Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №4 (76) December, 2021

Arts and crafts

Ivanova Lyubov E.

Master’s degree student, Department of Textile Art.
Research supervisor: M.S.Shirokovskikh, PhD. (Art Studies),
Stieglitz State Academy of Art and Design

Russia, St. Petersburg, e-mail: Lubava1996ivanova@yandex.ru

Shirokovskikh Margarita S.

PhD (Art Studies), Associate Professor. 
Herzen University

Russia, St. Petersburg, e-mail: ivarita@bk.ru

GRADIENT IN INTERNATIONAL MODERN TEXTILE ART OF THE SECOND HALF OF THE 20TH – EARLY 21ST CENTURY

УДК: 74.01/.09
DOI: 10.47055/1990-4126-2021-4(76)-28

Abstract

The study reviews textile artworks performed in various textile techniques from 1970 to the present day. Particular attention is paid to the innovative approaches of artists to the use of color hue gradients in objectless panels. A review of exhibitions points to widespread use of this technique in modern-day art. In conclusion, the author notes that hue gradations in abstract artworks are used by artists to focus attention on issues of interaction between nature and individual, trying to combine the traditional technologies and the visual imagery of the digital era or turning to the heritage of modernism. Such works are becoming popular and are actively included in modern minimalist interiors.

Keywords: gradient, textile art, hand weaving

Работа художника по текстилю включает работу с цветовой шкалой и предполагает грамотный анализ цветовых и светотональных отношений в рамках одной композиции. Цвет также является одним из средств выражения замысла художника и помогает автору перенести в произведение свои чувства и идею, наполнить энергией плоский или трехмерный объект. Цветовая и тональная растяжка (или градиент) часто используется в ручном ткачестве, но с середины ХХ столетия он стал главным художественно-выразительным средством для ряда авторов. До настоящего момента детального анализа их творчества в контексте развития цветовой культуры в ручном ткачестве проведено не было, в связи с этим данная тема представляется актуальной для исследования.

Объект исследования – авторский текстиль, выполненный в технике ручного ткачества, макраме, войлоковаляния, созданный в период с 1970-х гг. по настоящее время. Предмет исследования – свойства и значение цветовых и тональных градиентов в произведениях художественного текстиля, выполненных зарубежными авторами. Цель исследования заключается в выявлении основных особенностей использования цветового градиента в контексте развития художественного текстиля в XX – начале ХХI в.

В процессе исследования изучены каталоги выставок, прошедшие за рубежом [10, 12], труды отечественных исследователей по истории и технологии шпалерного ткачества [5, 2]. Ценные сведения о творчестве европейских художников по текстилю были получены из публикаций в научных журналах [9, 8].

Изучение экспозиций ретроспективных выставок (например, выставка «Декорум», прошедшая в 2013 г. в Музее современного искусства в Париже) показывает, что произведения, основанные на светотональном градиенте, представляют как мастера текстильного искусства, так и сравнительно молодые авторы [10, с. 80–81, 144, 171, 177, 178].

История развития ручного ткачества в ХХ столетии достаточно хорошо изучена отечественными и зарубежными исследователями. Наибольший интерес представляют монографии, посвященные творчеству Ольги де Амараль [13], Магдалены Абаканович [16] и Шейлы Хикс [15]. В работе В.И. Савицкой представлены сведения исторического характера об искусстве шпалеры, перечислены основные этапы развития этого вида искусства, описаны базовые технологические приемы ручного ткачества [5]. В данной публикации сделан акцент на искусстве таписсерии, возникшем в середине ХХ в., названы художники, ставшие впоследствии ведущими представителями «fiberart».

Значительный опыт в изучении таписсерии отражен в диссертации В. Д. Уварова. Эти данные стали основой для совершенствования учебного процесса и творческой работы отечественных художников. В своем исследовании В. Д. Уваров рассматривает исторические этапы таписсерии, ее развитие в ХХ в., взаимосвязь ткачества с традиционными видами изобразительного и народного искусства. Особое внимание в диссертации: «Авторская таписсерия в контексте мирового художественного процесса», В. Д. Уваров уделяет возникновению и развитию объемно-пространственного гобелена, взаимодействию текстильной пластики и скульптуры, влиянию различных течений, рассматривает применение нестандартных материалов, перформансы и взаимодействие между художественной формой таписсерии и архитектурой [7]. В работах «пионеров fiberart» нередко наблюдается использование цветовых и тональных растяжек – градиента [11; 13, с. 48, 53, 61, 72, 74, 135, 191].

