Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №3 (71) September, 2020

History of architecture

Tyshkovskiy Philip Yu.

master’s degree student in Architecture 
Research supervisor: PhD (Architecture), Professor V.O. Ukhov.
St. Petersburg State Academic Institute of Painting,
Sculpture and Architecture under the Russian Academy of Art

Russia, St. Petersburg, e-mail: philtyshkovskiy@mail.ru

HISTORY AND DEVELOPMET PROSPECTS OF THE MILITARY DEPARTMENT’S INFRASTRUCTURAL COMPLEXES IN VYBORG

УДК: 72.036
Шифр научной специальности: 85.113(2)
DOI: 10.47055/1990-4126-2020-3(71)-7

Abstract

The article considers comprehensively the evolution Vyborg’s fortifications through its main stages and reviews the inter-relationship and place of the Military Department’s infrastructural complexes in it. The conclusion outlines a strategy for their preservation and development in the context of modern Vyborg and estimates potential for the establishment of the city’ museum framework.

Keywords: fortification, Military Department’s infrastructure, museum framework, memory of the place, Vyborg

Введение 

Выборг – уникальный средневековый европейский город-крепость на территории России; квинтэссенция градостроительных, архитектурных, художественных и культурных традиций Швеции, России и Финляндии, начиная со Средневековья. Эти временные слои формируют особую культурно-историческую ценность и туристическую привлекательность, в настоящее время не раскрывшую в полной мере свой потенциал.

13–14 февраля 2014 г. в библиотеке Аалто прошел Международный симпозиум «Мультикультурное наследие Выборга и его сохранение». По его итогам с 2014 г. в Выборге начался процесс реставрации исторического города. В рамках федеральной программы в 2015 г. был создан Выборгский объединённый музей-заповедник, курирующий Выборгский замок и некоторые средневековые памятники архитектуры. В 2017 г. Министерством культуры РФ Выборг был объявлен городом, где будет реализовываться пилотный проект по созданию первого в России города-музея. Фортификация и многочисленные инфраструктурные комплексы Военного ведомства в нее до сих пор не включены, а концепция будущего города-музея не сформирована.

В то же время в исторической части находится ряд комплексов, составляющих существенную долю в застройке и визуальных связях, но совершенно дезинтегрированных из пространства города: Инженерный деловой двор, комплекс Центральных казарм военного ведомства, Артиллерийский двор, комплекс складов Интендантского ведомства и комплекс построек Артиллерийского ведомства, которые не используются по назначению и разрушаются. В настоящий момент воинские части фактически выведены, однако данные территории по-прежнему числятся за Военным ведомством (Минобороны РФ). Эти обстоятельства делают тему исследования особенно актуальной.

Рис. 1. Ситуационный план. Визуальные связи с архитектурными доминантами.
Цифрами обозначены: 1 – Инженерный деловой двор;
2 – комплекс Центральных казарм Военного ведомства; 3 – Артиллерийский двор;
4 – комплекс складов Интендантского ведомства;
5 – комплекс построек Артиллерийского ведомства. 2019. Схема Ф. Тышковского

Цель статьи – определить потенциал инфраструктурных комплексов Военного ведомства по формированию музейного каркаса Выборга, выдвинуть поэтапную стратегию их сохранения и развития в контексте современной городской среды. Задачи статьи – выделить и комплексно рассмотреть в границах исследования основные этапы формирования фортификации Выборга, существующей ныне и утраченной, проследить взаимосвязь и место инфраструктурных комплексов Военного ведомства в ней.

 

Под инфраструктурными постройками Военного ведомства понимаются все строения Выборгской крепости, за исключением самих укреплений. Данные постройки, призванные поддерживать жизнеобеспечение крепости, целесообразно объединялись в архитектурно и композиционно завершенные комплексы – дворы, сформировавшие к концу XIX в. обширные территории.

