Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №4 (76) December, 2021

Theory of architecture

Samogorov Vitaly A.

PhD. (Architecture), Professor,
Head of the Department of Architecture.
Samara State Technical University.

Russia, Samara, e-mail: samogorov@mail.ru

THE PLANNING PROJECT FOR THE "PRIBREZHNY" DISTRICT OF THE CITY OF KUIBYSHEV (1953–1960)

УДК: 72 (470.43)
DOI: 10.47055/1990-4126-2021-4(76)-4

Abstract

The historical planning project for the Pribrezhny District of Kuibyshev is considered, which, in fact, was the Old City reconstruction plan in the 1950-1960s. Its implementation turned the "historical city" of Samara into the "socialist city" of Kuibyshev. The details of the project and transformation of the city’s architectural and planning structure are described. The project was based on an ensemble approach involving establishment of an urban hierarchy of squares, streets and buildings and creation of the city’s new appearance following the principles of Stalinist Classicism architecture. The study is important for understanding the logic of Samara planning development and identifying research-based directions of its reconstruction.

Keywords: socialist city, architectural ensemble, Soviet classicism of the 1950s

Введение

Проект Прибрежного района города Куйбышева 1953 г. стал самым крупным градостроительным проектом за всю историю Самары, определившим масштаб нового социалистического города. Благодаря его реализации «исторический город» Самара превратился в «социалистический город» Куйбышев. Исследование процесса реализации этого проекта позволило выявить особенности развития архитектурно-планировочной структуры города в 1950–1960-е г. Объект исследования – город Самара (Куйбышев). Предмет исследования – архитектурно-градостроительное развитие Самары (Куйбышева) в 1940–1950-е гг. и, в частности, реализация проекта Прибрежного района. Цель исследования состоит в выявлении особенностей формирования центрального района города – его прибрежной части, которое происходило в послевоенное время и стало основой создания уникальной городской среды, что важно для дальнейшего сохранения архитектурного наследия Самары.

Общетеоретическими вопросами исследования архитектуры 1940–1950-х занимались М. Астафьева-Длугач, Х. Боденшатц, Ю.П. Волчок, Ю.Л. Косенкова, М.Г. Меерович, М.С. Нащокина, И.В. Невзгодин, О.В. Орельская, К. Пост, Ю.В. Ранинский, Н.С. Сапрыкина, А.С. Щенков и др. Вопросы архитектурно-градостроительного формирования Самары изучали самарские теоретики в области архитектуры и градостроительства Е.А. Ахмедова, Н.И. Басс, Т.В. Вавилонская, Т.В. Каракова, В.Г. Каркарьян, А.К. Синельник, Е.А. Сысоева и др., а также местные краеведы А.Р. Арутюнов, Э.Л. Дубман, В.В. Ерофеев, Е.Ф. Гурьянов, А.Н. Завальный, П.С. Кабытов, А.И. Репинецкий, С.В. Смирнов, Л.В. Храмков, А.Г. Удинцев и др. Однако полного системного исследования архитектуры и градостроительства Куйбышева (Самары) периода 1940–1950-х гг., в том числе процесса реализации главного проекта в центральной части города – Прибрежного района, не проводилось.

Исследование основано на: применении методов историко-генетического, архитектурно-градостроительного анализа, изучении литературных источников, архивном поиске документов и исторических фактов, сравнительном анализе проектных материалов, натурном обследовании архитектурных объектов и их комплексов.

 

Основой разработки проекта Прибрежного района стал ансамблевый подход, заключавшийся в выявлении иерархии городских объектов – площадей, улиц, зданий, а также в создании нового облика города на принципах архитектуры «советской классики». Термин в названии статьи «проект» трактуется широко – как сам проект 1953 г., так и процесс его реализации с начала 1950-х до начала 1960-х гг. Материал статьи важен для понимания особенностей эволюции архитектурно-планировочной структуры Самары и определения научно обоснованных направлений его реконструкции в свете принятия закона об историческом поселении.

