Architecton: Proceedings of Higher Education №2 (82) June, 2023
Тown planning
Kolyasnikov Victor A.
Chief Researcher, Research Center for Urban Planning Law,
Federal State Budgetary Institution "TsNIIP of the Ministry of Construction of Russia";
Doctor of Architecture, Professor, Department of Urban Planning and Landscape Architecture.
Ural State University of Architecture and Art,
Russia, Yekaterinburg, e-mail: grado@usaaa.ru
Nadymov Ivan I.
Doctoral student, Department of Urban Planning and Landscape Architecture.
Research supervisor: Professor V.A. Kolyasnikov, Doctor of Architecture.
Ural State University of Architecture and Art,
Russia, Yekaterinburg, e-mail: iv-sugrobov@yandex.ru
Urban planning systematics and systematism: concepts of synthesis
УДК: 711.4.01
DOI: 10.47055/19904126_2023_2(82)_16
Abstract
Keywords: urban planning systematics, systematism, synthesis
Исследование выполнено при поддержке гранта РААСН и Минстроя России по фундаментальным научным исследованиям, тема 2.2.6.1. Научные основы «умного градостроительства» (на примере уральского региона и его городов).
Введение
Указом Президента Российской Федерации от 25.01.2023 № 35 «О внесении изменений в Основы государственной культурной политики, утверждённые Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808»1 устанавливается социально-культурный приоритет во всех областях деятельности, связанных с культурой. Очевидно, что такой приоритет распространяется и на градостроительство.
Ввиду организации системной работы в различных сферах государственной политики, параллельно внесению изменений в Основы культурной политики Государственной Думой был разработан, рассмотрен и принят Федеральный закон от 29.12.2022 № 612-ФЗ, которым внесены дополнения в Градостроительный кодекс РФ в отношении формирования архитектурно-градостроительного облика объектов капитального строительства. Установлено, что формирование такого облика должно осуществляться на основе требований к объемно-пространственным, архитектурно-стилистическим и иным характеристикам объектов капитального строительства, представленных в виде градостроительных регламентов и специальных карт градостроительного зонирования. Данные требования по составлению указанных регламентов и карт направлены не только на повышение архитектурно-художественных качеств отдельных объектов, но и на моделирование облика и образа города в целом, с учетом поддержания его историко-культурного кода.
Актуальность исследования
Перечисленные нововведения говорят об актуальности разработки соответствующего подхода к системному развитию градостроительных концепций в современной России, характеризующегося сбалансированностью функционально-утилитарных и художественно-образных решений. Достижение баланса может произойти в результате применения новой концепции синтеза научного и художественного в градостроительстве, вызванной стремлением ученых в этой области заложить механизм объемно-пространственного моделирования архитектурной среды и программирования ее восприятия с помощью художественных принципов градостроительства и новых информационных технологий, учитывающих окружающую среду объектов проектирования и преодолевающих односторонность популярного в настоящее время в России сверхрационального технико-экономического подхода к архитектурно-планировочному и пространственному развитию этой среды.
Методология и методика исследования
Методологической основой исследования служит сравнительный анализ трудов отечественных и зарубежных авторов в области синтеза научного и художественного подходов к градостроительной деятельности. Анализ проводится с позиции системной типологии градостроительных концепций и художественных идей, которые могут служить образованию новых смыслов градостроительной систематики.
Концепции синтеза в градостроительстве XX века
В 1889 г. один из основателей современной теории градостроительства австрийский архитектор Камилло Зитте опубликовал книгу «Художественные основы градостроительства», в которой, замечая низкий уровень развития художественного образа городской среды, описал средства художественной композиции и границы эстетических преобразований в градостроительстве на основе ряда принципов, но в то же время предложил способы усовершенствования «современных градостроительных систем», призванных содействовать зодчим в систематизации и программировании архитектурно-планировочных решений на фоне роста городов [1]. Эта книга оказала определенное влияние на развитие концепций синтеза научного и художественного в трудах градостроителей XX в.
Известный шотландский социолог и теоретик градостроительства Патрик Геддес в работах «Развитие города» (1904) [2] и «Эволюция городов» (1915) [3] рассмотрел проблему согласования научного подхода с утопическим «мышлением идеалов» [4] или «образным мышлением» [2, с. 313–338], которое он связывает с художественным прочтением социологии города архитекторами и градостроителями. Итогом его работы стала «Карта жизни» – своеобразная систематизация развития городской культуры или синтез, соотносящий детерминированность конкретного города и объективные возможности его развития.
