Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №2 (70) June, 2020

Urbanistics

Bakshutova Daria V.

Master’s degree student, Subdepartment of Urban Planning.
Research supervisor: Professor E.V. Danilova, PhD. (Architecture)
Samara State Technical University,

Russia, Samara, e-mail: bakshutova94@gmail.com

MEMORY AND PERMANENCE: EXAMPLES OF URBAN LOCI IN THE STRUCTURE OF A CONTEMPORARY EUROPEAN CITY

УДК: 72.01
Шифр научной специальности: 85.11
DOI: 10.47055/1990-4126-2020-2(70)-9

Abstract

There is a growing need for ensuring continuity and sustainability in urban development. This calls for finding stable points of reference and rationales for such development. The article discusses eight examples of urban loci as places of spatial and temporal permanence in the structure of contemporary European cities that emerged in different historical periods, from antiquity to the present day. The result of the evolutionary analysis and review of the structure of objects and places is conclusions concerning the characteristic features of their functional and spatial organization.

Keywords: urban locus, memory, urban planning, permanence, sustainability

Для постепенной эволюции и становления города нуждаются в устойчивых и постоянных точках развития, которые остаются и останутся стабильными в ходе любых изменений. В качестве основы для эволюционного развития города в исследовании рассматривается историческая память, следы которой существуют в структуре города.

Городская среда как совокупность материального и нематериального наследия является одним из самых ярких и насыщенных носителей памяти. Город визуализирует память и создает основу для формирования идентичностей будущего. Память обеспечивает преемственность и устойчивость урбанистической структуры, наследование, связь поколений, жизнь культуры города. В качестве модели, способной закрепить память в структуре города, рассматриваются урбанистические локусы – это объекты и места, обладающие пространственно-временной устойчивостью, важным положением в структуре города, ключевой общественно значимой функцией [1]. Предметом исследования являются особенности функционально-пространственной организации урбанистических локусов, позволяющие им стать устойчивыми центрами городской структуры, носителями памяти города. В статье анализируются объекты и места, возникшие в структуре европейских городов начиная с эпохи Античности – со времени первой волны европейской урбанизации по настоящее время.

Методика исследования опирается на эволюционный анализ, а также на анализ функционально-пространственной структуры урбанистических локусов с применением графоаналитического метода. В ходе анализа рассматривается эволюционная модель локуса от времени его возникновения до наших дней и функционально-пространственная структура урбанистического локуса во взаимоотношении с городом как многоаспектным феноменом. Подробно рассмотрены такие урбанистические локусы, как площадь Навона в Риме, Пражский град, площадь Синьории во Флоренции, площадь Ковент-Гарден в Лондоне, Венская Опера на Рингштрассе, Культурфорум в Берлине, площадь Бобур и Центр Помпиду в Париже, Потсдамская площадь в Берлине.

Значительная часть европейских городов была основана в эпоху римской колонизации, когда существовали единые стандарты устройства городов. Кроме строгой планировочной системы поселения получили и развитую типологию общественных построек: форумы, стадионы, театры, амфитеатры, термы, базилики, курии, палестры. Многие объекты и места сохранились в структуре современных городов. Рассмотрим на примере площади Навона в Риме основные черты эволюции урбанистического локуса, существующего с античной эпохи. Ее история восходит к стадиону императора Доминициана, который был построен в 86 г. н.э. на Марсовом поле, когда здесь восстанавливалась застройка города после пожаров. Первый временный стадион для атлетических соревнований появился на Марсовом поле еще в 46 г. до н.э. в эпоху правления Юлия Цезаря. Стадион Доминициана или цирк Агонале («агоны» по-гречески «состязание») имел длину – 275 м, ширину – 106 м, высоту внешней части трибун над уровнем земли – 30 м, вместимость – 15 тыс. зрителей. В течение нескольких лет, после пожара в Колизее в 217 г., на стадионе проводились гладиаторские турниры. С падением империи стадион изменил свое функциональное значение, аркады были заселены, а арена начала использоваться как площадь. В Средние века вокруг площади стали появляться церкви – в IX в. была заложена первая церковь Св. Агнессы (Сант-Аньезе-ин-Агоне), так как аркады стадиона стали местом действия легенды о мученице Св. Агнессе Римской. Многие конструкции стадиона сохранились до эпохи Возрождения, когда они были разобраны и использованы как материал для строительства. С XV в. вокруг площади, «интерьера стадиона», строятся различные палаццо. В XVII в. при папе Иннокентии X (Д.Б. Памфили) на площади возводится Палаццо Памфили, фонтаны (Д.Л. Бернини реконструирует фонтан Мавра и фонтан Нептуна и строит фонтан Четырех рек), обелиск, перестраивается здание Сант-Аньезе-ин-Агоне. Пьяцца Навона трактуется как личный форум семьи Памфили, над которым работают Д. Ринальди и К. Ринальди, Ф. Борромини, Д.Л. Бернини [2-5].

