Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №4 (64) December, 2018

Design

Trofimenko Alexandra S.

Junior research worker,
Ural State University of Architecture and Art

Instructor, Moscow State Institute of Culture

Russia, Moscow

Garin Nikolai P.

PhD. (Art Studies), Professor at the Subpdepartment of Industrial Design
Ural State University of Architecture and Art,

Russia, Yekaterinburg, e-mail: n_garin@mail.ru

“THE SECOND SKIN”: INNOVATIVE PROPERTIES OF THE TRADITIONAL CLOTHES OF ARCTIC INDIGENOUS NOMADS

УДК: 391 : 675
Шифр научной специальности: 85.126

Abstract

The article provides a brief overview of the ongoing project exploring methods of making and using traditional clothing for the conditions of the Arctic / Far North, with emphasis on cultural, social and physiological issues within the interaction system “man-clothing-environment”. The case study is centered on nomadic reindeer herders, i.e. the community of Nenets from the Yamal Peninsula. The scientific novelty of the research lies in using the tools and approaches of technological aesthetics (design) for solving complex problems of preserving human life and health in extreme natural conditions. The expected results will pave the way for a holistic methodology and practical recommendations on the systemic design of the material and spatial environment (transport-clothing-housing as a single life-support module) for the conditions of the Far North.

Keywords: Far North, Arctic design, Nenets, reindeer fur, traditional clothing, innovations

Работа выполнена за счет гранта Российского научного фонда, проект «Арктический дизайн: методы технической эстетики в освоении и развитии территорий Российского Севера», №17-78-20047

Современная волна освоения и заселения российского Севера актуализирует вопрос сохранения жизни и здоровья человека в экстремальных климатических условиях. Ключевым в этом направлении становится поиск и разработка надежных методов защиты от пониженных температур. До настоящего времени ситуации переохлаждения и связанные с этим аспекты качества жизни в высоких широтах остаются нерешенной проблемой. В первую очередь, это касается одежды и снаряжения. Однако у коренного населения Крайнего Севера уже давно существуют подходы и способы защиты от низких температур, не имеющие аналогов и являющиеся «идеальным решением», с точки зрения учета особенностей жизнедеятельности отдельно взятого сообщества. Отличным примером может служить одежда тундровых ненцев (Ямальский район).

Для ненцев (коренных жителей Севера) традиционная одежда из меха оленя – один из феноменов предметной среды оленеводческой культуры:

• как неизменная (по форме и содержанию) составляющая живой и приспосабливающейся к современным условиям культуры;

• как «адаптер» к окружающей среде и образу жизни внутри культуры.

Совершенный результат в практике изготовления и эксплуатации изделий верхней одежды достигнут стихийно благодаря многовековому опыту и неизменен последние 300 лет. За эти триста лет одежда словно «слилась» с ее носителем – ненцем-оленеводом, она – неотъемлемая часть его как в культурно-историческом аспекте, так и в современной повседневной действительности. Одежда аборигенов, как «вторая кожа», практически неразлучна со своим владельцем: порой многими сутками она обеспечивает стабильные и комфортные условия для жизни и деятельности в экстремальных климатических условиях, кроме того, формирует и поддерживает само-идентичность кочевой культуры. Ненцы на протяжении сотен лет придерживаются традиционной технологии в изготовлении одежды. При этом в ней же с легкостью ездят на снегоходах и пользуются достижениями спутниковой связи и интернетом. Буквально каждый ненец скажет: «Лучше кисов и малицы ничего не придумали». «Без малицы ненец – не ненец».

Приведем забавный пример. В краеведческом музее города Салехарда висит картина Ивана Истомина, художника-коми, «Ленин на Ямале» (рис. 1). Живописное произведение не скромных размеров в стиле социалистического реализма представляет вниманию зрителя совершенно умиротворную, лучистую идиллию – встречу вождя с ненцами-оленеводами на бескрайних просторах тундры. В центре композиции Ленин, он смотрит вдаль, в сторону горизонта. Вокруг вождя люди, они слушают, затаив дыхания и не сводя с него счастливых глаз. Справа на холсте уставшие олени, нарта, на которой, вероятно, и приехал вождь. Слева и дальше за толпой – чум, в котором, по всей видимости, предстоит заночевать дорогому гостю. Но главное для нас не пафос и светлая радость сопричастности к Великому. Главное – В.И. Ленин одет в новенькую малицу и кисы. Ладно сидящая на нем тундровая одежда роднит гения революции с местным населением, выделяет его из толпы лишь центральным местом в композиции, общим вниманием к нему людей и до боли знакомым лицом.


