Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №4 (64) December, 2018

Тown planning

Kolyasnikov Victor A.

Chief Researcher, Research Center for Urban Planning Law,
Federal State Budgetary Institution "TsNIIP of the Ministry of Construction of Russia";
Doctor of Architecture, Professor, Department of Urban Planning and Landscape Architecture.
Ural State University of Architecture and Art,

Russia, Yekaterinburg, e-mail: grado@usaaa.ru

CITY PLANNING IN RUSSIA’S STRATEGY

УДК: 711.4.01
Шифр научной специальности: 85.118

Abstract

The article considers the development of national city planning practice in the post-Soviet period with two evolution stages identified: the first is systemic environmental (1992 - 2004); the second is territorial structural (2004 – till the present time). It is noted that the change of the city planning paradigm in 2004 has led to serious negative consequences in the spatial development of the country’s economy, impairment of the city planning culture and the quality of the architectural and spatial environments of settlements.

Keywords: system-environmental approach, strategic directions of urban planning, architectural and spatial environment

В постсоветском градостроительстве можно выделить два этапа развития. Первый этап (1992–1998) – системно-средовой. Само название этапа отражает сложный процесс преемственного развития и модернизации теоретико-методологических основ градостроительства новой России в условиях распада СССР и перехода градостроительной деятельности к рыночным отношениям. Системно-средовой подход к градостроительству был адаптирован к новым условиям в процессе разработки и реализации новых нормативно-правовых документов и технологии градостроительного проектирования как системы трех П – прогнозирование, программирование, проектирование [1, 2].

В законе РФ «Об основах градостроительства в Российской Федерации» (1992), направленном на создание благоприятной среды обитания населения, градостроительство определялось как деятельность по пространственной организации систем расселения, ориентированная на развитие городов и других поселений. В Законе устанавливались объекты градостроительной деятельности: территории, города и другие поселения, жилые районы и общественные центры, архитектурно-ландшафтные комплексы и ансамбли, произведения градостроительного искусства и др. Градостроительная документация, в соответствии с Законом, рассматривалась как единая система видов и стадий проектирования. В перечень основных видов документации вошли проекты детальной планировки общественных центров, жилых районов, магистралей. Введены требования к разработке правил застройки городов и других поселений [3].

Вторая половина 1990-х гг. была отмечена массовой разработкой и утверждением пакета градостроительной документации нового поколения: схемы размещения производительных сил (составлялись с учетом Генеральной схемы расселения на территории России; 1994), схемы экономического и правового зонирования городов, корректировки генеральных планов и др. Градостроительный кодекс, принятый в 1998 году, привел законодательную базу градостроительства в соответствие Конституции РФ (1993), сохранил системно-средовой подход к градостроительству [4]. По существу, градостроительная деятельность по пространственному развитию системы расселения и поселений России по многим характеристикам соответствовала сегодняшним задачам. Большую роль в этом сыграли Российская академия архитектуры и строительных наук (РААСН), Российская академия наук (РАН), уцелевшая сеть проектно-исследовательских, архитектурно-строительных и архитектурно-художественных институтов. РААСН разработала и опубликовала в 2001 г. проект «Национальная доктрина градостроительства России» [5]. В проекте указаны ключевые направления реформы градостроительного дела в России, определены социально-градостроительные, социально-культурные, организационно-градостроительные и научно-градостроительные основы стратегического развития градостроительства России в XXI в.

Второй этап развития постсоветского градостроительства (2004 – настоящее время) можно назвать территориально-структурным. Градостроительный кодекс РФ, принятый в декабре 2004 г., определил градостроительную деятельность как деятельность по развитию территории в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территорий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов [6]. Кодекс стал основой замены системно-средового подхода к градостроительному проектированию территориально-планировочным или территориально-структурным (учитывая включение в дальнейшем в этот документ требований по формированию инфраструктур). Методологические ошибки Градостроительного кодекса привели к серьезным барьерам в решении задач пространственного развития экономики страны, межрегионального и межмуниципального сотрудничества, а также к хаосу в объемно-пространственном развитии поселений, снижению качества городской среды и уровня градостроительной культуры в целом.

Зарубежные специалисты, часто использующие в конкурсном проектировании достижения советского системного и комплексного градостроительства, стали вытеснять отечественных архитекторов и градостроителей с российского рынка проектных услуг. Архитектурное и градостроительное направления подготовки кадров были исключены из группы специальностей (направлений) «Искусство и культура», что привело к сокращению финансирования вузов, реализующих образовательные программы по данным направлениям. К сожалению, архитектура и градостроительство как особые сферы искусства не были учтены при разработке и реализации национальной программы развития культуры России.