Особое положение в структуре города складывается из того, что плоский рельеф Марсового поля позволял строить сооружения (термы Агриппы, Пантеон, цирк Агонале, цирк Фламиния) по ортогональной сетке, что контрастировало с живописно расположенной на ландшафте застройкой форумов и холмов центра Рима [2, с.76]. Открытое пространство площади составляет характерный контраст по сравнению с плотной застройкой вокруг – исторический след сверхплотного заселения Марсового поля в Средние века. Границами пространства на протяжении всех эпох стали сначала трибуны стадиона, затем застройка, расположившаяся на его фундаментах. Контраст полноты и пустоты и строгая артикулированность пространства являются важными факторами для формирования ключевой роли площади в городе. Исторически уникальная функция просмотра массовых зрелищ перешла в функцию площади, где в разное время могли проходить турниры, праздники, ярмарки. В 1477–1869 гг. на площади находился городской рынок. В эпоху барокко площадь получила репрезентативную функцию Папского форума, активно выраженную в формальном устройстве площади – она наполнена произведениями искусства, уникальной архитектурой и скульптурой (рис. 1,2,5).

В период Средневековья в Европе строятся замки и крепости феодалов, церкви, соборы, монастыри. С X–XII вв. начинается подъем городов: развитие торговли, производительных сил. Для этого процесса характерными знаками в структуре города становятся рыночные площади, ратуши, здания цехов и гильдий. Для более подробного анализа урбанистического локуса, появившегося в Средние века, рассмотрим пример Пражского града. Пражский град – древняя крепость, с появлением которой возникает сам город. Место находилось на пересечении важных путей, обеспечивая торговый успех; а уникальный ландшафт позволил построить хорошо укрепленную крепость, господствующую над всей долиной. Пражский град появился на левобережном холме Влтавы в IX в. Крепость первоначально представляла собой земляной вал с деревянным частоколом, единственная каменная постройка – ротонда Св. Вита. Перестройка крепости происходила в XI–XII вв., особенно после пожара 1142 г. Когда вокруг кремля были возведены обнесенные рвом каменные стены с башнями, территория Града увеличилась и имела в длину 300 м, а в ширину 100–120 м. Внутри крепости стали строится каменные церкви, а также каменные княжеский и епископский дворцы. К северо-востоку от княжеского дворца находился монастырь с базиликальным храмом Св. Георгия. В романскую эпоху и позднее княжеский дворец перестраивался. В 1344–1397 гг. в центре замка строится готический собор Св. Вита (архитекторы М. Аррасский и П. Парлерж) [2–4].

Рис. 1. Цирк Агонале. Источник: https://commons.wikimedia.org/wiki/
File:Houghton_H_8676.3_-_Circus_Agonalis.jpg
 

Рис. 2. Площадь Навона. Источник: https://images.clarin.com/2017/02/07/
S1aErav_e_640x361.jpg
 

Рис. 3. Пражский град в 1607 г. Источник: https://en.wikipedia.org/wiki/Prague_
Castle#/media/File:Praha_Hrad_1607.jpg
 

Рис. 4. Пражский град. Источник: https://storage.needpix.com/rsynced_
images/prague-2253327_1280.jpg
 

Важнейшее место крепости в городе и его истории обусловлено в первую очередь положением в структуре природного ландшафта. Уникальный по своей форме и расположению холм занимает ведущее место, возвышаясь над окружающей территорией. Комплекс выделен благодаря топографии, что еще больше усилено его формой и пространственной организацией – вертикалями в силуэте, башнями собора Св. Вита и базилики Св. Георгия; мощными крепостными стенами. Такая артикуляция делает это место наиболее запоминающимся и образным отрезком пространства. Внутренняя структура замка представляет собой три последовательно расположенных замкнутых двора, последний из которых – площадь перед собором Св. Вита, перетекающая в площадь перед базиликой Св. Георгия. Дальше, на восток от этой площади, застройка становится совсем плотной, и к бастиону на западе, вниз по рельефу, ведет неширокая улица. В цитадели сосредотачиваются важнейшие функции, связанные с политической и религиозной жизнью феодалов, а затем всего Чешского государства. Здесь расположены храмы, дворцы, парадные залы. В настоящее время помимо резиденции президента Чехии замок также является открытым для туристов объектом культурного наследия, обладает всей соответствующей для этого инфраструктурой, в зданиях размещены выставочные пространства (рис. 3–5).

