Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №2 (82) June, 2023

Тown planning

Cherepnina Yana L.

Doctoral student, Senior Lecturer,
Department of Urban Planning and Landscape Architecture.
Ural State University of Architecture and Art,

Russia, Yekaterinburg, e-mail: yana-cher@mail.ru

Urban planning approaches in the master plans of 1972 and 2004 for Ekaterinburg

УДК: 71
DOI: 10.47055/19904126_2023_2(82)_21

Abstract

From the very first day, the construction of the mill/fortress/town of Ekaterinburg proceeded according to a pre-developed plan. Over its 300-year history, the city of Ekaterinburg (formerly Sverdlovsk) has seen more than 20 schemes and city plans. From the 18th to the 21st century, Ekaterinburg developed as an industrial city. With the adoption of the 2004 Master Plan, the city is writing its history as a megapolis and post-industrial industrial center. The article compares the master plans of Sverdlovsk (1972) and Ekaterinburg (2004) and shows continuity, traditions and innovative ideas in the development of the city. The master plans have similar features, such as compactness along with its increasing area, planned population growth, growing housing construction, expanding street and public transport network, and reconstruction of existing highways and roads, foundation of new districts, relocation of hazardous enterprises from residential areas, development of a sustainable water and landscaping framework – all these present a continuing tradition of these plans. The master plans are different in the rationales that underlie the development and functions of the city, as well as in its configuration, merger with satellite towns, and growth into an urban agglomeration.

Keywords: master plans for Sverdlovsk-Ekaterinburg, succession and traditions of the master plan, industrial city, plant town

Введение

Объект исследования – г. Екатеринбург, предмет исследования – генеральные планы Екатеринбурга (Свердловска) 1972 и 2004 гг. В процессе сравнительного анализа двух генеральных планов города прослеживается преемственность их основ. Актуальность исследования обусловлена необходимостью реализации Основ государственной культурной политики (Указы Президента № 808 и № 35) в области архитектурно-градостроительной деятельности, а также исполнение ФЗ № 179 и № 612, установивших соответствующие требования к предмету охраны исторического поселения и формированию архитектурно-градостроительного облика объектов капитального строительства. Взгляд на развитие и изменения города в год его 300-летия. Поставленные задачи решались путем сбора материала, анализа источников информации, обобщения, сопоставления и сортировки большого количества данных для получения максимального количества надежных сведений. Кроме этого, при работе над статьей использовался описательный метод.

Природные богатства уральского края, выгодная особенность его географического местоположения – на границе Обь-Иртышского и Волго-Камского бассейнов, сделали Екатеринбург центром Среднего Урала.

Разработка генерального плана Екатеринбурга началась в XVIII в., в 1787 г. первый план был представлен Екатерине II. План изменялся, исправлялся, дополнялся в течение еще 58 лет и был утвержден в 1845 г. Николаем I. План определял расширение границ города и основные направления застройки территорий, главным образом, на юго-восток, вдоль поймы реки Исети и на северо-восток, где были удобные для заселения участки земли. Крепость города-завода обладала оптимально квадратной формой. Город представлял собой прямоугольник, разделенный улицами на кварталы, вытянутыми с севера на юг. Планировалось создание 34 широких и прямых улиц, разделенных на 335 жилых кварталов [12]. Аутентичный этап строительства Екатеринбурга как города-завода характеризовался совокупностью природной и архитектурной среды, единством визуального восприятия между пространством и застройкой. В основе планировки использовались принципы и традиции древнерусского строительства – резиньяция (подчинение) застройки природным условиям, т.е. на планировку города оказали влияние форма рек, прудов и рельеф местности. Но основонй планировочной доминантой Екатеринбурга стало не русло реки, а ось главной дороги, именно здесь стали пересекаться транспортные пути, идущие из европейской части России в Сибирь и также соединившие южные и северные районы Урала. Город стали называть «окном в Азию».

Уникальным комплексом была центральная часть Екатеринбурга с заводом, предзаводскими площадями, крепостью и гражданскими постройками. Архитектура города была самой инновационной для Урала. С 1826 г. Екатеринбург – центр горнозаводского Урала, и первая половина XIX в. становится для Екатеринбурга «золотым веком». Город стал мировым центром по обработке камня, чему способствовало открытие месторождений золота, драгоценных и полудрагоценных камней. Классический стиль церквей, дворцово-парковых ансамблей и промышленных зданий сделал Екатеринбург одним из наиболее изысканных городов на востоке России.

