Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №2 (82) June, 2023

Arts and crafts

Luo Honghui

Doctoral student, Institute of Design and Arts.
Research supervisor: R. A. Timofeeva, PhD (Art Studies).
St. Petersburg State University of Industrial Technologies and Design,

Russia, St. Petersburg, e-mail: painterlohom@mail.ru

Timofeeva Rimma A.

PhD (Art Studies).
St. Petersburg State University of Industrial Technologies and Design,

Russia, St. Petersburg, e-mail: rimma.a.timofeeva@gmail.com

Principles of organization of the monumental and decorative design in the Chinese metro: interaction with the recipient

УДК: 75.052
DOI: 10.47055/19904126_2023_2(82)_28

Abstract

The metro stations are typical public spaces in cities, and they are important for the development of monumental and decorative art. Studying foreign cases has a positive value for considering the problems that the monumental and decorative art of metro stations may face in the new conditions that have arisen with the change of time. This article examines the monumental and decorative art in the rapidly developing Chinese metro system and analyzes the ways in which Chinese authors have established connections between the works, the station space, the city, and the public in order to fully realize the social significance of monumental and decorative art.

Keywords: monumental and decorative art, artistic design of metro stations, public art, Chinese art

Монументально-декоративное искусство российского метрополитена создало множество блестящих произведений в подземных «дворцах» Москвы и Санкт-Петербурга, которые не только являются частью жизни местных жителей, но и производят сильное впечатление на отечественных и зарубежных гостей. В настоящее время появились новые варианты оформления станций, используются новые технические средства в процессе изготовления монументально-декоративных работ. Например, на станции «Беговая» в Санкт-Петербурге, которая открылась в 2018 г., работы Ирины Барановой представлены в лентикулярных отпечатках с применением техники стерео-варио печати [9].

Изменение строительной среды, материалов, технологий, социальной идеологии и государственной политики с течением времени может быть как шансом, так и вызовом для монументально-декоративного искусства. Вопрос о том, как его развивать в новых социальных условиях с очевидностью встал перед российскими художниками-монументалистами. В этом контексте положительным является обращение к развитию монументального искусства в других странах. Художественное оформление российского метрополитена уже давно является важным объектом изучения для китайских исследователей и художников-монументалистов, а в настоящее время быстроразвивающийся китайский метрополитен, вероятно, постепенно становится важным объектом для российских исследователей.

Линия 1 пекинского метро, построенная в 1969 г., была самой ранней линией метрополитена в Китае, а сегодня китайский метрополитен уже стал крупнейшей городской рельсовой транспортной системой в мире. Согласно данным Китайской ассоциации городского рельсового транспорта, к концу 2022 г. в 42 городах континентального Китая открыты линии метрополитена общей протяженностью 8 012,85 км, что составляет 77,85% от всех видов городского рельсового транзита [6, с. 6–7]. За почти 40 лет, прошедших с 1984 г., китайское монументально-декоративное искусство метрополитена изменило свое положение, превратившись из простого «украшения станции» в «паблик-арт» (public-art) как средство, связывающее людей и пространство, горожан и город. «Слово "публичный" в понятии "паблик-арт" означает не только открытость и общедоступность физического пространства, в котором расположено произведение искусства, но и социальную публичность произведения искусства по отношению к общественности и в служении общественности» [2, с. 14]. Художник-монументалист У Диньюй резюмирует развитие такой концепции, как «от вмешательства искусства в пространство метрополитена к формированию пространства метрополитена искусством, и к активизации пространства искусством» [10. с. 1].

Основным стимулом для изменения концепции стала подготовка к Олимпийским играм в Пекине и Шанхайская Всемирной выставке в 2000-х гг. В этот период по мере ускорения строительства метрополитена исследователи и политические деятели начали обращать внимание не только на совместимость общего стиля оформления станций с различными категориями визуальной информации и дизайна, такими как архитектурные конструкции, произведения искусства, рекламы и указатели, но и четко осознали значительную роль пространства станции метрополитена в отражении культурного содержания, в частности местного колорита, что постепенно стало обязательным требованием к проекту метрополитена. В отличие от других видов паблик-арта, определенных китайскими исследователями, таких как временные художественные мероприятия, другие декоративные элементы и сувениры, большие монументально-декоративные произведения как постоянные, убедительные элементы станции, могут более четко указать на культурные темы станции и реализовать ее социальную значимость, представлять духовное ядро станции.

