Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №4 (64) December, 2018

Design

Gostyayeva Maria A.

Junior Research Worker, Research Unit,
Ural State University of Architecture of Art

Russia, Yekaterinburg, e-mail: maria_gostyaeva@mail.ru

DESIGN CONCEPT OF A LIFE-SUPPORT SYSTEM FOR ARCTIC TOURISM

УДК: 62:7.05
Шифр научной специальности: 30.18

Abstract

This study reveals the heuristic and prognostic potential of design in the field of creating life-support systems and contributes to the further development of practical recommendations on the system design of the material settings (transport-clothing-dwelling) for northern / arctic tourism. A case study of a tourist complex on the Novaya Zemlya archipelago, carried out at the School of Northern Design (USUAA, Yekaterinburg) is considered as an illustration of the hypothesis proposed by the author.

Keywords: Russian North, Arctic tourism, adaptation, design, life-support system

Работа выполнена за счет гранта Российского научного фонда, проект «Арктический дизайн: методы технической эстетики в освоении и развитии территорий Российского Севера», №17-78-20047

Арктика прекрасна в ослепительной белизне снегов
и могучести вечных странников-льдов.

Арктика опасна свирепостью дикой природы,
нрав которой предсказать порой бывает очень и очень сложно.

А.Ф. Сухановский, И.Ю. Слободянюк. Арктическая Россия

Переживая последние полвека волну интенсивного промышленного освоения, Российский Север находится на рубеже открытия новой страницы в своей социально-экономической и культурной жизни – превращения в важнейшую часть глобальной туристской инфраструктуры [12; 24]. Ореол таинственности, суровой неприступности и первозданной естественной природы и, главным образом, культуры уже сейчас привлекает искушенных туристов и искателей приключений со всего мира. Северный ландшафт обладает загадочным притяжением, обещает очищение души и тела, приближение к тому, что вот-вот исчезнет в современном мире [16. С. 125]. Высокий уровень аттрактивности (привлекательности) российского Севера и привлечение потока туристов в эти края обеспечивает средовой экстрим1 (лат.: extremum – крайний, предельный, критический, тяжелый).

Однако крайне необычные природные и ландшафтные условия не только позволяют получить грандиозные впечатления, но и одновременно создают сложность формирования, развития и популяризации арктического туризма: в условиях природной агрессии под вопросом сама возможность выживания людей. Предельная агрессивность и экстремальность территорий Крайнего Севера требует мобилизации физических и духовных сил для преодоления суровых климатических условий. «Романтика Арктики берет человека в кулак и жмет так, что только слезы текут на райский песочек субтропиков…» [17: С. 109]. Ключевой особенностью средового экстрима является безальтернативность, предельность, синергичность действия неблагоприятных факторов [19]. В этой связи в экстремальных условиях Крайнего Севера человек постоянно находится в состоянии стресса. Помимо влияния очевидных негативных факторов среды, таких как холод, ветер, снег, ландшафт и др., человек подвержен дестабилизации психоэмоционального состояния [20]. Монотонность, одиночество, информационная изоляция и постоянная угроза для жизни также являются угнетающими факторами, действующими непосредственно на психоэмоциональное состояние.

Индустрия туризма, развиваясь по законам «экономики впечатлений» / «experience economy» [10; 14], направлена, в первую очередь, на производство и потребление мифов, историй и впечатлений. При этом вопросам безопасности и комфорта пребывания туристов в экстремальных условиях Арктики не уделяется должного внимания. Кроме того, развитие туристской инфраструктуры (пока точечное и хаотичное на Российском Севере) в русле современных тенденций повышения планки «экстремальности» путешествий создает иллюзорную уверенность в безопасности туристов, что как следствие ведет к увеличению числа несчастных случаев и катастроф [21].

