Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №1 (77) March, 2022

Fine art

Kuznetsova Evgenia Yu.

PhD. (Art Criticism), Associate Professor,
Department of Fine Arts. 
Volga State Orthodox Institute,

Russia, Tolyatti, e-mail: evgeniya2293@yandex.ru

ANALYSIS OF THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF ORTHODOX THEMES IN NATIONAL STILL LIFE (FROM THE 19TH CENTURY TO PRESENT)

УДК: 75.049.6
DOI: 10.47055/1990-4126-2022-1(77)-17

Abstract

The article discusses Orthodox themes in the still-life genre in domestic painting, reviews various works of Russian 19th-21st century fine art in which Orthodox still-life is present in one form or another, and identifies stages in the development and forms of Orthodox still-life in Russian painting. The author maintains that Orthodoxy themes are present in the still-life paintings of contemporary artists.

Keywords: still-life, Russian art, religion, Orthodoxy

Натюрморт, как живопись предметного мира, отражающий в полотнах самые различные неодушевленные предметы, находящиеся в мире человека, в искусстве представлен как в самостоятельном виде, так и в виде элементов других сюжетно-тематических полотен. Такая широкая применимость натюрморта и заложенные в нем функциональные возможности, позволяющие передавать, акцентировать и даже усиливать различные аспекты живописи, делает изучение проблемы натюрморта, его особенностей, истории его становления и воплощения в полотнах мирового изобразительного искусства особенно актуальным, так как это позволяет расширить границы его самостоятельного воплощения в изобразительном искусстве современности.

Историю натюрморта в изобразительном искусстве изучали такие известные искусствоведы, как Л.В. Мочалов, Б.Р. Виппер, А.Е. Голованова, В.В. Калмыкова, В.А. Никольский, С.С. Ершова, Т.В. Ильина, Н. П. Бесчастнов и многие другие. Благодаря их исследованиям ясным становится место и роль натюрморта в творчестве художников разных направлений и стилей. Но в аналитических исследованиях искусствоведов явно недостаточна изученность натюрморта православной тематики, несмотря на то, что религиозное направление в сюжетной живописи – одно из главенствующих в мировом искусстве, и оно практически полностью отражает религиозные темы и церковную жизнь.

В русской живописи религиозная тема представлена широчайшим пластом работ, который охватывает изображение храмов, монастырей, сюжетов Священного писания, крестных ходов, походов на богомолье, святых, святителей и священнослужителей. Наиболее популярен для религиозного жанра в русской живописи архитектурный пейзаж, с ним связано творчество многих художников – И. Левитана, В. Поленова, К. Юона; не менее популярны и темы из Евангелия, образы Святых, отраженные на картинах В. Поленова, М. Нестерова, И. Крамского и т.д. В отечественном натюрморте православная тематика выявлена слабее и связано это с тем, что данный жанр как самостоятельный жанр в живописи, приобретает популярность и занимает должное место лишь во второй половине XIXв., активно развивается в XXв. [4, 5, 7] в творчестве уже советских художников, для которых православие не являлось главной темой творчества. Именно этим объясняется некая растворенность темы православия в русском натюрмортном жанре.

Цель статьи – проанализировать натюрморты православной тематики в отечественном изобразительном искусстве с точки зрения их предметного содержания и композиционного строя, выявить этапы становления православного натюрморта от XIX в. до современности, проследить его выделение в самостоятельный жанр.

Православную направленность натюрморта определяет наличие в композиции главных элементов православного быта – икон, свечей, церковных книг, церковной утвари, символикии предметов празднования православных праздников, таких как Пасха, Рождество, Спас и т.д., подобную направленность может также определить символичное составление композиции из объектов, упоминаемых в Священном писании, например сочетание в композиции хлебов, рыбы, вина и т.д. (пример – работа В. Маторина «Семь хлебов», 2004).

