Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №1 (73) March, 2021

Higher professional education

Titarenko Nikolay V.

Associate Professor,
Design Economics and Architectural and Construction Ecology.
Ural State University of Architecture and Art,

Russia, Yekaterinburg, e-mail: nik.titarenko1983@yandex.ru

ISSUES IN AND PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF FINANCIAL LITERACY IN BACHELOR-OF-ARCHITECTURE TRAINING

УДК: 378:330:336
DOI: 10.47055/1990-4126-2021-1(73)-24

Abstract

The article discusses issues in educating non-economics students in the theory and practice of rational financial and economic behavior with reference to Russian higher schools of architecture. The Federal State Standard of Higher Education (FGOS) and the bachelor-of-architecture degree benchmark program of study have been reviewed to ascertain competencies in matters of financial literacy and economic culture. The bachelor-of-architecture degree curricula have also been analyzed and economic disciplines systematized. Shortcomings in the current basic course of economics are revealed, problems identified, and options for integrating a relevant course or module into the architecture school curricula are proposed in line with the strategic plans of the Government of the Russian Federation and the Central Bank of the Russian Federation related to improving the financial literacy of students who major in subject areas other than economics.

Keywords: architectural education, educational standards, economic competencies, curriculum, financial literacy

Введение

В настоящее время одной из проблем в процессе профессионального обучения студентов по неэкономическим направлениям подготовки является необходимость формирования у выпускников экономического образа мышления и профессиональных экономических компетенций в контексте компетентностно-ориентированного подхода и современных ФГОС ВО. Данной тематике посвящен ряд научных публикаций, где авторы указывают на существующие проблемы и предлагают различные подходы к формированию и совершенствованию экономической компетентности выпускников технических, гуманитарных, творческих, спортивных, медицинских направлений подготовки бакалавров и специалистов в непрофильных (неэкономических) вузах [1–10].

Особенности формирования и развития экономических компетенций в процессе подготовки будущих архитекторов в контексте необходимости повышения уровня экономической эффективности архитектурно-проектных решений рассмотрены в работах Л.А. Солодиловой, Л.И. Кирюшечкиной, П.А. Макаренко, В.К. Лихобабина, и др. [11–15] Опубликованы исследования, посвященные эволюции образовательных стандартов в части требуемых экономических компетенций и значимости экономико-управленческой подготовки архитектора в его будущем профессиональном становлении [16, 17]. В представленных публикациях обозначена важность формирования в образовательном процессе навыков технико-экономического обоснования архитектурно-проектных и градостроительных решений на основе знания элементов стоимостного инжиниринга и инвестиционного моделирования в архитектурной практике и строительстве. Авторы указывают на то обстоятельство, что компетентностно-ориентированный подход к подготовке и развитию современного архитектора-мультипрофессионала должен основываться, в том числе, на экономической подготовке. Для этого студентам «важно последовательно и целеустремленно овладевать теоретическими знаниями и практическими навыками, позволяющими успешно учитывать факторы и условия экономической эффективности архитектурно-проектных решений, выверять их в комплексе и реализовывать в архитектурной практике. Выработанная в процессе обучения способность к экономическому мышлению позволит использовать при проектировании свое влияние на экономичность проектных решений с опорой на теоретические основы анализа затрат на всех этапах проектной работы, начиная с самого раннего, так как в эпоху обостряющейся конкуренции времени на исправление ошибок практически нет» [13]. Кроме того, в экспертной среде сформулированы предложения о необходимости развития у будущих архитекторов навыков ведения бизнеса, деловых коммуникаций с представителями строительного бизнеса, понимания коммерческих задач в девелопменте, знания технологий современного организационного и проектного менеджмента, маркетинга недвижимости и т. д.

В итоге на данный момент в научно-образовательной среде сложилось убеждение о том, что формирование профессиональных экономических, управленческих и бизнес-компетенций в образовательном процессе, их дальнейшее применение в практической работе на этапе предпроектных исследований и разработки проектной документации позволит создать предпосылки повышения коммерческой, бюджетной и социально-экономической эффективности архитектурно-строительных и градостроительных решений, что немаловажно для девелоперских компаний, а также региональных и муниципальных структур, связанных с территориальным планирование и развитием.

