Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №4 (76) December, 2021

History of architecture

Postnikov Sergey P.

Doctor of Historical Sciences, Professor.
Ural State University of Architecture and Art.

Russia, Yekaterinburg, e-mail: sppostnikov@mail.ru

THE HISTORICAL CULTURAL LANDSCAPE OF THE CITY OF EKATERINBURG IN THE EARLY 20th CENTURY

УДК: 72.03
DOI: 10.47055/1990-4126-2021-4(76)-11

Abstract

The paper presents an analysis of Ekaterinburg’s historical cultural landscape and appearance in the early 20th century. Numerous publications are available on the history of Ekaterinburg, including the city’s architecture at various stages of its emergence and development. However, the evolution of the historical cultural environment of Ekaterinburg has not been adequately covered in the scholarly literature. In the meantime, this issue is of interest for both professionals and broader public interested in the city’s history. The historical cultural landscape of the city featured specific and uniqueness and had a lasting impact on subsequent development of Sverdlovsk during the first decades of the Soviet era.

Keywords: architecture of Ekaterinburg, architectural landscape, public buildings

Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-49-66002

Что представлял собой Екатеринбург в начале ХХ века? В 1913 г. в городе проживало 69 210 человек. В нем действовали 49 крупных промышленных предприятий и более 300 небольших кустарных заведений и мастерских. Площадь территории города была примерно в два раза меньше, чем накануне ХХI в. Не были освоены территории современных Орджоникидзевского, Чкаловского и частично Кировского районов.

Истории города посвящены десятки монографий и сотни статей. Однако его историко-культурный ландшафт получил слабое отражение в научной и краеведческой литературе. Можно назвать лишь несколько работ на эту тему. Среди них выделяются своей познавательностью и новизной книги Р.И. Рабинович и Т.М. Низамутдиновой [1], М.Ф. Худяковой [2] и особенно Л.И. Зориной и В.М. Слукина [3]. К началу ХХ в. город по-прежнему находился в границах улиц: Северная – Московская – 2-я Восточная. Только на юге, как отмечают Л.И. Зорина и В.М. Слукин, застройка велась уже на 4-й Загородной (ныне ул. Щорса) [3; с. 24]. Здесь преобладала малоэтажная деревянная застройка. Но проектировались и строились добротные здания в псевдорусском, «кирпичном» стиле (старый вокзал, усадьба Железнова и др.). Постепенно в архитектуру внедрялся стиль «модерн». Планы города 1901, 1910, 1912, 1916 гг. предполагали дальнейшее расширение территории Екатеринбурга [3; с. 24–25]. Город превратился в крупный транспортный и торговый центр края. Этому способствовала прокладка через Екатеринбург железной дороги, линия которой прошла вдоль восточной границы города и пока не застроенной северо-восточной части. Вознесенский проспект продолжили до привокзальной площади [4; c. 13]. Поступательное развитие города прервали революции 1917 г. и гражданская война.


Рис.1. Вид на здание бывшего Сибирского торгового банка  в Свердловске,
угол ул. Ленина и Володарского  Ф. 3. оп. 1. ед. хр. 19/14-6

Под историко-культурным ландшафтом в соответствии с Национальным стандартом РФ (ГОСТ 56891. 4-2016 от 7 января 2016 г.) понимается природно-культурный территориальный комплекс, обладающий возникшей в результате человеческой деятельности пространственной структурой или ее следами, в том числе находящимися под землей, отмеченный выдающимися событиями, либо отражающий градостроительные, архитектурные и иные культурные достижения и традиции определенного этноса или социума.

Цель данной статьи – воспроизведение историко-культурного ландшафта Екатеринбурга в начале ХХ в., который во многом определил развитие города на десятилетия вперед. Для достижения указанной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:

1. Дать описание существовавших тогда площадей и раскрыть их роль в жизни города.
2. Охарактеризовать реки и горы (возвышенности) на территории Екатеринбурга.
3. Проанализировать значение знаковых, в том числе градообразующих, зданий производственного, культового, административного, торгового, научно-образовательного и культурного характера для жизни и деятельности горожан.