Говоря о православном натюрморте в русской живописи XIX в., отметим, что данное направление по большей части существовало как эпизод, как отдельный сюжет в полотнах различных жанров и тематик. Авторы внедряли в произведения религиозную атрибутику – свечи, религиозные и молельные книги, отражали религиозные праздники – накрытые столы, ярмарки и пр. В рамках становления светского натюрморта православной тематики интересен религиозный жанр русской живописи первой половины XIX в., здесь натюрморт эпизодически представляется в картинах, раскрывающих, например, сюжет тайной вечери, который мы видим в картинах «Тайная вечеря» В. Шебуева (1838–1839 гг., 1838 г.) (рис. 1), Ф. Бруни (1839), С. Живаго (1845–1846), А. Иванова (1850). На данных картинах изображен неотъемлемый атрибут повествования сюжета – стол с посудой, хлебами, вином, иногда и другой пищей (например, яблоки).

Рис. 1. В. Шебуев. «Тайная вечеря». 1838 [3]

Интересна и картина исторического жанра русского художника-передвижника Н. Матвеева «Против воли постриженная» (1887), где основной сюжет – насильственный постриг женщины, возможно первой жены Петра I – Евдокии Лопухиной.Очень органично в сюжет довольно трагичный и безысходный, наполненный чувством гнева и протеста героини, вплетен элемент православного натюрморта, представленный в виде аналоя на переднем плане в левом углу полотна, иконами над оконным проемом. Хотя в данной картине элементы натюрморта разрозненны, являются дополнительными, они подчеркивают и объясняют происходящее. Подобные православные натюрмортные дополнения к сюжетным картинам мы можем видеть и в творчестве К. Маковского, например в картинах «Святочные гадания» (1890-е гг.), «Под венец» (1890) где важным компонентом произведения является православный «красный угол» – угловая полка с иконами, лампадкой, свечами, веточками вербы (рис. 2 а). Подобную натюрмортную композицию (красный угол), мы видим и у В. Сурикова в картине «Меншиков в Березове» (1883), где в верхнем правом углу изображена полка, заставленная иконами, с которой органично свисает крест (рис. 2 б). Отметим, что В. Суриков в данной картине не единожды использует православный натюрморт – композиция из атрибутов православного быта видна и в правой части картины, где под полкой с иконами изображен складной аналой, на котором стоит свеча и лежит закрытая богослужебная книга (рис. 2 в).


а.

б.

Рис. 2. а) Фрагмент картины К. Маковского «Под венец», 1890;
б) Фрагмент картины В. Сурикова «Меншиков в Березове», 1883 

Наиболее откровенно православный натюрморт проявляется в картине Ф. Журавлева «Пасхальное угощение» (вторая половина XIX в.), где само название картины говорит о предметах, главных героях натюрморта, в данном случае – угощениях. Композиционный и идейный центр картины – стол, застеленный белой парадной скатертью, на котором уставлены пасхальные яства – куличи, яйца, творожная пасха. У данного художника есть и иные произведения, куда для большой достоверности встраивается православный натюрморт, например картина «Перед венцом» (1874).