Исследования, посвященные фортификации и градостроительному развитию Выборга представлены, в основном, трудами историков и археологов: В.А. Тюленева, И.В. Пилипчука, М.И. Мильчика, А.И. Саксы, Е.Е. Кеппа, выборгского архитектора В.В. Дмитриева и ведущего специалиста КГИОП К.Ю. Губинской [2], синтезировавшей в своей диссертации весь предыдущий опыт исследований по данной проблематике.

Тема инфраструктурных комплексов Военного ведомства до сих пор практически не раскрыта, несмотря на обеспеченность достаточным количеством архивных данных. В первую очередь это Провинциальный архив г. Миккели, находящийся в составе Национального архива Финляндии (Kansallisarkisto) и Военный архив Швеции (Krigsarkivet). Особенно ценны ежегодные чертежи «По Выборгской крепости» с указанием номеров строений и чертежи инфраструктурных построек Военного ведомства, выполнявшиеся с 1799 по 1917 г. Инженерной командой Выборгской крепости.

Исследование комплекса Центральных казарм было затронуто лишь в Исторической справке к ГИКЭ [6], подготовленной А.В. Мельновым в 2017 г. В 2018 г. автором настоящей статьи в рамках дипломного проекта выполнен проект «Военно-исторического парка-музея Карельского перешейка на территории Центральных казарм Военного ведомства г. Выборга». Работа В.В. Дмитриева посвящена крепости Корон-Санкт-Анна [3]. Исследования Артиллерийского двора отсутствуют. Также нет трудов, рассматривающих все инфраструктурные постройки и фортификацию как единую структуру Выборгской крепости.

В ходе настоящего исследования выделены 6 исторических периодов и 9 основных этапов формирования укреплений Выборга:

1. Дошведский период – до 1293 г.
По данным археологических раскопок археолога В.А. Тюленева (1980-е гг.), в устье р. Вуоксы до строительства замка существовало укрепленное поселение.

2. Шведский период
2.1. Первый этап. 1293–1470-е гг. Замок

По версии В.А. Тюленева, вскоре «после разгрома деревянного карельского острожка, в 1293 г. шведы на месте пожарища приступили к строительству каменного замка» [11]. Эту дату принято считать датой основания Выборга. В 1403 г. Выборг получил городские права и стал постепенно выходить за пределы Замкового острова на территорию материка.

2.2. Второй этап. 1470–1560-е гг.
Укрепления Каменного города

С 1470-х гг. возникла необходимость срочно укреплять к тому времени разросшийся на территорию полуострова посад. Гардберг пишет, что сразу после закладки замка Олофсборг в Саво (ныне замок Олавинлинна в Финляндии), регент Швеции Эрик Аксельссон Тотт построил каменную стену сплошным кольцом вокруг Выборга на оконечности полуострова силами мастеров, "которых нанял, вероятно, в Таллинне" [1]. Новые стены получили название укреплений Каменного города. Таким образом, Выборг стал одним из четырех городов в шведском королевстве, имевшим городские стены, наряду со Стокгольмом, Кальмаром, и Висбю. Первый дошедший план дорегулярного Каменного города – это чертеж с обозначением фортификации и основных строений землемера Олафа Гангиуса, датированный 1637 г., показывающий город в 1560–1580 гг. (рис. 2).

Рис. 2. Каменный город. 1560–1580. Реконструкция по чертежу О. Гангиуса 1637 г.
из Государственного архива Швеции (Riksarkivet). Цифрами обозначены башни:
1 – Водных ворот, 2 – Лакамунда, 3 – Скотных ворот, 4 – Св. Андреаса, 5 – Ратуши,
6 – Монашеская, 7 – Пампала, 8 – Новых ворот, 9 – Тайных ворот, 10 – Песчаных ворот,
11 – Круглых ворот, 12 – Круглая. Источник: http://www.archeo.ru/doi/ziimk/ziimk-18/13Saxa.pdf 

