Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №1 (73) March, 2021

Theory of architecture

Borisov Sergey V.

PhD. (Architecture), Associate Professor. Basics of Architectural Design.
Moscow Architectural Institute (MARHI),

Russia, Moscow, e-mail: borisov-sv@inbox.ru

Borodina Maria A.

Master of Architecture, Architect.
VSA Architectural Studio,

Russia, Moscow, e-mail: mb2707@yandex.ru

MODERN ORTHODOX SPIRITUAL AND EDUCATIONAL CENTERS CREATED DURING RECONSTRUCTION OF HISTORICAL INDUSTRIAL FACILITIES IN THE URAL REGION

УДК: 726.01
DOI: 10.47055/1990-4126-2021-1(73)-3

Abstract

In this article, we supplement the methods of reconstruction of historical industrial facilities with some special considerations to be taken into account when deciding on the location of religious objects. We have developed a set of criteria for assessing industrial architecture complexes that are preferable in terms of accommodating spiritual and educational centers. Methods are proposed for determining correspondence between the structural parts of the industrial enterprise to be reconstructed and elements of the religious object accommodated. It is noted that historical mill complexes have planning and spatial characteristics that are close to the needs of a modern Orthodox spiritual and educational center. The project of the spiritual and educational center to be located in Staroutkinsky Metallurgical Mill under reconstruction includes an educational architectural component. Its imagery has references to the historical design graphics of the 18th century Ural mills. We have found confirmation that historical mill workshops are close to Christian

Keywords: Ural region, orthodoxy, industrial architecture, spiritual and educational center, reconstruction

Введение 

В XX в. была разрушена традиционная для России духовная платформа с попыткой ее замены на идеологические принципы атеистического государственного устройства, что в полной мере отразилось на превалировании депрессивной социально-культурной и, как следствие, архитектурной среды. В указанных условиях существенным аспектом гармонизации общества является духовная экология – формирование или восстановление нарушенной природной и архитектурной среды, определяемых состоянием человеческого духа. Обращение к духовной жизни в России неразрывно связано с православием и храмовыми объектами, в том числе, духовно-просветительскими центрами, объединяющими религиозное, историко-образовательное, патриотическое и социально-реабилитационное наполнение. На протяжении нескольких веков на Урале сформировался богатый и своеобразный слой духовной и религиозной культуры, созданный выходцами из различных областей России, обусловленный всем разнообразием отечественного наследия при влиянии местных традиций. Обращение к религиозному, историческому и этническому контекстам обосновывает позиционирование региона как одного из духовных центров России.

Урал обоснованно считается основателем отечественного индустриального зодчества. Заводские ансамбли, возведенные в первой половине XIX в., до настоящего времени формируют облик центральных районов многих населенных мест. Ряд промышленных объектов изменен более поздними перестройками и находится в неудовлетворительном техническом состоянии, сохраняя при этом региональное своеобразие. Снижение в конце XX в. государственного интереса к историческим индустриальным предприятиям, являвшимся градообразующими, привело к частичной деградации многих промышленных поселений. Учитывая значительное число сохранившихся промышленных объектов, многие из которых обладают исторической и культурной ценностью, возможна их реконструкция в различных качествах, наиболее распространенными из них являются: торгово-деловые; музейно-выставочные; культурно-досуговые; гостиничные центры.

Проектные предложения по развернутому светскому функциональному наполнению реконструируемых комплексов всецело зависят от результатов успешной региональной деловой активности. Достижение высокого уровня достатка, позволяющего развивать социально-культурные объекты, не вполне соответствует современным реалиям, особенно в малых городах и населенных пунктах, сохранивших индустриальное наследие. Общественный светский объект, нацеленный сугубо на получение материальных благ или развлечений, не в состоянии стать катализатором преобразования депрессивной социально-культурной среды. Для гармонизации духовного состояния населения, и, как следствие, нарушенного природного и архитектурного окружения актуально размещение в исторических промышленных предприятиях Урала религиозных комплексов с функцией социального служения. Данный аспект реконструкции промышленных объектов не исследован до настоящего времени и обладает специфическими особенностями, что ограничивает настоящую работу именно указанной тематикой. Экономический фактор обосновывает целесообразность повторного использования основных строительных конструкций капитальных промышленных строений в условиях современного общемирового экономического кризиса. При вариантности светского или религиозного наполнения реконструируемых промышленных зданий представляет интерес выявление объектов, предпочтительных для размещения в них духовно-просветительских центров.