Рис. 5. Эволюционный и функционально-пространственный анализ урбанистических локусов
в структуре современных европейских городов.  Сост. Д.В. Бакшутова

Градостроительное развитие в эпоху Возрождения – это в том числе и формирование городских ансамблей в соответствии с идеалами новой культуры. В качестве примера урбанистического локуса, основные черты которого сложились в эпоху Проторенессанса и Ренессанса, рассматривается площадь Синьории во Флоренции. Город был основан в 59 г. до н.э. римлянами как военный лагерь с характерной для него планировочной структурой. В юго-восточном углу каструма, где сегодня расположена площадь, находились термы, а прямо на месте палаццо Веккьо – театр. В VI в. рядом с будущей площадью была построена раннехристианская базилика, которая в IX в. была заменена небольшой церковью Санта Сесилия. В XII в. также было начато строительство церкви Сан Ромоло. Оба храма были снесены в XVIII–XIX вв. для строительства палаццо вокруг площади Синьории. В Средние века пространство современной площади помимо церквей было застроено жилыми башнями семейства гибеллинов Уберти. После 1268 г., когда гвельфы изгнали гибеллинов и башни были снесены, площадь начала принимать свою современную планировку.

В 1299–1314 гг. по проекту А. Ди Камбио было построено здание палаццо Веккьо – площадь стала центром политической жизни города. Образ и функция площади как административного, политического, судебного центра была строго определена, так как функцию религиозного центра выполняла Пьяцца дель Дуомо, рыночную функцию – Меркато Веккьо, на месте нынешней Пьяццы делла Республика. Лоджия Синьории или лоджия Ланцы была построена в период 1376-1382 гг. В 1555 г. Дж. Вазари занимается перестройкой палаццо Веккьо в герцогский дворец. C 1560 г. начинается строительство здания Уффици. Построенное как здание правительственной администрации, Уффици связало площадь Синьории с р. Арно. Протяженное пространство двора, перерастающее в улицу, является главным элементом комплекса. Масштабная реконструкция Флоренции в период 1865–1895 гг. также коснулась и площади Синьории. Здесь на месте церкви Санта Сесилия было построено неоренессансное палаццо компании «Assicurazioni Generali».

В настоящее время площадь является уникальным городским пространством, где собраны произведения искусства [2–4]. Ключевое положение площади в структуре города сложилось благодаря возникновению общественно значимой функции – театра. Как массовая функция театр планировался на границе между городом и природой – вблизи реки. Возникнув как небольшое пространство между театром и термами, площадь затем была плотно застроена. В результате развития города сложилось уникальное пространственноеположение площади. В единую урбанистическую структуру соединены площадь дель Дуомо с собором Санта-Мария дель Фьоре, площадь Синьории, улица Уффици, набережная р. Арно, мост Понте Веккьо, площадь и палаццо Питти. Этот уникальный променад составляет современный образ исторической Флоренции, является каркасом культурной жизни города. Функциональное развитие площади претерпело значительные изменения. В Средние века здесь существовали церкви, жилые постройки. Функция правительственной площади сложилась со строительством палаццо Веккьо. Площадь была также местом публичных казней. На площади Синьории – одном из ключевых центров общественной жизни – происходили все самые важные церемонии, связанные с жизнью Медичи. В эпоху массового туризма она рассматривается как место максимальной концентрации предметов искусства, исторических артефактов, уникальной архитектуры; богатейшее собрание культурного, исторического, цивилизационного наследия [6] (рис. 5–7)

В период Нового времени характерны первые качественные градостроительные преобразования городов. Появляются знаки перепланировки, создаются общественные пространства, сносятся городские средневековые укрепления, создаются ансамбли нового времени. Особые места выделяются обелисками, воротами, триумфальными арками. Архитектурная типология представлена зданиями дворцов, церквей, жилища, ратуши и рынков. Один из примеров этого периода – это площадь Ковент-Гарден в Лондоне. Место обладает древней историей: маршрут современного Стрэнда, к северу от которого расположен Ковент-Гарден, использовался уже во времена римского города. На этой территории в древности также находились некрополи. В VII в. Ковент-Гарден был центром отдельного от Лондиниума торгового города Лундервик, появившегося примерно в 600 г. н.э. Однако в IX в. небольшой город опустел, место превратилось в пустырь. Известно, что в XIII в. эта территория уже принадлежала Бенедиктинским монахам из Аббатства Св. Петра в Вестминстере. Земли использовались под сады, пастбища и пашни.

