Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №2 (82) June, 2023

History of architecture

Poleshchuk Maxim N.

PhD. (Architecture), Professor of the Department of Architecture of Public Buildings.
Moscow Architectural Institute,
 

Russia, Moscow, e-mail: poleshuk.maksim@gmail.com

Three canals in Amsterdam as an innovative project of the early modern period

УДК: 72.03
DOI: 10.47055/19904126_2023_2(82)_11

Abstract

The Amsterdam urban breakthrough in the project of three canals can be characterized in modern terminology as the first urban ecosystem, essentially a spatial reflection of the heyday of economic and socio-political life in the 17th century in the Netherlands, followed up in painting, science, education, and innovation. It is an example of how the abstract scholastic idea of an ideal city is filled with real life content. The article explores how socio-political processes, technical and economic innovations, cultural and educational environment influence city planning and architecture. The connection between architectural and spatial processes and socio-economic transformations is considered in a new light. The article raises the importance of the three canals in Amsterdam, one of the largest urban development projects of the early modern period, into the context of architectural science.

Keywords: early modern period, development of capitalism, ideal city, Three Canals project, innovations in urbanism

Введение

Архитектура и дизайн, создающие пространственные и материальные условия бытия, жизнедеятельности общества, трансформируются с развитием городов. А инновации – социальные, культурные, мировоззренческие, экономические, политические, технические – выступают «генетическим» материалом пространственного развития. Новаторская архитектурная деятельность, пережив эпоху расцвета во время господства модернизма и современной архитектуры, приобретает новое социальное и культурные значение мейнстрима в начале ХХI в. Генезис пространственных изменений следует за трансформацией материального и духовного бытия, но это не простой и не линейный процесс. Исследование генезиса этого процесса на историческом материале раскрывает его содержание, особенности, структуру. В этом отношении интересен процесс отражения социально-экономической и культурной жизни Нидерландов периода золотого века в одном из крупнейших градостроительных проектов XVII в. – плане «Трех каналов» в Амстердаме.

Гипотеза исследования

Один из традиционных подходов исторических обзоров и исследований – анализ влияния на архитектуру развития техники и технологии, а также экономики, экологии, политики, культуры. Гипотеза исследования – значительные изменения в структуре и форме урбанизма и архитектуры происходят тогда, когда они являются следствием накопления новых трендов, идей, концепций, технологий во всех шести сферах, определяющих бытие архитектуры – экономических, технологических (инженерных), культурно-эстетических, социальных, экологических, эргономических.

Изменение в одной отдельно взятой сфере не приводят к глобальным пространственным трансформациям поэтому «умный город» – только про умный транспорт, канализацию и госуслуги и никак не влияет на изменение структуры города, дома, интерьера, формообразования. У участников этого движение не возникает мыслей о том, что цифровизация может сформировать иную структуру жилища и города в пространственном отношении. Но на длинной дистанции постепенные изменения социальных, экономических, политических, инженерных и иных факторов приводят к трансформации предметно-пространственной среды, что и является объектом нашего анализа на примере проекта «Трех каналов». В каких-то случаях этот разрыв во времени значительный, например, от начала первой промышленной революции до появления модернизма и современной архитектуры прошло более 100 лет, за которые постепенно накопилась критическая масса изменений в социально-политической, мировоззренческой, культурной, научной, образовательной сферах.

Исторический контекст исследования

Медленный эволюционный путь развития пространственного языка, характерный для исторических эпох, хорошо изучен по процессу возникновения и развития ордерной системы. Да и мировоззренческие основания греческой культуры, где основой является повторение, движения исторического процесса по кругу без развития, является важным фундаментом отсутствия резких «инновационных прорывов». В римской традиции имперские устремления и большие материальные ресурсы привели к значительному развитию языка архитектуры, но и здесь преобладали эволюционные процессы.

В Средневековье субъектом, определяющим политику пространственного развития, выступают ассоциации бюргеров и коммуны, ремесленные цехи, они контролировали пространственные процессы через согласование общественных интересов. Персонификация пространственных решений в той или иной форме проявилась в эпоху эллинизма, но никогда не носила программного характера, и только в эпоху Возрождения приобрела конкретные черты. До нашего времени эта персонификация имеет обозримые границы, задаваемые имеющимися технологиями, экономическими возможностями, эстетическими представлениями, социальной структурой.