Всего было построено 11 башен, рассчитанных на применение артиллерии, со следующей последовательностью с севера на юг: башня Водных ворот («Watn porten»), Лакамунда (Лакамунс), Скотных ворот («Karie porten», Скотопрогонных, Карьяпортен, Карельских ворот), Св. Андреаса, Башня Ратуши, Монашеская (Монашеских ворот), Пампала, Новых ворот («Nyporten», Нейпорт), башня Тайных ворот («Gatans porten», Хакона), башня Песчаных ворот («Sand porten», Катапэ) и Круглых ворот («Ring porten», Рингпортен). Как отмечают В.А. Тюленев [10] и И.В. Пилипчук [8], протяженность стен Каменного города достигала 2 км, стены имели толщину 2–3 м при высоте 7–8 м, а башни возвышались над ними на один–два яруса.

В 1547–1550-х гг. фортификатором Гансом Бергеном для прикрытия въездных Скотопрогонных ворот на нынешней Рыночной площади была возведена рондель – Круглая башня (рис. 2, 12). Такой воротно-башенный комплекс называется барбакан. Наиболее известные аналоги – башня Толстая Маргарита в Таллинне и Кутафья башня Московского Кремля.

2.3. Третий этап. 1560–1703 гг.
Укрепления Рогатой крепости (Земляной город – Хорнверк – Вал)

К XVI в. осадная техника и вооружение достигли высокого уровня и на смену башенным пришли бастионные крепости. Рогатую крепость, или Хорнверк (рус. Вал, фин. Valli) начали строить в 1563 г. фортификаторы Андреас Маалари и Иоаганн де Месс. Е.Е. Кепп подробно описывает этот этап [5, с. 45]. Рогатая крепость занимала территорию полуострова между юго-восточной стеной Каменного города и нынешним Ленинградским проспектом (фин. Karjalankatu). Сооружения Хорнверка начинались с 300-метровой куртины в юго-восточном направлении, примыкавшей к Круглой башне (рис. 3 а) и завершавшейся северо-восточным бастионом Эуроп (рус. Эвроп, фин. Эуряппяя, рис. 3 б), который был построен в 1575 -1576 годах.

Затем куртина поворачивала на юго-запад и, пересекая полуостров в направлении нынешнего Ленинградского проспекта, через 400 м достигала залива, завершаясь бастионом Панцерлакс (рис. 3 в). По данным историка Й.В. Руута [13], бастион Панцерлакс и куртина, соединяющая два бастиона, были построены к 1579–1581 гг. Далее, следуя вдоль берега на северо-запад, двухсотметровая куртина соединялась со стеной Каменного города у Монашеской башни (Монастырских ворот). Прибрежная куртина строилась в 1580-х гг. Между Монашеской башней и Панцерлаксом возвели третий деревянный бастион Вальпорт (рис. 3 г).

В статье И.В. Пилипчука [8] упоминается о том, что в 1589 и 1592 гг. для усовершенствования боеспособности стены Каменного города башни с одноименными названиями были перестроены по староитальянской фортификационной системе в бастионы Нейпорт (рис. 3 д) и Вассерпорт (рис. 3 е). Они возведены по проектам разных мастеров – Питера Хертига и Антониуса Розетти. На месте обрушившейся башни Лакамунда возвели бастион Элеонора (рис. 3 ж), первый бастион Выборга, по мнению В. А. Тюленева.

В 1630-х гг. был утвержден и начал осуществляться проект Андерса (Андреаса) Тортенссона по перепланировке Каменного города со спрямлением средневековой сетки улиц и поквартальной разбивкой. Это отражено на аксонометрическом «рисунке Стренга» 1644 г. (рис. 3).

Рис. 3. План Выборга. Аксонометрический «рисунок Стренга».
По квартальному плану А. Торстенссона. 1644. Военный архив Швеции (Krigsarkivet).
Цифрами обозначены бастионы: 1 – Эуроп, 2 – Панцерлакс, 3 – Вальпорт, 4 – Нейпорт,
5 – Вассерпорт, 6 – Элеонора. Источник: http://www.etomesto.ru/karta2409/ 

2.4. Четвертый этап. 1703–1710-е гг.
Реконструкция укреплений Рогатой крепости и Каменного города.