Слово градиент происходит от латинского «gradiens», «gradientis», что значит «шагающий» [6, с. 141].Термин «градиент» используется в физике, биологии, химии, компьютерной графике и определяется как мера возрастания или убывания в пространстве какой-либо физической величины при перемещении на единицу длины: температурный градиент, градиент влажности, градиент скорости ветра и пр. В большинстве графических редакторов Photoshop,Illustrator, CorelDrawи т. д. предложено несколько видов градиента: линейный (располагается на одной прямой), круговой, угловой, отраженный, ромбовидный (алмазный). В текстильном искусстве, в частности в ручном ткачестве, градиент часто заменяют термином «растяжка», которая показывает плавный переход цвета. Для перехода цветов в гладком ткачестве используют прием «штриховка», который можно встретить в западноевропейских шпалерах, коптских тканях, украинских и восточных килимах, румынских скоарцэ и шведских коврах. Он представляет собой технический прием, при использовании которого постепенный переход от одного цвета к другому достигается за счет прямых линий, зубцов или штрихов свободной конфигурации [2, c. 304]. Градиент позволяет добиться визуального эффекта нового оттенка при использовании минимального количества цветов уточной пряжи. Штриховка избавляет от жесткости линий и помогает добиться живописного эффекта.

Рис. 1. Схема создания стрелок в шпалерном ткачестве [5, с. 75]

Современные художники по текстилю активно используют градиент в своих работах, минуя сюжетное изображение, и отдают предпочтение лаконичным, простым формам, наполненным цветовым изобилием с плавностью перехода от цвета к цвету.

Рис. 2. «Осколок угля» (общий вид и фрагмент), шерсть. 1966. Автор М. Руссо-Верметт [4]

Канадская художница Мариетт Руссо-Верметт1 экспериментировала с цветом, фактурой, материалами, формой. В ее экспрессивных работах, ярких и сближенных по цвету, были использованы нетрадиционные для текстиля материалы – мех и оптические волокна [4]. Композиция многих ее произведений была построена на основе постепенного цветового перехода. Особый интерес в контексте данного исследования представляют произведения «Осколок угля»2, включенные в экспозицию выставки в национальной галерее Канады. В них можно наблюдать переход от белого цвета к коричневому через желтый или от оранжевого к черному через фиолетовый (рис. 2). Легкая войлочная структура не вступает в этих произведениях в конфликт с выстроенной цветовой гармонией и добавляет работам пространственности. Интересны и парные ахроматические полотна «Серый полукруг в белом» и «Белый полукруг в сером»3 (рис. 3). Они представляют собой абстрактные произведения, объединенные общей темой, с идентичным композиционным решением. В первом случае выполнена тональная растяжка в основной фигуре, во втором – растяжка в фоне.

Рис. 3. «Серый полукруг в белом», «Белый полукруг в сером». 1972. Автор М. Руссо-Верметт.
Источник: http://www.artnet.com/artists/mariette-rousseau-vermette
 

Тема цветового градиента нашла широкое применение у голландского художника Хермана Шолтена4. Его абстрактные произведения отличаются лаконичностью, четкими формами, глубиной и сложностью цвета. Они минималистичны, сложны в исполнении, были и остаются актуальными в наши дни. Ранние работы художника были выполнены из шерстяной пряжи, далее в своих произведениях Х. Шолтен использовал сизаль, синтетику, джут и лён, выстраивая тканую поверхность не только за счет цветовых градаций, но и используя контраст матовых и блестящих материалов.

Рис. 4. «Красно-белый квадрат», 1974. Автор Х. Шолтен [9]

В произведении «Красно-белый квадрат»5 художник попытался создать равномерный переход от темно-красного к бежевому, используя технику ткачества. Через строгость форм и живописность полутонов, стандартная форма висящего наискосок квадрата, приобретает особенную выразительность (рис. 4). Исследователи отмечают, что на его творческие поиски повлияло и образование, полученное в Амстердаме, и изучение творчества П. Мондриана. Как и многие художники своего поколения, Х. Шолтен выступал против «пыльного образа фигуративного гобелена» и искал новый подход к материалу. На протяжении всей своей карьеры он демонстрировал интерес к геометрическим сеткам, цветовым градиентам и трехмерным эффектам [9]. Все эти особенности прекрасно демонстрирует его произведение «Прямоугольник»6.