В 1975 г. люксембургский архитектор Роб Крие в книге «Городское пространство в теории и практике» (была издана на английском языке в 1979 г. под названием «Городское пространство») [5] продемонстрировал значение пространства города с позиции анализа структуры и функции застройки. Совершенствование архитектурно-градостроительного языка, по мнению зодчего, может происходить за счет комбинаторики базовых форм и архитектурных элементов, а составляющие городской среды могут объединяться по эстетическим критериям, среди которых фигурируют графичность, скульптурная завершенность и осевое построение композиции. С помощью этих критериев морфологические архитектурно-градостроительные элементы строятся по определенным матрицам систематизации форм, составленным с учетом принципов эстетики городского пространства.
В 1977 г. известный австрийский дизайнер и архитектор Кристофер Александер вместе с коллективом авторов опубликовал труд «Язык шаблонов» [6], в котором систематизировал набор средств, важных для создания систем различного уровня – городов, районов, микрорайонов, кварталов, дворов, жилых домов и квартир. Эти средства были названы «паттернами» – шаблонами, обозначающими результат решения проблемы создания комфортного пространства и его эстетического качества. Такой подход оказался необычным в области градостроительной систематики, так как его особенностью стало делегирование роли проектировщика горожанину, а не архитектору-специалисту: книга фактически становится практическим руководством для пользователя градостроительной системы. Стоит отметить, что структура каждого шаблона основана на реальном дизайне, соответствующем требованиям к формированию художественного образа, отражающего идею решения определенной проблемы проживания человека в городской среде. При использовании «языка шаблонов» применялась ЭВМ, обеспечивающая выбор определенного решения с учетом набора конкретных требований.
В отечественных концепциях синтеза рационального и иррационального в архитектурно-градостроительной мысли наблюдается влияние антропологического измерения. Со стороны искусства это заметно в монографии советского культуролога М.С. Кагана «Морфология искусства» (1972) [7]. Автор предлагает рассматривать морфологические системы искусства генетически – в ходе их становления, исторически – в процессе постоянных видоизменений этих систем, прогностически – в перспективе их дальнейших модификаций. При этом рассматриваются уровни художественной деятельности в системах под влиянием антропоморфологических факторов, в том числе в архитектуре и градостроительстве: здесь автор ссылается на принципы гармонии и соразмерности форм, сформулированные еще Витрувием в трактате «Десять книг об архитектуре» [8, с. 51–53]. Со стороны архитектуры принцип антропоцентризма с постоянным влиянием ряда антропоморфных признаков, способных стать его основой, рассматривается в книге советского исследователя и педагога А.Э. Коротковского по курсу «Основы архитектурной композиции» [9].
Отечественные результаты работы в области синтеза в градостроительстве представлены в книге советского теоретика архитектуры А. В. Иконникова «Художественный язык архитектуры». Автор рассматривает взаимодействие объемной композиции с формально функциональными качествами архитектурного объекта, конструктивной гармонии – с целостностью формы, тектонических связей – с окружающей средой, а также семантических художественно-образных качеств – с реализацией синтеза науки и искусств [10, с. 72]. В книге выделены антропоморфные признаки архитектуры и принципы художественной выразительности в архитектурном формообразовании.
В 1991 г. профессор З. Н. Яргинав книге «Эстетика города» представила концепцию связи рационального и интуитивно-художественного в градостроительной деятельности, утверждающую необходимость творческого этапа работы над проектным решением [11]. Данный труд приводит к мысли о неизбежном взаимодействии и взаимопроникновении художественных и научных концепций в градостроительстве. Этот процесс соответствует реальной творческой деятельности зодчих и должен найти адекватное отражение в формировании сильного искусственного градостроительного интеллекта. Исследователь архитектурного творчества В. Л. Глазычев в книге «Урбанистика» акцентирует внимание на футурологическом подходе к созданию градостроительных концепций и стратегических планов, включающих обязательный раздел об архитектурно-художественной трактовке проектных решений с возможностью применения современных цифровых технологий [12].