В данной работе нам требуется обосновать предположение, что исторические индустриальные предприятия Урала обладают структурой генерального плана и объемно-планировочными характеристиками, близкими к потребностям современного православного духовно-просветительского центра. Указанное предположение связано с составом и особенностями структуры религиозного объекта с расширенной функцией социального служения. Действующие нормативно-рекомендательные документы1 привязывают состав и вместимость функциональных блоков православного духовно-просветительского центра к численности населения и статусу населенного пункта, аналогично методикам расчета для светских сооружений – зрелищных, медицинских, торговых, транспортных. Такой подход применительно к храмам производен от методик дореволюционного периода России, исторически привязанных к численности населения и прихода при рассмотрении церкви в ряду институтов государственного управления. В настоящее время, при ином положении церкви, храмы в значительной степени характеризуются экстерриториальным принципом образования численности прихода. Исследования автора настоящей статьи [3–6] и работы, комплексно рассматривающие данную проблему в рамках научного направления кафедры «Храмовое зодчество» Московского архитектурного института [8–10, 14, 15, 17], свидетельствуют об отсутствии прямой связи между статусом населенного пункта, размером и составом структурных блоков социального служения религиозного комплекса. Отсутствие рационально объяснимой связи между местом возникновения религиозного объекта и его последующей значимостью всецело подтверждается историей храмов и монастырей Русской Православной Церкви. Сказанное позволяет рассматривать комплексы индустриального наследия Урала как обладающие равным потенциалом для образования на их основе духовно-просветительских центров с развернутым социальным служением (рис. 1), вне однозначной связи со статусом населенного пункта и числом его жителей.

Рис. 1. Функциональная структура духовно-просветительского центра.
Здесь и далее автор аналитических рисунков и проектных предложений,
кроме отмеченных отдельно, – М.А. Бородина, научный руководитель С.В. Борисов

История отечественного индустриального наследия широко освещена в ряде исследований [1, 2, 12, 13, 16, 18 и др.]. Вопросы сохранения промышленных зданий [11, 18], известные методики градостроительной и социальной адаптации реконструируемых объектов, очевидно, в полной мере приемлемы для рассматриваемого вопроса – духовно-просветительские центры в типологическом отношении являются общественными зданиями со зрелищным, образовательным, спортивно-досуговым наполнением. Однако имеется ряд специфических моментов, относящихся к религиозной первооснове социального служения. Для размещения духовно-просветительских центров потребуется дополнение методики реконструкции исторических промышленных объектов некоторыми специальными позициями, исходя из церковного канона и традиций православной церкви, что составляет цель настоящей статьи. Предметом исследования является разработка комплекса критериев для выявления объектов размещения духовно-просветительских центров и системы приемов определения соответствия между структурными частями реконструируемого промышленного предприятия и элементами религиозного объекта. Результаты работы применены авторами настоящей статьи2 в проекте реконструкции исторической части Староуткинского металлургического завода, выполненном по заданию администрации городского округа Староуткинск Свердловской области.

Рис. 2. Промышленные объекты, спроектированные и построенные Георгом Вильгельмом де Генниным в первой трети XVIII в. [1]:
а) Екатеринбургский казенный завод. 1723, б) Каменский казенный завод. 1701,
в) Невьянский завод А.Н. Демидова. 1701, г) Староуткинский завод А.Н. Демидова. 1729

Критерии выбора исторических промышленных объектов Урала для устройства в них духовно-просветительских центров

Многие из возведенных в XVIII–XIX вв. индустриальных объектов являются уникальными и отражают достижения строительной и конструктивной мысли. Различной является степень сохранности их основных объемно-планировочных и конструктивных элементов, а также архитектурной и ландшафтной среды. В числе исторических региональных промышленных объектов наиболее значимы казенные заводы, задуманные и выстроенные Георгом Вильгельмом де Генниным в первой трети XVIII века: Екатеринбургский (рис. 2 а), Каменский (рис. 2 б), Верх-Исетский, Сысертский. Невьянским заводом (рис. 2 в), а также Нижне-Тагильским, Ревдинским и Староуткинским (рис. 2 г) заводами, построенными одновременно с казенными, владел А.Н. Демидов, Билимбаевским – Н.Г. Строганов [1].