Соответствующие темы, естественно, являются самым прямым средством придания монументально-декоративным произведениям «публичности». Но по мере роста понимания паблик-арта китайские исследователи и художники-монументалисты начали осознавать, что недостаточно создать связь с публикой только через социальную значимость темы. По словам У Шисиня, «сложность паблик-арта заключается в том, что это не просто сложение один плюс один, а скорее сложное уравнение» [12, с. 58]. Художник-монументалист должен учитывать все факторы, чтобы получить оптимальный ответ на этот вопрос. Поэтому, чтобы более целостно реализовать «публичность», укрепить связь между произведением и публикой, и тем самым «активизировать пространство искусством», китайские исследователи и художники-монументалисты начали пересматривать монументально-декоративное искусство метрополитена с многомерной точки зрения и предприняли множество практических попыток.

Прямой способ усилить связь произведения с публикой в плане истории и культуры – это применение изображений древних произведений искусства, традиционных художественных стилей, материалов и народных ремесел на основе разработанной соответствующей темы. Один из примеров – роспись «Пышные десять тысяч деревьев» на станции Цянь-мэнь (Qianmen, 2021) линии 8 пекинского метрополитена. Основываясь на своих академических исследованиях автор росписи Чан Шана, авторитетный китайский искусствовед, отобрала наиболее представительные изображения деревьев из буддийских пещерных росписей разных эпох в регионе Дуньхуан, объединив их на одной картинной плоскости с помощью образов гор. Художественное наследие региона Дуньхуана в последние годы нередко привлекает внимание китайской общественности, и такая тема и стиль легко вызывает отклик на национальном уровне. Стоит отметить, что работа выполнена с использованием «микрокристаллического стекла» – экологического материала, изготовленного из промышленных отходов. Используемая технология была предоставлена Сычуаньской компанией «Имин» (Sichuan Yiming Microcrystalline Technology Co., Ltd), которая обладает рядом соответствующих патентов. Вопросы безопасности, экономичности и экологичности материала также имеют социальную значимость и могут рассматриваться как аспект «публичности» монументально-декоративной работы метрополитена.

На самом деле, чаще всего особое внимание уделяется местной истории и культуре, связанной с городом или кварталом, в котором расположена станция. Например, в работе «Ритм старого времени, звук сегодняшнего дня» на станции Сян-мэнь (Xiangmen, 2012) 1-й линии Сучжоуского метрополитена использован стиль местного фольклорного искусства «Таохуауская лубочная картина» (нянь-хуа, букв. «новогодняя картина»), а в работе «Ритм старого города» на станции Гу-лоу (Gulou, 2015) 2-й линии Нинбоского метрополитена использовано представительное местное ремесло «красно-золотая резьба по дереву», т. е. деревянная резьба с красной окраской и покрытием сусальным золотом.

Помимо специфических исторических и культурных факторов, городской район, в котором находится станция, может также иметь четкую современную функцию, например учебное заведение, торговый район, промышленная зона и т. д. Металлический рельеф «Дорога на горе книг» (рис. 1) на станции Нэй-да Нань-сяо-цюй (Neida Nanxiaoqu, 2020) 2-й линии метрополитена Хоххота является примером современной инновации традиционного искусства с точки зрения стилистики создания образа, характера материалов и технических средств. Работа создана под руководством У Динюй, основные используемые материалы – нержавеющая сталь, медная пластина и фторуглеродная краска. Тема работы, во-первых, отсылает к горе «Дациншань», находящейся на севере Хоххота, а также символизирует «восхождение на вершину знаний», что связано с Университетом Внутренней Монголии, расположенным рядом со станцией. Рельеф, покрывающий коричневый фон стены с изображениями книг, имитирует традиционную живопись на бумажном свитке, который летит снизу вверх слева направо. Складки на картине символизируют изучение и раскрытие современными китайцами знаний и художественных достижений своих предков.