В начале XX в. Екатеринбург фактически исчерпал возможности генерального плана 1845 г., первая мировая война и события 1917 г. прервали его развитие. В конце 1923 г. состоялось соединение Екатеринбургской, Пермской, Челябинской и Тюменской областей в единую экономическую, административную и культурную Уральскую область с центром в Екатеринбурге. А 18 ноября 1924 г. постановлением ЦИК СССР город Екатеринбург был переименован в Свердловск, насчитывающий 45 округов и имеющий статус крупнейшего промышленного региона [1].

Концепция перспективного генерального плана развития Свердловска началась с распланирования центральной части города в 1925 г. В 1927 г. была составлена первая общая схема развития города. На ней были определены крупные промышленные новостройки и жилые районы, объединенные магистралями, которые соединяли их с центром и территориями общего пользования – аэропортом, железнодорожным вокзалом, магистральными и разъездными путями. Послереволюционный период назван периодом второго рождения города, именно тогда было положено начало таких преобразований, которые позволили городу обогнать в развитии другие города и стать одним из крупнейших административных, хозяйственных и культурных центров страны.

Разработка генерального плана «Большой Свердловск» началось в 1931 г. архитекторами С.В. Домбровским, Г.А. Голубевым и П.В. Оранским. Являясь «черновым наброском», план «Большого Свердловска» положил начало формированию «некомпактного города» с обособленными друг от друга промышленными и общественно-жилыми территориями, с группой центральных районов (Старый город, ВИЗ, Втузгородок) и сформированным водно-зеленым диаметром в пойме р. Исети. Генеральный план сохранял в целостности сформировавшуюся планировочную структуру, объединял старую часть города с новыми промышленными районами. Началось возведение жилых районов Уралмаш, Эльмаш, Вторчермет и застройка «старого города» общественно-жилыми комплексами. Территория города должна была составить не менее 100 тыс. га с пролиферацией, главным образом, на север, до деревни Балтым и в меньшей степени – на юг до Нижне-Исетска. Начало ВОВ не позволило реализовать этот план. Но он занял видное место в истории генерального плана города. Именно в него был внесен принцип объединения жилых территорий с помощью кольцевых магистралей, который был использован в дальнейших планах и отразился в практике застройки города. В 1934 г. Уральская область, фактически интегрирующая весь Урал, была поделена на несколько областей. Свердловск лишился превосходства регионального административно-хозяйственного центра, вследствие чего значительно секвестрировалось финансирование, это послужило причиной консервации почти ста начатых строек общественных и жилых зданий. В это время сменился подход отечественной архитектуры и градостроительства: начался период «гигантомании» в градостроительстве, что отразилось и на последующих проектах планировки Свердловска. Социалистический Свердловск – это стремительно растущий город, в котором реализовались передовые градостроительные решения. Колоссального размаха достигло строительство объектов промышленности, жилищного, культурного и коммунального направлений [3, 5].

Работа была продолжена в 1947 г. в Ленгипрогоре, но тоже отложена и возобновлена только в конце 50-х гг. в Свердловскгражданпроекте под руководством К.А. Узких и В.А. Пискунова. Расчетная численность составляла 1200 тыс. жителей. Этот проект существенно отличался от предыдущих и создавался с учетом новых экономических, методических и функциональных принципов, но в его основе сохранилась традиционная идея: Свердловск – компактный город [1].

В конце 60-х гг. в Свердловске сложилась сложная градостроительная ситуация: неоднородность центральной застройки, потеря главных архитектурно-планировочных и градостроительных ориентиров, необходимость определения основных композиционно-пространственных направлений, значительное число ветхого жилья – все это требовало реконструктивных действий. В 1967 г. были утверждены технические обоснования генерального плана, но вышли новые транспортные нормы, работу снова отложили. В итоге генеральный план был закончен в 1970 г. и утвержден только в мае 1972 г. Советом Министров РСФСР. Затянувшийся период разработки генерального плана объяснялся серьезными изменениями в политико-социально-экономических условиях страны и трудоемкостью комплексного подхода к развитию города [1].

Концепция проекта поддерживала принцип создания компактного города и характеризовалась иным подходом к планировочной организации территорий. В основу легли главные градостроительные идеи, разработанные в довоенных генеральных планах города с учетом региональных природных и классических особенностей архитектурно-планировочной структуры города-завода. Город рассматривался как единая структура. В соответствии с генеральным планом устанавливалась очередность по решению ряда проблем градостроительства:

- Вместо мелкоячеистого устройства жилых кварталов были сформированы крупные планировочные районы, объединенные улично-дорожной сетью.