В июле 1953 г. Куйбышевский горпроект приступил к разработке проекта детальной планировки Прибрежного района. Местными архитекторами было разработано много вариантов архитектурно-планировочного развития центральной части Куйбышева. Сопровождали выполнение проекта и осуществляли консультации известные градостроители страны, действительные члены Академии архитектуры СССР В.Н. Семенов и Д.Н. Чечулин, кандидат архитектуры А.А. Галактионов, лауреат Сталинской премии архитектор П.П. Штеллер. Основную работу по проектированию вел коллектив архитектурного сектора горпроекта (управляющий В.Ф. Зарайсков, начальник архитектурного сектора А.Л. Каневский). На разных этапах проектированием занимались архитекторы Н.В. Подовинников, И.М. Зобина, И.Г. Салоникиди, П.А. Щербачев, А.В. Годзевич, М.А. Труфанов, М.И. Гололобов, М.Г. Мошкова, К.И. Яценко, инженер Н.И. Розанов и другие. В январе 1954 г. проект береговой части Волги был утвержден Управлением по делам архитектуры при Совете Министров РСФСР (рис. 1).

Рис. 1. Проект детальной планировки Прибрежного района, 1953–1954.
Источник: личный архив архитектора М.А. Труфанова

Согласно проекту, набережная в границах от ул. Ульяновской до Силикатного завода и от ул. Молодогвардейской до р. Волги реконструировалась. Улицы Ярмарочная, Маяковского и Полевая расширялись. Улица Чкалова, не имевшая прямого спуска непосредственно на нижнюю террасу набережной, как улица, предназначенная для проезда транспорта, была закрыта. Основные улицы, идущие вдоль Волги, – Молодогвардейская и Пристанская, сохраняя свое направление в районе от Ульяновской до Полевой и далее к Силикатному заводу, трассировались заново. Улицы Осипенко и Беломорская, а также улицы, идущие по верхней террасе набережной, получили прямой выход к Волге (рис. 2).

Рис. 2. Проект детальной планировки Прибрежного района, 1953–1954.
Графическая реконструкция студ. АСА СамГТУ Т. Ивановой

Проектируемый Прибрежный район примыкал непосредственно к историческому центру города, включавшему ул. Самарскую и связанные с ней три площади – Самарскую, Социалистического земледелия и Осипенко. Поперечными улицами центр города связывался с набережной Волги. По оси Ярмарочной улицы планировалось создать бульвар шириной в 60 м с цветниками, фонтанами и скульптурами. В центре Самарской площади размещался административно-жилой корпус с центральной частью в 14 этажей. На Ярмарочной улице планировалось построить монументальные семиэтажные дома. При спуске в прибрежный парк запроектирована широкая парадная лестница с каскадами воды и фонтанами. На площади Социалистического Земледелия организован бульвар, от которого по ул. Полевой шел прямой спуск к реке (рис. 3).

Прибрежный район на значительном протяжении имел ярко выраженный террасированный рельеф, что было использовано в проекте для создания большей архитектурной выразительности в застройке набережной. Согласно проекту, создавались Верхняя и Нижняя набережные. Застройка Верхней набережной осуществлялась крупными 5–7-этажными жилыми домами. Нижняя набережная застраивалась отдельными жилыми комплексами с разрывами между ними в 60 м, создаваемыми с целью раскрытия пространства перед Верхней набережной. В разрывах проектировались зеленые площадки с фонтанами и скульптурами. Дома на Нижней набережной проектировались протяженными, в пять этажей, с отдельными акцентами – повышениями до семи этажей. В первых этажах жилых домов размещались детские сады, ясли, библиотеки, магазины, ресторан, столовые, ателье и другие учреждения бытового обслуживания.

Рис. 3. Проект детальной планировки Прибрежного района города Куйбышева,
проектная контора «Горпроект» г. Куйбышева, макет, 1953–1954.
Архив архитектора П.А. Щербачева, ЦГАСО

В Прибрежном районе планировалось построить несколько общественных зданий. При выходе Первомайской улицы к набережной на верхней террасе организовывалась площадь, на которой размещались учебный корпус нефтяного факультета Индустриального института и два других здания учебного назначения. На площади Осипенко планировалось построить Дворец культуры.

