Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №2 (82) June, 2023

Тown planning

Kolyasnikov Victor A.

Chief Researcher, Research Center for Urban Planning Law,
Federal State Budgetary Institution "TsNIIP of the Ministry of Construction of Russia";
Doctor of Architecture, Professor, Department of Urban Planning and Landscape Architecture.
Ural State University of Architecture and Art,

Russia, Yekaterinburg, e-mail: grado@usaaa.ru

Nadymov Ivan I.

Doctoral student, Department of Urban Planning and Landscape Architecture.
Research supervisor: Professor V.A. Kolyasnikov, Doctor of Architecture.
Ural State University of Architecture and Art,

Russia, Yekaterinburg, e-mail: iv-sugrobov@yandex.ru

Urban planning systematics and systematism: concepts of synthesis

УДК: 711.4.01
DOI: 10.47055/19904126_2023_2(82)_16

Abstract

The article deals with the problem of synthesis of scientific and artistic solutions in urban planning with the use of modern information technologies. The concepts of urban planning systematics are characterized as a scientific direction involving preparation and processing of big data for exploring and modeling the processes of architectural and planning development of cities and settlement systems. The potential of the connection between urban planning systematics and systematism, a stylistic trend in visual arts since the early 21st century, is highlighted.

Keywords: urban planning systematics, systematism, synthesis

Исследование выполнено при поддержке гранта РААСН и Минстроя России по фундаментальным научным исследованиям, тема 2.2.6.1. Научные основы «умного градостроительства» (на примере уральского региона и его городов).

Введение

Указом Президента Российской Федерации от 25.01.2023 № 35 «О внесении изменений в Основы государственной культурной политики, утверждённые Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808»1 устанавливается социально-культурный приоритет во всех областях деятельности, связанных с культурой. Очевидно, что такой приоритет распространяется и на градостроительство.

Ввиду организации системной работы в различных сферах государственной политики, параллельно внесению изменений в Основы культурной политики Государственной Думой был разработан, рассмотрен и принят Федеральный закон от 29.12.2022 № 612-ФЗ, которым внесены дополнения в Градостроительный кодекс РФ в отношении формирования архитектурно-градостроительного облика объектов капитального строительства. Установлено, что формирование такого облика должно осуществляться на основе требований к объемно-пространственным, архитектурно-стилистическим и иным характеристикам объектов капитального строительства, представленных в виде градостроительных регламентов и специальных карт градостроительного зонирования. Данные требования по составлению указанных регламентов и карт направлены не только на повышение архитектурно-художественных качеств отдельных объектов, но и на моделирование облика и образа города в целом, с учетом поддержания его историко-культурного кода.

Актуальность исследования

Перечисленные нововведения говорят об актуальности разработки соответствующего подхода к системному развитию градостроительных концепций в современной России, характеризующегося сбалансированностью функционально-утилитарных и художественно-образных решений. Достижение баланса может произойти в результате применения новой концепции синтеза научного и художественного в градостроительстве, вызванной стремлением ученых в этой области заложить механизм объемно-пространственного моделирования архитектурной среды и программирования ее восприятия с помощью художественных принципов градостроительства и новых информационных технологий, учитывающих окружающую среду объектов проектирования и преодолевающих односторонность популярного в настоящее время в России сверхрационального технико-экономического подхода к архитектурно-планировочному и пространственному развитию этой среды.

Методология и методика исследования

Методологической основой исследования служит сравнительный анализ трудов отечественных и зарубежных авторов в области синтеза научного и художественного подходов к градостроительной деятельности. Анализ проводится с позиции системной типологии градостроительных концепций и художественных идей, которые могут служить образованию новых смыслов градостроительной систематики.

Концепции синтеза в градостроительстве XX века

В 1889 г. один из основателей современной теории градостроительства австрийский архитектор Камилло Зитте опубликовал книгу «Художественные основы градостроительства», в которой, замечая низкий уровень развития художественного образа городской среды, описал средства художественной композиции и границы эстетических преобразований в градостроительстве на основе ряда принципов, но в то же время предложил способы усовершенствования «современных градостроительных систем», призванных содействовать зодчим в систематизации и программировании архитектурно-планировочных решений на фоне роста городов [1]. Эта книга оказала определенное влияние на развитие концепций синтеза научного и художественного в трудах градостроителей XX в.