Рис. 1. И.Г. Истомин. Ленин на Ямале. Источник: Ямало-ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс имени
И.С. Шемановского (http://www.mvk-yamal.ru )

Разумеется, великий вождь никогда не был в тундре, это вымысел художника или заказ местной власти. Важно, что автор изобразил Ленина не в каракулевой шапке и демисезонном пальто, а в национальной одежде, хотя вождь и стал менее узнаваем. Вероятно, у художника даже мысли не возникло изобразить гостя в условиях тундры в чем-либо другом. Причем неважно. кто этот гость, просто в условиях тундры «терпит» только малица. Нет другой одежды, в которой можно было бы представить человека на Крайнем Севере.

Выбор материала, подготовка его, технологии кроя и шитья, особенности нóски вплетены в пространственно-временнóй контекст культуры и предельно органичны в своей особой северной эстетике, традиции и функциональности. C практической точки зрения, традиционная одежда ненцев действительно идеально приспособлена к реалиям повседневной деятельности: длительному пребыванию в открытом пространстве, к активной динамике движений и тяжелым физическим нагрузкам. Зимние комплекты одежды ненцев (рис. 2) – пример уникальной технологии средств индивидуальной защиты от пониженных температур в арктической среде: регулируемый микроклимат внутри меховой оболочки, гигиенические свойства и пр. При этом ассимиляция северных культур и повсеместная глобализация практически не повлияли на конструкцию и материалы зимней традиционной верхней одежды ненцев-оленеводов – среди современных технологий пока не нашлось адекватной и полноценной замены. С эстетической точки зрения, в костюмах ненцев можно заметить доведенный до абсолюта лаконичный и целостный пластический образ. Одежда ненцев как особый язык визуальной коммуникации в социальной среде своего сообщества несет в себе множество семантических смыслов и является одним из стабилизаторов монокультуры, сохранения ее традиций.


Рис. 2. Зимние комплекты одежды ненцев. Авторы: Н.П. Гарин, А.В. Раева

Цель статьи – выявление методов создания ненцами традиционной одежды с учетом особенностей культуры и разнообразия процессов жизнедеятельности в системе «человек – одежда – среда».

Методика

Основным методом исследования стал метод дизайн-исследования этноматериала [1, 2], т.е. изучение современными инструментами и технологиями дизайн-деятельности (в том числе технологиями 3D-моделирования) конструктивных, технологических и эстетических особенностей предметной среды другой культуры. Метод предваряют полевые исследования в различные сезоны года:

• сбор эмпирического материала (фото- и видеосъемка, замеры, зарисовки, интервью);

• тестирование одежды (метод включенного наблюдения / погружения в образ жизни ненцев).

Исследование включает:

• систематизацию материала в исследованиях традиционной одежды ненцев;

• выявление защитно-технологических, эксплуатационных и культурных аспектов традиционной одежды ненцев в системе «человек – одежда – среда»;

• определение методов и рекомендаций к проектированию средств индивидуальной защиты от пониженных температур.

Новизна и значимость результатов

Научная новизна исследования заключается в обращении к инструментарию технической эстетики (дизайна) для решения комплексных проблем сохранения жизни и здоровья пришлого человека в экстремальных природных условиях. Ожидаемые результаты позволят в дальнейшем выйти на целостную методологию и практические рекомендации по системному проектированию предметно-пространственной среды (транспорт – одежда – жилище) для условий Севера.

Основные направления исследования

• Один из ключевых вопросов в изучении традиционной ненецкой одежды – теплоизоляционные свойства одежды из оленьего меха. Исследованию подлежат физические свойства оленьего меха в совокупности с кроем и составом элементов и деталей одежды, конструкцией и формообразованием готового комплекта в носке.