Отметим некоторые планировочные характеристики исторических промышленных предприятий времени их расцвета. В качестве высотных доминант выступает один или два храма с характерно развернутыми по вертикали стройными башенными объемами. Глубинно-пространственными доминантами являются площади вокруг храмов и заводских корпусов. Все без исключения предприятия сформированы в непосредственной близости от водных объектов. Территории заводов подразделяются на разомкнутые с несколькими зонами застройки и замкнутые с периметральной обстройкой. По образным характеристикам исторические заводские территории близки традиционным русским малым городам, отчасти – монастырям, совмещая дорегулярные и регулярные принципы планировки. Данные особенности соответствуют задачам расположения духовно-просветительских центров, тяготеющих, согласно современным исследованиям, к продолжению традиционных для России планировочных принципов. Для аргументированного выбора объектов с их дальнейшей адаптацией под социально значимые функции духовно-просветительских центров необходимо определить критерии отбора. При формировании системы критериев учтем специфику промышленных строений и черты архитектуры церковных комплексов с опорой на технологические и конструктивные особенности, а также, рассмотрим возможность функциональных трансформаций (рис. 3).

 

а)                                                                                                          б)

Рис. 3. Критерии выбора исторических промышленных объектов Урала для духовно-просветительских центров: 
а) Расположение промышленных объектов на карте региона, 
б) Схема оценки объектов при помощи системы критериев (площадь круга пропорциональна указанным критериям)

Критерий исторической «освященности» определяет связанность объекта или места его географической локации с историей православия на Урале. Здесь значимы места жизни и подвигов святых угодников прошлых веков, новомучеников и исповедников Церкви Русской XX в., стойких в вере простых прихожан, трудящихся заводов. К исторической «освященности» отнесем и святые источники, места уничтоженных храмов и часовен.

Критерий социально-религиозной актуальности обосновывает необходимость социологического исследования предполагаемой наполняемости духовно-просветительского центра. Представляется актуальным исследование этнического, религиозного и социального состава населения на предмет его восприимчивости к христианству. Впоследствии строительство православного комплекса посредством духовного окормления первоначально не воцерковленных людей, постепенно изменит депрессивную социальную обстановку и увеличит наполняемость объекта.

Критерий доступности заключается в оценке транспортных коммуникаций, связывающих объект с крупными региональными населенными пунктами или с иными духовно-просветительскими центрами, включаемыми в единый паломнический или туристический маршрут, местный Крестный ход.

Критерий историзма и художественной выразительности оценивает наиболее полное отражение в объекте особенностей архитектуры определенного периода соответствие эпохе, окружению и архитектурной среде. В контексте классицизма, доминирующего в региональной промышленной архитектуре XVIII – первой трети XIX в. и сохранившегося в большинстве исторических объектов, отметим: гармоничные, строгие геометрические формы; сдержанный декор; метроритмические построения; подчеркнутую симметрию; логичность планировки и масштабность; ясные пространственные решения. Определенные аспекты художественной выразительности несут продукты разновременных перестроек времен архитектуры историзма, модерна и советского конструктивизма.

Критерий эстетики конструкций специфичен для промышленных предприятий, образ и объемно-планировочная композиция которых определяются конструктивными и технологическими особенностями объекта. К ним относятся: соответствие общей композиции функциональному членению плана; применение уникальной технологии строительства; наличие оригинальных конструктивных особенностей постройки. Для обследования сохранности элементов исторического сооружения на этапе, предшествующем проектированию, актуальна методика приближенной оценки надежности строительных конструкций на основе визуального осмотра3. При эксплуатации зданий применяется метод неразрушающего контроля за счет фиксации перемещения элементов конструкции. Датчики перемещений на конструктивных элементах оперативно передают информацию о текущем состоянии постройки [7].

Критерий сохранности исторических объектов и ландшафта определяет актуальность реконструкции объекта, исходя из степени сохранности его основных элементов и отсутствия позднейшей застройки, нивелирующей архитектурные качества исторического ансамбля. При недостаточной сохранности возможна консервация руин или включение их в качестве экспозиционного объекта в новое строение. Существенным критерием является сохранность ландшафта на обширной территории, окружающей объект. Данный критерий учитывается как фактор туристической привлекательности уникальных природных пейзажей Урала.

