Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №4 (76) December, 2021

Theory of architecture

Tarasova Irina V.

PhD. (Architecture), Associate Professor,
Vice-rector for Research and International Work,
Head of the Department of Theory of Architecture and Professional Communications.
Ural State University of Architecture and Art,

Russia, Yekaterinburg, e-mail: tarasova@usaaa.ru

AVENUES OF ARCHITECTURAL THEORY DEVELOPMENT IN L.P. KHOLODOVA’S SCHOOL OF THOUGHT

УДК: 72.01
DOI: 10.47055/1990-4126-2021-4(76)-5

Abstract

The paper reviews the work of Professor Liudmila P. Kholodova’s school of thought at the Ural State University of Architecture and Art, Ekaterinburg, Russia, based on research works presented in the publication “The Research School of L.P. Kholodova". The directions of architectural theoretical thought in the above school are outlined.

Keywords: architectural science; research school; directions of research; architectural theory thought

Введение

Современные образовательные программы подготовки архитекторов включают научно-исследовательские компетенции. Поскольку образование является важным связующим звеном между наукой и практикой, деятельность университетов, институтов в настоящее время предполагает развитие научных школ.

Изучение специфики уральской научной школы, динамики развития и ее методологических особенностей в целом еще не становились объектом отдельного научного исследования. Анализ, структурирование и обобщение научных знаний – важный этап в развитии архитектурной науки (архитектуроведения), так как «для развития науки и архитектурной деятельности необходим процесс самопознания, рефлексивной самооценки и обеспечения управляемого движения в будущее» [1]. В Уральском архитектурно-художественном университете три научных школы, одна из них «История и будущее архитектуры» – научная школа Л.П. Холодовой [2].

Издательство «Архитектон» в 2021 г. опубликовало книгу «Научная школа Л.П. Холодовой»[3]. Это научно-справочное издание, посвященное истории архитектуры и перспективам ее развития. В нем представлены сведения о темах и результатах научных исследований в рамках диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук и выпускных квалификационных работ магистрантов по направлению «Архитектура». Научные исследования в области архитектуры, градостроительства и искусства выполнялись на протяжении более трех десятилетий. Детальный анализ научных идей, концепций, теорий, предположений, прогнозов представляет особый научный интерес и, в свою очередь, позволит выявить основные направления развития архитектурно-теоретической мысли в научной школе Л.П. Холодовой. Методологическая база нашего исследования – традиционный общенаучный исследовательский описательный метод и метод научного анализа.

В магистерской подготовке по направлению Архитектура главная составляющая – это наука, научная подготовка. Образовательная программа по подготовке магистров, разработанная коллективом архитекторов теоретиков и практиков под руководством Людмилы Петровны Холодовой, – всегда перспективная программа. Это программа, позволяющая получить специфические знания и умения для применения их в любой сфере архитектурной деятельности, как в научной, так и в практической. Подготовка магистров на кафедре теории архитектуры и профессиональных коммуникаций УрГАХУ соответствует целям и задачам национальной доктрины образования в Российской Федерации. С 1998 г. Л. П. Холодова является руководителем магистерской программы «Теория и история архитектуры», а с 2006 г. – руководителем магистерской программы «Архитектура объектов промышленной инфраструктуры города».

В научно-справочном издании «Научная школа Л.П. Холодовой» – итоги многолетней истории научной школы, результаты ее деятельности. В нем ощущается особая чуткость к выбору актуальных научных направлений и тем научных исследований. Азарт и увлеченность учеников Л.П. Холодовой, разнообразие их исследовательских фокусов поражают и удивляют одновременно. Двадцать один человек – кандидаты наук, защитившие диссертации под руководством Л.П. Холодовой. Серьезный результат. Это фундаментальные и прикладные исследования в архитектуре, градостроительстве и искусстве.