С другой стороны, там, где экстрим, там обязательно – экологическая уязвимость во всех ее природных и социальных проявлениях [3]. Условия жизни на Севере таковы, что пришлый человек, не знающий региональной специфики, не просто сам подвергается риску, но и становится опасен для окружающей среды. «Самый страшный зверь в Арктике — пришлый человек. Он, привыкший жить по законам цивилизации, опасен для девственно чистой природы тундры. Но и она опасна для него <…> Здесь ни на минуту нельзя забывать, что на Крайнем Севере, как нигде, жизнь хрупка, а смерть близка» [17: С. 188]. Вердикт категоричен: человека, не прошедшего экологический ликбез, просто нельзя допускать на Север [19].


Рис. 1. Схема формирования туристского продукта в условиях средового экстрима

Таким образом, применительно к северным регионам влияние средового экстрима на развитие туристической индустрии имеет двойственный характер:

– «фактор действия» → экстрим как ресурс впечатлений: для туристов это возможность испытать себя на прочность, получить новые незабываемые впечатления, пережить трансформирующий сознание эмоциональный опыт, повысить собственный имидж и т.д. Пребывание в полярных регионах оказывает значительное положительное влияние на отдельных людей. Palinkas и Suedfeld предположили, что эти положительные эффекты можно разделить на две основные категории: (а) неотъемлемо приятные аспекты ситуации и (б) положительные реакции на столкновение и успешное преодоление проблем окружающей среды [25]. Таким образом, в данном контексте стресс необходимо рассматривать как вызов, как точку роста, так как он может являться еще и салютогенным фактором, способным провоцировать новые адаптивные реакции и вызывать чувство положительного роста и смысла жизни (концепция «салютогенеза» Антоновского 1979 [23]).

– «фактор противодействия» → экстрим как противостояние человека и природы: с одной стороны, это суровые климатические условия, непредсказуемое сочетание природных, социальных и др. стрессогенных факторов, с другой – это хрупкость и ранимость северных территорий, чувствительных к любой антропогенной нагрузке.

 

Таким образом, Север диктует свои «правила игры» и требования к организации туристической деятельности – здесь в первую очередь важны вопросы безопасности: с одной стороны, это вопросы личного комфорта, безопасности и адаптации туриста в агрессивных природных условиях; с другой – это безопасность с точки зрения территории, что подразумевает экологию не только природную, но и культурную (термин Лихачева [11]). Так безопасность становится стержневым условием развития арктического туризма: от снятия физиологического и психологического дискомфорта при вхождении человека в новую непривычную среду до гарантии его выживания в экстремальной ситуации на маршруте и сохранения уникального природного и культурного облика территорий.

В связи с этим появляется необходимость обеспечения комплексной безопасности и адаптации в условиях туристической деятельности на Севере. Рассматривая отношения между человеком (т. е. туристом) и миром вокруг него (т.е. туристической дестинацией2) в рамках существующей индустрии туризма, Tussyadiah выделяет следующие возможные варианты [ 26]:

Непосредственная встреча : прямой контакт: турист – дестинация

Экскурсионное посредничество: турист – гид-экскурсовод – дестинация

Технологическое посредничество: турист – технология – дестинация

Для территорий Крайнего Севера наиболее важным и при этом наиболее потенциально опасным является именно технологическое посредничество. Современная наука и техника преображают путешествия, делают их мобильными, зрелищными и более разнообразными, чем прежде. Однако в высоких широтах к технике и технологиям предъявляются особые повышенные требования:

осваивать Север можно, только вырываясь к новому технопроизводственному, а точнее социокультуно-эколого-промышленному укладу. Тиражировать в условиях Севера собственную техноэкономическую отсталость и беспомощность бессмысленно и преступно. Здесь необходимо быть техновооруженным и социокультурно вооруженным [6].