Рис. 5. «Прямоугольник», 1975/76. Автор Х. Шолтен [9]

Сложное по конструкции произведение «Три арки»7 еще больше отдаляется от специфики «стандартного» гобелена. Оно многослойно в связи с тем, что имеет не оптическую, а реальную глубину и объем. Три тканых ленты, каждая из которых демонстрирует светотональный градиент, переплетаются между собой. Как и ряд текстильных произведений, созданных после «пластического взрыва» в середине прошлого столетия, этот объект больше не является частью стены, он живет отдельно, «пропуская воздух» между динамично переплетающихся арок8.

Нестандартный формат характерен и для более поздних его работ. Чтобы избежать ограниченности форм, Х. Шолтен постепенно отошел от использования классического ткацкого станка. Свои произведения художник выполнял на деревянной доске с вбитыми согласно необходимому формату гвоздями [9]. В произведении «Восточное облако»9 в двух из четырех условных секторов, которые делят картинную плоскость, мы можем отметить светотональный градиент [9].

Светотональный градиент стал основным выразительным средством и в ряде произведений художников Прибалтики. Преподаватели и выпускники кафедры текстиля Латвийской академии художеств нередко обращались к абстрактным композициям, в которых постепенные переходы от цвета к цвету составляли основу концепции всей работы. Наиболее интересными в контексте данного исследования представляются произведения И. Блюманте10, А. Арманте11, З. Люсе12 И. Суна13 [12, c. 50, 60, 69, 71]

Рис. 6. «Сезоны», 1995, ручное ткачество. Автор В. Вильцане [12, c. 56]

Отдельного внимания заслуживает и произведение Вельги Вильцане14, в котором каждому сезону предназначен один цвет (рис. 6). Осень – наполнена теплыми полутонами от темно-коричневого до белого цвета, через охру, состояния уходящего тепла и тления. Зима – имеет синие оттенки, передающие холод и очарование заснеженных улиц. Весна – ощущение зелени, первые распустившиеся почки ярко-зеленого цвета, листья еще не затронутые солнечным цветом. Лето – жгучее и броское, оранжево-красный, переходящий в бордовый, напоминает шкалу на градуснике, приближающейся к высокой отметке. Данное произведение показывает возможность различных эмоциональных составляющих за счет цветовых нюансов в градиентных переходах.

В последние десятилетия проектные разработки скандинавских дизайнеров являются ориентиром для авторов из других регионов. В контексте данного исследования следует рассмотреть пример коллаборации шведских архитекторов из студии «КлаэсонКойвисто Руне»15 и ткачей из «AB MMF» – мастерской по производству ковров и шпалер с вековой историей16. В 2006 г. результатом их совместной работы стала коллекция безворсовых ковров (ролаканов) «Спектограмма» [14, с. 57–65]. Столь необычное название было выбрано не случайно. Спектрограмма – изображение, показывающее зависимость спектральной плотности мощности сигнала от времени. Спектрограммы применяются для идентификации речи, анализа звуков животных, в различных областях музыки, радио- и гидролокации, обработке речи, сейсмологии и в других областях17. Авторы стремились привнести что-то современное, то, что хорошо сочетается с традиционной техникой, и нашли вдохновение в компьютерных спектрограммах. В данном случае текстильные рисунки представляют собой графическое изображение звука. Энергосодержание различных частот за определенное время представлено пикселями на двумерной поверхности [17]. По мнению авторов, пиксели на экране компьютера прекрасно вписываются в угловатость технологии ткачества, которая только усиливает эффект «пикселизации». Коллекция включает одиннадцать ролаканов, размеры которых варьируются от 178х223 см до 217х277 см. Три основные темы «Широкополосный звук», «Морская форель», «Спутник» вытканы вручную в различных колористических гаммах ткачами мастерской «ABMMF» [8, с. 69].

Композиции ковров на тему «Спутник» состоят из одинаковых изображений, разбитых на пиксели. Композиции на тему «Морская форель», с акцентом в виде бежевых повторяющихся полос, наглядно показывают передачу предметности через эффект звуковых волн. Повторение композиции в ином цвете наталкивает на переосмысление стандартных пониманий о красоте: не важно, что ты видишь, важно, то, что чувствуешь. Смотря на размытые пиксельные квадраты, рассыпающиеся по всему полотну, или на динамично расходящиеся от центра линии, можно отметить, что такие многоступенчатые градиенты получены за счет применения простейших приемов ручного ткачества. Каждый из представленных ковров не имеет сильной, значимой смысловой нагрузки, она определяется лишь внутренним состоянием зрителя. Все ковры данной коллекции созданы вручную из качественных, натуральных материалов (шерсть, хлопок).