В прибрежном парке у выхода Ярмарочной улицы запроектированы два общественных здания. В первом из них размещались физкультурные учреждения. На мысу между Беломорским и Силикатным оврагами был запроектирован районный парк, в котором предполагалось построить большое здание культурного назначения. По верхней террасе в кварталах размещались две школы на 930 учащихся каждая. Верхняя и Нижняя набережные связывались улицами, спускающимися к реке. В разрывах между жилыми домами на нижней набережной для связи проектировались парадные лестницы.

Линия набережной укреплялась гранитной подпорной стеной высотой в 4 м. Внизу за подпорной стеной запроектирован пляж. На спланированной территории разбивался прибрежный бульвар шириной в 100 м. Городской проезд, который шел вдоль застройки Нижней набережной, в районе КГРЭС соединялся с существовавшей Пристанской улицей. Около подпорной стены набережной создавалась прогулочная парковая аллея шириной 18 м. Весь Прибрежный район был благоустроен, озеленен и обеспечен всеми видами коммунального обслуживания. Связь его с основными магистралями города осуществлялась троллейбусом и автобусом [1].

Реализация проекта Прибрежного района представляла собой последовательное строительство таких крупномасштабных комплексов, как ансамбли Самарской площади, площади Социалистического Сельского Хозяйства, площади Осипенко, улиц Самарской, Ново-Садовой, Молодогвардейской, набережные 1-й и 2-й очередей строительства, системы видовых площадок Верхней набережной. Этот процесс продолжался почти 10 лет.

Главным композиционным архитектурно-планировочным элементом Приволжского района стал ансамбль Самарской площади с Ярмарочным спуском, который объединил новый центр города с набережной р. Волги. В 1949 г. по заданию главного архитектора города А.И. Матвеева в архитектурно-планировочной мастерской (АПМ) Городского отдела по делам архитектуры был проведен закрытый конкурс на проект застройки Самарской площади. В нем участвовали две группы: в первую входили архитекторы М.Г. Мошкова и Н.В. Подовинников, во вторую – архитекторы П.А. Щербачев и Н.Г. Телицын. В результате обсуждения полученных материалов было принято следующее решение – застройка площади по периметру утверждена по проекту первой группы, а решение центрального административного здания – по проекту второй.

Новый градостроительный ансамбль площади имел следующее функциональное зонирование: территория между улицами Самарской и Садовой имела административно-общественное назначение, а от ул. Самарской до ул. Галактионовской отводилась под жилье. Проектом были определены оптимальные размеры, этажность, стилевой характер застройки и требование обязательного раскрытия ансамбля на Волгу. Со стороны реки этот ансамбль с «высоткой» доминировал в силуэте города. Проектом предусматривалась застройка площади 5-этажными зданиями под одну отметку карнизов (рис. 4).

Рис. 4. Проект ансамбля Самарской площади, Проектная контора «Горпроект» г. Куйбышева,
аксонометрия, 1953–1954. Архив П.А. Щербачева, ЦГАСО

В этой архитектурно-градостроительной композиции Административно-жилое высотное здание Гидропроекта и Куйбышевэнерго (ул. Самарская, 203-Б, архитекторы П.А. Щербачев, Н.П. Карягина, М.Д. Портной, Р.И. Маленьков, инженер Ю.В. Сухов, переработка проекта: архитекторы Ануфриев, Данилов, 1954–1959) занимало центральное место. Это было самое высокое здание в городе и главное в ансамбле Самарской площади. Его проект разработал П.А. Щербачев в 1954 г. Строительство предполагалось начать в 1954 г. и закончить в 1956 г., строить здание поручено Куйбышевгидрострою. Высотная 14-этажная башня ставилась по центральной оси площади и замыкала ее композицию. Боковые крылья имели шесть этажей, а угловые – семь. В северо-восточном и юго-западном 7-этажных боковых корпусах располагались 92 двух- и трехкомнатных квартиры со всеми видами коммунального обслуживания: центральным отоплением, водопроводом, канализацией, газом, ванными, мусоропроводами и лифтами. В первых этажах жилых корпусов размещались магазины и детский сад. Перед зданием разбивался сквер и организовывался парадный спуск к Волге [2].