Известный шотландский социолог и теоретик градостроительства Патрик Геддес в работах «Развитие города» (1904) [2] и «Эволюция городов» (1915) [3] рассмотрел проблему согласования научного подхода с утопическим «мышлением идеалов» [4] или «образным мышлением» [2, с. 313–338], которое он связывает с художественным прочтением социологии города архитекторами и градостроителями. Итогом его работы стала «Карта жизни» – своеобразная систематизация развития городской культуры или синтез, соотносящий детерминированность конкретного города и объективные возможности его развития.

В 1975 г. люксембургский архитектор Роб Крие в книге «Городское пространство в теории и практике» (была издана на английском языке в 1979 г. под названием «Городское пространство») [5] продемонстрировал значение пространства города с позиции анализа структуры и функции застройки. Совершенствование архитектурно-градостроительного языка, по мнению зодчего, может происходить за счет комбинаторики базовых форм и архитектурных элементов, а составляющие городской среды могут объединяться по эстетическим критериям, среди которых фигурируют графичность, скульптурная завершенность и осевое построение композиции. С помощью этих критериев морфологические архитектурно-градостроительные элементы строятся по определенным матрицам систематизации форм, составленным с учетом принципов эстетики городского пространства.

В 1977 г. известный австрийский дизайнер и архитектор Кристофер Александер вместе с коллективом авторов опубликовал труд «Язык шаблонов» [6], в котором систематизировал набор средств, важных для создания систем различного уровня – городов, районов, микрорайонов, кварталов, дворов, жилых домов и квартир. Эти средства были названы «паттернами» – шаблонами, обозначающими результат решения проблемы создания комфортного пространства и его эстетического качества. Такой подход оказался необычным в области градостроительной систематики, так как его особенностью стало делегирование роли проектировщика горожанину, а не архитектору-специалисту: книга фактически становится практическим руководством для пользователя градостроительной системы. Стоит отметить, что структура каждого шаблона основана на реальном дизайне, соответствующем требованиям к формированию художественного образа, отражающего идею решения определенной проблемы проживания человека в городской среде. При использовании «языка шаблонов» применялась ЭВМ, обеспечивающая выбор определенного решения с учетом набора конкретных требований.

В отечественных концепциях синтеза рационального и иррационального в архитектурно-градостроительной мысли наблюдается влияние антропологического измерения. Со стороны искусства это заметно в монографии советского культуролога М.С. Кагана «Морфология искусства» (1972) [7]. Автор предлагает рассматривать морфологические системы искусства генетически – в ходе их становления, исторически – в процессе постоянных видоизменений этих систем, прогностически – в перспективе их дальнейших модификаций. При этом рассматриваются уровни художественной деятельности в системах под влиянием антропоморфологических факторов, в том числе в архитектуре и градостроительстве: здесь автор ссылается на принципы гармонии и соразмерности форм, сформулированные еще Витрувием в трактате «Десять книг об архитектуре» [8, с. 51–53]. Со стороны архитектуры принцип антропоцентризма с постоянным влиянием ряда антропоморфных признаков, способных стать его основой, рассматривается в книге советского исследователя и педагога А.Э. Коротковского по курсу «Основы архитектурной композиции» [9].

Отечественные результаты работы в области синтеза в градостроительстве представлены в книге советского теоретика архитектуры А. В. Иконникова «Художественный язык архитектуры». Автор рассматривает взаимодействие объемной композиции с формально функциональными качествами архитектурного объекта, конструктивной гармонии – с целостностью формы, тектонических связей – с окружающей средой, а также семантических художественно-образных качеств – с реализацией синтеза науки и искусств [10, с. 72]. В книге выделены антропоморфные признаки архитектуры и принципы художественной выразительности в архитектурном формообразовании.

В 1991 г. профессор З. Н. Яргинав книге «Эстетика города» представила концепцию связи рационального и интуитивно-художественного в градостроительной деятельности, утверждающую необходимость творческого этапа работы над проектным решением [11]. Данный труд приводит к мысли о неизбежном взаимодействии и взаимопроникновении художественных и научных концепций в градостроительстве. Этот процесс соответствует реальной творческой деятельности зодчих и должен найти адекватное отражение в формировании сильного искусственного градостроительного интеллекта. Исследователь архитектурного творчества В. Л. Глазычев в книге «Урбанистика» акцентирует внимание на футурологическом подходе к созданию градостроительных концепций и стратегических планов, включающих обязательный раздел об архитектурно-художественной трактовке проектных решений с возможностью применения современных цифровых технологий [12].