Реакцией на провалы территориального планирования стали многочисленные федеральные законы о дополнениях и изменениях, вносимых в Градостроительный кодекс. Концепция долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 г. (2008), Стратегия инновационного развития России (2011) и ряд других директивных и нормативно-правовых документов определили задачи перехода экономики страны на новую модель пространственного развития. Вопросы реализации этих документов нашли отражение в новом проекте РААСН «Градостроительная доктрина Российской Федерации» [7], научных трудах по проблемам пространственного развития расселения и городов [8].

В последние годы появились предпосылки выхода градостроительства из кризисной ситуации. Эти предпосылки содержатся в Стратегии пространственного развития России (проект подготовлен Министерством экономического развития РФ в 2016 г.), в реализации с 2017 года приоритетного федерального проекта «Формирование комфортной городской среды», а также в новых образовательных стандартах подготовки архитекторов и градостроителей. Мощным импульсом в развитии градостроительства следует рассматривать Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2018 г.» от 7.05.2018 г. № 204 (далее – Указ).

В соответствии с Указом реализация национальных проектов должна осуществляться по 12 направлениям. Очевидно, что целый ряд этих направлений нуждается в архитектурно-градостроительном обеспечении, например, жилье и городская среда, экология, безопасные и качественные автомобильные дороги. Вместе с тем в рамках отдельных направлений перед самим градостроительством могут быть поставлены конкретные стратегические задачи его прорывного развития с учетом стратегий социально-экономического, инновационного и пространственного развития России, а также приоритетного национального проекта «Формирование комфортной городской среды». Градостроительная интерпретация национальных целей и стратегических задач Указа может состоять в следующем.

Направление «Наука»: обеспечение лидирующих позиций Российской Федерации среди ведущих стран мира, осуществляющих научные исследования и проектные разработки в области новых технологий формирования и развития жизненной среды; обеспечение привлекательности научно-исследовательской работы в области развития градостроительства в нашей стране для ведущих отечественных и зарубежных ученых, молодых перспективных российских исследователей, разработка методологических и теоретических основ прорывного развития градостроительства нашей страны; создание в макрорегионах страны (Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный) научно-проектно-образовательных центров инновационного градостроительства мирового уровня, обеспечивающих подготовку кадров, высокое качество разработки и реализации комплексных проектов формирования комфортной жизненной среды.

Направление «Образование»: обеспечение глобальной конкурентоспособности и экспорта российского архитектурного и градостроительного образования; создание условий для широкого участия студентов в профессиональных конкурсах, освоения и широкого использования в проектировании отечественного историко-культурного наследия, национально-культурных традиций, региональных особенностей архитектурно-градостроительных школ; осуществление перехода на образовательные стандарты нового поколения, определяющих требования по формированию у выпускников компетенций по решению творческих, научно-исследовательских и проектно-технологических задач, а также компетенций по созданию безопасной, устойчивой и эстетически выразительной среды жизнедеятельности населения; включение образовательных направлений «Архитектура», «Градостроительство» и «Дизайн архитектурной среды» в группу направлений (специальностей) «Искусство и культура».

Направление «Жилье и городская среда»: разработка инновационных проектов социального (стандартного) жилья с учетом увеличения объемов его строительства; кардинальное повышение комфортности городской среды на основе развития технологии, методики и методологии средового проектирования систем расселения, поселений и градостроительных комплексов; создание механизмов развития комфортной городской среды и комплексной застройки поселений с учетом повышения индекса качества среды на 30 процентов; усиление роли архитекторов и градостроителей в управлении развитием систем расселения и муниципальных образований; существенная модернизация действующего или разработка нового Градостроительного кодекса РФ; интеграция стратегического и градостроительного планирования; разработка и реализация мониторинга формирования и потребительского маркетинга архитектурно-пространственной среды, осуществляемых при прямом участия граждан.

Направление «Экология»: реализация федерального и региональных законов «Об особо охраняемых природных территориях» в части актуализации проектов развития систем особо охраняемых территорий (по Указу необходимо создать не менее 24 ООПТ); обновление стратегии устойчивого развития Российской Федерации и разработка концепции градостроительного сопровождения реализации Стратегии национальной безопасности и экологической доктрины России, Стратегий инновационного и пространственного развития России; развитие технологии комплексного эколого-градостроительного проектирования систем расселения и поселений с учетом анализа и обобщения прогрессивного отечественного и зарубежного опыта; разработка и реализация проектов биопозитивных инфраструктур (производственных, жилых, рекреационно-туристических, водных и др.).