- Образовались главные направления перспективы развития Свердловска – юго-западное и северо-восточное.

- Подразумевалось развитие и расширение транспортных путей как одно из главных положений для нормальной деятельности и развития города: предполагалось возведение нового аэропорта, увеличение железнодорожного узла, строительство кольцевых дорог и трасс непрерывного и скоростного движения, транспортное объединение отдаленных районов с центром и между собой, создание транспортного узла в центре города, строительство метрополитена связывающего периферийные районы с центром.

- Выведение более 50 мелких предприятий и использование их территорий под жилую застройку, озеленение или для расширения транспортных магистралей.

- Строительство и расширение учебных заведений, проектных и научных организаций.

- Строительство железоделательного завода. Структурно-пространственное устройство генерального плана сформировало и зафиксировало реализацию давнего градостроительного принципа: Свердловск – компактный город.

Положительным моментом этого генерального плана был факт существования больших резервных территорий для развития города. Такие идеи стали началом генерального плана Свердловска 1972 г. [1, 5].

К 2000 г. основные идеи генерального плана Свердловска (Екатеринбурга) 1972 г. были реализованы, но сроки окончания реализации генерального плана совпали с изменениями в постсоветском периоде: трудности проектирования общественных пространств усугубились, появилась тенденция ухудшения качества градостроительных решений по организации общественных пространств. Основной причиной стали негативные стороны рыночной экономики, не заинтересованной в развитии общественных пространств и инфраструктуры как не приносящие прибыль.

Екатеринбург стал одним из первых российских городов, где началась разработка плана стратегического развития, где были синтезированы лучшие достижения зарубежной практики городского управления, модифицированные с учетом российских реалий. При этом акцент был сделан на двух аспектах. Первый – отказ от традиционной для советского планирования количественной детализации и комплексности в пользу концентрации на главном для выживания, адаптации и устойчивого развития города в конкурентной рыночной среде. Второй – включение в процесс планирования заинтересованных участников городского развития и организация поиска договоренности между ними по поводу будущего города в рамках многостороннего и конструктивного диалога бизнеса, власти и общества [17].

Администрацией города для осуществления этой идеи была сформирована мастерская генерального плана, ее задачей была разработка плана развития города до 2025 г., учитывающего интересы общества и государства – условия жизнедеятельности, направленность и перспективы развития территории, формирование инфраструктур. Законодательные изменения касались защиты объектов исторического и творческого наследия, охраняемых территорий, а также санитарного и природоохранного благополучия города.

Проект генерального плана 2004 г. разрабатывался на территории муниципального образования «Город Екатеринбург», в его состав вошел Екатеринбург и 31 населенный пункт, с учитываемой площадью 114 289 га. Отдаленные населенные пункты будут являться отдаленными районами и войдут в «городскую черту», тем самым увеличив размеры территории города.

Сохранению и филиации подлежит компактная форма города, исторически сформированный каркас города, исторические тракты, улицы и площади, комплексные здания, кварталы, бульвары и парки, имеющие историческое и культурное значение.

Индивидуальному контролю подлежит градостроительная инициатива в области исторического центра с максимальной плотностью истории и культуры. Это создаст условия для сохранения и развития исторического центра города.

В основу генерального плана заложили общий коэффициент численности населения (коэффициент общего прироста населения за определенный промежуток времени). Поэтому главным вопросом разработки генерального плана 2004 г. считается расширение жилищного строительства.

В плане предполагалось увеличение объемов строительства жилого фонда до 42 млн. м2. Основанием жилой зоны стали уже сформировавшиеся центральные и периферические районы и образования. Планировалось возвести до 17,4 млн. м2 жилья разной этажности. Проведение реконструкции сохраняемого жилого фонда («сталинок», «брежневок», «хрущевок») и снос ветхого 1-2-этажного жилья; восстановление и благоустройство жилых кварталов, представляющих культурную и историческую ценности; сохранение и увеличение малоэтажной застройки городского коттеджного типа. Ядром жилой зоны станут уже сформированные центральные и периферические районы города.

По генеральному плану 2004 г. запланирована лучевая планировочная структура застройки 15 крупных районов с населением от 50 до 200 тысяч жителей – эти районы располагаются продольно главных лучей развития городской застройки. Лучевая направленность возникает вокруг центральных исторически сформированных районов. Территория города разделена на зоны:

- общественно-деловую;
- жилую;
- водно-зеленый каркас;
- инженерно-транспортную инфраструктуру;
- производственную;
- зону специальных назначений.