В начале XVI в. аббатство сдавало землю в частное владение. После Реформации в 1540 г. король Генрих VIII присвоил эту территорию себе. В 1552 г. его преемник Эдуард VI подарил земли Дж. Расселу – первому графу Бедфордскому. Территория принадлежала семье Рассела до 1918 г., здесь была построена господская усадьба и несколько домов для сдачи в аренду. Эта застройка сохранялась вплоть до четвертого графа Бедфордского Ф. Рассела, который в 1630 г. заказал проект общественной площади с церковью и жилой застройкой архитектору И. Джонсу. Проект был осуществлен в 1631–1637 гг. Новые дома изначально привлекали богатых горожан, однако, по мере развития рынка в южной части площади, происходил отток аристократии. К XVIII в. Ковент-Гарден стал известным кварталом красных фонарей. Здесь развивалась торговля, развлечения, зрелища. В 1730-е гг. построен Королевский театр Ковент-Гарден. В 1808 г. и 1856 г. театр уничтожался в пожаре, а затем вновь отстраивался. Современное здание было возведено в 1857-1858 гг. и подверглось реконструкции в 1990-е гг. Торговая функция также развивалась и в 1830 г. было построено специальное здание рынка. Позднее были добавлены и другие торговые здания – Цветочный Зал, Арендный Рынок и Юбилейный Рынок [4]. Долгое время территория Ковент-Гардена находилась за городом, однако расположение вдоль значимой транспортной коммуникации – Стрэнда, заложило важное структурное положение этого места в ткани города. Площадь является ключевым общественным пространством района, исторически выступает как агрегатор событий и место действия многих театральных мероприятий. Историческая связь района с торговлей и развлечениями продолжается и сегодня. В Ковент-Гардене расположено 13 театров, множество торговых функций, ресторанов, салонов. В 1980 г. в бывшем здании Цветочного холла на площади был открыт Музей общественного транспорта Лондона. Кроме насыщенной функциональной программы зданий, разнообразие этому место приносит само открытое пространство, которое используется для уличных представлений и праздников (рис. 5,8,9).

Рис. 6. Театр на месте палаццо Веккьо (макет).
Источник: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/
commons/8/8f/Museo_Firenze_com%27era%2C_
plastico_Florentia_5.jpg
 

Рис. 7. Площадь Синьории. Источник: https://www.cortonamia.com/wp-content/
uploads/2016/02/Piazza-della-Signoria-Firenze.jpg
 

Рис. 8. Ковент-Гарден в 1873 г. Источник:
https://commons.wikimedia.org/wiki/
File:Old_and_new_London_-_a_narrative_of_its_history,_its_people,_and_its_
places_(1873)_(14804364613).jpg
 

Рис. 9. Ковент-Гарден. Источник: https://pixels.com/featured/covent-garden-street-
performers-aldo-cervato.htm
l
 

Второй период эпохи Нового времени после начала Промышленного переворота с середины XVIII в. до начала Первой мировой войны рассмотрим на примере Оперы на Рингштрассе в Вене. Место, где сегодня находится Опера, использовалось с древнейших времен. Вена была основана римлянами в I в. н.э. как город Виндобона. Сегодняшняя Августинерштрассе – диагональная улица, которая выходит к Опере, существовала уже в античную эпоху и сохранилась в планировочной структуре города. Территория современного Ринга была освоена, когда в XIII в. здесь были построены городские укрепления Вены. После осады города в 1529 г. стены были дополнительно усилены, а впоследствии окружены гласисами шириной около 500 м. В средневековых укреплениях Вены на месте современной Оперы находились Кертнертор или Каринтийские ворота. Историческое ядро Вены было плотно заселено, в 1857 г. население составило более 470 тысяч жителей.

