириной в 1¾ аршина (1,25 м) имеют выход во внутренний двор, ступени их сделаны из песчаника (рис. 5).

Главный фасад имеет трехчастную композицию, центральную часть в которой окружают крупные ризалиты, отличающиеся по ширине и наличию архитектурных и декоративных элементов, которые образованы выпусками кирпича. В правом, преобладающем по размеру, ризалите расположен массивный входной портал. Архивольт и круглые декоративные колонны с классической базой и упрощенной формой капители оформляют главный вход в здание, остекленный и легкий тимпан выделяется на мощном портале и позволяет естественному освещению проникать в тамбур. Завершением входного портала являются архитектурные детали в виде пирамидальной башенки, разделенной на три уровня тонким карнизом. Данная объемная форма многократно повторяется в подобных декоративных элементах на всех фасадах здания. Похожие на стреловидные пинакли, не только устремленные вверх, но и спускающиеся по плоскости стены, расположены по центру простенков над сложным венчающим карнизом, оформленным профилированными сухариками (дентикулами). Фланкируют ризалит два высоких прямоугольных аттика, объединенные парапетом, оформленным квадратными нишами и горизонтальной тягой, переходящей в декоративный элемент, имитирующий форму треугольного фронтона, в центре которого расположена круглая розетка (рис. 6).


Рис. 6. Чертеж главного фасада коммерческого училища. Выполнил И. Главинский, руководитель А.А.Толкачева

Левый ризалит имеет цокольный этаж, оформленный рустом с горизонтальным членением, а также простые прямоугольные окна с профилированными подоконниками. В уровне второго и третьего этажей нет оконных проемов, а плоскость стены оформлена Ш-образной нишей с крупными ступенчатыми зубцами. Завершает его сложный аттик, разделенный горизонтальной тягой на нижнюю плоскость прямоугольной формы с метрично раположенными прямоугольными нишами и верхнюю – трапециевидной формы, в центре с круглой розеткой помещенной в квадратную нишу.

Окна на трех этажах и в трех основных частях главного фасада отличаются размером и формой построения. Первый этаж оформлен вытянутыми по вертикали прямоугольными окнами, объединенными попарно оштукатуренной нишей и общим профилированным подоконником. Через всю плоскость фасада проходит межэтажный карниз, который композиционно разделяет сложную пластику в оформлении второго и третьего этажей от простой первого и цокольного этажей. Оконные проемы второго и третьего этажей центральной части главного фасада лучкового очертания, одинаковые по размеру и объединенные оштукатуренной неглубокой вытянутой по вертикали нишей. По-разному оформленные филенки, расположенные под этими окнами, зрительно разделяют второй и третий этажи. Пять окон актового зала, расположенных на верхнем этаже, выделяются на главном фасаде заоваленным очертанием, крупным размером, декоративным оформлением тройным замковым камнем и филенкой с пятью круглыми розетками. Они объединены с парными окнами второго этажа вытянутой оштукатуренной нишей, верхняя грань которой оформлена крупными зубцами, напоминающими элементы средневековых оборонительных стен. Здание интересно тем, что оконные проемы имеют различные размеры, форму, компоновку. Только на главном фасаде можно увидеть 8 видов окон. Это разнообразие обусловлено, прежде всего, функциональным назначением помещений (рис. 6, 7).


Рис. 7. Проект коммерческого училища. Автор С.А. Венсан. 1911. а – главный фасад, б – западный фасад [1]

На первом этаже находились квартиры директора и смотрителя здания, а также административно-хозяйственные помещения: вестибюль, кабинет директора, кабинет врача, учительская, канцелярия, гардероб для учеников, столовая на 200 человек, санитарные узлы и гимнастический зал с выходом во двор. Все учебные помещения – на втором и третьем этажах. На этаже, расположенном ниже первого, была квартира смотрителя с отдельным выходом, помещения монтера и служителей, кухня, кладовая, архив, вентиляционные камеры и угольная яма (рис. 8).


Рис. 8. Проект коммерческого училища. Автор С.А. Венсан. 1911. Планы 1, 2, 3 этажей, разрезы [1]

На третьем этаже располагались семь классных комнат, помещение химической лаборатории, коридоры шириной в 2 сажени (4,3 м), фотографическая комната, санитарные узлы в южном и восточном крыле, а также большой многофункциональный актовый зал площадью 62,6 кв. сажень (285 м2) и высотой 9 аршин (6,4 м), который являлся местом проведения школьных мероприятий и рекреационной зоной на время перемен, а в вечернее время в нем проводили концерты и городские мероприятия. В настоящее время о презентационном виде этого помещения напоминает сохранившаяся лепнина строгой геометрической формы. Ее ленточный характер членит плафон на тринадцать частей, различных по форме и размеру, а места ее пересечения подчеркнуты 28 круглыми розетками. Плоскости стен и потолка разделяет крупный скруглённый карниз, с метрично расположенными декоративными элементами. Простенки между окнами оформлены лопатками (лизенами), композиционно связанными с плафоном, под карнизом их украшают прямоугольные картуши. На внутренней стене зала лизены чередуются с пятью неглубокими профилированными нишами с заоваленным очертанием, в трех из них расположены дверные проемы, оформленные уникальными декоративными элементами. Также сохранилась небольшая, но глубокая циркульная ниша, в которой располагался бюст Императора (рис. 9). Второй этаж почти повторяет третий. Его отличают помещения под актовым залом. Здесь располагались рисовальный зал с вспомогательным помещением и библиотека. Коридор перед рисовальным залом был очень широк и являлся рекреационным пространством, предназначенным для ученических выставок.