Систематика градостроительных концепций
В 1980 г. профессор Московского архитектурного института Я.В. Косицкий в докторской диссертации представил результаты многолетних исследований по обоснованию критериев и закономерностей формирования научной модели систематики градостроительных концепций на основе системы аспектов «люди – среда – форма» (рис. 1) [13].
Рис. 1. Сводная схема градостроительных концепций. Автор Я. В. Косицкий. 1980
Для каждого взаимодействия аспектов системы соответственно были обоснованы принципы экологической компенсации (аспекты «люди – среда»), демометрической соразмерности (аспекты «люди – форма») и морфологического соответствия (аспекты «среда – форма»). Исследователь отмечал, что систематика как новая отрасль теории градостроительства способна использовать математические методы и ЭВМ при решении научных и проектных задач. Огромный массив данных профессор Косицкий систематизировал с помощью созданной им модели земного шара в виде додекаэдра, на которой показана эпюра глобальной урбанизации (рис. 2). Это позволило исследователю обосновать и наглядно представить принцип географического детерминизма в архитектурно-планировочном развитии городов и формообразовании городских агломераций.
Рис. 2. Развертка «Граненого глобуса Косицкого», демонстрирующая систематизацию опыта
архитектурно-планировочной организации расселения на планете Земля.
Автор Я.В. Косицкий. 2005
Принцип географического детерминизма, по Косицкому, заключается в преимущественном влиянии природно-географических факторов на процессы расселения и градообразования. Он обусловил систематизацию материала по ландшафтным, климатическим и гидрографическим условиям местности, зависящим от характера океанических, озерных и речных бассейнов, водоразделов и территориальных особенностей суши [14].
Однако автор рассматривал данную систематизацию как определенную базу знаний для освоения «композиционных основ планировочной структуры города». Содержание этих основ раскрывается в эволюции архитектурно-планировочных форм градообразования и в пространственно-планировочной композиции городской среды, определенной деятельностью людей и природными условиями [15]. Именно поэтому Косицкий давал второе название своему труду «География градостроительного искусства». В качестве развития идеи систематики можно рассматривать создание матрицы систематизации градостроительных концепций в рамках архитектурных, междисциплинарных и стратегических (футурологических) разделов современной теории и практики градостроительства [16].
Концепция систематизма
В начале XXI в. в изобразительном искусстве сформировалось художественно-стилистическое течение под официальным названием «Систематизм Арт»3. Авторами направления стали художники Андрей Верещагин и Дмитрий Гаев-Орлов4, которые видели основной задачей систематизма воздействие на человека с целью установления его гармонии с природой. Художественное направление оперирует комбинациями и матрицами геометрических фигур и форм (авторами создана «Азбука систематизма»), а также абстрактными знаками. Все это, по мнению авторов, складывается в определенные системы и закономерности, выраженные через их произведения. Эти закономерности должны отражать принципы построения природы и базироваться на главенстве фигуры человека.
Создатели направления утверждают, что систематизм может стать новой идеологией и национальной идеей России, связанной с развитием синтеза искусства и науки. Такой род современного искусства относится к направлению «научного искусства» («scienceart»), рассматривающему живые организмы и материальные конструкты на Земле в виде набора взаимосвязанных систем и подсистем. Так, на выставках, посвященных систематизму, нередко используются сочетания работ Верещагина и Гаева-Орлова с рисунками и чертежами ученых – последователей философий детерминизма и русского космизма (В.И. Вернадского, Н.Ф. Фёдорова, К.Э. Циолковского и др.). Таким образом авторы побуждают зрителя находить в своих произведениях аналогии с естественной природой (определяющей материальные законы) и социальным строем общества (определяющим поведение человека).
Авторы также утверждают, что систематическое творчество является продолжением советского авангарда и символом стратегического мышления: «Азбука мироздания» по систематизму лежит в основе любого из искусств и утверждает развитие идеи Казимира Малевича о форме, цвете и ощущении в творчестве [17]. «Троичность» систематизма заявляется авторами как основа его внутреннего взаимодействия через структурные компоненты: «пассивный» компонент, обеспечивающий восприятие информации; «нейтральный» – способствует переработке информации; и «активный» – обосновывает принятие решений (рис. 3). В этом систематизм заимствует идеи структуры ЭВМ и механику градостроительной систематики на уровне триады «люди – среда – форма».