В ходе анализа нами преследовали цель определить, на каком уровне в процессе подготовки бакалавров архитектуры находится изучение базовых аспектов личной финансовой грамотности и экономической культуры, в том числе как первоначального этапа формирования у студентов экономической компетентности и способности выносить экспертные суждения и обоснования в будущей профессиональной деятельности в части экономики архитектурного или градостроительного проекта.

 

Еще в 2017 г. распоряжением Правительства РФ «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 гг.»» в числе прочих приоритетов была определена необходимость обеспечения внедрения элементов финансовой грамотности в образовательные программы образовательных организаций на базе ФГОС и (или) примерных основных образовательных программ (ПООП) различных уровней образования. В качестве приоритетной целевой группы в документе выделены обучающиеся образовательных организаций высшего образования как часть населения, составляющего потенциал будущего развития России [18]. В свою очередь, в письме Минобрнауки РФ председателям ФУМО «О внесении изменений во ФГОС ВО» от 27.06.2019 № МН–3.9/2248 сформулирован перечень изменений для работы ФУМО в соответствии с поручениями Президента РФ. В письме с ссылкой на п. 1.10–1.14 «Плана мероприятий (дорожной карты) по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в РФ на 2017– 2023 годы» (утв. Банком России, Минфином России 03.12.2018) до 2020 г. должно было быть реализовано внедрение программ образовательных курсов или модулей, обеспечивающих формирование универсальной компетенции в области экономической культуры, в том числе финансовой грамотности, выпускников программ бакалавриата (специалитета) по всем направлениям подготовки и специальностям во всех регионах. Одним из планируемых ожидаемых результатов в данном документе является внедрение курса или модуля по финансовой грамотности в деятельность всех неэкономических направлений и специальностей вузов в срок не позднее 2023 г. Нормативно-правовой основой для обновления образовательных программ вузов для внедрения в учебные планы соответствующего курса должен был стать п.1.11 «Плана мероприятий», согласно которому рекомендовано включение в ФГОС ВО 3++, а также в ПООП универсальной компетенции (УК) в области экономической культуры, в том числе финансовой грамотности, выпускников программ бакалавриата (специалитета) [19]. В Письме Минобрнауки России от 22.04.2020 г. № МН-3/1000 «О формировании универсальной компетенции» окончательно зафиксировано, что в утверждаемые в настоящее время ФГОС ВО 3++ подготовки бакалавров и специалистов должна быть включена универсальная компетенция в области экономической культуры, в том числе финансовой грамотности, с формулировкой «способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности».

С целью выявления уровня перечисленных изменений в области экономических компетенций в рамках профессионального архитектурного образования нами были проанализированы актуальные ФГОС 3++ и ПООП по направлению подготовки 07.03.01 «Архитектура» (бакалавриат). Полученные результаты указали на то, что требования к компетенциям в области экономической культуры (в том числе финансовой грамотности) и, соответственно, индикаторы их достижения для выпускников программ бакалавриата архитектуры на текущий момент в стандарте и образовательной программе отсутствуют, размыты или сформулирована не четко (табл. 1, 2).

Таблица 1
Экономико-управленческие компетенции бакалавров архитектуры (ФГОС ВО, 2016, предшествующий)

Таблица 2
Универсальные (УК) и общепрофессиональные компетенции (ОПК), относящиеся к экономическим и индикаторы их достижения
(ПООП по направлению подготовки 07.03.01 «Архитектура», бакалавриат на базе ФГОС ВО, 2017. действующий)

В частности, действующий ФГОС ВО по направлению подготовки 07.03.01 содержит лишь положение о том, что образовательная программа должна устанавливать в ряду прочих требования к способности выбирать оптимальные возможности решения различных задач, исходя из имеющихся ресурсов и ограничений, а также к способности реализовывать свою роль в команде на базе знаний профессионального, делового и финансового контекста интересов общества, заказчиков и пользователей (УК-2, УК-3). Следует отметить, что предшествующий образовательный стандарт по направлению подготовки бакалавров архитектуры (ФГОС 3+ от 2016 г.) включал так называемую общекультурную компетенцию ОК-3 «способность использовать основы экономических знаний при оценке эффективности результатов деятельности в различных сферах», в определение которой, на наш взгляд, достаточно легко вписывались бы современные учебные дисциплины, связанные со стратегией и тактикой управления личным финансово-экономическим поведением.