Смелые идеи, предложения и решения проблем в сфере архитектуры и градостроительства наряду с детальным изучением конкретных вопросов позволяют всегда быть на гребне научных инноваций. Горнозаводской Урал: архитектура исторически сложившихся промышленных предприятий в городах Урала (В.И. Вершинин, 1985), архитектурные ансамбли городов Урала (О.А. Шипицына, 1996), историко-архитектурный комплекс горнозаводского Урала в системе информационных процессов (О.А. Махнева, 2000), архитектура прокатных цехов металлургических заводов Урала (Л.И. Козлова, 2006). Градостроительство: градостроительное моделирование уральской региональной системы расселения (К.Ю. Савельев, 1999), метод градостроительного планирования (Т.И. Ивченко, 2003). Город: образ исторического города (Игнатьева И.А. (2000)), информационный потенциал города (С.Н. Кузьменко, 2003), высотные центры города на территориях, аккумулирующих архитектурную память (Н.И. Демидов, 2005). Сложные фундаментальные вопросы формирования архитектурных стилей (А.Г. Мазаев, 2000) и предположение о третьем глобальном стиле (С.С. Жуйков, 2018). Проблема неиспользуемого потенциала нереализованных архитектурных проектов (А.И. Александров, 2006). Вопросы искусствоведения: российская мода в одежде (Л.В. Кокорева, 2001), искусство в городской культуре (Т.Б. Михайлова, 2001), контекст в архитектуре, дизайне и искусстве (Г.В. Вершинин, 2005). Междисциплинарный оттенок в научных архитектурных исследованиях, затрагивающих вопросы семиотики (семиотическая модель языка архитектурных форм, А.Г. Бурцев, 2001), синергетики, (синергетический подход к решению архитектурных задач, Е.Ю. Витюк, 2009) и математики (математическое методы и моделирование в архитектуре, О.С. Горнева, 2010). Классические прикладные научные исследования: об архитектуре военных госпиталей (М.С. Федорова, 2017) и о творчестве архитектора В.Д. Соколова (Л.Н. Смирнов, 2004). Прорывная работа о методологии «Уфимская имплозия» (Д.Р. Кудашева, 2019).

Двадцать один кандидат наук – общее количество защитившихся за период с 1985 по 2019 г. Шестнадцать диссертаций были выполнены по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия» (код специальности 18.00.01, в настоящее время 05.23.20), две диссертации – по специальности 18.00.02 «Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции архитектурной деятельности» (в настоящее время код специальности 05.23.21), две диссертации – по специальности 17.00.04 «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура» и еще одна диссертация – по специальности 22.00.06 «Социология культуры, духовной жизни».

Рассмотрим более детально диссертации, в результате защит которых соискателям были присвоены ученые степени кандидатов архитектуры. Представляется возможным проанализировать цели диссертаций, которые были сформулированы соискателями. Из шестнадцати можно определить двенадцать диссертаций, по которым выявляются определенные закономерности. По целям исследования диссертации делятся на две основные группы. Первая группа диссертаций направлена на формирование теорий, теоретических моделей, теоретических концепций (табл. 1).

Таблица 1
Цели исследований в кандидатских диссертациях, ориентированные на формирование теорий, теоретических моделей, теоретических концепций

Автор, год Цель исследования
Мазаев А.Г., 2000 создать современную теорию формирования архитектурных связей
на основе анализа общих закономерностей развития архитектурных стилей
Бурцев А.Г., 2001 разработать и апробировать на реальном архитектурном объекте
семиотическую модель архитектуры, при помощи которой возможно
было бы описывать знаковые элементы и системы любого архитектурного сооружения,
а также создавать новые
Витюк Е.Ю., 2009 проанализировать проблемы организации пространственной
структуры города на современном этапе с последующей разработкой
оптимальной модели городской структуры
Горнева О.С., 2010 определить место математических методов и моделирования
в архитектурном проектировании и разработке теоретической
модели их комплексного использования в нем
Жуйков С.С., 2018 обосновать предпосылки к построению и жизнеспособность
теоретической концепции эволюции архитектуры в логике
больших длительностей, основанной на понятиях «суперстиль»
и «глобальный стиль», которая бы не только констатировала,
но и объясняла современный этап развития зодчества и имела
бы прогностический потенциал, т. е. выявляла тенденции
формирования нового глобального стиля в архитектуре
Кудашева Д.Р., 2019 разработать имплозивную модель контекстуального учебного проектирования