Критерий адаптивности объекта и территории отвечает актуальности трансформации первоначального функционального наполнения объекта и территории в духовно-просветительский центр. Здесь следует учитывать объемно-планировочные характеристики зданий и их расположение на местности. Из промышленных комплексов Урала указанным критериям в значительной мере соответствует Староуткинский металлургический завод, начатый постройкой в 1729 г. А.Н. Демидовым (рис. 2 г, 4, 5) – одно из старейших металлургических предприятий [1, 2, 16] Свердловской области.

а)                                                                            б)

Рис. 4. Староуткинский металлургический завод: а) ситуационный план, современное состояние,
б) реконструкция центральных зданий завода по состоянию на начало XX в. Рис. С.В. Борисова

Приемы определения соответствия характеристик реконструируемого исторического промышленного предприятия структурным элементам духовно-просветительского центра 

При реконструкции региональных производственных зданий под нужды духовно-просветительского центра актуально структурировать общую задачу на основе нескольких приемов, последовательно обращенных к осознанному поиску соответствия между характеристиками реконструируемого и нового комплексов. Данные позиции нами в значительной степени обобщены и регулируют наиболее масштабные направления поиска архитектурного решения, не сковывая при этом проектное многообразие.

Прием определения соответствия градостроительного решения промышленного объекта структурным элементам духовно-просветительского центра. Характерная особенность региональных исторических промышленных предприятий – их формирование в непосредственной близости от водных объектов, в пределах каждого завода подразделяющихся на обширную запруду и канал, разграниченных дамбой. Природные объекты естественным образом подразделяют территорию на две или более зон с индивидуальными характеристиками планировки и рельефа, формируя ближние и удаленные видовые точки. Относительно водных объектов актуально: формирование функционального зонирования; расположение ландшафтно-рекреационных территорий; оценка приспособления существующих или строительство новых зданий; возможность органичного роста комплекса.

Отметим позиции, общие для промышленных предприятий в целом. Это учет внешних транспортных связей и сложившихся пешеходных коммуникаций внутри объекта, в которые необходимо включить круговой обход для Крестных ходов. При композиционной оценке расположения архитектурных высотных доминант отметим, что ими является храм и колокольня, отдельно стоящие или сблокированные. В соответствии с историческими традициями заводов Урала храмовые доминанты имеют характерные, нарочито растянутые по высотной направляющей силуэты. а) б)

Рис. 5. Староуткинский металлургический завод:
а) исторические ( https://чусовая.рус/статьи/2126/  ) и современные (М.А. Бородина, 2019) фотографии объекта,
б) аксонометрическая схема реконструируемого цеха с сохраняемыми и достраиваемыми элементами:
1 – сохраняемые исторические конструкции; 2 – достраиваемая стена

Прием определения соответствия ориентации по странам света построек промышленного объекта структурным элементам духовно-просветительского центра. При реконструкции промышленного объекта под духовно-просветительский центр существует специфическая задача соответствия приспосабливаемого под храм здания церковным каноном. Алтарь должен ориентироваться на восток с допустимым отклонением в 15° в северную или южную сторону. В случае переоборудования под храм исторического заводского цеха с характерной базиликальной структурой, очевидно, далеко не всегда имеется возможность соблюсти ориентацию условного «нефа» вдоль оси восток–запад. В данном случае возможна пристройка алтаря в перпендикулярном удлиненной части здания направлении с устройством входа напротив него. Реализуется композиционная схема храма с основной частью для молящихся, растянутой вдоль оси север–юг, чему в отечественной церковной архитектуре имеются некоторые исторические прототипы. Очевиден учет ориентации по странам света объектов, планируемых для размещения в них учебных аудиторий при соблюдении требуемой инсоляции.

Прием определения соответствия объемно-планировочных и конструктивных решений промышленного объекта структурным элементам духовно-просветительского центра. Здесь учитываются конструктивные шаги и пролеты, устанавливается соответствие между объемно-планировочными решениями промышленных объектов и храмами, аудиторными комплексами, предприятиями общественного питания, гостиницами. Наиболее сложная и своеобразная задача – поиск соответствия между историческими производственными зданиями и значимыми по габаритам составляющими духовно-просветительского центра – храмом, конференц-залом, общественной трапезной и многофункциональным спортивным залом.