Рис. 1. Детали произведения «Дорога на горе книг». Источник: сайт Xinhua Silk Road

Изображение горы здесь является абстракцией «золотисто-бирюзового стиля» китайской пейзажной живописи. Традиционно этот стиль характеризуется тонкими контурными линиями, использованием пигментов из азурита, малахита и золота, которые очень декоративны и распространены в древних придворных картинах, символизируя власть и процветание империи. Этот стиль фактически является вариацией «сине-зеленого стиля», который включает все картины с использованием синих и зеленых минеральных пигментов (рис. 2). На стене станции «складки» делят рельеф на множество геометрических частей, при этом синий и зеленый цвета изображают обобщенный горный хребет, волнистая поверхность имитирует его природную особенность, а золотистые металлические линии, следующие за складками, очерчивают вершины, усиливая контраст пространственной глубины. Визуальное богатство работы еще более подчеркивается различной яркостью плоскостей в разных направлениях при освещении.

Рис. 2. Горы и воды на тысячу ли (фрагмент). Ван Симэн. 51,3 х 1191,5 см. музей «Гугун», Пекин

Внедрение светотехники, дисплеев, аудиотехники и других современных технических средств в монументально-декоративные произведения является эффективным средством адаптации к эстетике современных людей. Множество таких примеров можно найти в Шанхае, одном из самых современных городов Китая. Художественное оформление станции Хань-чжун-лу (Hanzhong Road) 12-й линии называется «Подземный зачарованный лес бабочек» (2015). Свет от ламп льется вниз с вершины пяти наклонных колонн, имитируя солнечный свет, проходящий сквозь щели листьев в лесу, а на стенах перехода расположены 2015 ламп в форме бабочек, изготовленных по технологии 3D-печати, способных постоянно менять цвет. На станции Чэнь-чунь-лу (Chenchun Road, 2018) 13-й линии образы из самой известной пейзажной картины мастера Хуан Гунвана (XIII–XIV вв.) «Жилище в горах Фучунь» деконструированы и напечатаны на разных слоях стекла (рис. 3). По мере движения зрителя изображения на различных слоях стекла визуально создают определенную пространственную глубину с помощью освещения с обратной стороны, представляя эстетический эффект, отличный от оригинала.

Рис. 3. Художественное оформление станции Чэнь-чунь-лу.
Источник: Чэнь Мэнцзе, газета «Вечерние новости Синьминь»

Художественное оформление станции Ву-чжун-лу (Wuzhong Road, 2021) на линии 15 было спроектировано компанией Wutopia Lab. Интерьер вестибюля станции оформлен в виде ночного вида современного Шанхая с помощью алюминиевых пластин, покрытых миниатюрными светильниками, а световые полосы на стенах проходов и лестниц представляют собой абстрактный силуэт города. Эти светильники, расположенные в разных местах и постоянно меняющие цвет, являются не только осветительными приборами, но и выполняют роль создания эстетической атмосферы станции. Монументально-декоративное произведение на станции Университет Фудань (Fudan University, 2021) линии 18 является примером сочетания света и традиционных художественных принципов. Обобщенные формы камня наложены друг на друга в манере традиционных китайских пейзажных картин, образуя форму холмов и гор. Края каждого компонента инкрустированы полосами света, что визуально похоже на традиционную картину, очерченную световыми линиями. На станции Лу-цзя-цзуй (Lujiazui) на стене перехода, соединяющего линию 14 с линией 2, находится работа с движущимся изображением «Золотые волны» (2021), представленная на дисплее длиной 112 м (рис. 4). По словам авторов (компания teamlab), работа была создана путем компьютерного моделирования принципов движения волн, а затем преобразована в плоское изображение линейной структуры [4]. Волны символизируют р. Хуанпу в Шанхае, вода – символ богатства в традиционной китайской культуре, золотые волны представляют процветающее развитие Шанхая в настоящее время, а также связаны с Шанхайским всемирным финансовым центром, где расположена станция.