Таким образом, масштабная проблема научно-технического освоения Севера и присвоения его на общекультурном (общечеловеческом) уровне встречает препятствие на уровне создания предметно-пространственной «оболочки» для пришлого человека (туриста), выходца из средних и низких широт [1: С. 19]. Предметное окружение человека – мир его вещей – выступает как адаптационный механизм, позволяющий снять стресс пребывания в экстремальной среде. Организация предметно-пространственной среды – профессиональная область деятельности дизайнера. Факторы внешней среды накладывают определенный отпечаток на человека и его предметно-пространственное окружение. Набор предметов становится жестко лимитированным, в то время как требования к ним ужесточаются в связи с агрессивностью климатических условий. Для дизайнера экстремальной среды главной задачей является сохранение человека в экстриме, поддержание его здоровья, обеспечение безопасности и нивелирование факторов негативного воздействия. Дизайн в данном случае рассматривается как деятельность, нацеленная на достижение полного соответствия создаваемых объектов и среды возможностям и потребностям человека – как утилитарным, так и эстетическим.

Изучение особенностей северных территорий показало абсолютную автономность, несравнимость данного региона с давно освоенными заселенными территориями. Для дизайнера это означает, что экстремальная среда изначально не может считаться «частным случаем» для проектной практики; это абсолютно иное, самостоятельное направление [1: С.19]. Север, как космос, требует нестандартного подхода и не приемлет заимствования: просто перенесенные из средней полосы технологии не могут быть применены на Севере, их необходимо адаптировать, развивать и совершенствовать [13]. Следовательно, нет оснований для применения уже существующих проектных принципов/методов/приемов, разработанных и опробованных в умеренных климатических условиях [18].

В связи с этим производство историй, символов и образов нуждается в сценировании туристического поведения, а также в разработке материального и рекреационного комплексов. То есть существует потребность в организации связи «история/легенда – среда – турист» через комплексную туристическую инфраструктуру, включающую снаряжение, транспорт, предметное оснащение, средства защиты и релаксации, коммуникации и пр. Другими словами, возникает необходимость создания некой защитной предметно-пространственной «оболочки» – системы жизнеобеспечения, все компоненты которой, взаимодействуя, направлены на удовлетворение как сознательных, так и неосознанных нужд человека и которая своей главной целью обязана обеспечить выживание, безопасность, комфорт для потребителя (туриста), а значит – эффективную адаптацию к экстремальным природным условиям. Следовательно, особую важность в рамках туристской деятельности приобретает предметное оснащение, позволяющее выстроить сложное взаимодействие туриста со средой. В результате риск и экстремальность Севера можно сделать управляемыми средствами дизайна.

Учет всех факторов позволяет выстраивать работу системы жизнеобеспечения в зависимости от характера конкретной ситуации, делая ее не универсальной, а индивидуальной. Так, система жизнеобеспечения способна защитить, изолировать или провоцировать на контакт с окружающей средой. Тем самым жизнеобеспечивающая система не отделяет пользователя от среды, а напротив, выстраивает предметно-пространственное окружение по принципу «человек – часть природы», что соответствует синергетическому подходу в науке.

Через использование таких инструментов дизайн-деятельности, как системный подход [4; 9; 15] и метод design thinking [2], становится возможным разрешение не только проблем организации туриндустрии, но и экологических и культурных противоречий, возникающих при освоении маршрутов северных территорий, ранее мало подверженных воздействию человека. Немаловажной представляется и возможность прогнозирования развития проекта, предоставляемая системным подходом в рамках дизайн-исследования.

Однако необходимо отметить, что дизайн-концепция системы жизнеобеспечения применима (необходима) не ко всем видам туристской деятельности. Из двух существующих способов преобразования туристических ресурсов в туристический опыт средствами дизайна (термины Усенюк) [18]:

1) статический (музейный) – места концентрации туристской ценности искусственно формируются в пределах массовой доступности (доставляются к туристу)

2) динамический (маршрутный) – турист доставляется к местам естественной концентрации туристской ценности,

система жизнеобеспечения обретает актуальность только во втором – динамическом. или маршрутном, виде, когда возникает необходимость создать атмосферу безопасности, развивая автономную систему материальных объектов, которые обеспечивают адаптацию человека к экстремальной среде в краткосрочной перспективе.

В качестве иллюстрации данной гипотезы рассмотрим коллективный проект туристского комплекса на архипелаге Новая Земля, выполненный магистрантами Школы северного дизайна (Екатеринбург) в 2012 г. [22: С. 146–149].