Рис. 7. Ковер из серии «Спектрограмма. Морская форель» (общий вид и фрагмент).
Архитектурная студия «КлаэсонКойвисто Руне», 2006. Источник: https://www.mmf.se/products 

Художница по текстилю из Португалии Ванесса Барраган18 создает объемные гобелены с градацией цвета и объема. Эти масштабные работы, в которых применяется переработанный, очищенный от химических веществ материал, затрагивают актуальную сегодня тему экологии. При создании рельефных гобеленов, изображающих подводный мир, в качестве пряжи художница использует отходы от производства местных текстильных фабрик [3]. Повышение температуры воды оказывает влияние на экосистему коралловых рифов, и кораллы теряют свой цвет, что ведет к частичному вымиранию морского мира. Эта проблема стала отправной точкой для многих произведений В. Барраган.

Рис. 8. Работа из серии «Душа океана». 2018 [1]

В своем творчестве В. Барраган применяет такие ручные техники, как войлоковаляние, ткачество, макраме, вязание крючком, вышивка. Наполненный фактурой морской мир содержит в себе многочисленные цвета и оттенки, и в одной работе могут быть использованы градиенты двух-трех сближенных или контрастных цветовых групп (рис. 8). Стоит отметить и формат панно: художница не ограничивается прямоугольником и придает своим произведениям неправильную форму, указывая на совершенство природы. Произведения В. Барраган наполнены необыкновенной динамикой за счет сотканных и вязаных рельефов разной высоты и цветовых градиентов. Исследуя ее произведения, можно понять, каким образом в современном искусстве проявляется осознание проблем глобального потепления.

Выводы

В результате проведенного исследования выявлено, что в произведениях ручного ткачества градиент применяется в композициях, тематически связанных с биоматериалом (в частности, морской фауной). Архитекторы из Швеции осуществили попытку актуализации традиционной техники ткачества через визуализацию достижений современной цифровой эпохи, используя мотивы морской форели. Художница из Бразилии создала композиции, напоминающие об угрозе исчезновения коралловых рифов.

Другим направлением применения градиента – беспредметные композиции, вдохновленные искусством модернизма. Цветовой градиент становится в таких работах одним из активных выразительных средств. Подобные произведения, выполненные в технике ручного ткачества, стали появляться еще в середине прошлого столетия, но и полвека спустя художники продолжают работать с цветотональными растяжками, созданными за счет применения шерстяной и синтетической пряжи.

Технологические характеристики авторского текстиля, в котором использованы градиенты, не ограничены шпалерным ткачеством. Развитие «искусства волокна»19 способствует включению в одно произведение целого комплекса техник и различных по структуре и составу материалов, в том числе переработанного сырья.

Наконец, надо отметить, что подобные работы, ввиду их универсальности и беспредметности, прекрасно вписываются в современный минималистичный интерьер и остаются в тренде на длительный период. Их изучение имеет практическую значимость для дизайнеров, которые создают промышленный и авторский текстиль.

Примечания

1 MarietteRousseau-Vermette (1926–2006). Художница по текстилю из Канады, окончила школу изящных искусств в Квебеке и в Оклендский колледж художественных ремесел по песку в Калифорнии. Член Королевской канадской академии художеств и офицер Ордена Канады.

2 «ÉclatedeBraise» (1966) фр.

3 «Demi cerclegrisdans le blanc» (1972)фр.

4 HermanScholten (1932–2013). Художник по текстилю из Нидерландов, получил образование ткача в Институте прикладных искусств (Ivkno) в Амстердаме.

5 «Vierkant rood wit» (1974) нидерл.

6 «Rechthoek» (1975–1976) нидерл.

7 «Driebogen» (1973) нидерл.

8 https://static.kunstelo.nl/ckv2/textiel/pic120.htm .

9 «Oostersewolk» (1988) нидерл.

10 IrisaBlumante (р.1948). Латвийская художница, окончила факультет текстильного искусства Латвийской академии художеств (LatvijasMākslasakadēmija) в 1973 г.; в данном случае рассмотрено ее произведение: «Svitkods» (2010).

11 AnitaArmante (р. 1948). Латвийская художница, окончила факультет текстильного искусства Латвийской академии художеств в 1978 г.; в данном случае рассмотрено ее произведение: «Atspidums I» (1995).

12 ZaneLūse (р. 1953). Латвийская художница, окончила факультет текстильного искусства Латвийской академии художеств в 1980 г., в данном случае рассмотрено произведение: «TurTaluma» (2005).