Рис. 4. Детали произведения «Золотые волны». Источник: официальный сайтTeamlab

В последние годы художественный язык света все чаще используется и в других городах, например работа «Память о свете и тени» на станции Хун-цзуй-цзы (Hongzuizi, 2017) линии 1 в Чанчуне связана с первой киностудией КНР, расположенной в этом городе. Множество стеклянных элементов в форме кинопленки соединены вместе на стене, с помощью освещения с обратной стороны, вызывая воспоминания о старых фильмах. Работы на станции Цянь-вань (Qianwan, 2019) на 5-й линии Шэньчжэньского метрополитена являются последними творениями американского художника Стивена Кнаппа (Stephen Knapp) (1947–2017). Свет от прожектора преломляется и отражается от стекла со специальным покрытием и разделяется на разные цвета. Работы помещены здесь как символ безграничных возможностей развития города.

Фактические психологические ощущения пассажиров при пользовании станциями являются еще одним аспектом, который необходимо учитывать художнику-монументалисту. Значительная часть пользователей китайского метро – молодые офисные работники, которые часто сталкиваются с большими психологическими нагрузками на работе и в жизни из-за жесткой конкуренции. Поэтому для некоторых станций более уместна облегченная тематика и стиль, чем серьезность истории и культуры нации. Типичным примером является Шэньчжэнь, известный как «город будущего» в Китае, который начал свою модернизацию только с 1979 г. и стал местом проживания молодых людей с мечтами со всей страны. Данные за 2019 г. показывают, что средний возраст пассажиров метрополитена Шэньчжэня – 31 год и 3 месяца, 73,9% из пассажиров имеют высшее образование [3]. По сравнению с другими городами, работы в абстрактном стиле очень широко представлены в художественном оформлении метро Шэньчжэня.

В работе «Земная радуга» на станции Чи-вань (Chiwan, 2019) 5-й линии Шэньчжэня используется цветной цемент – материал, который редко встречается в монументально-декоративных произведениях китайского метрополитена. Различные цветовые слои проявляются благодаря шлифовке серой цементной поверхности с разной интенсивностью, что символизирует теплое сердце современного города, обнаруженное в земле и бетонной архитектуре. Совершенно необычный материал используется в работе «Память» на станции Фу-юн (Fuyong) – множество раковин устриц образуют абстрактные образы волн, представляя память о маленькой рыбацкой деревушке на краю страны перед тем, как Шэньчжэнь превратился в мегаполис. В произведении «Синька (копия чертежа)» (рис. 5) на станции Ма-Вань (Mawan, 2019) используется белый мрамор, рельеф представлен в виде волнистых складок бумаги. Автор сначала развернул бумажный самолетик и парусник, затем использовал технологию 3D сканирования для получения цифровой модели после работы гравировального станка с ЧПУ, детализация была выполнена руками и, наконец, размещена на стене станции [7]. Произведение, с одной стороны, вызывает воспоминания о детстве, а с другой – предвещает будущие достижения Шэньчжэня.

Рис. 5. «Синька». Источник: официальный сайт SZMC

Некоторые произведения в Пекине сохраняют четкое конкретное содержание при создании художественной атмосферы, ориентированной на молодых людей. Станция Ван-цзин (Wangjing, 2014) на 14-й линии пекинского метрополитена расположена в районе с множеством интернет-компаний, где работает много молодых офисных работников. В оформлении станции использованы элементы из видеоигры «Тетрис», а монументально-декоративные произведения также используют метод формирования изображений из точек одинаковой формы, характерный для пиксельной игры, чтобы представить детские воспоминания и фантазии. На трех стенах цветовые кубики из нержавеющей стали создают рельефы, изображающие мальчика, смотрящего в телескоп с воздушного шара, девочку, летящую на чемодане с воздушными шарами в руках, и сцену из известной игры «Супер Марио».