К началу ХХ в. в Екатеринбурге было 18 площадей и 12 площадей-пространств без названия. Через сто лет сохранилось 7 площадей, изменивших свое первоначальное наименование, остальные 11 были утрачены. Большая часть площадей были местами торговли и развлечений горожан. Самой большой из них была Сенная площадь, имевшая границы: на севере – ул. Куйбышева, на юге – ул. Декабристов (быв. Сибирский проспект), на востоке – ул. Луначарского (быв. Васнецовская), на западе – ул. Белинского (быв. Новая). Площадь начала формироваться в первой трети ХIХ в. В ее северо-западной части в 1824 г. появилось здание Свято-Троицкой церкви, построенное на средства купцов Рязановых и предназначенное для единоверцев. К середине века здесь открылся Сенной рынок, на котором торговали не только сеном, но и лошадьми, крупным рогатым скотом. С 20 июня по 1 июля ежегодно проводилась Петровская ярмарка.


Рис. 2. Гостинный двор, Екатеринбург. Ф. 3. оп. 1. ед. хр. 245

Торговое значение имели также Зеленый рынок (Старый толкучий рынок), Дровяная площадь, Главная торговая площадь, расположенные в центре города, а также Березовская, Лузинская, Хлебная, Цыганская, Щепная, Коковинская площади (Новый толкучий рынок), располагавшиеся в разных уголках Екатеринбурга. Названия некоторых из них отражали характер преобладавшей здесь торговли.

Ряд площадей имели культовое значение, так как на них размещались православные храмы и церкви других конфессий. На Вознесенской площади стояла церковь Во Имя Вознесения Господня (каменный храм перестроен и расширен на рубеже ХХ в.). Старейшая в городе Церковная (Екатерининская) площадь появилась еще в ХVIII в. с закладкой собора Во Имя Святой Екатерины. На Кафедральной площади стоял Богоявленский храм. На Мельковской (Лузинской) площади в 1895 г. освятили Александро-Невскую церковь, при ней открылись церковно-приходская школа и Дом трудолюбия. Западная часть Щепной площади примыкала к ограде Ново-Тихвинского монастыря. В юго-западной углу Зеленого рынка находилась Святодуховская церковь.

Территории некоторых площадей были «полифункциональны». Так, западную часть Верх-Исетского выгона заняло здание заводской больницы, построенное, возможно, по проекту М.П. Малахова [3; с. 203]. В 1896 г. на северной части площади появился ипподром, в 1900 г. в ее южном углу заработал велодром и был возведен деревянный Верх-Исетский народный театр. На Дровяной площади на углу Главного проспекта и ул. Солдатской построен деревянный цирк (сгорел в 1912 г.). В начале ХХ в. в центре Дровяной площади было выбрано место для строительства Нового городского театра (открыт в октябре 1912 г.). На Малаховской площади (официально название закрепилось в начале ХХ в.) и в соседних с ней зданиях находились публичные дома и притоны [3; с. 224].


Рис. 3. Госпиталь Верх-Исетского завода,
Свердловск, нач. XX в. Ф. 4. оп. 1. ед. хр. 114

Екатеринбург в начале ХХ в. имел своеобразный рельеф. Доминантами выступали Московская, Вознесенская, Обсерваторская горки. Московская горка вплоть до конца ХIХ в. являлась западной границей территории города. Вознесенская горка стала застраиваться еще в ХVIII в., когда здесь появились Командирский дом и деревянная церковь Вознесения Господня. Обсерваторская горка начала осваиваться лишь в ХIХ в., в 1835 г. здесь было построено здание первой городской обсерватории, отсюда и название места.

На территории города протекало несколько рек и речушек. Главной водной магистралью Екатеринбурга была р. Исеть. Благодаря ей город, собственно, и появился (металлургические заводы в ХVIII в. работали на водной энергии). По территории города река имела протяженность около 50 км, разделяя его на левобережную и правобережную части. На всем протяжении в черте города река была запружена в четырех местах, образуя Верх-Исетский, городской, Парковый и Нижнеисетский пруды [5; с. 257–258]. В начале ХХ в. Исеть отличалась чистотой водных ресурсов и была местом отдыха и развлечений горожан.

Большинство малых рек впадали в Исеть (Патрушиха, Ольховка, Мельковка и др.). Позже в связи с ростом территории Екатеринбурга и необходимостью строительства новых зданий речки были убраны под землю [6; с. 341].

В начале ХХ в. в городе насчитывалось свыше 150 зданий, определявших историко-культурный ландшафт Екатеринбурга. Среди них 9 промышленных зданий и комплексов, более 50 православных храмов и церквей других конфессий, 10 медицинских учреждений, 3 учреждения культуры (библиотека, театр, синематограф), 12 учебных заведений и приютов, 12 торговых зданий и банков, 15 административных зданий, 7 гостиниц и доходных домов, 5 домов-дач, 2 дома фотографов с фотоателье, казармы.