Дальнейшее изучение содержания учебных планов архитектурных факультетов и выявление в их структуре дисциплин или модулей, связанных с вопросами финансовой грамотности и экономической культуры, показало следующие результаты. В рассмотренных 17 образовательных учреждениях высшего образования по направлению 07.03.01 «Архитектура» (бакалавриат) в соответствии с ФГОС ВО 3++ в формировании экономических компетенций участвует от 1 или 2 дисциплин (СФУ, СПбГАСУ, УрФУ, КГАСУ) до 5 дисциплин (АГАСУ). Формирование экономических компетенций происходит как в рамках дисциплин обязательной части учебного плана, так и дисциплин, относящихся к части, формируемой участниками образовательных отношений и дисциплин по выбору (т. е. дисциплин, устанавливаемых каждым вузом самостоятельно). Анализ показывает, что, как правило, это дисциплины, связанны с профессиональной деятельностью будущих бакалавров архитектуры: «Экономика архитектурных решений и строительства», «Организация и управление архитектурно-градостроительной деятельностью», «Управление инвестиционным проектом», «Ценообразование и сметное дело в строительстве», «Архитектурный менеджмент и администрирование» и т.п. В 14 вузах из 17 предполагается изучение дисциплин «Экономика» / «Основы экономики» / «Экономика и право». При этом в двух из них данная дисциплина не относится к обязательной части учебного плана. Трудоемкость изучаемых дисциплин варьируется от 2 до 6 зачетных единиц (к примеру, ВГТУ, ТГТУ). Изучение экономических дисциплин учебного плана предполагается в вузах начиная с 3-го до 9-го (последнего) семестра (табл. 3).

Таблица 3
Перечень экономических дисциплин в учебных планах вузов,
осуществляющих подготовку по направлению 07.03.01 «Архитектура» (бакалавриат) в соответствии с ФГОС ВО 3++


Представленный анализ указывает на то, что большинство дисциплин обязательной и формируемой самостоятельно вузами части учебных планов так или иначе носят прикладной к архитектурно-строительной деятельности характер (что соответствует требованиям ФГОС и ПООП). Другие же («Экономика», «Экономика и право»), излишне теоретизированы, связаны с изучением классических экономических теорий и отчасти правовых вопросов, не имеющих прямого отношения к экономическим компетенциям.

Изучив перечень факультативов в учебных планах, мы также выявили отсутствие дисциплин или модулей, соответствующих задачам, направленным на формирование компетентности выпускников бакалавриата архитектурных вузов и факультетов в части личной финансовой грамотности (табл. 4). Представленные факультативные экономико-управленческие дисциплины также не связаны с системой индивидуальной финансово-экономической компетентности, а направлены на формирование знаний, умений и навыков применительно к профессиональной деятельности в системе корпоративных бизнес-процессов.

Таблица 4
Факультативные дисциплины, представленные в учебных планах вузов,
осуществляющих подготовку по направлению 07.03.01 «Архитектура» (бакалавриат) в соответствии с ФГОС ВО 3++

Результаты и выводы

Анализ структуры и содержания ФГОС ВО, ПООП и учебных планов позволяет сформулировать следующие проблемы в базовой финансово-экономической подготовке студентов-архитекторов в контексте компетентностного подхода к обучению.