Линия 10 является самой длинной и одной из наиболее загруженных линий пекинского метрополитена. Нежелательные результаты длительных поездок и переполненных пространств для психики пассажиров здесь выдвигаются на первый план. Скульптура девушки, ожидающей поезда, опирается на стену в работе «Цветущие годы» станции Цао-цяо (Caoqiao, 2012). Фон стены состоит из изображений, связанных с ее повседневной жизнью, представленных в виде пазла. Большие участки приятного розового цвета подчёеркивают позитивную сторону жизни. Работа «Пекинская весна» (рис. 6) на станции Си-дяо-юй-тай (Xidiaoyutai, 2012) на той же линии использует изображения и скульптуры в виде ласточек (один из символов Пекина), летящих сквозь свежие ивовые листья, чтобы передать дух Пекина в новую эпоху. Рядом находятся две скульптурные кошки, одна из которых спит, а другая смотрит на ласточку. В отличие от глубокого исторического и культурного содержания и насыщенных цветов других работ, показывающих дух города в пекинском метро, веселая милая сценка в этой работе явно больше подходит для молодых людей и поможет снять напряжение. Смешение особенностей городской традиционной культуры с художественным стилем, который отвечает эстетическим предпочтениям молодых людей, помогает углубить их чувство идентификации с городом.

Рис. 6. «Пекинская весна». Источник: Википедия

Сотрудничество скульптуры и росписи в этих двух работах фактически указывает на другой способ укрепления связи между произведением и зрителем – скульптура здесь становится мостом между двухмерным плоским пространством росписи и реальным пространством, в котором находится зритель. Кроме того, поведение пассажиров в процессе просмотра тоже может стать способом углубления этой связи, и создание такой возможности – важное средство достижения «публичности» монументально-декоративного произведения, его «интерактивности».

Произведение «Прогулка и беседа вместе» на станции Фэн-чжун-сы (Fenzhongsi, 2012) на линии 10 Пекина использует принцип мультипликации для разделения изображения и с помощью специальной ремесленной конструкции создает динамический визуальный эффект по мере прохода зрителя. Работа «Раннее утро» на станции Чжу-гуань (Zhuguang, 2016) линии 7 Шэньчжэня состоит из металлических скульптур в форме капель росы на стене, в которых использован принцип «искажающего зеркала» – детского сооружения с изогнутой поверхностью, которое было очень популярно в китайских парках в 1990-е гг. Когда пассажиры смотрят на эти скульптуры, они видят свои искаженные лица, отражающие усталость молодых людей, которые каждый день рано встают на работу, и напоминающие им о приятных детских воспоминаниях и мечтах. Похожий принцип можно найти в работе «Смотреть друг на друга» (рис. 7) на станции Шэнь-вай-гао-чжун (Shenwai Senior Campus, 2020) на 8-й линии Шэньчжэня. На одной стене станции расположены цветные полосы, представляющие различные эмоции, а на противоположной стене находится волнистое зеркало из нержавеющей стали, и когда зритель попадает в пространство между двумя стенами, он видит свои образы, сливающиеся с работой и с разнообразными эмоциональными изменениями городской жизни.

Рис. 7. «Смотреть друг на друга». Источник: официальный сайт SZMC

В дополнение к использованию свойств материала интерактивность произведения может быть достигнута и с помощью современных технических средств. Однако в нынешней ситуации китайского метрополитена интерактивные технологии чаще всего используются в рекламе и временных художественных мероприятиях, а в постоянных монументально-декоративных работах они применяются пока реже. Пример этого – станция Площадь Гуангу (Optics Valley Square, 2012, линия 2 в Ухане), расположенная в районе города, где сосредоточены высокотехнологичные отрасли. На стенах станции примитивные тотемы и традиционные орнаменты, взятые из местной культуры, абстрагированы и выгравированы на металлической пластине вместе с современными символами монет разных стран. На обратной стороне пластины установлены светильники, различные цвета которых создают фантастический визуальный эффект. С помощью восьми интерактивных проекторов и технологии инфракрасного распознавания действия зрителей передаются на плоскость работы [13, с. 223].

Пекин является наиболее развитым городом для монументально-декоративного искусства метрополитена Китая, некоторые произведения под руководством Центральной академии изобразительных искусств служат примером того, как китайские художники-монументалисты в последнее десятилетие уделяют особое внимание «интерактивности» монументально-декоративных произведений.