К концу XVII в. стены и башни Каменного города, а также сооружения Рогатой крепости находились в далеко не идеальном состоянии и постепенно разрушались. Е.Е. Кепп пишет, что «через остатки куртин ездили на лошадях» [5]. Согласно обмерам и архивным чертежам начальника Выборгской фортификационной команды Л. К. Стобеуса по состоянию на 18.03.1703 (рис. 4 а), опубликованным И.В. Пилипчуком в 2018 г.[7], мы имеем приблизительное представление о трассировке стен, количестве, названиях и внешнем виде башен и бастионов с их описаниями. С началом Северной войны и возникновением прямой опасности для Выборга со стороны Петра I, укрепления стали поспешно ремонтировать и восстанавливать под руководством и по проекту капитана Лоренцо Стобеуса (рис. 4 б). Все фасы и бастионы Рогатой крепости были реконструированы и приведены в целостность, стены Каменного города полностью перестроены и модернизированы по бастионно-куртинной системе валов, их трассировка была значительно спрямлена. Во рву перед северо-восточной куртиной Хорнверка был построен равелин Каролус (Малый). Перед юго-восточной куртиной Рогатой крепости был построен Большой равелин, окруженный двумя каменными редутами. Юго-восточная стена Каменного города не подвергалась реконструкции, полностью утрачивала оборонное значение и постепенно приходила в упадок.

7 июня 1710 г. Выборг был взят войсками Петра I. Е.Е. Кепп приводит цитату «Во всей крепости не было ни на единую сажень целого места…» [5].

Рис. 4. а) Фиксационный план Выборгской крепости. Л. Стобеус. 1703. Krigsarkivet.
Источник: http://www.reenactor.ru/ARH/PDF/Pilipchuk_03.pdf 
б) Проектный план реконструкции Выборгской крепости. Л. Стобеус. 1703. Krigsarkivet.
Источник: https://w-garnison1710.livejournal.com/5746.html 

3. Российский период
3.1. Пятый этап. 1710–1860-е гг. Главная крепость. Кронверк Св. Анны. Начало формирования инфраструктурных комплексов.

На этом этапе Выборгская крепость вошла в состав крепостей Российской Империи и достигла наибольшего расцвета и целостности.

Для защиты западных рубежей от шведов потребовалось строительство новых укреплений. Крепость Корон-Санкт-Анна (Аннинские укрепления) начала строиться по проекту, предложенному Адальбертом де Кулоном в 1731 г. Пояс оборонительных сооружений охватывал короной побережье острова Твердыш и продолжался по Косе (совр. мыс Смоляной). К 1740 г. основные работы по возведению крепости были завершены.

Крепость Выборг к 1750 г. состояла из трех частей – Выборгский замок (Шлосс), Главная крепость и Кронверк Св. Анны (рис. 5). Главная крепость (фин. Linnoitus) включала слитые воедино Каменный город и Рогатую крепость и 9 бастионов (по часовой стрелке): Эуроп, Панцерлакс с люнетом и контргардом, Вальпорт, Транспорт, Нипорт, Зант, Кляйн-Платформ, Вассерпорт и Элеонор; равелины: Петербургский (быв. Каролус) и Большой с двумя люнетами; Петербургскую (Круглую) башню; 4 главных ворот: Абовские, Государевы, Петербургские, Зюйдские и 3 сортии. Крепость Корон-Санкт-Анна включала 4 бастиона, 1 полубастион, 3 реданта, 3 равелина, 3 люнета, 2 контргарда, 3 ворот и 4 сортии.