Туристский комплекс на архипелаге Новая Земля

Объект разработки – это гипотетический туристский маршрут на архипелаге Новая Земля, ставший своего рода «провокацией» на построение модели идеальной жизнеобеспечивающей системы, важнейшими компонентами которой являются сценарность действий туриста на маршруте, индивидуальное и коллективное укрытия, снаряжение, транспорт, образ и средства релаксации [8].

Привязка к адресу вносит в исследование необходимую конкретику в области ландшафта, климата, флоры и фауны для оптимальной организации системы, которая должна обеспечить безопасность человека и адаптацию его к экстремальным условиям. Вся туристическая деятельность человека осуществляется строго в границах маршрута, который обеспечивает продвижение по определенной траектории в соответствии с туристическим сценарием. Такое ограничение обеспечивает безопасность и досягаемость человека, доступность для отслеживания его перемещений с целью моментального реагирования в случае опасности.

Однако под легкомысленной, на первый взгляд, темой туризма скрывается весьма серьезная и ответственная разработка жизнеобеспечивающих систем в условиях Арктики с отработкой предельной безопасности и комфортного проживания, в том числе радикальный пересмотр и создание принципиально новых проектных методов по созданию снаряжения, видов транспорта, укрытий и жилищ.

В ходе исследования на примере создания туристского комплекса выявлено 5 основных направлений в проектировании системы жизнеобеспечения для условий Севера [27]:

1. Формирование образа – общего эстетического облика, «организующего» все материальные и нематериальные компоненты туристической безопасности в процессе получения впечатлений в экстремальной среде. Для каждого сегмента туристического комплекса, а именно: снаряжение, транспорт, укрытие – предлагается единая образная составляющая, т. е. уже на начальной стадии происходит первичное узнавание и отождествление каждого сегмента с единым целым (комплексом).

2. Сценирование маршрута – поэтапное планирование потребления туристского продукта, процесса создания и получения впечатлений, обретения туристического опыта. Дизайнер выступает в роли стратега, координатора и синтезиста.

3. Разработка предметного наполнения – системы материальных объектов на основе выявленных факторов средового экстрима (туристское снаряжение, индивидуальное спасательное снаряжение). Дизайнер выстраивает сложное взаимодействие экстремальной среды и человека через формирование предметного окружения, являясь, таким образом, своего рода транслятором новой субкультуры, которая позволит сгладить существующие противоречия, а также послужит моделью мягкого и слаженного вхождения человека на Север.

4. Формирование транспортной инфраструктуры – единой системы транспорта и мобильных жилых модулей, основанной на сочетании механизированного перемещения и индивидуальной физической активности. Транспорт становится «партнером», который не только переносит людей из точки А в точку Б, но также побуждает их переключаться на другие виды движения, например ходьба, бег и пр. на разных участках маршрута.

5. Создание системы релаксации. Система психофизиологической адаптации – «программное обеспечение», дополняющее предметное наполнение маршрута и позволяющее получать уникальные и безопасные туристические впечатления в экстремальной среде. Результатом эффективного обращения к инструментарию дизайна при создании системы релаксации станет не только физиологически и психологически безопасная и безболезненная адаптация пришлого человека к экстремальным социокультурным и природно-климатическим условиям, но также получение удовольствия и незабываемых впечатлений от путешествия.