Создание моделей позволяет представлять тот или иной феномен в архитектуре или градостроительстве, демонстрировать связи и взаимодействия элементов модели. Моделирование – это не только механизм теоретического мышления и метод научного познания архитектурного или градостроительного процессов, но и возможность концептуального представления разнообразия явлений в архитектуре, какими бы сложными они ни были: семиотическая модель, имплозивная модель, теоретическая модель использования математических методов в архитектурном проектировании, оптимальная модель городской структуры. Графические интерпретации своих же моделей – излюбленный прием исследователей-архитекторов, поскольку с их помощью можно наглядно демонстрировать не только мыслительные способности к теоретизированию, но и художественно-графические способности к их визуализации и представлению в объемно-пространственном виде. Моделирование «в абстрактной форме идеализированных объектов – непременных элементов развитых теорий – говорит о том, что этот уровень стал довольно высоким» и является одним из продуктивных научных методов [4]. 

Вторая группа диссертаций направлена на разработку методик анализа, разработку предложений и выявление принципов (табл. 2).

Таблица 2
Цели исследований в кандидатских диссертациях, ориентированные на разработку методик, предложений и рекомендаций

Автор, год Цель исследования
Вершинин В.И., 1985 разработать научно обоснованные предложения по совершенствованию
архитектурно-планировочной и пространственной структуры
исторических предприятий в сложившейся городской застройке
Шипицына О.А., 1996 …и разработать методику определения типов структуры
архитектурного ансамбля на примере промышленных
предприятий Урала конца XIX – начала XX в.
Игнатьева И.А., 2000 создать методику анализа развития образа города и выявления
элементов его исторического своеобразия;
разработать предложения по использованию этой методики
в архитектурной практике
Махнева О.А., 2000 разработать структурные принципы источниковедения архитектурной
науки и конкретизации методологических принципов архитектуроведения
в процессе исследования историко-архитектурного комплекса
горнозаводского Урала в конце XIX–начале XX в.
Ивченко Т.И., 2003 разработать методику, направленную на реабилитацию экологически
неблагоприятных территорий в структурах населенных мест и обосновать
эффективность и универсальность ее применения в решении вопросов
градостроительного планирования
Демидов Н.Б., 2005 выявить концептуальные принципы проектирования новых
высотных деловых и общественных центров в условиях
исторически сложившейся планировочной структуры города
(на примере Екатеринбурга)

Разработка методик – важная функция архитектурной науки, которая позволяет отвечать на вопрос «как?» не только для практики, но и для теории и истории.

Поскольку «особое место в архитектурной и градостроительной науке принадлежит задаче обновления терминологического инструментария» [5, с. 8], в диссертациях затрагиваются вопросы терминологии и понятийного аппарата. В диссертациях сформулированы такие новые понятия, как «архитектурный ансамбль как многоуровневая система» и «динамическая модель архитектурного ансамбля» (О.А. Шипицына, 1996); «экологическая унификация» и «индекс возможности жизни» при проведении градостроительных исследований (К.Ю. Савельев, 1999); «индикатор устойчивости» (Т.И. Ивченко, 2003); «территория исторически сложившейся планировочной структуры города, аккумулирующая «архитектурную память»» (Н.Б. Демидов , 2005); «глобальный суперстиль» (С.С. Жуйков, 2018). Формулирование новых терминов и определений – важная составляющая в теоретических исследованиях по архитектуре. Они расширяют диапазон терминологического инструментария, обновляют его и обогащают пласт архитектурно-теоретических знаний о том или ином явлении.

Неоценимы заслуги профессора Л.П. Холодовой в организации образовательного процесса магистрантов архитектуры. Под ее руководством как заведующей кафедрой теории архитектуры и профессиональных коммуникаций состоялось более двадцати выпусков магистров архитектуры. В научно-справочном издании «Научная школа Л.П. Холодовой» представлены темы и основные выводы сорока четырех магистерских диссертаций, выполненных под руководством Л.П. Холодовой. Тематика магистерских диссертаций разнообразна и достаточно смела. Архитектурное формообразование, развитие города, методы архитектурного моделирования городских пространств, эниологические исследования в архитектуре, архитектурные качества среды города, механизмы новой градостроительной идеологии, архитектура Екатеринбурга, архитектурно-художественная идентичность городов, творчество архитекторов, городская цивилизация на Урале, архитектура и дизайн в практике проектирования, графический дизайн в архитектурном облике города, сакрализация архитектурных пространств, теория манхэттенизма.