Систематика градостроительных концепций

В 1980 г. профессор Московского архитектурного института Я.В. Косицкий в докторской диссертации представил результаты многолетних исследований по обоснованию критериев и закономерностей формирования научной модели систематики градостроительных концепций на основе системы аспектов «люди – среда – форма» (рис. 1) [13].

Рис. 1. Сводная схема градостроительных концепций. Автор Я. В. Косицкий. 1980

Для каждого взаимодействия аспектов системы соответственно были обоснованы принципы экологической компенсации (аспекты «люди – среда»), демометрической соразмерности (аспекты «люди – форма») и морфологического соответствия (аспекты «среда – форма»). Исследователь отмечал, что систематика как новая отрасль теории градостроительства способна использовать математические методы и ЭВМ при решении научных и проектных задач. Огромный массив данных профессор Косицкий систематизировал с помощью созданной им модели земного шара в виде додекаэдра, на которой показана эпюра глобальной урбанизации (рис. 2). Это позволило исследователю обосновать и наглядно представить принцип географического детерминизма в архитектурно-планировочном развитии городов и формообразовании городских агломераций.

Рис. 2. Развертка «Граненого глобуса Косицкого», демонстрирующая систематизацию опыта
архитектурно-планировочной организации расселения на планете Земля.
Автор Я.В. Косицкий. 2005

Принцип географического детерминизма, по Косицкому, заключается в преимущественном влиянии природно-географических факторов на процессы расселения и градообразования. Он обусловил систематизацию материала по ландшафтным, климатическим и гидрографическим условиям местности, зависящим от характера океанических, озерных и речных бассейнов, водоразделов и территориальных особенностей суши [14].

Однако автор рассматривал данную систематизацию как определенную базу знаний для освоения «композиционных основ планировочной структуры города». Содержание этих основ раскрывается в эволюции архитектурно-планировочных форм градообразования и в пространственно-планировочной композиции городской среды, определенной деятельностью людей и природными условиями [15]. Именно поэтому Косицкий давал второе название своему труду «География градостроительного искусства». В качестве развития идеи систематики можно рассматривать создание матрицы систематизации градостроительных концепций в рамках архитектурных, междисциплинарных и стратегических (футурологических) разделов современной теории и практики градостроительства [16].

Концепция систематизма

В начале XXI в. в изобразительном искусстве сформировалось художественно-стилистическое течение под официальным названием «Систематизм Арт»3. Авторами направления стали художники Андрей Верещагин и Дмитрий Гаев-Орлов4, которые видели основной задачей систематизма воздействие на человека с целью установления его гармонии с природой. Художественное направление оперирует комбинациями и матрицами геометрических фигур и форм (авторами создана «Азбука систематизма»), а также абстрактными знаками. Все это, по мнению авторов, складывается в определенные системы и закономерности, выраженные через их произведения. Эти закономерности должны отражать принципы построения природы и базироваться на главенстве фигуры человека.

Создатели направления утверждают, что систематизм может стать новой идеологией и национальной идеей России, связанной с развитием синтеза искусства и науки. Такой род современного искусства относится к направлению «научного искусства» («scienceart»), рассматривающему живые организмы и материальные конструкты на Земле в виде набора взаимосвязанных систем и подсистем. Так, на выставках, посвященных систематизму, нередко используются сочетания работ Верещагина и Гаева-Орлова с рисунками и чертежами ученых – последователей философий детерминизма и русского космизма (В.И. Вернадского, Н.Ф. Фёдорова, К.Э. Циолковского и др.). Таким образом авторы побуждают зрителя находить в своих произведениях аналогии с естественной природой (определяющей материальные законы) и социальным строем общества (определяющим поведение человека).

Авторы также утверждают, что систематическое творчество является продолжением советского авангарда и символом стратегического мышления: «Азбука мироздания» по систематизму лежит в основе любого из искусств и утверждает развитие идеи Казимира Малевича о форме, цвете и ощущении в творчестве [17]. «Троичность» систематизма заявляется авторами как основа его внутреннего взаимодействия через структурные компоненты: «пассивный» компонент, обеспечивающий восприятие информации; «нейтральный» – способствует переработке информации; и «активный» – обосновывает принятие решений (рис. 3). В этом систематизм заимствует идеи структуры ЭВМ и механику градостроительной систематики на уровне триады «люди – среда – форма».