Однако после выхода Постановления о борьбе с излишествами в архитектуре строительство здания было приостановлено и проект подвергся значительной переработке. К проектированию были привлечены архитекторы ленинградского института «Гидропроект» Данилов и Ануфриев, в результате чего была снижена высота центральной части здания, а затем общее количество этажей было сокращено до шести. Строительство здания в урезанном виде завершилось в 1959 г.

Дополняли ансамбль и оформляли периметр площади четыре жилых и административно-жилых здания. Жилой дом МВД и УМГБ (ул. Самарская, 188, арх. М.Г. Мошкова, 1950–1952) включал 96 квартир и располагался между улицами Самарской и Галактионовской и своим главным фасадом выходил на Самарскую площадь. В нижнем этаже размещались магазины, ясли, детский сад. Здание строилось в две очереди по 48 квартир – сначала по ул. Самарской, затем по ул. Галактионовской. Первые два этажа были оформлены рустом и высокими витринами в виде арок. На уровне 3-го и 4-го этажей фасад организован ритмом декоративных портиков в два этажа, углы акцентированы угловыми портиками. Высокий аттиковый этаж с развитым карнизом по периметру здания позволил организовать скаты кровли внутрь двора. По поводу внешней отделки зданий на Самарской площади М.Г. Мошкова писала: «Несомненно положительным моментом в застройке площади является отделка фасадов не под покраску, а в штукатурке на основе белого цемента, не требующей покраски. Качество такой отделки подтверждается тем, что по прошествии более полувека фасады хорошо сохранились» [3, с. 66].

Вторым по времени зданием, построенным на площади, был Гидроэнергетический техникум (ул. Самарская, 205-А, арх. А.Л. Каневский, И.М. Зобина, 1952). Про него местная газета «Волжская коммуна» писала: «Самарская площадь благодаря новому строительству быстро меняет свой облик. На площади возведен 5-этажный жилой дом. Сейчас производится кладка стен 5-этажного здания Куйбышевского гидротехнического техникума. Строительство его предполагается закончить в нынешнем году. Идет работа над проектом третьего жилого дома, который будет построен на площади. Возведение его начнется тоже в 1952 году. В ближайшие годы на площади возникнет целый архитектурный ансамбль. После перевода рынка в другое место и разбивки скверов Самарская площадь станет одной из самых красивых площадей города» [4].

Жилой дом с административной частью Куйбышевского филиала Гипроавиапрома (ул. Галактионовская, 191, арх. В.А. Ларионов, 1954–1956) стал третьим зданием, построенным на Самарской площади. Оно повторяет общее решение жилого дома МВД, расположенного симметрично на противоположном фланге площади, и также строилось в две очереди – сначала половина здания со стороны ул. Галактионовской, затем – со стороны ул. Самарской. Рустом выявлены два нижних этажа, арочные окна первого этажа освещают торговые помещения. Пять декоративных портиков с углубленными нишами на два этажа организуют главный фасад. Со стороны дворовой части пристроен 5-этажный административный корпус филиала Гипроавиапрома.

Жилой дом Горжилуправления (ул. Самарская, 203, арх. П.А. Щербачев, 1955–1958) завершил композицию Самарской площади. 5-этажное здание главным фасадом выходит на ул. Ярмарочную. В первом этаже запроектированы магазины, входы в которые решены как заглубленные арочные ниши. Первые два этажа оформлены рустом, а верхние три – дорическими пилястрами. Здание завершается карнизом на кронштейнах. Входы в жилье организованы со двора.

Рельеф местности, на которой расположена центральная часть города, сформирован двумя надпойменными террасами, которые стали основанием для организации двухуровневой набережной. Верхняя набережная представляла собой систему видовых площадок, ее оформлял 5-этажный фронт застройки с крупными членениями, который акцентировался центральными портиками, обращенными в сторону Волги. Его формировали административно-жилое здание Куйбышевского отделения «Росстромпроект» на пересечении ул. Чапаевской и Ульяновского спуска, жилой дом КГРЭС, здание Строительного техникума (в настоящее время здание Губернской думы) и далее, за ул. Полевой, 5-этажное здание Индустриального института. Нижняя терраса оформлена, 5-этажными жилыми зданиями, построенными под «один карниз».