Рис. 9. Актовый зал, декоративные элементы в оформлении интерьера зала. Фото А.А. Толкачевой

Следует подчеркнуть, что при проектировании и строительстве Владивостокского коммерческого училища соблюдались все нормы и требования начала ХХ в. для объектов данного функционального типа. Здание проектировалось и строилось по системе боковых коридоров, единственно допустимой в то время. Широкие коридоры и актовый зал позволяли увеличить рекреационную площадь, которая составляла около 212 кв. сажень (965 м2) на 400 учащихся. При проектировании классных помещений соблюдались гигиенические требования профессора Ф.Ф. Эрисмана9 [10] и нормативы Д.Д. Бекарюкова (3 кв. аршина (1,5 м2) на каждого взрослого, 2 ¼ кв. аршина (1,4 м2) на младшего учащегося), помещение для 40 учащихся по длине должно быть 13,5 аршин (9,6 м), по ширине – 9,27 аршин (6,6 м) при высоте 6 аршин (4,3 м) с полезной площадью 125 кв. аршин (63 м2). По нормативам классы училища рассчитаны на 42 взрослых учащихся и на 55 младших, но реальная численность учеников не превышала 40 человек в классе. Все помещения училища прекрасно вентилировались и освещались.

Строго соблюдались требования инсоляции, большинство учебных помещений ориентировано окнами на восток, лишь два класса выходили на юг, но в проекте учитывалось, что для них требуется солнцезащита. Только рисовальный класс, в котором необходимо рассеянное освещение, ориентирован окнами на север и запад. Для хорошего естественного освещения площадь окна в учебном помещении равна 1,25 кв. сажень (5,7 м2), а показатель световой площади классов (соотношение площади всех окон к площади пола) соответствует 1/5, при требуемой нормами того времени 1/6, а для отдельно стоящих зданий на открытом месте (расположение училища в начале ХХ в.) вообще 1/8. С целью правильного распределения по аудиториям дневного освещения и увеличения угла падения солнечных лучей оконные проемы подходят почти вплотную к потолку. В каждом классе длиной 13,5 аршин (9,6 м) три окна занимали 9 аршин (6,4 м), а четыре простенка – 4,5 аршин (3,2 м). Ширина и расположение окон и простенков между ними были рассчитаны в проекте таким образом, что ни один ученический стол не оставался без хорошего освещения, а свет падал исключительно с левой стороны.

Интерьер училища для увеличения общей освещенности за счет отражения был оформлен в светлой цветовой палитре. Окраска потолков и рам была выполнена белой краской, а стен − светло-серой, четыре оттенка того же цвета сохранились в напольной плитке вестибюля здания. В оформлении нижней части стен вестибюля и главной лестницы используется белая с серыми вкраплениями керамическая плитка с геометрическим ярким по цвету рисунком (сочетание ярко-желтого и темного сине-зеленого) (рис. 10). Светлой краской были окрашены шкафы и двери. Для дополнительного естественного освещения двери между классами и рекреационными коридорами были стеклянными. В интерьере классной обстановки присутствовали светлые тона натурального дерева – ясеня, из этого же материала сделаны витрины для объявлений, подставки для цветов и мусорные ящики.


Рис. 10. Напольная и настенная керамическая плитка, начало XX в. Фото А.А. Толкачевой

Многое в интерьере столетней давности является актуальным и используется в современных пространствах, например для легкой уборки и меньшего накопления пыли все углы в учебных помещениях и коридорах училища закруглены; в каждом классе были шкафы со стеклянными дверцами, установленные в ниши, выполненные уже на этапе кладки стен. Шкафы не выступали за линию стены и не загромождали пространство. А в кабинете естествознания, истории и географии, самом большом по площади, планировали использовать мобильную перегородку, которая позволяла делить или объединять внушительное учебное пространство.