Рис. 5. Фрагмент плана губернского и приморского с портом города Выборга с его предместьями. 1799.
Буквами обозначены: А – Выборгский замок (Шлосская крепость); Б – Главная крепость; В – Крепость Корон-Санкт-Анна.
Цифрами на плане обозначены: 1 – Инженерный деловой двор; 2 – комплекс Центральных казарм;
3 – Артиллерийский двор; 4 – комплекс складов Интендантского ведомства.
Источник: Национальный архив Финляндии (ММА). http://digi.narc.fi/digi/view.ka?kuid=507023 

«По части военного управления» на территории крепости Корон-Санкт-Анна были возведены инфраструктурные постройки. В 1741 и 1749 гг. были два каменных пороховых погреба (№ 65 и 75). Первые деревянные постройки Инженерного двора на восточной стороне нынешней Петровской площади появляются на планах Выборгской крепости за 1752 и 1756 гг. Они представляют собой два П-образных корпуса, развернутых таким образом, что формируют прямоугольный двор-каре. «Судя по его размерам и местоположению в створе 1-ых Фридрихсгамских ворот, потребовавшему столь объемных подготовительных работ, этой постройке отводилась роль композиционного центра <…> крепостного двора» [3].

В 1776 г. на этом месте по проекту архитектора К. Шпекле был возведен каменный Инженерный дом под №56. В 1777 г. возвели кордегардию у Фридрихсгамских ворот под №69, в этом же году правее Инженерного дома появился цейхгауз под №59. В 1787 г. были построены деревянная конюшня с людской под №57, каменный одноэтажный инженерный цейхгауз под №60, каменный погреб под №58 и одноэтажная каменная казарма на 116 солдат под №62, вытянутая вдоль берега. Таким образом, к началу XIX в. Инженерный деловой двор практически сложился (рис. 6 а). С 1784–1786 гг. на месте сгоревшего деревянного Фурштатского двора на восточном берегу мыса Терваниеми (совр. мыс Смоляной), начал складываться Комплекс воинских провиантских магазейнов, получивших впоследствии название комплекса складов Интендантского ведомства (рис. 6 б).

В Главной крепости в 1745–1746 гг. были построены и покрыты дерном расходные пороховые погреба в бастионах Эуроп и Панцерлакс под №35 и 23. В 1797 г. на этой территории были заложены, а к 1799 г. завершены четыре каменные одноэтажные казармы под № 27, 28, 29, 30 для полевого пехотного полка. При каждой казарме построены ретирадники (туалеты). Значительная часть комплекса Центральных казарм Военного ведомства была сформирована (рис. 6, в).

В том же году, судя по плану Выборгской крепости 1799 г. (рис. 5), были завершены первые две казармы №10 и №11, а также кузница под №14 в Артиллерийском дворе, примыкающем к башне Ратуши. В1797 г. была построена деревянная артиллерийская мастерская под № 12. В1803 г. взамен деревянному 1799 г. заложен каменный одноэтажный Артиллерийский цейхгауз под №13 вдоль куртины между Вальпорт и Транспорт бастионами. Таким образом, завершилось формирования замкнутого контура вокруг Артиллерийского двора (рис. 6 г).

Рис. 6. Фрагменты плана губернского и приморского с портом города Выборга с его предместиями. 1799.
Буквами обозначены: а) фрагмент с Инженерным деловым двором,
б) фрагмент с комплексом складов Интендантского ведомства,
в) фрагмент с комплексом Центральных казарм, г) фрагмент с Артиллерийским двором.
Источник: Национальный архив Финляндии http://digi.narc.fi/digi/view.ka?kuid=507023 .

3.2. Шестой этап. 18601917 гг.
Снос укреплений. Завершение формирования инфраструктурных комплексов.

В первой половине XIX века Главная крепость потеряла свое военное значение, в связи с чем в 1859 г. военный министр России А. Сухозанет и генерал-губернатор Ф. Берг, осмотрев укрепления, приказали их снести, за исключением линии от Панцерлакс до Нипорт-бастиона, чтобы оставить ее для защиты города со стороны моря [4].