Во-первых, образовательные программы на текущем этапе не предусматривают требований к формированию данной компетенции, так как в ФГОС ВО третьего поколения и в ПООП по направлению 07.03.01 «Архитектура» (бакалавриат) не включены соответствующие УК. Несмотря на понимание многими вузами, в том числе архитектурного профиля, значимости и актуальности обучения студентов грамотному финансово-экономическому поведению, финансовая грамотность не прижилась в системе архитектурного образования, поскольку в учебных планах не представлены соответствующие образовательные курсы или модули. Вероятно, что при отсутствии соответствующей компетенции прописанной в ФГОС ВО, несмотря на относительную свободу образовательных учреждений при разработке образовательных программ, изменений в этом направлении не произойдет.

По мнению экспертов Федерального сетевого методического центра «Финансовая грамотность в вузах» экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова (ФСМЦ МГУ) содержательное решение данного вопроса возможно за счет включения в образовательные программы для неэкономических специальностей дисциплины «Основы финансовой грамотности»/«Разумное финансовое поведение», которая и будет формировать соответствующие знания и навыки. В первую очередь «проводником» финансовой грамотности в данном случае должны стать факультативы, а также межфакультетские курсы [20].

Так, для выявления заинтересованности студентов-архитекторов к идее повышения финансовой грамотности в рамках образовательного процесса преподавателями блока экономических дисциплин ФГБОУ УрГАХУ был проведен онлайн-опрос, в котором приняло участие 220 студентов бакалавриата факультета архитектуры с 1-го по 5-й курс. Студентам было предложено выбрать из списка не более 3-х дисциплин, которые, по их мнению, наиболее актуальны и полезны в процессе обучения и могли бы изучаться как факультативные. Перечень дисциплин для опроса был сформирован на основе факультативов, предусмотренных в настоящее время учебными планами архитектурных факультетов за исключением профильных курсов, связанных с архитектурной деятельностью и профессионально-экономических дисциплин (табл. 4). При этом нами дополнительно был включен в список и предложен на выбор (отсутствующий на данном этапе в учебных планах) факультативный курс «Основы финансовой грамотности и разумное финансовое поведение» (рис.1)

Результаты данного опроса показали, что большинство (70,5 % опрошенных) считают наиболее востребованным курс, связанный с современными информационными технологиями в проектировании и строительстве (BIM-технологии). На основании приведенных данных также можно сделать вывод о том, что студенты-архитекторы действительно заинтересованы в повышении своего уровня финансовой грамотности (58,5% опрошенных выбрали бы данную дисциплину для изучения) и готовы уделять этому определенное время даже в рамках факультативных дисциплин. Кроме того, ряд студентов в качестве собственных вариантов предложили такие дисциплины как «Основы экономических отношений в профессиональной деятельности» и «Основы предпринимательства».

Вторая проблема связана с консервативностью и инерционностью самого процесса актуализации образовательных программ и учебных планов. Зачастую востребованные и актуальные курсы не включаются в документы, регламентирующие образовательный процесс. Чтобы получить возможность включить элементы финграмотности в учебный план, преподавателям профильных кафедр необходимо не только убедить разработчиков образовательных программ, что они не планируют дублировать курс «Экономики», но также не «потеснить» другие, более профильные предметы. Ведь большего количества часов, чем это определено ФГОС ВО, образовательная программа предложить не может. Таким образом, вузы в части реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в РФ попали в так называемую «институциональную ловушку». И если удается, пусть и в сокращенной форме, интегрировать в свои курсы элементы финансовой грамотности, то это происходит благодаря личной педагогической инициативе, энтузиазму преподавателей традиционных экономических дисциплин, а не объективным условиям [20]. Однако наличие подобного фрагментарного характера преподавания финансовой грамотности не формирует устойчивую систему знаний и навыков. [21]

Третья проблема связана с организацией самого педагогического процесса передачи студентам знаний, умений и навыков в сфере финансов, личных инвестиций и персональной финансовой безопасности. Очевидна недостаточность компетентности самих преподавателей неэкономических вузов в сфере практического применения финансовых инструментов и услуг на рынке, либо с отсутствием квалифицированных преподавателей даже при возможности включения данных курсов в учебный план в части дисциплин по выбору студента или факультативных дисциплин.