Заключение

Натурные исследования здания показали, что исторический интерьер коммерческого училища, включая планировочное и стилистическое решение, отделочные материалы, декоративные элементы, предметное наполнение, за сто лет эксплуатации и смены функций в помещении был подвержен серьезным потерям, поэтому многое из описанного не сохранилось. Но экстерьер остался без существенных изменений, его архитектурно-декоративные особенности, такие как: асимметрия, связь внутренней планировки здания и оформления его фасадов, сочетание геометрически правильных больших плоскостей и форм, подчеркивание контраста широких плоскостей и профилированных деталей, переосмысление и использование архитектурного наследия, строгость и ясность линий, отказ от орнамента, использование фасадной плитки как имитация кирпичной кладки – демонстрируют характерные черты позднего (рационального) модерна. Стиль и приемы, использованные в создании интерьера и фасада, были целесообразными для объекта данного функционального типа в начале ХХ в., а сегодня подчеркивают эстетическую ценность здания и, главное, характеризуют высокий художественный вкус проектировщика С.А. Венсана.

Работа с архивными данными позволила более полно охарактеризовать проектную работу гражданского инженера Сергея Александровича Венсана и инженера-архитектора Георгия Романовича Юнгхенделя и выявить комплексный подход к созданию учебной среды в начале ХХ в., включающий совокупность предпроектных исследований, учет особенностей различных функциональных процессов, протекающих в учебном учреждении данного типа, архитектурно-планировочные приемы, мероприятия по учету инсоляции помещений, отделки интерьера, создания рекреаций и благоустройства территории двора. Высокий уровень проектирования и строительства здания коммерческого училища в настоящее время делает архитектурный объект со столетней историей прекрасной базой для реализации современного учебного процесса.

Примечания 

1 Петербургское общество архитекторов (в 1914–1917 гг., 1922–1924 гг. – Петроградское). В тексте указано Петроградское, так как Отчет Владивостокского коммерческого училища был написан в 1915 г. [1].

2 РГИА, Ф. 1424, Оп. 2, Д. 283, Л. 1-5.

3 В Германии Г.Р. Юнгхендель учился в Государственном техническом учебном заведении в г. Хемниц и Техническом университете Шарлоттенбурга (Берлин), освоив две специальности – инженер-конструктор и архитектор. Domarchiv Berlin, Bestand 26, Nr. 513, 1893. Рersonalien: Junghandel.

4 ЦГИА СПб. Ф. 184. О. 3. Д. 665. Л. 9-15. Дело: О студенте Сергее Венсане.

5 ЦГИА СПб. Ф.184. О. 3. Д. 665. Л. 18. Дело: О студенте Сергее Венсане. Диплом.

6 В городе Владивостоке ул. Нагорная в 1923 г. переименована в ул. Суханова.

7 Бекарюков Дмитрий Дмитриевич – специалист в области школьной гигиены, опубликовал «Основные начала школьной гигиены» в 1906 г.

8 РГИА ДВ. Ф.75. О.1. Д. 188. Переписка с производителем работ и подрядчиком постройки здания станции Владивосток.
О постройке пассажирского вокзала на станции Владивосток 1911 г.

9 Эрисма́н Фёдор Фёдорович – российско-швейцарский врач-гигиенист, создатель основополагающих принципов общественной гигиены и социально-гигиенического направления медицины, пионер гигиены в России.

References

1. Report of Vladivostok Commercial School for the 1913–1914 academic years with the addition of data from the unpublished reports for the 1910–1913 academic years. Vladivostok: Dalekaya Okraina, 1915. (in Russian)

2. Matveyev, N.P. (2012) A Brief Historical Essay about Vladivostok. Владивосток: Pubezh Pacific Publisher. (in Russian)

3. Russian State Historical Archive (RGIA), F. 1424, Op. 2, D. 283, L. 1–5. (in Russian)

4. Domarchiv Berlin, Bestand 26, Nr. 513, 1893. Рersonalien: Junghandel.

5. http://www.citywalls.ru  (in Russian)

6. Khisamutdinov, А.А. (2000) Russian emigration in Pacific Asia and South America: Bibliographic Dictionary. Vladivostok: Far-Eastern University. (in Russian)

7. «Architecture and Life», Harbin, 1921, No.5, p.148.

8. https://museum.amursu.ru/index.php/arkhitekturnyj-mir-russkogo-kharbina/32-arkhitekturnyj-mir-russkogo-kharbina  (in Russian)

9. Bekaryukov, D.D. (1906) The Basics of School Hygiene. Moscow: Typolithography of I.N.Kushnerev&Co., VIII. (in Russian)

10. Erisman, F.F. (1876) A Model Classroom Design. Тransactions of the School Hygiene Commission of the Pedagogical Museum of Military Educational Institutions. (in Russian)

11. Pavlova, E. Classification of the Art Nouveau Style Directions with Reference to Projects in Ekaterinburg. (in Russian)

Citation link

Tolkacheva A.A. THE HISTORY OF CREATION OF THE COMMERCIAL SCHOOL IN VLADIVOSTOK [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2018. – №4(64). – URL: http://archvuz.ru/en/2018_4/16 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 27.11.2018
Views: 155