Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №2 (82) June, 2023

History of architecture

Li Junhong

Doctoral student.
Research supervisor: Professor A.G.Vaitens, Doctor of Architecture.
St. Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering,

Russia, St. Petersburg, e-mail: 184074980@qq.com

Vaitens Andrey G.

Doctor of Architecture,Professor.
Corresponding Member of the Russian Academy of Architecture and Civil Engineering.
St. Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering,

Russia, St. Petersburg, e-mail: rector@spbgasu.ru

Ancient center of Xi'an (PRC): preservation and historical value of buildings of ancient architectural complexes

УДК: 71.03
DOI: 10.47055/19904126_2023_2(82)_13

Abstract

This article is devoted to the study and protection of the historically significant architectural complexes of Xi'an, which include the buildings of the Wolong Temple, the Confucius Temple Complex, the Little Study Alley Mosque, and the Memorial Complex of the Xi'an Branch of the Eighth Road Army. The article discusses the timing when each of the buildings was erected, as well as the process of their preservation today. The historical value of each site is described, and their current condition and possible threats to preservation are considered. Various methods of protecting and preserving the architectural complexes, such as conservation, restoration and reconstruction, are presented and their applicability in the context of the region is discussed. It is concluded that there is a need to preserve and protect these historically significant architectural complexes for future generations.

Keywords: Chinese architecture, Xi'an, ancient buildings, ancient urban area, historical value

Введение

Сиань находится в провинции Шэньси, это один из самых старых городов Китая (рис.1–3) Он славится своими историческими зданиями, в первую очередь, это храмы, мечети, монастыри и другие культурные объекты.

В пределах древних городских стен Сианя находится ряд зданий, представляющих историческую и культурную ценность. Эти здания воплощают суть древнего и современного китайского архитектурного искусства и культуры и отражают статус Сианя как крупного культурного города древнего Китая.

Комплекс храма Волунг основан во времена правления династии Хань (168–189 гг.) и состоит из нескольких зданий, включая зал для медитации, зал для учения и главный храм.

Комплекс храма Конфуция был построен во времена династии Тан (618–907 гг.), но разрушался в результате военных действий. В разные исторические периоды храм несколько раз восстанавливался, в том числе в период правления династии Мин (1368–1475 гг.), когда он был перестроен и расширен [1].

Мечеть Малого Учебного переулка была построена в 1774 г. и с тех пор неоднократно перестраивалась и реконструировалась. Сейчас она находится в отличном состоянии и по-прежнему является местом богослужения мусульман.

Мемориальный зал революции. В начале 1936 г. китайская коммунистическая партия создала в Сиане тайный офис связи. В 1959 г., после реставрации, он стал Мемориальным комплексом Сианьского отделения Восьмой дорожной армии.

Исследование этих старинных архитектурных комплексов было проведено с целью определения их исторической ценности, а также разработки стратегий для их сохранения и защиты.  

Рис.1. Расположение провинции Шэньси в Китае. Источник: https://map.baidu.com 

Рис. 2. Город Сиань
Источник: https://map.baidu.com 

Рис. 3. Внутренняя зона древних
городских стен
Источник: https://map.baidu.com 

Храм Волунг(Ⅱ в. н. э. – 168–189)

Согласно надписям в храме, комплекс был сооружен во времена правления династии Хань более 1800 лет тому назад (рис. 4). Во время правления династии Юань (1271–1368) храм Волунг был восстановлен.

Во время правления династии Мин он был отремонтирован (1377) [2]. Об этой истории рассказывает большое количество сохранившихся в нынешнем храме каменных памятников времен династий Юань, Мин и Цин. Во времена династии Мин была воздвигнута каменная стела (1377), которая до сих пор находится к востоку от зала Даксионгбао. На памятнике текст похож на цветок, поэтому люди называют ее цветущей памяткой.


Рис. 4. Макет реконструкции Храма Валунг

Династия Цин также неоднократно реставрировала глухую часть храма Волунг. Во времена династии Цин храм был отремонтирован (1852), в честь этого события был установлен памятник. В 1868 г. восстановлен главный зал и воздвигнут памятник Истории храма Волунг.

В 1900 г., когда союзные войска восьми держав вторглись в Пекин, вдовствующая императрица Цыси и император Гуансюй укрылись в Сиане, принеся новое процветание храму Волунг. Храм был прекрасно отреставрирован вдовствующей императрицей, которая подарила ему 50 кг серебра.