Идеи расширения Вены существовали уже в XVIII в., однако толчком к изменениям стала революция 1848 г., когда городские укрепления оказалось серьезным препятствием на пути подавления восстания. История Ринга началась с указа императора 1857 г. о ликвидации стен и укреплений вокруг внутреннего города. Одной из целей было обеспечение нормальной циркуляции между средневековым центром Вены и предместьями, а также формирование парадного столичного ансамбля. На проект расширения города был объявлен международный конкурс, в котором приняли участие 426 архитекторов. В конкурсе было выбрано три победителя. В результате план дорабатывался и в 1859 г. был утвержден императором. Одним из первых началось строительство Оперы. Место выбрано не случайно, так как рядом с воротами Картнертор с 1709 г. существовал театр, здание горело в 1761 г. и было заново отстроено в 1763 г. Уже после строительства Рингштрассе в 1870 г. старое здание было снесено [4]. Современная Опера была построена в 1861–1869 гг. по проекту архитекторов А.З. фон Зикардсбурга и Э. ван дер Нюлля. В 1945 г. в результате американской бомбардировки здание театра было частично разрушено. Восстановительные работы продолжались до 1955 г. Фортификационная структура старой средневековой Вены сложилась под влиянием ландшафта: траектории русла р. Вены, рельефа местности. Взаимодействие с рекой, необходимость строительства мостов повлияла и на появление Картнертор – как раз здесь река делает поворот и меняется ландшафт берегов (в настоящее время р. Вена на протяжении от Городского парка до района Мариахильф протекает под землей). Особое положение этого места в городе связано с его структурной ролью – на стыке двух планировочных систем. Исторически сложившись как портал, место концентрации потоков, это пространство затем преобразилось и закрепилось в общественно значимой и ключевой для австрийской культуры функции – Оперном театре. Кольцевая магистраль обеспечивает транспортную и пешеходную доступность расположенных вдоль нее общественно значимых построек. Местоположение на границе двух сред позволяет этому пространству находится на пересечении функций, потоков. Сегодня Опера является узлом, вокруг которого сконцентрированы отели, рестораны, торговые функции, выставочные пространства (рис. 10,11,14).

Модернизм первой половины XX в. не сформировал и не развил исторических локусов в структуре европейских городов. Как и все новое, архитектура модернизма развивалась на периферии города – строились виллы, поселки, образовательные учреждения. После Второй мировой войны многие европейские города были разрушены, в результате чего появились различные пути реконструкции застройки, в том числе с использованием принципов современной архитектуры. В ряде исторических центров были сформированы модернистские кварталы и комплексы: Берлин, Лондон, Роттердам, Гавр и другие. Рассмотрим подробнее на примере комплекса Культурфорум в Берлине структуру исторического локуса, сформированную в период модернизма в архитектуре. Территория современного Культурфорума находилась за пределами старой городской стены Берлина. До начала XVIII в. здесь были сельскохозяйственные и охотничьи угодья, затем был проведен дренаж территории и проложены первые транспортные коммуникации.

С 1742 г. Большой Тиргартен открылся как парк развлечений и отдыха для населения, после чего вдоль южной границы парка начал формироваться район летних загородных домов. К концу XVIII в. район Тиргартен-Фиртель использовался в качестве курорта берлинским городским дворянством, около 1840 г. району была придана регулярная планировка. В 1844–1846 гг. построена церковь Св. Матфея, которая сегодня является единственным историческим зданием квартала. В начале XX в. район Тиргартен-Фиртель превратился в один из самых благородных районов Берлина. С 1888 г. здесь строились посольства разных стран. К 1930 г. в районе находилось 30 посольств, сформировался дипломатический квартал. В соответствии с проектом перестройки Берлина в Столицу мира Германию (1937 г.) здесь должна была пройти ось Север-Юг. В 1938 г. начался снос жилых и общественных зданий, строительство Дома туризма. Во время Второй мировой войны застройка района была окончательно разрушена. После окончания войны начались раскопки руин, в 1956–1960 гг. церковь Св. Матфея была восстановлена. В период четырехстороннего статуса города, территория Культурфорума была частью Западного Берлина и находилась в приграничной зоне. Западная часть района по-прежнему оставалась дипломатическим кварталом, а восточная застраивалась учреждениями культуры. В 1959 г. было принято решение о строительстве филармонии, разработанной Х. Шаруном на базе запланированного культурного центра. В 1962 г. Л. Мис ван дер Роэ получил заказ на проектирование «Новой галереи», а в 1963 г. был проведен конкурс на проведение строительства Новой государственной библиотеки.