Рис. 3. Таблица систематизма Д. Н. Гаева-Орлова, А. В. Верещагина. 2007–2009
По мнению Андрея Верещагина и Дмитрия Гаева-Орлова, систематизм способен восстановить «связь времен» через изображение геометрической абстракции и концептуального минимализма с дополнениями в виде различных сакральных мотивов. Художник Верещагин также перенес образы систематизма в мир изобразительного искусства через передачу движения лодок-дельтапланов, самоходных домов и других необычных для восприятия человеком объектов. При этом системные закономерности, по мнению систематистов, обусловлены детерминизмом самой системы. В этом наблюдается параллель с разработкой градостроителями системного подхода к изучению географических процессов [18].
Анализ деклараций и творческих работ представителей систематизма позволяет сформулировать семь принципов его формирования как стиля:
1) связь художественного творчества с наукой (использование идей К. Э. Циолковского, С. П. Королёва и др.);
2) применение метода органических аналогий, в том числе аналогий с социальным организмом и человеком;
3) отражение традиций русского и советского авангарда (определенный диалог с работами К. С. Малевича, Н. Ф. Фёдорова, В. Е. Татлина);
4) выбор белого фона как символа бесконечного пространства;
5) использование простейших геометрических форм-знаков (квадраты, треугольники, круги);
6) стремление повлиять художественными формами-символами на социальную среду, на мышление и поведение человека;
7) обращение к русскому космизму с позиции конструирования и гармонизации сфер-миров, а также преобразования сфер в «гиперсферу».
Художники-систематисты в настоящее время объединены в Творческий художественный союз систематистов России и занимаются развитием этого направления искусства через проведение лекций и выставок систематических произведений5. Выставки, посвященные систематизму, не теряют популярности – например, в апреле 2023 г. в Москве в культурном центре «Галерея на Елоховском» («Elohovskiy Gallery») открылась персональная выставка Дмитрия Гаева-Орлова «Систематизм. Конструктивизм. Иконография»6. Также заметно влияние систематизма на дизайн одежды и среды, художественное оформление городских пространств.
Выводы исследования
1. Концепции градостроительной систематики ориентированы на обоснование новых принципов архитектурно-планировочной оптимизации и гармонизации градостроительных объектов с использованием электронно-вычислительных машин, позволяющих повысить эффективность решения трудоемких задач синтеза большого объема информации. Изучение этого опыта говорит о возможности использования достижений систематики для создания модели современной информационной платформы сильного искусственного градостроительного интеллекта.
2. Концепции градостроительной систематики демонстрируют предпосылки формирования в модели информационной платформы сильного искусственного градостроительного интеллекта компоновочных и композиционных нейросетей с соответствующими каркасообразующими направлениями – оптимизирующим (нормативным) и гармонизирующим. Критерии оптимизированного (нормативного) и гармоничного состояний среды проектируемых или существующих градостроительных объектов могут обеспечить обоснование их оценки и размещения как образцов и эталонов в указанных каркасообразующих направлениях. Произведение градостроительного искусства следует рассматривать в качестве эталона успешного синтеза научных и художественных решений. Одним из ключевых признаков «синтетической целостности» эталона следует рассматривать стилистическое единство.
3. Архитектурно-градостроительный подход к изучению систематизма как стилистического течения начала XXI в. содержит потенциал раскрытия определенных закономерностей управляемого синтеза научных и художественных решений в градостроительстве: преемственность развития учения о композиции как универсальной базы профессиональной деятельности в области искусства, включая в эту область архитектуру и градостроительство; неизбежность синтеза научных и художественных решений в стиле, соответствующем «духу эпохи» (например, «духу эпохи интернета»); взаимопроникновение универсального и индивидуального в стиле (по Ф. Т. Мартынову [19]) как закономерности структуры произведения и определенной системы форм для выражения смысла. Принципы систематизма, установленные в процессе его исследования, подтверждают синтетическое значение художественных течений для обоснования эталонов в модели информационной градостроительной платформы.