Станция Цинь-хуа-дун-лу-си-коу (Qinghua Donglu Xikou, 2014) 15-й линии пекинского метрополитена находится рядом с Университетом Цинхуа. Монументально-декоративное произведение станции «Воспоминания учащихся» состоит из серии литых бронзовых рельефов, помещенных в рамы из нержавеющей стали на стене, представляющих собой «окна», с помощью особой перспективы и света показывающие 16 наиболее типичных сцен и моментов жизни в университете. Вэй Синь, один из авторов, объясняет: «Публика может отсканировать QR-код рядом с работой, чтобы получить доступ к интерактивной онлайн-платформе, и введя номер соответствующего «окна», они смогут услышать разговоры и звуки, связанные с этой сценой. И, организуя новые художественные мероприятия, мы узнаем у общественности или соседних студентов, что они думают об этих сценах, и опубликуем их на интерактивной онлайн-платформе» [1, с. 43].

Монументально-декоративное произведение «Воспоминания о Пекине» на станции Нань-луо-гу-сян (Nanluogu Xiang, 2013) пекинской линии 8, расположенной в старой части города, не только показывает интерактивный характер в процессе просмотра, но и было создано при прямом участии публики. Проект начался в 2013 г., когда авторы сначала создали силуэты различных сцен местной народной жизни на стенах станции, используя более 4 000 прозрачных, сделанных вручную глазурных кубиков янтарного цвета (рис. 8). А к 2016 г. в эти кубики со стороной 6 см было вложено множество старых предметов, предоставленных жителями Пекина: значки, талоны на питание, ключи, обертки от конфет, игрушки и т. д., представляющие собой воспоминания, запечатанные янтарем. Под руководством профессора Ван Чжуна авторская команда провела большую работу с 2013 г., включая: сбор старых предметов у общественности через официальные сайты и СМИ; посещение старых пекинских купцов и носителей нематериального культурного наследия, чтобы узнать у них об особых историях, связанных с городом, и сделать аудиозаписи и видеозаписи; представление проекта горожанам, проживающим вблизи станции, и общение с ними для выяснения их предложений по проекту. Пассажиры могут отсканировать QR-код, посетить официальный сайт или онлайн-платформу в приложении для социальных сетей WeChat, чтобы получить текстовую, аудио-, фото- или видеоинформацию о старых предметах, а также можно оставить комментарии для общения с авторами.

Рис. 8. Элементы произведения «Воспоминания о Пекине». Источник: энциклопедия Байду

Проект «Воспоминания о Пекине» представлял собой интересный пример использования интерактивного подхода китайского художника-монументалиста. Один из участников проекта Ву Диньюй говорит: «Мы хотим не только украсить стену и придать ей формальную эстетику, но и вызвать воспоминания и мысли людей об этом месте через работу» [11, с. 113]. Ван Чжун, руководитель проекта, объяснил в интервью: «...позволить сохранить и передать память о городе в материальной форме и связать ее с текущей жизнью, чтобы каждый житель стал участником искусства, внушая чувство ответственности и сопричастности, вызывая чувство гордости, и вдохновляя туристов любить и помнить город... паблик-арт не ограничивается материальными объектами, но также является катализатором рассказа о городе, превращая искусство в "семя", посаженное в плодородную почву городской общественной жизни, вызывая "рост" культуры и давая жизненную силу городу» [8]. Однако несмотря на то, что после завершения работы она получила широкое признание общественности, к сожалению, выявились и определенные проблемы. Согласно газете «Вечерний Пекин», многие элементы работы пропали из-за вандализма и кражи пассажирами [5].

Работа «Один человек, одна картина» на станции Фу-тун (Futong, 2014) пекинской линии 14 является также примером прямого участия публики в творчестве. Сто сорок пять картин на стене в круглом или квадратном формате созданы людьми разных социальных статусов и возрастов.

Таким образом, монументально-декоративное искусство метрополитена в Китае четко определяется как «паблик-арт», ядром которого является публичность. Рассмотрение произведений в китайском метрополитене показывает, что кроме разработки подходящих тем, другие конкретные способы формирования связей с публикой можно обобщить в двух основных направлениях:

Во-первых, создание связей из определенных исторических и культурных факторов – прямое представление традиционных произведений искусства; применение традиционных художественных стилей, материалов и народных ремесел. Во-вторых, с учетом эстетических предпочтений и практических потребностей современных людей: применение современных художественных стилей; создание спокойной и приятной атмосферы; использование эстетической силы современных материалов и технологий изготовления; внедрение разнообразных новых современных технологических средств; приглашение публики к участию в творческом процессе; создание интерактивных возможностей для работы.