В 1965–1966 гг. проводился открытый конкурс на комплекс Национального музея. В результате проект разрабатывал архитектор Р. Гутброд. В 1978 г. была открыта Новая государственная библиотека и началось строительство Музея музыкальных инструментов. В 1987 г. по результатам нового конкурса было принято решение о строительстве Картинной галереи по проекту «Hilmer & Sattler und Albrecht». В 2016 г. был проведен новый конкурс на здание для коллекции искусства XX в. Победителями стали архитекторы «Herzog & de Meuron» [7]. Комплекс Культурфорум занимает уникальное положение в структуре современного Берлина. Квартал примыкает к ландшафтно-рекреационной территории Большого Тиргартена с севера и ограничивается Ландверканалом с юга. Здесь же происходит пересечение двух значимых транспортных артерий города: Потсдамер-штрассе, которая является частью диагональной планировочной связи, проходящей через весь город и идущей в Потсдам; туннеля Тиргартен, соединяющего магистрали в северной и южной части города.

Рис. 10. Каринтийские ворота. Источник: https://en.wikipedia.org/wiki/Ambrosius_Petruzzy#/
media/File:K%C3%A4rntertor_alt_aussen_1858.jpg
 

Рис. 11. Опера на Рингштрассе. Источник:
https://q-cf.bstatic.com/xdata/images/xphoto/
2048x1536/44639796.jpg
k=6e8887ce92b56fae523a035968d82a5197462
ce9e33a4002ad21940dfa1a76b4&o=
 

Рис. 12. Церковь Св. Матфея в Тиргартене. Источник: https://www.nationalgalerie20.de/fileadmin/user_upload/
Seite_Kulturforum/Geschichte/03_b_Kulturforum_
Geschichte_historisches-Quartier_bpk_66_33.jpg
 

Рис. 13. Культурфорум. Источник: https://images.robertharding.com/preview/RM/RH/
HORIZONTAL/1113-32721.jpg
 

Пространственная структура района отличается от сложившейся внутри городских стен – она подчинена своему планировочному паттерну. Функция района сменялась от временного проживания до смешанного и уплотненного городского района. Функциональная программа послевоенного Культурфорума развивается в сторону обогащения и насыщения культурными функциями: театрами, выставочными пространствами, библиотеками, образовательными учреждениями (рис. 12–14)

Для периода 1960–1970-х гг. характерен переход от архитектуры интернационального стиля к усложняющейся архитектуре брутализма, хай-тека, постмодернизма. Это время, когда современная архитектура активно появляется не только на периферии, но и в центре исторических городов.

Рассмотрим на примере Центра Помпиду в Париже основные тенденции организации урбанистических локусов, получивших новое развитие в этот период.

Территория современного Центра Помпиду в Париже – это историческое место, использующееся людьми с античной эпохи. Когда была основана древняя Лютеция в 52 г. до н.э., участок плато Бобур был перекрестком древних галло-римских дорог. В эпоху Меровингов V–VIII вв. рядом возникло кладбище, позднее известное как Кладбище Невинных. В X в. была построена первая средневековая городская стена Парижа – ее траектория проходила вдоль участка, где сегодня расположена церковь Сен-Мерри (построена в 1520–1612 гг.). Основные градостроительные преобразования XVI–XVIII вв. происходили на соседнем участке – Ле-Аль. С XII в. здесь был рынок, будущее «Чрево Парижа». В XVI–XVIII вв. строились торговые здания, церкви, отели. В XVIII в. кладбище Невинных было закрыто, на его месте также построены торговые ряды. К 1848 г. нерегулярная застройка Центрального рынка достигла высокой плотности. С 1854 г. началась расчистка территории и строительство комплекса торговых павильонов по проекту В. Бальтара и Ф. Калле. Десять остекленных павильонов были поочередно возведены в 1854–1874 гг., еще два – пристроены в 1936 г. К началу XX в. кварталы вокруг Центрального рынка были плотно заселены, район Бобур в 1923 г. был снесен как антисанитарный. Территория долгое время оставалась пустырем, коммунально-складской зоной, автомобильной стоянкой. В 1960-е гг. назрела необходимость вынести Центральный рынок из исторического центра города. В результате в 1969 г. рынок был перенесен в пригород Ранжис. Летом 1971 г. начался снос опустевших павильонов, несмотря на протесты горожан и деятелей культуры. Весь район Ле-Аль – плато Бобур рассматривался правительством в качестве территории современного градостроительного развития. В 1965 г. был утвержден план формирования транспортно-пересадочного шатла – Ле-аль. Здесь должны были пересечься линии регионального метро, соединяющие пути тупиковых вокзалов. В 1967 г. был проведен конкурс на проект застройки района Ле-Аль – плато Бобур.