Рис. 2. Н. Голыжбина, Ю. Конькова, Е. Фадеева, А. Уфимцева, И. Путилова, И. Новосёлова, Е. Шевченко. Туристский комплекс
«Новая Земля». 2012 [22. С. 146–147]


Рис. 3. Н. Голыжбина, Ю. Конькова, Е. Фадеева, А. Уфимцева, И. Путилова, И. Новосёлова, Е. Шевченко. Туристский комплекс
«Новая Земля». 2012 [22. С. 148–149]

Заключение

Однин из основных результатов исследования – введение понятия «система жизнеобеспечения» в теорию и практику дизайна для условий Арктики/Севера, где оно до настоящего момента не применялось, тем самым лишая проектировщиков масштабного, системного и целостного взгляда на проблемы, связанные с жизнедеятельностью людей не только в экстремальных условиях, но и в повседневной, обыденной жизни. В целом данное исследование раскрывает эвристический и прогностический потенциал дизайна в сфере создания жизнеобеспечивающих систем и позволяет в дальнейшем разработать практические рекомендации по системному проектированию предметно-пространственной среды (транспорт–одежда–жилище) для северного/арктического туризма.

Все это приобретает дополнительную актуальность, если рассматривать туристское освоение Севера сегодня (как явление разового или кратковременного посещения территории) в качестве «плацдарма» для апробации новых моделей жизнеобеспечения, которые завтра могут быть использованы для организации постоянного проживания на Севере. Поскольку, по словам Ю.В. Громыко, весь набор основных жизнеобеспечивающих инфраструктур должен не завозиться на Север, а создаваться и отлаживаться здесь [7]. Это означает, что Крайний Север рассматривается в качестве зоны жизни, где человечество будет осваивать новые типы техники, новые системы производств, новые формы одежды, новые формы организации коллективной жизни, новые формы существования в условиях климатических и экологических изменений. Это освоение нацелено прежде всего на то, чтобы сделать жизнь в условиях Крайнего Севера комфортной и таким образом перейти к новой «парадигме развития» северных территорий, главной целью которой должно стать освоение жизни на Севере, а не его ресурсных запасов, как было ранее [7].

 Примечания

1 Средовой экстрим – оценочная характеристика отдельных территорий земного шара, где с учетом психофизиологических особенностей Homo Sapiens невозможно жить – только выживать [19].

2 Туристская дестинация – географическая территория, на которой интенсивно производится и потребляется совокупность туристических продуктов, сконцентрированная во времени и в пространстве, разработанная на базе туристических ресурсов и инфраструктуры данной территории [5].

References

1. Arctic Design: Basic concepts and implementation practices (2017) / N.P. Garin, S.G. Kravchuk [et al.] // Design and technology №62 (104) – Moscow: «Economic education». pp. 17-28 (in Russian)

2. Brown, Т. (2012) Change by Design: How Design Thinking Transforms Organizations and Inspires Innovations. Moscow: Mann, Ivanov and Ferber, 256 p. (in Russian)

3. Garin N.P. (2004) Ecological experience of the indigenous population of Western Siberia in the formation of the objective environment // Northern civilization: formation, problems, and prospects: Proceedings of the First Congress. – Surgut: Surgut State University (in Russian)

4. Glazychev V.L. (1981) The image of systemacity in design / V.L. Glazychev // Technical Aesthetics. №5. pp. 17–19 (in Russian)

5. Gorokhov A.F. Tourist destination in the tourism system. [Online]. Available from: http://intelmedia-group.ru/press-centr/publikacii/turisticheskaya-destinaciya-v-sisteme-turizma/ (date accessed: 16.10.2018) (in Russian)

6. Gromyko Yu. V. Why does Russia need the North? / Yu. V. Gromyko, P. Kh. Zaytfudim, Yu. V. Large / in the book “Joints-2” (1998). [Online]. Available from: http://www.situation.ru/app/rs/lib/gromiko/joint/joint.html  (date accessed: 25.09.2018) (in Russian)

7. Gromyko Yu. V. (2004) Territories of the Russian North: models and scales of management approaches // Northern civilization: formation, problems, and prospects: Proceedings of the First Congress. – Surgut: Surgut State University, №3а. [Online]. Available from: http://60parallel.org/ru/magazine/2004/11/39.html  (date accessed: 25.09.2018) (in Russian)

8. Design of life-supporting systems in conditions of extreme tourism on Novaya Zemlya archipelago (2012) / E.V. Shevchenko, Yu. S. Konkova [et al.] // Federal educational, scientific and practical journal «Issues of Tourism», №1 (1). pp. 90–94. (in Russian)

9. The Essay of the Theory of Systems Design (1983) / N. P. Valkova, Yu.A. Grabovenko [et al.]. – Leningrad: Leningrad University, 184 p. (in Russian)

10. Jensen, R. (2002) The dream society: How the coming shift from information to imagination will transform your business. – SPb: SSE Russia, 272 p. (in Russian)

11. Likhachev D.S. Ecology of Culture / in the book “From past to future: articles and essays”. Leningrad: Publishing house «Science» (1985). pp. 49-63.