С наступлением Нового времени на смену ремесленному производству приходит мануфактурный тип производства. Вестфальский мир уравнял в правах католиков и протестантов (кальвинистов) и провозглашал принцип веротерпимости, что в дальнейшем снизило значение конфессионального фактора в отношениях между государствами.

Развертывать картину становления и развития Нового Времени, влияние его на предметно-пространственную среду – не наша задача, это сделали другие исследователи в разных сферах. Поэтому сосредоточимся на отдельных ярких примерах, иллюстрирующих общие процессы, в частности золотого века в Голландии, превратившего ее в самую развитую и инновационную страну в XVII в.

Первый китом взрывного экономического роста стала политика свобод в Нидерландах. В страну хлынули уставшие от инквизиторских методов властей других стран ученые, художники, писатели, преподаватели, прежде всего из Антверпена, остававшегося под властью Испании. Следом в 1602 г. была основана Голландская Ост-Индская компания, объединившая местных купцов в могущественный самостоятельный союз. В Амстердаме и Голландии сформировались массовые акционерные общества, конечно, они были известны во Флоренции и Венеции, но здесь они приобрели совсем другие масштабы и влияние и обеспечивали быстрый рост доходов большинства населения являвшегося вкладчиками этих обществ. Фактически под властью коммерческой структуры, управлявшейся из Амстердама, оказались несколько крупных регионов Юго-Восточной Азии.

Произошли значительные, где-то даже революционные, изменения в политике, экономике, мировоззрении, технологиях, культуре – «графики движения» данных сфер пересеклись в это знаменательное столетие золотого века Генеральных штатов или Республики Соединенных провинций. Были и правовые причины, в частности, знаменитый правовед Гуго Гроций выступил в 1609 г. с идеей свободного моря, море никому не принадлежит и свободно для мореплавания, этот принцип действует и по сей день.

Расцвет продолжился в живописи – Рембранд, Хальс, Вермеер, Стейн, Рейсдала. Этому способствовало одно из первых креативных арт-пространств – клуб Мейдеркринг, где художники, писатели, певцы, архитекторы собирались вместе в 1610–1647 гг. в замке Мейдерслот. Хозяин это клуба Питер Корнелисзоон (рис. 1) написал по примеру Тацита историю Нидерландов, а также поэтические и театральные произведения. Трагедии Йост ван ден Вондела «Амстел» и «Люцифер» ставятся по сей день. Амстердам превратился в европейский культурный и научный центр – этому способствовало практически отсутствующая религиозная и светская цензура, свирепствовавшая в остальной Европе.


Рис. 1. Питер Корелисзоон Ховт – основатель креативного арт-пространства золотого века Нидерландов.
Гравюра. Источник: file:///C:/Users/Private/Downloads/Hoft_P_K.jpg 

Среди эмигрантов – знаменитые философы, переехавшие в провинции и формировавшие мировоззрение Нового времени: француз Рене Декарт, англичанин Джон Локк. Здесь произошли важные открытия – Антони ван Левенгук усовершенствовал микроскоп, Симон Стевин сделал открытия в математике и т.д.

Такое бурное развитие искусства, культуры, науки, архитектуры во многом обусловлено огромными финансовыми возможностями страны – лидера нарождающегося капитализма, а также эмоциональным подъемом после освобождения от испанского владычества. Собственно, приток активных граждан и беженцев в большой степени связан с их религиозными убеждениями и относительной свободой, веротерпимостью Соединенных провинций. Реформаторская церковь была в привилегированном положении, но католики не преследовались.

Республиканское устройство провинций, где руководство осуществляли не знать и духовенство, а регенты буржуазной элиты. «Семь суверенных областей: Голландия, Зеландия, Утрехт, Фрисландия, Гронинген, Оверэйссел, Герл – объединились в 1579 г. на основе Утрехской Унии. (Провинция Дренте, также подписавшая соглашение, не вошла в состав Генеральных Штатов по причине бедности)» [1]. Однако была высшая должностная единица – штатгальтер (знаменитый Вильгельм Оранский в основном выполнял функцию главнокомандующего армией и флотом). Достопочтенные господа (так назывались члены управления Генеральных штатов) собирались в Гааге, заседание вели Великие пенсионарии или государственные адвокаты. Прежде чем принять то или иное решение, представители Генеральных штатов, сначала должны были принять его в штатах своих провинций.