В 1880-х годах были выровнены последние рвы. В это же время началось расширение комплекса Центральных казарм - активное освоение территории бывшего бастиона Эуроп и части восточной куртины. Были возведены в 1870 г. каменная одноэтажная мастерская под №32, в 1876 г. каменная одноэтажная кухня-столовая под №158, в 1876–78 гг. новая двухэтажная краснокирпичная казарма под №157 вдоль Александровской улицы (совр. Ленинградский проспект), в 1891 г. конюшня с сараем и в 1902 г. по одной оси с пороховым погребом, двухэтажный краснокирпичный штабной флигель. Таким образом, окончательно сформировался и композиционно сложился ансамбль Центральных казарм военного ведомства.

Рис. 7. Часть генерального плана г. Выборга с показанием квартирующих войск. 1892.
Источник: Национальный архив Финляндии (ММА). http://digi.narc.fi/digi/view.ka?kuid=2078097 

В начале 1880-х гг. на верхних отметках скального холма западной части мыса Терваниеми на месте ликвидированного жилого квартала была построена двухэтажная 120-метровая краснокирпичная казарма выборгской крепостной артиллерии №276. Совместно с каменной мастерской (к югу от казармы №276) и уже существовавшими с начала XIX в. невольничем острогом №76 и казармой №80 у приморской куртины, данные постройки сформировали комплекс построек Артиллерийского ведомства. В 1900–1910-х гг. он был дополнен новыми деревянными казармами со службами и каменными постройками у береговой куртины: погребом, оружейным цейхгаузом и офицерским домом в горже 1-го бастиона. Выборгская крепость по состоянию на 1892 г. отображена на плане с показанием квартирующих войск (рис. 7).

В 1913 г. при строительстве новой гавани и порта были разобраны все бастионы морской стороны Главной крепости и спрямлены куртины за исключением бастиона Панцерлакс. Крепость Корон-Санкт-Анна осталась под ведением Военного ведомства. Лишь Аннинская улица (ныне Островная) была проложена через укрепления таким образом, что она рассекла левый фас бастиона Св. Анны.

Ранее упомянутая юго-восточная стена Каменного города, разделявшая средневековый город и Вал, была практически разобрана к концу XVIII в. Это подтверждает строительство в 1797–1799 гг. комендантского и обер-офицерского домов со службами, а также построек Артиллерийского двора, располагающихся непосредственно в трассировке стены. Точных датировок не обнаружено. Судя по имеющимся планам Выборгской крепости, можно предположить, что стена была разобрана в промежутке между 1756 и 1772 гг.

4. Период Независимой Финляндии.
Седьмой этап. 1917–1939 гг.

На данном этапе комплексы Военного ведомства не претерпели значительных изменений. В комплексе Артиллерийского двора по фронту ул. Южный вал было построено новое здание полицейского ведомства в стиле финского функционализма, взяв в свой состав объём кузницы №14 конца XVIII в. и исказив торцевой фасад артиллерийского цейхгауза №13.

Планировка инфраструктурных комплексов Военного ведомства на 2 сентября 1939 г. отражена на исключительно подробных поквартальных планах, выполненных выборгским архитектором и исследователем Ю. Ланкиненом (рис. 8).

Рис. 8. Фрагменты поквартального опорного плана Выборга Ю. Ланкинена:
а) фрагмент с Инженерным деловым двором,
б) фрагмент с комплексом складов Интендантского ведомства,
в) фрагмент с комплексом 1983. Центральных казарм, г) фрагмент с Артиллерийским двором;
д) фрагмент с комплексом построек Артиллерийского ведомства
Источник: http://www.virtuaaliviipuri.tamk.fi/ru/map .

5. Советский период.
Восьмой этап. 1940–1990-е гг.

В военное время (1939–1945) комплексы претерпели некоторые разрушения. Практически полностью были утрачены каменные казармы №29 и 157 на территории комплекса Центральных казарм Военного ведомства, а также практически все деревянные постройки. В советский период комплексы перешли под командование Вооруженных сил СССР и были переданы в пользование воинским частям, а также многочисленным службам. В комплексе Центральных казарм разместился отряд ШМАС – школа младших авиационных специалистов, на части фундамента утраченной казармы №28 был сооружен деревянный ангар для самолетов и поставлен памятник истребителю. Прибрежная куртина и тенальный фронт крепости Корон-Санкт-Анны были срыты в 1970-х гг.