Вслед за этим в 1969 г. была утверждена планировочная схема квартала, принято решение построить новый центр современного искусства на плато Бобур. Состоялся международный конкурс, в результате которого жюри выбрало концепцию, предложенную архитекторами Р. Роджерсом, Р. Пьяно, Дж. Франчини. Открытие центра состоялось 31 января 1977 г.

Архитектура музея является знаком уникальности этого места. Прозрачная пространственная структура, лаконичная и тонкая конструктивная схема с выходящими на внешнюю поверхность связями, насыщенная функциональная программа, технологичная оболочка восточного фасада реализуют представление о новой архитектуре как феномене современности [8]. Район Бобур обладает значимым положением в структуре города, он с античных времен расположен вдоль главной дороги – кардо максимус. На протяжении всей своей истории находится в системе основных коммуникаций центра города. Во время Османовской реконструкции города между улицами Сен-Дени и Сен-Мартен был проложен Севастопольский бульвар, который стал новой главной магистралью района. Такая планировочная структура позволила в дальнейшем сформировать площадь Помпиду как пешеходное пространство, так как улица Сен-Мартен осталась в своей исторической планировке. Современное пространство района Бобур складывается из площади Ж. Помпиду, площади И. Стравинского с фонтаном, площади Э. Мишле. Наклонная поверхность площади перед Центром Помпиду усиливает эффект восприятия этого уникального здания. Бурное развитие района, близость к «Чреву Парижа» привели к формированию сверхплотной и насыщенной городской среды. Исторические функции района – трафик, жилье и церковь. В непосредственной близости – рынок и кладбище. Новейшая история Бобур сосредоточена на формировании разнообразной культурно-образовательной функциональной программы. Здесь находятся библиотеки, институт изучения музыки, выставки, галереи, открытые общественные пространства. Центр Помпиду является одним из самых значимых культурных институтов мира, сосредотачивает множество направлений искусства (рис. 14–16).


Рис.14. Эволюционный и функционально-пространственный анализ урбанистических локусов
в структуре современных европейских городов (продолжение). Сост. Д.В. Бакшутова

Период Новейшего времени после 1990 г. – это конец эпохи биполярного мира, распад СССР, объединение Германии, создание Европейского союза. Рассмотрим на примере Потсдамской площади в Берлине новейшие тенденции развития урбанистических локусов в европейских городах. Потсдамер-плац возникла как пространство перед городскими воротами в таможенной стене Берлина, возведенной в 1737 г. Место являлось ключевым уже в ту эпоху, так как представляло собой въезд в город со стороны королевской резиденции в Потсдаме. В 1823–1824 гг. Потсдамские ворота, находившиеся между Потсдамской и Лейпцигской площадями, были оформлены К.Ф. Шинкелем. В 1838 г. на площади был возведен железнодорожный вокзал, и она превратилась в крупный пересадочный узел. К моменту, когда в 1860 г. были снесены таможенные стены, площадь была одним из ключевых мест городской структуры. До начала Второй мировой войны Потсдамская площадь оставалась одной и самых оживленных в Европе. Застройка площади сильно пострадала во время авианалетов. По окончании войны начался процесс расчистки руин, площадь была приспособлена под хранение стройматериалов. На «углу трех стран», где смыкались три сектора оккупации Берлина, функционировал черный рынок. В 1961 г. Берлинская стена разделила Потсдамскую площадь.

В результате к середине 1970-х гг. были снесены практически все оставшиеся строения. Значимое место в истории города, занимающее важное структурное положение, центр городской жизни и культуры оказалось на периферии двух отдельных городов. После 1990 г. площадь снова стала центром внимания, как привлекательное место, которое стало доступным для реконструкции в самом центре столицы. Площадь воспринималась как связующий элемент, соединяющий две половины города, помогающий исцелять исторические раны [9]. Берлинский Сенат организовал конкурс проектов реконструкции Потсдамской площади и значительной прилегающей территории. В октябре 1991 г. был объявлен проект-победитель, который был представлен архитектурной фирмой «Hilmer & Sattler» из Мюнхена. В результате был построен крупный урбанистический узел, состоящий из офисов, жилья, гостиниц, театров и кинотеатров, торгового центра, магазинов, ресторанов, развлекательных функций, транспортно-пересадочного узла. Комплекс Потсдамской площади, как и соседний Культурфорум, находится в полосе между Большим Тиргартен на севере и Ландверканалом на юге. В современной планировке комплекса «клинья» ландшафта проникают в структуру. Взаимодействие с природой является для архитектуры комплекса важным элементом.