В 1931 г. генерал Чжу Цзыцяо и его сподвижники собрали средства на ремонт зала Махамудры и зала для медитации, а также на приобретение буддийских писаний, основание Национальной библиотеки буддийских исследований и приглашение буддийских мастеров приехать и прочитать проповеди [3].

После 1949 г. правительство несколько раз выделяло средства на реконструкцию храма. Буддийские статуи были украшены, что сделало этот древний буддийский храм еще более величественным и великолепным. Территория храма Волунг занимает площадь в 1 га и разделена на три двора: центральный, восточный и западный двор [4]. Главные залы храма расположены в центральном дворе (рис. 5).


Рис. 5. Существующее состояние комплекса Храма Валунг

Среди знаменитых памятников и камней – памятник Гуаньинь (723) работы художника У. Даоцзы династии Тан (рис. 6), памятник истории Волунга династии Мин (1377, рис. 7), памятник вручения тибетских писаний (1445, рис. 8), памятник восстановления (1521), памятник восстановления десяти уставов (1852), памятник истории Волунга (1868), памятник серебряного пожертвования королевы-матери на восстановление (1901) и памятник прецептора (1946) [5]. Эти каменные таблички с четкими надписями – важный исторический источник для изучения храма Волунг в период правления династии Тан, династий Мин и Цин, кроме того, они имеют живописную и каллиграфическую ценность.

Рис. 6. Памятник Гуаньинь
Фото
Ли Цзюньхун

Рис. 7. Памятник истории
Волунга династии Мин
Фото
Ли Цзюньхун

Рис. 8. Памятник вручения
тибетских писаний
Фото
Ли Цзюньхун

Метод реконструкции должен основываться на детальном анализе и изучении оригинального дизайна и структуры храма. Важно также учитывать контекст времени и культурного значения храма.

Первый этап восстановления храма – проведение археологических исследований, которые позволят получить максимально точное представление о структуре и дизайне храма. Это включает изучение архивных материалов и других источников информации.

Второй этап состоял в том, чтобы тщательно изучить все оставшиеся остатки стен и колонн для определения их оригинального дизайна и структуры.

Третий этап включал создание детальных чертежей и планов реконструкции храма. Это предполагает использование современных технологий, таких как компьютерное моделирование и 3D-сканирование, чтобы создать точную копию оригинального храма.

Затем, на основе полученных данных, можно начать проектирование и реконструкцию храма. Важно использовать современные технологии и материалы, чтобы обеспечить безопасность и долговечность восстановленного храма.

В ходе реконструкции восстановленный храм должен сохранять оригинальный дизайн и архитектурные элементы, чтобы не утратить уникальности и оригинальности храма.  

Комплекс храма Конфуция(XV в. н. э. – 1475)

Храм Конфуция (когда-то функционировал как университет, сейчас – музей), построен в 1475 г. (рис. 9, 10). Из исторических книг известно, что он был построен во времена династии Тан (618–907), но несколько раз был разрушен войнами [6]. В 1475 г. в "Записи о восстановлении храма литературы в префектуре Сиань" династии Мин записано, что храм Конфуция был перестроен, а весь храм был расширен в три раза с добавлением семи залов. Затем, в 1592 г., во время правления династии Мин была построена площадь Тайхэ Юаньци, а во время правления династии Цин построены семь павильонов [7], которые и составляют архитектурный облик современного конфуцианского храма в Сиане.

Рис. 9. Храм Конфуция
Фото
Ли Цзюньхун

Рис.10. План храма Конфуция

Главное здание храма, зал Дачэн (рис. 10), представляет собой великолепный шатровый зал династии Мин, который был разрушен молнией в 1959 г. Другие здания на центральной оси (два шатровых зала, ворота с алебардами, решетчатые ворота, мост Паньшуй, площадь Тайхэ Юаньци и павильон стел) все еще сохранились [8]. Ворота Алебарда (рис.10) шириной в три комнаты и глубиной в две, с односкатной крышей из вершины горы с двойным карнизом, покрытой зеленой глазурованной черепицей, до сих пор сохраняют отличительные черты архитектуры династии Мин.

Храм Конфуция сохранился в удовлетворительном состоянии, для его поддержания предлагаются следующие мероприятия:

- Реставрация включает очистку и консервацию структурных элементов храма, ремонт поврежденных участков и замену поврежденных элементов на новые, созданные по оригинальным чертежам и с использованием традиционных материалов.
- Регулярное техническое обслуживание и уход за храмом, включая очистку и консервацию структурных элементов, ремонт поврежденных участков, замену поврежденных элементов на новые и т.д.
- Использование специальных материалов и технологий, разработанных для сохранения и защиты культурного наследия.
- Проведение исследований для углубленного изучения и понимания оригинального дизайна и структуры храма, что позволит более эффективно поддерживать его в хорошем состоянии.
- Организация регулярных мероприятий и программ, направленных на привлечение туристов и общественности, что позволит поддерживать интерес к храму и обеспечивать его финансовую поддержку.
- Разработка и реализация долгосрочных планов по сохранению храма, включая создание резервного фонда для проведения необходимых работ по обслуживанию и ремонту храма в будущем.  