6. Российский период.
Девятый этап. 1990–2019 гг.

В постсоветский период инфраструктурные постройки Военного ведомства перешли в собственность Минобороны РФ, комплекс Инженерного делового двора стал использоваться в коммерческих целях. К 2013 г. практически все воинские части, дислоцированные на территории центральной части Выборга, были расформированы, комплексы начали стремительно разрушаться. К 2019 г. остаются «живые свидетели», «артефакты» – сохранившие свою аутентичность инфраструктурные комплексы, все они пустуют и пребывают в аварийном состоянии. Исключение представляет территория комплекса Центральных казарм Военного ведомства, которая в 2016 г. была передана в безвозмездное пользование Военному музею Карельского перешейка.

По состоянию на 2019 г. все наземные части укреплений Каменного города и Рогатой крепости полностью утрачены за исключением Круглой башни на Рыночной площади; башни Ратуши; бастиона Панцерлакс с частью южной куртины, казематами в левом и правом фланках и пороховым погребом; частично сохранившейся куртины между бастионами Зант и Кляйн-платформ этапа реконструкции укреплений 1703–1710 гг., примыкающей к утраченным Абовским воротам. Также сохранились основные фортификационные сооружения крепости Корон-Санкт-Анна, за исключением прибрежной куртины и тенального фронта. Текущее состояние отображено на рис. 1.

Выводы 

Результаты исследования, отображенные на историко-градостроительном опорном плане (рис. 9 а), показывают, что комплекс Центральных казарм своей юго-восточной частью стоит на срытом в 1860-х гг. бастионе Рогатой крепости Эуроп, каземате в его правом фланке и части куртины, соединявшей бастионы Эуроп и Панцерлакс. Основания куртины и бастиона с казематами сохраняются под землей и имеют статус объектов археологического наследия, несмотря на воссозданный ресторан «Эспиля» [12], доступ посетителей к ним закрыт. Юго-восточный участок прясла стены Каменного города проходит по территории Артиллерийского двора. Этот участок стены, как уже отмечалось, никогда не подвергался позднейшим реконструкциям после 1470-х гг. В 2000 г. под руководством А. Саксы [9] проведены археологические раскопки участка башни Ратуши и примыкания к ней прясла стены, доказавшие сохранность основания стены под землей. Комплекс складов Интендантского ведомства ограничен выровненными в 1970-х гг. валами и засыпанным рвом тенального фронта крепости Корон-Санкт-Анна, которые также сохраняются под уровнем земной поверхности. Таким образом, потенциал рассматриваемых инфраструктурных комплексов Военного ведомства заключается, прежде всего, в истории выборгских укреплений, которая порой буквально находится под ними. Этот обширнейший археологический пласт, недостаточно изученный, требует консервации, демонстрации и музеефикации.

Рис. 9. а) Историко-градостроительный опорный план центральной части Выборга. 2019. Авторский план;
б) Музейный каркас Выборга. 2019. Авторский проектный метод

Основная стратегия развития данных комплексов на первом этапе – выведение их из-под ведомственной принадлежности, включение в федеральную программу Министерства культуры РФ «Город-музей Выборг». На втором этапе – создание на их базе музейно-культурных кластеров, освещающих историю выборгских крепостей. На третьем этапе – формирование на основе этих опорных точек музейно-археологического каркаса Выборга (рис. 9 б), основным лейтмотивом которого станет система пешеходных общественных городских пространств, собирающая воедино дух места выборгских городских стен, богатейший археологический пласт и объединяющая не только признанные исторические памятники, но и незаслуженно забытые «вновь выявленные» сценарии и объекты. Показательным может стать музейно-археологический маршрут, проходящий по ныне утратившему наземную часть юго-восточному пряслу стены Каменного города на участке от Круглой башни до башни Ратуши, завершаясь комплексом Артиллерийского двора и руинами собора Доминиканского монастыря.