Рис. 15. Площадь Бобур в 1970 г. Источник:
https://www.amelieparis.com/img/cms/
Pompidou/Plateau%20Beaubourg%20en%201970.jpg
 

Рис. 16. Центр Помпиду. Источник: https://i.pinimg.com/originals/43/67/c5/
4367c523eb7d89cc689a88157335ab5a.jpg
 

Рис. 17. Потсдамская площадь в 1920-е гг.
сточник: https://i.pinimg.com/originals/fe/1c/98/
fe1c9851db316d8610b89245eba26bd5.jpg
 

Рис. 18. Потсдамская площадь. Источник: https://www.gettyimages.com/detail/photo/
berlin-potsdamer-platz-with-traffic-royalty-free-image/555281775
 

С момента своего возникновения пространство будущей площади занимало значимое структурное положение – было порталом в городской стене на пути в Потсдам. Сложившись как важный узел, площадь аккумулировала множество функций и была центром притяжения и пересечения потоков. В настоящее время занимает ключевое положение в транспортно-планировочном и пешеходном каркасе города, связывает в единый узел несколько главных магистралей центра города, обеспечивает взаимодействие разных видов транспорта. Историческая функция этого места –концентрированный и динамичный центр общественной жизни. После трагической истории этого места в XX в. ему удалось восстановится и стать символом перемен и обновления (рис. 14,17,18).

Рассмотрев историческую эволюцию ряда объектов и мест, их функционально-пространственную структуру, можно сделать вывод о наличии общих характерных особенностей. Катализатором для заселения и активного использования этих мест являются географические условия: рельеф, водоемы. Реагируя на свойства ландшафта, постепенно формируется планировочная структура, которая также получает определенную артикуляцию. Место, характерно выраженное в ландшафте, обретает свою значимость в структуре города. В результате складывается уникальная пространственная организация этих участков. Такое выделенное, особое пространственное положение создает непреходящую актуальность места для людей, притягивает функции и потоки, таким образом формируется длительная общественно-значимая функция. Конкретная функциональная программа может со временем измениться, при этом место не теряет своей ключевой роли. Сохранность формы, конструкции, планировки не является определяющей – подлинно устойчивым оказывается постоянное активное использование этого места людьми. Выступая катализатором динамичного развития, урбанистический локус наслаивает все больше и больше ценностей, становится подлинной материализацией памяти, культуры, цивилизации.

References

1. Bakshutova, D.V., Danilova, E.V., Valshin, R.M. (2016) The concept of urban loci as a model containing the historical memory of the city. Innovative Project, Vol. 1, No. 4 (4), pp. 24-28. (in Russian).

2. Bunin, A.V., Ilyin, L.A., Polyakov, N.Kh, Shkvarikov, V.A. (1945) Urban planning. Moscow: Publishing House of the USSR Academy of Architecture. (in Russian).

3. Bunin, A.V., Savarenskaya, T.F. (1979) History of urban planning art. Urban planning during slavery and feudalism. Vol. 1. Moscow: Stroyizdat. (in Russian).

4. General history of architecture in 12 volumes (1966-1977). Leningrad; Moscow: Publishing House of Literature on Construction. (in Russian).

5. Perez de Arce, R. (2015) Urban Transformations and the Architecture of Additions. New York: Routledge.

6. Firenze romana [Online] Available from: https://docplayer.it/4216234-Firenze-romana-la-colonia-romana-di-florentia-un-itinerario-didattico.html  (in Italian).

7. Kulturforum [Online] Available from: http://www.stadtentwicklung.berlin.de/planen/staedtebau-projekte/kulturforum/de/geschichte/index.shtml  (in German).

8. Frampton, K. (1990) Modern Architecture: A Critical History. Moscow: Stroyizdat. (in Russian).

9. Potsdamer Platz [Online] Available from: http://www.dgnb-system.de/de/projekte/detail.php?we_objectID=4714  (in German).

Citation link

Bakshutova D.V. MEMORY AND PERMANENCE: EXAMPLES OF URBAN LOCI IN THE STRUCTURE OF A CONTEMPORARY EUROPEAN CITY [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2020. – №2(70). – URL: http://archvuz.ru/en/2020_2/9 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 04.05.2020
Views: 265