Демократическое политическое устройство, относительная религиозная свобода, эффективная и быстро развивающаяся экономика, «развитие наук и искусств», эмоциональный подъем «духа народных масс», соединившись в одной исторической точке, сформировали систему, среду, ауру, культуру золотого века, отразившись в предметно-пространственной среде , урбанизме, архитектуре и дизайне (в то время еще декоративно-прикладном искусстве).

Основное содержанием проекта «Трех каналов»

Грамотное планирование городского пространства довершило создание образа «города мечты», «страны мечты». Эту роль играет широко известный план «Трех каналов» как некий проект создания города капиталистического будущего. Его можно рассматривать как целенаправленную программу по развитию и трансформации города и урбанистической среды в целом. Карта 1597 г. свидетельствует, что за сто лет территория города увеличилась вдвое. За стенами Сингела появился новый канал – Херенхрахт. Осознавая, что бурный экономический рост требует пространственного развития, совет управления городом из 36 зажиточных бюргеров принял план «Трех каналов», разработанный приглашенным архитектором Хенриком де Кейсером (Hendrick de Keyser), назначенным сначала городским скульптором и каменщиков в 1595 г., а потом городским архитектором в 1612 г. [2]. Однако есть версия что проект реализовывался по чертежам городского плотника Хендрика Якобсзона Стаатса и городского геодезиста Лукаса Янсзона Синка,что требует специального исследования. Проект разрабатывался на основе известной концепций «идеального города» Эпохи Возрождения [2, 3] (Скамоци, Альберти, Гамбарелли, Филарете, Палладио и др.), где поэтизация геометрической организованности противостоит средневековой «хаотичности», в это время других «инновационных» градостроительных концепций не существовало. Собственно, средневековая панорама Амстердама (рис. 2) наглядно демонстрирует свободную планировочную структуру, следующую функционально-планировочной логике без жесткой геометрической структуры. В проекте «Трех каналов» функциональная, правовая, транспортная, геометрическая структура не только «противостоит» средневековому «хаосу», но создает образ будущего нарождающегося капитализма, хотя геометрическая структура – из прошлого.


Рис. 2. Средневековый Амстердам до начала реализации проекта «Трех каналов»
Амстердам – Nitowiki.com


Рис. 3. План Амстердама после реализации проекта «Трех каналов» и последующего развития
Источник: Vintage Amsterdam Map.mavink.com

План увеличил площадь города в четыре раза – до 716 га и превратил Амстердам того времени в столицу мира. Первый канал Херенхрахт, увековечивший регентов (herren) – инициаторов и отцов проекта. Второй – Кейсерсхрахт «имперский канал», названный в честь императора Священной Римской империи Максимилиана [1] и Принцинсенхрахт, носящий имя принцев Оранских, лидеров освободительной борьбы. В 1658 г. план был полностью реализован. Каждый из трех каналов окаймлен поясом бульваров, их пересекают небольшие каналы и улицы, образуя каркас. К боковым улицам и набережным выходили более скромные жилища представителей среднего сословия. Дома и конторы зажиточных горожан располагались вдоль главных каналов. Была создана система шлюзов, почти не пропускавших соленую морскую воду, создан промышленный район мануфактур, в районе нынешнего музея кораблей располагались верфи. Но этот план появился не из недр архитектурного творчества, а из реальной бурно развивающейся социально-экономической жизни, хотя влияние идей концепции «идеального города» очевидно.

В данном случае объективным основание проекта был резкий экономический рост, субъектом, выражающим общественные интересы, выступил городской Совет 36-ти, организующий финансирование строительства самих каналов и «инженерной подготовки» в целом: Совет сформировал основные параметры и идеи, а архитектор Хенрик де Кейс и его помощники перевели социально-экономическую концепцию в пространственный план (процесс разработки проекта изучен не достаточно), продажа подготовленных участков давала средства для развития проекта. Сам строительный процесс был традиционный, инновационными были масштаб и организация работ, привлечение значительного количество мастеров, плотников каменщиков.

Cтруктура сплошного фронта застройки, разделенной на домовладения, продолжала традиции средневековых городов, четкая геометрическая разбивка в принципе отражала барочную традицию, сильно трансформировавшуюся в соответствии с общей моделью с минимальным количеством площадей и помпезных ансамблей. А вот размещение внутри замкнутых кварталов садов и скверов можно отнести к глобальной инновации (рис. 7), поскольку в остальной Европе это были или помпезные парки при дворцах, или средневековые огороды и хозяйственные постройки.