В выполненных исследованиях по теории архитектуры на уровне как кандидатских, так и магистерских диссертаций в качестве основных принципов следует отметить уже ставший классическим при проведении исследований «синтез теоретического и исторического знания, преемственность научной работы и всемерное расширение связей со всеми гуманитарными науками» [6]. Научная школа Л.П. Холодовой подключилась к общероссийской архитектурной науке.

В целом можно отметить следующие основные направления развития архитектурно-теоретической мысли самого руководителя научной школы – доктора архитектуры профессора Л.П. Холодовой. Во-первых, архитектурное проектирование и исследование промышленных зданий и сооружений: Северский, Михайловский металлургические заводы, комплекс сооружений Сысертского завода. Во-вторых, научно-теоретическое направление: концепты современной теории архитектуры, вопросы и задачи фундаментальной архитектурной науки, синтез архитектуры с другими научными дисциплинами. В-третьих, учебно-методическое направление: магистратура в архитектуре, направления исследований в теории и истории архитектуры, архитектурная реконструкция исторически сложившихся промышленных предприятий, история архитектуры металлургических заводов Урала второй половины XIX – начала XX в., архитектурное проектирование промышленных зданий и сооружений.

Выводы

В результате изучения научных исследований, выполненных в научной школе Л.П. Холодовой, установлено, что разнообразие рассматриваемых тем в архитектурных исследованиях соответствует разнообразию и сложности самой архитектурной действительности и существующей системе знаний об архитектуре. В качестве основных направлений развития архитектурно-теоретической мысли в научной школе Л.П. Холодовой можно отметить следующее. Первое направление ориентировано на гуманитарное приращение знаний в теории архитектуры с выходом на прогностическую составляющую. Второе направление ориентировано на методологические принципы и подходы с выходом на архитектурно-градостроительную практику. Перспективы развития научной школы Л.П. Холодовой могут быть связаны с разработкой новых исследовательских направлений как в фундаментальной и прикладной сфере научного знания, так и в области архитектурного образования.

References

1. Karmazin, Yu.I., Surovtsev, I.S., Kapustin, P.V., Dontsov, D.G. (2012) Voronezh architectural school: an experience of research-on-research analysis. Scientific Bulletin of the Voronezh State University of Architecture and Civil Engineering. Construction and Architecture, No. 1 (25), pp. 176-185. (in Russian)

2. Scientific research and creativity schools at the USUAA. [online] Available from: https://www.usaaa.ru/nauka/nauchnye-i-tvorcheskie-shkoly .

3. Kholodova, L.P. (2021) The Research School of L.P. Kholodova. Yekaterinburg: USUAA. (in Russian)

4. Ovchinnikova, N. P. (2011) Fundamentals of Architecture Science Studies. Saint-Petersburg: SPbGASU. (in Russian)

5. Esaulov, G.V. (2016) Architectural Science and Education: Vectors of Development. Academia. Architecture and Construction, No. 2, pp. 5-13. (in Russian)

6. Azizyan, I.A. (2009) Humanitarianization of Theoretical Architectural Studies. In: Azizyan, I.A. (ed.) Essays on History of Architectural Theory in the New and Modern Times. Russian Academy of Architecture and Civil Engineering, Research Institute of Theory of Architecture and Urban Planning. St. Petersburg: Kolo, pp. 649-655. (in Russian)

Citation link

Tarasova I.V. AVENUES OF ARCHITECTURAL THEORY DEVELOPMENT IN L.P. KHOLODOVA’S SCHOOL OF THOUGHT [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2021. – №4(76). – URL: http://archvuz.ru/en/2021_4/5/ – doi: 10.47055/1990-4126-2021-4(76)-5


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 11.10.2021
Views: 142