12. Lukin Yu. F. (2016) The Arctic tourism in Russia // Arctic and North. № 25. p. 211–216.

13. Nazin G.V. (2004) Northern civilization: present and future // Northern civilization: formation, problems, and prospects: Proceedings of the First Congress. – Surgut: Surgut State University (in Russian)

14. Pine, J. and Gilmour, J. (1999) (Russian edition: 2005) The Experience Economy. Work is Theatre and Every Business a Stage. Moscow: Williams, 304 p. (in Russian)

15. Sidorenko V.F. (1980) Paradoxes of systems design / V.F. Sidorenko // Technical Aesthetics. №2. pp. 1–2 (in Russian)

16. Soloviova A. N. (2016) “Arctic Design” in the context of social innovations // International Journal of Cultural Research. № 4 (25). pp. 118–127 (in Russian)

17. Sukhanovsky A. F., Slobodianyuk I. Yu. (2007) Arctic Russia. – Arkhangelsk: SK-Russia. 301 p. (in Russian)

18. Usenyuk S.G. (2007) Design model of the transport system for the northern tourism (with the reference to the West-Siberian region). Ph.D. diss., – Yekaterinburg: USAAA (in Russian)

19. Usenyuk S.G. (2009) The aesthetic paradigm of extreme / S.G. Usenyuk, A.M. Sokolov // II Russian Forum “Multinational Russia: Ethnology and Cinema Anthropology”: Abstracts and materials. Ekaterinburg, [Online]. Available from: http://ethnobs.ru/other/263/_aview_b18692  (date accessed: 2.11.2018) (in Russian)

20. Hasnulin V. I. (1998) Introduction to polar medicine – Novosibirsk: Publishing House of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences. 337 p. (in Russian)

21. Khrabovchenko V.V. (2003) Ecotourism. Teaching manual. – Moscow: Finance and Statistics. 208 p. (in Russian)

22. Arctic Design School. Arctic inside: album-monograph (2017) / N.P. Garin, S.G. Usenyuk [et al.]. – Ekaterinburg: USUAA. 200 p. (in Russian)

23. Antonovsky, A. (1979). Health, Stress and Coping. San Francisco: Jossey-Bass.

24. Maher, P.T., Gelter, H., Hillmer-Pegram, K., Hovgaard, G., Hull, J., Jóhannesson, G.T., Karlsdóttir, A., Rantala, O., Pashkevich, A. (2014). Arctic tourism: realities and possibilities. Arct. Yearb. 2014, pp. 290–306.

25. Palinkas, L.A., & Suedfeld, P. (2008). Psychological effects of polar expeditions. Lancet, 369, pp. 1–11.


26. Tussyadiah, I.P., Jung, T., & Tom Dieck, M.C. (2017). Embodiment of Wearable Augmented Reality Technology in Tourism Experiences. Journal of Travel Research. doi: 10.1177/0047287517709090

27. Usenyuk S., Gostyaeva M. (2017) Arctic Tourism: The Design Approach with Reference to the Russian North. The Interconnected Arctic — UArctic Congress 2016. Springer Polar Sciences. Springer, Cham. DOI 10.1007/978-3-319-57532-2_24

Citation link

Gostyayeva M.A. DESIGN CONCEPT OF A LIFE-SUPPORT SYSTEM FOR ARCTIC TOURISM [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2018. – №4(64). – URL: http://archvuz.ru/en/2018_4/26 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 01.12.2018
Views: 133