Рассмотренные комплексы – это, прежде всего, утилитарные крепостные постройки. И только память места и воссоздание исторической памяти утраченных укреплений сделают их полноценными «экспонатами» города-музея Выборга, сформируют качественно новую музейную и жизненную среду. Новизна данного исследования заключается в том, что впервые инфраструктурные комплексы Военного ведомства Выборга рассматриваются не в отрыве от мультикультурного наследия Выборга, а комплексно, как неотъемлемая часть чего-то целого – Выборгской крепости в прошлом и музейного каркаса Выборга в будущем.

References

1. Gardberg, K.Y. (2009) Dedication to the 600th anniversary of Vyborg’s city status. In: Vyborg District of the Leningrad region. Local history collection. St.Petersburg: Ostrov Publishing Center LLC, pp. 9–21. (in Russian)

2. Gubinskaya, K.Yu. (2018) Urban planning traditions and emergence of Vyborg’s historical and urban planning genetic code in the 18th – 20th century. PhD dissertation (Architecture). 05.23.20. St. Petersburg. (in Russian)

3. Dmitriev, V.V. (2018) Fortress Coron-St. Anna in Vyborg. In: The Karelian Isthmus. Pages from the history. Book Two. St. Petersburg: Ostrov Publishing Center LLC, pp. 262–295. (in Russian)

4. Kauppi, U.-R., Miltsik, M. (1993) Viipuri - Vanhan Suomen pkaupunki. Helsinki: Rauma.  (in Finnish and Russian)

5. Kepp, E.E. (1992) Vyborg: Artistic Attractions: Local Lore Edition. Vyborg: Fantact. (in Russian)

6. Melnov, A.V. (2017) The ensemble of the central barracks of the city of Vyborg. Historical background. St. Petersburg: Temple Group. (in Russian)

7. Pilipchuk, I.V. (2018) A set of drawings of the Vyborg fortress by L.K. Stobeus from March 17 (18), 1703 as a basis for the reconstruction of the appearance of the city fortifications of Vyborg in the 15th – 17th century. St. Petersburg and the Nordic countries, No. 19 (2), pp. 170-179. (in Russian)

8. Pilipchuk, I.V. (2009) Fortifications of the Old City. In: Vyborg district of the Leningrad region. Local history collection. St. Petersburg: Ostrov. (in Russian)    

9. Saksa, A. I. (2002) New information on the early history of medieval Vyborg (preliminary results of the 1998–2000 studies). In: Abdullina, S.A. (ed.) Pages from Vyborg history. Collection of articles. 2nd book. St. Petersburg: The European House, pp. 569-584. (in Russian)

10. Tyulenev, V.A. (1982) Vyborg stone defenses of the 13th-16th centuries. Abstract of PhD dissertation (History). Leningrad: Leningrad State University. (in Russian)

11. Tyulenev, V.A. (1995) Studying old Vyborg. St. Petersburg. (in Russian)

12. Khaustova, I.A., Dementieva, M.A. (2002) The lost restaurant "Espilya". In: Abdullina, S.A. Pages from Vyborg history. Collection of articles. 2nd book. St. Petersburg: The European House, pp. 529-540. (in Russian)

13. Ruuth, J.W. (1906) Wiborgs stads historia 1-11. Helsingfors. (in Finnish)

Citation link

Tyshkovskiy Ph.Yu. HISTORY AND DEVELOPMET PROSPECTS OF THE MILITARY DEPARTMENT’S INFRASTRUCTURAL COMPLEXES IN VYBORG [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2020. – №3(71). – URL: http://archvuz.ru/en/2020_3/7/  – doi: 10.47055/1990-4126-2020-3(71)-7


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 29.06.2020
Views: 174