13 IngrīdaSūna (р. 1954). Латвийская художница, член Ассоциации текстильных искусств Латвии, в данном случае рассмотрено ее произведение «Sauiesmirdzuma» (2005).

14 VelgaVilcāne (р. 1943). Латвийская художница, окончила факультет текстильного искусства Латвийской академии художеств в 1975 г., в данном случае рассмотрено ее произведение: «Seasons» (1995).

15 «Claesson Koivisto Rune» – название архитектурной студии образовано на основе фамилий ее основателей.

16 A UniqueDesignCollection//AB MMF [Электронный ресурс]; – URL: https://www.mmf.se/products

17 Спектрограмма//Академик [Электронный ресурс] – URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/684889

18 VanessaBarragão (р.1992). Художница из Португалии, окончила Лиссабонский университет по специальности «Модный дизайн».

19 «fiberart», англ.

References

1. Vanessa Barragao. (December 5, 2008). Knitted ecosystems. [Online]. Available from: https://normpost.ru/11260-vyazannye-ekosistemy-vanessa-barragao.html . (in Russian)

2. Dvorkina, I.A. (2018.) Hand Weaving. Practice. History. Modernity. Vol. 2. Smooth weaving. Moscow: The Northern Pilgrim, pp.304. (in Russian)

3. Soul of the Ocean: Tapestries by Vanessa Barragan. Design Mate. [Online]. Available from: https://design-mate.ru/read/objects/the-soul-of-ocean-vanessa-barragans-tapestries . [Accessed 12th April 2021]. (in Russian)

4. Mariette Rousseau-Vermette: Modernist artist. Artchive. [Online]. Available from: https://artchive.ru/exhibitions/3957 . [Accessed 11th April 2021]. (in Russian)

5. Savitskaya, V.I. (1995). Tapisserie transformations. Moscow: Galart. (in Russian) 6. Dictionary of foreign words. (1987). Moscow: Russian Language. (in Russian)

7. Uvarov, V.D. (2000). Copyright tapissery in the context of the world artistic process. Moscow. (in Russian)

8. Shirokovskikh, M. S. (2012). Seriality as a way to rethink creative experience (on the example of pile and smooth-woven carpets "AB MMF"). Design. Materials. Technology, No. 4 (24), pp. 66-70. (in Russian)

9. Anastasyadis, V. (2010). Herman Scholten - Ruimte voor textile. [Online]. Available from: http://www.designhistory.nl/2010/herman-scholte-ruimte-voor-textiel/ . [Accessed 15th May 2021].(in Netherlands)

10. Decorum: Tapis et Tapisseries D’Artistes. Modernes et contemporain.(2013). Catalogues D'Expossition. Paris: Skira. (in French)

11. Katy, C. (2017). V&A Museum//Sheila Hicks: Material Voices – A Review. [Online]. Available from: https://www.vam.ac.uk/blog/museum-life/shelia-hicks-material-voices-a-review  [Accessed 21th November 2021]. (in English)

12. Latvijas Mākslas akadēmijas Tekstilmākslas katedras 50 gadu jubilejas projekts Tekstils LV/E.(2011). Gibete. Riga: Latvijas Makslas akademija. рр.172. (in Latvian)

13. Lucie-Smith, E., Moyano, J.C., Pau-Llosa, R., Moyer, T. (2013) Olga de Amaral. The Mantle of Memory. Paris: Somogy editions d'Art

14. Märta Måås-Fjetterström: Märta flyger igen!...av Måås-Fjetterström, Märta Castenfors, Mårten Persson...(2009). Stockholm: Liljevalchs konsthall.

15. Stritzler-Levine, N. (2006). Sheila Hicks: Weaving as Metaphor

16. Paola, G. (2020). Magdalena Abakanowicz: Fate and Art.

17. Sea trout. Carpet. Märta Måås-Fjetterström. (2006). Claesson Koivisto Rune. [Online]. Available from: http://www.claessonkoivistorune.se/?category=design,carpet#/projects/sea-trout/ . [Accessed 12th April 2021].

Citation link

Ivanova L.E., Shirokovskikh M.S. GRADIENT IN INTERNATIONAL MODERN TEXTILE ART OF THE SECOND HALF OF THE 20TH – EARLY 21ST CENTURY [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2021. – №4(76). – URL: http://archvuz.ru/en/2021_4/28/  – doi: 10.47055/1990-4126-2021-4(76)-28


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 08.11.2021
Views: 143