Лучевая структура учитывает расширение международного транспортно-логистического комплекса и придает особое значение развитию транспортного и инженерного каркаса. Основные «лучи» – это выездные магистрали, системы групп, определяющие идею мирового города. Радиально-кольцевая структура главных транспортных магистралей дает возможность соединить все районы с центральной частью города и между собой. Требовалось увеличение улично-дорожной сети, поэтому предполагалась ее протяженность до 1625 км – общегородских и районных магистральных улиц, дорог местного значения и дорог скоростного движения. Планировалось лродолжить создание «колец» в городе и вокруг него, строительство новых улиц и транспортных развязок.

Обеспечение безопасности пешеходного движения, за счет сети пешеходных улиц и площадей. Решение проблем, связанных с парковками транспорта, – строительство сети крупных паркингов, многоэтажных наземных и подземных гаражей, автостоянок и комплексов автосервисных услуг.

В генеральном плане учитывалось увеличение общественного транспорта: - продление трамвайных линий с 81 до 116 км, троллейбуса с 83 до 172 км, автобуса до 300 км, метрополитена до 22 км, начало развития городской электрички. Городской общественный транспорт связывал все районы с центром города и сближал их районы между собой и с центром.

Значительное место в общей планировочной структуре города занимает рекреационно-ландшафтная зона с лесопарками, парками, акваторией прудов и рек, которая делит застройку города и достигает центра города. Реализация работ по очистке поймы р. Исети и городского пруда, проведение работ по благоустройству и озеленению русла реки. Использование природных доминант как художественно-эстетических уникальных компонентов природного ландшафта. Водно-зеленый каркас формируется на основе объектов природно-заповедного фонда – это комплекс природных территорий: лесов, лугов, рек и водоемов, городских озелененных территорий представляющих единую систему природоохранного, восстановительно-оздоровительного, экологического значения. Оговаривалось расширение территории лесопарков за счет перевода лесов, граничащих с лесопарками, с повышением уровня благоустройства – прежде всего в юго-восточном направлении, как самого экологически чистого и высокоперспективного. Эти меры направлены на сохранение природных территорий и не допускают возможности нерационального и бесконтрольного природного ресурсoиспользования. Лучевая организация городской застройки позволила обеспечить строительство новых крупных районов средней и повышенной этажности, расширение районов малоэтажной застройки, реконструкцию районов, входящих в границы городского округа и создание единой системы расселения «Большой Екатеринбург» [3, 5–7].



Заключение

В XVIII в. активно использовался «образцовый» тип плана города. Этот план предполагал регулярную планировку улиц, выстраивание типовых кварталов с жилой застройкой. Позже, в период активной урбанизации, стали разрабатываться динамичные модели планировки городов, в которых была заложена возможность их территориального развития.

Знакомясь ближе с историей нашего и мирового градостроительства, мы уже более не можем рассматривать градостроительные решения Урала как нечто посредственное, улавливая в них проявления яркой индивидуальности и таланта создателей, выявляя множество пронзающих сквозь века нитей, связавших то или иное решение не только с национальными шедеврами, но и с мировыми. Среди российских городов Екатеринбург – единственный, который в 2002 г. включен в число 12 идеальных городов мира. Столица Урала находится в одном ряду с Токио, Нью-Йорком, Сингапуром, Рио-де-Жанейро и Стокгольмом.

Представление Екатеринбурга как мирового города можно осуществить во всевозможных композиционных решениях. Система идеализирования устройства города и композиционного моделирования сможет помочь спрогнозировать стадии развития Екатеринбурга, а культурно-генетический код идеального города XVIII в. можно передать в XXI в.

Одним из существенных факторов, способствующим внедрению стратегического подхода в практику городского управления, является наличие в крупнейших российских городах сформировавшихся научных школ, способных взять на себя многогранный и трудоемкий процесс разработки плана стратегического развития [18].

Миссия Екатеринбурга обозначена как «трансформация города из исторически сложившегося индустриально-хозяйственно-научного центра в современный многофункциональный центр с элементами мирового города, ядром которого станет научно-производственно-финансово-информационный комплекс, способный интегрировать Екатеринбург в глобальную экономику, встроить в новейшие инновационные национальные и региональные процессы и создать комфортную среду для обитания его жителей»*.