В первой четверти XX в. натюрморт – один из перспективных жанров, в нем работают как «традиционные» художники (К. Коровин, В. Серов), так и художники новой формации (П. Кончаловский, И. Машков, Н. Гончарова и др.), в основном художники воплощают в натюрморте темы цветочных композиций, фруктов, предметов быта, решают новые колористические задачи, экспериментируют с ракурсами и техниками. Православная тематика в натюрморте проявляет себя как эпизодически, так и в самостоятельном воплощении. Так, в картине А. Бучкури «Рождественский базар» (1906) отражены народные ярмарочные гулянья: в правом нижнем углу тщательно выписан ярмарочный лоток с выставленными на нем товарами, который соответствует натюрморту как жанру, но в данном случае является частью композиции бытовой сцены. В картине В. Маковского «Гастроном» (1909) отражена простая человеческая радость празднования Пасхи, где центральным элементом композиции является мужчина-гость, с интересом смотрящий на богато накрытый пасхальный стол, взгляд героя определяет и движение зрителя по композиции картины (рис. 3 а). На столе традиционные блюда: кулич, пасха, яйца, запеченный поросенок и окорок, судя по бантику, подаренный. «Гастроном» на момент создания картины было синонимом гурмана, а подобные столы для гостей дома называли «открытый стол», доступный для всех визитеров, их ставили у стен с целью не мешать многочисленным гостям. Подобный богатый натюрмортный пасхальный стол изображен и на картине Б. Кустодиева «Пасхальный обряд (Христосование)» (1916), где тоже представлены куличи, крашеные яйца, напитки, творожная пасха и многое другое (рис. 3 б). Интересно представлена в этих натюрмортах и традиция, ушедшая после революции, – вставлять в кулич цветок – символ рая, именно поэтому дореволюционные пасхальные натюрморты всегда богато украшены цветами.


а.

б.

Рис. 3. а) Фрагмент картины В. Маковского «Гастроном». 1909;
б) Фрагмент картины Б. Кустодиева, «Христосование». 1916

Элементы православного натюрморта встречаются и в творчестве русских авангардистов, примером тому является интереснейшее произведение представителя аналитического искусства П. Филонова «Пасха» (1912–1913). Сюжет картины – вечерняя пасхальная трапеза, участие в которой принимают не только люди, но и два ангела. В отличие от предыдущих рассмотренных картин, здесь пасхальный стол достаточно беден – на белой скатерти изображен один кулич, одно яблоко, одна рыба. Учитывая, что Филонов был мастером ребусов, в этой пище можно угадывать библейские символы. Внимание вызывает и икона Спасителя в интерьере.

К сюжетному произведению, в котором доминирующим является натюрморт, можно отнести и картину С.Д. Милорадовича «Приготовление к Пасхе» (1910) (рис. 4а). Картина представляет момент подготовки к празднованию Пасхи – обряд крашения яиц. Крупным планом в картине с динамичного ракурса представлена часть стола у окна, на котором стоит кувшин с вербой, чернильница с пером, большая расписная посудина с крашенными в луковой шелухе яйцами, мальчик, сидящий за столом тщательно выписывает что-то перышком на яйце (скорее всего, аббревиатуру «ХВ»). Обратим внимание на интересную деталь композиционного строя произведения – для изображения стола художник использует обратную перспективу – характерный прием для иконописи, его использование в картине объясняется не только решением композиционных и смысловых задач, но и деликатной попыткой соединить древние каноны с достижениями современной реалистической живописи, а также тесной связью художника с церковной жизнью.

Подобный сюжет и композицию мы видим и в картине «Канун Пасхи в старину» (1914) И. Горюшкина-Сорокопудова, где молодая богатая девушка расписывает яйца, стол, за которым она сидит, – на переднем плане, крупно, на столе богатая атрибутика – дорогая утварь, разноцветные яйца (рис. 4б). Натюрморта в этом произведение два: первый – описанный стол, а второй натюрморт изображен на заднем плане, но полностью открыт для взгляда зрителя – он представлен в виде молельного столика, уставленного иконами и горящей свечой в дорогом подсвечнике.


а.

б.

Рис. 4. а) С.Д. Милорадович. «Приготовление к Пасхе». 1910;
б) И. Горюшкин-Сорокопудов. «Канун Пасхи в старину». 1914 [3]

Рассмотрев натюрморт как часть полотен, отражающих православный быт в самом широком и разнообразном плане, перейдем к изучению непосредственно классических натюрмортов православной тематики, которые, несмотря на меньшее количество, оставили яркий след в истории отечественного искусства. Здесь можно говорить о работах таких художников XX в., как В.Е. Маковский, С.Ю. Жуковский, Н. Богданов-Бельский, А.А. Пластов и др. В произведениях этих авторов натюрморты отражают ожидание празднования Светлой Пасхи, где накрытые столы, яркость и красочность выставленных на них яств, в полной мере отражают радость и ожидание Воскресения, показывают ликование жизни, ее «вкус» и вместе с тем благочестивость и почитание главной святыни Православия.