Парк у каждого дома – уникальный урбанистический вклад проекта «Трех каналов» остающийся актуальным и сегодня, как и четкая функциональная программа и целенаправленная деятельность в течение нескольких десятилетий. С тех пор за Амстердамом закрепился термин «Северная Венеция», хотя структура трех каналов более современная и удобная, чем причудливая сеть каналов Венеции (более удобная, поскольку вдоль каналов с двух сторон проезды). Собственно, понятно стремление Петра Первого выстроить свой Амстердам наподобие центра экономической, научной, культурной и урбанистической жизни того времени. К сожалению, Петр в свой короткий визит больше интересовался технологиями строительства кораблей, верфей, каналов – экономической жизнью. Демократическое устройство Соединенных провинций либо оказалось им незамеченным или не понятым, или было чем-то в принципе не достижимым в России. В духе модной ныне критической истории можно пофантазировать, а что было бы сейчас в России если бы Петр не кораблями и каналами интересовался (вернее, не только ими), а прошел бы стажировку у государственных адвокатов управляющих страной? Как отмечает Мария Элькина, «Петр Первый, выбирая аналог новой столицы, мыслил прагматически. Можно предполагать, что он выделял Амстердам по эмоциональным причинам, но более очевидный ответ состоял бы в том, что голландская столица на протяжении XVII столетия была мощнейшим экономическим и культурным центром Европы. Следовало бы оставить риторическим вопрос о том, можно ли в принципе процветание привить. Принципиально, что Петр намеревался сделать это за счет копирования формальных градостроительных паттернов, а не реформирования, например, политической системы» [7].

Некий символизм просматривается в превращении колонии Новый Амстердам, созданной Гудзоном в основном из бельгийских беженцев в нынешнею столицу мира Нью-Йорк, основанный в 1623 г. во время активной реализации проекта «Трех каналов». Несомненно, концепция развития Нью-Йорка отражала идеи проекта в Амстердаме. Однако совершенно иные природные и социальные условия привели к тому, что от из аккуратного симметричного проекта был реализован выдолбленный в скале один канал с традиционными голландскими домами по сторонам [5].

Идеи средового проектирования в «Трех каналах» можно усмотреть в сохранении в центральной части фрагмента средневекового города (в отличие от уничтожения средневековой среды в Париже), а в правой части геометрия «идеального города» нарушена сохраненным районом верфей (где сейчас находиться Музей кораблей), это говорит о том, что абстрактная геометрия «идеального города» не воспринималась как догма в столкновении с реальной урбанистической ситуацией.

Узкие участки и дома в 4.5 и 8.5 м, объединявшие и жилье, и склады, плотность застройки – продолжают средневековые традиции (рациональная, пространственная организация своего рода ПЗЗ); целостный большой урбанистический проект и целенаправленное его воплощение в течение 60 лет: четкое зонирование и логичная геометрическая структура создает образ «Нового времени», нового города, новой жизни. Картину дополняет грандиозный инженерно-гидротехнический проект отвоевания земли у моря, частью которого был и Амстердам.

Влияние научных, технических, экономических, образовательных, организационных инноваций

Амстердам как глобальный город золотого Века непосредственно отражает в урбанистической структуре технологические, финансовые, организационные инновации, в том числе в судостроении – с изобретением Карнелиусом Карнелезоном (1594) коленчатого вала, совершившего революцию в строительство кораблей. Он позволял передавать усилия ветра или воды во вращательные движения в вертикально-возвратные, отсюда – самые дешевые и доступные корабли и серийное производство лучших судов того времени (34 тыс. судов с общим дейдвейтом 3 400 т), для сравнения: сейчас тоннаж торгового флота Голландии с суммарным водоизмещением 5400 т [6] (рис. 4, 5). Это и определило золотой век Голландии, все колокола звонили, когда корабли возвращались в город. Амстердам превратился из-за инновационного корабельно-акционерного бизнеса Ост Индской компании в мировой центр экономической активности.