Гостиница «Волга» на 250 номеров (Волжский пр., 29, арх. А.В. Годзевич, В.Г. Каркарьян, гл. инженер Н.И. Розанов, 1957) фланкировала Ярмарочный спуск на уровне Нижней набережной. Проект новой гостиницы был утвержден Министерством коммунального хозяйства РСФСР. Четыре пилона на два этажа оформляли главный вход в здание, на них опирался балкон большой гостиной. На первом этаже находились ресторан на 100 человек, почтовое отделение, телеграф, сберегательная касса, парикмахерская, камеры хранения, мастерская бытового обслуживания, административные помещения. На каждом этаже предусмотрены гостиные с выходами на балконы. В одном из помещений размещалась библиотека с читальным залом. Вокруг здания  разбивались скверы с цветниками. Недалеко от него была запроектирована вместительная стоянка автомашин [5].

Набережная р. Волги стала главным архитектурно-композиционным элементом Прибрежного района, связавшим город и Волгу. В ее планировочную структуру включались Старая набережная (1-я очередь строительства), Городской парк культуры и отдыха им. А.М. Горького (бывший Струковский сад), Куйбышевский спуск с площадью Чапаева и Пушкинским сквером, Новая набережная (2-я очередь строительства). Спуски по улицам Венцека, Ленинградской, Л. Толстого, Некрасовской, Красноармейской, Вилоновской, Ярмарочной, Маяковского, Чкалова, Полевой и Первомайской вели на набережную, обеспечивая связь города с Волгой. Набережная в своей структуре имела два уровня – нижний и верхний, соответственно двум надпойменным террасам рельефа, на которых был построен город. Нижняя набережная представляла собой благоустроенный бульвар общей протяженностью 5 км. Верхняя набережная проектировалась как система видовых площадок вдоль бровки 2-й надпойменной террасы. Соответственно городской фасад со стороны Волги имел два плана городских панорам и третий – силуэтный, застройку на линии водораздела рек Волги и Самары.

Набережная 1-й очереди строительства простиралась от улицы Венцека до ул. Вилоновской. Ее благоустройство началось еще в 1930-е гг. Перед началом войны возобновились работы по приведению в надлежащий вид бывшего Струковского сада. «Волжская коммуна» писала: «Составлен план реконструкции Куйбышевского городского парка культуры и отдыха им. А.М. Горького. Центральный спуск асфальтируется. В парке создается искусственное озеро. Ресторан переносится на место парашютной вышки. В здании существующего ресторана оборудуется кинотеатр. Через улицу Максима Горького будет построен виадук, соединяющий парк с берегом Волги, на который переносится физкультурная площадка. Весной в парке будет высажено более 50 тысяч деревьев» [6].

В 1947–1948 гг. был разработан проект Городского парка культуры и отдыха им. А.М. Горького (бывший Струковский сад), выполненный в архитектурно-проектной мастерской городского отдела по делам архитектуры г. Куйбышева (авторы проекта: арх. Н.Г. Телицын, Н.В. Подовинников, инженеры: нач. мастерской Р.К. Лимберг, зав. отделом Толмачев). В планировочном решении парка выделялась центральная аллея, соединяющая все продольные аллеи с набережной Волги. По касательной к парку проходил Красноармейский спуск к реке. Кроме того, появилась поперечная аллея, соединяющая парк с видовой площадкой и площадью Чапаева. Видовая площадка была предметом конкурсного проектирования, в котором победил проект архитектора С.А. Трошина.

В 1947 г. был проведен архитектурный конкурс на реконструкцию площади В.И. Чапаева и организацию ее связи с Городским парком культуры и отдыха, о чем сообщалось в местной прессе: «Закончился конкурс по составлению проекта переоборудования части площади им. Чапаева, примыкающей к парку им. А.М. Горького. Намечено построить новый вход в парк, архитектурно оформить видовую площадку в сторону Волги и возвести два архитектурных объекта в честь 30-летия советской власти. Представленные проекты просмотрены на собрании архитекторов и художников и обсуждены городской архитектурной комиссией. Лучшей признана работа архитектора т. Трошина» [7].