Рис. 3. Таблица систематизма Д. Н. Гаева-Орлова, А. В. Верещагина. 2007–2009

По мнению Андрея Верещагина и Дмитрия Гаева-Орлова, систематизм способен восстановить «связь времен» через изображение геометрической абстракции и концептуального минимализма с дополнениями в виде различных сакральных мотивов. Художник Верещагин также перенес образы систематизма в мир изобразительного искусства через передачу движения лодок-дельтапланов, самоходных домов и других необычных для восприятия человеком объектов. При этом системные закономерности, по мнению систематистов, обусловлены детерминизмом самой системы. В этом наблюдается параллель с разработкой градостроителями системного подхода к изучению географических процессов [18].

Анализ деклараций и творческих работ представителей систематизма позволяет сформулировать семь принципов его формирования как стиля:
1) связь художественного творчества с наукой (использование идей К. Э. Циолковского, С. П. Королёва и др.);
2) применение метода органических аналогий, в том числе аналогий с социальным организмом и человеком;
3) отражение традиций русского и советского авангарда (определенный диалог с работами К. С. Малевича, Н. Ф. Фёдорова, В. Е. Татлина);
4) выбор белого фона как символа бесконечного пространства;
5) использование простейших геометрических форм-знаков (квадраты, треугольники, круги);
6) стремление повлиять художественными формами-символами на социальную среду, на мышление и поведение человека;
7) обращение к русскому космизму с позиции конструирования и гармонизации сфер-миров, а также преобразования сфер в «гиперсферу».

Художники-систематисты в настоящее время объединены в Творческий художественный союз систематистов России и занимаются развитием этого направления искусства через проведение лекций и выставок систематических произведений5. Выставки, посвященные систематизму, не теряют популярности – например, в апреле 2023 г. в Москве в культурном центре «Галерея на Елоховском» («Elohovskiy Gallery») открылась персональная выставка Дмитрия Гаева-Орлова «Систематизм. Конструктивизм. Иконография»6. Также заметно влияние систематизма на дизайн одежды и среды, художественное оформление городских пространств.

Выводы исследования

1. Концепции градостроительной систематики ориентированы на обоснование новых принципов архитектурно-планировочной оптимизации и гармонизации градостроительных объектов с использованием электронно-вычислительных машин, позволяющих повысить эффективность решения трудоемких задач синтеза большого объема информации. Изучение этого опыта говорит о возможности использования достижений систематики для создания модели современной информационной платформы сильного искусственного градостроительного интеллекта.

2. Концепции градостроительной систематики демонстрируют предпосылки формирования в модели информационной платформы сильного искусственного градостроительного интеллекта компоновочных и композиционных нейросетей с соответствующими каркасообразующими направлениями – оптимизирующим (нормативным) и гармонизирующим. Критерии оптимизированного (нормативного) и гармоничного состояний среды проектируемых или существующих градостроительных объектов могут обеспечить обоснование их оценки и размещения как образцов и эталонов в указанных каркасообразующих направлениях. Произведение градостроительного искусства следует рассматривать в качестве эталона успешного синтеза научных и художественных решений. Одним из ключевых признаков «синтетической целостности» эталона следует рассматривать стилистическое единство.

3. Архитектурно-градостроительный подход к изучению систематизма как стилистического течения начала XXI в. содержит потенциал раскрытия определенных закономерностей управляемого синтеза научных и художественных решений в градостроительстве: преемственность развития учения о композиции как универсальной базы профессиональной деятельности в области искусства, включая в эту область архитектуру и градостроительство; неизбежность синтеза научных и художественных решений в стиле, соответствующем «духу эпохи» (например, «духу эпохи интернета»); взаимопроникновение универсального и индивидуального в стиле (по Ф. Т. Мартынову [19]) как закономерности структуры произведения и определенной системы форм для выражения смысла. Принципы систематизма, установленные в процессе его исследования, подтверждают синтетическое значение художественных течений для обоснования эталонов в модели информационной градостроительной платформы.