Направление «Культура»: включение в Национальную программу развития культуры архитектуры и градостроительства как особых сфер творческой деятельности по формированию окружающей среды на основе духовно-нравственных и культурных ценностей, единства традиций и новаторства в архитектуре народов Российской Федерации; разработка и реализация теоретико-методологических основ инновационного проектирования комфортной городской среды с учетом синтеза в этом проектировании достижений науки, техники и искусства; освоение и использование прогрессивного архитектурно-градостроительного наследия народов СССР в решении актуальных проблем пространственного и средового развития России, усиления социальной направленности архитектуры и градостроительства нашей страны.

Направление «Международная кооперация и экспорт»: формирование в сфере экспорта проектных и научно-исследовательских услуг конкурентоспособного архитектурно-градостроительного сектора с активным его участием в выполнении целевого показателя по объему экспорта различных услуг; создание условий для присутствия российских архитектурно-градостроительных услуг на внешних рынках; участие отечественных архитекторов и градостроителей в международных проектах стран ШОС, БРИК, ЕАЭС, Прикаспийского региона и других с учетом использования механизмов совместной проектной деятельности; формирование архитектурно-пространственной среды транспортных коридоров «Запад – Восток» и «Север – Юг», «Европа – Западный Китай», между административными центрами субъектов РФ и другими центрами экономического роста.

Заключение

Анализ развития отечественного градостроительства в постсоветский период с позиции изменений его методологической базы показывает процесс адаптации сформировавшегося в СССР системно-средового подхода к проектированию в условиях перехода страны к рыночным отношениям в 1992 – 2004 годы. Этот процесс сопровождался формированием соответствующей законодательной базы, модернизацией теории градостроительства и интенсивной разработкой новых видов и корректировкой существующей проектной документации.

Градостроительный кодекс РФ, вступивший в силу в декабре 2004 г., обусловил замену системно-средовой методологии проектирования территориально-планировочным подходом. Ограниченность новой парадигмы градостроительного проектирования стала оказывать негативное влияние на пространственное развитие экономики, градостроительную культуру, градостроительное образование, качество проектирования и реальной архитектурно-пространственной среды. Стратегическое планирование инновационного и пространственного развития страны, осуществление приоритетного федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» и практика Международных градостроительных конкурсов свидетельствуют о формировании тенденции восстановления системно-средовой методологии градостроительства как основы постановки и решения стратегических задач его развития в рамках таких направлений, как наука, образование, жилье и городская среда, экология, культура, международная кооперация и экспорт.

References

1. Vladimirov, V.V, Savarenskaya, T.F., Smolyar, I.M. (1999) Town-planning as a system of scientific knowledge. Moscow: URSS. (in Russian)

2. Smolyar, I.M. (2001) Town-planning as a system: Forecasting – Programming – Designing. Moscow: URSS. (in Russian)

3. On the Foundations of City Planning in the Russian Federation. The Law of the Russian Federation dated 14.07.1992 No. 3295-1. Rossiiskaya Gazeta. 1992. Aug. 25. (in Russian)

4. The City Planning Code of the Russian Federation. Ekaterinburg: TOO «Terminal Plus», 1998. (in Russian)

5. Smolyar, I.M., Kudryavtsev, A.P. et al. (2001) Russia’s national doctrine of town-planning. Moscow: RAASN, URSS. (in Russian)

6. The City Planning Code of the Russian Federation. Federal Law dated 29.12.2004 No. 191-FZ. Rossiiskaya Gazeta. 2004. Dec.30. (in Russian)

7. Esaulov, G.V., Lezhava, I.G. et al. (2014) Russia’s town-planning doctrine. Moscow: RAASN. (in Russian)

8. Kolyasnikov, V.A., Spiridonov, V.Yu. (2016) Contemporary theory and practice of city planning: spatial settling development. Ekaterinburg: Architecton. (in Russian)

 

Citation link

Kolyasnikov V.A. CITY PLANNING IN RUSSIA’S STRATEGY [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2018. – №4(64). – URL: http://archvuz.ru/en/2018_4/18 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 21.11.2018
Views: 139