После войны возобновились работы по благоустройству Старой набережной. О предстоящих грандиозных планах писали следующее: «В ближайшие годы намечено переустроить набережную реки Волги в черте города Куйбышева. Весь берег от Некрасовской улицы в сторону р. Самарки отводится под пассажирский и грузовой порты. Береговая подпорная каменная стена, начинающаяся от этой улицы, будет продолжена почти до нового элеватора. По берегу будут расположены причалы, разгрузочные механизмы, вместительные склады. Берег Волги от Некрасовской улицы до Вилоновского спуска будет отведен для отдыха трудящихся. Против Некрасовского спуска предполагается выстроить Куйбышевский водный вокзал, который будет одним из крупнейших речных вокзалов страны. В огромном многоэтажном каменном здании разместятся гостиница для пассажиров, ресторан, комната матери и ребенка и служебные помещения. Составление проекта поручено Московскому государственному институту проектирования на речном транспорте. Комиссия из института приезжала в Куйбышев и знакомилась с местом постройки. Строительство вокзала предполагается начать в будущем году. В этом году набережная освобождается от старых построек. Уже снесены ветхие здания между улицами Льва Толстого и Красноармейской» [8].

Красноармейский спуск (заказчик: Горзеленстрой, проектная организация: Архитектурно-планировочная проектная мастерская гор. отд. п/д Архитектуры, проект: июль 1950, авторский коллектив: П.Н. Ашитко, Зяблов, А.Л. Каневский, К.И. Яценко) стал главной планировочной и композиционной осью, связавшей исторический центр города с берегом Волги. Проектом предусматривалось архитектурное решение части набережной по ул. Красноармейской до ул. М. Горького. Две площадки располагались террасами. Первая и вторая площадки находились на разной высоте, которая давала возможность устройства видовых площадок. Первая площадка представляла собой многоугольник со спуском на нее двух лестниц. Ко второй площадке по двум сторонам примыкали две лестницы с одной дороги, две скульптуры акцентировали лестницу. Обе площадки ограждались балюстрадой1. Реализованный проект Красноармейского спуска с широкой лестницей и декоративными газонами в виде ступеней по флангам был построен по проекту архитектора М.Г. Мошковой в 1953–1954 гг.

Реализация проекта благоустройства набережной р. Волги 1-й очереди строительства, так называемой Старой набережной (заказчик: Управление благоустройства; проектная организация: Архитектурно-планировочная проектная мастерская гор. отд. п/д Архитектуры, авторский коллектив: управляющий конторой В.Ф. Зарайсков, главный инженер П.Н. Ашитко; начальник сектора А.Л. Каневский, архитекторы Н.В. Подовинников, П.А. Щербачев, 1953), началась в 1954 г. Вдоль набережной р. Волги на участке от Некрасовской улицы до Жигулевского комбината была построена подпорная стена из бутобетона, которая со стороны Волги облицована гранитными плитами [9].

В 1956 г. «Волжская коммуна» писала, что вдоль берега Волги от речного порта до Жигулевского комбината проходит монументальная подпорная стена набережной. Одетые в гранит стены оформляют набережную со стороны реки. Широкие лестницы, отделанные серым, розовым и темно-красным полированным гранитом, вели к Волге, где раскинулся широкий пляж с золотым песком. На лестницах у Красноармейского спуска в цветочницах было высажено 75 многолетних пальм. Намечалось высадить 1200 деревьев четырнадцати пород – лип 30-летнего возраста, берез, елей, лиственницы, яблонь и т.д. [10].

В 1957 г. строительство было закончено. Волжская набережная протянулась от ул. Вилоновской до ул. Некрасовской. На месте песчаного берега вытянулась полуторакилометровая подпорная стена с чугунными решетками. В едином зеленом ансамбле с липами, вязами, ясенями, тополями, кленами объединились 72 пальмы, драцены, агавы и 24 северянки – сибирские лиственницы. Архитектурное оформление прибрежного бульвара включало гранитную стену, спуски к Волге, видовую площадка на Красноармейской улице, входы на бульвары со стороны ул. М. Горького, монументальную лестницу с цветочницами, сотню двухламповых светильников, выстроившихся двумя рядами, павильоны. Набережную планировалось украсить двадцатью шестью скульптурами, на центральном спуске должны были появиться вазы и пятиламповые светильники, а на бульваре планировалось соорудить фонтан [11, 12].