На Урале сложилась своя градостроительная школа, творчество ее последователей отмечено профессиональным совершенством и безусловной самобытностью. Градостроительство Урала имеет все основания, чтобы рассматриваться как региональная школа, ибо обладает определенными традициями. Во-первых, большая, а в некоторых случаях основополагающая роль промышленных построек, во-вторых, своеобразные художественно-стилевые черты на всех этапах развития. Перспективное развитие уральских городов требует от проектировщиков повышенного внимания к памятникам прошлого, очень деликатного внедрения их во вновь создаваемую застройку, поиск органичного соприкосновения нового и старого. Преемственное развитие архитектурно-планировочной структуры города неразрывно связано с необходимостью реализации мер по сохранению и дальнейшему устойчивому развитию сложившейся городской среды [7]. Исключительно важно учитывать «местный колорит», сохранение которого – одно из важнейших условий исторической преемственности. Условия преемственного развития города должны входить в основу разработки стратегического плана. Последовательное взаимодействие этапов градостроительной эволюции гарантирует сохранение и проявление преемственности.

Примечание

* Стратегический план развития Екатеринбурга.–  URL: https://xn--80acgfbsl1azdqr.xn--p1ai/%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE/%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D1%8F

References

1. Bukin, V.P., Piskunov, V.A. (1982) Development prospects up to 2000. Sverdlovsk: Middle-Urals book publishing house. (in Russian)

2. Savarenskaya, T.F., Shvidkovsky, D.O., Petrov, F.A. (1989) History of urban planning. Moscow: Stroyizdat. (in Russian)

3. Mazaev, G.V. (2014) The form of the city plan and the laws of its development. Academic Bulletin UralNIIproekt RAASN, No. 3, pp.9-14. (in Russian)

4. Lotareva, R.M. (2011) Plant-towns of Russia. Ekaterinburg: Socrates. (in Russian)

5. Goloborodsky, M.V., Sanok, S.I., Tokmeninova, L.I. (2013) History of the master plan for Ekaterinburg. 1723–2013. Ekaterinburg: Tatlin Publishers. (in Russian)

6. Ryabinin, B.S. (1980) The city where we live. Middle-Urals book publishing house. (in Russian)

7. Kolyasnikov, V.A. (2003) General plan of Ekaterinburg: traditions and innovation. Construction Complex of the Middle Urals, No. 1, pp.36-40. (in Russian)

8. Kolyasnikov, V.A. (1999) Urban ecology of the Urals. Ekaterinburg: Architecton. (in Russian)

9. Kolyasnikov, V.A., (2012) Modern theory and practice of urban planning: territorial planning of cities. Ekaterinburg: Architecton. (in Russian)

10. Starikov, A.A. (2018) Architectural and planning issues in the spatial development of Russian cities. Architecton: Proceedings of Higher Education, No. 2 (62). Available from: http://archvuz.ru/en/2018_2/7  (in Russian)

11. Raninsky, Yu.V. (1981) Historical and theoretical foundations of continuity in the development of the architectural ensemble. Summary of Doctor of Architecture dissertation. Moscow: MARHI. (in Russian)

12. Kholodova, L.P. (2021) The Manhattan code: space as a commodity. Architecton: Proceedings of Higher Education, No.1(73). Available from: http://archvuz.ru/en/2021_1/4/  – doi: 10.47055/1990-4126-2021-1(73)-4 (in Russian)

13. Yargina, Z.N., Kositsky, Ya.V. et al. (1986) Fundamentals of the theory of urban planning.  Moscow: Stroyizdat. (in Russian)

14. Smolyar, I.M. (2004) Terminological dictionary of urban planning. Moscow: ROKhOS. (in Russian)

15. Kolyasnikov, V.A. (ed.) (1995) Regional features of urban planning in the Urals. Ekaterinburg: Architecton. (in Russian)

16. Zaikin, G.S. (1984) Historical and architectural foundations of district planning. Moscow: MARKHI. (in Russian)

17. Zhikharevich, B.S. (1995) Modern economic policy of city and regional authorities. St. Petersburg: IS EP RAN. (in Russian)

18. Turgel, I.D., Makovkina, S.A. (2009) Comparative analysis of the practice of strategic planning of socio-economic development in the major cities of Russia. Economics and Management, No. 6 (99). (in Russian)

Citation link

Cherepnina, Ya.L. Urban planning approaches in the master plans of 1972 and 2004 for Ekaterinburg [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2023. – №2(82). – URL: http://archvuz.ru/en/2023_2/21/  – doi: 10.47055/19904126_2023_2(82)_21


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 19.04.2023
Views: 116