Поскольку оленья шерсть по гигроскопичности превосходит все известные теплоизолирующие материалы для одежды [3], при ее использовании можно добиться наибольшего эффекта термостабилизации микроклимата. В результате уменьшить теплопотери при усиленном потоотделении, а, следовательно, и решить вопрос комфортного диапазона температуры окружающей среды и энергозатрат человека. При этом малица имеет уникальный крой, который способствует усилению эффекта поддержания комфортного микроклимата. он предохраняет организм не только от холода, но и от перегрева. Более того, элементы одежды включают комплексную защиту человека от холода: туловище, органы дыхания, лицо и конечности, что в совокупности с предыдущими условиями способствует благоприятному состоянию организма независимо от погодных условий, длительности пребывания в открытой арктической тундре и физической активности человека. Иными словами, это не что иное, как индивидуальный модуль жизнеобеспечения [4].

• Другим важным аспектом в изучении качественных характеристик одежды являются эксплуатационные свойства комплектов одежды в зависимости от природно-климатических условий, специфики физической работы и энергозатрат человека.

В одежде ненцев есть ряд элементов, которые повышают ее эксплуатационные свойства, наделяют дополнительной функциональностью и имеют возможность трансформации относительно ситуации. Например, разрезы на рукавицах позволяют быстро освободить руки для работы или быстрой терморегуляции комплекта; опушка на капюшоне предохраняет органы дыхания от холода, а лицо – от отморожения; подпоясанная малица формирует складки и плотно прилегает к бедрам, что препятствует сквозняковому эффекту и образует дополнительный карман внутри малицы в районе живота и пр. [5] (рис. 3).


Рис. 3. Схема теплообмена в традиционной мужской одежде – малице. Авторы: Н.П. Гарин, А.В. Раев

Из этнографических материалов следует, что каждый ненец имеет определенное количество комплектов по «случаю» и времени года. Однако совершенно не учтен факт износа одежды из оленьей шерсти, плотный мех которой с течением времени превращается в замшевую ткань.Таким образом, количество комплектов одежды и состав элементов одежды величина вариативная, так же, как и ее функциональное наполнение. Одежда ненца – это многофункциональная одежда-трансформер [1], которая обладает повышенной гибкостью к ситуативным сценариям в системе «человек–одежда–среда».

• Опыт экологического и функционального подхода к изготовлению, эксплуатации и износу одежды как технологии встраиваемости предметной культуры в процессы жизнедеятельности коренных жителей Севера и образ жизни северных народов.

Таким образом, опыт экологического и функционального подхода к изготовлению, эксплуатации и износу, технологии встраиваемости предметной культуры в процессы жизнедеятельности и прочие особенности одежды коренных жителей Севера обретает не только историческую, культурную, но и практическую ценность в контексте формирования новой – экологически и этически гармоничной – будущей культуры пришлого населения Севера.

References

1. Golovnev, А.V., Garin, N.P., Kukanov, D.A. (2016) Reindeer herders of Yamal (material for the Atlas of Nomadic Technologies). Ekaterinburg: UrO RAN. (in Russian)

2. Garin, N.P. (1991) Design for the Extreme North conditions (the principle of continuity in the culture of indigenous people). PhD dissertation. Moscow: Moscow Higher School of Art and Crafts. (in Russian)

3. Rastorguyeva, L.N. (2000) Methodology of Deisgning and Making Maodern Clothing Based on the National Traditions of Yakutia Peoples. Doctor habil. dissertation (Engineering). Moscow: Moscow State Academy of Light Industry. (in Russian)

4. Garin, N.P., Kravchuk, S.G. et al. (2017) Arctic Design: Main Concepts and Practice. Design and Technologies, No. 62, p. 17–28. (in Russian)

5. Garin, N.P., Useniuk, S.G. (2010) Design for Extreme Environment: Search for Innovations. Issues in Spatial Design for Multiethnic Regions. Orenburg: OGU, p. 50–56. (in Russian)

 

Citation link

Garin N.P., Trofimenko A.S. “THE SECOND SKIN”: INNOVATIVE PROPERTIES OF THE TRADITIONAL CLOTHES OF ARCTIC INDIGENOUS NOMADS [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2018. – №4(64). – URL: http://archvuz.ru/en/2018_4/31 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 25.11.2018
Views: 125