Рис. 4. Голландский флейт XVII в.
Благодаря инновациям в кораблестроительных технологиях Голландия стала в XVII в. «владычицей морей»
и во многом сформировала золотой век Нидерландов. Источник: alternathistory.com

По существу, восточные пряности выступали «нефтью» Средневековья и начала Нового времени. Пока их потоки через Азию и Средиземное море контролировала Венеция, она была центром мира, но длительный период благоденствия привел к потере исторического чутья. Возможно, история кораблестроения – тема другого исследований, но здесь она приведена как один из главных источников благосостояния страны, позволявший реализовывать значительные градостроительные программы, в частности граждане получили возможность покупать земельные участки в рамках проекта «Трех каналов».

Голландцы проиграли войну за мировое господство Англии в XVIII в. во многом потому, что она смогла более эффективно развивать и мануфактуры, и корабельное господство, да и населения там было значительно больше. Голландские Бюргеры не смогли понять, что нужно всеми силами сохранять объединение с Англией, в период управления Вильгельма lll, ставшего королем Англии и установившего конституционную монархию, как более сильного партнера. Одной из основ инновационного развития была открытость знания и технологий, в противоположность английской или венецианской закрытости и охране технологических секретов (рис. 4). «Открытость знаний в технологических делах, которая давно поразила иностранных наблюдателей как своеобразная черта Голландской Республики, никогда не провозглашалась официальной целью политики. Она возникла сама собой»*.

Множество примеров такой открытости доказывается соответствующими документами. Например, Хендрик де Кейсер, получивший от Генеральных штатов патенты на искусственный мрамор (1612) и на улучшенную конструкцию моста, облегчающую поток судоходных перевозок (1596), оказался мастером гильдии каменщиков Амстердама. 

«Таким образом, в Голландской Республике членство в гильдиях нисколько не мешало извлекать прибыль из технологических изобретений, получая патенты от властей. Напротив, мощное представительство среди патентообладателей ремесленников, организованных в ремесленнические гильдии, обращает наше внимание на важность гильдий в институциональной инфраструктуре знаний. Очевидно, гильдии в Северных Нидерландах были плодородной почвой для изобретательской деятельности. Как такое могло случиться?» [7].

Голландские гильдии не были бастионами секретности. Скорее всего, существовали иные способы, которыми ремесленные гильдии могли создавать или сохранять инновационную атмосферу.


Рис. 5. Массовое строительство кораблей в Голландии в XVll в.
Источник: alamy.com

Как полагает Ричард Ангер, они предложили «возможность внедрения новых технологий через совместные капиталовложения».

Существенный вклад в технологический прогресс внесли путешествия подмастерьев, совершаемые ими в рамках корпоративной системы, поскольку через них из одного города или региона в другой передавались передовые знания и технологии. Гильдии могли становиться «форумами для обмена технической информацией» на регулярных и нерегулярных встречах, на которых члены гильдий были обязаны присутствовать – прообразы современных воркшопов, семинаров, мозговых штурмов, мастер-классов. 

Гильдии предоставляли средства для обучения и образования квалифицированных рабочих. Наконец, они переводили соперничество между членами гильдии с ценовой конкуренции в плоскость качества, включая лучшее использование материалов и рабочей силы и улучшенный дизайн конечного продукта. Развитие университетов и массового начального образования дополняли частные «курсы повышения квалификации» например, контракт, заключенный между Хендриком Вильденсом и Якобом де Коринком в Амстердаме 28 ноября 1642 г., «в соответствии с которым Вильденс обязался научить Де Конинка искусству очистки буры таким же образом, какой он преподавал Йоханнесу ван Сеулену, за общую сумму в 150 гульденов» [7]. Начиная с конца XVII столетия практика технического образования путем внеклассного обучения в группах, получила значительное распространение.

Рис. 6. Новоизобретенные пожарные машины со шлангами (B)
в сравнении со старыми типами пожарных машин (A),
изображенные Яном ван дер Хейденом и Яном ван дер Хейденом мл.,
Beschryving der nieuwlyks uitgevonden en geoctrojeerde slang-brand-spuiten (Амстердам, 1690).
Предоставлено University Library Amsterdam

«Примерно после 1570 г. во многих городах Северных Нидерландов – как и во многих городах Фландрии и Брабанта несколькими десятилетиями ранее – появились частные преподаватели, предлагавшие различные курсы по математическим темам: от арифметики, бухгалтерского учета и геодезии до калибровки и искусства навигации» [7].