На набережной 1-й очереди еще в 1930-е гг. были построены дома речников, здание Управления ВГРП, речной вокзал. От улицы Венцека вдоль улицы М. Горького в 1950-е годы продолжали строить 4-5-этажные жилые дома речников.

Продолжением реконструктивных работ по организации и благоустройству прибрежной зоны стало оформление Куйбышевского спуска (заказчик: Горзеленстрой; проектная организация: Проектная Контора городского отдела по делам архитектуры Горпроект; авторский коллектив: главный инженер П.Н. Ашитко, начальник 9 сектора Сидоренко, арх.: П.А. Щербачев, Фомин; 1952), который связал главную улицу Куйбышева исторического центра с Волжским проспектом. Проект планировки и оформления откоса на Куйбышевском спуске стал продолжением составленного ранее Куйбышевским филиалом Гипроавиапрома проекта реконструкции Куйбышевского спуска для новой линии троллейбуса. Проект Гипроавиапрома охватывал не только проезжую часть и тротуар вдоль ограды городского сада по Куйбышевскому спуску и Вилоновскому спуску, но и благоустройство земляного откоса, подпирающего площадку, на которой расположены Драматический театр, площадь Чапаева и Пушкинский сквер. Были запроектированы подпорная стенка на углу ул. Куйбышева и Вилоновской и дорожка, ведущая с отметки площади Чапаева к Вилоновскому спуску. Архитектурное оформление откоса разработано П.А. Щербачевым2.

Набережная 2-й очереди строительства (Новая набережная) (1955) стала продолжением продольной композиционной оси центральной части, обеспечив контакт городской среды с рекой. Она заняла береговую территорию протяженностью около 2 км, от Куйбышевской ГРЭС до завода КИНАП. В соответствии с решением бюро обкома КПСС на этом участке в 1955 г. начато строительство многоэтажных жилых домов, а также снос имеющихся здесь складских зданий. На всей линии 2-й очереди набережной берег р. Волги также укреплялся подпорной стеной из сборного железобетона и создавался второй, еще больший по длине и ширине бульвар. Сама стена располагалась на такой отметке, которая при окончании строительства Саратовской ГЭС должна была омываться водой [12] (рис. 5).

Набережная включала бульвар и застройку Волжского проспекта, которая формировала городской фасад. Вдоль всего берега протянулись кварталы новых зданий в стиле сталинской классики. Между улицами Маяковского и Ярмарочной была построена 5-этажная гостиница на 250 номеров. Вверх по Волге протянулась жилая застройка. По ул. Первомайской было построено здание нефтяного факультета Индустриального института. Внутри кварталов в крутых откосах предусматривалось устройство гаражей для индивидуальных машин. Во дворах организованы спортивные площадки. Квартиры обеспечивались всеми видами коммунального оборудования. В нижних этажах разместились детские учреждения, магазины, столовые, кафе, ателье и другие культурно-бытовые учреждения. Первый этаж одного из домов между улицами Маяковского и Чкалова занял кинотеатр с зрительным залом на 500 мест. В жилом доме на углу улиц Полевой и Пристанской разместилась музыкальная школа. На набережную проведена троллейбусная линия, которая связала ее с городом [13].

Рис. 5. Проект планировки набережной 2-й очереди.
Фото из личного архива арх. М.А. Труфанова

Новая набережная от Самарской ГРЭС до завода КИНАП начала проектироваться в 1958 г. Она была организована в виде трех благоустроенных террас с цветниками, скульптурами и открытыми павильонами. В состав авторского коллектива входили архитекторы Н.В. Подовинников, А.В. Годзевич, М.А. Труфанов, В.Г. Каркарьян; инженеры П.Я. Огуз, П.Н. Ашитко, Л.Н. Назаренко, Р.Н. Рафаевич и др.