Мечеть Малого Учебного переулка(XVIII в. н. э. – 1774)

Мечеть Малого Учебного переулка построена в 1774 г. при династии Цин для облегчения религиозной жизни мусульманских офицеров и солдат Зеленого батальона, расквартированного неподалеку [9] (рис. 11).

Мечеть была отремонтирована и обновлена в 1827 г. После реконструкции ее площадь составляет 3000 м2, а площадь застройки – около 850 м2. Основные здания – это кирпичные стены, три двери подряд (рис. 12), северный и южный залы, каменные двери, лунные платформы и залы поклонения [10].

Храм расположен в северо-западном углу лица востока, чтобы открыть большую сторожку, Галерея в средней части мечети сделана из различных видов камня (рис. 13). В мечети находится множество зданий и артефактов, представляющих историческую и культурную ценность: коридор из камня, построенный во времена династии Мин, древние тексты и рисунки, вырезанные на стенах, и множество старых книг по мусульманской культуре и истории. Эти здания и артефакты являются ценным источником для изучения истории, культуры и искусства ислама в Китае. Памятник находится в хорошем состоянии и требуется только реставрация его отдельных элементов.

Использование технологии 3D-сканирования и печати позволит создавать точную копию поврежденной части мечети и затем использовать полученную модель для изготовления новых элементов с применением различных технологий. Реставрация с использованием аутентичных материалов для восстановления поврежденных элементов мечети, что позволяет сохранить аутентичный вид и характер мечети.


Рис.11. Макет реконструкции мечети Малого учебного  переулка

Рис. 12. Три двери подряд
Фото
Ли Цзюньхун

Рис.13. Галерея в средней части
Фото
Ли Цзюньхун

Мемориальный комплекс Сианьского отделения Восьмой дорожной армии XX в. н. э. – 1936)

В начале 1936 г. китайская коммунистическая партия создала в Цисяньчжуане тайный офис связи (рис. 14). В коллекции бывшего здания Сианьской канцелярии Восьмой дорожной армии хранится более 460 культурных реликвий, материалы за 525 лет, 623 мемуаров и более 3000 фотографий [11]. Комплекс также демонстрирует архитектуру компактного жилья в Китае ХХ в.  


Рис.14. Мемориальный комплекс Сианьского отделения Восьмой дорожной армии существующий вид сверху.
Фото
Ли Цзюньхун

После мирного разрешения Сианьского инцидента в декабре 1936 г. и формирования второго "Националистическо-коммунистического сотрудничества" Коммунистическая партия Китая создала Офис связи с Красной Армией в Цисяньчжуане, Сиань, чтобы облегчить обсуждение с Гоминьданом вопросов, касающихся совместного сопротивления Японии.

С 1936 по 1946 г. ЦК КПК создал секретный транспортный пункт: полуоткрытый Пункт связи Красной Армии и открытый Офис Восьмой армии в Шэньси.

С началом антияпонской войны в 1937 г. Красная армия Китая была реорганизована в Восьмую дорожную армию Национально-революционной армии в соответствии с резолюцией о сотрудничестве между Коммунистической партией Китая и Националистической партией Китая [12].

В сентябре 1937 г. Управление связи Красной армии в Сиане было преобразовано в Управление Восьмой маршрутной армии в Шэньси Национально-революционной армии. Здесь неоднократно работали и жили главные руководители партии и армии: Чжоу Эньлай, Чжу Дэ, Лю Шаоци, Пэн Дэхуай, Е Цзяньин, Дэн Сяопин, Богу и У Юйчжан.

После того как в июне 1946 г. Чан Кайши начал полномасштабную гражданскую войну в Китае, офис был переведен в Яньань.

В 1959 г., после реставрации он был построен как Мемориальный зал Сианьского отделения Восьмой дорожной армии. Среди экспонатов – реликвии Чжоу Эньлая, письма Чжу Дэ и Линь Боцзю, инструкции и телеграммы центрального правительства в Восьмой офис, а также журнал Восьмого офиса.