Но, конечно, основным «мотором» золотого века была диверсифицированная и развитая экономика. Ее лидером, своеобразным первым «чеболем», была основана 1602 г. Ост Индская компания. Первая контора компании располагалась в доме ее основателя Дирка Ван Оса, где любой желающий мог вложить деньги. Появилось ощущение, что можно любому стать участником экономического бума, первыми были 1143 человека, включая столяров, скульпторов и даже 7 слуг, они вложили 3 млн. 680 тыс. флоринов, в этот момент и зародился капитализм.

Сначала деньги вкладывали только в одно плавание, потом появилось 10-летние ограничение по вкладам, чтобы преодолеть это ограничение, люди стали на мосту торговать акциями. В 1611 г. была построена первая в истории биржа, в которой сейчас находится Амстердамский университет. Собственно, акционерный капитал превратил Амстердам в самый богатый город Европы. На эти средства и был реализован первый глобальный урбанистический проект «Трех каналов». Было построено 10 км каналов 100 мостов и 3 тыс. домов. Амстердам стал третьим по величине городом Европы и первым по экономической мощи.

Амстердам в 1610 г. (год возвращения Гудзона из Америки) представлял одну огромную стройплощадку. В начале века строителей было около 150, к середине XVII в. 600–700 человек. По всему городу стояли треугольники, забивавшие сваи из бревен, привезенных из Норвегии (видимо, к этому времени все голландские леса уже ушли на доски для флота Ост Индской компании). Одна большая стройка: треугольники опоры 1 столб на 1 м, молотки, бревна, люди – первый урбанистической проект в истории европейских городов. Каждый может строить любой дом, только одно ограничение – площадь застройки не больше половины земельного участка. Некий образ первой капиталистической индустриализации. С тех пор Голландия – на первых местах по уровню жизни и одна из главных инвесторов в РФ (до 2022 г.).

По периметру кварталов дома в 3–5 этажей, внутренняя часть квартала – сады и парки. При каждом доме и в каждом квартале был сад (и до сих пор есть, автор жил на Кайзерхграхт в таком саду в домики для гостей у архитектора Марка а Кампо) (рис. 7). Голландский дом на канале и образ жизни Хезел лихайд с садом во дворе – новый образ жизни семьи, остающийся идеалом и сейчас.

Технология, свобода, финансовые и организационные инновации, коллективистские формы, акционерные общества, драйв перемен и развития после темных времен испанского тоталитаризма с убийствами и казнями герцога Альбы – большие проекты Амстердама и концепция «прото-города-сада» и зданий, организующих общественное пространство, превратил Амстердам в столицу мира, где главное пространство отдано не грандиозным церквям и дворцам, кремлям (как в Париже, Вене, Санкт-Петербурге, Москве и др.), а среде общественно-жилой, деловой и гуманистической, соразмерной, качественной, скромной, без барочных излишеств. До сих пор любому туристу город виден как памятник человеческому разуму, таланту, предпринимательству, веротерпимости, гуманизму, расцвету искусств и образования.

Можно с известной долей условности в контексте нашего анализа сравнить гуманистический коллективистский порыв самоуправляемых акционерных обществ, объединяющих граждан на экономической основе с инновациями в технологии и бизнесе, с самоуправляемыми общинами городов-государств Греции в форме «самоуправляемых свободных ассоциаций» с «собственниками акционерного капитала» в Соединенных провинциях.


Рис. 7. Современное состояние города и внутриквартальных территорий – садов и парков.
Источник: https://www.orangesmile.com/destinations/amsterdam/panorama360--2140479.htm 

Выводы

Формирование пространственной организации градостроительства и архитектуры золотого века Нидерландов отражало философию, мировоззрение, экономику Нового времени. Это время рационализма, познания мира, преодоления средневековой схоластики. В принципе Новое время декларировало, что мир может развиваться в том числе на основе науки, образования, в отличие от понимания мира древними греками, считавшими, что все идет по кругу.