Из перечисленных составляющих именно для храма предполагается реализация наиболее сложных пространственных решений, основанных на развитии объема по горизонтальной и высотной направляющим. Облегчает данную задачу тот факт, что прототипами для исторических заводских цехов в рамках концепций романтизма и историзма являлись средневековые западноевропейские базилики. Для них характерно высотное выделение центрального нефа с освещением внутреннего пространства верхним светом, широкий шаг колонн. Базилика, являющаяся общим и наиболее ранним типом храмов для восточных и западных христианских церквей, по своему построению не противоречит православному богослужению. Здесь достаточно вспомнить Казанский собор Шамординского монастыря (Калужская обл.) или характерные храмы архитектора В.А. Косякова на Путиловском заводе в Санкт-Петербурге или в Лоцманском селении Лебяжье (вблизи Кронштадта). Приемлемо размещение конференц-зала в старом цехе или гостиничного корпуса в историческом каменном жилье для рабочих, так называемых «казармах». Допустимы, а в ряде случаев необходимы, новые достройки и включения в историческую ткань, в особенности для крытых спортивных залов.

Рис. 6. Проектное предложение по реконструкции Староуткинского завода.
Схема генерального плана: 1 – бастионы; 2 – спортивная площадка; 3 – детская площадка;
4 – туристический городок; 5 – амфитеатр (открытый лекторий); 6 – яхт-клуб; 7 – сцена;
8 – пирс (мостки); 9 – площадка «Интерактивный историзм»; 10 – приходской храм;
11 – площадь с фонтаном; 12 – монастырские сады; 13 – прогулочная зона;
14 – духовно-просветительский центр с храмом; 15 – действующая дамба; 16 – крещальня


 

 

Рис. 7. Проектное предложение по реконструкции Староуткинского завода. Вид с северо-востока

Проект трансформации исторического комплекса Староуткинского металлургического завода в духовно-просветительский центр

Функционально-планировочное решение реконструируемого комплекса основано на пространственном взаимодействии двух основных территорий. На меньшей из них, примыкающей к Староуткинскому пруду, в историческом заводском здании расположится первая очередь строительства духовно-просветительского центра с двухпридельным храмом, посвященном новомученикам Екатеринбургской епархии и святому праведному Симеону Верхотурскому (рис. 6).

Рис. 8. Проектное предложение по реконструкции Староуткинского завода.
План первого (подземного в алтарной и причтовой части) этажа основного исторического промышленного здания,
трансформируемого в православный храм с пристроенными причтовыми помещениями:
1 – храм святых новомучеников Екатеринбургской епархии; 2 – придел святого праведного Симеона Верхотурского;
3 – главный алтарь; 4 – придельный алтарь; 5 – подземное помещение для источника с освященной водой;
6 – кабинет под колокольней; 7 – технические и вспомогательные помещения; 8 – церковные лавки

Из производственного комплекса бывшего металлургического завода наибольшей сохранностью отличается здание доменного цеха, расположенного на значительном, исторически террасированном перепаде уровней земли. За два с половиной века функционирования цех расширялся и достраивался. Натурное обследование показало возможность сохранения существующей «базилики» центрального цеха, расположенной на уровне нижней планировочной отметки земли. Данному объему при условии полной реконструкции и восстановления предполагается сообщить функцию храма (рис. 5 б). Основное помещение для молящихся расположится в базиликальном объеме, разделенном двумя рядами колонн на основные «нефы», где разместятся главный и придельный храмы. Освещение планируется окнами верхнего света, расположенными в стенах над несущими колоннами. В восточной части устраивается алтарь, не выявленный в объеме здания, с допустимым отклонением от ориентации по странам света. К храму вблизи алтаря пристраивается колокольня, являющаяся доминантой (рис. 7, 8). С верхнего планировочного уровня земли устраивается спуск в подземную часовню с освященным источником, проход к которому возможен и из алтаря храма.  

Рис. 9. Проектное предложение по реконструкции Староуткинского завода:
а) вид комплекса с юго-запада, б) приходской храм, вторая очередь строительства

В старом заводском здании, возвышающемся над базиликальным объемом, разместятся помещения приходского дома. К его южному фасаду примкнет открытая эвакуационная лестница, ведущая на второй этаж и напоминающая о расположенном ранее на этом месте технологическом пандусе для загрузки руды (рис. 9 а). Остальные здания на заводской территории полностью руинированы и не представляют исторической ценности. На их месте возводится комплекс построек, содержащий функциональное наполнение духовно-просветительского центра, планировочное решение которого отличается адаптивностью при возможной трансформации образовательных программ.