Сочетание традиционных и современных аспектов с целью достижения более совершенной «публичности» произведений в настоящее время является стремлением китайского художника-монументалиста. Стоит отметить, что создание интерактивности в произведениях привлекло внимание в последние годы, и хотя в настоящее время существует пока мало примеров на практике и не хватает разнообразия, это должно стать важной тенденцией в развитии монументально-декоративного искусства метрополитена Китая в 2020-х гг.

References

1. Wei, X. (2015). Public Art and the Spirit of Public Space in Students' Memories. Zhuangshi, No. 62, pp. 41–43. DOI: 10.16272/j.cnki.cn11-1392/j.2015.11.011 (in Chinese)

2. Weng, J. (2002). Concepts and orientations of public art: a study of the culture and values of contemporary public art. Beijing: Peking University Press. (in Chinese)

3. Company Qmitong Media. (2021). Data of Shenzhen Metro. [online] Sina. Available at: https://inlnk.ru/KeVJz7 [Accessed 10 May 2023].

4. Teamlab. (2021). Golden Waves – Lujiazui Station. [online] Teamlab Shanghai Official Site. Available at: https://www.teamlab.art/zh-hans/w/goldwaves_lujiazui/goldwaves_lujiazui/  [Accessed 10 May 2023].

5. Beijing Evening News, [2016]. How to preserve unique memories of Beijing [Online]. Available from: https://china.huanqiu.com/article/9CaKrnJW2kZ [Accessed 10 May 2023]. (in Chinese)

6. China Association of Metros, [2023]. Overview of Urban Rail Lines in Mainland China 2022 [Online]. Available from: https://www.camet.org.cn/xxfb/11509 [Accessed 10 May 2023]. (in Chinese)

7. ShenZhen Public Art Center, [2016]. Online platform of the Shenzhen Metro Art Museum [Online]. Available from: https://artmetro.mysxl.cn/ [Accessed 10 May 2023]. (in Chinese)

8. China Writer, [2016]. Public art: a catalyst for city storytelling Interview with Wang Zhong, director of the School of Urban Design of Central Academy of Fine Arts [Online]. Available from: http://www.chinawriter.com.cn/n1/2016/1221/c404005-28966372.html [Accessed 10 May 2023]. (in Chinese)

9. Tatlin, [2021]. Underground Monumental [Online]. Available from: https://tatlin.ru/articles/podzemnoe_monumentalnoe [Accessed 10 May 2023].

10. Wu, D., Su, C. (2015). From Art Decoration Space to Art Activation Space: Public Art Development and Evolvement of Beijing Metro in Past 30 Years. Urban Mass Transit, No. 4, pp. 1–4, 8. DOI: 10.16037/j.1007-869x.2015.04.001 (in Chinese)

11. Wu, D. (2015). Exploratory Practice in Public Art of Beijing Subway: Creative Thinking about the Public Art Plan "Beijing Memories". Zhuangshi, No. 1, pp. 112–114. DOI: 10.16272/j.cnki.cn11-1392/j.2015.01.030 (in Chinese)

12. Wu, S. (2019). The Universality and Particularity of Public Art Assessment – Taking the Public Art Projects of the Changchun Subway Line 2, Jilin as an Example. Sculpture, No. 6, pp. 58–63. (in Chinese)

13. He, M., Ji, S. (2013). The Exploration of Public Device Art in the Transportation Construction–Taking Wuhan Rail Transit Subway Line 2 Art Design Engineering as an Example. Urbanism and Architecture, No. 20, pp. 223–224. DOI: 10.19892/j.cnki.csjz.2013.20.195 (in Chinese)

Citation link

Luo Honghui, Timofeeva, R.A. Principles of organization of the monumental and decorative design in the Chinese metro: interaction with the recipient [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2023. – №2(82). – URL: http://archvuz.ru/en/2023_2/28/  – doi: 10.47055/19904126_2023_2(82)_28


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 07.04.2023
Views: 103