Центральное место среди промышленных сооружений занимал комплекс зданий и подсобных строений Екатеринбургского железоделательного завода. После ликвидации завода в 1808 г. его цеха и оборудование были перепрофилированы под нужды Екатеринбургского монетного двора, который был закрыт в 1870-е гг., а на его базе открыли железнодорожные мастерские [7; с. 191–194]. К началу ХХ в. сохранились плотина, здание кузницы механической фабрики, бюро механика и чертежная, складское и лесозаготовительное отделения, фрагменты ограды, водонапорная башня, здание заводского госпиталя, гранильная мастерская. Таким образом, территория бывшего завода превратилась в чрезвычайно плотное по застройке образование, которое формировало панораму центра Екатеринбурга.


Рис. 4. Богоявленский собор, Екатеринбург, нач. XX в. Ф. 4. оп. 1. ед. хр. 124

Кроме зданий бывшего железоделательного завода серьезное влияние на архитектурный ландшафт города оказывали еще, по крайней мере, восемь промышленных комплексов. Среди них выделялись комплекс сооружений медопивоваренного завода Гребенькова и Холкина (современная ул. Р. Люксембург, 62 б), здание первой телефонной станции (Театральный переулок, 7/9), корпус аффинажного завода (пр. Ленина, 8), водонапорная башня (ул. Московская, 28 а), здание фабрики пуховых и перовых изделий Г.Б. Перетца (ул. Шейнкмана, 33), комплекс сооружений Уральской химической золотосплавной лаборатории (ул. Первомайская, 1/Горького, 15), комплекс построек винокуренного завода А.А. Шацилло (ул. Шарташская, 13). Все они были построены во второй половине ХIХ – начале ХХ вв. и представляли собой, как правило, образец промышленного сооружения Екатеринбурга соответствующей эпохи. Так, комплекс сооружений медопивоваренного завода строился во второй половине 1870-х – 1890-е гг. и занимал сравнительно большую территорию от фронта бывшей Златоустовской улицы до берега реки Исеть. На участке располагались производственные корпуса хозяйственные, торговые и жилые постройки. Основные корпуса завода построены в «кирпичном» стиле1. Позже возведенные производственные корпуса (телефонная станция, водонапорная башня, химическая золотосплавная лаборатория и др.) построены в стиле архитектуры эклектики. Но они также представляли собой образцы промышленных сооружений Екатеринбурга начала ХХ в.

 
Рис. 5. Окружной суд. Тарасовская набережная. Екатеринбург. Главный проспект.
Репродукция с почтовой карточки. Ф. 4. оп. 1. ед. хр. 125
   

Большое влияние на архитектурный ландшафт города, несомненно, оказывали православные храмы. Среди них выделялись кафедральный Богоявленский собор и храм Святой Екатерины. Их возведение послужило формированию старейших и самых обширных площадей Екатеринбурга. История проектирования, строительства и утраты этих выдающихся культовых сооружений нашла достаточно полное отражение в литературе [8–13]. Отметим лишь, что оба храма представляли собой замечательные объекты зодчества в стиле архитектуры барокко, выступали доминантами городской среды и являлись признанными среди горожан центрами отправления православных обрядов.

Своим величием выделялся также Новотихвинский женский монастырь, ансамбль которого складывался в течение всего ХIХ в. Основные постройки монастыря включали Успенскую церковь (1778–1822, 1863), собор Александра Невского (1814–1836, 1830-е – 1854), Всехсвятскую церковь (1900), Главный корпус с тремя церквами – Скорбященской, Введенской и Феодосьевской (1823–1832, 1861), конюшню (первая половина ХIХ в.), свечной завод (1837–1858, 1898), жилые и хозяйственные корпуса, богадельню с больницей, монастырскую ограду с двумя башнями и главными воротами. Композиционной доминантой ансамбля выступал Александро-Невский собор, сооруженный по проекту М.П. Малахова с корректировками И.И. Шарлеманя. В архитектуре построек преобладал классицизм. Рядом с ансамблем монастыря располагался странноприимный дом, заложенный в 1814 г. по проекту неизвестного архитектора в формах русского классицизма