Заключение
Градостроительная систематика связана с синтезом достижений коллективного естественного интеллекта зодчих. Стилистика в ней часто скрыта за доминированием научного знания и норм. Систематизм открыто декларирует единство научного и художественно-стилистического решений в произведении искусства. Для градостроительства появление систематизма в начале XXI в. можно рассматривать в качестве индикатора актуальности включения стилистических решений не только в градостроительную систематику, но и в современную информационную платформу сильного искусственного градостроительного интеллекта. В этом существо концепции потенциала управляемого синтеза градостроительной систематики и систематизма.
Примечания
1URL: http://actual.pravo.gov.ru/text.html#pnum=0001202301250004
2URL: http://actual.pravo.gov.ru/text.html#pnum=0001202212290105
3Систематизм Арт.– URL: https://www.gumilev-center.ru/tag/sistematizm/
4Порт номер 3. Андрей Верещагин. – URL: https://mobillissimi.com/exhibitions/port-nomer-3-andrey-vereshchagin-/
5Систематизм Арт. Дмитрий Гаев-Орлов и Андрей Верещагин. – URL: http://cultobzor.ru/2018/03/sistematizm-art-cha/
6URL: https://www.theartnewspaper.ru/posts/20230413-lxnh/
References
1. Sitte, C. (1993) City Planning According to Artistic Principles. Translated from German by Ya. Krastinsh. Moscow: Stroyizdat. (in Russian)
2. Geddes, P. (1904) City development: a study of parks, gardens and culture-institutes: a report to the Carnegie Dunfermline Trust; with plan, perspective and 136 illustrations. Edinburgh: Geddes & company, Outlook Tower; Bournville; Birmingham: The Saint George press.
3. Geddes, P. (1915) Cities in evolution: an introduction to the town planning movement and to the study of civics. London: Williams & Norgate.
4. Nikolaev, V.G. (2021) Patrick Geddes: at the origins of urban sociology and urban research. Social Sciences and Humanities. Domestic and foreign literature. Series 11: Sociology, No. 4, pp. 164–180. Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/patrik-geddes-u-istokov-sotsiologii-goroda-i-gorodskih-issledovaniy (in Russian)
5. Krier, R. (1979) Urban Space. London: Academy Editions.
6. Alexander, Ch. (2014) A pattern language: towns, buildings, construction. Translated from English by I. Syrova. Moscow: Artemiy Lebedev Studio. (in Russian)
7. Kagan, M.S. (1972) Morphology of art. Historical and theoretical study of the internal structure of the world of art. Leningrad: Iskusstvo. (in Russian)
8. Vitruvius. (2015) Ten books on architecture. Translated from Latin. 7th ed. Moscow: Lenand. (in Russian)
9. Korotkovsky, A.E. (1974) Fundamentals of architectural composition. Moscow: MARHI. (in Russian)
10. Ikonnikov, A.V. (1985) Artistic language of architecture. Moscow: Iskusstvo. (in Russian)
11. Yargina, Z.N. (1991) Aesthetics of the city. Moscow: Stroyizdat. (in Russian)
12. Glazychev, V.L. (2008) Urbanistics. Moscow: Evropa. (in Russian)
13. Kositsky, Ya.V. (1979) Systematics of urban planning concepts. Doctor of Architecture dissertation. Moscow. (in Russian)
14. Kositsky, Ya.V. (2005) Architectural and planning development of cities. Moscow: Architecture-S. (in Russian)
15. Kositsky, Ya.V. (1984) Compositional foundations of the city planning structure. Moscow: MARHI. (in Russian)
16. Kolyasnikov, V.A. (2010) Modern theory and practice of urban planning: territorial planning of cities. Ekaterinburg: Architecton. (in Russian)
17. Malevich, K.S. (1928) Form, color and sensation. Modern Architecture, No. 5, pp. 156–159. Available from: https://disk.yandex.ru/i/Tk2P1rHFxTEdcA (in Russian)
18. Savarenskaya, T.F., Shvidkovsky, D.O. Petrov, F.A. (1989) History of urban planning art. Moscow: Stroyizdat. (in Russian)
19. Martynov, F.T. (1998) Philosophy aesthetics, architecture. Ekaterinburg: Architecton. (in Russian)
Citation link
Kolyasnikov, V.A., Nadymov, I.I. Urban planning systematics and systematism: concepts of synthesis [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2023. – №2(82). – URL: http://archvuz.ru/en/2023_2/16/ – doi: 10.47055/19904126_2023_2(82)_16
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная