Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №2 (82) June, 2023

Тown planning

Shevchenko Victoria S.

Master degree student,
Research supervisor: I.V. Krasnobaev, PhD. (Architecture).
Kazan State University of Architecture and Civil Engineering,

Russia, Kazan, e-mail: shevchenkotori@yandex.ru

Krasnobaev Ivan V.

PhD (Architecture),
Kazan State University of Architecture and Civil Engineering,

Russia, Kazan, e-mail: tpa.kgasu@gmail.com

History and prospects of architectural and urban development of the city block No. 214 in Kazan

УДК: 72:725
DOI: 10.47055/19904126_2023_2(82)_19

Abstract

The article overviews the history of the city block No. 214 located in the historical center of Kazan and the influence of various factors on the formation of the northern part of Zabulachye as a whole. On the basis of archival materials, literature, and interviews with specialists, the historical evolution of the block’s spatial composition has been established. The historical significance of the site is highlighted, including the influence of the Moscow road on the function of the quarter, and prospects for its further development are identified.

Keywords: Kazan, trade, Mokraya Square, city-block development, trade routes

Объектом исследования стал квартал № 214, расположенный в улицах Рустема Яхина, Коротченко, улицей между Дворцом спорта и ЦУМом и улицей Московской. В настоящее время в этой части города расположены такие крупные объекты, как Дворец спорта, гостиница «Мираж», Центральный стадион, Цирк и культурно-развлекательный комплекс «Пирамида», автосалон Mersedes-Benz «МБ Ирбис», Соболевские номера (ныне здание заброшено), гостиница «Кристалл» и «Волга» (рис. 1А). После Универсиады 2013 г. Казань преобразилась, оставив положительные впечатления у посетителей, впоследствии город стал третьей столицей туризма России. 214 квартал расположен в шаговой доступности от Казанского кремля и центрального железнодорожного вокзала (рис.1 Б), а вдоль реки Казанки обустроили современную Кремлевскую набережную, которая стала популярным местом как у местных жителей, так и у туристов. Хотя исторически территория была знаковой для города и являлась точкой притяжения с ханских времен до распада Советского Союза, в настоящее время она стала проходной и само здание ЦУМа перестало привлекать людей, спросом пользуется только парковка. В связи с этим возникает острая необходимость переосмысления существующей ситуации и создания нового, комфортного городского пространства, учитывающего многовековую историю района.

При определении значимости исследуемой территории для города важно учитывать исторический и культурный контекст и то, как территория вписывается в общую городскую ткань; необходимо оценивать такие факторы, как транспортная доступность, зеленые насаждения и общественные удобства. Анализируя эти аспекты, можно получить всестороннее понимание архитектурного потенциала территории для создания функционального городского пространства.

Основные сведения о том, как формировалась территория под влиянием различных исторических событий и ее значение в развитии города были получены из лекций С.Г. Персовой, архивных данных, интервью С.П. Саначина, а также изучения трудов А. Клочкова. Однако существующие исследования лишь поверхностно затрагивают квартал № 214, в них не рассматривается тема возможной реновации существующего ЦУМа.

Рис. 1. Ситуационный план: А – застройка квартала и близлежащие крупногабаритные объекты;
Б – пешеходная связь между железнодорожным вокзалом и Казанским кремлем
Схема В.С. Шевченко

В период казанского ханства (1438–1552) оборонительная стена Казани проходила по правому берегу протоки Булак таким образом, что протока являлась одним из рубежей обороны. Исследуемая территория располагалась за пределами оборонительной стены и ее назначение в тот период неизвестно [13].

После завоевания Казани Иваном Грозным территория Забулачья вошла в черту города, ее обнесли деревянной острожной стеной во второй половине XVI в.

В период с конца XVII до начала XVIII в. Среднее Поволжье активно вовлекалось в российский рынок. В Казани в это время уже образовалось около двенадцати торговых площадей. Купцы привозили свои товары в город по суше и по воде. Основным сухопутным транзитом была Адмиралтейская дамба. Въезжающих в город с дамбы встречала Триумфальная арка (располагалась на месте нынешней улицы Ташаяк), которая переходила в ул. Владимирскую (ныне ул. Московская), а горизонт разрезали шпили колоколен (рис. 3А). В настоящее время граница центральной части города расширилась в сторону р. Казанки, часть русла была засыпана для строительства центрального стадиона.

Помимо сухопутного маршрута, купцы из разных городов привозили свои товары по Волге на Бакалдинскую пристань, которая находилась в пяти километрах от Казани. Бакалда (так ее коротко называли) существовала со времен Казанского ханства и была поселением при пристани. Товары, которые привозили по воде, отправляли в Ямскую слободу – в ней жили ямщики – перевозчики грузов, корреспонденции и пассажиров. Четких административных границ у казанских слобод не было, и Ямская слобода располагалась примерно в границах современных улиц Галиаскара Камала, Лево-Булачной, Чернышевского и захватывала территорию железнодорожного вокзала. Со стороны Волги были заливные луга (рис. 4). Привозя в Ямскую слободу купленное на Бакалдинской пристани, ямщики распространяли товары по всем торговым площадям Казани. Так товары, привезенные по воде и по адмиралтейской дамбе, попадали в Мокрую слободу, главной точкой притяжения которой была Мокрая площадь (рис. 2). Как можно понять из самого названия, место это было затопляемым в сезонные паводки, что закономерно отражалось и на качестве среды. Описание Мокрой слободы можно найти в произведении А.М. Горького «Бывшие люди» : "Въезжая улица – это два ряда одноэтажных лачужек, тесно прижавшихся друг к другу, ветхих, с кривыми стенами и перекошенными окнами; дырявые крыши изувеченных временем человеческих жилищ испещрены заплатами из лубков, поросли мохом; над ними кое-где торчат высокие шесты со скворечниками, их осеняет флора городских окраин, населенных беднотою. Мутно-зеленые от сырости окна домишек смотрят друг на друга взглядами трусливых жуликов". Как видим, городская среда здесь была нездоровой, тем не менее, выгодное расположение территории способствовало формированию и сохранению в течение долгого времени торгового уклада на исследуемом участке.

Рис. 2. Мокрые улицы и Мокрая площадь на плане 1851 г.
Мокрая площадь – это треугольник, образованный «раструбом» Поперечно-Мокрой улицы (пер. Р. Яхина);
в широком – нынешняя улица Коротченко. Источник: архив С.П. Саначина

На месте, где сейчас организован центральный вход в ЦУМ ранее стоял доходный дом О.В. Ратнер (рис. 3В), составлявший конкуренцию соседним Соболевским номерам. По трем сторонам от квартала располагались: с востока Успенская церковь (рис. 3Б), с запада Ильинская церковь (рис. 3Г), а на юго-востоке – Владимирский собор (рис. 3Д). Можно предположить, что в этой части города всегда находилось большое количество не только приезжавших на Мокрую площадь торговцев, но и немало местных жителей, ходивших в церкви.

Рис. 3. Утраченные знаковые объекты близлежащих территорий:
А – Триумфальная арка в конце Адмиралтейской дамбы, 1879. Источник: https://pastvu.com ;
Б – Успенская церковь, 1890–1900. Источник: https://sobory.ru/photo/216910 ;
В – Бывший доходный дом О.В. Ратнер, стоявший напротив входа в нынешний ЦУМ. Фото В.С. Порфирьева. 1971;
Г – Ильинская церковь, 1890–1900 гг. Источник: https://pastvu.com  ;
Д – Владимирский собор, 1890–1900. Источник: https://pastvu.com .

Развитие железнодорожного транспорта в стране способствовало более стабильному развитию торговли и помогло уменьшить разницу цен в разных городах. В Казань железную дорогу провели в 1894 г.; в начале ХХ в. Казань стала крупным торговым центром Поволжья. Продукцию, производящуюся на казанских фабриках и заводах, сбывали в основном на нижегородской, ирбитской, мензелинской и сибирской ярмарках. Кроме того, Казань поддерживала торговые отношения с Китаем, Бухарой, Хивой и Персией. В 1928 г. был построен новый участок железнодорожного полотна, который тогда почти не затронул городскую застройку [19], однако отрезал Казань от Волги.

В 1954 г. архитекторы П.А. Саначин и Г.И. Солдатов разработали масштабный проект под названием «Волга», предполагавший снос исторической застройки вокруг Кремля и строительство на ее месте новых жилых микрорайонов (рис. 4). В проекте закладывалось восстановление связи города с Волгой по бульвару, проходящему от Казанского кремля по территории бывших Мокрой и Ямской слобод и далее над железнодорожными путями к реке. Проект был новаторским для своего времени, однако такой подход был раскритикован современниками и в итоге не был реализован.

Рис. 4. Проект «Волга».
Источник: С.П. Саначин. Экскурс в архитектурную жизнь советской Казани. Казань, 1954

Вернемся к истории торговли. Во второй половине XIX – начале XX в. в Российской империи наблюдался рост строительства крупных объектов торговли, связанный с новыми технологическими возможностями создания большепролетных пространств без опор. Стали появляться крытые рынки и пассажи, где были применены металлические фермы и большие поверхности остекления. Новым типом торгового здания становится просторный объем с хорошим освещением, в котором собрано множество товаров. Расцвет архитектуры торговых зданий был прерван Первой мировой войной, революцией 1917 г. и Гражданской войной.

Торговые пространства магазинов сталинской эпохи приобрело украшения в виде декора, скульптур, мозаик и лепнины, но целью такого преобразования интерьера тоже не было повышение продаж в рознице, недостаток продуктов питания компенсировался их рельефными изображениями (корзины, наполненные фруктами, караваи и т.д.). Во время Великой отечественной войны количество торговых точек сократилось вдвое. Большое распространение получили конструктивные решения крытых рынков с железобетонными сводами и куполами-оболочками. Планировку крытых рынков отличала эффективная внутренняя логистика, однако внутреннее декоративное оформление свелось к минимуму [5].

1960-е гг. были отмечены развитием универмагов. Несмотря на то, что тип западного универмага с торговыми залами, максимально занимающими площадь этажей, с остекленными фасадами, был принят в СССР за основу, проекты универмагов 60-х гг. отличались нерациональным соотношением торговых и неторговых помещений – из-за дефицита товаров отпадала необходимость специального привлечения покупателей на верхние этажи, и площадями на лучших для торговли первых этажах распоряжались довольно свободно.

В Казани в эти годы также планировалось строительство центрального универмага, который полностью изменил облик бывшей Мокрой площади. Для этого в 1973 г. территорию стали «расчищать» от прочих зданий, которые еще видны на съемке 1966 г. (рис. 5А).

Опираясь на данные с этой карты и сохранившиеся фотографии, можно отметить:
• здания имеют высотность 1–3 этажа;
• тип кровли преимущественно скатный;
• высокая плотность застройки достигается за счет построек во внутреннем дворе;
• непрерывный уличный фронт формируется фасадами зданий, оградами и проездными воротами.

Рис. 5. Застройка квартала в разное время:
А – бульвар по ул. Коротченко и застройка квартала №214, 1966;
Б – карта 1978 г. Источник: http://www.etomesto.ru  Сост.
 В.С. Шевченко

19 декабря 1977 г. в квартале № 214 (ул. Кирова, 2, ныне ул. Московская, 2) был построен Центральный универмаг (рис. 6). Строился он довольно долго – в течение 5 лет. По современным меркам это был уже целый торговый комплекс, в его состав вошли: универмаг, универсам, ресторан и столовая, в подвалах располагались склады. Севернее от ЦУМа организовали площадь с фонтанами и скамейками для отдыхающих, которую завершал бульвар по ул.Коротченко (рис. 5А). Из воспоминаний Сергея Саначина: «…А потом было торжественное открытие ЦУМа, которое пришлось на канун начала новогодних каникул. Всю предновогоднюю неделю уходящего 1977 года вновь открывшийся комплекс осаждали многотысячные толпы казанцев, пришедших сюда отнюдь не только за покупками, а больше для того, чтобы поглазеть на современный супермаркет – его интерьеры (которые современным казанцам представляются едва ли не пережитком старины) тогдашней казанской публике казались просто роскошными» [11].

Рис. 6. Центральный универмаг г. Казани, 1984. Источник: https://pastvu.com 

Развитие универмагов как торгового формата в России закончилось к середине 80-х гг. В 90-е гг. большинство крупных универмагов было акционировано, многие проданы или сданы в аренду, поменялось функциональное назначение помещений. Универмаги постепенно превращались в крытые вещевые рынки.

Вместо привычных и понятных по навигации универмагов размещение товарных групп стало определяться взаимным расположением арендаторов. Универмаги стали похожи друг на друга, возникла конкуренция в собственном сегменте, из которой со временем наметилось два пути возможного решения проблемы – создать из универмага «европейский» торговый центр либо вернуться к исходному формату работы с единым торговым оператором [2, 23].

Однако советские универмаги не отвечали требованиям современных торговых операторов. В результате множество зданий было решено реконструировать, но были и исключения. Первоначальный формат универмага с единым управлением возрожден, например, в ЦУМе Новосибирска, «Вятка ЦУМе» (Киров), «Старом универмаге» (Обнинск), в ТЦ «Омский» (Омск) [6, 22].

Казанский ЦУМ после распада СССР непродолжительное время еще был востребован покупателями. В 1993 г. здесь даже продавали «Мерседесы». Возможно, именно поэтому в 2012 г. в соседнем квартале был построен современный шоурум этой марки. Последняя реконструкция здания проводилась в 2007 г., новую концепцию создавала московская фирма Lynks Property Management, основные изменения не придавались огласке, было сказано лишь о том, что теперь на втором этаже будет располагаться большая зона фуд-холл, появится большая предкассовая зона у магазина «Бахэтле», а в цокольном этаже будет галерея казанской торговли. Однако все это не сильно изменило ситуацию и не вызвало бо́льшего интереса среди населения. С тех пор ЦУМ морально устарел. Сказывается конкуренция со стороны современных торговых центров, удобно расположенных на периферии города вблизи новостроек, с большими площадями, предлагающих более широкий инновационный ассортимент товаров и услуг.

По состоянию на 2023 г. в квартале № 214 располагается 3 объекта капитального строительства и 3 павильона: ЦУМ, трехэтажное офисное здание, автомойка, медицинский центр, кафе, аптека, а также наземная парковка и стихийная остановка междугородних маршруток. В целом благоустройство территории, покрытие тротуаров и дорог требуют значительной реновации. На незастроенных площадках собираются бездомные, которые, вероятно, обитают в заброшенном здании Соболевских номеров. 214-й квартал Казани, который в прошлом имел большое градостроительное значение, находясь в историческом центре города и являясь связующим звеном между железнодорожным вокзалом и Казанским кремлем, стал по сути «мертвой зоной». Общая кадастровая площадь участков квартала равняется 40 133 м2, из нее 27 997 м2 принадлежит территории ЦУМа. Исследуемый квартал располагается в границах территории исторического поселения регионального значения г. Казани. Помимо этого, на данное место распространяются ограничения, которые накладывает зона охраны объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Казанского кремля, XVI–XVIII вв.», включенный в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

По данному документу на территории разрешается:

1. Организация скатных крыш с углом наклона крыши не более 30 градусов.
2. Организация крылец, выходящих на территории общего пользования, высотой не более 3-х ступеней.
3. Возведение, при нулевом отступе вновь возводимых объектов капитального строительства от внутриквартальных границ земельного участка, глухих (противопожарных) стен с организацией водостока от скатных крыш вглубь земельного участка.
4. Применение в отделке фасадов традиционных отделочных материалов (камень, лицевой кирпич, кирпич под покраску, штукатурка под покраску, дерево, металл, керамика) с применением традиционных цветовых гамм в их покраске.
5. Благоустройство территории, включающее:
- проведение работ по озеленению улиц, которое включает сохранение исторического принципа аллейных посадок деревьев вдоль улиц;
- сохранение существующих деревьев и кустарников, за исключением санитарных рубок, посадку новых деревьев с компактной или формируемой кроной;
- устройство газонов и цветников и т.д.

Запрещается:

1. Фрагментарная отделка и покраска фасадов; применение в отделке фасадов нетрадиционных отделочных материалов, таких как керамогранит, сайдинг и подобных им, а также цветовых гамм: черный цвет и неоновые цвета.
2. Установка средств наружной информации, нарушающих внешний архитектурный облик сложившейся застройки, без учета архитектурных особенностей фасадов, в том числе.
3. Установка всех видов отдельно стоящих рекламных конструкций, за исключением отдельно стоящих рекламных конструкций с площадью одной стороны информационного поля до 4,5 кв. метров включительно и высотой до 5,0 метров включительно, если место установки данных рекламных конструкций обеспечивает визуальное восприятие объектов культурного наследия и т.д. Для оживления квартала и возрождения интереса к ЦУМу необходим комплексный подход, учитывающий меняющиеся потребности и предпочтения потребителей.

Предварительно можно предположить три варианта концепции:

1. Воссоздание исторической архитектурно-планировочной модели. Это позволит предотвратить дальнейшее ухудшение состояния территории и создать застройку, соответствующую требованиям исторического поселения. Для повышения инвестиционной привлекательности ЦУМа важно провести реконструкцию внутреннего пространства под современные стандарты, а также вернуть фасадам первоначальный исторический вид, так как современный облик здания не имеет никакой эстетической ценности. Помимо этого, концепцией предлагается воссоздание Мокрой площади в ее исторических границах, что также предполагает воссоздание бульвара по ул. Коротченко, таким образом организуется новое общественное пространство.

2. Создание совершенно новой объемно-пространственной модели, представляющей застройку квартала как единого комплекса, который будет поддерживать крупногабаритную застройку соседних кварталов. Частью этой работы станет реставрация ЦУМа, в том числе возвращение его первоначального фасадного вида, а само здание может стать выставочным павильоном.

3. Развитие туристического направления. Развитие территории может включать воссоздание утраченного бульвара по ул. Коротченко и реконструкцию ЦУМа с изменением его функции. Поскольку универмаг расположен между железнодорожным вокзалом и Казанским кремлем, в нем потенциально может разместиться музей истории торговли Татарстана. Общее благоустройство территории и создание нового городского бульвара улучшит его внешний вид, а музей обеспечит новую туристическую привлекательность в этой части города.

С целью привлечения внимания к истории Казани и повышения интереса к исследуемой территории следует создать арт-объекты или инсталляции, изображающие утраченные объекты. Таким образом можно увековечить утраченные культовые объекты, о которых в настоящее время мало кто знает. Кроме того, на этом месте можно разместить таблички, чтобы предоставить более расширенную информацию. Также возможно использовать современные технологии, например виртуальную или дополненную реальность для создания интерактивных впечатлений.

По итогам анализа видно, что у территории имеется большой потенциал для развития в связи с историческими и географическими факторами. Чтобы его раскрыть и максимизировать выгоды для города и коммерции, необходимо тщательно изучить предложенные концепции и выбрать наиболее жизнеспособную модель, которая раскроет потенциал исследуемой территории в полной мере. Предложенные варианты гипотетичны, поэтому нуждаются в более детальной проработке.

References

1. Bikbulatov, R., Mustafin, R. (2001). Kazan and its suburbs. Kazan: Zaman. (in Russian)

2. Gilyazov, I.A. (1986). Development of trade among Tatar population of the Middle Volga region in the second half of the 18th century. Kazan: IYALI named after G. Ibragimov KFAN USSR, pp. 35-44. (in Russian)

3. Devyatikh, L.I. (2002). Gostiny Dvor. Kazan: Artistic and Publicistic Publication. (in Russian)

4. Zhelobanova, E. (2002). United and indivisible. Trade News, No. 11. (in Russian)

5. Zorin, K.L. (2012). History of development of shopping centers. Architecture and Modern Information Technologies, No.3(20). (in Russian)

6. Ivanova, E.A. (2012). Modern markets in the center and on the outskirts - the connection of historical processes and modern trends. Kazan: Izvestiya KazGASU, No. 4. (in Russian)

7. Kanayan, K., Kanayan, R., Kanayan, A. (2012). Designing shops and shopping centers. Moscow: Union-Standard Consulting.

8. Kapustina, I.V., Pochivalina, E.A. (2008). Prospects for the development of department stores in Russia. Bulletin of South Ural State University. Series: Economics and Management, No. 20. (in Russian)

9. Karakova, T.V. (2014). Architectural and planning aspect of optimizing the network of trade objects in the city district of Samara. Traditions and innovations in construction and architecture: Proceedings of the 71st anniversary All-Russian scientific and technical conference based on the results of R&D 2013. Samara, SGASU, pp. 131–137. (in Russian)

10. Karakova, T.V. (2014). Functional and spatial optimization of the network of retail services for the population of the city district of Samara. Bulletin of the Volga Regional Branch: collection of scientific papers. Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering. Nizhny Novgorod: NNGASU, Issue No. 17, pp. 131–137. (in Russian)

11. Klochkov, A.I. (2020). Questions of sewage disposal and forgotten industries. Electronic newspaper "Real Time" - January 14, 2020, Part 11, Available from: https://realnoevremya.ru/articles/162905-tayny-kazanskogo-cuma-nelegalnyy-vodostok-i-eskalator (in Russian)

12. Klochkov, A.I. (2018). Kazan Posad: Walls and Fates. Kazan: Print-Service XXI Century. (in Russian)

13. Klochkov, A.I. (2018). Kazan from the Tram Windows. Kazan: Print-Service XXI Century. (in Russian)

14. Klochkov, A.I. (2019). Lair of Wet Streets. Kazan: Print-Service XXI Century. (in Russian)

15. Markelova, S.A., Akimova, M.I. (2021). Evolution of architectural-artistic and volumetric-planning solutions of trade enterprises in Novosibirsk. Eurasian Science Journal, Vol.13. No. 6 pp. 6-10. (in Russian)

16. Mukhitov, R.K., Mulagaleeva, Z.R. (2019). Formation of the urban planning appearance of Zabulachie in Kazan under the influence of the railway. Kazan: Izvestiya KazGASU, No. 1, pp. 2-8. (in Russian)

17. Nadyrova, Kh.G. (2014). Development of urban planning culture of the Kazan Khanate (1). Golden Horde Review, No. 2, pp. 5-10. (in Russian)

18. Sverdlova, L.M. (1991). At the intersection of trade routes. Kazan: Tatar Book Publishing House. (in Russian)

19. Fedotova, M. (2006). Department stores return to the market. Business newspaper "Business", February 2. (in Russian)

20. Khisamova, Z. (2005). Revival of the department store. Expert, No. 32, p. 26. (in Russian)

Citation link

Shevchenko, V.S., Krasnobaev, I.V. History and prospects of architectural and urban development of the city block No. 214 in Kazan [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2023. – №2(82). – URL: http://archvuz.ru/en/2023_2/19/  – doi: 10.47055/19904126_2023_2(82)_19


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 31.03.2023
Views: 139