Наконец, в настоящее время все больше экспертов указывают на необходимость определенных изменений в методике преподавания и структуре содержания дисциплины «Экономика». Данный курс представлен в образовательном процессе практически на всех факультетах вузов (включая архитектурные) и фактически подменяет собой фундаментальный курс «Экономической теории» (микро- и макроэкономики), который традиционно лежит в основе подготовки на экономических факультетах. Существует мнение, что «обучение экономике студентов неэкономических специальностей не вызывает пристального интереса ни с точки зрения методики преподавания, ни с точки зрения содержательного наполнения курса. Задача преподавателей заключается в том, чтобы направить интеллектуальные усилия студентов в те области экономики, которые в наибольшей степени отвечают специфическим потребностям их будущей профессии. При наличии общих рамок преподавания каждое направление и каждая отдельная специализация требуют учета их индивидуальных особенностей, которые связаны с исходным уровнем знаний студентов, с организационными особенностями факультетов и общим содержанием специализации, что определяет мотивацию студентов при изучении микро- и макроэкономики» [10]. То есть невозможно и нецелесообразно читать идентичные курсы экономики архитекторам, историкам, юристам, математикам, менеджерам и т. д.

Здесь, на взгляд авторов, необходима увязка содержания курса «Экономика» с профессиональной деятельностью, что в еще большей степени будет приводить к путанице в части осознания и разделения студентами задач, которые ставит перед собой теоретическая экономика и прикладные направления экономической науки и практики.

Также идет речь о больших трудностях самого процесса изучения и преподавания экономических дисциплин студентам неэкономических направлений:

– непрофильные дисциплины не являются приоритетными для студентов, а это сказывается на снижении их заинтересованности при изучении соответствующих дисциплин;
– недостаточное количество часов, выделяемых для изучения экономики, и при этом сохраняющаяся тенденция изменения структуры учебной нагрузки в пользу увеличения времени, отводимого на самостоятельную работу студентов;
– недостаточно серьезное отношение к осуществлению самостоятельной работы со стороны ряда студентов, что не позволяет им в достаточной степени овладеть необходимыми знаниями;
– тотальная ориентация на тестовую систему оценки знаний, в свою очередь, препятствует развитию широкого экономического мышления студентов, что не приветствуется современным рынком труда;
– научная работа в сфере экономики для студентов-неэкономистов, скорее, исключение, чем правило [11].

Исследования ФСМЦ МГУ по данной проблеме отмечают, что если традиционно сложившееся объяснение с помощью графиков и формул экономических теорий и законов еще может быть полезно для студентов технических специальностей, поскольку они привыкли к такому изложению, то для гуманитариев или студентов творческих направлений это скорее приводит к отторжению материала. Но главное, что знание моделей потребительского выбора, максимизации прибыли фирмой или кейнсианского креста именно в форме математических моделей не сильно приблизит студентов неэкономических специальностей к пониманию реально происходящих в экономике процессов и условий принятия экономических и финансовых решений. Понимания можно достичь, изложив материал в доступном виде, уделяя внимание не только пониманию научных принципов функционирования экономики, но и определенным компетенциям в вопросах формирования личного бюджета или использования инструментов личного финансового планирования [22].

В частности, тематическое наполнение дисциплины «Экономика», представленное в рабочих программах архитектурных факультетов, в качестве основных результатов обучения предполагает понимание базовых принципов функционирования рыночной экономики, теоретических принципов рационального экономического поведения домохозяйств и фирм, а также основных направлений макроэкономической политики государства. Данная тематика здесь представлена сжатыми объемами контактной работы и, как следствие, поверхностным изложением материала. Можно сделать вывод, что дисциплина «Экономика» направлена на решение совершенно иных образовательных задач и не позволяет в необходимом объеме сформировать компетенции, связанные с персональной финансовой грамотностью.

Заключение

В настоящее время в системе неэкономического, в частности архитектурного, образования не прослеживаются перспективы выполнения стратегических планов Правительства РФ в вопросах повышения уровня финансовой грамотности студентов бакалавриата. В вузах не до конца осознана необходимость совершенствования процесса подготовки будущих архитекторов в сфере формирования способности принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности, эффективно применяя финансово-экономические знания на практике. Решение проблемы формирования данной компетенции путем включения нового курса/модуля в учебные планы представляется затруднительным ввиду того, что из учебного процесса в контексте современных ФГОС ВО и профессиональных стандартов «вымываются» даже учебные курсы связанные с общепрофессиональными компетенциями, а значит, прикладные к архитектурно-строительной практике экономические дисциплины. В таких условиях возможно либо коренное изменение традиционных подходов к содержанию и тематике курса «Экономика», что предполагает пересмотр тематического плана в рабочих программах с частичным включением элементов финграмотности, либо использование актуальных учебно-методических материалов и образовательных технологий, которые должны быть максимально приближены к реальным условиям принятия экономических и финансовых решений. Также необходимо стремиться к более эффективной самостоятельной работе студентов в рамках существующих дисциплин экономического блока с использованием электронных образовательных ресурсов и образовательных платформ, направленных на формирование данной компетенции. В частности, подобная практика начала применяться на факультете архитектуры в УрГАХУ в рамках курса «Экономика» на базе системы поддержки дистанционного образования Moodle.

Повышение уровня экономической культуры и финграмотности должно являться неотъемлемым этапом начальной экономической подготовки для дальнейшего развития расчетно-экономических, организационно-управленческих и бизнес-компетенций, являющихся значимыми профессиональными качествами современного архитектора. По нашему мнению, затруднительно принимать экономически жизнеспособные архитектурные и градостроительные решения в корпоративном секторе, не будучи компетентным в сфере планирования и управления личными финансами, включая вопросы индивидуального бюджетирования, страхования, налогообложения, инвестирования и кредитования, т. е. при отсутствии должного понимания рационального (иррационального) экономического поведения на уровне домохозяйства и индивида.

References

1. Glukhova, E.N. (2015) Defining the contents of economic competency in undergraduate pedagogy students. Theory and Practice of Social Development, No. 5, pp. 152-155. (in Russian)

2. Kropotova, E.S. (2015) Developing economic competencies in would-be choreography company directors at universities of culture. Bulletin of MGUKI, No. 5 (67), pp. 235 -239. (in Russian)

3. Kostenko, V.B., Yurieva, E.A., Baidasheva, E.N. (2015) Teaching a course of economics in a medical university. Siberian Medical Review, No. 5, pp. 110-112. (in Russian)

4. Lizunkov, V.G. (2015) Development of economic and managerial competencies in bachelors of mechanical engineering. Summary of Ph.D. dissertation (Theory and Methodology of Vocational Education). Tomsk Polytechnic University. (in Russian)

5. Morozova, G.M. (2012) Developing economic competence  in university students in the process of their vocational education. Summary of Ph.D. dissertation (Theory and Methodology of Vocational Education). Chelyabinsk State University. (in Russian)

6. Pauls, A.A. (2018) Factors influencing the adaptation of students in non-economics universities to studying economic disciplines (on the example of physical culture universities). Modern Socio-Economic Processes: Issues, Patterns, Prospects: proceedings of the 4th international scientific-practical conf. [pdf], 25 November 2018. Penza: ICNS "Science and Education", pp. 342-344. (in Russian)

7. Parkhomenko, I.A. (2017) Developing economic thinking in students of creativity universities as a means of improving the professional competencies of would-be professionals. Management of Professional Competence Development: History, Theory, Practice: proceedings of international scientific-practical conference, 27 November 2017. Belgorod: IPK BGIIK, Volume 1, pp. 23-26. (in Russian)

8. Starostina, K.I., Dragunkina, M.I. (2014) Development of economic competencies in students in higher and secondary vocational education. APRIORI. Series: Humanities. [Online], No. 2. Available from: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_31759469.pdf  [Accessed 12 Jan 2020]. (in Russian)

9. Khairullina, M.V. (2017) Development of economic, managerial and entrepreneurial competencies in a technical university. Russian Entrepreneurship, Volume 18, No. 11, pp. 1637-1650. (in Russian)

10. Chelnokova, O.Yu. (2010) The specifics of teaching economics to mathematical specialties at a university. In: Economics Teaching Methods: Experiences and Problems, Issue 1. Saratov: Nauka Publishing Center, pp. 15-20. (in Russian)

11. Davydova, T.E. (2012) Economic education of architecture and construction university students: the experience of the Voronezh State University of Architecture and Civil Engineering. In: Science and Education: Architecture, Urban Planning and Construction: proceedings of the international conference dedicated to the 60th anniversary of the university. Volgograd, 18-19 September. Volgograd: VolgGASU, pp. 168-172. (in Russian)

12. Solodilova, L.A. (2020) An algorithm for assessing the achievement of design object’s economic efficiency for architecture students. Construction: Science and Education. [Online], Volume 10, Issue. 2. Available from: http://nso-journal.ru  [Accessed 14 Jan 2020]. (in Russian)

13. Kiryushechkina, L.I. (2016) Development of adaptive economic thinking in architectural education. Architecture and Modern Information Technologies (AMIT). [Online], No. 3 (36).  Available from: http://www.marhi.ru/AMIT/2016/3kvart16/kiriushechkina/AMIT_36_kiriushechkina.pdf  [Accessed 16 January 2020]. (in Russian)

14. Makarenko, P.A. (2014) Economic training of an architect and the effectiveness of design activities. In: Science, Education and Experimental Design: abstracts of reports to international scientific-practical conference, 7-11 April. Moscow: MARKHI, pp. 46-47. (in Russian)

15. Likhobabin, V.K. (2015) Economics and organization of architectural design and construction. [ebook]. Astrakhan: Astrakhan Civil Engineering Institute. Available from: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=438917   [Accessed 24 January 2020]. (in Russian)

16. Titarenko, N.V. (2018) Economic and managerial training of an architect: from educational standards to professional architectural practice. Economics of Education, No. 4 (107), pp. 51-69. (in Russian)

17. Titarenko, N.V. (2017) Development of economic competencies in the training and professional competitiveness of architects. Competitiveness in the Global World: Economics, Science, Technology, No. 5-3 (45), pp. 143-147. (in Russian)

18. Order of the Government of the Russian Federation of September 25, 2017 No. 2039-r «On Approval of the Strategy for Increasing Financial Literacy in the Russian Federation for 2017-2023». Available from: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/71675558/ [Accessed 27 Jan 2020]. (in Russian)

19. An action plan ("road map") for the implementation of the Strategy for Improving Financial Literacy in the Russian Federation for 2017-2023. [Online]. Available from: https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2020/03/main/Plan_meropriyatiy_po_realizatsii_Strategii_povysheniya_finansovoy_gramot  [Accessed 29 January 2020]. (in Russian)

20. Be friends with finance. For those who are at university. How financial literacy takes root in higher educational institutions. [Online]. Available from: http://www.finpronews.ru/wp-content/uploads/2019/12/DF6_23122019_new.pdf   [Accessed 9 Feb 2020]. (in Russian)

21. Kosmacheva, N.M., Busheneva, Yu.I. (2018) Developing financial literacy in students in the context of a competence-based approach to learning. Bulletin of the Pushkin State University in Leningrad, No. 4 (107), pp. 321-333. (in Russian)

22. Kokorev, R.A., Kudryashova, E.N., Teleshova I.G. et al. (2016) New tasks of the universities in improving the financial literacy of students. In: Economic Science and Development of University Scientific Schools (towards the 75th anniversary of the Faculty of Economics of the Lomonosov Moscow State University): proceedings of the international conference "Lomonosov Readings’2016". Moscow: Faculty of Economics, Lomonosov Moscow State University, Volume 1, pp. 1174-1182. (in Russian)

Citation link

Titarenko Ni.V. ISSUES IN AND PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF FINANCIAL LITERACY IN BACHELOR-OF-ARCHITECTURE TRAINING [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2021. – №1(73). – URL: http://archvuz.ru/en/2021_1/24/  – doi: 10.47055/1990-4126-2021-1(73)-24


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 11.02.2021
Views: 152