В 1984 г. основные здания были тщательно отреставрированы и укреплены [13]. В 1988 г. Государственный совет Китайской Народной Республики объявил его Национальной ключевой единицей охраны культурных реликвий.


Рис.15. Мемориальный комплекс Сианьского отделения Восьмой дорожной армиифрагменты комплекса.
Источник: http://www.sxgmww.com/show-3-39-1.html 

Выводы

В заключение следует отметить, что защита и современное развитие этих четырех исторических комплексов в Сиане представляют собой сложную и многогранную задачу. С одной стороны, они являются бесценным культурным наследием, которое необходимо сохранить для будущих поколений. С другой стороны, они также имеют практическую и экономическую ценность, поскольку являются важными туристическими достопримечательностями и потенциальными коммерческими площадями. Поэтому очень важен сбалансированный подход, учитывающий как сохранение исторического значения, так и необходимость современного развития. Для достижения этого баланса можно предпринять несколько мер.

Во-первых, правительство (КНР) должно разработать четкие правила и рекомендации по сохранению и реконструкции исторических зданий. Это позволит гарантировать, что любые реставрационные работы будут проводиться таким образом, чтобы сохранить оригинальную архитектуру и историческое значение, а также внедрить современные средства и технологии.

Во-вторых, правительство и частные предприятия должны работать вместе, чтобы найти способы использования этих зданий в коммерческих целях, например превратить их в музеи, гостиницы, рестораны или культурные центры. Это не только принесет доход, но и привлечет в город больше гостей.

Наконец, следует начать кампании по информированию и просвещению общественности о важности культурного наследия и необходимости его сохранения. Это может быть достигнуто различными способами, в том числе организацией туров, выставок и семинаров [14].

Охрана и модернизация этих четырех исторических комплекса в Сиане имеет первостепенное значение и требует комплексного, хорошо скоординированного подхода с участием правительства, частных предприятий и общественности. При правильных мерах эти здания будут сохранены, а также станут важными культурными, экономическими и социальными активами для города.

References

1. Changqing. (1996). A brief history of the Wolong Temple in Xi'an. Wenbo, (2), 49-56. (in Chinese)

2. Hu, Yuchang. (2014). Introduction to Wolong Temple in Xi'an. Youth Years, 17. (in Chinese)

3. Ran Wanli. (2014). On two pedestal statues of Northern Zhou divine kings found in Xi'an area. Wenbo= Relics and museology, (1), 89-93. (in Chinese)

4. Wang, Yuan-Yin. (2012). History and cultural heritage of Wolong Temple in Xi'an. Wenbo, (5), 92-96. (in Chinese)

5. Zhang Langhui. (2011). Research on the Restoration and Conservation of Religious Buildings in the Old City of Xi'an. Master's thesis. Shaanxi Normal University). (in Chinese)

6. Ma Zhixiang. (2002). A review of the Confucius Temple in Xi'an. Collection, (72-83). (in Chinese)

7. Lu Yuan. (2009). An account of the old collection of inscriptions in the Confucius Temple in Xi'an. Stella Collection, (1), 245-302. (in Chinese)

8. He Hua. (2016). Confucius Temple - Forest of Steles - Museum - Some Thoughts on the Educational Function of Museums. Collection, (15-18). (in Chinese)

9. Wang, Haimai. (2014). A study on the architecture and environmental art of Xi'an Huifang Mosque. Master's thesis, Xi'an Academy of Fine Arts). (in Chinese)

10. Tian, E. (2001). The art of brick carving in the Great Study Alley Mosque. Shaanxi Building Materials, (6), 12-13. (in Chinese)

11. Wang Shoushan. (1960). Memorial Hall of the Eighth Way Army Administration in Xi'an. Cultural Relics, (10), 33-34. (in Chinese)

12. Feng Lanrui. (2003). Revisiting the Eight Path Army Office in Xi'an. Yan Huang Chun Qiu, 3. (in Chinese)

13. Kong Ying. (2017). Memorial Hall of the Eighth Route Army of Xi'an Branch. Chang'an Journal: a publication in philosophy and social sciences, (3), 163-164. (in Chinese)

14. Liu, Dongping. (2015). 2012-2014: a brief review of the architectural restoration and conservation philosophy of Xi'an Bilin Museum. Collection, (21-22). (in Chinese)

Citation link

Li, J., Vaitens, A.G. Ancient center of Xi'an (PRC): preservation and historical value of buildings of ancient architectural complexes [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2023. – №2(82). – URL: http://archvuz.ru/en/2023_2/13/  – doi: 10.47055/19904126_2023_2(82)_13


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 09.04.2023
Views: 164