Еще одной «супердоминантой» был храм Вознесения Господня, расположенный на Вознесенской горке (получила название в честь храма). Деревянный храм был заложен и освящен еще в 1770 г., но к 1789 г. его здание пришло в негодность, и по просьбе прихожан было решено возвести каменную двухэтажную церковь. Нижний храм был в честь Рождества Пресвятой Богородицы, верхний – в честь Вознесения Господня. Каменный храм был построен в стиле архитектуры позднего барокко. В течение ХIХ в. здание достраивалось и расширялось. Сначала к храму было пристроено два придела с южной стороны и два придела с северной стороны. К началу ХХ в. храм имел уже шесть приделов: Вознесенский, Богородице-Рождественский, Благовещенский, во имя святителя Митрофана, во имя Илии Пророка, в честь Казанской иконы Божией Матери. Нижний этаж был отведен под мужскую одногодичную церковно-приходскую школу.

Немаловажную роль в формировании городского ландшафта центральной части Екатеринбурга играли и другие православные храмы. Среди них следует отметить Свято-Троицкий собор, заложенный в первой четверти ХIХ в., возможно, по проекту М.П. Малахова (появились и другие версии авторства проекта, но материал еще не опубликован) в стиле архитектуры классицизма. К середине ХIХ в. церковь приобрела законченный вид, получив официальное название Свято-Троицкой. Расположенный на углу бывшей ул. Златоустовской и Сибирского проспекта (ныне ул. Р. Люксембург и ул. Куйбышева) собор в течение столетия впечатлял горожан своей красотой и величественностью. Церковь Воздвижения креста Господня (ул. К. Маркса, 31) представляла собой образец культового зодчества с преобладанием форм эклектики и не имела аналогов в Екатеринбурге. Корректировал проект и руководил строительством с 1872 по 1882 г. городской архитектор М.Л. Реутов.


Рис. 6. Собор во имя святой великомученицы Екатерины. Ф. 4. оп. 1. ед. хр. 128/3

При Нуровском детском приюте по проекту С.С. Козлова или Ю.О. Дютеля в конце ХIХ в. была построена церковь Николая Чудотворца (ул. Куйбышева – бывш. Сибирский проспект, 39). Она имела массивный граненый по форме объем апсиды. Фасады были оформлены лепным декором, типичным для архитектуры эклектики.

На восточной границе Верх-Исетской предзаводской площади на самой высокой точке рельефа еще в 30-е гг. ХIХ в. на месте деревянной церкви, возможно, по проекту М.П. Малахова была заложена церковь Успения Богоматери (ул. Кирова – бывш. Проезжая, 65) – выдающийся объект в стиле архитектуры классицизма. Ее высотный объем доминировал в пространстве площади и прилегающих улиц. В 1887 г. церковь была обновлена по проекту В.А. Гартмана и приобрела черты эклектики. На ВИЗе также располагалась Христорождественская единоверческая церковь (ул. Школьников, 1), возведенная на рубеже ХVIII–ХIХ вв. и перестроенная по проекту М.П. Малахова в 1830-е гг. в стиле архитектуры классицизма. Церковь имела изящный силуэт колокольни, академический рисунок деталей фасадного убранства. В венчании колокольни шлемовидным куполом видны барочные черты.

Почти при всех старых кладбищах Екатеринбурга возводились церкви. Так, при Ивановском кладбище еще в середине ХIХ в. была построена Иоанно-Предтеченская церковь, освященная в 1880 г. В 1886 г. она была расширена двумя приделами: левым – во имя Святителя Николая Чудотворца и правым – в честь иконы Божьей Матери «Утоли мои печали». Композиция церкви – с ярусной колокольней, куполом с пятью главками – характерна для объектов культового зодчества эклектики второй половины ХIХ в. Использованы приемы «русского» стиля с отдельными барочными деталями (фронтоны над входами). Фасады церкви украшены лепниной и настенной живописью.

Не менее величествен и красив, на наш взгляд, был храм во имя Всех Святых на Михайловском кладбище, заложенный в 1886 г. и освященный в 1890 г. Построенный также в стиле эклектики, храм имел одну главку с двухъярусной колокольней. Церкви на кладбищах выступали доминантами соответствующих пространств.

В центральной части Екатеринбурга насчитывалось сравнительно много административных зданий. Среди них достойное место занимали дома Главного горного начальника (Набережная Рабочей молодежи, 3 – бывш. Гимназическая) и купца И.Г. Пшеничникова (Набережная рабочей молодежи, 2), которые раскрывались на городской пруд и являлись великолепными образцами архитектуры классицизма, построенными по проектам М.П. Малахова в первой трети ХIХ в. Они были не только местом проживания высоких чиновников (в 1838 г. дом Пшеничникова был передан Главному лесничему), но и местом управления соответствующими отраслями уральского хозяйства.

Важную градоформирующую роль в композиции центра Екатеринбурга играло здание канцелярии главного правления уральских горных заводов (пр. Ленина, 26 – бывш. Главный проспект). Первоначально по проекту архитектора И. фон Баннера в 1730-е гг. было возведено двухэтажное здание. Перестроено сто лет спустя по проекту М.П. Малахова – возведен третий этаж. Здание было решено в формах русского классицизма и представляло собой образец конторских сооружений своей эпохи.

Среди других административных зданий, определявших архитектурный ландшафт города и игравших градоформирующую роль, следует выделить здание городской думы (ул. Малышева, 46). Построенное в 1872 г. по проекту М.Л. Реутова, оно представляло собой двухэтажный каменный дом, обращенный главным фасадом на бывший Покровский проспект и являлось образцом административного здания пореформенного периода. Строение сочетало в себе элементы архитектуры классицизма и модерна.

Градоформирующую роль играли и другие административные сооружения: общественно-административное здание на углу современных улиц Малышева и Хохрякова, построенное на рубеже ХIХ – ХХ вв. в формах эклектики; комплекс зданий «Товарищества А. Печенкин и К» на углу улиц Пушкина и Малышева, возведенный по проекту М.Л. Реутова во второй половине ХIХ в. и др.

Особо следует отметить здание Главной конторы Верх-Исетского завода, построенное по проекту М.П. Малахова в 1819 – 1827 гг. в стиле архитектуры классицизма. Протяженный каменный корпус, врезанный в плотину заводского пруда, на восточном и западном фасадах имеет разную этажность. Главный двухэтажный восточный фасад решен в монументальных формах – с шестиколонным центральным портиком и четырехколонными боковыми портиками. Западный фасад, выходящий на пруд, решен более пластично и декоративно. Являясь одним из лучших образцов административно-заводского зодчества эпохи классицизма, здание конторы ВИЗа оказывало грандиозное впечатление на работников завода и было настоящим украшением не только поселка, но и всего города.


Рис. 7. Свято-Троицкая единоверческая церковь, Рязановская церковь. Ф. 4. оп. 1. ед. хр. 130/2

На формирование архитектурного облика города и его ландшафта большое влияние в начале ХХ в. оказывали и другие административные сооружения: здание окружного суда («дом Севастьянова», пр. Ленина, 35 – бывш. Главный проспект), построенное по проекту архитектора А.И. Падучева в 1860-е гг. в стиле эклектики и не имевшее аналогов в городе; здание общественного собрания (ул. К. Либкнехта, 38/ Первомайская, 9), перестроенное по проекту М.Л. Реутова в 1869–1873 гг. с пристройкой зрительного зала по проекту А.А. Федорова в 1915 г. В 1880-е гг. с восточной стороны здания был разбит общественный сад. Квартал с общественным собранием, садом, концертным залом И.З. Маклецкого являлся своего рода культурно-зрелищным центром Екатеринбурга. Рядом располагалось здание делового клуба (ул. К. Либкнехта, 38 а), возведенное по проекту К.А. Полкова в 1914–1915 гг. и позже доработанное архитекторами Г.П. Валенковым и Е.Н. Коротковым. Архитектура позднего модерна этого сооружения не имела аналогов на Урале.

Несмотря на сравнительно невысокую грамотность горожан, в Екатеринбурге было много учреждений просвещения и культуры. Некоторые здания этих объектов оказывали влияние на архитектурный ландшафт и имели художественную ценность. Прежде всего это здание мужской гимназии (пр. Ленина, 33), возведенное по проекту К.Г. Турского в 1847–1853 гг. Главный фасад, обращенный на проспект, выполнен в позднеклассических формах и имеет центрально-осевую схему построения с центральным ризалитом и широким крыльцом. В 1914 г. по проекту К.Т. Бабыкина с восточной стороны главного здания возведен спортивный корпус в стилевых формах модерна. Здание гимназии стало важным элементом панорамы центральной части Екатеринбурга.

Позже, в 1880-е гг., была открыта первая женская гимназия (ул. К. Либкнехта, 9). Авторами проекта главного корпуса были В.И. Ревнер и Ю.О.Дютель. В состав комплекса входили пансион и церковь Святой Магдалины. Все объекты построены в стиле эклектики.

В 1909 г. по проекту К.А. Полкова возведен блок корпусов разной этажности для второй женской гимназии (ул. Куйбышева, 30). Он включал административный и учебный корпуса, церковь и пансионат. Все здания были выполнены в стиле модерна.

Кроме указанных учебных заведений, архитектурный ландшафт города во многом определяли построенные в основном на рубеже ХIХ–ХХ вв. здания духовного училища (ул. 8 Марта – бывш. Уктусская, 62), земской школы (ул. Добролюбова – бывшая Госпитальная,19 а), епархиального училища (Университетский пер., 9 – бывш. Щепная площадь), комплекс построек Алексеевского реального училища с пансионом и церковью Александра Невского (пр. Ленина, 13/ул. Сакко и Ванцетти – бывш. Усольцевская, 43) и др. Построенное в 1900-е гг. здание народной школы (ул. Луначарского, бывш. Васнецовская, 210) являлось образцом общественного сооружения начала ХХ в. и играло градоформирующую роль.


Рис. 8. Тихвинский женский монастырь, Екатеринбург, нач. XX в. Ф. 4. оп. 1. ед. хр. 205/1

Среди учреждений культуры следует отметить значение для архитектурного ландшафта города здания первого городского театра (пр. Ленина, 43), построенного еще в 1847 г. по проекту К.Г. Турского, Нового театра (пр. Ленина, 46 а), возведенного в 1911–1912 г. по проекту архитектора академика В.Н. Семенова (при участии К.Т. Бабыкина). Трехэтажное, крупного объема сооружение со сложным планом было выполнено в эклектических формах с элементами классики.

Вопреки расхожему мнению, что Екатеринбург всегда являлся индустриальным центром Урала, следует отметить, что в начале ХХ в. город стал крупным торгово-финансовым ядром региона. Не случайно в течение ХIХ – начала ХХ столетия здесь были построены десятки торговых заведений, банков, доходных домов. Первое специальное банковское здание было возведено в Екатеринбурге еще в первой половине ХIХ в. для Государственного банка Российской Империи. Его композиция выдержана в лучших традициях русского классицизма. Второе здание Госбанка построено в 1895 г. проекту И.Л. Фальковского в стиле эклектики (пр. Ленина, 6, 6 а). Позже появились здания частных банков. Так, в середине ХIХ в. в самом центре города (пр. Ленина, 27) было возведено здание Сибирского банка, представлявшего собой по существу комплекс двух сооружений, соединенных вставкой-переходом. Архитектура Сибирского банка была характерна для переходного этапа от классицизма к эклектике. В 1915 г. по проекту К.Т. Бабыкина было построено здание Русско-Азиатского банка. Расположенные в центре Екатеринбурга, оба здания играли градоформирующую роль.

Издавна в городе торговали на площадях, где действовали постоянные или приуроченные к конкретным датам ярмарки. В середине ХIХ в. стали появляться специализированные торговые здания, в которых, как правило, работало несколько магазинов. Одним из первых таких зданий стал Мытный двор, строительство которого началось в 1860-е гг. и было завершено в 1870-е гг. (окончательный проект принадлежал М.Л. Реутову). Архитектура здания не имела аналогов в Екатеринбурге и представляла собой образец сооружения гостиного двора.

Крупными торговыми сооружениями являлись торговый дом Дмитриевых – Агафуровых (ул. Вайнера, 16) и стоявший рядом дом Е.А. Телегина (ул. Вайнера, 14), построенные в 1880-е гг. Оба здания были каменными двухэтажными. Первый состоял из целого ряда магазинов, конторских и жилых помещений. Он имел сложное решение главного фасада с надстроенным мезонином. В результате перестроек в 1906 г. по проекту К.А. Полкова его основная часть была украшена ренессансными и барочными деталями. На первом этаже дома Е.А. Телегина располагался магазин, на втором – жилые помещения. Во внешнем убранстве дома использованы выразительные «барочные» формы2.

В центральной части города находился еще один образец архитектуры доходных домов. Это Торговый дом А.Н. Захо (ул. Урицкого, 3), построенный в 1880 – 1890-е гг. по проекту С.С. Козлова и И. Черданцева. На первом этаже каменного двухэтажного корпуса располагались магазины. Возведенный в стиле эклектики, дом представлял собой смешение барочных, готических и классицистических форм.


Рис. 9. Богоявленский собор, Екатеринбург, нач. XX в. Ф. 4. оп. 1. ед. хр. 207

На рубеже ХIХ – ХХ вв. возросла мобильность населения, вызванная расширением деловых связей в связи с развитием капиталистических отношений. В городе стали строиться гостиницы и «дома для приезжих». Одним из первых таких сооружений стало построенное во второй половине ХIХ столетия здание гостиницы «Американская», которое занимало обширный участок усадьбы купца А.К. Холкина (ул. Малышева, 68). В 1894 г. к гостинице по проекту М.Л. Реутова были пристроены ресторан и магазин. Постройки в стилевых формах эклектики на углу бывшей улицы Златоустовской и Покровского проспекта также играли градообразующую роль. Каменное двухэтажное здание гостиницы «Казань» (ул. Хохрякова, 3), построенное также во второй половине ХIХ в. в стиле эклектики, выделялось среди других сооружений тем, что на его фронтоне были установлены единственные в городе солнечные часы. В 1890-е – начале 1900-х гг. по проекту Ю.О. Дютеля был построен комплекс сооружений гостиницы «Россия» (ул. Пушкина, 3), включавший каменный двухэтажный корпус, к которому примыкали ворота и флигели. Ярким образцом доходного дома конца ХIХ в. были «Номера для приезжающих» Г.М. Александрова (ул. Малышева, 56), построенные по проекту М.Л. Реутова в 1882 – 1884 гг. Два двухэтажных дома с «нумерами», кондитерской, булочной и трактиром были соединены объемом-вставкой. В фасадном убранстве использована фигурная кирпичная кладка с мотивами «кирпичного» стиля. Решетка балкона, навес над главным входом выполнены из художественного металла, что придает зданию выразительный облик.

С наступлением новой эпохи горожане стали больше уделять внимания своему здоровью, хотя первые лечебные заведения появились еще в ХVIII в. Среди них достойное место занимало здание госпиталя Екатеринбургского завода, построенное еще в 1751 г. в историческом центре города (ул. Воеводина, 5). Проектный чертеж был получен из Московской медицинской канцелярии. Объект состоял из четырех корпусов, сблокированных по периметру внутреннего двора. В северо-восточной части размещался госпиталь, в северо-западной – монетная экспедиция, в южной части – аптека, в юго-западной – пробирная лаборатория и меховая, заводской острог [10; с.117 – 118]. Корпуса имели барочные кровли. При госпитале располагались лекарский огород, деревянные хлева, бани и дворы. К началу ХХ в. госпиталь был закрыт, но здание сохранилось почти в первозданном виде.

Несколько особняком был комплекс сооружений госпиталя Верх-Исетского завода (Верх-Исетский бульвар, 15), построенный в 1824 г. при участии М.П. Малахова. Он представлял собой уникальный образец медучреждений своего времени – целостный архитектурно-художественный ансамбль в стиле русского классицизма. Главный двухэтажный корпус ориентирован на ось бульвара. Архитектурное решение комплекса основано на принципах центрально-осевого, симметричного расположения корпусов. Одноэтажные боковые павильоны подчинены главному корпусу – крупному по масштабу, с ордерной композицией в форме восьмиколонного коринфского портика и купольным завершением [14; с. 26].


Рис.10. Главный проспект, Плотина городского пруда, вид с Екатерининского собора. Ф. 4. оп. 2. ед. хр. 1112/49

Еще одним образцом гражданского зодчества эпохи классицизма стал комплекс зданий первого родильного дома, построенного в середине ХIХ в. и игравшего градообразующую роль. Он сформировался на основе усадьбы Рязановых, в которой и открылся в 1877 г. роддом (ул. Р. Люксембург, 71/ул. Декабристов, 32). В состав комплекса входили каменное двухэтажное здание, флигель, кухня, прачечная, баня, службы. В начале ХХ в. участок комплекса увеличен за счет присоединения к нему расположенного севернее пустыря, где был построен жилой дом врачей с оградой и переходом, соединившим его с родильным домом.

На рубеже ХIХ – ХХ вв. медицинские услуги стали более доступны для горожан. Так, больничный городок (ул. Челюскинцев – бывш. Северная, 3 – 5 а) включал несколько деревянных и каменных корпусов, построенных в 1870 – 1900-е гг. и объединенных павильонной планировкой. Городок как бы замыкал северо-западную окраину города.