Вторая, более обширная зона застройки, расположена к югу от исторического комплекса, примыкая к р. Чусовой и р. Утке. В прошлом она также относилась к заводскому комплексу, на ее территории располагалась пристань – крупный промышленный транспортный узел региона. В ее центре планируется вторая очередь возведения комплекса с самостоятельным приходским храмом, объем которого доминирует в приречной территории. Исторически для заводских поселений Урала характерны два конкурирующих пространственных ориентира – собственно производственные здания и крупный (с учетом значительного числа работников, храм в жилой части. Аналогичное решение принято и в рассматриваемом проекте: храм в реконструируемом здании, благодаря его незначительной высоте, не является доминантой, ее функцию выполняет стройная колокольня, тогда как второй пространственной доминантой является приходской храм на отдельной территории. Возведение второго церковного здания является перспективным направлением, учитывающим возможное увеличение численности прихода и расширение туристического потока (рис. 9 б).

Образное решение комплекса основано на обобщенной реконструкции силуэта промышленных городов региона, известных по сохранившейся исторической проектной графике XVIII в. (рис. 2) [1]. В архитектурном решении доминируют стройные восьмериковые объемы колоколен, башенок ограды, крещальни. Дополнением являются пятигранные бастионы по южной границе территории, напоминающие о былой оборонной функции заводского комплекса. На территории, примыкающей к р. Чусовой, в память о ранее располагавшейся здесь пристани, размещается яхт-клуб, вблизи него – паломнический туристический городок с отдельно стоящими коттеджами.

Территория бывшей промышленной зоны Староуткинского металлургического завода позволяет развить на ней полноценный парк, включающий, помимо духовно-просветительских функций, спортивную, детскую, досуговую, музейную и туристическую составляющие. В проект заложены решения, предусматривающие достройку конструктивных модулей и элементов благоустройства с привлечением сил местных жителей и паломников, в соответствии с желательным участием верующих в реконструкции храмовых объектов. В проекте предполагается реализация образовательной функции архитектуры – «интерактивный историзм», перенос образных решений, напоминающих об истории Урала на основе исторической проектной графики [1] в архитектурно-декоративные решения фасадов и благоустройство. Кроме того, планируется организация на территории бывшей промышленной зоны экспозиции архитектурных объектов промышленной отрасли XVIII–XIX вв. в миниатюре.

Заключение 

В статье дополнены некоторые позиции методики реконструкции исторических промышленных объектов, исходя из специфической задачи размещения религиозных объектов. Разработана система критериев для многоплановой оценки объектов исторической индустриальной архитектуры, предпочтительных для размещения в них духовно-просветительских центров. Система состоит из критериев: социально-религиозной актуальности; доступности; историзма и художественной выразительности; эстетики конструкций; сохранности исторических объектов и ландшафта; адаптивности объекта и территории. Разработаны приемы установления соответствия между структурными частями реконструируемого промышленного предприятия и элементами религиозного объекта. В их числе: прием соответствия градостроительного решения промышленного объекта структурным элементам духовно-просветительского центра; прием соответствия ориентации по странам света построек промышленного объекта структурным элементам духовно-просветительского центра; прием соответствия объемно-планировочных и конструктивных решений промышленного объекта структурным элементам духовно-просветительского центра.

Отмечено, что исторические промышленные объекты обладают характеристиками, близкими к потребностям современного православного духовно-просветительского центра. Подтверждено, что исторические цеха промышленных предприятий по объемно-планировочной структуре близки к христианским базиликам западных церквей. Впервые разработан проект трансформации исторического цеха базиликальной структуры в храм, показано, что указанный объемно-планировочный тип по своему построению не противоречит православному богослужению. В проект духовно-просветительского центра на базе реконструируемого Староуткинского металлургического завода введена образовательная функция архитектуры при создании образных решений на основе исторической проектной графики, напоминающих об истории Урала.

Примечания

1СП 391.1325800.2017. Храмы православные. Правила проектирования.

2Работа выполнена на кафедре «Храмовое зодчество» Московского архитектурного института в 2020 г. Автор М.А. Бородина, науч. рук. С.В. Борисов.

3Рекомендации по оценке надежности строительных конструкций зданий и сооружений по внешним признакам / А.Н. Добромыслов при участии Ю.В. Фролова, О.Л. Кузиной, С.В. Третьяковой. ЦНИИПромзданий, 2001.