Очень хорошо отражают эти настроения воспоминания художника С.А. Виноградова, где он очень эмоционально и точно описывает ожидание Пасхи: «Суббота – последний день Страстной. Все ожило, последние приготовления, носятся москвичи по магазинам, закупают к празднику последние покупки, спешат, суета. …И когда замрет жизнь, все стихнет, как будто и нет двух миллионов-то людей…И тогда в этой слитности, одновременности великой радости людской и воскрешающей природы – такая полнота, такая слава Творцу!…[6]».

Яркой работой, написанной А. Маковским, сыном В. Маковского, на тему празднования Пасхи является полотно «Пасхальный стол» (1915–1916). Крупным планом в работе представлен пасхальный стол в интерьере комнаты (рис. 5 а). Общее впечатление от произведения – радость праздника, подобная атмосфера и наполненность жизнью передается в картине и содержанием натюрморта (разноцветные яйца, украшенные куличи, сочные цвета фруктов, яркие краски гиацинтов) и освещенностью праздничного стола, солнечным светом, льющимся из окна. Классический натюрморт в интерьере «Пасхальный стол» написан С.Жуковским в 1915 г. (рис. 5 б). Здесь натюрморт как главная тема картины также отражает радость праздника и готовность встречать Светлую Пасху в изобилии и в то же время в святости, эти противоборствующие чувства переданы за счет контраста цветов – сдержанных в интерьере гостиной и ярких на праздничном столе. Анализируя работу С. Жуковского, М. Модельская описывают ее создание следующим образом: «…Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. А пасхальная еда кажется продолжением радости, ее материальным воплощением...[9]».


а.

б.

Рис. 5. а) А. Маковский, «Пасхальный стол». 1915–1916;
б) С. Жуковский. «Пасхальный стол». 1915 

Привлекает внимание и работа Н.Богданова-Бельского «Пасхальный стол» (1928), картина пронизана светом, жизнью, палитра вызывает чувства нежности и трепетности.Другой классический натюрморт представлен творчеством А. Пластова «Пасхальный натюрморт. Праздничный» (1920-е г.). Картина написана им уже в тот период истории России, когда советская власть провозгласила атеизм и начала активно искоренять все что связано с православной верой. А. Пластов, впоследствии известный советский художник, был постоянен в своей религиозной тематике, хотя она и не была известна широкой публике. Церковь занимала огромное место в его жизни, особенно в детские годы – его дед, прадед писали иконы, а отец учил его иконописи.

Православные натюрморты в первой четверти XX в. встречаются и в творчестве примитивиста Н. Пиросмани. Его картина «Христос Воскресе!» – это фронтальное изображение стола, на котором структурно распределены предметы: в центре кулич, по бокам, сдерживая композицию, бутылки вина, между которыми расположились и иные яства – символы праздника (рис. 6), произведение построено на четком ритмическом решении. Цветовая гамма картины, в отличие от ранее рассмотренных, ограничена, в основном черным, белым и красным. Черный фон символично противопоставляется белой плоскости стола, яйца символичного алого цвета, «белым цветом Пиросмани "прощал" грехи. Но белый (знак добра) и свет (символ духа) существовали у него лишь в контрасте с черным, не только олицетворяющим зло: маслянисто-черные тона клеенок скрывали в своей глубине тайны мироздания, напоминали о смерти, о бездне, куда уходит все живое, и откуда, в соответствии с мифологическими представлениями, оно приходит снова» [2]. Другая его картина – «Пасхальный барашек» – изображает элементы праздничного стола, распределенные по периметру, в центре композиции изображен пасхальный барашек (символ жертвы Христа). Все элементы расположены на черном фоне, посреди которых встречаются надписи, элементы атрибутики выполнены в коричневом тоне. Стоит отметить, что картины Н. Пиросмани, в отличие от работ С. Жуковского, Н. Богданова-Бельского, А. Маковского, – это не отражение праздничности и красочности православия, это, в первую очередь, символичность.

Рис. 6. Н. Пиросмани, «Христос Воскресе!»

Православная тематика в натюрмортах отечественных художников второй половины XX в. также присутствует, но наиболее активно проявляется в конце XX – начале XXI в., т. е. в период возрождения православия и религии в искусстве и в жизни России в целом. Отметим некоторых художников современности, создающих натюрморты, посвященные Пасхе, Рождеству, другим православным праздникам и быту: А. Гурьева-Сажаева, И. Сафронова, Н. Сафронова, И. Каверзнев, П. Лучанова, А.Склярова, М. Финогенова, Э. Панов, М. Рудник и многие другие.

В процессе анализа сайта Artnow.ru Gallery [1] (наиболее популярная в России интернет-галерея современного искусства всех направлений и жанров) было выявлено следующее: по запросу «Пасха, натюрморт» было представлено 92 работы, по запросу «Рождество,натюрморт» – 181 работа (стоит отметить, что 50 % данных работ выполнены на основе светской атрибутики), по запросу «Яблочный спас, натюрморт» – 52 работы, находились также натюрморты по запросам «Благовещение», «Великий пост», «Крещение», что свидетельствует о популярности и широком представлении православной тематики в современном творчестве отечественных художников.

Достаточно широко жанр православного натюрморта представлен в творчестве современных известных тольяттинских художников, среди них Д. Анчуков, Ю. Маслова, А. Сорока, О. Седых, С. Горячева, Н. Надеина. Так, в работе С. Горячевой «Праздник Пасхи» (2010) поражает реалистичность и «дымчатость» воздушной среды натюрморта, изображающего куличи, крашеные яйца, самовары, богатые и яркие драпировки. «Пасхальная медуница» (2020) О. Седых описывается художницей так: «Праздник Пасха, это всегда вкусная выпечка, сдобные ароматные куличи, выпеченные мамой и украшенные пасхальные яйца. Очень захотелось написать праздничный натюрморт, который будет напоминать о теплом и душевном домашнем празднике. А цветовую гамму задумки и цвет перламутровых яиц подсказала необыкновенное растение медуница» [8]. В рождественском натюрморте Н. Надеиной «Новогодний букет» главный элемент композиции – букет, представлен очень символично, еловая ветвь силуэтом напоминает крест.

Отдельно хочется сказать о творчестве Д. Анчукова (член СХР, работы «Краски нашей пасхи» (рис. 7 а), «Рождественские подарки»); Ю. Масловой (член СХР, работы «Солнечный праздник» (рис. 7 б), «Главный гость», «Пасхальный натюрморт»); А. Сороки (член ТСХР, работа «Зимняя сказка»). Перечисленные художники, помимо творческой деятельности, активно занимаются преподавательской работой, являются ведущими преподавателями творческих дисциплин кафедры изобразительного искусства Поволжской академии Святителя Алексия (Поволжского православного института). При активном творческом участии педагоговв академии два раза в год обновляются экспозиции, посвященные Пасхе и Рождеству, где зачастую можно увидеть натюрморты православной тематики данных художников. 


а.

б.

Рис. 7. а) Д. Анчуков. «Краски нашей Пасхи. 2021;
б) Ю. Маслова. «Светлый праздник». 2021

Помимо интерпретации темы православия в личном творчестве, преподаватели активно внедряют данную тему в образовательный процесс студентов профиля «Изобразительное искусство». Так, помимо классических заданий, студенты выполняют учебные натюрморты по рисунку, живописи и композиции на темы«Пасха» и «Рождество» (рис. 8). Погружаясь в культуру православия, изучая ее возможности в изобразительном искусстве, в частности в натюрморте, студенты посвящают ей и свои выпускные творческие работы, примером этого может служить картина Е. Мельниковой «Пасхальный натюрморт», выполненная в технике масляной живописи, панно Т. Азимовой «Пасха» в технике батика. Работа кафедры изобразительного искусства направлена на развитие православной тематики в живописи в целом и в натюрморте в частности в целях развития и сохранения православной культуры, воспитания и преемственности поколений.