Выводы

Прибрежный район г. Куйбышева стал крупнейшим архитектурно-градостроительным проектом, когда-либо реализованным в городе в течение короткого промежутка времени. Его задачей было превращение старого купеческого города в новый социалистический город, который отвечал бы его статусу крупнейшего индустриального и культурного центра страны. К концу 1950-х гг. Куйбышев представлял собой градостроительное образование из двух районов – Старого города и Нового индустриального района – Безымянки. Согласно генплану 1949 г., между ними в геометрическом центре проектировался Областной общественный центр. Местом размещения Городского центра стал район Самарской площади, так называемый Прибрежный район. С него и началось превращение Старого города в новый социалистический Куйбышев. Реализация этого проекта заняла около 10 лет, в результате город получил новый архитектурный облик.

В соответствии с проектом исторический центр включался в общую структуру городского центра и был дополнен благоустроенной набережной, кварталами жилой застройки и новыми городскими площадями. В основу архитектурной организации застройки Прибрежного района был положен принцип создания единого ансамбля, который подразумевал четкую иерархию городских общественных пространств и доминант, квартальную организацию застройки, создание единой системы парков, бульваров и набережных.

Архитектурно-градостроительный ансамбль центральной части города, получивший название Прибрежный район, был сформирован на основе единого ансамблевого подхода как системы продольных и поперечных композиционных осей, определивших его планировочный каркас. Продольные оси – улицы Самарская, Куйбышева, Арцыбушевская, Набережная, и поперечные оси – ул. Венцека, Красноармейский спуск, ул. Рабочая, Ярмарочный спуск и ул. Полевая, объединили существующие и новые городские площади в единый архитектурный ансамбль.

Ретроспективный взгляд на градостроительную эволюцию Самары (Куйбышева) показал, что решения, которые принимали городские власти по развитию города в сложных условиях предвоенного, военного и послевоенного времени, были рациональными и эффективными и стали основой строительства нового Куйбышева, главным элементом которого был Приволжский район. Все это требует учета и переосмысления роли застройки этого периода в истории развития города и включения лучших архитектурных объектов 1950-х гг. в список памятников объектов культурного наследия.

Примечания

1 ЦГАСО, ф. Р-876, оп. 2.

2 ЦГАСО, ф. Р-876, оп. 2, д. 107.

References

1. Podovinnikov, N., Zobina, I. (1954). The future of the city. Volga Commune Newspaper, January 19, p. 3.

2. Shcherbachev, P. (1954). The high-rise building on Samara Square. Volga Commune Newspaper, January 19, p. 3.

3. Moshkova, M.G. (2001). Walk and ye shall reach (Family Chronicle). Samara: Svir.

4. Construction on Samara Square. (1952). Volga Commune Newspaper, April 16, p. 4.

5. Godzevich, A. (1957). The new hotel will be like this. Volga Commune Newspaper, June 09, p. 4.

6. Reconstruction of the Park of Culture and Recreation. (1940). Volga Commune Newspaper, March 29, p. 4.

7. Reconstruction of Chapaev Square. (1947). Volga Commune Newspaper, July 06, p. 4.

8. Kuibyshev River Station. (1948). Volga Commune Newspaper, June 09, p. 1.

9. Mitrofanov, Yu. (1954). The word of the developers. Construction of the retaining wall. Volga Commune Newspaper, January 19, p. 3.

10. Vasiliev, A. (1956). Granite wall. Volga Commune Newspaper, July 11, p. 3.

11. Zolotavkin, V. (1957). Volga embankment. Volga Commune Newspaper, June 09, p. 4.

12. Smirnov, V. (1957). The best place to relax. Volga Commune Newspaper, June 29, p. 2.

13. Podovinnikov, N. (1956). For the good of the workers. Volga Commune Newspaper, June 15, p. 4.

Citation link

Samogorov V.A. THE PLANNING PROJECT FOR THE "PRIBREZHNY" DISTRICT OF THE CITY OF KUIBYSHEV (1953–1960)[Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2021. – №4(76). – URL: http://archvuz.ru/en/2021_4/4/  – doi: 10.47055/1990-4126-2021-4(76)-4


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 07.09.2021
Views: 127