References

1. Korepanov, N.S. (ed.) (2015). W. de Hennin's Keylines. Drawings and plans of Ural and Siberian 18th century mills. Yekaterinburg: Artefact. (in Russian)

2. Alferov, N.S. (1960). The Architects of the old Urals, the first half of the 19th century. Sverdlovsk: Sverdlovsk Book Publishing House. (in Russian)

3. Borisov, S.V. (2014). European Stylistics of the 18th–19th Century in Modern Russian Church Construction. Bulletin of the Tomsk State University of Architecture and Civil Engineering, No. 2, pp. 38–52. (in Russian)

4. Borisov, S.V. (2015). Criteria for reviewing Orthodox church designs. Bulletin of Irkutsk State Technical University, No. 11(106), pp. 63–70. (in Russian)

5. Borisov, S.V. (2019). Compositions of Orthodox churches based on regular planning polygons. Architecture and Modern Information Technologies (AMIT) [Online], No. (47), pp. 220–231. Available from: https://marhi.ru/AMIT/2019/2kvart19/PDF/14_borisov.pdf  [Accessed 21 July 2020]. (in Russian)

6. Borisov, S.V. (2013). Orthodox Parish Churches. Historical Analysis and Design Methodology. Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing. (in Russian)

7. Borisov, S.V., Bagdasaryan, M.L. (2015). Reinforced Concrete Applications in Modern Church Construction. In: Modern trends in the development of urban systems: Proceedings of the international scientific conference dedicated to the 135th anniversary of the founder of the Ural architectural school. Yekaterinburg: Architecton. (in Russian)

8. Zverkova, V.V. (2020). Church Complex Spatial Planning Principles for Rough Terrains on the example of the Crimea. Master's degree dissertation (Architecture). Moscow: Moscow Architectural Institute. (in Russian)

9. Levchuk, V.I. (2018). Orthodox Church Museum: Museum Space in a Church and Church Complex. Master's degree dissertation (Architecture). Moscow: Moscow Architectural Institute. (in Russian)

10. Nikitina, E.M. (2018) Architectural Concepts for Orthodox Rehabilitation Center: History and Modernity. Master’s degree dissertation. Moscow Architectural Institute.

11. Meerovich, M.G. (2008). Socialist Settlement: Theory and Practice. In: Konysheva, E.V., Bakanov, S.A., Nikitin, L.V. (eds.) City in the Mirror of the General Plan: a Panorama of Urban Development Projects in Russian Provinces in the 18th – Early 21st Century. Chelyabinsk: ChGPU, pp. 82–109. (in Russian)

12. Ikonnikova, A.V., Gulyanitsky, N. F. (eds.) (1978). Monuments of Architecture in the Structure of USSR Cities. Moscow: Stroyizdat. (in Russian)

13. Prutsin, O.I. (1980). City and Architectural Heritage. Moscow: Stroyizdat. (in Russian).

14. Pichugina, M.A. (2019). Formation of Tver’s Modern-Day Architectural Landscape Allowing for Spatial Relationships between Landmark Churches. Master's degree dissertation (Architecture). Moscow: Moscow Architectural Institute. (in Russian)

15. Ragulina, A.V. (2020). The Architecture of Children's Socio-Educational Institutions within Orthodox Complexes. Master's degree dissertation (Architecture). Moscow Architectural Institute. (in Russian)

17. Raskin, A.M. (2001). Industrial Architecture in Ural provinces: a Retrospective Analysis. In: Ural Province in the System of Regional Development of Russia: Historical and Socio-Cultural Experience: Proceedings of a scientific conference. Yekaterinburg, pp. 164–166.

17. Sveshnikova, A.G. (2018). Architecture and Planning of Modern Parish Complexes Allowing for the Creation of a basis for Their Successful Development. Master's degree dissertation (Architecture). Moscow: Moscow Architectural Institute. (in Russian)

18. Kholodova, L.P. (1998). Architectural Ensembles of Late 10th – Early 20th Century Ural Mills. Construction Complex of the Middle Urals, No 7, pp. 24–27. (in Russian)

Citation link

Borisov S.V., Borodina M.A. MODERN ORTHODOX SPIRITUAL AND EDUCATIONAL CENTERS CREATED DURING RECONSTRUCTION OF HISTORICAL INDUSTRIAL FACILITIES IN THE URAL REGION [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2021. – №1(73). – URL: http://archvuz.ru/en/2021_1/3/  – doi: 10.47055/1990-4126-2021-1(73)-3


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 15.12.2020
Views: 168