Рис. 8. Учебные натюрморты православной тематики студентов Поволжской академии Святителя Алексия профиля «Изобразительное искусство»

Заключение

Изучая православную тематику в жанре натюрморта, мы проследили ее развитие от эпизодической к самостоятельной форме творчества. Основой становления русского православного натюрморта можно считать религиозную и историческую живопись XIX в., где натюрморт – важнейший элемент уточнения и повествования сюжета. Дальнейшее развитие православного натюрморта связано с его выделением как самостоятельного жанра в конце XIX в., а также возрастающей ролью православия в жизни народа и в творчестве. Данные факторы способствуют формированию в начале XX в. самостоятельного направления в изобразительном искусстве – православный натюрморт. Не остается тема исследования без внимания и авангардных художников, они используют православный натюрморт, как часть сюжетно-тематических композиций и как тему для самостоятельных произведений. Приведенные примеры современного изобразительного искусства в достаточной мере отражают существующую тенденцию в русской живописи – востребованность натюрморта православной тематики. Современная живопись России представлена сегодня многими художниками, в натюрмортных полотнах которых возрождается религиозная православная тематика, отражающая различные аспекты веры, богослужения и святости.

References

1. Artnow.ru, (2003). Artnow.ru Gallery. [online] Available from: https://artnow.ru/  [Accessed 05 February 2022]. (in Russian)

2. Apchinskaya, N. (2009). Niko Pirosmani "Let this right hand be glorified". [online] Tretyakov Gallery, No.22. Available at: https://www.tg-m.ru/articles/1-2009-22/niko-pirosmani-da-budet-proslavlena-eta-desnitsa [Accessed 01 February 2022]. (in Russian)

3. Artchive.ru, (2022). Artchive - Social network of artists and art connoisseurs. [online] Available from: https://artchive.ru  [Accessed 05 February 2022]. (in Russian)

4. Beschastnov, N.P. (2014). Still life graphics. Moscow: VLADOS, p. 255. (in Russian)

5. Gorbunova, T.V. (2021). Metaphorical space of still-life in artistic practice at the turn of the 19th century. Decorative art and object-spatial environment. Herald of MGKhPA, No. 3-1, pр. 122-129. (in Russian)

6. Tretyakovgallery.blogspot.com, (2013). From the memoirs of S.A. Vinogradov: “There were Easters in bad weather, but I don’t keep this in my memory. Always remember the sun only". [online] Available from: http://tretyakovgallery.blogspot.com/2013/05/blog-post.html [Accessed 01 February 2022]. (in Russian)

7. Mochalov, L. (2012). Three centuries of Russian still life. Moscow: Belyi gorod, p. 512. (in Russian)

8. Sedykh, O. (2003). Easter lungwort. Artnow.ru [online] Available from: https://artnow.ru/ru/gallery/3/28810/picture/0/1012755.html?sen=1 . [Accessed 05 February 2022]. (in Russian)

9. Zhukovsky, S. (2022) Easter Still Life. Radio «Vera». [online] Available from: https://radiovera.ru/stanislav-zhukovskij-pashalnyj-natjurmort.html . [Accessed 03 February 2022]. (in Russian)

Citation link

Kuznetsova, E.Yu. ANALYSIS OF THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF ORTHODOX THEMES IN NATIONAL STILL LIFE (FROM THE 19TH CENTURY TO PRESENT) [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2022. – №1(77). – URL: http://archvuz.ru/en/en/2022_1/17/  – doi: 10.47055/1990-4126-2022-1(77)-17


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 06.02.2022
Views: 120