Конечно, этим перечнем объектов историко-архитектурного ландшафта Екатеринбурга начала ХХ в. не исчерпывается облик города. На него оказывали влияние комплекс зданий Оровайских казарм (ул. Луначарского, 215 – 217), сад селекционера Д.И. Казанцева (ул. Октябрьской революции, 40), комплекс зданий Екатеринбургской художественно-промышленной школы (ул. К. Либкнехта, 42) и многие другие объекты, возведенные в разных архитектурных стилях за предшествующие два столетия – от закладки города до начала Первой мировой войны и революционных потрясений 1917–1920 гг.

Тем не менее их характеристика дает представление об историко-культурном ландшафте Екатеринбурга в рассматриваемый период и позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, несмотря на то, что город постепенно расширял свою территорию, принципы его планировочно-градостроительной структуры, заложенной еще основателями Екатеринбурга, сохранялись очень долго и оказывали влияние на генеральные планы будущего Свердловска в течение длительного времени советского периода. Во-вторых, историко-культурный ландшафт Екатеринбурга был уникален, включив в свой облик замечательные объекты архитектуры барокко, классицизма, эклектики и модерна, а также открытые пространства, места торговли и отдыха горожан. Изучение опыта города по формированию его облика представляется актуальным для современной архитектурно-строительной практики.

Примечания

1 Государственный архив Свердловской области (ГАСО). Ф. 62, оп. 1. Д. 751.Т. 1. Л. 188; Д. 750. Т. 2. Л. 311, 312; Д. 758. Л. 51.

2 ГАСО. Ф 62. Оп. 1. Д. 813. Л. 42 – 45.

References

1. Rabinovich. R.I, Nizamutdinova. T.M. (1988) The Streets of Sverdlovsk. 5th ed. Sverdlovsk: Middle Urals Book Publishing House. (in Russian)

2. Khudyakova, M.F. (2003) The Streets of Ekaterinburg. Ekaterinburg: Middle Urals Book Publishing House. (in Russian)

3. Zorina, L.I., Slukin, V.M. (2005) The Streets and Squares of Old Ekaterinburg. Ekaterinburg: Basko. (in Russian)

4. Goloborodsky, M.V., Tokmeninova, L.I. and Sanok, S.I. (2013) The History of Ekaterinburg’s Masterplan. Ekaterinburg: TATLIN. (in Russian)

5. Arkhipova, N.P. (2002) Iset. In: Ekaterinburg: Encyclopedia. Ekaterinburg: Akademkniga. (in Russian)

6. Arkhipova, N.P. (2002). Minor Rivers. In: Ekaterinburg: Encyclopedia. Ekaterinburg: Akademkniga. (in Russian)

7. Alekseyev, V.V. (ed.) (2001) Iron-Making Mills in the Urals in the 17th – 20th Century: Encyclopedia. Ekaterinburg: Akamedkniga. (in Russian)

8. Lukyanin, V, Nikulina, M. (1995) Walks around Ekaterinburg. Ekaterinburg: Bank of Cultural Information. (in Russian)

9. Ageev, S.S., Mikityuk, V.P. (1998) The Ryazanovs – the merchants of Ekaterinburg. Ekaterinburg: UrO RAN. (in Russian)

10. Nechayeva, M.Yu, Shkerin, V.A. (1998) A Guide to Old Ekaterinburg. Ekaterinburg: Dom Uchitelya. (in Russian)

11. Man’kova, I.L. (2000) The church in the heart and memory. Ekaterinburg: Akademkniga. (in Russian)

12. The Epiphany Cathedral (2002). In: Ekaterinburg: Encyclopedia. Ekaterinburg: Akademkniga. (in Russian)

13. Ivanova, P. (2017) A Guide to Ekaterinburg and Sverdlovsk. 2nd ed. Tver: the Pareto-Print. (in Russian)

14. Listed Monuments of History and Culture of Sverdlovsk Region. Vol. 1. Ekaterinburg. (2007) Ekaterinburg: Socrat. (in Russian)

15. Raskin, A.M. (2007) Classicism in the Architectural Heritage of Sverdlovsk Region. Ekaterinburg: Henry Pushel. (in Russian)

Citation link

Postnikov S.P. THE HISTORICAL CULTURAL LANDSCAPE OF THE CITY OF EKATERINBURG IN THE EARLY 20th CENTURY [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2021. – №4(76). – URL: http://archvuz.ru/en/2021_4/11/  – doi: 10.47055/1990-4126-2021-4(76)-11


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 25.10.2021
Views: 137