Заключение

Градостроительная систематика связана с синтезом достижений коллективного естественного интеллекта зодчих. Стилистика в ней часто скрыта за доминированием научного знания и норм. Систематизм открыто декларирует единство научного и художественно-стилистического решений в произведении искусства. Для градостроительства появление систематизма в начале XXI в. можно рассматривать в качестве индикатора актуальности включения стилистических решений не только в градостроительную систематику, но и в современную информационную платформу сильного искусственного градостроительного интеллекта. В этом существо концепции потенциала управляемого синтеза градостроительной систематики и систематизма.

Примечания

1URL: http://actual.pravo.gov.ru/text.html#pnum=0001202301250004 

2URL: http://actual.pravo.gov.ru/text.html#pnum=0001202212290105 

3Систематизм Арт.– URL: https://www.gumilev-center.ru/tag/sistematizm/ 

4Порт номер 3. Андрей Верещагин. – URL: https://mobillissimi.com/exhibitions/port-nomer-3-andrey-vereshchagin-/ 

5Систематизм Арт. Дмитрий Гаев-Орлов и Андрей Верещагин. – URL: http://cultobzor.ru/2018/03/sistematizm-art-cha/  

6URL: https://www.theartnewspaper.ru/posts/20230413-lxnh/ 

References

1. Sitte, C. (1993) City Planning According to Artistic Principles. Translated from German by Ya. Krastinsh. Moscow: Stroyizdat. (in Russian)

2. Geddes, P. (1904) City development: a study of parks, gardens and culture-institutes: a report to the Carnegie Dunfermline Trust; with plan, perspective and 136 illustrations. Edinburgh: Geddes & company, Outlook Tower; Bournville; Birmingham: The Saint George press.

3. Geddes, P. (1915) Cities in evolution: an introduction to the town planning movement and to the study of civics. London: Williams & Norgate.

4. Nikolaev, V.G. (2021) Patrick Geddes: at the origins of urban sociology and urban research. Social Sciences and Humanities. Domestic and foreign literature. Series  11: Sociology, No. 4, pp. 164–180. Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/patrik-geddes-u-istokov-sotsiologii-goroda-i-gorodskih-issledovaniy  (in Russian)

5. Krier, R. (1979) Urban Space. London: Academy Editions.

6. Alexander, Ch. (2014) A pattern language: towns, buildings, construction. Translated from English by I. Syrova. Moscow: Artemiy Lebedev Studio. (in Russian)

7. Kagan, M.S. (1972) Morphology of art. Historical and theoretical study of the internal structure of the world of art. Leningrad: Iskusstvo. (in Russian)

8. Vitruvius. (2015) Ten books on architecture. Translated from Latin. 7th ed. Moscow: Lenand. (in Russian)

9. Korotkovsky, A.E. (1974) Fundamentals of architectural composition. Moscow: MARHI. (in Russian)

10. Ikonnikov, A.V. (1985) Artistic language of architecture. Moscow: Iskusstvo. (in Russian)

11. Yargina, Z.N. (1991) Aesthetics of the city. Moscow: Stroyizdat. (in Russian)

12. Glazychev, V.L. (2008) Urbanistics. Moscow: Evropa. (in Russian)

13. Kositsky, Ya.V. (1979) Systematics of urban planning concepts. Doctor of Architecture dissertation. Moscow. (in Russian)

14. Kositsky, Ya.V. (2005) Architectural and planning development of cities. Moscow: Architecture-S. (in Russian)

15. Kositsky, Ya.V. (1984) Compositional foundations of the city planning structure. Moscow: MARHI. (in Russian)

16. Kolyasnikov, V.A. (2010) Modern theory and practice of urban planning: territorial planning of cities. Ekaterinburg: Architecton. (in Russian)

17. Malevich, K.S. (1928) Form, color and sensation. Modern Architecture, No. 5, pp. 156–159. Available from: https://disk.yandex.ru/i/Tk2P1rHFxTEdcA  (in Russian)

18. Savarenskaya, T.F., Shvidkovsky, D.O. Petrov, F.A. (1989) History of urban planning art. Moscow: Stroyizdat. (in Russian)

19. Martynov, F.T. (1998) Philosophy aesthetics, architecture. Ekaterinburg: Architecton. (in Russian)

Citation link

Kolyasnikov, V.A., Nadymov, I.I. Urban planning systematics and systematism: concepts of synthesis [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2023. – №2(82). – URL: http://archvuz.ru/en/2023_2/16/  – doi: 10.47055/19904126_2023_2(82)_16


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 26.04.2023
Views: 216