Нидерландский золотой век практические доказал силу разума, целенаправленных действий по изменению действительности, включая ее пространственные характеристики. Без этого внутреннего чувства так бы вручную и ткали английские ткачи из века в век, и никакая прядильная машина Кромптона не появилась бы. Да и паровые машины были известны в Древней Греции, однако до пароходов дело не дошло, поскольку не было субъектов внедрения такого рода инноваций. Нужны были какие-то внешние факторы, такими факторами стали мировоззрение Нового времени оторвавшегося от жестких религиозных рамок, идея прогресса, познание мира как средство его изменения. И конечно, капитализм как двигатель индивидуальной активности и предприимчивости, в случае Соединенных провинций и Англии – развитие личных свобод, веротерпимость, социальная активность, эйфория от освободительных войн и революций, понимание связи свободы религиозной со свободой торговли. «Для голландских купцов и капиталистов в религиозном вопросе с самого начала не было никаких сомнений: для них свобода вероисповедания была тесно связана с понятием свободы торговли. Гражданская и религиозная свобода представлялась им неразрывно связанной с процветанием предпринимательской деятельности» [7].

Уровень массового образования оказал значительное влияние на формирования мировоззрения и развития эстетических представлений, он был один из самых высоких в Европе. «Республика значительно опережала другие европейские страны. Уровень неграмотности был очень низким, в результате существования многочисленных школ, находящихся в ведении кальвинистской церкви. И что интересно, дети могли получить образование, независимо от их социального положения. В первой половине этого века в северных Нидерландах действовали уже 6 вузов, 4 из которых все еще существуют сегодня» [4]. В конце XVII в. в Республике было больше печатных книг, чем в остальной Европе, а голландские издания часто были запрещены в других странах.

Массовое развитие эстетических ценностей и представлений отразилось в массовом развитии в Нидерландах живописи, литературы, музыки, архитектуры. Формирование новой политической реальности, мировоззрения Нового времени, неких первичных инновационных технологий, значительного роста экономики (на 1 жителя Нидерландов приходилось в три раза больше доходов, чем в среднем на одного жителя остальной Европы) создали условия для крупных градостроительных проектов и развития архитектуры в целом, хотя в контексте все тех же средневековых строительных технологий, все тех же несколько трансформированных классических и барочных художественных эстетических приемов [8] при кардинальном изменении урбанистической структуры города.

Амстердамский урбанистический и социально экономический прорыв в проекте «Трех каналов» в современной терминологии – первая урбанистическая экосистема, создавший прообраз концепции «города-сада», системы зонирования и регламентирования структуры застройки, пример организации разработки и реализации больших градостроительных проектов (реализованных впоследствии в Париже, Барселоне и др.) при сохранении господствующей на тот период стилистики.

История проекта «Трех каналов» отчетливо демонстрирует, как отражаются инновации социально-политические, научно-мировоззренческие, культурно-образовательные в инновациях предметно-пространственных и архитектурно-градостроительных.
 

Примечание

*Фредерик Вильнер. Города, завоевавшие мир Амстердам, Лондон, Нью-Йорк, документальный фильм.

References

1. Information publication of the Ministry of Foreign Affairs of the Netherlands. (1996) History of the Netherlands. The Hague: Ministry of Foreign Affairs.

2. Savarenskaya, T.F. (1987) Western European urban planning of the 17th-19th century: Aesthetic and theoretical background. Moscow: Stroyizdat.

3. Krasheninnikova, N.L. (1972) The Architecture of the Netherlands. In: Khan-Magomedov, S.O. (ed.) The World History of Architecture. Volume 10: Architecture of the 19thearly 20th century. Moscow: Stroyizdat, pp. 317-330. (in Russian)

4. Elkina, M. Petersburg as an experiment. https://ad.theoryandpractice.ru/lahta/petersbur/ .

5. Koolhaas, R. (2001) Delirious New-York: a retroactive manifesto for Manhattan. Translated from English. 2nd ed. Moscow: Strelka Press. (in Russian)

6. Shumsky, S. (2021) Education of machines. New history of mind. Moscow: Alpina non-fiction.

7. Davids, K. (2019) 450 Years of Leadership: The Technological heyday of Holland in the 14th–18th centuries and what followed. Translation from English. Moscow: Alpina Publisher. (in Russian)

8. Kravcunas, M.V. (2011) The main stylistic trends in Dutch architecture of the late 16th–17th century (on the example of residential development in Amsterdam). Abstract of PhD dissertation (Art Studies). St. Petersburg. (in Russian)

Citation link

Poleshchuk, M.N. Three canals in Amsterdam as an innovative project of the early modern period [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2023. – №2(82). – URL: http://archvuz.ru/en/2023_2/11/  – doi: 10.47055/19904126_2023_2(82)_11


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 05.02.2023
Views: 147